Лев Толстой «Анна Каренина» – анализ – Русская историческая библиотека
После Войны и мира Толстой, продолжая свои исторические занятия, поднялся вверх по течению русской истории до эпохи Петра Великого. Этот период казался ему решающе важным, ибо тогда произошел раскол между народом и образованными классами, отравленными европейской цивилизацией.
Он составил несколько планов, написал несколько начал романа об этом времени, которые недавно были опубликованы. Но по мере углубления в материал Толстой почувствовал такое отвращение к великому императору – воплощению всего, что он ненавидел, – что отказался продолжать. Вместо этого он в 1873 г. принялся за роман из современной жизни – за Анну Каренину.
Первые части романа появились в 1874 г., публикация его была закончена в 1877 г.
Дмитрий Бак. “Лев Толстой “Анна Каренина”
В главном Анна Каренина – продолжение Войны и мира. Методы Толстого тут и там одни и те же, и справедливо, что оба романа обычно называют вместе. Фигуры Анны, Долли, Китти, Стивы Облонского, Вронского, всех эпизодических и второстепенных персонажей запоминаются так же, как фигуры Наташи и Николая Ростова.
Может быть даже, в Анне Карениной характеры разнообразнее. В частности, Вронский – истинное и основополагающее добавление к миру толстовских героев; больше чем кто-либо из толстовских персонажей он непохож на автора и никак уж не основан на субъективном видении.
Он и Анна – вероятно, высшее достижение Толстого в изображении «других». Но Левин – гораздо менее удачная трансформация Толстого, чем его двойная эманация в Войне и мире – Пьер и князь Андрей.
Левин – возвращение к субъективному, дневниковому Нехлюдову и Оленину из ранних вещей, и в романе он диссонирует так же, как Платон Каратаев в Войне и мире, хотя и в прямо противоположном смысле.
Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901
Другое отличие между романами в том, что в Анне Карениной отсутствуют отдельные философские главы, но по всему роману разлита более навязчивая и всюду подстерегающая моральная философия.
Она уже не столь иррациональна и оптимистична, она ближе к пуританству и ощущается как чужеродная для самой основы романа. Основа эта имеет идиллический привкус Войны и мира. Но в философии романа есть зловещее предчувствие приближения более трагического Бога, чем слепой и добрый Бог жизни в Войне и мире.
По мере приближения к концу трагическая атмосфера сгущается. Любовь Анны и Вронского, преступивших нравственные и общественные законы, заканчивается кровью и ужасом, которым в предыдущем романе нет подобных. Даже идиллическая любовь добрых и послушных естеству Левина и Китти кончается на ноте растерянного недоумения.
Роман умирает, как крик ужаса в пустынном воздухе. У обоих великих романов «открытые концы», но если конец Войны и мира рождает мысль о бесконечно продолжающейся жизни, только фрагмент которой представлен в романе, то конец Анны Карениной – это тупик, тропинка, постепенно исчезающая под шагами путника.
И в самом деле, еще до того, как Толстой закончил Анну Каренину, у него начался кризис, который привел к его обращению. Растерянность в конце романа – отражение той трагической растерянности, которую он сам переживал. Больше ему не суждено было написать таких романов, как эти два.
Закончив Анну Каренину, он попытался продолжать работу над Петром и над декабристами, но вскоре оставил то и другое и вместо этого, через два года после окончания своей последней идиллии, написал Исповедь.
Анна Каренина постепенно подготовляет к нравственному и религиозному кризису, который так глубоко изменил Толстого.
Перед тем, как он ее начал, он уже заинтересовался новыми художественными методами – отказавшись от психологической, аналитической манеры и излишних подробностей, открыв более простой стиль рассказа, подходящий не только для утонченных и развращенных образованных классов, но и для неразвитого народного мышления. Рассказы, написанные им для народа в 1872 г. (Бог правду видит и Кавказский пленник, который, кстати говоря, есть перевод в неромантический ключ, нечто вроде пародии на поэму Пушкина), уже предвещают народные рассказы 1885–1886 гг. Они еще не так заострены моралью, но уже сосредоточены на сюжете и действии и полностью свободны от всякого «подглядывания в щелку».
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4239-lev-tolstoj-anna-karenina-analiz
Анализ романа Л.Н. Толстого “Анна Каренина”
Известны слова Л.Н.Толстого, записанные его женой, о том, что он в «Войне и мире» любил мысль народную, а в «Анне Карениной» (1877) — мысль семейную. Эти слова не надо понимать буквально.
Широта постановки проблем общенационального и, более того, общечеловеческого масштаба — проблем, намного переросших рамки традиционного «семейного» романа, — обусловила то всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после выхода. Именно по поводу «Анны Карениной», оцененной как «факт особого значения», Достоевский первым заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой литературе.
«Анна Каренина» была задумана и реализовалась как роман в прямом смысле злободневный.
Время его действия совпало с временем написания, в нем много прямых откликов на текущие события, от научных споров тех лет до войны на Балканах.
Примечательно, что в «Анне Карениной» действие не завершается и после того, как главный конфликт, казалось бы, исчерпан: в последней части романа сюжет развертывается дальше — уже после смерти Анны.
Анна у Толстого — натура незаурядная, душевно богатая, наделенная живым нравственным чувством. Любовь к Вронскому побуждает ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чутье по отношению к окружающему миру и к себе самой.
И главная причина ее гибели — не столько лицемерие светской среды или препятствие к получению развода, сколько разрушающее действие страсти на ее собственную душу, невозможность примирить чувство к Вронскому и привязанность к сыну, и шире того — невозможность найти себя в мире, где «все неправда, все ложь, все обман, все зло».
Для Толстого критерием подлинной семьи было взаимопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимым ею, внутренне чуждым ей сановником Карениным не мог стать основой настоящей семьи.
Не могло возникнуть семьи и из совместной жизни Анны с Вронским, потерпевшим крушение в своей военной и светской карьере, но кровно привязанным к тому обществу, которое отвергло его. И Толстой не осуждает Анну (она остается для него «жалкой и не виноватой»), но неотвратимо приводит ее к трагической развязке.
Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «высшего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальную, нравственную, идеологическую проблематику эпохи.
Рядом с линией Анны в романе непринужденно и без малейшей натяжки возникает параллельная ей линия Левина. Внутренняя связь этих линий — не в общности судеб героев, а, скорее, в психологических ситуациях. Оба они — каждый по-своему — не могут, не хотят мириться с ложью и злом окружающего их мира. Отсюда трагедия Анны, отсюда драма Левина.
А.Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», имея в виду литературных недоброжелателей Толстого, сказал: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни». Это и на самом деле так.
Толстой на этот раз творит свой суд, сводя роль повествователя к самому строгому минимуму. Авторские комментарии здесь почти отсутствуют.
Нравственная оценка людей и событий полностью вытекает из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей.
В «Анне Карениной» действие занимает немного времени, не более трех лет, и здесь толстовское искусство человековедения выражено по-новому. Одни и те же персонажи предстают в разных жизненных ситуациях, по-разному судят друг о друге. Авторский и читательский приговор выносится лишь в конечном счете, в итоге различных «за» и «против».
Именно так строится противоречивый характер Каренина. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия (что особенно видно в сцене примирения с Вронским у постели больной Анны), он может даже внушить читателю жалость.
Но по ходу действия все яснее вырисовывается привязанность Каренина к миру царской бюрократии, его умение ревностно участвовать в фальшивой, призрачной жизни, в ловле наград и чинов.
Важная и новая особенность поэтики «Анны Карениной» — элементы символики или аллегории, приобретающие характер лейтмотивов.
В романе возникают и повторяются мотивы, имеющие не только непосредственно предметный, но и символический смысл.
Железная дорога у Толстого (почти как в известном стихотворении Некрасова) — своего рода символ того времени, который складывается в пореформенной России, принося людям новые бедствия.
Мысль о всеобщем торжестве неправды и зла, одна из последних мыслей, мелькающих в сознании Анны перед смертью, сродни тем горестным рассуждениям, которые долгое время не давали покоя второму главному герою романа, Константину Левину.
Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождающиеся буржуазные порядки не устранили вековой крестьянской нищеты, принесли с собой новые формы социальной несправедливости. В этом — основа того смятения, неуверенности, в котором находится Левин и в котором находился в те годы создатель «Анны Карениной».
В ряду толстовских героев-правдоискателей Левин наделен наиболее явственными автобиографическими чертами.
Толстой подарил своему герою собственную бескомпромиссную честность, собственное отвращение к праздной барской жизни, светским условностям, казенному лицемерию.
Он подарил Левину и собственную органическую привязанность к земле, к русской природе, даже тяготение к физическому крестьянскому труду. В размышлениях и исканиях Левина многое отражает ход поисков самого Толстого.
Левин одержим мечтой о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. «Вместо бедности — общее богатство; вместо вражды — согласие и связь интересов».
Но мужики не хотят тех улучшенных способов хозяйствования, которые предлагает им добрый барин.
И трудность эта коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том — как ясно видит сам Левин, — что интересы помещика и интересы крестьян и в самом деле силою вещей «фатально» противоположны.
Вкладывая в историю жизни Левина немалую долю собственного жизненного опыта, Толстой передает переживания и размышления своего героя в связи с событиями его личной жизни.
Бракосочетание Левина с горячо любимой им Кити, рождение ребенка, а с другой стороны — смерть брата, — все это побуждает Левина вновь и вновь ставить под вопрос свое отношение к религии и церкви, напряженно задумываться над тайнами человеческого бытия и своим жизненным назначением.
Чтение философских и богословских книг не дает желанной ясности, а вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуверенность.
Просветление наступает внезапно. Левин приходит — по примеру мужика Фоканыча, который живет «для души, по правде, по-божьи», — к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра».
Он убежден, что он может, оставаясь по-прежнему барином, помещиком, вложить в свое повседневное существование «несомненный смысл добра», — таков исход исканий Левина.
Создатель «Анны Карениной» был мыслителем слишком могучим, слишком смелым для того, чтобы принять простодушную веру Фоканыча и на этом успокоиться. Подобный финал исканий свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззрения не только героя романа, но и его автора.
В предисловии к американскому изданию «Анны Карениной» Томас Манн писал: «Этот роман из жизни светского общества направлен против него, — об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: «Мне отмщение, и аз воздам».
Моральным побуждением, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью…»
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/367-tolstoy.html
Н.Н.Страхов о романе “Анна Каренина” Толстого: анализ, суть, смысл и идея романа
Анна Каренина. Художник К. Рудаков |
Роман “Анна Каренина” – выдающееся произведение великого русского писателя Л.Н.Толстого. В этой статье представлен отзыв известного филосова Н.Н.Страхов о романе “Анна Каренина” Толстого: анализ, суть, смысл и идея произвдения.
Смотрите:
Все материалы по роману “Анна Каренина”
Все материалы по творчеству Льва Толстого
“Анна Каренина” есть произведение не чуждое художественных недостатков, но представляющее и высокие художественные достоинства. Во-первых, предмет такой простой и общий, что многие, и долго, не могли найти его интересным, не воображали, чтобы в романе могла оказаться современность и поучительность. Рассказ распадается на две части, или на два слоя, слишком слабо связанных внешним образом, но внутри имеющих тесную связь. На первом плане городская, столичная жизнь, и рассказывается как Каренина влюбилась в Вронского, вошла с ним в связь, ушла к нему от мужа, но, живя с Вронским, так измучилась свою страстью, что бросилась под вагон.
На втором плане, более широком и имеющем более существенное значение, история деревенского жителя Левина; рассказывается, как он объяснялся в любви, делал предложение, говел, венчался, как у него родился сын и стал наконец узнавать отца и мать. Величайшая оригинальность автора обнаруживается в том, что эти обыкновенные события, по ясности и глубине, с которой он их изображает, получают поражающий смысл и интерес.
Общая идея романа, хотя наполненного не везде с одинаковою силою, выступает очень ясно; читатель не может уйти от невыразимо тяжелого впечатления, несмотря на отсутствие каких-нибудь мрачных лиц и событий, несмотря на обилие совершенно идиллических картин. Не только Каренина приходит к самоубийству без ярких внешних поводов и страданий, но и Левин, благополучный во всем Левин, ведущий такую нормальную жизнь, чувствует под конец расположение к самоубийству, и спасается от него только религиозными мыслями, вдруг пробудившимися в нем, когда мужик сказал, что нужно Бога помнить и жить для души. Это и есть то нравоучение романа…
Каренина живет своею страстью. До этой страсти она была голодна душою; с удивительной тонкостью и ясностью нам изображена эта столичная и придворная жизнь, в которой нет никакой душевной пищи, где интересы искусственные, миражные.
Анна и Вронскийле чуть ли не лучшие люди этой среди, потому что в них ествественные чувства взяли верх над всеми искусственными влечениями, составляющими радость и горе их круга. Они вполне отдались своей любви: и для Анны эта любовь до конца осталась единственною жизнью, почему и погубила ее.
“Анна Каренина” принадлежит к числу чрезвычайно редких произведений, в которых действительно изображена страсть любви.<\p> В “Анне Карениной”… точно описан самый душевный процесс страсти, – дело столь новое и необыкновенное, что многие критики и читатели даже не могли понять его и печатно выразили свое недоумение.
Страсть здесь возникает с первого взгляда, без предварительных разговоров о вкусах и убеждениях. Затем страсть растет, и автор рассказывает каждый ее фазис так же ясно и понятно, как этот первый взгляд влюбившихся. Все полнее и полнее раскрывается чувство; Анна начинает ревновать…
Сущность ревности, внутренняя борьба Анны и Вронского рассказаны так убедительно и отчетливо, что ужасно видеть неизбежную последовательность этого развития. Несчастная Анна, положившая всю душу на свою страсть, необходимо должна была сгореть на этом огне. Когда она почувствовала, что ей изменяет ее единственное благо, она позвала смерть.
Она не стала дожидаться полного охлаждения или измены Вронского; она умерла не от оскорблений или несчастий, а от своей любви.
История трогательная и жестокая, и если бы автор не был так беспощаден к своим героям, если бы он мог изменить своей неподкупной правдивости, он мог бы заставить нас горько плакать над несчастной женщиной, погибшей от бесповоротно преданности своему чувству. Но автор взял дело полнее и выше.
Тонкими, но совершенно ясными чертами он обрисовал нечистоту этой страсти, не покоренной высшему началу, не одухотворенной никаким подчинением.
Контраст ему составляет мир, по-видимому, гораздо более светлый мир Левина, человека искреннего, простого, со многими недостатками, но с чистым сердцем. Каренин и Вронский – типы чиновника и военного, Левин – тип помещика. Их собственно три брата: старший, от другого отца, Кознышев – славянофил; второй, Николай Левин, – нигилист; третий, Константин Левин, герой романа, – представляющий как бы просто русского человека без готовых теорий. Это сопоставление очень поучительно…<\p> … в сущности, роман содержит много картин… безотрадных. Несмотря на полнейшую мягкость приемов, едва ли было когда-нибудь сделано более мрачное изображение всего русского быта.
…этот роман действительно изображает нашу современность… …”Анна Каренина” и “Братья Карамазовы”, указывают на религию, как на выход из хаоса и отчаяния.”
(Н.Н.Страхов, “Русь”, январь 1883 г.)
Это был отзыв известного филосова Н.Н.Страхов о романе “Анна Каренина” Толстого: анализ, суть, смысл и идея произвдения.
Смотрите:
Все материалы по роману “Анна Каренина”
Все материалы по творчеству Льва Толстого
Источник: https://www.literaturus.ru/2017/06/strahov-anna-karenina-analiz-sut-smysl-ideja.html
Анализ романа Толстого “Анна Каренина”
Роман “Анна Каренина” является не только одним из самых известных романов Л. Н. Толстого, но и одним из наиболее популярных произведений русской классической литературы во всем мире.
В романе описывается много проблем и характеров, но на первое место выходит одна из самых серьезных проблем общества – трагедия семейной жизни. Ведь окружающий автора мир давал почву для размышлений на эту тему.
Тема семейных отношений очень тесно связана с философскими мыслями различного рода, с реакцией социума, общественным мнением. Все это подтолкнуло автора нарисовать масштабное полотно современной ему жизни во всех ее красках и проявлениях.
Ключевая сюжетная линия романа заключается в увлечении замужней женщиной Анной Карениной молодым офицером Алексеем Вронским. Она устала от рутины семейной жизни, от самообмана, она хочет настоящих ярких чувств и мечтает о большой любви.
Однако, все оказывается слишком сложным и запутанным. Ее мечты, искренность и неумение скрывать тайны приводят ее к серьезной конфликтной ситуации с мужем и обществом.
Муж Анны – слишком рациональный человек. Для него первостепенное значение играет ум, а не чувства. Анна считает его бездушным, и, наверное, так и есть, поскольку он не может простить ее измену и мстит жене. Он разлучает ее с любимым сыном.
Каренин ставит героиню перед жестоким выбором, и она поворачивается в сторону Вронского. Но этот шаг не приносит ей ничего, кроме разочарований, терзаний и страданий. Этот путь оказался роковым.
Анна окончательно запуталась между страстью к Вронскому, нежными трепетными чувствами к сыну и протестом против законов общества. У нее нет сил, чтобы решить все эти сложные задачи. Ее желание лишь одно – просто любить и жить в счастье. Но это всего лишь несбыточная мечта.
Что касается Вронского, Анна осознает, что он полностью подвластен общественному мнению. Для него важно добиться положения и приносить пользу. Он не может жить одной лишь любовью. И ради него Анна бросила все, что имела: сына, свое положение в обществе, тихую размеренную жизнь. Она сама испортила себе жизнь.
Однако автор всячески старается подчеркнуть, что героиню судить не обществу, а только Богу. Анна Каренина так и не нашла разумного выхода из этой сложной и невыносимой ситуации.
Единственным решением для нее, как ей кажется, является смерть. И она бросается под поезд. Этим Толстой показал, что обществу чужда искренность.
Оно живет лишь установленными лживыми правилами, в которых нет места простым человеческим чувствам.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/03/analiz-romana-tolstogo-anna-karenina.html
Анализ произведения Анна Каренина Толстого
Роман «Анна Каренина» Лев Николаевич Толстой писал 4 года. Уже тогда автора волновали вопросы о жизни дворянских семей, о судьбе самого дворянстве, о смысле жизни и т.д. Именно эти проблемы поднимаются автором в течение всего романа.
Произведение писалось в тяжелые для Росси времена. Толстой хотел показать насколько шаткими стали позиции дворянства и насколько сильными стали революционные идеи.
Читатель знакомится с дворянскими семьями (Облонские, Щербацкие, Каренины и другие). Среди дворян давно царят разврат, лицемерие и лож. Жены изменяя своим мужьям, обманывая их, называют себя честными и порядочными женщины. Муж Анны совершенно такой же человек: сухой, лживый, бездушный.
Сама Анна отличает от них своим честным сердцем, не терпящем ложь, умом и добротой. Она рождена для того, чтобы любить и быть любимой. И встреча с Вронским словно пробудила ее от долгого сна. И она пожертвовала всем ради него. Анна не может скрывать от Алексея Каренина свою измену.
Высшее общество тоже узнает о ее падении и набрасывается на нее, называя Анну развратной и падшей женщиной.
Толстой не защищает и не оправдывает свою героиню. Он говорит, что мы не имеем никакого права осуждать Анну. Она такова, какой ее создал Бог.
Писатель очень ярко показывает страдание одинокой женской души. У Анны нет никого: ни друзей, которые бы ее поддержали, ни Сереженьки, которого забрал ее муж, ни какого-то дела, которое бы могло увлечь ее и помочь забыть все горе и беды. Она боится, что Вронский разлюбит ее. Что тогда будет с нею? В ее сердце поселяется ревность, а между влюбленными зло, которое отдаляет их друг от друга.
И вот тогда ей в голову приходит страшная мысль «а почему бы не погасить свечу, если уже не на что смотреть?». Она решается на этот шаг, чтобы наказать Вронского, чтобы в его сердце вновь появилась любовь к ней.
И когда становится поздно и обратного пути нет, Анна поняла, что натворила. Перед ее глазами пробежала вся ее жизнь с радостными моментами.
И свеча, которая горела, неожиданно вспыхнула ярким светом и вскоре потухла навсегда.
Когда перед читателем предстает во всей своей красе Алексей Вронский, становится понятно, что это типичный молодой аристократ, который ведет праздную жизнь.
Встреча с Анной заставила его оглянуть назад, проанализировать свою жизнь и понять, как дурно он поступал.
Ради любимой он тоже жертвует всем: уходит в отставку в самый расцвет своей карьеры, жертвует свободой, начинает искать новые занятия. Но он не обрел покой в этой жизни, чего-то ему не хватало.
После смерти Анны он смог жить спокойно. Теперь он сам ищет смерти и добровольно уходит на войну.
Таким образом, Лев Николаевич Толстой очень ярко показал все страдания человеческой души.
Вариант 2
Роман одного из титанов русской литературы Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» является популярным по сей день.
Как повествуют некоторые источники, влияние на появление романа на свет оказал интерес Толстого к прозаическому творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Зимой 1870-го года у Льва Николаевича возникла идея написать роман о личной жизни и духовных поисках дворянства России. Так началась кропотливая работа над трудом, ставшим вскоре знаковым в творчестве своего создателя.
Название романа достаточно примитивное и представляет собой имя и фамилию главной героини. Анна – женщина умная и симпатичная. Ей не удалось правильно реализоваться в жизни и стать счастливой. Она не довольна ни мужем, ни материнством. Каренина мечтает жить как героиня дамских романов.
Начинается роман рассказом о доме Облонских, в котором ожидают приезда сестры главы семейства. По прибытию Анна знакомится с Вронским, который через некоторое время станет ее любовником. В то время как Кити Щербицкая ожидает предложение от графа Вронского.
Алексей Вронский молодой и импульсивный. Он восхищается Карениной, в то время как из себя ничего не представляет.
Анна встречает Вронского еще раз на балу, куда едет вместе с Щербицкими и Облонскими. Там мужчина окончательно очаровывается красотой Анны. Бедная Кити расстраивается и понимает, что ей уже не на что надеяться.
Спустя время Каренина возвращается в Петербург, где отношения с мужем не ладятся, а ребенок стал ужасно надоедливым. Это дает толчок к развитию ее любовных отношений с Вронским. Муж Анны не дает своего согласия на развод, но шокирован изменой жены.
Каренин – серьезный чиновник, у него хорошая зарплата, ведь работа для него является самой важной частью жизни. Он уделяет мало времени своей жене.
Несчастные любовники уезжают в Италию, где у них появляется дочь, но это также не приносит Анне радости. Она замечает, что возлюбленный относится к ней не с такой заботой, как прежде. Это толкает ее на самоубийство.
Роман содержит несколько тем. Это и ярко раскрытая тема любви. Совершенно многогранной любви: несчастной, неправильной, красивой, заоблачной. Тема семьи является центральной. Толстой предлагает читателю рассмотреть три вида семьи: идеальную, на грани распада и распавшуюся.
Затронута также тема мести. Месть толкает человека на безумные и опасные поступки. Именно это чувство заставило Анну броситься под поезд, чтобы причинить боль Вронскому.
Основные проблемы произведения акцентируются на измене, общественном мнение, равнодушии.
Каждый найдет в романе блестящего писателя 19-го века что-то свое и сделает правильные выводы.
← Анализ романа Толстого Война и мир
← Внешность Пьера Безухова в романе Война и мир↑ Толстой ЛевАнализ трилогии Детство. Отрочество. Юность →
Анализ произведения Юность →
- Анализ произведения Собака Тургенева
Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих - Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс рассуждение
Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой - Сочинение Интернет добро или зло 7 класс рассуждение
Интернет был задуман как удобное и доступное средство связи. С развитием техники он занял главенствующую роль в жизни людей. Как взрослые, так и дети проводят в сетевых ресурсах - Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс
На данной картине в центральной части мы видим сидящего мальчика с собакой. Они очень композиционно и равноценно написаны. Мальчик одет в серые брюки, сандалии и в синюю футболку.<\p> - Жанр Повестей Белкина Пушкина сочинение
Цикл под названием «Повести Белкина» он создает в период, который называется Болдинская осень в 1830 году. В это время начинается холера, в Петербурге объявляется карантин, поэтому Пушкин будет вынужден провести все время на территории Болдино.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-proizvedeniya-anna-karenina
Анализ романа “Анна Каренина” (конспект лекции)
1. Художественный замысел романа
2. Своеобразие романа
1. Художественный замысел романа “Анна Каренина”
Роман Л.Н. Толстого “Анна Каренина” отражает такие приметы и черты эпохи 70-х гг. XIX столетия как:
✓ изменившаяся общественная ситуация пореформенной поры в России;
✓ крах помещичьего землевладения;
✓ развитие буржуазных отношений;
✓ изменение характера духовных исканий передовых людей России;
✓ раскрытие проблемы семьи и брака, положения женщины в обществе.
Это осуществляется следующим образом:
✓ через трагедию главной героини – Анны Карениной;
✓ в чертах прочих персонажей – Каренина, Вронского, Левина.
Художественный замысел автора выражается через образ главной героини:
✓ это тип замужней женщины из высшего общества, которая потеряла себя и в водовороте жизни, и в тисках общества;
✓ обнаруживает некоторые свойства русской женщины данной эпохи: стремление к свободе, поиск любви, душевные силы, внешнее и внутреннее обаяние;
✓ портрет героини помогает выражению и раскрытию этих свойств и содержит в себе такие внешние и внутренние черты, как живость взгляда, улыбки, избыток чувств, страсти, легкость походки, энергичность и одновременно нежность движения, богатство натуры, интенсивность внутренней жизни, отзывчивость, чуткость, непосредственность в выражении чувств, широта интересов, образованность;
✓ передаче трагедии русской женщины способствуют показ семейной жизни героини, а также внешнего и внутреннего облика ее мужа — Каренина;
✓ нравственная сторона романа раскрывается в любви Анны к молодому красавцу Вронскому, описываются ее переживания, нравственные томления, которые усиливает непритворное понимание своего долга и обязанностей замужней женщины и материнские чувства и любовь к сыну;
✓ через трагическую любовь раскрывается богатство и глубина натуры главной героини, которая, презрев требования и условности среды и света, уходит к Вронскому;
✓ свет и героиня противопоставлены друг другу, и парадоксальность этого противопоставления заключается в том, что общество, имея тяжкие пороки, закаменев в разврате, обвиняет Анну в тех же грехах, а Анна, совершая, на первый взгляд, безнравственные поступки, обладает широтой и глубиной души и высокой внутренней нравственностью, и чувственное влечение сталкивается с внутренним благородством ее души;
✓ гибель героини показана с огромной художественной силой, а паровоз, под колесами которого погибает Анна, соотносится с ее мужем, пытавшимся долгое время подавить, “задавить” ее натуру, и становится символом общества, также давящего на человека и требующего от него лицемерия и соблюдения внешних форм приличия и законов, по которым оно существует.
Красной нитью через все творчество Толстого проходит тема духовных исканий героев. В романе “Анна Каренина” эта тема раскрывается:
✓ через описание нравственных и духовных поисков главной героини -Анны Карениной;
✓ жизненную историю и духовное становление другого героя – Константина Левина, в которое входит:
• протест против лицемерия светской жизни, а также против буржуазных порядков, установившихся в стране;
• правильное, человечное отношение к крестьянам, уважение народа;
• любовь к труду;
• поиск ответов на важнейшие философские и жизненные вопросы о жизни и смерти;
• стремление к нравственному совершенствованию как единственному закону правильной жизни (ведущая идея творчества и мировоззрения Толстого).
2. Своеобразие романа “Анна Каренина”
Художественное своеобразие романа составляют:
✓ глубокий психологизм, анализ личностей, характеров героев и среды, в которой они существуют;
✓ мастерское создание любовной линии и подчинение ее главным идеям и художественному замыслу романа;
✓ связывание судеб центральных героев, что и определило следующие особенности романа:
• многоплановость;
• сложность и стройность композиции;
• основа архитектоники романа на “внутренней связи”, а не на фабуле и не на отношениях лиц;
✓ связывание единой авторской мыслью проблем романа и его сюжетных линий;
✓ своеобразие жанра, который определяется как монументальный роман-трагедия, что выражается через следующие особенности произведения:
• драматизм духовных исканий героев;
• трагизм некоторых судеб.
Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/analiz_romana_anna_karenina_konspekt_lekcii/64-1-0-2253
Анализ романа “Анна Каренина” Л. Толстого
Роман «Анна Каренина» одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую очередь произведение можно охарактеризовать как семейный роман. В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения.
В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают их внутренний мир, развитие их личности. Поэтому роман может характеризоваться и как психологический и социальный. Все слои органично вписываются в канву сюжета.
Такая многоплановость также показывает черты романа-эпопеи, характерные и другим произведения Льва Толстого.
Роман пропитан духом своего времени. Читатель попадает на балы и светские салоны, знакомится с делами высокопоставленных лиц и чиновников, встречает идеи и вопросы, волновавшие общество. В романе также описывается жизнь простых крестьян и рабочих.
Роман построен на двух основных линиях – обличения светской и буржуазной жизни и культуры общества того времени( раскрытой через историю Анны, Каренина и Вронского) а также изображения патриархально – усадебного уклада жизни(история Левина и Кити).
<\p>
Главной идеей романа стала «мысль семейная». На примерах судеб своих героев Толстой показывает примеры счастья и несчастья в семье и браке.
Проблематика произведения – это вопросы о браке, любви и семье, рассматривает в связи с самыми разнообразными сторонами современной героям действительности, времени ,когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.
И все же в первую очередь роман захватывает своим сюжетом, историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Толстой тонко и точно описывает нам характеры героев.
По ходу произведения каждый персонаж не только раскрывает свой характер, но и меняется,развивается. Автор преподносит читателю множество своеобразных средств и приемов, таких как «внутренний монолог» и « психологический комментарий».
С их помощью удается с особенной глубиной раскрыть внутренний мир героев.
Тема романа – это не только семейные отношения, но и множество общественных, социальных и философских вопросов. Роман « Анна Каренина» давно признан классикой русской литературы.
Великий автор сумел соединить в романе множество судеб, сохранив при этом композиционную и художественную целостность, с тонкостью искусного психолога передать драматизм судеб героев, их переживаний и конфликтов.
Характеристика образа Анны Карениной<\p>
Образ Алексея Александровича Каренина (в сравнении с Вронским)
Характеристика и образ А. Вронского из романа Л. Толстого “Анна Каренина”
Характеристика Левина из романа “Анна Каренина”
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=12
Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Никонов С. С. Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13369/ (дата обращения: 25.03.2019).
Встатье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что две сюжетные линии романа показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и любят по-разному.
Несмотря на изначально сходное запутанное положение, герои приходят к своим концам: Анна к физической гибели, а Левин к духовному перерождению.<\p>
Ключевые слова: Л. Н.
Толстой, роман, «Анна Каренина», сравнение, Анна Каренина, Константин Левин, жизненный путь, философия писателя<\p>
В романе «Анна Каренина» тема страсти, любви и брака переплетается с социальными проблемами, исход которой, представлен двумя параллельно протекающими сюжетными линиями.
В обеих сюжетных линиях показана путаница семейных отношений, ведущими героями которых, являются Анна Каренина и Константин Левин. Оба персонажа находятся в положении запутанности и неопределенности, из-за двух сил, которые враждуют между собой — внешний закон общественного мнения и внутренний (нравственный) закон добра.
Происходит выбор жизненного пути, и герои приходят либо к духовному тупику (Анна), либо к духовному возрождению (Левин). Всю эту идею романа можно обобщить термином самого Л. Н. Толстого «мысль семейная», которое придает роману, по мнению известного литературоведа Э. Г. Бабаева, «широкое дыхание» [1, с. 7].
<\p>
Анна и Левин практически не знают друг друга, но они во многом сходны между собой: общественным положением, отношением к своей среде и общим мировосприятием.<\p>
Оба героя принадлежат к культурному слою русского дворянства, с которым находятся в конфликтных отношениях.
Анну, прежде всего, отталкивает от общества, чуждая ее натуре ложь человеческих отношений: «кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость» [1, с. 807].
Петербургский кружок графини Лидии Ивановны, становится для Анны (после поездки в Москву) невыносим: «Ей показалось, что и она и все они притворяются, и ей стало так скучно и неловко в этом обществе, что она сколько возможно менее ездила к графине Лидии Ивановне» [1, с. 166]. Левин тоже видит в своем обществе ложь человеческих отношений и не удовлетворен им.
Разлад социальных отношений становится преградой для его общего дела, которое стоит у Левина на первом месте. Даже любовь крестьян не удовлетворяет его, он знает, что их интересы «им не только чужды и непонятны, но фатально противоположны их самым справедливым интересам» [1, с. 387].
Внутренние мысли Левина конфликтуют с его внешней средой: «Он был в мучительном разладе с самим собою и напрягал все душевные силы, чтобы выйти из него» [1, с. 905].<\p>
Оба персонажа — это люди в поиске. Анна ищет настоящей любви, которая отсутствует в ее жизни с Карениным, а Левин — правды социальных отношений для его душевной гармонии.
<\p>
Любовь Анны проявляется как опасная, злая и неконтролируемая стихия страсти. Эта «страшная буря» [1, с. 138] на станции Бологое, в котором приходит к Анне всепоглощающее чувство к Вронскому, кажется ей прекрасным, это было «то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком» [1, с. 139]. Любовь Анны к Вронскому уподобляется чувству голодного человека, которому дали поесть.
Она любит его, но так, «как может любить женщина, для которой любовь перевесила все блага в жизни» [1, с. 429]. На нее обрушивается одна животная страсть, сильное, дикое и всепоглощающее чувство, которое губит ее наравне с законом, религией и общественным мнением того времени.
Жизнь Анны наполняется, отторгающей ею же, ложью, а ее нежная, удивительная и преданная натура подавляется чувствами боли, пыток и страданий, которых приносит ей любовь к Вронскому.
Анна испытывает ревность и ненависть к нему, а также ощущает, «что рядом с любовью, которая связывала их, установился между ними злой дух какой-то борьбы, которого она не могла изгнать ни из его, ни, еще менее, из своего сердца» [1, с. 814]. Она чувствует, что в ее душе рождается «неопределенный гнев и потребность мести» [1, с.
874], а затем — мысль о собственной смерти: «И смерть, как единственное средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу в той борьбе, которую поселившийся в ее сердце злой дух вел с ним, ясно и живо представилась ей» [1, с. 863]. Трагедия Анны — это результат противоборства двух начал, свойственные природе человека, — физического и духовного.
Героиня подавила свое чувство совести и стыда, свое духовное, дав возможность вырваться физическому началу.<\p>
Жизненные ситуации Анны и Левина ведут к трагедии, но если Анна терпит поражение во внутренней борьбе, то Левин преодолевает себя и приходит к возрождению.
<\p>
Левин, занимаясь домашним хозяйством и исполняя роль барина, осознает, что обманывает себя: «То хозяйство, которое он вел, стало ему не только не интересно, но отвратительно, и он не мог больше им заниматься» [1, с. 387].
Несмотря на счастливо сложившуюся личную жизнь с Кити Щербацкой, его тоже посещают мысли о самоубийстве: он прятал шнурок, чтобы не повеситься на нем и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться.
Перемена в Левине случается во время обычного, бытового разговора со своим подавальщиком Федором: «При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти, и все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом» [1, с. 912].
«Он чувствовал в своей душе что-то новое и с наслаждением ощупывал это новое, не зная еще, что это такое» [1, с. 913] — эта перемена произошла благодаря его чувству, а не разуму и это невероятное чувство, открытое им, «незаметно вошло страданиями и твердо засело в душе» [1, с. 936].
Левин пытался познать смысл жизни через умственные усилия, через разум, которое приносило ему лишь страдание и чувство отчаяния, а надо было лишь прислушаться к себе, к своим чувствам, чтобы понять: «жить для Бога, жить для души» [1, с. 915]. Победа духовного начала в личности Левина, приводит его к возрождению.
Законы добра, любви и правды открылись ему благодаря приближению к труду простого народа, к народному сознанию и к Богу. Роман заканчивается его словами: «…вся моя жизнь… каждая минута ее… имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!» [1, с. 936].
<\p>
В момент рождения ребенка, человек переживает духовную работу, он перешагивает свою прежнюю личность, переходит на другой душевный уровень. И это явление, мы наблюдаем с Левиным, когда Кити рожает ему сына. Он испытывает мучительный страх, который подавляет обыденную радость и чувство счастья: «что он испытывал к этому маленькому существу, было совсем не то, что он ожидал.
Ничего весёлого и радостного не было в этом чувстве; напротив, это был новый мучительный страх… страх за то, чтобы не пострадало это беспомощное существо» [1, с. 827]. Во время родов Кити он вспоминает своего брата Николая, на смертном одре, которое происходило год назад, и эти роды, в восприятии Левина, подобны смерти в своем соприкосновении с великим и вечным.
Существует особая связь тайны рождения с тайной смерти: «Но то было горе, — это была радость» [1, с. 821]. В романе смерть выступает как рождение в новую жизнь, и в этом заключается концепт жизни и смерти Л. Н. Толстого.<\p>
Другим важным моментом, когда человек переживает духовную работу и перешагивает свою прежнюю личность, является вступление в брак. Для Л. Н.
Толстого брак выступает как самое важное, мудрое и трудное дело жизни, которое совершается на небесах, дается обещание и клятва Богу. Левин размышляет: «Я ничего не открыл. Я только узнал то, что я знаю. Я понял ту силу, которая … теперь дает мне жизнь. Я освободился от обмана, я узнал хозяина» [1, с. 915], под «хозяином» он подразумевает Бога.
Духовная связь, нажитое годами между мужем и женой, связывает, не отпускает супругов друг от друга, это показывает сцена, где Анна лежит в послеродовой горячке и одновременно одной рукой держит руку Каренина, а другой отталкивает его от себя. Писатель показывает, что гармония в семье Левиных приходит через преодоление множество преград и сложностей, особенно ярко подчеркивая начальный этап их семьи, где о Левине говорится: «Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал… он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал… он испытывал то, что испытал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку» [1, с. 561]. И лишь преодоление душевных преград и бытовых сложностей, приводит его к родству душ с Кити, когда он и она сливаются в единое целое: «он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он… она была он сам» [1, с. 564].<\p>
Идиллия в семье Левиных, показанное писателем, является результатом духовного возрождения героя, которое приходит к нему через испытания: рождение ребенка, смерть близкого человека (брата Николая Левина) и брак с Кити. Эти этапы, когда человек встречается с рождением, браком и смертью, являются решающими для человеческой судьбы, они заставляют человека испытать сложную духовную работу, переосмыслить свою жизнь и ощутить присутствие в себе духовной силы, приближающей его к постижению Бога и истины жизни.<\p>
Прием антитезы, использованный Л. Н. Толстым, является основополагающим для построения образов и сюжетных поворотов романа, наравне с его философией и автобиографичным началом. Две сюжетные линии показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и любят по-разному. Несмотря на изначально сходное запутанное положение, герои приходят к своим концам: Анна к физической гибели, а Левин к духовному перерождению. Таким образом, Л. Н. Толстой показывает, в своем романе, лишённый нравственного единства раздробленный мир, в котором царит хаос добра и зла, жизни и смерти, духовного и физического…<\p>
Литература:<\p>
- Толстой Л. Н. Анна Каренина. — 978–5-699–65467–3. — М.: Эксмо, 2014. — 961 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Анна, сходное запутанное положение, прежняя личность, общественное мнение, злой дух, жизненный путь, духовное перерождение, духовная работа, всепоглощающее чувство, физическая гибель.
Духовная культура как элемент духовной жизни, общественных, духовных отношений…
Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности.
Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход молодых людей от…
Душа, по мнению Фомы Аквинского, это форма человеческого тела, принцип
Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.
Иначе говоря, нематериальное сознание управляет реальным физическим телом.
На Востоке «…и в общественной жизни, и в мышлении, и в искусстве все служило
Что же, по мнению философа, мешало России следовать этим путем?
. Наиболее полно утопические взгляды В.С. Соловьева представлены в его работе “Духовные основы жизни” (СПб., 1890).
Другие идут за этими духовными руководителями именно потому, что чувствуют непреодолимую силу их собственного внутреннего духа, который противостоит им.
Но стоит чувству этому немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в…
Зло по-христиански – лишь духовная пустота, зона отсутствия света и добра, его вселенская тень.
Страдание рассматривается как путь к очищению и преображению личности [4]. Если
«Пустынное учение» – спасительная альтернатива во всепоглощающем царстве Антихриста.
Психологические ресурсы духовности в ряде работ рассматриваются в контексте духовных способностей.
Согласно формулировки Всемирной организации здоровья, здоровье — это состояние полного физического, духовного и.
…жизненных решений, выбора жизненных приоритетов, организации своей жизни и т. п. Общественная свобода гражданина — права человека в обществе и государстве, регулируемая законами.;Духовная свобода личности — христианское понимание свободы духа…
В конце 50-х гг. большая часть молодых людей из среды интеллигенции, разочаровавшись в прежних иллюзиях о возможности сотрудничества с властью, готовой пойти на уступки, пошла по пути
4. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения.
Выделяют смерть физическую как распад тела, смерть психическую как разрушение
Выбирая профессию, индивид планирует свой профессиональный путь и в целом всю свою жизнь.
Жизненные стратегии изучались с помощью методик: опросник «Трудная жизненная…
Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13369/
Анализ «Анны Карениной» – параллелизм в композиции романа
Анализ «Анны Карениной» – параллелизм в композиции романа
«Анна Каренина» начинается фразой, которая является психологическим ключом произведения:«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Пафос романа состоит не в утверждении духовного единства между членами семьи, а в исследовании разрушения семей и человеческих взаимоотношениях.
Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар:Анна + КаренинДолли + ОблонскийКитти + Левин
Во всех случаях автор так и не находит ответа на волнующие его вопросы: как живет человек в семье и в обществе, можно ли ограничиться только рамками семьи? В чем секрет человеческого счастья?
Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж – Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи.
Долли решила сохранить семью и обман продолжается.
Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное – нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали.
Во внешне гармоничной семье Левина и Китти тоже нет счастья, хотя она и построена на взаимной любви. Замкнутый мир брака не дает Левину ощутить полноту жизни ответы на вопросы о смысле бытия.
Не случайно в романе появляется образ поезда, ставший символом всей эпохи, которая неуклонно двигается на человека, угрожая его существованию.
Поэтому семейная трагедия Анны Карениной – это закономерное отражение духовных и социальных противоречий времени.
В романе есть и другие семейные истории: матери Вронского, княжны Бетси и т.д. Но не в одной нет «простоты и правды». Фальшивой жизни аристократов противопоставляется жизнь народа, где еще сохранились настоящие ценности.
Семья крестьянина Ивана Парменова живет намного счастливее богачей. Но, как замечает Левин, духовное разрушение проникло и в народную среду. Он наблюдает обман, хитрость, лицемерие среди крестьян.
Все общество захвачено внутренней духовной гнилью, нарушены важнейшие моральные принципы, что приводит к драматичной развязке.
Особенность композиции романа в том, что в центре него – две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа.
Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга.
Эта связь помогает автору продемонстрировать ненатуральность, фальшивость человеческой жизни.
Помимо анализа романа Толстого «Анна Каренина» смотрите также:
По произведению: «Анна Каренина»
По писателю: Толстой Лев Николаевич
Источник: https://goldlit.ru/tolstoy/26-analiz-anna-karenina