Женские образы в «ревизоре» н.в гоголя

Женские образы в Ревизоре | Инфошкола

23 Ноябрь 2013       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   16404

Женские типы в «Ревизоре» занимают весьма незначительный уголок, являясь совершенно эпизодическими фигурами.

Но как великий художник, Гоголь сумел мимоходом, одним — двумя мазками кисти, дать полный портрет этих случайных персонажей своей комедии. Все женщины комедии в духовном отношении ничем не отличаютcя от своих мужей и отцов.

Они только завершают картину пошлости, нарисованную Гоголем, являясь достойным дополнением мужской половины общества.

«Анна Андреевна — провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Это весьма легкомысленная женщина.

Обратите внимание

У знав о приезде ревизора, она бежит за мужем: «Что, приехал? Ревизор? с усами? с какими усами?» Взволнованному городничему не до нее: «После, после матушка!» А она, не понимая, какой критический момент наступил для ее супруга, сердится: «После? Вот новости, после! Я не хочу после … Мне только одно слово: что он, полковник? А? (с пренебрежением) уехал! Я тебе вспомню это!». Приехало новое лицо, мужского пола — есть от чего прийти в волнение. Для уездной Клеопатры это предвкушение нового флирта … Муж уехал. «Через два часа мы все узнаем» — говорит дочь, но для матери это вечность; «Через два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом’» Анна Андреевна посылает свою Авдотью: «Побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков он — слышишь? Подсмотри в  щелку и узнай все, и глаза какие: черные или нет! .. Скорее, скорее, скорее, скорее … ». Тряпичкину Хлестаков пишет: «Не решился, с которой начать-думаю прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги». И у него есть полное основание так полагать.

Марья Антоновна еще позволяет себе усомниться в правдивости слов Хлестакова, когда он выдает себя за автора «Юрия Милославского», а Анна Андреевна сама подсовываетему эту ложь своим вопросом: «Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение?» А когда пьяный Хлестаков объясняет, будто существуют два романа под этим заглавием, она, ни капли не сомневаясь, замечает: «Ну, это, верно, я ваш, читала. Как хорошо написано!». «Ах, какой приятный! — восклицает она, когда Хлестакова уводят спать. — Но только какое тонкое обращение! Приемы и все этакое … Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! Я просто без памяти … ». И все это про пьяного И пустоголового петербургского мальчишку. Затем между матерью и дочерью происходит спор о том, на кого он больше смотрел, и кто ему больше понравился … «Послушай, Осип, а какие глаза больше всего нравятся твоему барину?» — расспрашивают они лакея. Спустя короткое время Анна Андреевна сама приходит в комнату Хлестакова. Последний просит ее руку. Анна Андреевна слабо возражает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде … я замужем». Это «в некотором роде» — великолепно.

Флирт — вот, что наполняет душевную жизнь Анны Андреевны. Недаром она гадает на картах: все ее помыслы лежат в области валетов всех мастей. Флирт, и что само собою разумеется, туалеты.

«Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы» — говорит Гоголь.

А действие продолжается день-полтора … Эти основные черты характера Анны Андреевны определяют всю ее жизнь, все грани ее жизни.

Легкомысленна Анна Андреевна и как жена. Ее совершенно не интересуют дела мужа. Она живет только своими маленькими интересами. Такова же она и как мать. Она нисколько не скрывает от дочери всех своих слабостей.

Она оспаривает у Марьи Антоновны ухаживателей, и даже жениха. Она хотела бы, чтоб дочь одевалась не к лицу, чтоб на дочь никто из мужчин не смотрел.

Характерна в этом отношении сцена матери и дочери, советующихся о туалете, чтобы их не осмеяла какая-нибудь «столичная штучка».

«Эта сцена и этот спор, — говорит Белинский, — окончательно и резкими чертами обрисовывают сущность, характеры и взаимные отношения матери и дочери … В этой коротенькой, как бы слегка и небрежно наброшенной сцене вы видите прошедшее, настоящее и будущее, всю историю двух женщин, а между тем она вся состоит из спора о платье, и вся как бы мимоходом и нечаянно вырвалась из-под пера поэта».

 Как все кокетки, притом немолодые, Анна Андреевна весьма высокого о себе мнения, считает себя аристократкой, смотрит сверху вниз на всех дам. Городничий, в предвидении грядущего генеральства, добродушно обещает оказать протекцию в Петербурге сынку Коробкина: «Я готов с своей стороны, готов стараться».

Но Анна Андреевна его останавливает: «Ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство» …

Важно

Марья Антоновна — кокон, из которого со временем должен развиться такой же мотылек, как Анна Андреевна.

 Она уже не так любопытна, была бы в состоянии подождать часа два, не послала бы прислугу подсматривать в щелку, какие глаза у ревизора.

Она моложе, а потому неопытнее, сдержаннее, а пожалуй и чище матери. Но и она сама приходит в комнату молодого человека, что толкает его на решительный шаг …

Жена Коробкина — воплощение лести и зависти. «Ах, как, Анна Андреевна, я рада вашему счастию! вы не можете себе представить,- говорит она, придя с поздравлением, а под шум общих возгласов кричит: — Черт тебя побери!».

Жена Лука Лукича также льстива до бесконечности.

Источник: https://info-shkola.ru/zhenskie-obrazy-v-revizore/

Сочинение на тему «Женские образы в Ревизоре»

Женские типы в «Ревизоре» занимают весьма незначительный уголок, являясь совершенно эпизодическими фигурами.

Но как великий художник, Гоголь сумел мимоходом, одним — двумя мазками кисти, дать полный портрет этих случайных персонажей своей комедии. Все женщины комедии в духовном отношении ничем не отличаютcя от своих мужей и отцов.

Они только завершают картину пошлости, нарисованную Гоголем, являясь достойным дополнением мужской половины общества.

«Анна Андреевна — провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Это весьма легкомысленная женщина.

У знав о приезде ревизора, она бежит за мужем: «Что, приехал? Ревизор? с усами? с какими усами?» Взволнованному городничему не до нее: «После, после матушка!» А она, не понимая, какой критический момент наступил для ее супруга, сердится: «После? Вот новости, после! Я не хочу после … Мне только одно слово: что он, полковник? А? (с пренебрежением) уехал! Я тебе вспомню это!». Приехало новое лицо, мужского пола — есть от чего прийти в волнение. Для уездной Клеопатры это предвкушение нового флирта …
Муж уехал. «Через два часа мы все узнаем» — говорит дочь, но для матери это вечность; «Через два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом’» Анна Андреевна посылает свою Авдотью: «Побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков

он — слышишь? Подсмотри В щелку и узнай все, и глаза какие: черные или нет! .. Скорее, скорее, скорее, скорее … ». Тряпичкину Хлестаков пишет: «Не решился, с которой начать-думаю прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги». И у него есть полное основание так полагать.

Марья Антоновна еще позволяет себе усомниться в правдивости слов Хлестакова, когда он выдает себя за автора «Юрия Милославского», а Анна Андреевна сама подсовываетему эту ложь своим вопросом: «Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение?» А когда пьяный Хлестаков объясняет, будто существуют два романа под этим заглавием, она, ни капли не сомневаясь, замечает: «Ну, это, верно, я ваш, читала. Как хорошо написано!». «Ах, какой приятный! — восклицает она, когда Хлестакова уводят спать. — Но только какое тонкое обращение! Приемы и все этакое … Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! Я просто без памяти … ». И все это про пьяного И пустоголового петербургского мальчишку. Затем между матерью и дочерью происходит спор о том, на кого он больше смотрел, и кто ему больше понравился … «Послушай, Осип, а какие глаза больше всего нравятся твоему барину?» — расспрашивают они лакея. Спустя короткое время Анна Андреевна сама приходит в комнату Хлестакова. Последний просит ее руку. Анна Андреевна слабо возражает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде … я замужем». Это «в некотором роде» — великолепно.

Флирт — вот, что наполняет душевную жизнь Анны Андреевны. Недаром она гадает на картах: все ее помыслы лежат в области валетов всех мастей. Флирт, и что само собою разумеется, туалеты.

«Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы» — говорит Гоголь.

А действие продолжается день-полтора … Эти основные черты характера Анны Андреевны определяют всю ее жизнь, все грани ее жизни.

Совет

Легкомысленна Анна Андреевна и как жена. Ее совершенно не интересуют дела мужа. Она живет только своими маленькими интересами. Такова же она и как мать. Она нисколько не скрывает от дочери всех своих слабостей.

Она оспаривает у Марьи Антоновны ухаживателей, и даже жениха. Она хотела бы, чтоб дочь одевалась не к лицу, чтоб на дочь никто из мужчин не смотрел.

Характерна в этом отношении сцена матери и дочери, советующихся о туалете, чтобы их не осмеяла какая-нибудь «столичная штучка».

«Эта сцена и этот спор, — говорит Белинский, — окончательно и резкими чертами обрисовывают сущность, характеры и взаимные отношения матери и дочери … В этой коротенькой, как бы слегка и небрежно наброшенной сцене вы видите прошедшее, настоящее и будущее, всю историю двух женщин, а между тем она вся состоит из спора о платье, и вся как бы мимоходом и нечаянно вырвалась из-под пера поэта».

Как все кокетки, притом немолодые, Анна Андреевна весьма высокого о себе мнения, считает себя аристократкой, смотрит сверху вниз на всех дам. Городничий, в предвидении грядущего генеральства, добродушно обещает оказать протекцию в Петербурге сынку Коробкина: «Я готов с своей стороны, готов стараться».

Но Анна Андреевна его останавливает: «Ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство» …

Марья Антоновна — кокон, из которого со временем должен развиться такой же мотылек, как Анна Андреевна.

Она уже не так любопытна, была бы в состоянии подождать часа два, не послала бы прислугу подсматривать в щелку, какие глаза у ревизора.

Она моложе, а потому неопытнее, сдержаннее, а пожалуй и чище матери. Но и она сама приходит в комнату молодого человека, что толкает его на решительный шаг …

Обратите внимание

Жена Коробкина — воплощение лести и зависти. «Ах, как, Анна Андреевна, я рада вашему счастию! вы не можете себе представить,- говорит она, придя с поздравлением, а под шум общих возгласов кричит: — Черт тебя побери!».

Жена Лука Лукича также льстива до бесконечности.<\p>

Источник: https://schoolsochinenie.ru/zhenskie-obraz-v-revizore.html

Образы и персонажи комедии “Ревизор” Гоголя (характеристика, группы персонажей)

Основной образ комедии — образ уездного города. Гоголь называл его «сборным» и «душевным», видимо имея в виду, что в нём собраны все типы городского населения, показаны их черты характера и социальное поведение («сборный город»), привлечено внимание к грехам и слабостям людей («душевный город»).

Система персонажей комедии отражает социальную структуру города. Во главе его стоит городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он наделён всеми властными полномочиями и несёт ответственность за всё происходящее в городе. Отсюда три характеристики, очерчивающие этот образ: власть (статус), вина (безответственность), страх (ожидание наказания).

Далее следуют четыре образа чиновников, представляющих управление городом: судебная власть в лице судьи Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина, почтовая и телеграфная связь — почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, образование находится в ведении смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова, социальными службами заведует попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника. Трое чиновников, за исключением Шпекина, показаны вместе с ведомствами, которыми они руководят. Так, Ляпкин-Тяпкин представлен с вечно подвыпившим заседателем, сторожами и посетителями суда. Так же подробно изображена и система образования: Хлопов, учителя, ученики. Богоугодные заведения охарактеризованы порядками, царящими в больнице, образом Земляники и зловещей фигурой лекаря Гибнера. Чтобы показать преемственность и незыблемость преступной чиновничьей власти в городе, Гоголь вводит персонажей, которые не принимают участия в действии, — отставных чиновников Люлюкова, Растаковского и Коробкина. Поддержкой и охраной власти выступают полицейские Свистунов, Пуговицын и Держиморда во главе с частным приставом Уховёртовым.

Другие слои населения города представлены прежде всего городскими помещиками Петром Ивановичем Бобчинским и Петром Ивановичем Добчинским.

И по совпадающим именам, и по одинаковому поведению можно сразу понять, что перед нами традиционные «парные персонажи», которые в сюжете комедии будут выполнять общую для двоих функцию.

Читайте также:  Воспитание в комедии д.и. фонвизина «недоросль»

Нелепость Бобчинского и Добчинского обозначена уже в их статусе: помещики, которые живут в городе и от безделья превращаются в сплетников.

Образы купцов очерчены не так чётко, как образы чиновников. Отчасти выделяется купец Абдулин, очевидный лидер и автор записки к Хлестакову. В этой записке исчерпывающе охарактеризована социальная сущность купечества: «Его высокоблагородному светлости господину финансову от купца Абдулина.

..» У этого обращения две особенности: Абдулин не знает, какое звание или титул использовать, поэтому на всякий случай смешивает их все. А выражение «господин финансов» отражает иерархию ценностей купца — в его глазах на самом верху общественной лестницы стоит тот, кто ведает финансами.

Важно

За купцами следует другая категория населения — мещанство, представляемое слесаршей Пошлёпкиной и женой унтер-офицера. В этих образах олицетворяются два греха: гнев и стяжательство.

Слесарша справедливо возмущается тем, что городничий отдал её мужа без очереди в солдаты, однако она обрушивает проклятия на неповинную родню городничего.

Жена же унтер-офицера беспокоится не о нанесённом ей оскорблении, унижении женского достоинства, а о том, какую выгоду она может извлечь из выпавшего на её долю «счастья».

Дополняют галерею персонажей образы слуг. Может показаться, что они одинаковые и не заслуживают особого внимания, однако это не так.

В комедии изображены три социальные категории слуг: городской трактирный слуга — дерзкий и несколько развязный; слуга в доме городничего — Мишка, услужливый, но знающий себе цену; и личный слуга Хлестакова — Осип, тип барского слуги, по-крестьянски сметливый, но уже развращённый столичной жизнью лакей, во всём повторяющий барина.

Отдельно стоят образы жены городничего Анны Андреевны и дочери Марьи Антоновны. Язвительные и точные портреты провинциальной дамы и барышни показывают грустную картину суетной ограниченности их жизни, скудости представлений, нравственную узость.

Велика и сюжетная роль этих героинь, ведь из-за отсутствия в комедии настоящего любовного конфликта эти образы служат для создания пародии — в сценах попеременного ухаживания Хлестакова то за дочерью, то за матерью. Однако семья городничего всё же находится на верхней ступени общественного положения в городе.

Дамы пониже рангом, такие как жена Хлопова или жена Коробкина, вынуждены быть завистницами и сплетницами.

Совет

Образ Хлестакова, конечно, стоит особняком в комедии благодаря своей сюжетной и идейной роли. Хлестаков является стержневой фигурой в сюжете, поскольку без него была бы невозможна «миражная» ситуация.

К тому же он не просто пассивно занимает позицию мнимого ревизора, но с невероятным успехом подыгрывает заблуждению горожан, о котором по своей глупости даже не подозревает. В идейном отношении Хлестаков служит своего рода искушением для города, ведь самые нелепые представления горожан о Петербурге в лице Хлестакова получают полное подтверждение.

Поэтому горожане, в первую очередь чиновники, ведут себя открыто и всё глубже вязнут в трясине беззакония и злонравия. Хлестаков никого сознательно не обманывает, он вообще не способен на какое-либо обдуманное действие, ведь, по его же выражению, у него «лёгкость в мыслях необыкновенная», то есть пустота.

В Хлестакове нет ничего своего, поэтому он ведёт себя так и делает то, чего от него ожидают. В этом причина его вдохновенного вранья в доме городничего. Он явился своего рода «бичом» для горожан, которым они выхлестали сами себя.

Наконец, самый главный образ комедии «Ревизор» — сам ревизор, который объединяет всю пьесу. С первой фразы комедии он возникает как предположение, ожидание, некая идея и появиться должен инкогнито. Затем вместо настоящего ревизора в город проникает обман, мираж, «ревизор».

В начале пятого действия ревизор, казалось бы, исчезает, чтобы явиться в последней реплике комедии как суровая реальность, как правда, которая поразила чиновников в немой сцене. Параллельно с образом ревизора в комедии развивается образ Петербурга.

Петербург вызывает в чиновниках сначала страх и нелепые домыслы, затем проявляется как мираж через образ Хлестакова, а после сватовства Хлестакова к дочери городничего становится жителям города N неоправданно близким.

В финале пьесы, после объявления о приезде настоящего ревизора, образ Петербурга становится враждебным и обескураживающим.

Обратите внимание

Вслушаемся в замечание самого Гоголя о ещё одном действующем лице комедии «Ревизор»: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её.

Это честное, благородное лицо был — смех». В комедии нет положительных героев, смех не возникает на сцене между действующими лицами, он существует в самой атмосфере комедии — смех рождается в сердце зрителя и пробуждает в нём благородное негодование.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/obrazy_i_personazhi_komedii_revizor_gogolja_kharakteristika_gruppy_personazhej/35-1-0-1972

Женские образы в произведениях Николая Гоголя

Творчество Н. В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России.

Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает все ее увечья, все дурное, что есть в повседневной жизни.

Перо сатирика служит обличению чиновников и помещиков, зло высмеивает их пороки.

В своих произведениях Гоголь не уделяет особого внимания женским образам. Писатель не считает нужным изобразить отдельно недостатки мужчин и женщин, он лишь дает общую картину запустения, царящего в городах и селах России. Однако с другой стороны, они наталкивают читателя на более глубокие размышления о причинах запустения, добавляют красок в описание и динамику в действия.

Одно из наиболее известных творений Гоголя – пьеса “Ревизор”. Это произведение представляется своеобразным прологом к монументальной поэме “Мертвые души”, делу всей жизни писателя. В “Ревизоре” жало сатиры направлено против быта и нравов глухого городка, против жадности и произвола уездных чиновников.

“Мертвые души” – произведение гораздо большего масштаба. В нем вся Россия предстала перед читательским судом. Гоголь не жалеет ее, а едко иронизирует над недостатками, веря в то, что это лечение пойдет на пользу, что в будущем родина обязательно избавится от грязи и пошлости.

Замысел “Мертвые души” – это продолжение “Ревизор”. Здесь не просто показаны быт и нравы чиновников уездного города. Теперь Гоголь разоблачает и помещиков, и чиновников, он бичует вопиющие недостатки уже в гораздо больших масштабах.

“Мертвые” души всей России проходят перед глазами читателей.

Одна из основных функций, которые выполняют женские образы в обоих произведениях, – формирование представления об определенных общественных и социально-психологических типах. Наиболее яркий пример этому – образ помещицы Коробочки.

Она описана Гоголем как страшная своей скупостью и тупостью личность, которая больше походит на машину, а не человека. Ее характерная черта – стремление получить как можно больше денег, причем ее не интересует, нужен ли покупателю товар или нет.

Коробочка скупа и бережлива, в ее хозяйстве не пропадет ничего, что, в общем, похвально. Но главная особенность ее характера скрыта в ее “говорящей” фамилии: это непробиваемая, ограниченная и тупая старуха.

Если ей пришла в голову какая-то идея, то ее невозможно переубедить, все разумные доводы “отскакивают от нее, как резиновый мячик от стенки”. Даже невозмутимый Чичиков приходит в ярость, пытаясь доказать ей несомненную выгоду продажи крестьян.

Важно

Но та твердо взяла себе в голову, что Чичиков хочет ее надуть, и расколоть этот орешек, эту коробочку чрезвычайно сложно даже для прожженного дельца Чичикова. В Коробочке Гоголь воплотил всю ограниченность мышления русских помещиков, она стала символом той бездны, в которой находится русское поместное дворянство, вконец потерявшее способность мыслить здраво.

Для того чтобы показать картину жизни и глубину падения нравов в губернском городе N. автор вводит образы городских сплетниц.

Их преувеличенные и выдуманные рассказы о похождениях Чичикова, перемешанные с рассуждениями о моде, не вызывают у читателя ничего, кроме чувства отвращения.

Яркие образы просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях, характеризуют город и губернию с весьма невыгодной стороны, подчеркивая плоскость их мышления.

Из-за сплетни, пущенной этими дамами, вскрылись недостатки чиновников, нечистых на руку. И это не единственный пример того, как женские образы помогают Гоголю показать реальную картину жизни, реальную ситуацию.

Внешне в Анне Андреевне, жене городничего в “Ревизоре”, нет ничего интересного: суетливая, любопытная болтунья, у читателя сразу создается впечатление, что у нее в голове ветер. Однако стоит присмотреться к ней.

Ведь автор в своих “Замечаниях для господ актеров” характеризует ее как женщину по-своему умную и даже имеющую некоторую власть над мужем. Это интересная представительница провинциального общества.

Благодаря ей образ городничего становится более рельефным, приобретает дополнительное значение, и читатель получает ясное представление об образе жизни и проблемах уездных дам.

Совет

Не очень сильно отличается от матушки и Марья Антоновна. Она очень похожа на нее, но гораздо менее деятельна, это не двойник энергичной чиновницы, а лишь ее тень.

Марья Антоновна изо всех сил хочет казаться значимой, однако поведение выдает ее: больше всего места в девичьем сердце занимают наряды, она обращает внимание прежде всего на “костюмчик” Хлестакова, а не на его обладателя.

Образ Марьи Антоновны характеризует город с дурной стороны, ведь если молодежь занята только собой да “костюмчиками”, то у общества нет будущего.

Образы жены и дочери городничего блестяще раскрывают авторский замысел, иллюстрируют его идею: чиновничество и общество уездного городка насквозь прогнило. Женские образы помогают раскрыть авторский замысел и в “Мертвых душах”. Омертвение проявляется и в Коробочке, вечно кропотливо собирающей копеечку и боящейся прогадать при совершении сделки, и женах помещиков.

Помимо этого, жены Манилова и Собакевича помогают автору раскрыть мужские образы более полно и подробно, подчеркнуть какие-либо особенности характера. Каждая из них является как бы копией своего супруга.

Например, жена Собакевича, войдя в комнату, села и даже не подумала завести разговор, что подтверждает грубость и невежество хозяина. Манилова более интересна.

Ее манеры и привычки в точности повторяют манеры и привычки мужа, мы узнаем в выражении ее лица ту же приторность, она, как и сам Манилов, до сих пор не вышла из мира грез. Но в то же время есть намеки на ее самостоятельность; Гоголь вспоминает об учебе в пансионе, о ее игре на фортепьяно.

Таким образом, Манилова отделяется от своего мужа, приобретает свои черты, автор намекает на то, что ее судьба могла сложиться по-другому, не встреть она Манилова. Тем не менее, образы жен помещиков не являются самостоятельными, они лишь обогащают образы самих помещиков.

Обратите внимание

Чрезвычайно важен в этом аспекте образ губернаторской дочки. Хотя она за всю поэму не поизносит ни слова, с ее помощью читатель открывает для себя удивительные черты характера Чичикова.

Встреча с очаровательной девушкой пробуждает в душе Чичикова нежные чувства, этот плут вдруг начинает размышлять о любви и браке, о будущем молодежи. Несмотря на то, что это наваждение скоро спадет, как дымка, этот момент очень важен, здесь читатель встречает туманный намек на возможное духовное возрождение героя.

По сравнению с образом дочки городничего в “Ревизоре”, образ губернаторской дочки несет в себе принципиально иную смысловую нагрузку.

В принципе, женские образы “Ревизора” не играют важной роли для понимания главной идеи произведения. Но и их значение велико.

Ведь женщины не являются чиновниками, значит сатира Гоголя не направлена непосредственно на них, их функция – подчеркнуть общую деградацию уездного города. Анна Андреевна и Марья Антоновна оттеняют недостатки чиновников.

Их глупость и чересчур высокое самомнение выводят под слепящий свет сатиры такие же недостатки чиновников, скрытые под маской добропорядочности и исполнительности.

Читайте также:  Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?

В “Мертвые души” женские образы, напротив, разносторонни. Они гораздо более сложные, более развитые, чем в “Ревизоре”. Ни один из них нельзя однозначно охарактеризовать. Но несомненно одно: женские образы позволяют читателю глубже понять произведение, их присутствие оживляет повествование, часто вызывает улыбку читателя.

Вообще, у Гоголя женские образы, не являясь главными, подробно и точно характеризуют нравы чиновничества. интересно и разносторонне показывают жизнь помещиков, полнее и глубже раскрывают самый главный образ в творчестве писателя – образ родины, России.

Важно

Через описание таких женщин Гоголь наводит читателя на размышления о ее судьбе, о судьбе своих соотечественников, доказывает, что недостатки России не вина ее, а беда. И за всем этим скрывается огромная любовь автора, надежда на ее моральное возрождение.

Источник: https://home-task.com/zhenskie-obrazy-v-proizvedeniyax-nikolaya-gogolya/

Гоголя Ревизор Гоголь Н

И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Ревизор» прекрасная комедия Н.В.Гоголя, наполненная отличными сатиричными образами и героями. Ярко раскрываются две кокетки, мать и дочь, в действии, когда они спорят о нарядах.

В »Мертвые души» женские образы, напротив, разносторонни.<\p>

Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе.

Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина». Пусть в произведении и не много женских персонажей, но они безусловно достойны особого, пристального внимания и обсуждения.

Отталкивая от подобных образов в жизни, «Ревизор» учит нас самих правильно разбираться в людях и их поступках.

Мастерство Гоголя великолепно сказалось и в их создании и яркие жизненные характеры представлены Гоголем в образах жены и дочери городничего. В комедии больше показано, как эта страсть к романам и альбомам выражена у дочери, видимо, воспитывающейся под руководством своей матери.

Это «проклятое кокетство» дочери задержало их, и отсюда естественное раздражение Анны Андреевны и ее упрек в адрес дочери.

Совет

Совсем иначе ведет себя в сцене с Хлестаковым Анна Андреевна, более опытная в делах кокетства и желающая, нравиться. Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе.

Теперь Гоголь разоблачает и помещиков, и чиновников, он бичует вопиющие недостатки уже в гораздо больших масштабах.

Николай Васильевич Гоголь

Ревизор» и «Мертвые души» — пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Не малую роль в поэме «Мертвые души» играет описание женской половины человечества.

Это подчёркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души». Коробочка – глупая, «дубинноголовая» и жадная помещица.

Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка — дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается. Также в романе есть описание «светских» дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен.

Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, ещё более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки.

Марья Антоновна обнаруживает в сцене с Хлестаковым свою неопытность, несамостоятельность, и в речи ее ощущается наивность и интеллектуальная бедность

Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое.

Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой.

Обратите внимание

У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.

Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.

Анна Андреевна и Марья Антоновна, супруга и любимая дочь городничего, представляют собой очень комичные образы

Обе женщины избалованы и капризны. Хоть и проживают две дамы в отличном доме с хорошими условиями, мечтают они всё же о светской, столичной жизни, полной богатства и роскоши. Центральные героини комедии глубоко заблуждаются относительно своих огромных достоинств, возможностей и внешних данных.

Автор потрясающе доносит до нас всю характеристику и Анны Андреевны, и Марии Антоновны. Все недостатки женщин, как под лупой, видны в сценах их бесконечных, глупых и беспочвенных перепалок и недомолвок.

Непонимание и той, и другой, глупые и нелепые, гадливые мотивы проявляются в каждом поступке героинь, в каждом замысле.

Наверное эта комедия и создана для того, чтобы читатель смог доскональна понять всю низость такого существования.

Гоголь говорит об Анне Андреевне, что она воспитана «на романах и альбомах».

Так, в действии Марья Антоновна обнаруживает знакомство с популярным романом Загоскина «Юрий Милославский», в V действии она просит Хлестакова написать ей в альбом «какие-нибудь стишки».

Особенно, как говорит Анна Андреевна, смутил Марью Антоновну голос почтмейстера, и это заставило молодую кокетку дольше обычного «жеманиться» перед зеркалом.

Источник: http://zdravbaza.ru/gogolya-revizor-gogol-n/

Система образов в комедии «Ревизор»

«Ревизор» (1836 год) — реалистическая, чисто общественная комедия в русской литературе.

По силе и глубине идей, по художественному мастерству «Ревизор» стоит в одном ряду с такими шедеврами русской классической драматургии, как «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, а также с лучшими произведениями Островского, Чехова и других драматургов.

В жанре общественной комедии Гоголь уже имел предшественников (Грибоедов, Фонвизин), однако в «Ревизоре» он создал принципиально новый тип. Новаторство Гоголя выразилось в отсутствии любовной интриги, в том, что в пьесе нет не только четкого разделения героев на положительных и отрицательных, но нет и положительного героя вообще.

Методы, сюжет и характер его развития были также новы для драматургии 30-х годов XIX века.

Будучи поставленной на сцене Александрийского театра в 1836 году, комедия вызвала широкий резонанс в обществе и стала огромным событием в отечественной литературе и драматургии. Острота идей и злободневность Система образов в комедии «Ревизор» обусловили его большую политическую действенность.

Важно

В «Ревизоре» пошла широкое и яркое отражение эпоха, наступившая после декабристского восстания. Это была мрачная эпоха Николая I, когда действовала Система доносов и сыска, были распространены инспекторские наезды «инкогнито».

В комедии выведены на сцену истинно русские характеры, вскрыты общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лихоимство чиновников.

Центральный образ, в Системе образов комедии «Ревизор» – образ уездного городка.

По концентрации здесь всяких злоупотреблений он нереален, но при этом типичен; уездный город стал прообразом всего Российского государства.

В лице чиновников уездного города представлены основные стороны российской действительности: большая часть городских слоев и все стороны государственного управления.

Во главе городского чиновничества в комедии «Ревизор» стоит Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Как сообщает автор в замечаниях для господ актеров, городничий — человек, сумевший подняться из низших чинов, постаревший на службе. Благодаря здравому смыслу, ловкости, хитрому расчету, Антон Антонович сделал карьеру и нажил состояние. Его влияние и авторитет среди чиновничества огромны. Он полновластно распоряжается в городе. Беря взятки, плут и мошенник Сквозник-Дмухановский считает взяточничество естественным явлением, которое должно ограничиваться только чинами и общественным положением. «Смотри! Не по чину берешь!» — говорит он квартальному.
Городничий «не любит пропускать то, что плывет в руки», поэтому, не брезгуя ничем, использует свое положение, пополняет карман: присваивает деньги, отпущенные на строительство церкви; отбирает у купцов их товары. Одновременно он считает себя вполне благовоспитанным, порядочным, так как регулярно посещает церковь.
Городничий, «по-своему неглупый», пренебрежительно относясь к народу, купечеству да гражданству, совершенно иначе ведет себя с ревизором: угождает ему во всем, заискивает, стремится завоевать его расположение. Теперь уже сам Антон Антонович пытается дать взятку, «ввертывая» Хлестакову четыреста рублей вместо двухсот. .
Подобно городничему, все чиновники относятся к службе как к возможности наживаться за чужой счет. Они не совершают крупных злодейств, но в результате их «грешков» в городе царит беззаконие и произвол, показуха.
Связанные круговой порукой, чиновники уездного города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством». За всю жизнь он прочел пять или шесть книг, поэтому «несколько вольнодумен», позволяет себе держаться независимо даже с городничим, пытается вести умные разговоры о политике. Ляпкин-Тяпкин берет взятки по-особенному: борзыми щенками. Он считает, что поступает законно, не видит в таком роде взяточничества ничего предосудительного. Вот уже пятнадцать лет Ляпкин-Тяпкин «сидит на судебном стуле», а в документах суда все царит неразбериха, заседатель — пьяница, а в присутственных местах держат собак.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, практически обворовывает больных и даже не смущается, когда городничий советует перед приездом ревизора навести некоторый порядок в больницах, «сделать так, чтобы было прилично». Земляника презирает бедный люд, отказывает простому человеку в праве

На человеческое отношение. Ясно показано, что Земляника с его некоторой жестокостью и равнодушием совершенно не годится на чин попечителя богоугодных заведений. Кроме того, он большой «проныра и плут». Стараясь угодить ревизору, Земляника рассказывает об истинном положении вещей в администрации города, разоблачая остальное чиновничество, ничего не говоря о себе.
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — воплощение невежества, робости и смирения. Это образ типичного чиновника николаевской эпохи. Главная черта Луки Лукича — постоянный страх перед начальством, даже перед одним его именем.
Почтмейстер Шпекин имеет страсть читать чужие письма, причем делает он это, в первую очередь, из-за любопытства, ценит более всего «назидательность». «Смерть люблю узнать, что есть нового на свете»,— говорит Шпекин. Его словарный запас беден, а знание и умение ценить литературу — показное.
Полиция представлена в лице частного пристава Уховертова и нескольких полицейских (Свистунова, Пуговицына, Держиморды). Здесь процветают грубость, пьянство, побои; частный пристав даже не скрывает, что возвращается со службы «пьян». Веспорядок, разруха, царящие во всем городе, проникли и в полицейские дела: солдаты ходят раздетые, в тюрьмах морят голодом.

Каждый из Система образов в комедии «Ревизор», созданных Гоголем, типичен и в то же время индивидуален, но вместе это чиновничество создает облик всего бюрократического аппарата, управляющего страной.

Несмотря на то что Хлестаков не является чиновником уездного городка, его образ (столичного чиновника) дополняет образ всего чиновничества. Хлестаков позднее стал символом эпохи, так как в его образе сосредоточились характерные черты николаевской эпохи: стремление казаться «чином повыше», порисоваться, блеснуть. Сначала Хлестаков даже не догадывается, за кого его принимают, погружается в «приятность» нового положения. Хлестаков получает возможность лгать, фантазировать, пускать пыль в глаза. Будучи «пустейшим» человеком на службе, лже ревизор стремится стать значимым, уважаемым. Рассказывая о своей пышной жизни, о своем могуществе, Хлестаков действительно верит в то, что говорит. Рисуя картину жизни столичного начальника, он упоминает и о «чиновнике для письма, эдакой крысе», в котором можно узнать истинного Хлестакова.

Хлестаковщина — продукт своего времени, обратная сторона, следствие политической системы, основанной на казнокрадстве, взяточничестве, чинопочитании.

Черты этого образа присутствуют в каждом из Система образов чиновников В комедии «Ревизор» уездного города.

Совет

Для каждого из них описываемая Хлестаковым жизнь петербургского начальника была заветной мечтой, идеалом.

Читайте также:  Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
Так представлено в комедии чиновничество, уездное и столичное (Хлестаков). Однако Гоголь ввел в действие несколько других персонажей, являющихся представителями других городских слоев. Например, главные сплетники уездного города Бобчинский и Добчинский — помещики. Замечая до мелких подробностей все, что происходит, присутствуя при всех событиях, эти столь похожие друг на друга герои разносят новости по всем своим знакомым, а их у Бобчинского и Добчинского полно в городе. Как и у чиновников, у этих людей также есть свои «грешки», однако в большей степени они боятся ревизора потому, что все вокруг них его боятся. Когда же дело доходит до взяток, то помещики, рискуя навлечь на себя недовольство ревизора, «одалживают» сравнительно небольшие деньги. Скупясь на взятки, они, однако, не жалеют денег на еду, что видно из описания их внешности (у каждого по небольшому брюшку), а также из того, что они заказывают в трактире. Для Бобчинского и Добчинского ревизор является представителем высоких сфер жизни, откуда приходят и кара, и благодать. Желая приобщиться к этим кругам, стать известным не только в уездном городе, но и в высшем свете столицы, Бобчинскии обращается к Хлестакову с «нижайшей просьбой»: сообщить петербургским «вельможам разным» о его существовании.
Есть в комедии и купцы (в том числе Абдулин), которые приходят жаловаться ревизору на городничего. У них же самих также полно «грешков»: всеми доступными способами они стараются обворовывать покупателей, обманывать начальство, государство, не брезгуют взятками и подделыванием документов.
Гоголь показал мещанство в лице слесарши Пошлепкиной и унтер-офицерской вдовы Ивановой, которые обе пострадали из-за беспорядка, неразберихи, беззакония, царящих в городе.
Есть в комедии и другие женские персонажи. Главным образом, это жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Дамы уездного города восхищаются всем столичным, в их речах присутствуют часто исковерканные французские слова, читают они только романы. Отношение чиновниц к людям зависит от чина и положения в обществе. Между собой у них нет искренних, добрых отношений. Так, Анна Андреевна эгоистично и ревниво относится к дочери, завидует ее молодости. Любят дамы и посплетничать между собой или с другими об окружающих. Они заискивают перед Осипом, стремясь выведать побольше о его хозяине, обсуждают жен и дочерей других чиновников.

Итак, все образы комедии «Ревизор» отрицательны. Собранные вместе, они создают единый образ уездного города.

Все пороки общества, показанные Гоголем, все то страшное и грязное, что происходит з комедии, знакомо всей России, так как все русское общество жило и живет по этим несовершенным нормам. Город становится моделью мира, как станет моделью мира губерния в «Мертвых душах».

Единственный положительный образ, незримо присутствующий зо всех сценах комедии,— это смех. По мнению автора, только он может исправить порочных людей и все несовершенства общества.

Сочинение: Система образов в комедии «Ревизор»

Источник: http://www.sochuroki.com/sistema-obrazov-v-komedii-revizor/

Герои «Ревизора» Гоголя – Русская историческая библиотека

Читайте также статьи Гоголь «Ревизор» – краткое содержание по действиям, Гоголь «Ревизор» – анализ, Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество

Захолустный городок, в котором развертывается действие комедии Гоголя «Ревизор», представляет собой, в полном смысле слова, «темное царство». Только «смех» Гоголя ярким лучом прорезает тот мрак, в котором пресмыкаются герои комедии.

Все это люди мелкие, пошлые, ничтожные; ни у одного даже не теплится в душе «искра божия», все они живут бессознательной, животною жизнью. Гоголь обрисовал героев «Ревизора» и как деятелей местной администрации, и как людей частных, в их семейном быту, в кругу друзей и знакомых.

Это не крупные преступники, не злодеи, а мелкие плуты, трусливые хищники, которые живут вечной тревогой, что придет день расплаты…

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Городничий в «Ревизоре» Гоголя

В лице городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского Гоголь вывел чиновника, живущего лихоимством и казнокрадством. Из всех своих товарищей-чиновников, тоже живущих взятками и вымогательством, он вымогатель самый наглый. «Такого городничего, жалуются купцы Хлестакову, никогда еще, государь, не было».

Требуя подарков для себя и семьи, он даже именины свои справляет в год дважды. Этот герой «Ревизора» не только пользуется обывателями, злоупотребляя традиционными «порядками» жизни[1], он обирает и казну, входя в мошеннические сделки с подрядчиками, присваивая себе деньги, ассигнованные на постройку церкви.

Смягчающим вины городничего обстоятельством является то, что он смутно понимает безобразие своего лихоимства и казнокрадства. Сквозник-Дмухановский оправдывает себя 1) наивным восклицанием: «если что я и взял, то уже без всякой злобы, 2) очень употребительным аргументом: «все так делают». «Нет человека, говорит он, который бы за собой не имел грехов.

Это уж так самим Богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят!»

Обратите внимание

По отношению к обывателям городничий проявляет беспредельное самовластие и произвол: отдает в солдаты не того, кого следует, сечёт невинных людей.

Необразованный и грубый в обращении (разговор с купцами), этот герой «Ревизора» отличается, однако, большой практической сметкой, и это его гордость. Городничий сам говорит, что ни один мошенник его провести не мог, что он сам их «поддевал на уду».

Он яснее всех других чиновников понимает положение вещей, и когда те, объясняя причины присылки к ним ревизора, заносятся, Бог знает куда, он, как человек практический, говорит не о причинах, а о грядущих последствиях.

Городничий лучше всех других чиновников города умеет обделывать свои делишки, потому что прекрасно понимает душу человеческую, потому что находчив, умеет играть на человеческих слабостях, вот почему он долго и безнаказанно лавирует среди различных добродетельных губернаторов и ревизоров.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Художник Ю. Коровин

Необразованность этого героя комедии сказывается не только в отсутствии лоска в манерах, но выражается еще очевиднее в его суеверии, он очень наивно, по-язычески, понимает свои отношения к Богу, считая себя настоящим христианином и человеком образцовой набожности («я в вере тверд» говорит он). Под религией городничий понимает только обрядность, выражающуюся в посещении церкви по праздникам, в соблюдении постов. Он стоит на «двоеверной» точке зрения, которая допускает возможность «подкупать» своего Бога жертвоприношениями, вроде пудовой свечи[2].

Светлой чертой городничего надо признать его добродушие. Считая себя, благодаря сватовству «ревизора» Хлестакова, бесконечно выше всех в городе, он не заносится так, как его пустая супруга, остается тем же простым человеком, грубовато-радушным и просто-гостеприимным.

Жена и дочь городничего в «Ревизоре»

Жена городничего Анна Андреевна, глупая и ничтожная женщина, до старости сохранившая манеры молодой кокетки-щеголихи, поражает бесконечной пустотой своей души. Эта героиня «Ревизора» помешана на «светской жизни», на нарядах, она воображает себе, что еще может нравиться мужчинам, и соперничает со своей дочерью в деле приобретения поклонников и ухаживателей.

Живет она сплетнями и интригами уездного города. Женщина легкомысленная, Анна Андреевна легко всему верит. Когда жена городничего решила, что переедет в Петербург и будет там играть роль светской львицы, она не скрывает своего презрения ко всем своим недавним друзьям и знакомым. Эта черта, свидетельствующая об её душевной низости, ставит ее еще ниже её супруга.

Герои «Ревизора» Гоголя – жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник К. Боклевский

Дочь городничего, Мария Антоновна, идет по стопам матери, она тоже любит наряжаться, тоже любит кокетничать, но она еще не испорчена так, как мать, ложью и пустотой этой провинциальной жизни и не научилась еще так ломаться, как мать.

Хлестаков – главный герой «Ревизора»

Более сложным является образ главного героя «Ревизора» – Хлестакова. Это пустой бездельник, ничтожный маленький чиновник, весь смысл жизни которого заключается в том, чтобы «пустить кому-нибудь пыль в глаза» своими манерами, сигарами, модным костюмом, отдельными словечками… Он хвастает постоянно перед всеми и даже перед самим собой.

Его ничтожная, бессмысленная жизнь жалка, но сам Хлестаков этого не замечает, он всегда доволен собой, всегда счастлив. Особенно ему помогает забывать неудачи фантазия, которая легко уносит его из пределов действительности. В Хлестакове нет горечи угнетенного самолюбия, как у героя «Записок сумасшедшего» Поприщина.

У него есть тщеславие, и он лжет с увлечением, потому что это лганье помогает ему забыть свою ничтожность. Больное самолюбие свело Поприщина с ума, а тщеславие пустого, легкомысленного Хлестакова до этого не доведет.

Важно

Главный герой «Ревизора» не способен вообразить себя «испанским королем», и потому в сумасшедший дом он не попадет – в лучшем случае его поколотят за вранье, или посадят в долговое отделение за долги.

В Хлестакове Гоголь вывел бесполезного, ненужного человека, который даже своими мыслями и языком управлять не может: покорный раб своей фантазии, богато наделенный «необыкновенною легкостью в мыслях», он живет день за днем, не отдавая себе отчета, что и зачем он делает.

Вот почему Хлестаков может одинаково легко сделать зло и добро, и сознательным плутом никогда не будет: он не выдумывает никаких планов, а говорит и делает то, что подскажет ему в данный момент его легкомысленная фантазия.

Оттого он может зараз сделать предложение и жене городничего, и дочери, с полной готовностью на обеих жениться, может забрать в долг деньги у чиновников, убежденный, что им отдаст, может разолгаться до того глупо, что тут же и проговаривается, и заговаривается до чепухи.

Хлестаков. Художник Л. Константиновский

Напуганное воображение испуганных чиновников, ожидавших ревизора, создало из «сосульки» Хлестакова того, кого ждали. Психологически ошибка чиновников вполне понятна она выражается пословицами: «пуганая ворона и куста боится», «у страха глаза велики». Этот «испуг» и «тревога совести» увлекли даже ловкого и неглупого плута-городничего в роковую для него ошибку.

Судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре»

Другие чиновники города представляют собою мелкие разновидности типа городничего.

Судья Ляпкин-Тяпкин – человек тоже нечистый на руку, чего он совершенно искренне сам не замечает[3], дела не делает, до нелепости глуп и, в то же время, полон самомнения только потому, что обладает смелостью говорить о вопросах религиозных с такою свободой, что у верующих «волосы дыбом встают». Но в вопросах практических он поражает своею наивностью.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Попечитель богоугодных заведений Земляника

В лице Земляники Гоголь вывел не только казнокрада, но еще мелкого и подлого интригана, который хочет подставить ножку товарищам по несчастью.

Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре»

Добчинский и Бобчинский олицетворение самой беспросветной пошлости.

Эти герои «Ревизора» не занимаются решительно никаким делом, не интересуются никакими вопросами религиозными, философскими, политическими – даже в той мере, которая доступна другим действующим лицам комедии.

Добчинский и Бобчинский собирают и разносят только маленькие местные сплетни, или питают свое убогое любопытство, или наполняют свою праздную жизнь…

Слуга Хлестакова Осип

В лице Осипа Гоголь вывел тип старого крепостного слуги, испорченного бездельем лакейской жизни.

Этот герой комедии вкусил плодов цивилизации петербургской жизни, научился ездить на извозчиках бесплатно, благодаря сквозным воротам; он ценит «галантерейное обращение» столичных мелочных лавок и Апраксина двора.

Своего барина, легкомысленного и пустого Хлестакова, Осип презирает от всей своей души, потому что чувствует себя неизмеримо умнее его. К сожалению, ум его исключительно-плутоватый. Если его барин мошенничает по наивности, то сам Осип – вполне сознательно.

[1] Купцы, жалуясь Хлестакову, говорят, что не прочь делать подношения городничему: «мы уж всегда порядок исполняем», говорят они.

[2] «Поставлю такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждого бестию-купца наложу доставить по три пуда воску», говорить он.

[3] Он оправдывает себя очень распространенным аргументом, указывающим на количественную сторону зла, «грехи грехам рознь!» говорит он. Брать взятки борзыми щенками это пустяк, по его мнению; брать же крупные взятки это преступление думает он.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2837-geroi-revizora-gogolya

Ссылка на основную публикацию