Анализ рассказа «куст сирени» (а.и. куприн)

Анализ рассказа Куст сирени Куприна

«Куст сирени» – рассказ Александра Ивановича Куприна, раскрывающий тему любви между мужем и женой.

Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели.

Образом любви, построенной на совместном преодолении житейских трудностей, пронизан рассказ: чувства Веры и Алмазова не угасают с течением времени, а становятся лишь глубже и прочнее.

В основе сюжета лежат взаимоотношения супружеской пары. Вера принимает участие во всем, что происходит с ее мужем. Она поддерживает его, старается оказать любую возможную помощь.

Обратите внимание

Николаю Евграфовичу с трудом дается учеба, и если не Вера он давно, как говорит писатель, отказался бы от получения образования. Но жена продолжает сохранять в нем бодрость духа.

Женщина во многом отказывает себе, чтобы создать для Алмазова хорошие условия для учебы.

Однажды Николай Ефграфович ставит пятно на чертеж, который рисовал всю ночь. Чтобы не переделывать трудоемкую работу, он маскирует его под участок, занятый кустами.

На экзамене Алмазову попадается педантичный профессор, который знает местность, отображенную Николаем Евграфовичем, досконально.

Он не принимает экзамен студента и хочет убедиться на следующий день в своей правоте, посетив участок местности с кустами.

Расстроенный Алмазов, рассказывает о случившемся Вере, которая искренне сочувствует мужу и переживает его неудачу, как свою личную. Обладая находчивостью, она очень быстро находит выход из сложившейся ситуации.

Вера закладывает все свои украшения и на вырученную сумму денег покупает у садовника кусты сирени. Вместе с мужем она садит их в то место, где у Алмазова случилось неудачное пятно.

Профессор, видя кусты, извиняется перед Николаем Евграфовичем, которому становится стыдно и неловко за свой обман.

Важно

Таким образом, тема любви и счастья становится центральной темой произведения. Любовь для главных героев – это не только чувство, но и большой труд. Вера заботится об Алмазове, он же в свою очередь дорожит ею.

Они поддерживают друг друга, решают трудные ситуации сообща.

Своим рассказом Куприн хочет показать, что любовь, так же как и счастье, строятся на доверии, на способности понять боль другого человека, на умении пожертвовать своими интересами ради близкого.

Анализ 2

Одним из ярких произведений А. Куприна является рассказ «Куст сирени». Речь в нём идёт о семье офицера и студента Академии Николая Алмазова. Главным героем произведения является сам Николай, а вот главный персонаж, на мой взгляд, это его жена Верочка. Почему она, становится понятно, когда муж попадает в затруднительную жизненную ситуацию.

Являясь студентом Академии, Николай не справляется с зачетным заданием и, на мгновение задремав, роняет кляксу на важный чертеж. Спеша исправить оплошность, мужчина рисует кусты на месте пятна, но его разоблачает экзаменатор, который хорошо знает местность. У главного героя опускаются руки, он испытывает давящее чувство стыда. И тут на помощь приходит верная и любящая супруга.

В самом начале рассказа из описания автора мы понимаем, что Верочка-это именно тот тип женщины, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. Эта хрупкая на первый взгляд особа является главной силой своего мужа-офицера.

Благодаря её поддержке, Николай с лёгкостью преодолевает трудности, которые преподносит жизнь. На фоне жены мужчина кажется каким-то слабым и жалким существом, которое по сути не оправдывает своего звания. Очевидно, что Вера не только сильнее, но и умнее мужа.

Она придумывает посадить ночью сирень на том месте, где по плану, начерченному мужем, должны быть кусты. Не задумываясь, она решается сдать в ломбард свои украшения, что ещё раз красноречиво говорит о самопожертвовании женщины во имя любимого.

Примечательно, что автор выбрал именно это растение, поскольку сирень всегда считалась символом любви.

Остаётся вопрос: счастлива ли при этом сама Верочка? Ведь она жертвует собой, отказывается от своих интересов и желаний ради мужа. По сути, они являются полными противоположностями. Женщина как бы поддерживает очаг их семьи.

Совет

Но ближе к концу рассказа становится понятно, что Вера счастлива, она счастлива своей любовью и широтой души. Она готова отдавать, не требуя ничего взамен. Эта жертвенность сродни святости. Так бывают счастливы люди, посвятившие себя служению Богу. И для неё муж является чем-то вроде божества.

Они как юные влюбленные в конце произведения вспоминают своё приключение с улыбкой.

В заключении хочу сказать, что и имя главной героини выбрано не случайно: она для мужа вера. Вера в себя и свои возможности. А пока у человека есть вера, он непобедим.

← Образ Мануйлихи в повести Олеся
← Анализ рассказа Изумруд↑ КупринАнализ рассказа Ю-ю →
Анализ рассказа Гамбринус →

  • История создания драмы Борис Пушкина Годунов
    Написанию любого литературного произведения предшествует какая-либо история его создания. Драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» является исторической. Для написания таких произведений, как известно, требуется тщательное изучение каких-либо
  • Сочинение по рассказу Бунина Деревня Анализ 5 класс
    Более десяти лет, поэт создавал эту повесть. Так как она была одной из самых первых его произведений. По объему она была довольно немаленькой, в ней он достаточно красочно
  • Композиция романа Пушкина Евгений Онегин
    Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.
  • Всегда ли мечта становится реальностью? Итоговое сочинение
    Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое мечта, и, что такое реальность. Существуют ли границы между двумя этими понятиями, либо они неразрывно связаны друг с другом.
  • Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
    Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-kust-sireni

Анализ рассказа А.И. Куприна “Куст сирени”

Дополнение к анализу рассказа Куприна А.И. «Куст сирени»

Урок по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени» был проведен мною с использованием вопросов и заданий, отправленных ранее. Учитывая вашу просьбу о расширении анализа рассказа, я обратилась к статье Белятко Н. А.

«Символический подтекст в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени».

Некоторые моменты из статьи литературоведа можно, на мой взгляд, использовать на уроке, что позволит обогатить анализ и придаст глубину понимания рассказа.

Например:<\p>

  1. -Что означают имена главных героев рассказа? Как называют такой литературный приём? Символичны ли их имена?<\p>

 Сочетание имени, отчества и фамилии «Николай Евграфович Алмазов…», вынесенное в самое начало рассказа, указывает на значительность всех его составляющих. Так, имя героя соотносится с образом одного из святых — Николая Чудотворца. Отчество переводится с греческого языка, как «хорошо пишущий, благонаписанный : писаный красавец». Фамилия

героя (Алмазов) отсылает нас ксимволике и назначению камня. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень.<\p>

Автор называет Алмазова Николай Евграфович, словно напоминая ему, что он достаточно взрослый человек и сам должен справляться с трудностями, подтрунивает за слабость, но все же он ему симпатичен.

Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска».

 Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех святых: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

И действительно, на протяжении всего повествования Верочка находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него: «… Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Другими словами, она – чудо для Николая Алмазова.

Таким образом, уже при помощи приёма говорящих фамилий А.И. Куприн вводит читателя в необыкновенный мир художественного произведения, в чудесный мир волшебства.

  1. Для чего, как вы, думаете, Куприн дважды описывает встречу Алмазова с профессором?

Куприн дважды описывает встречу Алмазова с профессором, чтобы передать настроение Алмазова.

Когда Алмазов потерпел неудачу, он говорит о профессоре с усмешкой «аккуратный такой немец, педант». Но в конце рассказа мнение о профессоре меняется: «Славный такой профессор, и умница такой».Такое свойственно, к сожалению, многим людям. Когда дела удаются, хочется восхищаться теми, кто нам помогал в этом, а если работа не удаётся, и нам её возвращают, хочется думать о людях негативно.

  1. Почему рассказ назван «Куст сирени»?

 Рассказ так назван, потому что куст сирени стал символом их семейного счастья.

  1. Почему именно название этого кустарника вынес в заглавие рассказа А.Куприн?

Сирень часто воспринимается как символ великолепия, красоты и возрождения. Считается, что амулет, сделанный из сирени, способен принести девушкам обилие женихов и счастливую семейную жизнь, а мужчинам он может помочь в принятии обдуманных решений.

Анализ рассказа А.И. Куприна “Куст сирени” (для 8 класса)

Задания направлены для достижения таких целей: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Вопросы:

1. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других – горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

2. Вопросы на читательское восприятие.

  • Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).
  • « Любовью дорожить умейте…» – Как вы думаете, тема или идея заключена в фразе С. Щипачева? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь).

3. Исследование по тексту.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается.

Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами.

Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

4. Аналитическая беседа.

  • Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
  • Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
  • Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
  • В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
  • Чем же заканчивается эта история?
  • Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

5. Работа над композицией рассказа. <\p>

  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
  • Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три )

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов Верочка
Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
  • Как приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

6. Межлитературные связи.

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

7. Отношение автора к героям.

  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)
    1. Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

9. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

  • (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

10. Смысл заглавия.

Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам.

Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей.

Для них сирень стала символом удачи, любви)

11. Рассказ ученика от имени героя. Творческая работа « Ситуация глазами героя ».

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

Обратите внимание

2 вариант: « Ситуация глазами героя ». Представьте себе, что после случая с пятном на чертеже, превратившемся в сиреневый куст, прошло несколько лет. Алмазов, встретившись со своим другом, которого давно не видел, рассказывает ему свою историю поступления в академию. Это индивидуальное домашнее задание расскажет нам…<\p>

3 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-rasskaza-a-i-kuprina-kust-sireni.html

Рассказ «Куст сирени» Куприна: анализ произведения, характеристика героев

Рассказ И.А.Куприна «Куст сирени» повествует о молодой семье – Николае Евграфовиче и Верочке Алмазовых. Николай Евграфович – молодой офицер, учится в Академии генерального штаба. Учеба дается ему очень непросто, одно только поступление стоило немалых усилий, ведь все сложилось только после двух неудачных попыток.

Будучи человеком хоть и сильным, но неуверенным в себе и не достаточно стойким, возможно, Николай Евграфович и забросил бы попытки поступить, если бы не беззаветно любящая его супруга.


Именно она вдохновляет его и поддерживает во всех начинаниях, она помогает ему в учебе и старается создать все необходимые условия, хотя для семьи их достатка это не просто.

А главное – Верочка, будучи настоящей оптимисткой, учит и мужа упорству и вере в себя.

«Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом.

Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт.

Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».

После сдачи сложной практической работы Николай возвращается домой уставшим, озлобленным и разбитым – работу не приняли и ему грозит позорное возвращение в полк.

Заработавшись накануне до глубокой ночи, он случайно поставил на чертежах кляксу. Все попытки вывести ее не привели ни к чему хорошему, только на месте кляксы образовалось большое пятно. Николай не растерялся и решил на этом самом месте дорисовать кусты, ведь работа сама по себе была очень хороша и забрала так много времени и сил.

Важно

Но идея Николая себя не оправдала – профессор, будучи человеком очень опытным да к тому же не в меру педантичным, кусты сразу заметил и сделал поручику замечание. Ведь в действительности на местности никаких кустов нет, и в этом не может быть никаких сомнений.

Николай, не желая признаваться в ошибке и последовавшей за ней лжи, продолжал настаивать на своем, но это привело его в еще более трудное положение – убежденный в своей правоте профессор, решил на следующий же день отправиться на местность, чтобы доказать, что никаких кустов там нет, и не было.

Николай понимал, что завтра будет не только отчислен, но и попросту опозорен. Это сломило его окончательно. Но только не Верочку.
 Она мгновенно придумывает решение и самоотверженно бросается спасать любимого мужа. Сдав все свои скромные драгоценности в ломбард, пожертвовав даже любимым старинным колечком:

«А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет.»

Она среди ночи находит садовника и просит, чтобы он взял людей и выехал на место немедленно, для того, чтобы посадить кусты… 
Поначалу вся эта затея, мягко говоря, не внушает Николаю никакого доверия, но видя запал жены, ее неистовое желание помочь ему, он и сам начинает верить в успех дела.

В конечном итоге, все эти усилия себя оправдают. Кусты сирени немало удивят старого профессора, а Николаю дадут возможность в который раз убедиться насколько сильно любит его жена, как сильно в него верит.

Светлый и добрый рассказ Куприна учит, что любовь порой требует жертв, но становится от них только крепче.

«Муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
– Ты – чему? – спросила Вера.
– А ты чему?
– Нет, ты говори первый, а я потом.
– Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

– Я тоже глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…»

Источник: https://sochinenieliteratura.com/1827

Анализ рассказа «Куст сирени» Куприна А.И

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.<\p>

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.<\p>

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка.

После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст.

Совет

Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

<\p>

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

<\p>

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст.

Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.<\p>

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.<\p>

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.<\p>

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.<\p>

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.<\p>

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.
<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3587-analiz-rasskaza-kust-sireni-kuprina-a-i

Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме: Урок литературы в 8 классе “Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»”

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

 развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;<\p>

Заповедное царство сирениМайской ночи глаза отвестиИ сквозь утро нежнее свирели,Ни о чём не печалясь, войтиВ заповедное царство сирени.

С. Мекшен

Оборудование:<\p>

репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;<\p>

-запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении  Н.Баскова «Белая сирень».

-презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).

-для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель. 

Ход урока

  1. Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
  2. После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.

Что вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

– Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже.

Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

<\p>

– На сколько частей можно разделить произведение?

На слайде последовательно появляется запись<\p>

1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

-Кто главные герои произведения?

Обратите внимание

Работа в тетрадях по ходу  анализа произведения.<\p>

В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям

Таблица «Персонажи»

Три ученика получают индивидуальное задание.    <\p>

1. задание:

Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь  внутреннее состояние героя?

2 задание.<\p>

Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?

3 задание

Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?

Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать  ответ.

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

-Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

Индивидуальное задание ученика<\p>

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

– И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

– Какой выход находит Верочка?

– Алмазовы едут в ломбард.

Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)<\p>

Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

 – Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».

Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

 – Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

 – Чем же заканчивается эта история?

 – Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

– Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование? 

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)<\p>

– Скажите, чем вам близка героиня? 

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)<\p>

 – Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

– В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

– И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

Индивидуальное задание – Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?<\p>

(На слайде появляется примерная характеристика героев)<\p>

Николай Верочка
Упорный,ТрудолюбивыйСильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его Добрая, любящая, выносливая, криативная, самоотверженная, оптимистка,из любой ситуации может найди выход

– Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Слайд, информация об алмазе)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.) 

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

– «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Слайды с изображением сирени)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

(Слайды с изображением сирени)

Итог, обобщение:<\p>

– Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)

-Чему учит рассказ?

– Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.

-Из трудного положения всегда можно найти выход<\p>

-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими    руками.<\p>

– Как же не хочется расставаться с героями.

 Дома вы готовили творческое  задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

Дети зачитывают домашние сочинения

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/05/urok-literatury-v-8-klasse-nravstvennye-problemy-v-rasskaze-ai

“Куст серени” анализ рассказа Куприна

В 1894 году Александр Куприн написал небольшое, но одно из выдающихся своих произведений. Речь идет о рассказе “Куст сирени”.

В ту литературную эпоху господствовало направление реализма, и Куприн именно в этом духе создал “Куст серени”, анализ которого мы сейчас проведем.

Надо сказать, что в печать текст был отдан в том же году, и осенью 1894 года журнал “Жизнь и искусство” его опубликовал. Реакция читателей была положительная. Куприн получил много приятных отзывов как от критиков, так и от простого читателя.

Сюжет и главные герои

Невозможно представить себе анализ рассказа “Куст серени” Куприна без краткого обзора сюжета и рассмотрения образов главных героев. Как уже отмечалось выше, произведение небольшое, и оно пронизано ярко выраженной сюжетной линией.

В рассказе перед читателями предстает Николай Алмазов и его супруга Верочка. Николай молод, он студент Академии, к тому же офицер. Как-то раз он сдает практическую работу с использованием инструментальной съемки местности.

Проведя много часов за этой работой, Алмазов по неаккуратности и от усталости посадил на чертеже чернильное пятно, но чтобы как-то выйти из этой ситуации, он прибегает к маленькой хитрости: обозначает, что там должен быть куст.

Важно

Когда Алмазов показывает свою работу пожилому профессору, тот, увидев мнимый куст, возражает, что на самом деле в том месте ничего не растет, а значит, чертеж неверен. Однако юный Николай вступает с профессором в спор, после чего они решают утром отправиться на это место и выяснить, кто прав. Николай Алмазов крайне расстроен, он почти плачет и рассказывает Верочке, что произошло.

Продолжая делать анализ рассказа “Куст серени”, упомянем реакцию молодой жены Алмазова.

Она хочет помочь мужу, для чего с трудом достает деньги, заложив драгоценные украшения, и отправляется за покупкой куста с целью посадить его на месте, где по чертежу Николай поставил кляксу.

План удается, и когда профессор на следующее утро прибывает на осмотр места, обнаруживается, что там действительно есть растительность. Работа Алмазова учтена, а пожилого профессора, кажется, подвела память.

Николай Алмазов в восторге, и по возвращению домой он хвастается Верочке, что практическая работа защищена.

Анализ рассказа “Куст серени” — выводы

Надо отметить, что Куприн представляет главного героя нервным достаточно человеком, который не очень умён и мало интеллектуален. Хотя Алмазов уже выпускник Академии, его заслуг в этом немного. Поступает он только после нескольких неудачных попыток, а удержаться в Академии ему удается благодаря усилиям жены, помогающей ему учиться.

Если задать прямой вопрос, о чем рассказ Куприна “Куст серени”, можно смело ответить: о любви. Куприн много пишет о любви, и здесь он показывает жертвенную, безграничную любовь девушки, которая готова посвятить всю себя своему мужу. Верочке хочется, чтобы Николай был счастлив — приуспевал на службе, в учебе, да и везде… Она делает это не из собственных интересов, а от души.

Но не только об этом рассказ, хотя любовь и главная его тема. Делая анализ “Куст серени”, становится ясно, что Куприн мастерски рисует картину неравенства в браке с точки зрения интеллекта и духовного развития. Алмазов несколько жалок — он недалек, слаб и постоянно находится в нервозном состоянии, а его жена Верочка по всем параметрам стоит выше собственного мужа, хотя и очень любит его.

Совет

Настоятельно рекомендуем прочесть полностью это произведение Куприна, оно небольшое и читается невероятно легко. Рады будем, если наш анализ рассказа “Куст серени” оказался для вас полезным.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/kust-sereni-analiz-rasskaza-kuprina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]