Крестьянская доля в поэме «кому на руси жить хорошо»

Тяжелая крестьянская доля в поэме Некрасова

Сочинения › Некрасов Н.А. › Кому на Руси жить хорошо

Готовые Домашние Задания

“Кому на Руси жить хорошо” — поэма-эпопея. В центре ее — изображение пореформенной России.

Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь.

Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта.

Главная проблема означена в самом заглавии произведения: “Кому на Руси жить хорошо” — проблема народного счастья.

Обратите внимание

Поэма и начинается с вопроса: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай”. Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой “освободили” крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Мотив голодной жизни крестьянства, которого “тоска-беда измучила”, звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым “Голодная”. Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово.

В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. “Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!” Как и прежде, крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.

Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием.

В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство.

Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”, но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского “праведника”. Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет.

Важно

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда люди выбрали его на эту должность.

Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально.

Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта.

Однако лишь в главе “Савелий — богатырь святорусский” крестьянский протест выливается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, “богатырь святорусский”, Яким Нагой, чье поведение свидетельствует о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить “искру сокрытую” могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать подымается — Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Крестьянская тема в произведении неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья.

В этой связи можно вспомнить и “счастливую” крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину, прозванную за особое везение “губернаторшею”, и людей холопского звания, например “холопа примерного, Якова верного”, который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы “Последыш”, которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Сочинения по теме:

  • Праздный образ жизни помещиков в поэме Некрасова. сочинение
  • Правдивая история жизни в поэме Некрасова. сочинение
  • Почему неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие обедняет всех крестьян. сочинение
  • Образ русских людей в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочинение

Источник: http://1soch.ru/nekrasov-na/komu-na-rusi-jit-horosho/tyajelaya-krestyanskaya-dolya-v-poeme-nekrasova

Тяжелая доля крестьянки по поэме Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А.)

Поэма Н. А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава “Крестьянка” посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в родительском доме, она не знала бед. Однако такая жизнь закончилась, когда она вышла замуж. В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Совет

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка – ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи. Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются.

Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги. Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идет в город и дает взятку швейцару взятку, чтобы он ее пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в “Бабьей притче”, где она говорит “ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого”.

Образ Матрены – это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение. Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/tyazhelaya-dolya-krestyanki-po-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho-nekrasov-n-a/

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право.  В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”, кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос.

В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути.

Обратите внимание

В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков – алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты.

Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения.

Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия – святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость.

Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой.

Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Важно

Благодаря путешествию семерых крестьян автор раскрывает суть жизни не только крестьянства, но и купечества, дворянства и духовенства. При этом главной точкой внимания все же являются крестьяне.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности.  ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушкуПохож он: шея бурая,Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо…

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть.

Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ – это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим.

Читайте также:  Кратчайшее содержание стихотворения «русь» для читательского дневника (н.а. некрасов)

Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

Совет

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью.

Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными.

Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина.

Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом.

Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Обратите внимание

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

  • Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом
  • Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита БулгаковаЛевий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.
  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками
  • Сочинение Почему я хочу стать учителемКогда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей – мои сводные братья и сестры.
  • Образ и характеристика князя Василия Курагина в романе Война и мир Толстого сочинениеРоман Толстого «Война и мир» является выдающимся произведением, которое стало классикой мировой литературы. Роман наполнен множеством событий и персонажей, которых, кстати, больше 500

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obrazy-krestyan-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Народное счастье в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной.

Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей.

И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Важно

Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

… Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие,

Прошли по ней – сломалися…

… Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой.

И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы.

Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное».

Совет

Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу».

И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения.

Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог.

Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Источник: https://globuss24.ru/doc/narodnoe-scaste-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zit-horoso

Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Оригинальный стих поэмы.

2. Нищенская жизнь деревни.

4. Глава «Последыш» и ее значение.

5. Призыв не смиряться с эксплуатацией, вера в будущее народа.

Н. А. Некрасов как поэт не повторим и не забываем, богатства его творчества невозможно недооценить. Его темы и стиль как будто вышли из народной жизни. Его поэзия, сказовая, песенная, — то величавая, то страстная, боевая, но всегда народная.

https://www.youtube.com/watch?v=9EfcOwgjO-E

Высший образец его творчества — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поэма целиком и полностью пронизана фольклорными образами, эпитетами, метафорами. Некрасов даже пользуется образной системой былинного склада.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма прост: семеро мужиков из соседних деревень захотели узнать ответ на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?»; есть ли где-нибудь на их родной земле губерния, где обходятся без избиений крестьян, где нет рабского унизительного труда.

В поэме мы видим картины из жизни всех социальных слоев: от богачей до бедняков, от помещиков до крестьян.

Обратите внимание

Некрасов описал сложное время в жизни России, происходило нарастание народного недовольства своей участью.

В 1861 году было отменено крепостное право, но «свобода» эта оказалась ложной, крестьяне не получили ни земли, ни воли. Рабство осталось, одни формы эксплуатации сменились другими. «Трещит крестьянский пуп», — писал Некрасов.

Судьба России и крестьянства очень волнует семерых му-жиков-правдоискателей. Они хотят найти счастье, поэтому и пустились в путь по России со своей сказочной скатертью-самобранкой.

Долгий предстоит им путь. Множество людей встретят они на нем.

Это и хлебопашцы-крестьяне, и поп, и помещик, и гвардейцы, попадаются им и дворовые люди, и солдаты, и питерские мастеровые, и барин-разночинец, собирающий фольклор.

И все они повествуют о себе, о своей жизни. Очень постепенно, страница за страницей раскрывается в поэме тема народного горя-несчастия, убогого существования деревни.

Редко кто из встреченных людей признается странников в своем счастье. Так, сельский поп не находит себя счастливым. Он сам полностью зависит от благосостояния своей паствы, от крестьянского урожая или неурожая. Совестливый поп знает, что доходы крестьян таковы, что ему тошно брать даже воздаяние за требу — на душе тяжело, руки дрожат: «С таких трудов копейками живиться тяжело».

Читайте также:  Топ-7 книг про оборотней

Другой поп плачется «начальнику»: У нас народ – все голь да пьянь. За свадебку, за исповедь. Должают по годам. Несут гроши последние В кабак! А благочинному Одни грехи тащат!

Помещики тоже, оказывается, недовольны «великой реформой царя-освободителя». Раньше им жилось счастливо, вольготно. А теперь осиротела земля после того, как старые устои сельской жизни оказались разрушенными:

Важно

Поля – не доработаны, Посевы – не досеяны, Порядку пет следа! О матушка! О родина! Не о себе печалимся.

Тебя, родная, жаль.

Другой помещик, «последыш» князь Утятин, вообще не поверил, что наступили новые порядки и крепостные уже свободны, и его сыновья утоворили мужиков сохранить все крепостные отношения до его смерти.

Глава «Последыш» по смысловой значимости и художественной реалистичности является одной из самых лучших в поэме. Фигура помещика-самодура и образы крестьян — подставного бурмистра Клима Лавина, Власа, бунтаря Ага-па Петрова, лакея Ипата и других — чрезвычайно выразительны и колоритны.

Богатый вельможа, князь Утятин, по-старому командует крестьянами, изображает строгого властителя, хотя крестьяне и земля ему уже не принадлежат.

Но трагедия здесь не в самом помещике Утятине, а в людском отношении к «представлению».

Почти все крестьяне, задобренные посулами наследников князя, сами соглашаются скрывать правду до смерти старика и, по существу, продолжают мириться со старой помещичьей неволей.

Князь Утятин, старый самодур, отдает одно приказание за другим, одно другого нелепее и глупее. Эта игра заходит далеко, для всех началась безобразная и нелепая двойная жизнь.

Старые порядки вроде бы отменены, а на самом деле они существуют и дряхлый князь по-прежне-му грозен и привередлив, он не понимает своего нелепого положения. Но ужасно, что с ним мирятся теперь свободные люди.

Совет

Более того, убедившись в непоколебимости прежних отношений, князь стал еще капризнее и вреднее.

Его мужики не успели осознать, что свободны, как снова оказались в кабале. Изжитые деспотические порядки возрождаются вновь, но воспринимаются они уже как фарс. Мужики втихаря смеются над барином, издеваются над ним, но не смеют перечить и кланяются барину по-прежне-му, льстят ему и угодничают перед ним.

Но не все примирились с двойной жизнью при помещике Утятине. Нашлись и те, кто не захотел играть в унизительную игру.

Aгап Петров не вынес глумлений Последыша и балагурства бурмистра, взбунтовался, обругал угодничавших перед князем «подонками» и рассказал правду. Агапа приговорили к наказанию розгами, хотя, конечно, его никто бить не собирался.

Но не выдержал он унижения, его человеческое достоинство было оскорблено. Он умер, не дождавшись «экзекуции».

В поэме предстает целая галерея образов крестьян — прощелыг и праведников, бунтарей и страстотерпцев, рабов и разбойников.

Это и Яким Нагой, и Ермила Гирин, и Саве-лий-богатырь, и Кудеяр, и «холоп примерный» Яков верный, и, наконец, Матрена Тимофеевна Корчагина, сильная русская женщина.

Некрасов много писал о героической жизни русской женщины, жены и матери, о ее самоотверженности и самоотречении. Доли ее «вряд ли труднее сыскать». Но, несмотря на все, Матрена Тимофеевна выдержала, не сломалась, не опустила рук.

Лишь на одну черту русского народа негодует Некрасов. Это его долготерпивость, покорность. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» — говорит поэт к бурлаку в стихотворении «На Волге».

Во многих произведениях, в том числе и в поэме «Ком)' на Руси жить хорошо», присутствует призыв к народу прекратить издевательства над собой, восстать и обрести счастье. «Пир-на-весь мир», глава из последней части поэмы, по мнению критиков, — это уже почти прямой призыв к революции. В доказательство этому заявлению служат следующие строки из поэмы:

Рать поднимается – Неисчислимая, Сила в ней скажется – Несокрушимая!

Вся гениальная поэма Некрасова — точное, правдивое изображение не только всех слоев русского общества, но и чаяний простого народа. Некрасов стремился к народности образов, языка, структуры поэмы. Ведь сама матушка Русь — «…и убогая, и обильная, и забитая, и всесильная» — главный герой поэта.

Источник: http://historylib.net/izobrazhenie-obraza-rossii-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Жизнь народа – жестокое отражение действительности в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности:

Некрасов показывает Россию как бы с двух сторон. Он осуждает нищую, забитую, голодную страну. Но, с другой стороны, у этой страны есть хозяин земли, он внутренне и духовно богат, его нельзя ни убить, ни закабалить. Это простой русский народ.

В убогой и забитой стране, так же убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки, которые привыкли жить под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. Они даже не допускают мысли, что возможна другая, человеческая жизнь – без издевательства.

Лакей князя Утятина – Ипат с умилением говорит:

Обратите внимание

Лакей князя Переметьева тоже не имеет чувства собственного достоинства. Он относит себя к счастливчикам, с гордостью говорит:

Он счастлив от того, что заболел той же болезнью, что и господин:

Но в поэме, как и в жизни, основная масса крестьянства состоит из истинно русских мужиков, которые стремятся к свободе, к освобождению от барского гнета. Издевательства барина не может больше терпеть «холоп примерный – Яков верный». Он всю свою жизнь только и делал, что своего «барина холил, берег, ублажал». Но всему бывает предел.

Яков мстит барину своей же собственной смертью, когда тот отправляет в солдаты любимого племянника Якова, польстившийся на его невесту. Только таким образом Яков смог выразить свой протест.

Даже среди забитых крестьян, которые ради обещанных лугов согласились подыграть сыну умирающего князя, выдавая себя за крепостных, были и такие, в ком пробудилось чувство собственного достоинства, в их словах слышится явный протест.

Агап Петров говорит в лицо князю Утятину гневные слова:

Особенно ярко отражено пробуждающееся сознание крестьянских масс в образе Якима Нагого. Он страстно говорит, что мужик на Руси – это настоящий богатырь. Ему приходится кормить и одевать всю страну, а самому прозябать в голоде, нищете, нужде. Он уверен, что русский мужик готов выплеснуть свою ненависть и гнев, выразить открытый протест, поднять революционную бурю.

Но Яким не знает как нужно добиваться лучшей жизни, поэтому и глушит свою боль в вине. Главные виновники его страданий и страданий народа – это «три дольщика: Бог, царь и господин!» – считает он.

К другим людям, которые побороли в себе страх перед властью господ, относятся те, кто борется за счастье народное. Это Ермил Гирин. Он справедливый и честный человек. За это его уважал и любил народ. Ермил Гирин благодаря помощи крестьян смог отстоять мельницу. Этот поступок говорит о том, что только совместная борьба крестьян может улучшить их существование.

Тяжелой и бесправной показана судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она была рабой в семье своего мужа. Сколько страданий вынесла она:

Важно

Вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот ее женская доля. И все же Матрену называют счастливой, потому что она, несмотря на рабство и произвол, сумела отстоять свое человеческое достоинство.

Центральное место в поэме отводится Савелию – «богатырю святорусскому». Он обладает огромной силой, он будто создан для революционной борьбы. Савелий не смог смириться со своей судьбой, с вечными издевательствами, унижениями.

Вместе со своим товарищем он убивает управляющего, за что попадает на двадцать лет на каторгу. Эти годы не сломили дух русского богатыря: «Клейменый, да не раб!» Он ясно понимает, что свободу можно добыть не смирением, а топором.

Савелий больше не верит в божью помощь и доброго царя: « высоко бог, далеко царь» – говорит он.

Гриша Добросклонов – это народный герой, который знает, что его ждет впереди:

Это не пугает его, он уверен, что после тяжелой борьбы наступит освобождение, счастливое время:

Добросклонов знает точно – народ встанет на борьбу за свое счастье:

Его называют настоящим счастливцем, потому что он знает, за что борется, в этом заключается смысл всей его жизни.

Не перевелись на Руси такие люди, а это значит, скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

Источник: http://resoch.ru/zhizn-naroda-zhestokoe-otrazhenie-dejstvitelnosti-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образы крестьян в поэме “Кому на руси жить хорошо”

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по­ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странни­ков, путешествующих по стране в поисках счастливцев.

Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любозна­тельность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя.

Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчер­кивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям.

Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай,мужики без колеба­ний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Рас­крытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купече­ства, духовенства, дворянства. Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеев­ны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, напри­мер, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян дерев­ни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Совет

Яким понимает, что крестьянство – великая сила; он горд своей при­надлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова.

А все вином кончается.

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения – необходи­мость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

Другой образ русского крестьянина – это Ермила Гирин. Автор наде­ляет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважа­ют его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил.

Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, – отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, – Ерми­ла мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидар­ность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне – это богаты­ри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Не­смотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств.

Читайте также:  Может ли трусость тормозить развитие личности?

Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глу­боко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размыш­ляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетен­ное состояние.

Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

Обратите внимание

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”.

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья. Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и му­жики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня – душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими.

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырс­кого характера русского крестьянства.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворо­вых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое досто­инство.

Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незна­чительную власть от помещика.

Крестьяне ненавидят этих рабов-холо­пов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как рели­гиозность. Это способ уйти от действительности. Бог – высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога – это надежда на лучшую жизнь.

Важно

Итак, Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это – сила, с которой надо счи­таться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Источник: https://schoolessay.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Многоликий крестьянский мир в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – Сочинение

Многоликий крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Представляя в своём развёрнутом ответе авторскую позицию, пока­жите, что крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» многолик и разнообразен.

В основе сюжета — путешествие се­мерых временнообязанных мужиков, сквозных героев, отправившихся в поход за счастьем.

Правдоискательство всегда было в крови у русского народа, и опыт таких духовных поисков характерен для национального менталитета.

Выражая читательскую точку зрения, отметьте, что писатель, изо­бражая народный мир, не идеализирует характер русского мужика.

Неоднородность крестьянской среды определяется, с одной стороны, противоречивостью общественной жизни, с другой — натурами героев, совмещающих в себе доброту и жестокость, справедливость и готовность к обману, совестливость и возможность преступить закон, долготерпение и активный протест против притеснений и гнёта.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите разнообразные народные типы, представленные в некрасов­ской поэме. Это и крестьяне-философы (Яким Нагой), и крестьяне-пра­ведники (Ермило Гирин), народные заступники (Гриша Добросклонов), грешники (Глеб), рабы (Яков «верный, холоп примерный», Ипат, Клим Лавин) и богатыри, бунтари (Савелий, Матрёна Тимофеевна).

Вспомните, что рабский дух был передан с молоком матери Якову «верному, холопу примерному», дворовым людям Последыша. Вино ста­новится источником нравственного порабощения народа:

У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная —

Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

Л всё вином кончается.

Подчеркните, что Яким Нагой, мужичий «философ», определяет извечные противоречия народного духа: большой духовный потенциал и невежество, вопиющее пьянство. Но есть в поэме крестьяне, которые сумели сохранить внутреннюю свободу, не сломаться под бременем ве­кового гнёта.

«Клеймёный, да не раб!» — приговаривает с гордостью «бо­гатырь святорусский» Савелий — мудрец и бунтарь, отбывший каторгу за убийство управляющего.

Совет

И хоть «не дело между бабами счастливую искать», образ Матрёны Тимофеевны — труженицы, матери, солдатки — убеждает нас в том, что она более всего достойна счастья.

Расскажите, что мерилом праведничества становится борьба за соб­ственное счастье как первый шаг к его достижению. Обращается Ермило Гирин, сражающийся с купцом Алтынниковым за «сиротскую мельницу», к миру с просьбой о помощи, и побеждает мир врага. Освобождает разбой­ник Кудеяр народ от жестокого пана Глуховского, и ему даруется небесное прощение.

Отметьте, что библейский образ сеятеля, бросающего семена на бла­годатную почву — душу русского народа — воплощён в Грише Добросклонове. Это тип «всемирно болеющего человека», который станет во главе рати и дарует всем свет и свободу. Конечно, многое здесь от надежды, меч­ты, но они имеют реальную опору:

В рабстве спасённое Сердце свободное —

Золото, золото Сердце народное!

В своём ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как эпическая поэма, система образов, сюжетно-композиционная орга­низация, авторская позиция, фольклорные мотивы, литературный тип, характер, образ.

Подчеркните многообразие коллективных и индивидуальных черт на­ционального характера, воплощённых Н.А. Некрасовым в крестьянских типах поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Источник: http://Sochineniye.ru/mnogolikij-krestyanskij-mir-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho/

Готовые школьные сочинения

июня 24 2014

Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А.Некрасов продолжает развивать ведущую тему своего творчества — тему женской доли. Поэт в своем произведении созда­ет обобщающие картины народной жизни пореформен­ной России и с горечью показывает, как по-прежнему беспросветна судьба народа.

Разорение помещичьих хозяйств привело к крайней степени оскудения крестьянских семей: Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные… В России после отмены крепостного права развивал­ся отходный промысел,’большая часть мужчин уходила на заработки в города.

На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть труда на земле, по и ответствен­ность за судьбу семьи, за воспитание детей. В главе «Крестьянка» Некрасов прослеживает типич­ную историю русской женщины. Личная судьба Матре­ны Тимофеевны расширяется до общерусских пределов.

Героиня пережила все ситуации, в которых могла ока­заться русская женщина, многострадальная мать. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она себя чувствовала только до замужества: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья.

У героини было счастливое, беззаботное раннее дет­ство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Так к делу приобвыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Да еще счастье — попался добрый муж.

Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «по­стылым», терпеть побои до крови.

Только один раз в их жизни с Филиппом случилась нелепая ссора на глазах недоброй родии, и пришлось молодой женщине испы­тать унижение: Филипп Ильич прогневался… Да хлоп меня в висок! В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и не­счастья.

Обратите внимание

Филипп был печником, постоянно уезжал на заработ­ки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоян­ные разлуки.

all soch © 2005 Ей приходилось приспосабливаться к «сварливой» чужой семье: Что ни велят — работаю, Как ни бранят — молчу.

Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-зас­тупника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, герои­ня не находила поддержки.

От домогательств ее «бог миловал»: управляющий внезапно умер от холеры. Но впереди Матрену ждали новые испытания: не убе­регла судьба Демушку — первенца. В тот год был бога­тый урожай пшеницы.

Никто не щадил кормящих мате­рей. И Матрена с утра до ночи работала в поле, а сына вынуждена была оставлять со стариком Савелием. Тот недосмотрел за Демушкой, произошла трагедия. Муки Матрены усугубились тем, что ей пришлось пережить надругательство над телом погибшего сына.

Бесправную крестьянку власти обвинили в преднамеренном убий­стве собственного сына и в ее присутствии произвели вскрытие тела: Из тонкой из пеленочки Повыкатали Демушку И стали тело белое Терзать и пластовать.

Тут свету я невзвидела, — Металась и кричала я… Жизнь Матрены Тимофеевны была наполнена бес­конечным подневольным трудом и неустанной заботой о детях: Поешь — когда останется От старших да от деточек, Уснешь — когда больна…

Героиня рано осиротела, осталась без «великой обо-ронушки». В «бесхлебицу» она была похожа на голодную волчиц}’. Матрена чуть не стала жертвой суеверий. Свек­ровь «соседкам наплела», что Матрена «накликала беду». Муж спас героиню, а другую женщину «за то же самое убили насмерть кольями».

Важно

Вот так крестьянки гибли в неурожайные года. Матрене на своем веку пришлось вынести и публич­ное унижение: она легла под розги. Так мужественная женщина спасла от наказания своего маленького сына. Мальчик-подпасок не смог у голодной волчицы-матери отобрать овцу. В главе «Трудный год» автор повествует о том, как над Матреной нависла угроза стать солдаткой.

В то вре­мя крестьянин на царской службе должен был отбыть двадцать пять лет. Его семье грозило вымирание. Некра­сов в ярких красках показывает, какая доля ожидала рус­скую солдатку без мужа-заступника: Как жить самой? Как деточек Поить, кормить, растить?

Как справиться с убожеством? Куда обиду сбыть? Солдатке не от кого ждать помощи, ее участь неза­видна, а порой трагична. Матрене, как и другим русским женщинам, пришлось столкнуться с несправедливос­тью, с продажностью бурмистра.

Из семьи в армию уже забрали старшего сына, но правоту доказать невозмож­но, так как все начальники «задарены». Матрена спасла Филиппа от рекрутчины, ей посчастливилось: жена гу­бернатора оказалась доброй женщиной и помогла крес­тьянке добиться правды. Спасение мужа Матрены Тимо­феевны от армии — счастливое исключение из правил.

Героиня поведала странникам, что не миновали ее семью пожары и страшные эпидемии, прошли «обиды смертные, неотплаченные». Она сравнивает свою жизнь с судьбой загнанной лошади: Потуги лошадиные Несли мы; погуляла я, Как мерин в бороне!..

Некрасов с огромной силой сочувствия и сострада­ния описывает «долюшку женскую». Его сердце уязвле­но страданиями несчастных крестьянок.

Через индиви­дуальную судьбу Матрены Тимофеевны автор делает глу­бокие обобщения: русские женщины живут в постоян­ном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины.

Некрасов горячо верит в то, что душев­ные силы русской женщины неистребимы, в то, что она добьется истинного счастья, и ее золотое сердце осво­бодится от вечного рабства: В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Совет

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-zhenskoj-doli-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho-2/

Ссылка на основную публикацию