Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам.
Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили.
Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
<\p>
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому.
Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.<\p>
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой.
Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.<\p>
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев.
Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили.
Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.<\p>
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа.
Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.<\p>
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках.
Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен.
Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.<\p>
За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев».
Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных.
Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.<\p>
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком.
Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
<\p>
Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить.
Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.<\p>
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину.
Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.<\p>
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест.
Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.<\p>
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.<\p>
Главные герои
Жилин<\p>
Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам.
Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив. Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу.
Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем. Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.
<\p>
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе.
В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.<\p>
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
<\p>
Костылин<\p>
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп.
Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.<\p>
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
<\p>
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.<\p>
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.<\p>
Внешность<\p>
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
<\p>
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
<\p>
Уровень достатка<\p>
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.<\p>
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
<\p>
«Боевой» настрой<\p>
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».<\p>
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
<\p>
Поведение в плену<\p>
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.<\p>
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
<\p>
Поведение в экстренной ситуации<\p>
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.<\p>
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.<\p>
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» <\p>
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.<\p>
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.<\p>
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.<\p>
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.<\p>
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.<\p>
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.<\p>
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.<\p> #ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/l-n-tolstoy-kavkazskiy-plennik-analiz-proizvedeniya/
Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План
Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века.
Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен.
В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.
<\p>
Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.
Толстой Кавказский пленник
Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе.
Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина — другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили. Сам же Костылин убежал, захватив единственное оружие.
Жилина продают Абдул-Мурату. Но, Костылину также было суждено попасть в плен к тому же Абдул-Мурату.<\p>
И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп.
Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя.
Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.<\p>
Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.<\p>
Толстой Кавказский пленник главные герои
В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки. Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе.
Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства. Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.<\p>
Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят.
Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.<\p>
Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически.
А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.
Толстой Кавказский пленник главная мысль
Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.
План
1. Жилин получает письмо от матери
2. В дороге офицер попадает в плен
3. Костылин также в плену
4.
Письма о выкупе
5. Место жительства в плену и условия проживания
6. Первая попытка побега. Неудачный побег
7.
Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка
Источник: https://sochinyshka.ru/tolstoj-analiz-proizvedeniya-kavkazskij-plennik-plan.html
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – моя главная книга жизни
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей № 4»
Секция «Мои главные книги жизни»
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого –<\p>
моя главная книга жизни
Автор: Афанасьева Анастасия,
учащаяся 5в класса
МОУ «Лицей № 4» г. Саратова
Научный руководитель: Абакуменко С. В.,
учитель русского языка и литературы
Саратов, 2010 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….2
Глава I «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни………3
- «Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»…..3
- Особенности человеческих отношений в рассказе………4
Заключение……………………………………………………………..7
Литература………………………………………………………………8
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..……….9
Введение
В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, писателей, которые составляют славу и гордость нации.
Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Льву Николаевичу Толстому, великому творцу, создавшему бессмертные образы и характеры, которые остаются актуальными и в наши дни.
Таковым становится и образ «кавказского пленника» – человека высокой нравственности.
Вообще, в XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.
Так, в рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких веков.
Цель работы заключатся в отслеживании и объяснении причин становления и развития характеров героев рассказа, их нравственности.
Перед нами стоят следующие задачи:
1. провести анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;
2. выделить отличительные черты каждого из героев;
3. определить, в чем же заключается нравственная ценность «Кавказского пленника».
Объектом исследования выступает характер героя, как носителя нравственности, нравственных ценностей.
Предметом исследования становится непосредственно сам художественный текст – «Кавказский пленник».
Глава 1
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни
- «Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»
«Кавказский пленник» – последнее произведение в «Русской книге для чтения». В письме к Н. Н. Страхову писатель называл эту повесть лучшим своим произведением, потому что, по его мнению, именно здесь ему удалось наиболее естественно использовать лучшие художественные средства народной поэтики.
<\p>
Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования, произведение написано в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла. Здесь, как в большой его эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, – «мир».
И здесь есть своя «мысль народная» – утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь.
И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что «самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью.
Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – все то, что людям кажется привычным и нормальным»[1].
Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру.
Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза – спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом.
Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину – хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого»[2].
Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Он бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть.
Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина.
Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин). Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.
<\p>
- Особенности человеческих отношений в рассказе
Надо сказать, что подробное, “бытовое” описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала.
«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Характер главного героя соответствует фамилии, он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.
Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников. Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит название, хотя в рассказе два героя.
Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.
Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.
Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор.
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был»[3], «Хоть невелик ростом, а удал был»[4], — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л.
Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел»[5]. Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.
В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка»[6].
Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
Но Л.Н. Толстой – художник и человек – хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание. Аналогичные чувства испытывает к нему и автор, который видит каждого человека человеком, а главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании, а не в революциях.
Так в данном рассказе утверждаются любимые мысли Л. Н. Толстого, проявляются его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание; умение ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзаж, обстановку, в которой живут герои.<\p>
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины.
В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала»[7].
Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» – это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика.
Ко времени написания рассказа Толстой окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению “прижиться” в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды.
Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет “Азбуку” для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны.
“Кавказский пленник” напечатан в 4-й книге “Русских детских книг для чтения”, то есть рассказ написан Толстым специально для детей, и поэтому он так поучителен.
Также, нами был проведен опрос среди 5-7 классов (60 человек) нашего лицея. Результаты анкетирования представлены в приложении.
Заключение
Итак, чтение рассказа «Кавказский пленник» увлекает читателя. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной.
Эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе – вот особенности восприятия литературного произведения, но читатель должен и развиваться, обогащать восприятие, учиться проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения.
Обращает на себя внимание нравственная проблематика рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека.<\p>
В рассказе «Кавказский пленник» Л.
Толстой решает следующую проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких – нет и почему?<\p>
Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и глубоко актуальны, потому что в жизни все большее место занимают отношения дружбы, товарищества.
Литература
- Афанасьева Т.М., Толстой и детство, М., 1978 г.
- Буланов А.М., Философско-этические искания в русской литературе 2 половины XIX века, М., 1991 г.
- Войнова Н.М., Русская литература XIX века, М., 2004 г.
- Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.
- Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.
- Толстой Лев Николаевич//Краткая литературная энциклопедия.-т.7.-М., 1972.
- Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.
- Шкловский В. Лев Толстой.-М.,1963 – (ЖЗЛ).
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Знаком ли Вам рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
«Да, знаком» – 54 человек.
«Что-то слышал» – 5 человек.
«Затрудняюсь ответить» – 1 человек.
- Помните ли Вы, кто является главным героем рассказа?
«Да, помню» – 54 человека.
«Затрудняюсь ответить» – 6 человек.
- Какими, на Ваш взгляд, чертами характера обладает главный герой – Жилин?
«Храбрость, отвага» – 45 человек.
«Честность, преданность, благодарность» – 31 человек.
«Заботливость, доброжелательность» – 22 человека.
«Предупредительность, дальновидность» – 14 человек.
- Как Вы считаете, является ли образ главного героя «характером народным»?
«Да, считаю» – 48 человек.
«Скорее нет, чем да» – 8 человек.
«Нет, это не «народный характер» – 4 человека.
- Считаете ли Вы рассказ «Кавказский пленник» своеобразной книгой жизни?
«Да, считаю» – 40 человек.
«Скорее нет, чем да» – 16 человек.
«Нет» – 4 человека.
[1] Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г. [2] Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г. [3] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г. [7] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/06/17/kavkazskiy-plennik-l-n-tolstogo-moya-glavnaya-kniga-zhizni
Анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», план
Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действиям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали русских солдат в плен.
Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н.
Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью.
Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.
Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Это завязка произведения. Кульминационных моментов здесь несколько:
- когда Жилин первый раз пойман в плен;
- неудачный побег Жилина и Костылина и их повторный плен;
- счастливое спасение Жилина казаками.
Развязка наступает, когда Жилин оказывается в крепости среди своих и остается служить на Кавказе, а Костылина еле живого привозят через месяц, выкупленного за пять тысяч рублей.
Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Толстой показывает, что война — это страшное зло, осуждает межнациональную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть.
Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не застрелившего Жилина за то, что тот подошел близко к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским.
Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жилиным.
Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметливость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу относившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом помогла бежать из плена и тем самым спасла его жизнь.
Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.
Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.
Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кавказцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жилище местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домашнее хозяйство.
Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту развернувшихся событий.
Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручонками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — подтянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь человек. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый, непорядочный.
Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д.
Рассказ «Кавказский пленник» написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоминаем его героев на всю жизнь.
План
На этой странице материал по темам:
- кавказский пленник критическая литература
- лев толстой -кавказский пленник сочинение
- план произведения кавказский пленник
- образ жилина в рассказе кавказский пленник сочинение
- план повести “кавказский пленник
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/analizy/kavkazskij-plennik/analiz-rasskaza-l.-n.-tolstogo-kavkazskij-plennik-plan
Кавказкий пленник – художественный анализ. Толстой Алексей Николаевич
В середине прошлого столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай Первый послал свои войска завоёвывать кавказские земли.
Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых торных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Русские обозы двигались от одной крепости к другой только под усиленной охраной.
Лев Николаевич Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских (Войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Кавказкий пленник.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) Друзья — Толстой и Садо, по кавказскому обычаю, поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца.
И вот, .когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным.
Однако Садо не растерялся. Он грозно целился. из ружья в приближавшихся преследователей и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли.
Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером.
Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Она и теперь хранится в московском Музее Л. Н. Толстого.
Во время Кавказской войны, тянувшейся более двадцати лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.
Толстой встречался с такими людьми, расспрашивал о подробностях их жизни в плену.
События Кавказской войны запечатлены Толстым в рассказах «/Кавказский пленник», «Набег» и «Рубка леса», написанных в годы его службы в армии.
Через полвека писатель снова вернулся к кавказской теме и написал замечательную повесть «Хаджи-Мурат».
В этих произведениях Толстой сурово осуждал царское правительство за жестокость, с которой оно вело войну за присоединение Кавказа.
Царские войска разоряли и сжигали аулы, вызывали к себе ненависть горских племён.
В то же время в повести «Хаджи-Мурат» и в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам.
Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.
В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает, как храбрый русский офицер Жилин был взят ногайскими татарами в плен и увезён в аул. Жители аула со страхом смотрели на пленника. «Как на зверя косятся», — говорит Толстой.
А один старый горец, бывало, «как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся». Он чуть не застрелил пленника за то, что тот подошёл близко к его сакле. Семь сыновей этого старика погибли на войне, а восьмого он сам убил, когда сын перешёл к русским.
Этот старик «первый джигит 'был, он много русских побил, богатый был».
Такие джигиты, как этот старик, ненавидели не только русских, но и всех других «иноверцев», чуждых мусульманской религии. Ослеплённый ненавистью, старик требовал немедленной расправы с пленником.
По-другому относились к Жилину простые горцы. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за весёлый, общительный характер, за ум.
Героиня рассказа юная Дина тоже сначала боялась Жилина. Вот как об этом рассказывает писатель.
Отец велел Дине принести воды напоить пленника. Дина принесла жестяной кувшинчик, подала воду и «сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт — как на зверя какого».
А когда Жилин напился и подал ей кувшин — «как она прыгнет прочь, как коза дикая». Но с каждой новой встречей страх Дины проходил.
Добрая и отзывчивая девочка всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала ему чем могла.
Дина спасла Жилина, когда ему после неудавшегося побега угрожала казнь. Чувство жалости и любви к хорошему, ни в чём не повинному человеку помогло Дине преодолеть страх. Рискуя своей жизнью, она освободила Жилина из неволи.
(Школьники нередко называют «Кавказского пленника» рассказом «про Жилина и Костылина». И действительно, спутником Жилина и его товарищем по плену был офицер Костылин. Это грузный, неповоротливый, трусливый человек, по вине которого Жилин попал в плен. – Из-за него же не удался и. первый побег пленников из аула.
Сравнивая их поступки, их поведение в трудные минуты, их характеры и даже внешний облик одного и другого, мы видим, что все симпатии «писателя ла стороне Жилина — простого, честного, храброго и стойкого в беде человека, смело идущего навстречу опасностям.
А на таких людей, как Костылин, ни в чём нельзя положиться. Они и товарища подведут в трудную минуту и себя погубят. На пути из плена Костылин совсем выбился из сил и стал уговаривать Жилина: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».
Нет сомнения, что на месте Жилина он так бы и сделал. А тот, хотя и сердился на Костылина и устал не меньше, чем он, но ответил твёрдо и решительно: «Нет, не пойду, не годится товарища бросать». Подхватил обессилевшего Костылина на плечи и с тяжёлой ношей двинулся дальше.
Только так и могут поступать настоящие воины.
Рассказ «Кавказский пленник» написан с поразительным искусствам. В нём шесть небольших главок, каждая не более десяти страничек. А как много мы из него узнаём! Перед нашими глазами встают не только эпизоды Кавказской войны, но и жизнь горного аула. Не многие из художников слова умеют описывать природу так, как умел Толстой. В его произведениях природа живёт одной жизнью с людьми.
Вспомните описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена: «Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно — внизу речка журчит».
Всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой.
Несколькими красочными штрихами Толстой умеет создать запоминающиеся портреты своих героев.
Вот Дина — с её чёрными глазами, которые в темноте светятся, «так и блестят, как звёздочки», с её ручонками «тоненькими, как прутики», с её звонкам, радостным смехом.
Вот Жилин — ладный, ловкий, невысокий ростом, очень живой, подвижный, приметливый. А вот его неудачливый спутник Костылин — «мужчина грузный, пухлый…».
Язык «Кавказского пленника» напоминает язык народных сказок и былей. Фразы здесь нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, подлежащее: «Выехал Жилин вперёд…
», «Хотел он подняться…», «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая…» и т. д.
Так строя фразы, писатель не только достигает стремительности в передаче событий, но и делает язык рассказа близким к разговорному.
«Кавказский пленник» написан Толстым для «Азбуки» — учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», — говорил Толстой. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же с его помощью были открыты ещё двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружающих Ясную Поляну.
Став учителем, Толстой понял, что для народных сельских школ нужны хорошие учебные книги и пособия.
«Азбука» Толстого и явилась хорошей учебной книгой, по которой учились «грамоте несколько поколений русских детей. «Азбука» «состоит из четырёх книг. Каждая из них содержит басни, сказки, увлекательные рассказы. Толстой включил в «Азбуку» много загадок, (пословиц, поговорок.
Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала.
Для этого он много занимался физикой, математикой, астрономией и другими науками, знакомился с «греческой, индийской, арабской литературами, изучая сказки, были, исторические предания многих народов.
Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». «Кавказский пленник» вполне отвечал этим требованиям, и писатель был им очень доволен.
Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Познакомившись в школьные годы с героями этого рассказа, мы запоминаем их на всю жизнь.
Такова сила настоящего, большого искусства.
К. Ломунов
Источники:
Толстой Л. Н. Кавказский пленник. Рассказ. Рис. Ю. Петрова. Чечено-Ингушское книжное «издательство, Грозный, 1978. 48 с.
Аннотация: В этой книге вы прочитаете о приключениях храброго и умного русского офицера Жилина, попавшего в плен к горцам и сумевшего убежать из плена.
Рассказ этот так замечательно написан, что каждый, прочитав его в детстве, запоминает на всю жизнь его героев.
Источник: https://www.testsoch.info/kavkazkij-plennik-xudozhestvennyj-analiz-tolstoj-aleksej-nikolaevich/
Критический анализ рассказа Толстого “Кавказский пленник”
Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно.
Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных основаниях.
Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
Надо сказать, что подробное, “бытовое” описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!
Сюжетная конструкция схожа: “Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова – монах, у Толстого – девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого – хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: “Вот я и домой съездил, женился!” Так и хочется сказать: “Ничего себе, сходил за хлебом!”
Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности.
И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях – убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые.
Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени.
Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя.
Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу.
Вернемся к “Кавказскому пленнику”. Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами.
Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе “Кавказский пленник”.
Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей…
Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как “Филипок”. Или – как Лев Николаевич.
Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый “Кавказский пленник”. Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом.
И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.
’ Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие.
Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется. Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или – упаси Боже! – критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.
Источник: https://ukrtvir.com.ua/kriticheskij-analiz-rasskaza-tolstogo-kavkazskij-plennik/
Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
ГУ « СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»
Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина <\p>
рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
5 класс
Подготовила и провела:
Покорская О.А.,
учитель русского языка и литературы
второй категории
Семей <\p>
Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина
рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Урок русской литературы в 5 «В»классе
Цель: сформировать первоначальные навыки сопоставительных характеристик литературных героев, показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни, подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Ход урока.
– Сегодня продолжаем работу по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Многие писатели и поэты обращались к теме Кавказа. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Как красива природа Кавказа: это горы, поросшие лесами, горные реки, ущелья.<\p>
(Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ», показ слайдов с изображением природа Кавказа)
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;<\p>
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,<\p>
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье…
– Не зря Толстой говорил: «Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».<\p>
– И люди здесь под стать природе: гордые, свободолюбивые. Именно здесь познакомились герои нашего рассказа Жилин и Костылин.
– Цель нашего урока будет заключаться в том, чтобы рассмотреть жизненные ситуации, в которые попадают герои, и посмотреть, какие качества характера у них при этом проявляются.<\p>
а) Стратегия «Перемешанные события».
(Работа с интерактивной доской – флипчарт «Перемешанные события»)
Итоги проделанной работы.<\p>
б) Работа с отрывками произведения.
Письмо матери. Наше первое знакомство с Жилиным происходит через письмо. Ваше первое впечатление о герое, что вы можете о нем сказать?
Отпуск Жилина. Его отношение с товарищами. <\p>
В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление Костылина.
(Просмотр фрагмента из кинофильма «Кавказский пленник»)
– Этот эпизод говорит о многом, раскрывает характер героев. Как вы можете охарактеризовать их поступки?<\p>
Жилин попадает в плен. (Флипчарт «Литературное лото»).
Вы видите карточки-характеристики, которые находятся внизу в разброс. Ваша задача распределить эти качества между Жилиным и Костылиным.<\p>
При этом обязательно комментируйте свой ответ, используя факты из текста.
(Работа сопровождается просмотром отрывков кинофильма).
– Что у нас получилось? Какой вывод можем сделать? Герои явно противопоставлены друг другу. В их характеристике используются слова-антонимы.<\p>
в) Такой прием в литературе получил название антитеза. (Запись определения в тетрадь, флипчарт №3).
г) Русская пословица гласит: «Свалилась беда на голову вдруг, но не беда, коль рядом верный друг».
– Кому из персонажей вы бы отнесли эту пословицу?
д) Составление пятистрочия :<\p>
Жилин Костылин
е) «Геометрическиефигуры».
-Перед вами геометрические фигуры:куб,прямоугольник…. .Какая фигура ассоциируется у вас<\p>
с Жилиным, а какая с Костылиным. Обоснуйте свой ответ.<\p>
ж) «Говорящие фамилии».
– Почему Л.Н.Толстой дает своим героям именно такие «говорящие»фамилии?(Жилин- жила, которую нелегко перекусить, Костылин- костыль, который использут человек, нуждающийся в помощи. )
-Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник». Кого он имел в виду? (Высказывания ребят)
Учитель обобщает: Он имел в виду Костылина, находящегося не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, или Жилина, который остался служить на Кавказе, навсегда плененный красотой этого края, выбрал себе такую судьбу.
Написать письмо одному из героев рассказа.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/sopostavitiel-nyi-analiz-ghieroiev-zhilina-i-kostylina-rasskaza-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik