«Старосветские помещики», анализ повести Гоголя
После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.
Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией». Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение.
Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм.
Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше.
Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.
Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей.
Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни.
Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.
Основные события повести разворачиваются во второй части. Пульхерия Ивановна достаточно странно истолковывает поведение любимой кошечки.
Помещица вдруг решила, что животное убежало из дома не просто так, теперь осталось ждать смерти. Мы видим быстрое угасание женщины и большое горе Афанасия Ивановича, пережившего супругу.
Трогательно и грустно завершается произведение, перед читателем предстает картина полного разорения поместья.
Гоголь практически ничего не сообщает о прошлом семейной пары, лишь замечает вскользь о том, что тридцатилетний секунд-майор Товстогуб тайно увез Пульхерию Ивановну, поскольку ее родители были против такого союза. Но это короткое замечание многое проясняет в отношениях пожилых супругов. В основе их брака была большая любовь, ведь решиться сбежать, пойти против родительской воли – очень смелый поступок для девушки.
Писатель не зря указывает возраст Афанасия Ивановича и его жены. Простой арифметический расчет дает понять, что это был не скоропалительный порыв двух юных созданий, а взвешенное решение тридцатилетнего мужчины и двадцатипятилетней женщины.
Прошло тридцать лет их совместной жизни, но чувства не угасли. Гоголь называет это «привычкою», но читателю понятно, что так заботиться друг о друге могут только любящие люди.
Да и сам писатель в начале повести замечает: «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь».
Афанасий Иванович беззлобно подшучивает над своей супругой, с тревогой замечает, что она похудела, а Пульхерия Ивановна стремится накормить мужа вкусненьким и переживает, что некому будет присматривать за ним после ее смерти. У помещиков нет детей, поэтому пожилая чета сосредоточена друг на друге.
Конечно, Гоголь не идеализирует эту пару. Хорошо заметна ирония в описании бесконечных «перекусов» Афанасия Ивановича и его попыток давать наставления приказчику.
Хозяйственная деятельность Пульхерии Ивановны не менее поверхностна и сводится к приготовлению огромного количества запасов, которые растаскиваются и поедаются слугами.
Автор иронично называет ее «большой хозяйкой» за стремление хранить в разных ящичках, сундучках и мешочках мелочи, которые неизвестно когда и зачем могут понадобиться. Описание единственного выезда «пани» на проверку угодий – один из наиболее комичных эпизодов повести.
Полная наивность стариков в ведении дел оборачивается повсеместным ужасающим воровством. Крадут у Товстогубов все: войт, приказчик, лакеи, дворовые девки и даже гости. Но быт помещиков прост, все их интересы вращаются вокруг еды, а богатая малороссийская земля дает щедрые урожаи, поэтому хватает всем.
Гоголь ничего не сообщает о том, как проводит супружеская пара свой досуг. Кроме прогулок по саду и хозяйственных хлопот Пульхерии Ивановны, у помещиков нет никаких занятий.
Поэтому Товстогубы искренне рады гостям и всегда стараются им услужить.
Писатель отмечает полное отсутствие в «бесхитростных душах» угодничества, приторности, подобострастия, он несколько раз называет героев: «Добрые, милые старички».
Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович действительно очень добры. Они не притесняют крепостных, радушны, вежливы и внимательны друг к другу, скромны в быту. Старички не ворчливы, не завистливы, не ссорятся с соседями.
Товстогубы живут своим тихим, замкнутым мирком. Они ничего не дают обществу, но и ничего от него не требуют, «ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик».
Да, мы видим бездуховное, пустое, бесцельное существование, но разве причинили супруги кому-либо зло?
В «Старосветских помещиках» Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, неминуемой старости и смерти. Каждому ли дано гореть до конца и оставить на земле яркий след? Гоголь считает, что нет ничего предосудительного, в том, чтобы прожить последние годы в провинциальном затворничестве среди природы, оставаясь гостеприимными «милыми старичками».
-
«Старосветские помещики», краткое содержание повести Гоголя
-
«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
-
«Мертвые души», анализ произведения Гоголя
-
«Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
-
«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
-
«Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
-
«Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
-
«Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Шинель», краткое содержание повести Гоголя
-
«Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
По произведению: «Старосветские помещики»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Источник: https://goldlit.ru/gogol/872-starosvetskie-pomeschiki-analiz
Старосветские помещики Анализ | Инфошкола
27 Октябрь 2013 админ Главная страница » Критика Просмотров: 11192
В «Старосветских помещиках» Гоголь высмеял ничтожную животную жизнь обитателей помещичьих гнезд, сводившуюся только к физиологическим отправлениям. Гоголь разоблачает нелепую бессмысленность такой жизни, «где ни одно желание не перелетает за частокол двора». Тоской по подлинной, здоровой общественной жизни людей проникнута вся повесть.
Изображая «добрых старичков», никчемных существователей Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, их умственный идиотизм, обжорство, кулинарные интересы, которые возобладали над всеми прочими человеческими потребностями, писатель всем существом подлинного гуманиста протестует против того общественного строя, который калечит, уродует человека. Животный процесс поглотил человека в условиях паразитического образа жизни — вот центральная мысль «Старосветских помещиков».
Старосветские помещики
В повести Гоголь до конца отрицает бессмысленную жизнь людей. И теплота, которой, кажется, овеяно повествование о жизни «добрых старичков» — горькая насмешка над ними, которую не заметить нельзя.
Анализируя повесть «Старосветские помещики», стоит указать на двойственное отношение Гоголя к своим героям: с одной стороны, беспощадное разоблачение их пошлости и уродливости, с другой стороны, чувствуется участие к ним.
В этом, однако, нет противоречия, которое обнаруживали в повести Гоголя некоторые критики, объясняя его стремлением писателя опоэтизировать никчемную жизнь представителей своего класса.
Смысл двойственного отношения Гоголя к своим героям кроется в его гуманизме, во взглядах на человека, на его положение в конкретных социально-исторических условиях. И в этом заключена основная идея повести.
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — люди как люди, а не скоты и полуидиоты от рождения, какими они кажутся на первый взгляд.
Даже сквозь беспросветную атмосферу пошлости, мелочности и скуки их существования можно обнаружить в них хорошие человеческие качества — гостеприимство, бескорыстие, сердечность, преданную любовь.
Поэтому «Старосветские помещики» представляются нам не только произведением, резко обличающим паразитизм «небокоптителей», «прорех на человечестве», они являются вместе с тем и глубоким раздумьем писателя над вопросами современной жизни, над причинами этой страшной пустоты человеческого существования.
Пульхерия Ивановна
Именно с этим раздумьем связан лиризм повести. Гоголь с поразительной силой таланта показал, как опошляются, гибнут люди в условиях уродливой жизни современного общества. По словам Белинского, Гоголь «в пошлой и нелепой жизни нашел человеческое чувство».
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — это золотые люди по своим душевным свойствам. И писателю глубоко симпатичны лучшие качества его героев. Эти добрые люди,- читаем мы в повести, — можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось.
Они наперерыв старались угостить вас всем, что только производило их хозяйство. Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности.
«Старосветские помещики» — не только яркое обличительное, сатирическое произведение, но и лирическая повесть о любви.
Вот почему еще Пушкин тонко подметил, что повесть заставляет «смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Н.В.Станкевич в письме к одному из своих друзей писал: «Прочел одну повесть из Гоголева «Миргорода» — это прелесть! (Старомодные помещики», так, кажется, она названа).
Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни». Именно благородное чувство преданной любви, которое пробилось через всепоглощающую пошлость обывательской жизни, заставило Станкевича так высоко оценить эту повесть, назвать ее «прелестью».
Такое же впечатление оказала повесть и на Белинского, который, прочитав ее, воскликнул: «О бедное человечество! жалкая жизнь! И однако ж вам все-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые только пили и ели и потом умерли!… ».
Не «жалкую жизнь» заставляет пожалеть Гоголь, а человека в его трагическом положении: лучшие человеческие качества оказались зарыты спудом скудного низменного существования.
С негодованием и скорбью изображает Гоголь современную ему Россию, в которой скрыта, задавлена могучая сила «бойкого народа», изображает никчемность человеческих характеров, ложь общественных отношений. Величайшая грусть о человеке, «незримые слезы» и разящий смех сатиры — вот чем характеризуется гоголевский гуманизм.
Подходя к анализу «Старосветских помещиков» с этой стороны, Белинский замечательно раскрывает источник авторского лиризма, которым проникнута повесть.
Он кроется не в попытке идеализации патриархальной помещичьей жизни, а в глубоком гуманизме писателя, в его раздумье о судьбе человека, прекрасные качества которого не могут развернуться, глохнут в условиях бессмысленного паразитического существования.
«Отчего же так привязывают вас к себе эти люди? Оттого, что это были люди, по своей натуре неспособные ни к какому злу, до того добрые, люди, которые до того жили один в другом, что смерть одного была смертию для другого»
Краткое содержание повести «Старосветские помещики»
Источник: https://info-shkola.ru/starosvetskie-pomeshhiki-analiz/
Анализ произведения Гоголя Н.В. «Старосветские помещики» на Сёзнайке.ру
Произведение «Старосветские помещики» стало насмешкой автора над помещиками в частности и над всем тем временем и всеми теми обычаями, которые окружали автора.
Автор видит жизнь помещиков как удовлетворение основных потребностей, заканчивающихся физиологией, и не более того. Писатель смело изображает весь смысл, а точнее отсутствие такового в жизни помещиков.
Гоголь печалится о здоровом обществе, которое теряется.
Писатель подробно описывает двух пожилых помещиков – это Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. «Добрые старички» воплощают в себе комплекс идиотизма, чревоугодия и настолько сильных кулинарных пристрастий, которые затмили любые другие интересы.
Гоголь, как гуманист выступает против такого образа жизни, когда все что делает человек – это ест и спит.
Более того, писатель затрагивает не только людей, как итог, но и в целом общественный строй, все причины, которые могут довести человека до такой степени деградации. По сути человек ведет образ жизни паразита и это поглощает его, меняет до неузнаваемости, калечит.
Автору кажется недопустимой пустая жизнь человека без целей, без стремлений и чувств. С горечью он смеется над своими героями, которые допустили в себе такие страшные метаморфозы.
Стоит отметить, что отношение автора к героям повествования двоякое. Гоголь выступает как разоблачитель, он выносит напоказ пошлость, низость и уродство. Однако вместе с этим чувствуется его любовь к этим людям, участие в их беде. Не стоит думать, что Гоголь пытается сгладить вину помещиков или приписать пороки к добродетелям.
Нужно помнить, что Гоголь был гуманистом. Этим можно объяснить главную идею произведения – автор смотрит на человека относительно конкретных окружающих условий. Автор говорит, что оба помещика – это, прежде всего люди, они не животные, они не малоумные с младенчества, хотя так тоже можно подумать.
Через занавес тоски и мелочности видны их хорошие качества, которые свойственны нормальным, хорошим людям. Помещики очень гостеприимны и бескорыстны. Произведение стало не просто осуждением, это мысли Гоголя о жизни и причинах, приводящих людей к пустоте бытия.
В этом отображается лирическая составляющая произведения – люди с большими сердцами погибают под влиянием времени и общественных устоев.
Помещики Гоголя наделены необыкновенным светом, они беззлобные, никому не делали зла. Они любят людей, даже тех, которые их обманывали. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна кажутся детьми самой природы. Не зря автор окружил стариков красотой природы, садами с яблонями и грушами, вербами и бузиной возле избы.
Писатель предлагает читателям пожалеть не о том, какая жалкая жизнь у его героев, а о том, что к этому привело. Гоголь негодует о стране, в которой сильный народ оказался задавленным. Общество давит людей их же пороками вместо того, чтобы эти пороки искоренять или хотя бы бороться с ними. Автор грустит о человеке и, дополнив свои слезы сатирой, изображает свой собственный гуманизм.
Автор далек от того, чтобы идеализировать жизнь помещиков. Он размышляет над тем, как высокие человеческие качества, словно в трясине тонут, не справившись с окружающим паразитизмом. Но герои повести располагают к себе своей всепоглощающей добротой.
Несмотря на перемены, которые в течение жизни превратили их в довольно мелочных, ленивых людей без целей и интересов, он сохранили в себе добро, отзывчивость и даже щедрость.
Сложно сказать точно, что конкретно осуждает Гоголь – пороки или то, что привело к их развитию, но, во всяком случае, он не судит людей.
Источник: https://seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10995—–l-r
Какова тема и идея повести “Старосветские помещики”? Ответы репетиторов
Тот случай, когда уместна поговорка: “Где просто – там ангелов со сто”.
Среди всё возрастающей суеты и изощренности даже повседневной жизни истинные ценности тускнеют, уходят на далекий план, а произведение Н.В.
Гоголя возвращает нам забытый аромат и тепло такого уголка мира, где царят уют, семейственность, радушие и чистосердечность… Это повесть о настоящем безыскусном счастье “своими руками”.
13
Повесть Гоголя Н.В. о жизни обычных помещиков. С одной стороны, жизнь помещиков – это пустота и бессмысленность, социальная бездеятельность. С другой стороны – в повести отражены искренние чувства и отношения двух людей, которые сохранили свои чувства на всю жизнь.
13
“Старосветские помещики” является первой повестью из цикла “Миргород” известного русского писателя Николая Васильевича Гоголя, в которой описывается ничем не примечательное существование пожилой помещичей семьи -мужа и жены.В повести писатель с присущим себе остроумием насмехается над неизменными, обыденными потребностями помещиков.<\p>
7
всепоглощающая сила любви
6
Тема помогает развернуть модель человека и всесторонне даёт понятие о плотской сущности и греховности двух помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Но человек, по мнению Н.В.Гоголя” , существо духовное. И поэтому идея произведения как способ разрешения проблемы созидания гармонически развитой личности, развитие духовного начала в любом человеке.
4
Тема истинной любви. Идея: показать, как умеют любить и ценить друг друга люди.
4
Тема и идея этого произведения напрямую связана с евангельским пониманием “простоты”. Это история о настоящей жизни для другого, бескорыстной доброте, поэзии настоящей христианской семьи. Евангельское “будьте, как дети” и мысль о любви, как основе отношений между людьми, воплощены здесь в полной мере.<\p>
3
Повесть Гоголя рисует нам размеренную жизнь уже достаточно пожилой пары – Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Сквозь бытовые подробности и воспоминания о прошлом мы видим историю прекрасной любви, взаимопонимания и уважения, царящих в семье этих старосветских помещиков
3
тема: образ жизни помещиков, идея: рассмотреть причины, приведшие к такому образу жизни
2
Терпение и труд всё перетрут”
1
об определённом укладе жизни двух пожилых людей, сумевших сохранить трогательность отношений,людей, которые нуждаются друг в друге, несмотря на их долгую жизнь плечом к плечу<\p>
1
Повесть “Старосветские помещики” первая в цикле Н.В. Гоголя “Миргород”. Автор развивает тему распада «идиллического» мирка. В повести мы наблюдаем двойственное отношение автора к героям, то беспощадное разоблачение их пороков, то человеческое участие. Взгляд на человека в определенных социально-исторических условиях. В этом заключена основная идея повести.
1
В повести “Старосветские помещики” Н.В.Гоголь сумел изобразить пожилую семью, чье существование обыденно. Но этой паре удалось создать такой гармоничный для них мир, что их размеренная жизнь поражает спокойствием и соразмеренностью.<\p>
1
Смысл жизни, неминуемая старость.
1
Тема любви,идея-показать любовь и заботу людей друг о друге,их искренние чувства.
1
Тема – образ жизни помещиков Идея – показать причины, которые привели к такой жизни, а также настоящие чувства
1
Разрушение идиллического мира, разрушение старых устоев помещичьего мира и описание этих устоев в подробностях.
1
Тема – реалистично изображенная жизнь двух милых старичков, отгородившихся от мира суеты и создавших свой мир. Идея – показать мелочность современной Гоголю жизни.
Двоякий вопрос, поскольку автор хотел нам показать “тихую гавань” искреннего чувства , которое не только объединяет старую супружескую пару, но и делает их добрее и счастливее. А с другой стороны, в произведении можно увидеть иронию Гоголя над пустыми и скучными мыслями помещиков Товстогубов.
деградация помещиков как класса
Источник: https://onlinerepetitor.net/article/kakova-tema-i-ideya-povesti-starosvetskie-pomeshchiki
Старосветские помещики. Краткое содержание. Анализ
СТАРОСВЕТСКИЕ
ПОМЕЩИКИ Афанасий
Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия
Ива-новна – двое старичков “прошедшего
века”, нежно любящих и трогательно
заботящихся друг о друге. Афанасий
Иванович был высок, ходил всегда в
бараньем тулупчике, и практически
все-гда улыбался.
Пульхерия Ивановна
почти никогда не смеялась, но “на лице
и в глазах ее было написано столько
доброты, столько готовности угостить
вас всем, что было у них лучшего, что вы,
верно, нашли бы улыбку уже чересчур
приторною для ее доброго лица”. Детей
у них небыло.
Афанасий Иванович ни-когда
не критикует современность и не хвалит
своего прошло-го; напротив, показывает
живой интерес к событиям жизни дру-гих
людей, в т. ч. молодых. “Комната Пульхерии
Ивановны была вся уставлена сунду-ками,
ящиками, ящичками и сундучочками.
Множество узел-ков и мешков с семенами,
цветочными, огородными и арбузны-ми,
висело по стенам.
Множество клубков с
разноцветной шер-стью, лоскутков
старинных платьев, шитых за полстолетие,
были укладены по углам в сундучках и
между сундучками. Пульхерия Ивановна
была большая хозяйка и собирала все,
хотя иногда сама не знала, на что оно
потом употребится”.
Афанасий Иванович
мало занимается хозяйством; бразды
правления находятся в руках Пульхерии
Ивановны. Она бес-престанно варит
варенье, сушит фрукты, перегоняет водку,
со-лит грибы и огурцы; все это потом
разворовывается дворовы-ми девками, но
это даже к лучшему, иначе запасов хозяйки
хва-тило бы на несколько лет.
Приказчик
обкрадывает Товстогубов; Пульхерия
Иванов-на постоянно обнаруживает, что
в лесу исчезают столетние дубы, но вполне
удовлетворяется ответами, вроде “громом
по-било и черви источили”. Афанасий
Иванович – охотник хорошо покушать; от
боли в желудке у него также одно средство
– дополнительная тра-пеза.
Самое страшное,
что могут себе представить супруги –
пожар в их доме. Но и тут они, обсуждая
возможность такого бедствия, не унывают:
Афанасий Иванович готов перейти в
ком-нату прислуги, а Пульхерия Ивановна
– в кладовую. “Но интереснее всего
казались для меня старички в то вре-мя,
когда у них бывали гости. Тогда все в их
доме принимало другой вид.
Эти добрые
люди, можно сказать, жили для гостей.
Все, что у них было лучшего, все это
выносилось… во всей их услужливости
не было никакой приторности. Это радушие
и готовность так кротко выражались на
их лицах, так шли к ним, что поневоле
соглашался на их просьбы. Они были
следствие чистой, ясной простоты их
добрых бесхитростных душ”.
Однажды
кошечку Пульхерии Ивановны “подманили”
ди-кие коты, и она отправилась вместе с
ними в лес. Хозяйка жа-леет о пропаже
кошки три дня, затем успокаивается.
Неожи-данно кошка появляется; она очень
отощала и одичала. Несмот-ря на то, что
Пульхерия Ивановна кормит ее, кошка,
поев, убе-гает снова в лес. Пульхерия
Ивановна решает, что это смерть ее
приходила за ней.
Пульхерия
Ивановна решает, что это смерть ее
приходила за ней. Об этом она объявляет
мужу, делится с ним своими предчувствиями
близкой кончины. Хотя видимого по-вода
волноваться у нее нет никакого, старушка
начинает таять день ото дня. Она объявляет
свою последнюю волю и принима-ется
готовиться к собственным похоронам.
Ей
больше себя жаль Афанасия Ивановича,
который после ее смерти останется
со-всем один и некому будет любящим
гладом присмотреть за ним. Ничем не
больная, но твердо уверенная в своей
близкой кончи-не, через несколько дней
Пульхерия Ивановна действительно
умирает. Афанасий Иванович так поражен,
что даже не может пла-кать на похоронах;
кажется, будто он не совсем понимает,
что произошло.
Когда гроб уже засыпают
землей, Афанасий Ива-нович беспомощно
задает вопрос: “Так вот это вы уже и
погреб-ли ее! зачем!” Вернувшись в
опустевший дом,” Афанасий Ива-нович
рыдает долго и безутешно. Проходит пять
лет. Афанасий Иванович очень сильно
по-старел и сгорбился, стал неряшлив и
невнимателен. Он не в со-стоянии оправиться
после ужасного несчастья, постигшего
его.
Он слушает рассеянно, словно
отсутствует. Внимание его при-влекает
блюдо, которое всегда прежде готовила
и подавала по-койная жена. Он не в
состоянии даже выговорить ее имя и
за-ливается безудержными слезами.
“Боже!
– думал я, глядя на него, – пять лет
всеистребдяющего времени o- старик уже
бес-чувственный, старик, которого жизнь,
казалось, состояла толь-ко из сидения
на высоком стуле, из ядения сушеных
яблок и груш, из добродушных рассказов,
– и такая долгая, такая жар-кая печаль!
Что же сильнее над нами: страсть или
привычка?” Вскоре после этого Афанасий
Иванович скончался.
Незадолго до того,
прогуливаясь по саду, он слышит как
кто-то называет его по имени, хотя вокруг
безлюдно. Афанасий Иванович свет-леет
лицом и (как когда-то жена) начинает
таять, сохнуть, уми-рать. “Это Пульхерия
Ивановна зовет меня!” – говорит
Афа-насий Иванович и просит похоронить
себя возле жены.
Анализ.
Дом
помещиков описан как райский сад, и это
не только из-за обилия еды и иного
убранства. Это просто дух, созданный
автором. В повествовании старики
постоянно едят. Афанасий иванович ест
даже ночью. Он просыпается от духоты,
ворочиется, стонает, пульхерия ивановна
перечисляет кушанья, которые могут
утолить голод супруга.
Замкнутое
пространство, огороженное частоколом,
через которое не перелетало ни одно
желание. Внутри время неподвижное, в
этих маленьких низеньких комнатах. Тут
идет бессмысленное, бесцельное, животное
существование.
Гологльская
тонкость заключается в авторских знаках,
которые подчеркивают хорошее отношение
автора к своим героям: поющие двери,
тема еды (вызывает у читателя приятное
отношение у пульхерии ивановне).
Для
героев нет мира вокруг, их жизнь ограничена
друг другом и их бытом. Даже ребенок был
бы лишним в их мире.
Время
идет линейно до момента смерти пульхерии
ивановны. Потом происходит разрыв на 5
лет. Повествователь думает, что за 5 лет
афанасий иванович успокоился, но
ошибается.<\p>
В
этом рассказе нельзя ничему научиться.
Здесь ты просто наслаждаешься тем, как
пишет Гоголь. Это просто «вкусно»
написано.<\p>
Мы
через время и пространство понимаем,
как оценивать героев, ситуацию.
Бахтин
описывал хронотоп
порога
– какая-то сюжетная ситуация, про которую
можно сказать: до нее было так, после –
совершенно изменилось. После границы
порога время начинает двигаться быстрее.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5958169/
Повесть Гоголя «Старосветские помещики»
Герои повести
Афанасий Иванович Товстогуб
Пульхерия Ивановна Товстогуб — его жена
также упоминается
Любимая кошка Пульхерии Ивановны.
Явдоха — ключница
Ничипор — приказчик
дворовые девки
комнатный мальчик
Сюжет
Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна двое старичков «прошедшего века», нежно любящие и трогательно заботящиеся друг о друге. Афанасий Иванович был высок, ходил всегда в бараньем тулупчике, и практически всегда улыбался.
Пульхерия Ивановна почти никогда не смеялась, но «на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица».
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут уединённо в одной из отдалённых деревень, называемых в Малороссии старосветскими.
Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира покажутся не существующими вовсе.
Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовыезаполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.
Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово.
Они любят угощать — и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами — и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье.
Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться.
Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.
Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты.
Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда.
С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чём сожалеет старушка, — что некому будет смотреть за её мужем.
Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни. Афанасий Иванович пытается отвлечь супругу от этих мыслей, но тщетно.
Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слёзы, как река, льются из его тусклых очей.
Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.
Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги.
Когда он медленно идёт по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовёт меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребёнка.
«Положите меня возле Пульхерии Ивановны» — вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.
Писатель отразил в повести «Старосветские помещики» распад старого, патриархально-помещичьего быта. С иронией – то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма – рисует он жизнь своих «старичков прошедшего века», бессмысленность их пошлого существования.
Тускло и однообразно протекают дни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, ни одно желание их «не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик». Никакого проблеска духовности нельзя заподозрить в этих людях. Мир, в котором живут герои гоголевской повести, тесен. Он совершенно замкнут границами их небольшого и неуклонно хиреющего поместья. Товстогубы ведут натуральное хозяйство.
Оно вполне удовлетворяет все их незатейливые потребности. И нет у этих людей никакого побуждения, чтобы привести дела, заставить землю приносить больше дохода. Нет интересов у них и нет забот. Праздно и безмятежно течёт жизнь Афанасия Ивановича Пульхерии Ивановны. И кажется им, что весь мир кончается за частоколом их двора.
Всё что там, за частоколом, представляется им странным, далёким и бесконечно чужим. Гоголь рисует внутреннее убранство домика, в котором живут Товстогубы. Обратите внимание здесь на одну деталь. На стенах их комнат висит несколько картин. То, что на них изображено – единственное напоминание в этом доме, что за его пределами есть какая-то жизнь.
Но, замечает Гоголь, «я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, и если бы некоторые из них были унесены, то они бы, верно, этого не заметили». Среди картин – несколько портретов: какого-то архиерея, Петра III, герцогини Лавальер. В бессмысленной быстроте этих портретов отражена бессмыслица существования этих хозяев. Гоголь посмеивается над бесхитростным бытиём своих героев.
Но вместе с тем он и жалеет этих людей, связанных узами патриархальной дружбы, тихих и добрых, наивных и беспомощных. Пушкин оценил эту повесть как «шутливую трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления». Конечно, идиллия здесь носит шутливый и, в сущности, иронический характер.
Сочувствуя своим героям, писатель вместе с тем видит их пустоту и ничтожность. Идиллия в конце концов оказывается мнимой. Повесть пронизана светлым, добрым, человеческим участием и её героями.
Они и вправду могли бы стать людьми в условиях другой действительности! Но кто же виноват, что они не стали ими, что человеческое в них измельчено и принижено? Повесть проникнута грустной усмешкой по поводу того, что жизнь старосветских помещиков оказалась столь пустой и никчёмной.
Гуманистический смысл этой повести многозначен: он выражен и в чувстве глубокой симпатии писателя к своим героям, и в осуждении тех условий общественного бытия, которые сделали их такими, какими они есть. Но та же действительность могла превратить человека в бездушного торгаша, дерущего «последнюю копейку с своих же земляков» и наживающего на этом изрядном деле изрядный капитал.
Перо Гоголя обретает бичующую сатирическую силу, когда он от патриархальных старичков переходит к тем «малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал…» «Старосветские помещики» развивали ту тенденцию творчества Гоголя, которая впервые наметилась во второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». Но «Старосветские помещики» знаменовали собой уже следующий и более зрелый этап в художественном развитии Гоголя. Мелочность и пошлость гоголевских героев вырастала уже здесь в символ тупой бессмысленности всего господствующего строя жизни. Свойственное героям «Старосветских помещиков» чувство любви, дружбы, душевной привязанности становится никчёмным, даже в какой-то мере пошлым – потому, что прекрасное чувство несовместимо с пустой, уродливой жизнью этих людей. Своеобразие гоголевской повести тонко подметил Н, В. Станкевич, писавший своему другу Я. М. Неверову: «Прочёл одну повесть из Гоголева «Миргорода» – это прелесть! («Старомодные помещики» – так, кажется, она названа). Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни!». Суть дела, однако, в том, что само это «прекрасное чувство человеческое» тоже оказывается не настоящим, мнимым. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна нежно привязаны друг к другу. Кажется, что они любят друг друга. Но Гоголь осложняет это впечатление размышлением о том, что в отношениях героев повести преобладает сила привычки: «Что бы то ни было, но в это время мне казались детскими все наши страсти против этой долгой, медленной, почти бесчувственной привычки». Цитированные строки привлекли к себе внимание современной писателю критики. Шевырев ополчился против них, отметив, что ему очень не понравилась в повести «убийственная мысль о привычке, которая как будто разрушает нравственное впечатление целой картины». Шевырев заявил, что он вымарал бы эти строки. В их защиту выступил Белинский. Он писал, что никак не может понять «этого страха, этой робости перед истиной». Упоминание о привычке действительно разрушало «нравственное впечатление», первоначально создаваемое гоголевской «идиллией». Но это впечатление и должно было, по мысли писателя, быть разрушено. Никаких иллюзий! Даже в той среде, в которой, казалось, могло бы проявиться высокое человеческое чувство героев повести, – оно искажено и там. В художественном отношении «Старосветские помещики» весьма заметно отличаются от романтических повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтика, да и сама стилистика этого произведения весьма наглядно свидетельствовала о вызревании в Гоголе нового взгляда на жизнь и на искусство. Принципы изображения характеров и их повседневных условий жизни, бытопись «Старосветских помещиков» – всё это предвещало могучий взгляд реалистического творчества Гоголя и открывало прямую дорогу к «Мёртвым душам».
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s32406t2.html
«Что же сильнее: страсть или привычка?» (перечитываем повесть Н.В.Гоголя «Старосветские помещики») | В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев
« «Они все чужды мне, и я им всем чужой!» (романтическая драма М.Лермонтова «Маскарад») | Главная | Чем была для И.С.Тургенева любовь? (сочинение) »
«Что же сильнее: страсть или привычка?» (перечитываем повесть Н.В.Гоголя «Старосветские помещики»)
Автор: Раиса Фёдоровна | 02 Апр 2010
Рассказ о трогательной жизни добродетельнейших старичков Гоголь начинает с лирического отступления, которое вводит нас в мир души писателя. Вместе с ним мы переживаем волнующие писателя воспоминания, начинаем понимать те духовно – нравственные предпочтения, с которыми он подходит в оценке человеческого бытия. Что же так дорого Гоголю?
Хочется ему иногда «сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни», где «жизнь …так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют…».
И уже кажется, что вместе с Гоголем мы видим и «низенький домик с галерею»; за ним – «душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев; перед домом просторный двор, воз с дынями, …отпряженный вол, лениво лежащий возле амбара…». «Все это для меня, — пишет автор, — имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке».
И все это называется малой родиной. И это чувство малой родины так знакомо каждому из нас, кто хоть ненадолго однажды был в разлуке с ней.
Стоит обратить внимание на то, что повесть современниками Гоголя трактовалась неоднозначно. «Неистовый Виссарион» осудил гоголевских старичков, назвав их, как «две пародии на человечество в продолжение несколько десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают». И сам же удивился: «но отчего же это очарование?…».
«Шутливой, трогательной идиллией» назовет повесть Пушкин. Время, говорят, лучший судья и оценщик. Сравнивая высказывания о великом произведении, перечитывая знакомую повесть, но сегодняшними глазами, пытаюсь уяснить для себя: открылось ли в знакомом тексте нечто новое и что именно.
Мне кажется, что небольшая по объему, но великая по главной мысли в ней, повесть заставляет и сегодняшнего читателя задуматься о вечной для всех времен проблеме – проблеме старости, бренности жизни. Ведь неслучайно, когда читаешь повесть, вспоминаешь и старичков Базаровых, оставшихся одинокими в старости своей. Приходят на могилу сыну «два уже дряхлых старичка.
Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой». Остались одни как перст друг для друга навеки.
Также трогают нашу душу милые подробности жизни добродетельнейших старичков гоголевской повести. И тем трогательнее для нас эти «милые подробности», потому что у них нет детей, и благо, что есть они друг для друга. И прав был Пушкин, назвав жизнь простых старосветских помещиков «шутливой идиллией».
Разве плохо, когда живут старички в полной гармонии своего бытия? Можно ли ставить в вину им, что они не стремятся к высшим духовным ценностям, живут только хлебом единым, что беден их быт, наслаждаются своим почти неслышимым счастьем.
Конечно, их жизнь с высокой духовной высоты нельзя назвать идеальной, особенно в гастрономическом отношении – нельзя делать из еды культа. Но обвинительный приговор я им не выношу. Справедливо говорят, что нравственно здоровое общество – это то, в котором нет брошенных детей и одиноких стариков.
Гоголевские старички не одиноки. Более того, история их жизни наводит нас на глубокие размышления о такой нравственной ценности как любовь.
Что же сильнее над нами: страсть или привычка? По мнению Г. Белинского единственное человеческое чувство, которое двигало и оживляло жизнь Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, придавало некую «поэзию их пошлой и нелепой жизни»: это чувство – привычка. Но вся история их жизни – это история любви.
Конечно, с годами страсти приутихли, их заменила глубокая привязанность (по выражению автора – привычка). Но это – следствие долгой, верной и нежной любви. Разве не об этом повесть? «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь.
Они никогда не говорили друг другу «ты», но всегда «вы»: вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна…». Незначительное местоимение «вы». Но оно уже придает другой оттенок в человеческих отношениях: особую искренность и необычность чувств.
Разве не о любви Афанасия Ивановича к Пульхерии Ивановне говорит тот факт, что, женившись тридцати лет и не получив согласия родственников, он «увез довольно ловко Пульхерию Ивановну».
Невольно возникает мысль: как же надо было любить, чтобы против воли родителей повенчаться, не остыть друг к другу до старости лет. Вот в этом и состоит их очарование.
Обыкновенные люди, старосветские скромные помещики. Что-то вызывает наше умиление, что-то нами не принимается. Они не стремятся к высшим духовным ценностям, у них даже икон не видно, по-стариковски не молятся. У них приказчики крадут, а столетние дубы вокруг вырублены.
Хозяйство ведут патриархально, в меру возможности. Афанасий Иванович вообще занимался хозяйством мало.
А «хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении… Под яблонею вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котел или медный таз…».
Два столетия прошло со времен Гоголя, но такая живая картина предстает перед глазами. А ведь и сегодня разве не той хозяйственной суетой заняты дедушки и бабушки в деревенских глубинках? И разве можно это назвать пошлостью, гадостью, животной и уродливой жизнью. Нормальная, стариковская жизнь, именуемая идиллией русского бытия.
В.Г.Белинский обвиняет старичков в духовном убожестве, «две пародии на человечество», которые только «едят и пьют, пьют и едят». И Гоголь подробно рассказывает о завтраках, обедах и ужинах супругов, окрашивая свой рассказ особым светлым снисходительно – ироничным чувством.
«А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?» — этот вопрос занимал Афанасия Ивановича, страдающего непомерным аппетитом, через каждый час. И появлялись то «коржики с салом, …то пирожки с мясом, …то рыжики соленые, то вареники с ягодами». Снисходительно – ироничная улыба появляется и у нас.
Нам в наш стремительный век, когда самым ощутимым дефицитом является дефицит времени, трудно представить, что все может быть замкнуто на насыщении «хлебом насущным». Но нужно помнить, что гоголевские старички все делали по старинному хлебосольному обычаю.
Здесь важно другое: как внимательно – нежно любит Пульхерия Ивановна своего мужа, как заботится трогательно – ласково о нем. Она кормит его не только в промежутках между завтраком и обедом, обедом и ужином. Она кормит его и среди ночи.
«Но интереснее всего казались для меня старички в то время, когда бывали у них гости. Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей… Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах… Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых, бесхитростных душ…». И это уже не только рассказ о гостеприимных старичках, за ними чувствуется автор, так нежно вспоминающий своих родителей.
Милые, добрые старички жили спокойною и уединенною жизнью, сидели на деревенском балконе, слушая, «когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопает по листьям, стекая журчащими ручьями», наблюдая появление радуги.
Жили, никому не причиняя зла, не оскверняя своей любви ни грубым словом, ни предосудительными поступками. Даже такая деталь как огромная печь, которая была в каждой комнате (старики очень любили теплоту), олицетворяет собой долгую прожитую жизнь.
Печь, создающая атмосферу уюта и особых, добрых, теплых отношений.
«Но самое замечательное в доме – были поющие двери. Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею…». Звук, конечно, малоприятный, но он дорог, как память.
Звук, исходящий оттуда, из малой родины, напоминающий о родительском доме, родителях. И этот звук очень дорог писателю. Благородна сыновняя память писателя, который хранит эти воспоминания.
А мы получаем возможность шире, глубже понять писателя, подарившего нам незабываемых героев.
«….И боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!». Какое ностальгически – трепетное чувство в этом восклицании.
Милые, добрые старички с их сундуками, ящиками, ящичками и сундучками, множеством узелков и мешочков с семенами, множеством клубков с разноцветною шерстью, лоскутками старинных платьев. Как дороги вы нам как память – воспоминание о наших бабушках, которые, как и вы, все собирают, хотя порой и не знают, на что оно потом употребится.
Как и Пульхерия Ивановна, наши бабушки верят, что черный кот, голос, зовущий позади, – не к добру.
Читаешь заново повесть, и вдруг захочется всмотреться не только в жизнь старичков, но и в свою собственную, вспомнить бабушек и дедушек своих, подумать о своем отношении к ним, родителям.
Но изменилась жизнь этого мирного уголка.
Как трогательно изображены последние часы умирающей Пульхерии Ивановны! По-прежнему на «вы» просит она своего обожаемого Афанасия Ивановича выполнить ее последний наказ: «похоронить возле церковной ограды», «надеть платье серенькое».
Она уверена в том, что и после смерти будут они неразлучны, «мы скоро увидимся на том свете». Даже перед смертью не о себе думает Пульхерия Ивановна. Об одном только жалеет она, о том, что не знает, на кого оставить, кто посмотрит за ее обожаемым старичком.
Ни о душе своей думала бедная старушка, «она думала только о бедном своем спутнике, с которым провела жизнь и которого теперь оставляла она сирым и бесприютным».
Не менее сильной была и любовь Афанасия Ивановича.
Когда Пульхерии Ивановны не стало, когда увидел он, что пусто в его комнате, — «он рыдал, рыдал сильно, рыдал неутешно, и слезы, как река, лились из его тусклых очей». Эти страницы не нуждаются в комментарии.
И через пять лет не унесло время горя потери. «Я никогда не видал таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной, палящей тоски..». Таков был накал безутешного горя Афанасия Ивановича. И таково авторское сострадание ему.
А через пять лет голос, услышанный Афанасием Ивановичем, был по душевному убеждению его голосом Пульхерии Ивановны, зовущей его к себе. Последним желанием Афанасия Ивановича было желание похоронить возле своей Пульхерии Ивановны.
Так просто и потрясающе художественно Гоголь связал в повести тему любви с темой смерти. Не разлучила и смерть героев, она сулит им новую встречу, потому что любовь живет вечно и за пределами смерти, в памяти тех, кого она изумила. В памяти Гоголя, а теперь – и нашей. Ничто не нарушило гармонии жизни старосветских помещиков. И в этой гармонии писатель видел смысл истории и судьбы России.
Темы: Гоголь Н.В. | Ваш отзыв »
Источник: https://mir-lit.ru/?p=213
Любовь в повестях Н. В. Гоголя (на примере повести «Старосветские помещики»)
Любовь в повестях Н. В. Гоголя (на примере повести «Старосветские помещики»)
Николай Васильевич Гоголь, наверное, самый неоднозначный русский писатель. Любимым литературным жанром писателя, несомненно, является повесть. Его произведения многоппановы и затрагивают порой не одну тему.
В повестях Н. В. Гоголя тема любви занимает значительное место.
Это чувство показано по-разному: любовь в христианском понимании этого слова, любовь страстная, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» или любовь-привычка, как в повести «Старосветские помещики», которая была написана в 1832 г., а в 1835 г. вошла в сборник «Миргород».
По-разному можно относиться к этой повести. Кто-то увидит в ней описание никчемной и лишенной смысла жизни, а кто-то будет умиляться незатейливому существованию старосветских помещиков. Так о чем же эта повесть?
«Старосветских помещиках» перед нами разворачивается история настоящей, искренней и трогательной любви, может быть, несколько приземленной, история о привычке и повседневности. Главные герои повести Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович живут в своем обособленном мирке.
Гоголь очень подробно описывает их повседневную жизнь, их дом, в котором накопилось много вещей. Гоголь пишет о размеренной и тихой жизни, в которой нет какого-то глубокого смысла. Да он и не нужен этим милым и простодушным старикам. Они счастливы ежедневной заботой друг о друге.
В чувстве Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича друг к другу нет, да и не было, пожалуй, особой пылкости и страсти, которые обычно считаются признаками настоящей любви. Однако, на мой взгляд, любовь – это, прежде всего, самопожертвование, желание жить для другого человека.
Не высокие слова, не безумные поступки определяют силу чувства. Ведь не случайно Гоголь приводит историю пылкого молодого человека, возлюбленная которого «была поражена ненасытною смертью».
Описывая его душевное состояние, Гоголь отмечает, что «никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной, палящей тоски». Дважды юноша пытается покончить с собой. Однако «какого горя не уносит время»? Через несколько лет. он был уже совершенно спокоен и, наверное, счастлив с молодой женой.
«довольно ловко» увез Пульхерию Ивановну из родного дома, так как родственники были против их брака. Однако ни Гоголь не акцентирует внимание на этом событии, ни старики не вспоминают о нем. Этот романтический порыв, по-видимому, они не считают проявлением истинного чувства. Действительно, их любовь лишена романтики, это «привычка».
Но без этой «привычки» они не мыслят своей жизни. Вот так и проходит их жизнь, и этого им хватает, «… ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой домик». В каждом слове, в каждом движении мы видим уважение и внимание супругов друг к другу.
Даже привычка называть друг друга по имени-отчеству говорит об их необыкновенном взаимном уважении и о том, как дорожат они друг другом.
Более всего проявляется чувство Пульхерии Ивановны к Афанасию Ивановичу в тот момент, когда она почувствовала приближение смерти.
«Она в то время не думала ни о той великой минуте, которая ее ожидает, ни о душе своей, ни о будущей своей жизни; она думала только о бедном своем спутнике, с которым провела жизнь и которого оставляла сирым и бесприютным».
Перед смертью она даже наставляет свою ключницу, чтобы та приглядывала за Афанасием Ивановичем: «Смотри мне, Явдо- ха, – говорила она, обращаясь к ключнице, которую нарочно велела позвать, – когда я умру, чтобы ты глядела за паном, чтобы берегла его, как глаза своего, как свое родное дитя.
Гляди, чтобы на кухне готовилось то, что он любит. Чтобы белье и платье ты ему подавала всегда чистое; чтобы, когда гости Случатся, ты принарядила его прилично, а то, пожалуй, он иногда выйдет в старом халате, потому что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. Не своди с него гпаз…»
«похожие на то, когда мы видим перед собою без ноги человека, Которого всегда знали здоровым». Со смертью жены умерла большая часть души несчастного старика. .
0 силе его страданий говорит то, что и через пять лет после смерти Пульхерии Ивановны он не может без слез вспоминать о ней. Боль его не притупилась. Он ощущает свое горе так же остро, как и в день похорон.
Смерть Пульхерии Ивановны обыденна, но именно из-за этой обыденности мы понимаем, как хрупки гармоничные отношения в повседневной жизни и сколько страданий приносит уход близкого
«Мне казались детскими все наши страсти против этой долгой, медленной, почти бесчувственной привычки», – пишет автор. В этой повести Гоголь отказывается от присущей ему иронии. Его рассказ о стариках попон глубокого сочувствия, искреннего сострадания и мягкого, доброго юмора.
«Когда я подъехал ко двору, он мне показался в два раза старее… Навстречу вышел старик… Так это он!… он согнулся уже вдвое против прежнего… Я вошел за ним в комнаты; казалось, все было в них по-прежнему; но я заметил во всем какое-то ощутительное отсутствие чего- то… Во всем видно было отсутствие заботливой Пульхерии Андреевны».
Уход из жизни обоих старичков- это и уход привычки, уход времени. Их времени. Они тихо жили и тихо ушли. , «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь», – говорит автор, и слово «любовь» употребляет здесь в прямом, самом высоком смысле, если под любовью понимать жертвенное служение любимому человеку, божественное родство душ.
А. С. Пушкин, способна заменить счастье. Может быть, может быть…
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/4/3556.htm