Образ Германна в повести Пушкина “Пиковая дама”
С Германном читатель знакомится в первой главе повести Пушкина «Пиковая дама», в которой рассказывается о карточной игре молодых людей.
Друзья обращают внимание на то, что Германн никогда не играет, хотя в компании игроков проводит много времени, часами наблюдая за игрой.
Сам он признается: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым, в надежде приобрести излишнее».
Можно предположить, что наблюдая за манипуляциями игроков, Германн пытается разгадать алгоритм игры. Он смотрит на игру не как на удовольствие и развлечение, а как на возможность повысить свой доход. Он хочет действовать наверняка.
И тут, словно дьявол решил вмешаться в развитие событий. Томский, один из игроков, рассказывает о своей бабушке. Много лет назад некий французский чародей и предсказатель граф Сен-Жермен открыл молодой русской графине три карты, которые помогут ей вернуть проигранные деньги.
Германн был натурой страстной и увлекающейся. Но бережливость и экономность оказались сильнее его страстей, сжигавших изнутри. Он загорелся идеей узнать три заветные карты старой графини.
Эта идея целиком захватила молодого человека. У него был небольшой капитал, оставленный отцом, но он не прикасался к этим деньгам, жил скромно на свое жалование.
И друзья, предпочитавшие жить в свое удовольствие, нередко посмеивались над рациональностью обрусевшего немца.
Однажды, проходя по петербургской улице, наш герой обратил внимание на старинный дом. От будочника он узнал, что в доме живет та самая графиня, бабушка Томского.
В этот вечер он долго бродил вокруг дома, представляя себе, как будет расспрашивать графиню и узнает у нее три заветные карты. В одном из окон он увидел юную девушку.
И тогда в его голове созрел план, не очень красивый и не достойный порядочного человека.
Германн решил обольстить девушку, чтобы она впустила его в дом. Он еще смутно представлял себе, что и как произойдет, но он часами торчал возле окон воспитанницы графини, Лизы, стараясь привлечь ее внимание. И наконец, решился на записку. Он проявлял настойчивость и упорство. Он писал Лизе послания одно за другим, пока, наконец, Лиза не согласилась впустить его к себе в комнату.
Но Германна интересовала не Лиза. Вечером он дождался возвращения графини и зашел в ее комнату. Им владела одержимость. Сначала он пытался уговорить графиню, на что старая женщина пыталась объяснить, что не было никаких карт, ни какого Сен-Жермена. Это всего лишь красивая легенда.
Но молодой человек уже не был готов отступать, он начал угрожать пистолетом. Слабое сердце старой женщины не выдержало, и она умерла. Образ Германна, созданный Пушкиным в «Пиковой даме» весьма необычен.
И интересна характеристика, данная ему Томским на бале, куда Лиза вместе с графиней ездила в этот вечер: «Этот Германн — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».
Этой фразой Томский сам того не подозревая оказался провидцем. В эту ночь Германн совершил три своих злодейства. Он вскружил голову молодой барышне, проник в чужой дом и явился причиной смерти графини.
Если рассматривать произведение, как реалистичное, можно предположить, что помутнение рассудка у Германна началось в тот вечер, когда умерла графиня.
Страх, который он испытал при виде мертвой графини, стал пусковым крючком для развития болезни. Он не получил желаемого, и это настолько сильно подействовало на него, что привело к помутнению разума.
Явление мертвой графини можно объяснить как галлюцинацию воспаленного мозга.
После того, как он во время игры понтировал даму пик вместо туза, он был настолько подавлен и растерян, что не мог владеть собой. Болезнь начала прогрессировать с неумолимой скоростью. Как реально имевшее место событие, это произведение может быть интересно психиатрам.
Но есть еще один аспект. Это произведение может рассматриваться как мистико-романическое. И в таком виде оно выглядит привлекательнее и загадочнее. Германн попытался вторгнуться в потусторонний мир, и был жестоко наказан за это потерей рассудка.
Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/pikovaya-dama/harakteristika-i-obraz-germanna-v-pikovoj-dame.html
А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести
Сегодня на уроке мы:
1. Поговорим о повести «Пиковая дама»;
2. Разберём проблемы человека и судьбы в произведении;
3. Узнаем, каким видел Петербург Пушкин;
4. Рассмотрим композицию повести.
Главная завязка “Пиковой дамы” не вымышлена.<\p>
Молодой князь Голицын рассказал Пушкину, как однажды сильно проигрался в карты.
Для того, чтобы уплатить долг или отыграться, пришлось обратиться к бабушке Наталье Петровне Голицыной, женщине гордой и властной (Пушкин знал её лично), и просить у неё денег.<\p>
Денег княгиня внуку не дала.
Зато открыла тайну трёх выигрывающих карт, сообщённую ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом.<\p>
Голицын поставил на эти карты и отыгрался.
В забавном рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.
Повесть «Пиковая дама» была закончена Пушкиным осенью 1833 года.<\p>
Это самое загадочное произведение поэта. Сюжет связан с мистикой, с непредсказуемостью судьбы, с выбором человеческих ценностей. Повесть имела громкий успех. На светских приёмах, когда шла карточная игра, ставили именно на мистические карты из «Пиковой дамы».
«Пиковая дама» – философия Случая и Судьбы, философия самой жизни. Основная и «тайная» тема Судьбы начинается уже эпиграфом ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (новейшая гадательная книга)».
«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова», – так обыденно и незамысловато начинается повесть «Пиковая дама».
В семи коротких главах поэт смог охватить и исследовать все: и тему быстрого обогащения, и философию игры, и психологию героев…
Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой.
Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты.
Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.
Германн, соблазнив воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который не был заряжен), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросается на него взгляд.
Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей.
В Петербург приезжает знаменитый картёжник, миллионер Чекалинский. Германн ставит весь имеющийся у него капитал на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку и опять выигрывает.
На третий день Германн ставит деньги на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла.
Каким-то невероятным образом молодой человек поставил деньги вместо туза на даму.
Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»
Судьба не зависит от человека. Случай всегда появляется непредвиденно. В «Пиковой Даме» случай играет огромную роль. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, случайно ему выпадает пиковая дама. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится наказанием за безнравственный выбор.
Цель жизни Германа – стать богатым. Герой стоит перед выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Молодой человек выбирает быстрый и лёгкий способ – игру.
Раскрыв Герману тайну трёх карт, графиня опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.<\p>
Герман вновь делает выбор в свою пользу: не думая выполнять условия графини, он мечтает о том, как ему распорядиться выигрышем.
Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными.
Так в чем же трагедия Германна? От природы он обладает великолепными человеческими качествами. Но жажда быстрого обогащения постепенно становится главной его страстью.
Ни сомнения, ни угрызения совести, ни раскаяния не испытывает Германн, идущий к своей цели, и это приводит героя к трагическому концу: человек, обладающий большим потенциалом, превращается в душевнобольного.
Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трёх роковых карт.
В повести «Пиковая дама» Пушкин весьма подробно и ярко описывает бессмысленную и бесполезную жизнь игроков, которые проводят все время за картами.
Высшее сословие того времени не представляло своей жизни без карточных игр, тратило на это занятие все своё время и средства.
Образ Петербурга становится символом столицы, которая погружена в абсурд и мистицизм, городом, извращающим людей, стирающим личности, обезображивающим суждения и идеалы.
Петербург «Пиковой дамы» – город, чуждый народу, враждебный человеку, исполненный безумия и нелепостей, лжи и фальши.
Повесть начинается с диалога, и это начало – первый знак своеобразия композиции произведения. Автор сразу даёт толчок фабуле.
Он пренебрегает долгим предварительным описанием, которое читатель должен получить до начала событий о времени и месте действия, о положении и характерах персонажей.
<\p>
«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова» – воспринимается как закономерное начало повествования, в курс которого читатели уже введены.
Сразу нельзя догадаться, кто будет главным героем повести: Германн, сам хозяин – Нарумов или Томский, позабавивший всех семейным преданием. Вся композиция “Пиковой дамы” выстроена следующим образом: в каждом фрагменте текста есть все, что именно сейчас необходимо знать читателю, и не больше.
Во второй главе Пушкин постепенно готовит появление Германна. Сначала Лиза в разговоре с графиней интересуется военными инженерами. Затем читатель узнает, как этот интерес возник (странный молодой человек, в форме военного инженера, регулярно появляется под её окном). И вот Германн появляется лично.
Глава третья посвящена активным действиям Германна, который пытается выведать тайну трёх карт. Это приводит к смерти графини, но не к познанию тайны. Читатель принимает разговор в спальне Томской за кульминацию, после которой остаётся ждать развязки.
Глава четвертая, самая короткая, – объяснение героя с обманутой им Лизанькой. Германн удивительно искренно рассказывает о своих намерениях, но его черствость такова, что слезы девушки, чьи иллюзии он разбил, не трогают его. «Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».
Четвертой главой повесть могла бы и закончиться, не выйдя за рамки реализма, ведь до сих пор ничего мистического в ней нет.<\p>
Глава пятая – похороны графини, её ночное явление, познание тайны. Так уже изящно законченная, повесть воскресает, как и её героиня.
Глава шестая, последняя, – своеобразный повтор главы третьей. Ведь обе они посвящены усилиям Германна, стремящегося к своей цели, и их краху. На этот раз крах окончателен.
<\p>
Из краткого “Заключения” мы узнаем, что Германн сходит с ума, что Лизанька удачно вышла замуж, что Томский, внук графини, повышен по службе и женится…
<\p>
Так судьба (в образе Пиковой Дамы, Старухи) смеётся над несчастным выскочкой и устраивает будущность самых близких покойной Анне Федотовне людей.
Древние говорили: «Каждому человеку судьбу создают его нравы». А русская пословица добавляет: «По что пойдёшь, то и найдёшь».<\p>
Германн сам сотворил свою судьбу.
Источник: https://videouroki.net/video/13-a-s-pushkin-pikovaya-dama-problemy-cheloveka-i-sudby-obraz-peterburga-kompoziciya-povesti.html
Мир таинственного в повести А.С. Пушкина Пиковая дама (стр. 2 из 5)
Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое «Пиковая дама» — изящный анекдот или начало новой русской прозы.
Повесть была начата летом 1828 г., а закончена в 1833 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П.Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса В.
Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока»; кроме того, Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков показал, как в 1828 г.
Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака «Красная гостиница» (где главного героя зовут Германном, а темой является противоречие между добрыми намерениями и ужасным результатом поступка). В 1832 г.
Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения — «Медный всадник», тогда же по аналогии появляется название «Пиковая дама»: как в одной повести невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другой подмигивает дама с карточного изображения; в обеих повестях действие развивается в Петербурге.
Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему «Пиковой дамы». Таким образом, мы видим фантастичность повести уже в её создании.
Черновики повести хранят следы многочисленных правок, Пушкин тщательно подбирает имена персонажей, делает какие-то непонятные расчёты (похоже, что высчитывает сумму возможного выигрыша Германа) — очевидно, что столь кропотливая пятилетняя работа вряд ли была работой над «безделкой».
Почему люди, всё – таки были другого мнения, почему они думали, что работа, над которой Пушкин трудился пять лет, безделка? Мне кажется, что повесть Пушкина совсем не безделка, просто люди не поняли её, не увидеть всю таинственность повести, в которой заключается её интересность
.
«Пиковая дама», видимо, написана таким образом, что читатель попадал в «ловушку», обманывался, видел что-то загадочное и в поведении Германна, и в трёх таинственных картах. Пушкин с интересом следил за читательским восприятием повести и в дневнике с удовольствием отметил: «Моя “Пиковая дама” в большой моде.
Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…» Читатели оказывались как бы внутри художественного мира повести и поэтому закономерно реагировали на историю с тремя картами, как на анекдот о неудачном игроке, таком же, как они сами.
«Прозрачность» персонажей и ситуации, за которыми различались знакомые люди и события, провоцировали такое отношение.
Через два десятка лет, когда возможные прототипы «Пиковой дамы» забылись, повесть получила другую оценку — не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М.Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему.
Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического. Вы верите, что Германн действительно имел видение…».
Не это ли качество пушкинской повести — почти фантастика — дало основание Сенковскому увидеть здесь начало новой прозы, которая в скором времени продолжится, например, произведениями Гоголя?
Именно с особенностями фантастики «Пиковой дамы» связаны основные трудности интерпретации повести Пушкина. Вопросы сводятся, в конечном счете, к двум: 1) покойная графиня действительно приходила к Германну или это ему привиделось? 2) если, допустим, графиня приходила к Германну и сказала три тайные карты, то почему он проиграл?
3
Тема карт и карточной игры в «Пиковой даме»
Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые.
Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя.
Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту.
В «штосс» играли на деньги. Игрок или «понтёр» (от слова «пуанта» или point — точка, указывать на что-то) называл сумму и загадывал карту и объявлял её — это называлось «играть мирандолем». Можно было «играть на руте», то есть, постоянно увеличивая ставки вдвое или «играть пароли-пе», то есть, увеличивая ставки в четыре раза.
Именно об этом ведут разговор герои повести: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова:
— Что ты сделал, Сурин? — спросил хозяин.
— Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьёшь, а всё проигрываюсь!
— И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте?.. Твёрдость твоя для меня удивительна.
— А каков Германн! — сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, — отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!».
При 2 или 4-кратных увеличениях ставок можно было выиграть очень большие деньги, поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали к уловкам. Самая обычная хитрость — «крапленые карты», то есть имеющие чуть заметные условные отметины на крапе карт, которые, конечно, готовились заранее.
Для того чтобы шулерство было невозможно, особенно при игре на большие ставки, игроки использовали специальные правила. Они заключались в том, что игрокам подавались новые, ещё не распечатанные колоды карт: одна игроку, другая банкомету.
Понтёр не просто загадывал карту, а выбирал загаданную карту и клал её рядом с собой, иногда клал крапом вверх и даже не называл её своему противнику, обычно такая карта отмечалась загибанием угла.
Понтёр следил за открывающимися картами из колоды банкомёта, когда выпадала загаданная карта, он открывал свою и называл её. При таких строгих правилах шулерство было исключено.
Именно так играли Германн и Чекалинский. В первый день он поставил на карту 47 тысяч: «Германн вынул из кармана банковый билет и подал его Чекалинскому, который, бегло посмотрев его, положил на Германнову карту. Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.
“Выиграла!” — сказал Германн, показывая свою карту. На другой день вечером он опять явился у Чекалинского. Хозяин метал. Германн подошёл к столу; понтёры тотчас дали ему место. Чекалинский ласково ему поклонился. Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.
Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку. Все ахнули. В следующий вечер Германн явился опять у стола. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать против бледного, но всё улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал.
Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз. “Туз выиграл!” — сказал Германн и открыл свою карту. “Дама ваша убита”, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле.
Вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться…».
Почему Германн проиграл? Скорее всего, в новой колоде со свежей краской Германн, найдя туз, потянул и склеившуюся с ним даму. Уверенный в своём выигрыше, он не проверил карту.
Покойная графиня (независимо от того, являлась ли она ему как привидение или это был пьяный сон) не обманула, налево действительно выпал туз. Следовательно, Германн проиграл случайно? Если признать случайность, то повесть, в самом деле, окажется занимательным анекдотом.
Мы не можем с этим согласиться, зная долгую творческую историю «Пиковой дамы». Чтобы выяснить вопрос, следует тщательно разобраться в произошедшем с самого начала.
Германн узнал тайну выигрышных карт от покойной графини, но задолго до этого тайна уже будто бы известна Германну, так как в его словах часто звучат те заветные цифры: «Что, если старая графиня откроет мне свою тайну! — или назначит мне эти три верные карты! Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит
, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!…». Выигрышные карты уже названы, ещё нет туза, но и он тоже закономерно появится. Часто повторяемая Германном фраза «Эти три верные карты» являются правильным дактилическим стихом, у него вырастает продолжение: «тройка, семёрка
, – – –». Может быть три карты Германна были простой случайностью, просто сильно желаемое в какой-то момент породило иллюзию таинственного явления графини, может быть никакой фантастики, никакой страшной тайны и не было?
Повесть постоянно держит читателя на грани реального и фантастического, не позволяя окончательно склониться в ту или иную сторону. Повесть разворачивается по аналогии с карточной игрой — направо и налево.
Как понтёр постоянно находится между правым и левым, между выигрышем и проигрышем, так и читатель на грани двух миров: реального, где всё объяснимо, и фантастического, где всё случайно, странно.
Этот принцип двоемирия последовательно воплощён в повести.
Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мира. Всё в жизни подобно игре. Известны такие примеры. В 1820 г. Гофман опубликовал повесть «Spielergluck», где герой проигрывает свою возлюбленную в карты.
Гофман не знал истории, которая случилась в Москве в 1802 г.: князь Александр Николаевич Голицын, знаменитый мот, картёжник и светский шалопай, проиграл в карты свою жену Марию Григорьевну (урожд.
Вяземскую) московскому графу Льву Кирилловичу Разумовскому, за этим последовал развод и новая свадьба. Один и тот же сюжет независимо возник в жизни и в литературе, ясно, что причиной этому некоторая модель поведения, заложенная в человеческом сознании.
Эта модель воплощена в карточной игре. Именно в карточной игре, а не в популярных тогда бильярде или шахматах, — в картах велика роль случая.
Источник: https://MirZnanii.com/a/358883-2/mir-tainstvennogo-v-povesti-as-pushkina-pikovaya-dama-2
Сочинение «Образ Петербурга в повести «Пиковая дама»»
Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург — город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. В «Пиковой даме», «Домике в Коломне» и других «петербургских» его произведениях — описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои.
Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. «Пиковая дама» написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет.
Неподалеку от дома Жадимеровского, где квартировал поэт, на соседней Малой Морской улице (ныне — улица Гоголя) находился особняк, принадлежавший княгине Наталье Петровне Голициной (сейчас — дом 10). Предание нарекло этот особняк домом «Пиковой дамы».
Черты Голициной, фрейлины при дворах пяти императоров, умной, властной старухи, пережившей свой век, узнавали современники в образе пушкинской графини. «Моя «Пиковая дама» в большой моде, — записывает Пушкин в дневнике вскоре после выхода повести в свет. — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза.
При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…» Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается «дом старой архитектуры» в одной из главных улиц Петербурга.
У обрусевшего немца, офицера Германна, рождается дикая алчная жажда к деньгам, которая толкает его на ложь, обман и преступление. Если у Евгения («Медный всадник») рассудок помутился из-за горя, то у Германна в основе безумия — порок. В столице много сумасшедших: огромный город не щадит своих подданных.
Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. После смерти графини она выгодно выходит замуж и … берет себе воспитанницу, с которой, вполне возможно, будет обращаться в соответствии с уроками, полученными в доме Томских.
Абсурдна жизнь председателя общества богатых игроков «славного Чекалинского, проведшего весь свой век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги…».
Молодые дворяне — офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра… Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. Она увлекается сочинениями мистика Сведенборга, повторяет сказки о легендарном Сен-Жермене, верит в привидения и чудесные карты.
В «Пиковой даме» был окончательно создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга — столицы империи, города призрачно абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, идеалов, города, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь.
Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным социально.
Пушкин язвительно в эпиграфе к повести «Пиковая дама» пишет об игроках: «Так, в ненастные дни, занимались они делом». Карты и карточная игра в конце XVIII — начале XIX века определенной культурной традицией в дворянской среде. К этой теме обращался не один Пушкин.
Сюжет может показаться преувеличенно трагичным (по существу — убийство), но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал «страстей». Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г.
истории, когда князь Голицин — знаменитый мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую), московскому барину Разумовскому.
По мнению Ю.М.Лотмана, если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков.
Пушкин говорит о карточной игре не как о единичном случае, а социальном, надо полагать, не лучшем явлении. Азартные игры при этом формально подвергались запрещению, как безнравственные, хотя практически процветали.
Весь так называемый петербургский, императорский период русской истории отличен размышлениями над ролью случая, фатума.
«Счастье» русского дворянина XVIII века складывается из столкновения многообразных, часто взаимоисключающих упорядоченностей социальной жизни. С одной стороны, система Табели о рангах, с другой, семейные и родственные связи открывали совсем иные пути и возможности, чем Табель о рангах, то есть нарушения закономерностей, воли «случая».
Пушкин очень тонко уловил все эти нюансы, его Германн видит волю счастливого случая в возможности узнать тайну удачной игры у старухи, чтобы резко и вдруг стать богатым человеком, повысить свой общественный статус. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт.
Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая. Пушкин не мог не знать биографии видного государственного деятеля николаевской эпохи С.С.
Уварова, который был беден и незнатен, но сумел втереться в дом министра просвещения Разумовского и, разыграв сентиментальный роман, жениться на его дочери, некрасивой, но богатой, которая была старше жениха и уже потеряла надежду на брак.
Благодаря женитьбе Уваров быстро пошел в гору: 32 лет от роду он сделался президентом Академии наук, занимал пост в министерстве финансов (он сыграет одну из главных неблаговидных ролей в драме жизни Пушкина). Таков Петербург, описанный Пушкиным в «Пиковой даме».<\p>
Источник: https://litsochinenie.ru/obraz-peterburga-v-povesti-pikovaya-dama.html
Конфликты и герои в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
Конфликты и герои. Одним из самых интересных и новаторских произведений А. С. Пушкина, на мой взгляд, является повесть «Пиковая дама».
Поражает она прежде всего своей фантастичностью и необычностью построения. Но на самом деле под флером загадочности скрываются глубокие истины.
В произведении поднимается тема пошлости и моральной ущербности некоторых людей, которые ставят на первый план своей жизни материальные ценности.
В этом произведении три главных героя: Германн, графиня и Лиза. Конфликт повести — во взаимоотношениях Германна и графини Томской. Лиза в основном лишь помогает полнее раскрыть образ инженера. Она появляется на его пути, чтобы мы могли увидеть и осознать, что в этой жизни он признает больше всего.
Оказывается, деньги. Именно в погоне за деньгами он теряет любовь замечательной девушки. В конечном итоге получается, что он теряет то чистое, что было в его жизни. Отрицая искренние чувства, невозможно быть полностью счастливым.
Даже потом Германн не проникается сочувствием или признательностью к жестоко обманутой девушке.
Наверное, именно поэтому в конце произведения Лиза находит свое счастье, свою чудесную сказку, в отличие от инженера. Она прежде всего ценит в этой жизни чувства и порывы своего сердца. Не корысть движет ее жизнью. Немного демонической предстает перед нами графиня Томская. Ее жизнь как бы является зачином этой трагичной истории.
Перерождаясь, она предстает перед нами в образе пи- новой дамы. Этот образ для Германна становится роковым. Старуха жестоко карает инженера за его жизненные позиции, отрицание духовных ценностей. Можно сказать, что и после смерти она мстит ему.
К тому же графиня Томская выполняет еще одну роль: она как бы передает нам слова и точку зрения автора.
Пиковая дама, выпавшая Германну, является карой, наказанием, тайной меткой для всех черствых обывателей, для тех, кто разменивает свою жизнь и чувства на пошлые, низменные вещи.
Интересное место в произведении занимают эпиграфы. Они играют чуть ли не главную роль в нем. Каждый эпиграф предваряет свою главу, то есть, про- чнтин его, можно примерно понять, о чем будет говориться далее, что последует за этим.
Общий эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». И это действительно так. На протяжении всего произведения мы могли видеть, как раскрывается смысл этого высказывания.
Но недоброжелательность эта проявляется не ко всем, а лишь к тем, кто забыл, что такое нормы совести и чести, нормы, диктуемые сердцем.
Источник: https://www.prepodka.net/konflikty-i-geroi-v-povesti-a-s-pushkina-pikovaya-dama/