Открытый урок литературы 10 класс. “Правда Сони Мармеладовой” (по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Альметьевска РТ
Открытый урок по литературе в 10 классе:
«Правда Сони Мармеладовой»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» г.Альметьевска РТ
Мазитова Олеся Арташесовна
Альметьевск
Цели урока:
-
Обучающая: совершенствовать умение аналитического комментирования текста; определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой;
проследить, как меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова, вынесенные в эпиграф урока;
показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок.
-
Развивающая: развивать коммуникативную компетенцию учащихся; совершенствовать умение выделять ключевые слова и выражения, определяющие основную мысль; находить связи предыдущего, настоящего и последующего содержания романа, проводить умозаключения.
-
Воспитывающая: воспитывать сочувствие, сострадание к ближнему, толерантное, гуманное отношение друг к другу; воспитывать культуру общения.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г.Перовым в 1872 г., картина И.Н.Крамского «Христос в пустыне» (1872 г.), Евангелие, мультимедийная презентация.
Ход урока
-
Слово учителя.
-
Сообщение ученика о сюжете картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».
-
Эвристическая беседа.
-
Беседа по эпизоду романа – «Чтение притчи о Воскрешении<\p>
Лазаря».
-
Выразительное чтение учеником главы из Евангелия о воскрешении Лазаря.
-
Аналитическая беседа. Работа с текстом.
-
Инсценирование сцены признания Раскольникова Соне.
-
Аналитическая беседа по части 5 главе 4 (сцена признания Раскольникова Соне).
-
Проекция на современность.
-
Итог урока.
Ход урока
Без любви к ближнему
никто из нас<\p>
обходиться не может.
В. Распутин
1. Слово учителя.
– Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, уважаемые учащиеся!
Мы начинаем наш урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» с простого, на первый взгляд, слова – «добрый». Наверное, это не случайно.<\p>
Какую смысловую нагрузку несет это слово? Какие однокоренные слова вы можете к нему подобрать?
– Как вообще соотносится слово «добро» и производные от него с проблематикой романа «Преступление и наказание»?
– Добро – стержневое, ключевое понятие романа.
«Преступление и наказание» – это произведение, которое учит нас добру, состраданию, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг.
– Но прежде, чем приступим к анализу романа, обратите внимание на карточки, которые у каждого из вас на партах. Они состоят из таблицы и индивидуального вопроса по 4 части 4 главы или по 5 части 4 главы.
Таблицу вы стараетесь заполнить по ходу урока, а ответ на вопрос сможете написать либо в конце урока, если останется время, либо допишите дома, если не хватит времени. Результаты получившейся работы мы обсудим на следующем уроке.
Для оценивания работы применим метод взаимопроверки.
Характеристика героев романа
Соня Какая она? | Раскольников Какой он? |
верующая | без Бога в душе |
сильная | запутавшийся |
преданная | эгоистичный<\p> |
гуманная | лелеявший страшную теорию |
способная<\p> на самопожертвование | с трудом «отрывающий»<\p> теорию от себя |
мужественная | нервный |
чуткая душой | раздражительный<\p> |
наделенная даром бесконечного сострадания к людям | сотканный из противоречий |
искренняя | скрытный |
скромная | замкнутый |
Таким образом, за урок каждый из вас получит оценки: две оценки (за заполнение таблицы, за ответ на вопрос карточки по материалу, изученному на уроке) и третью оценку вы получите за непосредственную работу на самом уроке.
– Посмотрите на картину И.Н.Крамского «Христос в пустыне»
(1872) и портрет Ф.М.Достоевского, написанный В.Г.Перовым (1872). Постарайтесь увидеть, что в них общего.
Основа сюжета картины Крамского «Христос в пустыне» трактуется по-разному. Послушаем сообщение ученицы, которая окончила художественную школу.
2. Сообщение ученика о сюжете картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».
И.Н.Крамской – известный живописец XXI века, художник-передвижник, автор картины «Христос в пустыне» (1872).
1-ая трактовка сюжета картины.
Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле (миссия – «спаситель», то есть его миссия – принести в жертву себя, чтобы спасти от грехов человечество), уходит в пустыню, где в течение сорока дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно на это решиться. Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого.
2-ая трактовка сюжета картины.
Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.
3. Эвристическая беседа.
– Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах?
/И у Иисуса Христа, и у Достоевского руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах./
– Подобно приходу в мир Иисуса Христа, в русскую литературу со своим спасительным словом пришел и писатель Достоевский. В портрете писателя заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра, любви, милосердия, справедливости.
– А какой путь должен пройти человек, чтобы прийти к добру и любви к ближнему?
/ Путь к этому, по мнению Достоевского, – нравственное совершенствование каждого человека.
-
Беседа по эпизоду романа – «Чтение притчи о Воскрешении Лазаря».
– Итак, дома вы читали 4 главу 4 части. У вас было задание: обратить внимание на поведение героев при встрече; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.
– Какие вы сделали выводы, что показалось интересным, что – непонятным? Какие трудности возникли при осмыслении содержания главы? Чем хотите поделиться с товарищами?
/Поражает то, что Раскольников приходит именно к Соне, но в первый свой приход ничего не говорит об убийстве, обещает рассказать об этом в следующий свой визит./
– Раскольников просит прочесть из Евангелия о воскрешении Лазаря. Интересно, почему именно эту сцену?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к героям, послушаем главы о воскрешении Лазаря из Евангелия. А вы откройте страницы, где находятся выдержки из Евангелия в произведении. Постарайтесь понять глубокий смысл библейских глав.
-
Выразительное чтение учеником главы из Евангелия о воскрешении Лазаря.
-
Аналитическая беседа. Работа с текстом.
– На какие моменты вы обратили внимание при чтении глав из Евангелия?
/Мария и Марфа искренне верили в воскрешение Лазаря, и поэтому Иисус помог им./
– Какие аналогии можно провести между притчей и романом «Преступление и наказание»?
/Маленькая, безутешная Соня духовно гораздо сильнее Раскольникова, она может выслушать и понять. Соня верит в Бога, верит, что Бог даст силы Раскольникову начать новую жизнь./
– Обратимся к тексту романа, вспомним, как Родион пришел к Соне, зачитайте фрагмент.
/…Он бродил в темноте и недоумении,… отворилась какая-то дверь, он схватился за нее машинально… Родион вошел в переднюю, тут, на продавленном стуле… стояла свеча»./
– Что можно сказать о Раскольникове, исходя из этой сцены?
/Эта сцена немаловажна: Раскольников идет из темноты на свет из Сониной комнаты. Она, как Иисус, выводящий из темноты, освещает дорогу Родиону. И он идет за ней, ведь пойти больше некуда./
– Но признается в содеянном Раскольников не сразу. Признание от него Соня слышит лишь во второй его приход к ней – это одна из главных сцен романа. Но перед признанием Родион предлагает Соне дилемму. Какую и почему?
/Если бы соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан. Вышло бы, что он имел право убить процентщицу.
Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.<\p>
«Да ведь я Божьего промысла знать не могу. Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?».
<\p>
Ответ Сони – приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется.
Проблемная ситуация.
-Представьте ситуацию: к вам пришел Раскольников и сообщил об убийстве. Что бы вы ему сказали? Как отреагировали бы на это сообщение? А какова реакция Сони? Обратимся к героям.
-
Инсценирование сцены признания Раскольникова Соне.
-
Аналитическая беседа по части 5 главе 4 (сцена признания Раскольникова Соне).
– Почему Раскольников признается именно Соне в убийстве?
/Раскольников давно «избрал» Соню, еще тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова. В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание./
– Как объясняет Раскольников мотивы совершенного преступления?
/ «… мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»./
– Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?
/Соня видит причины страдания героя в безбожии: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершал»./
– Какой путь предлагает Соня Раскольникову? В чем правда Сони Мармеладовой?
/Страдание принять и искупить себя им – вот что надо.
Соня развенчивает индивидуалистическую теорию Раскольникова, поскольку она несет в мир слово Божие и выражает мысль Достоевского о сострадательной и деятельной любви, которая ведет к спасению.
Даже в комнате Сони все говорит о спасении: на столе «синенькая скатерть» – покров Богородицы, свеча – символ живой души и молитвы, Евангелие – благая весть о Спасении.
– Но готов ли уже Раскольников принять такой выход? Можно ли говорить о полном его раскаянии?
/Раскольников говорит Соне после признания: «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти…». Нет. Он еще надеется одолеть судьбу. Убийственная теория еще не перестала владеть его сознанием. Родион еще не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня./
– Убийца (свобода и власть) и блудница (покаяние, всепрощение, добро)… Идти по одной дороге… Почему?
/ В.Распутин сказал: «Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может». Не может без нее, как оказалось, и Родион Раскольников./
-
Проекция на современность.
– Роман «Преступление и наказание» был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.
Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова.<\p>
Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.
Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.
Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.
Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(Высказывания учащихся)
В. Дроганов заканчивает текст так:
Тридцать лет прошло с тех пор.
Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета.
Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
– Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?
/Комментарий эпизода: Соня с болью рассказывает Раскольникову, как однажды обидела Катерину Ивановну. В чем заключалась эта обида? Интерпретация индивидуалистической теории Раскольникова./
Таким образом, Ф.М.Достоевский преподносит нам, читателям, нравственный урок.
А образ Сони Мармеладовой, ее правда – самый мощный аргумент в ряду тех, с помощью которых писатель развенчивает теорию Раскольникова, поскольку Соня несет в мир слово Божие и выражает мысль Достоевского о сострадании, всепрощении и любви. Сонина свеча будет освещать дорогу, по которой пойдет Раскольников. Дорога эта – путь к познанию Бога.
Домашнее задание:<\p>
-
Закончить работа по карточкам (заполнение таблицы, ответ на проблемный вопрос).
-
Дифференцированное задание:
а) Сочинение – рассуждение: «В чем заключается правда Сони Мармеладовой?»
б) Творческая работа. «Письмо герою из ХХI века» (Раскольникову или Соне Мармеладовой). Требования: сохранение особенностей жанра письма. Поговорить с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что бы хотели посоветовать.
Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-litieratury-10-klass-pravda-soni-marmieladovoi-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie.html
Мармеладов в романе “Преступление и наказание”. Образ Мармеладова
У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете.
Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел.
Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела.
Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.
У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором.
Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ.
Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией…
Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет.
Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.
Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.
С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения.
Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть.
Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.
Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии.
Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора».
То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».
Но сколько бы ни рассуждал погруженный в свои мечты пьянчужка Мармеладов в романе «Преступление и наказание» о «прощении», в реальной жизни у него нет никаких перспектив. Сколько бы ни говорил он о Страшном Суде, в этом жестоком мире неудачнику и ничтожеству не так просто обрести утешение. И жизнь Мармеладова — это настоящая пытка.
На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»
Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/marmeladov_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie_obraz_marmeladova/66-1-0-956
Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – презентация
1 Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» <\p>
2 Семья Мармеладовых (одна из подобных ей семей бедняков) Семен Захарович Мармеладов Катерина Ивановна Мармеладова Соня Мармеладова <\p>
3 Семен Захарович Мармеладов Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти у него в кармане нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и светлая Соня, живет по желтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек. <\p>
4 Катерина Ивановна Мармеладова До предела измученная женщина – мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у нее нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Все, что ее окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки. <\p>
5 Соня Мармеладова Соня – 18-летняя девушка, все образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и ее детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. <\p>
6 Главные черты Сони Мармеладовой Самопожертвование Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственном достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что буде?». Любовь к ближним лишает ее даже такойго выхода, как смерть. Смирение Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога. Всепрощение Именно Соне обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня несет в себе Божественное начало. <\p>
Источник: https://www.myshared.ru/slide/325728/
Образ Мармеладова в романе «Преступление и наказание»
Одним из самых ярких и показательных является образ Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Хоть герой и относится к второстепенным, но роль его в произведении огромна.
Семен Захарович Мармеладов – это типичный представитель тех самых «маленьких людей», которым уделяли повышенное внимание русские классики 19 века.
Почему же он относится именно к этой категории? Да, потому что перед читателем предстает человек, чья судьба «стерта в порошок» системой, которая не знает ни жалости, ни сострадания, а уважение имеет лишь к чинам и деньгам.
<\p>
Каждый «маленький человек» — то есть, представитель простого народа — по-своему «погибает» от «рук» циничного государственного устройства. Кто-то умирает от голода, кто-то от недугов… А вот Мармеладов – пьянствует. Достоевский выбрал для него самую что ни на есть русскую «болезнь».
В прошлом Семен Захарович – чиновник. Прикладываться к рюмке стал после того, как машина сокращений прошлась по нему, оставив в нищете.
Не в силах сопротивляться системе, добрый, в общем-то, и образованный, и умный, и даже благородный человек превращается в отвратительное существо, которое пьет, отнимая у детей кусок хлеба и вынуждая старшую дочь Соню идти на панель.
Даже на деньги, которые выручает от продажи тела эта бедная девушка, ее отец не брезгует пить. Даже на это у него хватает совести! А, точнее, не хватает силы воли отказаться.
Внешность у Мармеладова «говорящая». Неряшливая, грязная, помятая и изорванная одежда; опухшие глазки; желто-зеленая кожа пьяницы. И смерть оказалась под стать жизни героя. Глупой и бестолковой. Его сбила насмерть на улице лошадь.
<\p>
Но образ Мармеладова значителен! Ведь именно знакомство с этим героем подтолкнуло Раскольникова к убийству старухи-ростовщицы. Семен Захарович стал, можно сказать, спусковым крючком для преступления.
И я считаю, что Достоевский тем самым хотел сказать лишь одно: у государства, где миллионы «маленьких людей» угнетаются кучкой «знати», кровавое, трагическое будущее.
Погибшая старуха стала лишь намеком на масштабные события, которые могли случиться (и случились!) со всей Россией, где добрые, умные и совестливые люди гнили на дне «ямы» в то время как над ними посмеивались всякие «лужины» и подобные им паразиты!
На этой странице искали :
- Образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/obraz-marmeladova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html
Тема урока: Соня Мармеладова: святая или грешница? по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
27.04.2017
- Зверева Светлана Викторовна, учитель русского языка
Домашнее задание к уроку:
- дать своё толкование или найти в словарях определения следующих слов “крест”, “грех”,“святой”, “любовь”;
- главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4; эпилог;
- подумать над символичностью цифры “4”.
Общие цели урока:
- дальнейшее развитие навыка работы с текстом;
- умение анализировать материал и делать выводы;
- попробовать прочитать роман с христианской позиции;
- подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).
1. Постановка цели урока.
а) Вступительное слово учителя.
Все герои Достоевского несут тайну. Тайна нелегка в познании. Своему брату в письме Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что
напрасно потерял время”.
(На доске написан эпиграф – высказывание Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова:
святая или …”, основные понятия.)
Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к
одной из тайн романа Достоевского.
– Какое слово можно противопоставить понятию
“святая”? (Грешница)
б) Запишем тему урока.
– Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Какие слова в теме рождают вопросы?
Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём
тайна Сони?
2. Подготовка к восприятию материала.
– Давайте подумаем, что мы понимаем под словами
“крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация
домашнего задания: сопоставительный анализ толкований, подготовленных учащимися и
предложенных учителем).
– Крест (церк.) – символ вечной жизни; – знак искупительного страдания; – грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю); – святой (церк.) – человек, сумевший побороть грех в собственной душе; – непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль); – любовь (церк.) – закон, связывающий человека и
Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).
3. Работа с текстом.
а)
– Во имя чего переступила Соня?
– Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)
В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим
историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила
много…” (ч.1, гл.2)
– У Достоевского дальше стоит многоточие, а интересно узнать продолжение фразы? Вы догадались, откуда Мармеладов цитирует эти
строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало
– Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу, вспомним
толкование слова “любовь” по Достоевсому.)
– Что обрела Соня?
Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А тебе бог что за это делает?” – “Всё делает”,-
отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)
Встреча с Соней произвела глубокое впечатление
на Раскольникова.
– Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, переступив через одну из заповедей – “не прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже преступница. Не случайно он говорит ей, что давно
её выбрал.)
– А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому, что свершится, но выбор сделан. Только Соня вернёт его к людям, от которых он уже ушёл,
решившись переступить черту.)
б)
– Верит ли Раскольников в любовь?
При перечислении сверхлюдей он называет Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди
этих людей нет одного … . Кого?
Иисуса Христа. Почему? (Христос принёс веру, закон любви и самопожертвования, а Раскольников
считает, что жертва Христа никого не спасёт.)
– Для чего же Раскольников идёт к Соне?
(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же самое будет) – значит, её жертва бессмысленна,
любовь бессильна.
Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на
землю и принёс себя в жертву.
Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к.
ничего не меняется в мире.
в) Позиция Сони ясна, но именно ей
признаётся в преступлении Раскольников.
– Чего он ждёт после признания? – Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не
может.
Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна,
потому я к тебе и пришёл… Разве ты не то же самое сделала? Ты тоже переступила…смогла переступить.
Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдёшь с ума, как и я.
Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной
дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)
– С точки зрения Раскольникова, они оба преступники. Между своим и её “преступлением”
он ставит знак равенства.
(На доске запись: Раскольников=Соня)
Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его, хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие
и именно про воскресение Лазаря!
4. Реализация домашнего задания.
– Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт
цифра “4”?
(Сцена чтения евангельского сюжета о
воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)
“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий
живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…
“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи!
Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.
Она энергично ударила на слово четыре”.
Символична цифра 4: – 4 дня Лазарь лежит во гробе;
– 4 дня после преступления Раскольникова.
(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом
этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).
– Какую аналогию, связь можно проследить?
Раскольников, сам того не ведая, надеется на
воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я
не старуху убил, я себя убил!” (сцена
признания у Сони, ч. 5, гл.4).
– Две слезы – пока только две –“ выкатились” из глаз Раскольников. Большие, очистительные слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на
каторге.
Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его
глаз и повисли на ресницах”.
– Что же сказала Соня, какие слова так проникли в
душу герою? (Работа с текстом)
“Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в
целом свете!”
Соня верит, что через страдания человек может воскресить душу и обрести любовь (а значит, приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову крест, как символ чего? (Смотри толкование слова
“крест” – символ страдания, вечной жизни).
– Подходит ли к Соне понятие “святая”?
– С одной стороны, она нарушила христианскую заповедь, сама о себе говорит “великая
грешница”.
– С другой стороны, процитируем слова апостола
Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в
котором человек погубит душу свою за други своя”.
Соня совершила грех во имя спасения других, уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то
была?”
(В истории христианской церкви была святая, будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина), которая впоследствии удалилась в пустыню,
преобразилась и стала святой.)
Ответим на это вопрос в конце урока.
5. Работа с дидактическим материалом.
(Приложение1)
Иоанн Лественичек, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу
или удаляется от него.
“На каждой ступеньке бес, готовый подставить
ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.
– Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? (Мать, Дуня, Соня) – Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая
кровь по совести).
Задание: попробуйте выстроить цепочку
движения человека к Богу и падение человека в ад.
(раздаются листочки с рисунками лестницы, где
нужно расположить следующие слова:
а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность; б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в
любовь, своеволие.
(Проводится сопоставительный анализ схем учащихся со схемой на доске, предварительно закрытой. Листочки на доске открываются постепенно, анализируется каждое понятие. Схемы
могут не совпадать, так как у каждого свой путь).
6. Соня спасает Раскольникова. Он обретает возможность “вечной жизни”. И доказательство тому, что он стал верить в любовь,
– Евангелие под подушкой на каторге.
Выводы урока:
– Так кто же Соня: святая или грешница? –
Святая грешница!
(В теме, записанной на доске, делаются изменения: стирается союз “или” и вместо вопросительного знака ставится
восклицательный).
У нас на доске есть запись, с которой я не
согласна, в отличие от героя. А вы?
Посмотрите внимательно на доску: можем мы
что-нибудь изменить в выводах?
(Ребята хотят исправить “формулу”: Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак
равенства.)
Такая святость в духе Достоевского. Он разрушает каноническое представление святости. И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже
десяти негрешивших.
Тема урока: Соня Мармеладова: святая или грешница? по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание Ссылка на основную публикацию
Источник: https://8.orange3.ru/3003/
Великие уроки от автора в романе “Преступление и наказание”
Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание
Готовые Домашние Задания
Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».
В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.
Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали.
Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью.
Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.
Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний.
Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон.
К таким людям причисляет себя и Раскольников.
Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.
В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.
Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.
Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
Вера – настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова.
Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее.
Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога.
Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам – вот главный нравственный урок Ф.М.
Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».
Сочинения по теме:
- Трагедия Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”. сочинение
- Трагедия семьи Мармеладовых в романе “Преступление и наказание”. сочинение
- Образ времени и пространства в романах М.Ф. Достоевского. сочинение
- Образ города разрушений и унижений в романе “Преступление и наказание”. сочинение
Источник: https://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/velikie-uroki-ot-avtora-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Коллекция сочинений: Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание» поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения.
В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение “униженных и оскорбленных» и роскошь, пресыщение, вседозволенность “хозяев жизни».
В этом “страшном» мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.
Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка “лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
Когда они оживлялись, “выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической.
Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.
Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – “сумасшедшей от горя», среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по “желтому билету». Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной.
Соня “переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности.
Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком “совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают». Соня молча отрыдала свою боль и унижение.
Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют». Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги.
Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: “Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…»
Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца.
Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – “… вечная Сонечка, пока мир стоит!» Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: “Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу».
Родион объясняет изумленной девушке: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Сама Соня считает себя “великой грешницей». “Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии “дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню.
Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.
Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной.
Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: “Что ж бы я без Бога-то была?» “Ненасытимое сострадание» к ближнему столь велико в душе Сони, что она “свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет».
Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке “Новый завет». Они обменялись крестами.
Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя.
Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, “глядят кротко и тихо».
Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – “простонародный» – крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким “диким» взглядом, что он уже не может не заявить на себя.
Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека.
Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: “Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.
Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как “мудрость». В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.
Источник: https://www.rlspace.com/nravstvennyj-ideal-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/