Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – это когда вы с пацанами играли в войнушку такие и ты умер понарошку. Смысл игры пропал, но остался процесс и тебе стало уже пофиг: войнушка там – не войнушка.
Ты вдруг понял, что можешь СТАТЬ КЕМ ХОЧЕШЬ, можешь ИГНОРИРОВАТЬ ЗАКОНЫ ИГРЫ И ИГРАТЬ ЕЕ ЖЕ ПРАВИЛАМИ, твоим занятием остается ТРОЛЛИНГ твоих оппонентов и СКИТАНИЕ в пространстве игры, ты Н А С Т О Л Ь К О У Г О Р Е Л, ЧТО НЕ МОЖЕШЬ ДАЖЕ ОБЪЯСНИТЬ ПАЦАНАМ ЧЕ С ТОБОЙ, ПАЦАНЫ Я ПОСТЧЕЛОВЕК, ПОНИМАЕТЕ, ТИПА ЕСТЬ, А НЕ ДЕЛЕ НЕТ (ИЛИ НАОБОРОТ) Я НЕ СТАВЛЮ ЗАПЯТЫЕ И ПИШУ КАПСОМ АМОГУПИСАТЬВООБЩЕБЕЗПРОБЕЛОВ ПОТОМУ ЧТО ВЕСЬ ЭТОТ ЛОГОЦЕНТРИЗМ ДЛЯ ЛОХОВ (ХА-ХА! ЛОХОЦЕНТРИЗМ!), А ИСТИНА РЕПРЕССИВНА И ВЫДУМАНА! НУЖНО РАЗУГНЕТАТЬ УГНЕТЕННОЕ И ТОПИТЬ ЗА ВСЯКУЮ ДИЧЬ, ПОТОМУ ЧТО ХЭЙ! ЭТО ЖЕ ВЕСЕЛО… Но внутри у тебя дыра, которую ты безуспешно пытаешься заполнить мемами, потому что Вторая мировая война и опыт репрессивной культуры и истории XX века обеспечил конец гуманизму и всем твоим надеждам.
Постмодернизм – это не конкретное течение в философии, а скорее общая культурная установка, связанная с отрицанием модерна, т.е. культуры Нового времени. Постмодернисты кртикуют модерн за эссенциализм, т.е. веру в объективные метафизические сущности, и принципиально тоталитарный характер, считая, что непосредственные корни тоталитаризма ХХ века были заложены в культуре XVIII – XIX вв.
Так, французский философ М. Фуко в своих работах анализирует появление своременных концептов психиатрии, тюрьмы, полиции – и показывает, как эти институты, сформировавшиеся в Новое время, изменили наше общество, заложив фундамент для тоталитарных режимов (например, карательная психиатрия в ХХ веке станет одним из любимых инструментов тоталитарных режимов).
П. Файерабенд идёт в этом направлении ещё дальше и показывает в качестве такового инструмента саму науку (привет советскому марксизму – “единственной научной философии” – и не менее “научным” расовым теориям в нацистской Германии), настаивая на том, что разные модели научности должны конкурировать на рынке идей так же, как конкурируют, например, товары.
Постмодернизм – разновидность более широкого поля критики модерна, куда, помимо постмодернистов, ложится и религиозный фундаментализм. Но, в отличие от фундаменталистов, которые критикуют то же самое, но в качестве решениния предлагают вернуться в богоспасаемую первобытность и к родимому домострою, постмодернисты настаивают на необходимости двигаться дальше, к пост-современности.
Что это значит на практике? Точнее, что постмодернисты противопоставляют модерну? Это очень хорошо заметно у Фуко, когда рассматривает науку, философию или идеологию как совокупность “сеток” интерпретации. Все мы, рассуждает Фуко, созданы обществом, в котором живем.
Общество выдает нам набор “сеток”, через которые мы смотрим на реальность – начиная от самого языка, которым мы пользуемся, и заканчивая научными теориями и идеологиями. В этом смысле ни одна из них не отражает объективную реальность, но все являются лишь системами интерпретации, созданными для решения каких-то задач.
Такой отказ всем существующим моделям в “объективном” характере является характерной чертой постмодернистского мышления.
Как полагали постмодернисты, подобный анализ всех возможных описаний реальности как неабсолютных, являющихся лишь “рассказами”, “историями” о реальности (нарративами), но не самой реальностью, поможет избежать чрезмерной некритической привязанности к одной из них – которая угрожала бы стать тоталитарным и необсуждаемо истинным учением, будь то религиозный, научный или идеологический нарратив.
Суммируя, можно сказать, что постмодернизм стал реакцией на те объективные трудности, с которым в первой половине ХХ века столкнулся проект модерна. К этим трудностям относятся две мировые войны, формирование тоталитарных режимов, экологические проблемы и т.д. В той или иной мере эти же проблемы волновали большинство философов ХХ века, и ХХ век оставил нам три возможных ответа:
(1) постмодернизм – если мы считаем, что модерн изжил себя, и что нам нужно отказаться от “объективности” ради создания свободного общества через деконструкцию институтов модерна;
(2) возвращение к классическому проекту модерна, если мы считаем, что то, с чем мы столкнулись, это просто ошибки на пути, отход от проекта модерна, или трудности роста, которые следует преодолевать в рамках самого инструментария модерна (напр., у Хабермаса);
(3) фундаментализм, возвращения в уютное лоно до-модернового периода, где райские кущи и за тебя всё решено – популярность исламских террористических групп, равно как и фундаментализма в других религиях, связана именно с таким обещанием.
Я бы, конечно, тоже мог удариться в переписывание википедии, но постараюсь объяснить максимально на бытовом уровне, чтобы понял даже пятиклассник (а это один из критериев хорошего объяснения). Предлагаю рассмотреть постмодернизм на примере литературы.
Начнем издалека. Давным-давно жил себе реализм. Его суть заключалась в том, чтобы наиболее полно отражать жизнь и всё, что в ней есть. Тётю Зину, дворника Лёню, их любовные отношения, погоду за окном — всё, что составляет окружающий нас с вами мир. И история в реалистическом произведении излагается так, будто вы очень долго и красиво рассказываете что-то своему другу.
Читать: Толстой, Достоевский, Диккенс
Потом родился у реализма сын. Звали его модернизм. Тут уже всё интереснее, ведь суть модернизма далеко не в том, чтобы передавать окружающую действительность такой, какая она есть. Модернизм ставит во главу угла переживания героя.
То, как события переживает герой, и является мерилом истории. Мы очень глубоко погружаемся во внутренний мир героя, читаем по 100-200 страниц только о том, что он думает или думал. По сути, событий в романе может быть крайне мало.
Модернизм больше похож на пьяное нытье друга на кухне и его же рассуждения о смысле жизни.
Читать: Джойс, Вульф, Фаулз, Апдайк
А после нагулял себе модернизм нерадивого сына, который и стакан не поднесет. Его зовут постмодернизм. Он решил, что всё, что дорого модернизму — фигня собачья. Хотя, понять его можно.
Кому в наш век интересна очередная пятисотстраничная рефлексия какого-то там бородатого дядьки? Даёшь веселье! Постмодернизм играет с жанрами, стилями, заимствуя ото всюду по чуть-чуть, делая это не из вторичности, а просто шутки ради.
Очень частотны темы критики общества, мирового заговора или просто какого-нибудь лютого трэша с космическими динозаврами. Но постмодернизм не забывает и о вечном, просто до философии при первом прочтении докопаться довольно трудно.
Читать: Берроуз, Сорокин, Пелевин, Паланик
Недавно услышал самое понятное, на мой взгляд, определение постмодернизма. Оно про постмодернизм “в принципе”, хоть и пример, который я приведу – про живопись.
Художники на своих картинах оставляют нам мысль.
Когда мы смотрим на полотно, например, эпохи возрождения – в ней есть все необходимое для того, чтобы мы эту мысль поняли. Да и не только мы, хоть кто!
Постмодернизм же подразумевает наличие у зрителя некоторого знания. И только в совокупности с этим знанием, картина откроет нам мысль, которую оставил художник. И знание это – своего рода “пропуск” в мир этого художника. Те, кто им не обладает, видят желтый квадрат с красным прямоугольником.
Например, чтобы адекватно воспринимать Уорхола, надо знать кто такая Мэрилин Монро, и что такое “Campbells”. Для человека, абстрактно вырванного из 19 века, это просто разноцветная тетка и какие-то банки.
И напоследок, вспомните тех двух чуваков, которые есть в каждой компании, шутки которых понятны только им двоим, потому что основаны на том, что они делали вчера. А так как тебя вчера с ними не было, ты вообще не понимаешь о чем речь. Хотя вроде бы адекватные все. Вот пример этого механизма в жизни.
О том что такое постмодернизм : по моему мнению в данный момент нельзя точно сформулировать определение постмодернизма , так как мы сейчас находимся в этом периоде , а для того чтобы точно понять что это такое , нужно проанализировать его от начала и до конца, т.е.
тогда, когда он закончится . Но есть определенные черты . Одна из самых главных – цитатность . Пример постмодерна в кино это : Кунг Фьюри , очень страшное кино и подобное .
Если говорить о более менее серьезном кино то это ,например , “мечтатели ” или “я прихожу с дождем ” , “нимфоманка” или “шапито шоу”.
Читать ещё 2 ответа
Источник: https://TheQuestion.ru/questions/304322/chto-takoe-postmodernizm
Понятие постмодернизма
Возникает в конце 20 века.
Постмодернизм– это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определенного уровня развития.
Постмодернизм не сводится к какому-либо единому учению или теории. Скорее его нужно рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, при этом, имеющих нечто общее, объединяющее.
Постмодернизм как комплексное идейное течение представляет собой квинтэссецию духа времени, отражая состояние духовности в наши дни, связанное с ощущением неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствующих ранее представлений о мире и человеке. Мы понимаем, что мир, в котором мы живем, изменился.
Главной, отличительной чертой постмодернизма считается исходная установка на
невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.
Начало эпохи постмодерн
· Изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, ставшие началом перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу.
· В конце шестидесятых начинается разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно ʼʼвеликим историческим проектамʼʼ, начиная с проекта Маркса и заканчивая проектом Маркузе.
Следует различать эти два понятия, иногда употребляющиеся как синонимы.
ʼʼПостмодернʼʼ – означает культурно-исторический период, наступающий после ʼʼМодернаʼʼ.
ʼʼПостмодернизмʼʼ – мировоззрение и самосознание культуры на данном историческом этапе.
Термины ʼʼпостмодернʼʼ и ʼʼпостмодернизмʼʼ образованные с помощью приставки ʼʼпостʼʼ, являются парадоксальными. Такие термины не указывают на свою сущность, а лишь фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия.
Как правило, эта связь представляет собой своеобразное отрицание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в отличие от диалектического или негативного отрицания – состоит в том, что не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает её значение.
В строительстве, литературе, в науке формируется теория: порядок из хауса, синергетака, фрактальная геометрия. Все происходит на фоне вхождения в жизнь людей информационных технологий и, как следствие, формирование информационного общества.
В нем превалирует деятельность по созданию, потреблению и трансляции информации. Это экономический фундамент.
В глобальном масштабе постмодернизм- это реакция на вхождение информационных технологий в жизнь людей. Постмодернизма не должна быть вне информационного общества. Это базис для данного мировоззрения. Идет порождение новой культуры.
То еще происходило в 60-х годов происходило? Это время великих исторических проектов, начиная с Маркса до Маркузе.
Маркуза – автор сексуальной революции. Один из вождей левых направлений (МММ – Марк, МАО, Маркузе – основн образы революционеров наравне с Чигивара).
· 1968 год- последний год всплеска коммунистических движений протеста. Движение протеста͵ основу которого составляла студенческая молодежь, вдохновленная разворачивающейся в Китае ʼʼкультурной революциейʼʼ, идеей Э.
Че Гевара о возможности ʼʼреволюции без бюрократииʼʼ, теориями ʼʼспонтанности революционного действияʼʼ, восходящих к Бакунину и Прудону, а также теорией Маркузе о решающей роли маргинальных групп в социально-политическом преобразовании буржуазного общества, столкнулось с вездесущностью отлаженных механизмов власти и оказалось неспособным претворить свои требования в реальность.
Маркузе описывал общество развитого капитализма, говорил, что нет уже такой классовой дифференциации, нет агентов революции. В случае если секретарша босса пользуется той же помадой что и жена босса, а негры ездят на кадиллаке, какие бывают классовые различия (одномерный человек).
Встает вопрос тотального контроля власти над человеком. Причем не насильственными способами – определение его модели идентификации, определение потребностей, товаров и т.д –Одномерный мир, из которого он не может вырваться.
Кто может вырваться – кто не включен в данный процесс: маргиналы, люмпены, интеллигенция, оторванная от жизни и невовлеченные еще в это студенты. Οʜᴎ и творили революции.
Но власть показала им, что это не возможо – власть не позволит вторить революции.
· ʼʼПражская веснаʼʼ, когда под гусеницами танков окончательно погибла вера в социализм ʼʼс человеческим лицомʼʼ.
· Волнения в американском обществе, связанные с осознанием бессмысленности и трагичности Вьетнамской войны, ставшей парадигмальным образцом попыток развитых стран навязать свою ʼʼпрогрессивнуюʼʼ идеологию ʼʼотсталымʼʼ государствам и народам.
1968 – условленный рубеж, символизирующий начало становления постмодернистского мировоззрения.
Вхождение постмодернистской эпохи в свои права представляет собой постепенный, незаметный процесс. В отличие от революций Нового времени, переход к эпохе ʼʼпостмодернʼʼ не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологическим событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается и до сих пор.
Откуда взялся термин постмодернизм?– Рудольф Парвиц (локально употреблял для определения теорий), потом для художественных течений. Впервые в статье один из журналистов в PlayBoy. Термин употреблялся к изменению культуры. Только в 1979 изменения наделяются данным термином (началось ранее – 68 год).
Смысл ускользающего понятия: постмодернизм как утверждение плюрализма:
- Постмодернизм – специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, ᴛ.ᴇ. допущение одновременного существования разнообразных точек зрения.
Главное отличие постмодернизма – ПЛЮРАЛИЗМ (и одновременно ахиллесова пята).
В случае если модерн давал четкую и ясную картину течения мира, была ясность четкость, понятность, утверждение истинности.
Постмодернизм формировался и в древней Греции (Пифагор – вещи- суть числа и числа –- более идеальные, геометрические фигуры … мы знаем истину и истина выше, чем действительность – фактически модернистские мысли, от кругов Пифагора, до концентрационных лагерей). Все в мире размазано – плюрализм.
К примеру, ресторан, где много блюд и там где мало – много должна быть не хороших, а немного – но отличные. Выбрать также тяжело (всего много и одновременно => может попасться продукт некачественный). Эта несвежесть содержится в идее плюрализма.
- Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.
Эти характеристики определяют специфику постмодерной культуры – культуры информационного общества.
Фрагментация.Человек мира информационного общества может позволить себе находиться в своем личном пространстве. Оно должна быть идти в разрез мейнстрима. Постмодернизм – ϶ᴛᴏ фрагментированный мир, различные направления. Человек находится там где ему хорошо, ему не нужно другого.
Децентрация – мир уже не модет управляться из одной точки. Производство, власть, все проявление модернизма.
Изменичивость– текучая современность (Зигмунд Баум) – жизнь сравнима с жидкостями, человек не привязан к месту, может работать из дома, начать жить в одной, закончить в другой стране.
Контекстуальность (интертекстуальность) – текст не может существовать как отдельная книга, в каждом тексте ссылки, цитаты, отправки к каким то другим текстам. Мир – большой текст. Интернет – хорошо отражает. Главное – гиперссылка, возможно мгновенного перехода к другому тексту. Содержит в себе большое количества текста (то есть не как в каталоге в библиотеки).
Неопределенность– тоже символ изменчивости, как следствие.
Ирония– трактовать можно по-разному. Раз все можно трактовать по-разному, то вседозволенность.
Раз Бога нет – все дозволено ( обратная сторона медали избавления от одних проблем и возможность нарваться на другие). Получаем, избавляясь от одних проблем, приобретаются другие проблемы.
Ирония как прием в литературе – ироническое отношение к тексту, к авторитетам, к наследию прошлого.
Симуляция – это модель образа жизни и восприятия мира и взаимодействия в рамках современной культуры. Само понятие истины в калейдоскопе симуляторов исчезает. К примеру, как формируется новость – что сначала событие или новость (если отражено в новостях, то событие было, а если не было в новостях, то и можно сказать его не было).
Резюмируя, плюрализм, разрушая саму идею каких-то границ, возможность опереться на какие-то ценности, оставляет человека с разрушенной идентичностью.
Все можно – в итоге получаем парадоксальные формы воплощения идентичности.
Получаем радикальные формы – фундаментализм, радикализм. Возникает он в недрах Европы, потому что это Другая модель культуры, она тоже может существовать, “у нас демократия”. На самом деле терроризм – один из итогов демократизации и плюрализации Европы (не в песках формировались, а именно в европейской культуре, пользовались именно европейскими технологиями).
Понятие постмодернизма. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Понятие постмодернизма.” 2017, 2018.<\p>
Источник: https://referatwork.ru/category/kultura/view/118861_ponyatie_postmodernizma
Что такое постмодернизм
Постмодермнизм – направление в философии и искусстве второй половины 20 века. Постмодерн характеризуется своей атипичностью, в сравнении с предшествующими ему стадиями и явлениями в мыслительной и культурной жизни социума.
Содержание статьи
- Из истории термина
- Философский постмодернизм
- Постмодернизм в искусстве
Интересно, что постмодернизм позиционирует себя дистанцирующимся как от классической, так и от неклассической традиций, являя собою, скорее, постсовременность или постнеклассическость.
Считается, что зарождение постмодернизма пришлось на 60-70-е годы ХХ столетия. Он возникает как логическая реакция на кризис идей эпохи модерна. Толчком также послужила так называемая «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора(Барт), человека (гуманитарности).
Сам же термин впервые был употреблен в эпоху Первой мировой войны в труде Р. Панвица 1917года, именованном «Кризис европейской культуры». Позже, в 1934 году, термин был подхвачен литературоведом Ф. де Онис в работе по антологии испанской и латиноамериканской поэзии. Онис использовал термин в контексте ответной реакции на принципы модернизма.
Однако понятию умудрились придать даже общекультурологический смысл, как символу окончания западного господства в религии, а также культуре (Арнольд Тойнби «Постижение истории»). Итак, постмодернизм появился в противовес модернизму, доступному и понятному лишь избранным представителям социума.
Проще говоря, облекая все в пресловутую, игровую форму, постмодернизм добивается нивелирования различий массового и элитарного, то бишь низвергает элиту в массы.
Философская концепция не просто начинает занимать маргинальные позиции по-отношению ко всему научному, она демонстрирует тотальный концептуальный хаос.
«Обновленная философия» обескураживает своим всеотрицанием. Согласно философии постмодернизма абсурдна сама идея объективности и достоверности. Именно по этой причине постмодернизм воспринимается маргинальным и иррациональным дискурсом, за которым, как правило, ничего не стоит.
<\p>
По Бодрийяру классическая эстетика зиждилась на таких фундаментальных основах, как: образованность, непререкаемая подлинность и достоверность, а также трансцендентность и сложившаяся система ценностей. Субъект тождественен творцу, он – источник воображения и «воплотитель» идеи. Суть постмодернизма же в эстетике симулякра («копия, не имеющая оригинала в реальной действительности»).
Ему свойственна искусственность и поверхностность, антииерархичность и отсутствие каких бы то ни было глубинных подтекстов.
В отношении искусства отмечается некая двойственность. С одной стороны прослеживается явная утрата художественных традиций, исключающая всякую преемственность. С другой же стороны, на лицо неподдельная взаимосвязь с модой, культурой кино и коммерческой графикой.
Единственной и неоспоримой ценностью утверждена свобода художника, абсолютная и ничем не ограничиваемая.<\p>
Видео по теме
Источники:
- Постмодернизм в 2019
- Симулякр [править | править исходный текст] в 2019
- постмодернизм в 2019
- Постмодернизм в 2019
Распечатать <\p>
Что такое постмодернизм
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-851718-chto-takoe-postmodernizm
Кратко о постмодернизме
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА: ИСХОДНЫЕ ПОСТУЛАТЫ…..
Несомненно, социальная теория постмодернизма вряд ли способна претендовать на строго систематизированное единство своих постулатов, однако несомненно также и то, что ее основу составляют некоторые основополагающие идеи, которые рассматриваются как общепринятые, общепризнанные.
Они были усвоены постмодернизмом преимущественно в той форме, которую им придал французский постструктурализм. Выделим несколько исходных постулатов социальной теории постмодернизма. 1. Культура как система знаков. – Идея культуры как системы знаков есть первая и главная идея постмодернизма….
Постмодернизм отказывается от старой веры в референциальный язык, то есть, в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить “истину” о ней . Поэтому понимание мира, возможное только в языке и посредством языка, согласно постмодернизму, является не продуктом “мира, как он есть”, а следствием “истории текстов”.
2. Мир как текст” – один из наиболее известных тезисов постмодернизма. “Ничто не существует вне текста” – утверждает Ж.Деррида. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст. Понимание текстов возможно лишь в “дискурсивном поле культуры”.
Иначе говоря, их можно понять только в связи с другими текстами, но не в связи с каким-либо “буквальным” значением или нормативной истиной. . Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным.
<\p>
Деконструкция как общий метод постмодернистского анализа, применимый к анализу любого феномена культуры, любого текста, неизбежно превращается в многосмысленный и бесконечный интерпретативный процесс, который релятивизирует любой текст, любое понятие, – и потому лишает смысла проблему истины.
Таким образом, язык оказывается непостоянной средой, он не может непосредственно нести смысл или истину. …..
Наиболее репрезентативной в интерпретации этих изменений является теория гиперреальности Жана Бодрийара. ( Baudrillard J. 1981). Гиперреальность, по Бодрийару, возникает тогда, когда культурные представления и знания утрачивают связь с социальной и человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами.
Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь, замещающую “агонизирующую” реальность, стирающую различия между реальным и воображаемым, кажимость, не обладающую никакими референтами.
Весь современный мир состоит из симулякров, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной, это мир самосоотносимых знаков, абсолютно искусственный мир.<\p>…
Таким образом, постмодернизм вскрывает внутренний механизм процесса мистификации общественного сознания, происходящего под воздействием СМИ, доказывает ненадежность, недостоверность – “неистинность” “знания” о мире, формируемого таким образом.
И эта демистификация “знания” принимает форму “отрицания онтологических границ” (Деррида), ведет к тому, что “разделительная линия” между миром и знанием больше не ясна.<\p>3. “Смерть субъекта” – Тезис о “смерти субъекта” есть вторая, не менее важная философская составляющая постмодернизма.
Рассматривая как текст литературу, культуру, общество и историю, постмодернисты и сознание личности уподобляют некой сумме текстов в той совокупности текстов, которая и составляет мир культуры .
Поскольку “ничего не существует вне текста”, то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к “смерти субъекта”, через которого “говорит язык” (М.
Фуко) Так или иначе, принимая на веру любое общепринятое воззрение или концепцию, человек становится на путь интеграции, поглощения его сознания “буржуазной системой ценностей”, очередной системой “метарассказов”.
4. Постмодерн – это прежде всего разрушение универсалистской и рационалистической доминант модерна.
Если все упростить до предела, то под постмодернизмом следует понимать “недоверие к метарассказам”, то есть, к великим базовым идеям, “объяснительным системам”, которые обеспечивают единство знания, организуют буржуазное общество и служат средством его легитимации.
Это религия и история, наука и искусство<\p>, а особенно “великие истории” – организующие принципы философской мысли Нового времени, такие как гегелевская диалектика духа, идеи прогресса, эмансипации личности, представление Просвещения о знании как средстве установления всеобщего счастья и т.п.<\p>…..
Как уже писал в комментариях, не следует подстраиваться под постмодернизм, привносить постмодернизм в церковную жизнь, поскольку направление откровенно антихристианское – сознательный отказ от поиска истины где бы то ни было. Наоборот, в постмодернистском мировоззренческом болоте людей, к которым направлена проповедь, надо находить некие островки “тверди”, на которые можно опереться, какие-то осколки старой культуры, как например это делает Кураев, опираясь на русскую литературу 19 века.
Источник: https://nnils.livejournal.com/408493.html
Постмодернизм
Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 22.07.2015 13:27 Просмотров: 3258
Постмодернизм – «опасное культурное явление», которое «размонтировало современный мир до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена» (А.И. Солженицын).
Эту характеристику постмодернизма мы можем считать частным мнением. А что по этому поводу говорят искусствоведы?
Некоторые из них частично согласны с этим мнением, в частности, Жан Брикмон, Ален Сокал.
В своей книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» они говорят о том, что постмодернизм не имеет реальных теоретических оснований, а представляет собой софистику и интеллектуальные уловки.
Задача их книги – показать, что «король голый».
О термине
Значение термина понять легко: латинское post означает «после», т.е. это явления в культуре после модернизма. Временной период – вторая половина XX в. Термин «постмодернизм» указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность.
Сущность постмодернизма
Если модернизм резко порывал с классическими традициями художественного творчества, то постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.
Это гиперрефлексия, деструкция, в которой минимум эстетического и конструктивного. Постмодернизм не ищет и не утверждает никаких истин.
Иногда постмодернизм также рассматривают как реакцию на коммерциализацию культуры и противостояние официальной культуре.
Постмодернизм в искусстве
«Щенок». Скульптура Д. Кунса, Бильбао (Испания)
Джефф Кунс (р. 1955) – американский художник. Известен своим пристрастием к китчу, особенно в скульптуре. Его работы входят в число самых дорогих произведений современных художников.
В 1992 г. Кунса пригласили создать скульптуру для выставки в Германии. «Щенок» – 13-метровая скульптура терьера, украшенная цветами. В 1997 г. она была приобретена Фондом Соломона Р. Гуггенхайма и установлена на террасе Музея Гуггенхайма в Бильбао. «Щенок» стал одной из достопримечательностей Бильбао.
Единственной непререкаемой ценностью постмодернизма считается принцип «всё разрешено». Остальное – условно и необязательно.
Современные компьютерные технологии способствуют искусству модернизма в том, что оно постепенно теряет связь с подлинной реальностью и всё больше переходит в сферу реальности виртуальной.
Признаки искусства постмодернизма
Использование готовых форм
Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. Ремейк – обычное явление.
Дописывание или частичное переписывание классических произведений, произвольное их переосмысление, как мы видели это в скандальной постановке оперы Р. Вагнера «Тангейзер». Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.
Постмодерн противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда, демонстрируя свою традиционность. Проще можно сказать, что постмодернизм приспосабливает культурные традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям и новым стереотипам восприятия.
Это искусство потеряло связь с реальностью, перестало быть подлинным, создавая копии копий, становясь извращённой формой подлинного искусства.
Маргинальность
Она проявляется в том, что заимствованный материал несколько изменяется или извлекается из контекста и помещается в новую или несвойственную ему область.
Например, американский скульптор Луиза Буржуа (1911-2010) в качестве предметов для творчества использовала стулья и дверные полотна. У неё есть серия голов и фигур из ткани, изображающих различные стадии боли и отчаяния.
Скульптура Femme Maison (1983) представляет собой сидящую женскую фигуру с головой, напоминающей здание.
Использование паука в качестве объекта скульптуры не является для неё признаком страха пауков, а свидетельствует об обёртывающей и терпеливой матери.
Луиза Буржуа «Мама». Бронза, 9 м. Установлена у Национальной галереи Канады
Музыка постмодернизма использует классические произведения для создания электронных ремейков (заново записанных версий уже издававшихся композиций).
Ирония
Постмодерн иронизирует над окружающим миром или над самим собой, таким образом оправдывая свою исконную вторичность. В этом сходство постмодернизма с массовой культурой и китчем (проявления массовой культуры, характеризующиеся серийным производством и статусным значением. Синоним «клише» в рассуждении).
Китч в дизайне
Игра
Примером постмодернистской игры могут служить произведения У. Эко или Д. Фаулза.
Умберто Эко (р. 1932) – итальянский учёный-философ, писатель, литературный критик, яркий представитель постмодернизма в литературе.
В своём романе «Маятник Фуко» (1988) он делает пародийный анализ современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности умственной небрежности, порождающей чудовищ. От неё, считает У. Эко, один шаг фашистской идеологии. В одном из своих интервью Эко говорил: «Многие думают, что я написал фантастический роман.
Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».По мнению Ильи Коляжного, характерными особенностями российского литературного постмодернизма является «глумливое отношение к своему прошлому», «стремление дойти в своем доморощенном цинизме и самоуничижении до крайности, до последнего предела». По его словам, «смысл их (т.е.
постмодернистов) творчества обычно сводится к «приколу» и «стебу», а в качестве литературных приемов-«спецэффектов» ими используются ненормативная лексика и откровенное описание психопатологий…». Однако книги русских постмодернистов стали бестселлерами. Например, произведения В. Сорокина, Б. Акунина, В. Пелевина.
В современной русской литературе наиболее яркие представители постмодернизма – поэты Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Всеволод Некрасов.Роман «Школа для дураков» Саши Соколова – рассказ о событиях, происходящих в дачном поселке в окрестностях среднерусского города в спецшколе для умственно отсталых детей.
Повествование ведется с точки зрения одного из учеников школы – мальчика, страдающего раздвоением личности. Его недостаток в глазах родителей, учителей и соседей оборачивается способностью воспринимать мир по-особому: полнее, детальнее, как бы заглядывая на изнаночную сторону вещей и событий, не доступную взгляду нормальных людей.
Русскоязычные женщины-писательницы, представительницы постмодернистской женской прозы – Т. Толстая, Н. Габриэлян, М. Голованиевская, Л. Улицкая, В. Токарева, В. Нарбикова и др.
Синтетичность
Для постмодернизма характерно использование различных признаков, приемов, стилей, создающих новую авторскую форму. Новизна в постмодерне – это сплав старого, уже бывшего в употреблении, но использованного в новом контексте. Таким образом, культуру постмодернизма иногда называют культурой second hand.
По выражению американского писателя Джона Барта, постмодернизм – это художественная практика, сосущая соки из культуры прошлого, литература истощения.Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового, это культура без собственного содержания и потому использующая какие угодно предшествующие наработки.
А, потеряв связь с реальностью, современное искусство обречено на бесконечное самоповторение и эклектику. Но неужели всё так мрачно в постмодернизме?
Наверное, нет. На него можно смотреть как на универсальную творческую площадку, открывающую возможность создания новых стилей и направлений, оригинальное переосмысление классических ценностей…
Но самое главное – постмодернизм находит общий язык с любой культурой, ему не свойствен нигилизм авангарда.
Роберт Раушенберг, «Велосипеды», Берлин, Германия, 1998
Источник: https://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/489-postmodernizm
ПОСТМОДЕРНИЗМ
одно из наиболее влиятельных идейных течений последней трети XX в., осмысляющее специфическое состояние западной цивилизации, обусловленное кризисом новоевропейской метафизики, научной традиции и социальной парадигмы.
<\p>
Приставка «пост-» в составе термина указывает как на преемственность постмодернизма по отношению к до сих пор незавершенному модернистскому проекту, так и на требование преодоления последнего. В этом смысле понятие «постмодернизм» начало употребляться лишь в конце 1960-х гг., хотя в разных контекстах его использовали культуролог Р. Паннвиц (1917), литературовед Ф.
де Онис (1934), историк А. Тойнби (1947) и др.<\p>
Постмодернисты заявляют об исчерпанности ситуации «модерна», «современности», для которой характерны прогрессизм, историзм, универсализм, культ новизны, вера в неограниченные возможности просвещенного разума.
<\p>
Ситуация постмодерна предполагает недоверие к «метанаррациям» — единым объяснительным схемам и обобщающим теориям, служащим для «самооправдания буржуазного общества», отказ от универсализма и рационализма как проявлений «империализма рассудка».<\p>
Одним из первых суть постмодернизма сформулировал (по апофатической схеме) литературовед И.
Хасан (1971): если модернизм определяется такими принципами как законченность формы, предварительный проект, иерархичность структуры, возможность интерпретации, стандартность подходов, то постмодернизм отличают отсутствие целостности, разорванность смысловых структур, открытость, процессуальность, игра, случайность, анархия и т. п.<\p>
По мнению Ж.-Ф.
Лиотара, наступление эпохи постмодерна знаменует закат метанарраций как тотальных, претендующих на статус единственно истинных способов высказывания. Диктат общих норм, «больших идеологий» и «планов спасения мира» уступает место «языковым играм» — плюрализму локальных языков, стратегий, структур, институций, имеющих отныне равные права.
<\p>
Положение об ацентричности культурного, социального, научного и других пространств, равнозначности всех элементов и направлений носит в постмодернизме программный характер. В науке это выражается в стирании границ между научным и обыденным сознанием, в методологическом анархизме (принцип «все дозволено» П.
Фейерабенда), в утверждении социально-исторической обусловленности, а стало быть, относительности научных истин (концепции «парадигм» Т. Куна и «эпистем» М. Фуко). В политике — в деградации «всех прежних центров притяжения, образуемых национальными государствами, партиями, профессиями, институциями и историческими традициями» (Ж.-Ф. Лиотар).
В искусстве — в уничтожении граней между элитарным и массовым, в эклектизме, коллажности, пародийности, в превращении «произведения» как феномена авторского, обязанного своим бытием некому изначальному акту смыслопорождения, в «текст», понимаемый как некая сеть отсылок, аллюзий, совокупность скрытых и явных цитат (Р. Барт, У. Эко и др.).
<\p>
Для описания способа организации целостности, альтернативного замкнутым линейным структурам, Ж. Делез и Ф. Гваттари предложили использовать метафору ризомы (фр. rhizome — корневище). В ризоме нет центра и периферии, нет ствола и ответвлений, нет устойчивой конфигурации — в любой момент каждая ее точка может быть произвольно связана с любой другой.
Именно так, по мнению Делеза и Гваттари, строятся социальные связи в постсовременном мире — иерархичная и «древообразная» структура общества уступает место непрестанно и непредсказуемо меняющей очертания ризоме микрогрупп, субкультур, «племен» (см. также Трайбализм).<\p>
В теории деконструкции Ж.
Деррида постулирование языкового плюрализма осуществляется в русле критики логоцентризма — свойственного метафизическому мышлению стремления к систематизации явлений, исходя из представления о неком центре, «первоначале», «первосмысле» (логос, архэ, эйдос и т. п.), относительно которого фиксируются различия между противоположными понятиями.
В бинарных оппозициях один из их членов всегда превалирует над другим как основополагающий (мужское над женским, элитарное над массовым, рационализм над мистикой, оригинал над копией, естественное над искусственным, присутствие над отсутствием и т. д.).
Деконструкция расшатывает отношения основного и маргинального, главного и второстепенного, девальвируя тем самым понятия центра, смысла, означаемого.<\p>
Учение Дерриды стало одной из теоретических основ политкорректности, уравнивающей в правах социальное большинство и любые меньшинства (национальные, сексуальные, культурные и т. п.
) и дезавуирующей понятие нормы как инструмент дискриминации.<\p>
Положение о взаимообусловленности политических, социальных и языковых механизмов является центральным для большинства представителей постмодернизма, от группы Тель Кель, М. Фуко и Р. Барта до У.
Эко, зачастую определявших свою теоретическую деятельность (в рамках вскрытия «доминантного культурного кода» в СМИ, речевых практиках, моде и т. д., обнаружения сделанности тех вещей, которые претендуют на естественность, обучения людей «семантической герилье» против властного дискурса) как сугубо политическую.<\p>
«Политическая семиология» Р.
Барта исходит из тезиса об укорененности власти в «самом начале языка», являющегося отнюдь не «нейтральным средством коммуникации», как это принято считать, но общеобязательной формой принуждения, инстанцией, сущность которой не в запрещении, но в понуждении говорить что-либо определенным образом.
Это происходит за счет вторичного означивания слов и выражений, надстраивания над ними новых смыслов, т. е. мифологизации языка. В результате реальность кодифицируется таким образом, что человеку в неявной форме предписывается определенный образ поведения, определенные желания и потребности.
<\p>
По Барту, буржуазное общество предельно мифологизировано, и всесилие мифа состоит в том, что он маскирует обличием естественности идеологию, делая ее анонимной и всепроникающей.<\p>
Выявление способов принуждения и контроля, осуществляемых помимо сознания индивидов, было одним из направлений теоретической деятельности М. Фуко.
По его мнению, современные структуры власти принципиально децентрированны и несубъектны. Власть есть некий дискурс, социальная стратегия.
Власть «исходит отовсюду», у нее нет пространственно фиксированного источника, «трона» — она пронизывает силовыми полями весь социум, действуя уже не посредством запретов и принуждений, но на микроуровне социальной жизни, в области наиболее тонких и самых персональных поведений, в сфере вкусов, желаний, удовольствий, «инвестируясь в тело».
Именно здесь надежнее всего осуществлять постоянный незримый контроль над каждым моментом индивидуального выбора. Могущество неинституциональной власти в том, что, делая выбор, человек уверен: он делает его самостоятельно, исходя из собственных желаний, принципов, представлений о благе.<\p>
Если многие постмодернисты «левого толка» (Ю. Кристева, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида и др.
) ставят своей задачей разработку способов сопротивления диктату властных дискурсов, то ряд других авторов (Ж. Бодрийяр, П. Вирильо) уже не видят в этом смысла: революция в сфере средств коммуникации привела к перенасыщению общества информацией и, как следствие, к утрате им способности к реакции как на властные, так и на антивластные импульсы.
<\p>
Социальные процессы больше не подпадают под привычную модернистскую схему эквивалентного обмена, «стимула и реакции», «призыва и отклика». Массы, «молчаливое большинство», становятся неподконтрольными классическим социальным институциям и невосприимчивыми к содержанию самой информации. И их безразличие и «пассивно-вещный цинизм» (П. Слотердайк), которые еще в начале — середине XX в.
считались необходимым условием для эффективной манипуляции со стороны власти, теперь оказываются для последней огромной проблемой. Если нет «общественного мнения», «отклика», «запроса», «причастности», власть не может легитимировать свое существование — представлять общество, обслуживать его запросы и чаяния.
<\p>
Если политические процессы не высвобождают заключенные в массах социальные энергии, то гибнет сам принцип политической репрезентации. Отсюда необходимость в провоцировании у инертной социальной массы субъектности, в формировании в ней позиции, отношения, мотивов, потребности реагировать.
«От масс постоянно требуют, чтобы они подали свой голос, им навязывают социальность избирательных кампаний, профсоюзных акций, сексуальных отношений, контроля за руководством, празднований, свободного выражения мнений и т. д., — пишет Бодрийяр. — Но время уже ушло. “Масса” стала “критической”».
<\p>
По мнению Бодрийара, апатия масс — результат характеризующего общество постмодерна кризиса репрезентации. Тотально транслируемая современными медиа (компьютеры, телевидение и пр.) «картина социального» не имеет ничего общего с репрезентацией некого реального объекта — это гиперреальность, которая не есть нечто вторичное по отношению к действительности, но то, что ее превосходит, ее экстатичность.<\p>
Господствовавшая веками система репрезентации и референтности, согласно которой каждое представление предполагает соответствующий ему реальный объект, оказалась разрушена. Знаки, обособившиеся от своих референтов и не имеющие оригинала в реальности («симулякры»), оказываются способными опережать реальность, которая превращается в «секрецию симуляционных моделей». Именно здесь, в поле гиперреальности, происходит «исчезновение социального». Продуцируемое электронными СМИ «событие» не является со-бытием, интерсубъективным феноменом. Социальное взаимодействие заменяется пассивным созерцанием (ср. с идеями Ги Дебора о дезинтегрирующих свойствах информации в «Обществе спектакля»), а социальная реальность — «обольстительным обманом» симуляций.<\p>
Ряд положений постмодернизма коррелируют с теорией постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер), согласно которой в результате модернизации и сопутствующего ей экономического роста в обществе происходит смена приоритетов как в экономике и политике, так и в социальной жизни.<\p>
Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию, унификация — многообразию, децентрируется власть и социальные структуры, формируется меритократия, в экономике начинает доминировать принцип не производства, а потребления.<\p>
«Достижительная» мотивация индивида заменяется все большим акцентированием качества жизни, а массовое политическое участие, прежде подразумевавшее приверженность тем или иным политическим партиям, — более активным, независимым от элит и проблемно-специфицированным формам (Р. Инглхарт, см. также Медиа-активизм).<\p>
Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия
Источник: https://politike.ru/termin/postmodernizm.html
Что такое Постмодернизм
Сам термин “постмодернизм” можно перевести как “после модерна”. Но нельзя воспринимать это течение так однозначно.
Если такие направления, как модернизм, реализм, романтизм, как правило, выражались преимущественно в искусстве и литературе, то постмодернизм – это выражение всего состояния души человека, его восприятия мира.
Что же такое постмодернизм? Его нельзя считать течением в искусстве, это понятие используют для обозначения всех специфических тенденций духовной жизни цивилизации. Определение постмодернизма неоднозначно – это способ самовыражения, сознание всего человечества.
Главными особенностями постмодернизма является противопоставление реалистической культуре, легкая ирония и самоирония, отрицание всяческих норм и правил, использование уже готовых форм.
Возник постмодернизм как противостояние модерну и практически одновременно с ним в начале 20 века, но свой расцвет пережил во второй половине века. Уже в 1917 году впервые был применен термин “постмодернизм” в статье, где критиковалась теория Ницше о сверхчеловеке-полубоге.
Постмодернизм в литературе и живописи
В литературе впервые нотки постмодернизма проявились в романе Германа Гассе “Степной волк”. Кстати, этот роман стал настольной книгой хиппи – одного из самых ярких учений, последователи которого выражали протест и насмешку над милитаристическим миром. Также представителями постмодернизма в литературе считаются Хорхе Борхес, Умберто Эко, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая.
Кстати, роман Умберто Эко “Имя розы” экранизирован и можно воочию увидеть, что же такое постмодернизм. Первым фильмом в стиле постмодерн считается фильм ужасов “Уродцы”. А вот самым ярким представителем постмодерна в кино стал Квентин Тарантино.
В живописи художники-постмодернисты провозгласили основную идею, где нет особой разницы между оригиналом и копией. Что и с успехом демонстрировали, создавая свои картины, преображая и переосмысливая то, что уже создано. Самые яркие представители этого течения в живописи: Йозеф Бойс, М. Мерц, В. Комар и А. Меламид. В архитектуре это Дж. Стирлинг, Ч. Джэнкс.
Постмодернизм – своеобразное продолжение авангардистских экспериментов. Если вам интересны современные течения, читайте статью Что такое авангард.
Наш раздел Культура познакомит вас и с другими течениями в живописи, литературе или философии.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Что такое Постмодернизм« Анализ стихотворения Твардовского «Лежат они, глухие и немые»
Источник: https://schoolessay.ru/chto-takoe-postmodernizm/
Постмодернизм: понятие, сущность, представители
ПОСТМОДЕРНИЗМ – одно из самых влиятельных направлений современной культуры. Приставка “пост” означает, что это направление следует за модернизмом.
Переход к постмодернизму по времени совпал с переходом от индустриального общества к постиндустриальному, которое называют также информационным. Это произошло на рубеже 60-70-х годов XX века. Теоретиками постмодернизма считаются Ж.Бодрийяр (“Система вещей” 1969), Ж.-Ф.
Лиотар (“Постмодернистское знание” 1970; “Спор” 1984), Слотердийк (“Волшебное дерево” 1985).
Одним из манифестов постмодернизма считается произведение американца Л.Фидлера “Засыпайте рвы, пересекайте границы” (1969). В нем выражена основная установка постмодернизма – снять границу между массовой и элитарной культурой, соединить реальность и миф. К характерным особенностям постмодернизма относят :
- принцип “двойного кодирования”, т.е. художественные произведения должны отвечать как массовому , так и элитарному вкусу. Первый код создает, как правило, обычное повествование, последовательность событий; второй код – скрытую игру цитат, намёков, которая может быть понята только чрезвычайно эрудированным и художественно развитым зрителем или читателем
- стилевой плюрализм (многообразие);
- отрицание любых норм и традиций;
- отказ от авторитетов любого ранга; – использование принципа “де жа вю”, согласно которому искусство должно вызывать переживания любого культурного события как уже бывшего;
- пародирование, произвольная трактовка и прямое обезображивание как отдельных элементов, так и всего произведения в целом. Например, показательна в этом плане бронзовая скульптура С.Дали “Венера Милосская с ящичками”|;
- наконец, эклектизм, как главная черта постмодернизма, т.е. смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов.
К ярким представителям постмодернизма в живописи относятся Жерар Гаруста (Франция), Карло Мариани (Италия), Джексон Поллок (США). Именно Ж.Гаруста дал одному из своих полотен название “Де жа вю”, ставшее символом всего искусства постмодернизма ( картины Гаруста “Валаам”, “Эссе от имени”).
Творчество Карло Мариани относят к анахронизму, одному из течений постмодернизма, предлагающему авторскую интерпритацию искусства прошлого (картины). Художник смешивает стили и языки различных эпох и культур.
В 1947 году Джексон Поллок изобретает новую технику работы на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу и разбрызгивая краску с кистей, не касаясь ими поверхности.
Такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин “льющаяся техника”. Именно из-за этого он получил кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).
Творчество Поллока оказало значительное влияние на искусство второй половины XX века.
С постмодернизмом связаны такие понятия как инсталляция и инвайронмент.“Картина устарела, – провозгласили постмодернисты, – и на арену изобразительности выходит инсталляция”.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (от англ.installation – установка, размещение, монтаж) – это композиция в определенном пространстве, созданная из различных элементов. Основоположниками инсталляций были М.Дюшан и сюрреалисты, прежде всего С.Дали. Его испанский театр-музей в Фигейросе полон совершенно неожиданных инсталляций.
Например, в центре внутреннего дворика стоит черный Кадиллак , внутри которого можно вызвать проливной дождь, если опустить несколько евро. Инсталляция называется “Дождливое такси”. Яркими представителями этого направления искусства являются американцы Йозеф Бойс (“Заднее сидение доджа”, Джозеф Кошута (США), Эдвард Кинхольц , Ж.Бюрен (Франция).
В России – Кабаков, Комар, Меламид, К.Болтанский и другие.
ИНВАЙРОНМЕНТ (от англ.environment – окружение, среда) – авангардное направление в искусстве последней трети XX века, связанное с сооружениями в открытом пространстве. Представителями этого направления являются Фербер, Ж.Сегал, Кинхольц, Хэнсон, Ганс-Юрген Зиберг, Тесса Фармер(Великобритания) и другие.
Источник: https://kulturologia.ru.com/zapadnaya-kultura-xx-xxi-vv-massovaya-i-elitarnaya-kultura/postmodernizm-ponyatie-sushchnost-predstaviteli.html