Анализ стихотворения «вхожу я в тёмные храмы» (а.а. блок)

Вхожу я в темные храмы · Блок · анализ стихотворения

Вхожу я в темные храмы,Совершаю бедный обряд.Там жду я Прекрасной Дамы

№4 В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонныДрожу от скрипа дверей.А в лицо мне глядит, озаренный,

№8 Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризамВеличавой Вечной Жены!Высоко бегут по карнизам

№12 Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,Как отрадны Твои черты!Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

№16 Но я верю: Милая — Ты.

Vkhozhu ya v temnye khramy,Sovershayu bedny obryad.Tam zhdu ya Prekrasnoy Damy

V mertsanyi krasnykh lampad.

V teni u vysokoy kolonnyDrozhu ot skripa dverey.A v litso mne glyadit, ozarenny,

Tolko obraz, lish son o Ney.

O, ya privyk k etim rizamVelichavoy Vechnoy Zheny!Vysoko begut po karnizam

Ulybki, skazki i sny.

O, Svyataya, kak laskovy svechi,Kak otradny Tvoi cherty!Mne ne slyshny ni vzdokhi, ni rechi,

No ya veryu: Milaya — Ty.

D[j;e z d ntvyst [hfvs,Cjdthif/ ,tlysq j,hzl/Nfv ;le z Ghtrhfcyjq Lfvs

D vthwfymb rhfcys[ kfvgfl/

D ntyb e dscjrjq rjkjyysLhj;e jn crhbgf ldthtq/F d kbwj vyt ukzlbn, jpfhtyysq,

Njkmrj j,hfp, kbim cjy j Ytq/

J, z ghbdsr r 'nbv hbpfvDtkbxfdjq Dtxyjq ;tys!Dscjrj ,tuen gj rfhybpfv

Eks,rb, crfprb b cys/

J, Cdznfz, rfr kfcrjds cdtxb,Rfr jnhflys Ndjb xthns!Vyt yt cksiys yb dplj[b, yb htxb,

Yj z dth/: Vbkfz — Ns/

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

420<\p>
340<\p>
76
62
18
31
16
4
76,3 %
1,41
6,3 %

Размер: трёхударный дольник

Стопа: разносложная с ударением на разных слогах

4 строки, четверостишие храмы-обряд-дамы-лампад ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие колонны-дверей-озаренный-ней ABBB
4 строки, четверостишие ризам-жены-карнизам-сны ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие свечи-черты-речи-ты ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

Источник: https://yebanko.ru/analiz/blok/tyomnyye

Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева.

Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотив­шим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ иде­альными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыца­рем, давшим обет служения Прекрасной Даме.

В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Пре­красной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые при­меты реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти об­разы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой.

Обратите внимание

И неда­ром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким обра­зом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также прояс­няется для читателя.

Своеобразной кульминацией темы свида­ния становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реаль­ность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы ви­дим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей.

Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лиричес­кого героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью).

Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыб­ки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.

Источник: http://ua-gdz.ru/analiz-stikhotvoreniya-bloka-vkhozhu-ya-v/

Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы» на Сёзнайке.ру

«Вхожу я в храмы темные» – стихотворение, которое овеяно некой таинственностью, как и большинство стихотворений о Прекрасной Даме. С первой строчки автор указывает нам на таинственность, мистичность происходящего.

Так, когда везде принято храм ассоциировать со светом, сиянием, тогда как у Блока храмы, в которые он входит темные.

С одной стороны, это символизирует ту же таинственность, с другой – греховность, в некотором роде, даже преступность затей лирического героя.

Фразу «Совершаю бедный обряд» можно расценивать как откровенно богохульную. Но не стоит судить так однобоко. Этой фразой автор подчеркивает отношение лирического героя к Прекрасной Даме – оно настолько возвышенное, сильное, непередаваемое, что даже молитва Господу меркнет по сравнению с теми обрядами, которые он готов совершить ради своей мечты.

Важно

Это же подтверждает и дрожь, которая сотрясает лирического героя, когда он стоит в тени колонны. Дрожь пробегает по телу, когда он слышит скрип двери, а это означает, что в нее вошла его Прекрасная Дама.

Примечательно и то, что лирический герой не показывается на глаза Прекрасной Даме, а только издали наблюдает за ней. Фраза «А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней» открывает нам суть блоковского мировосприятия, а это, как известно, символизм.

Основной чертой мировоззрения символистов было стремление к искусству ради искусства. То есть, они отрекались от всего земного, ища истину в каких-то высших материях, в плоскости духа.

Лирический герой видит не живого человека, а только воссозданный на основе его образ, идеализированный и воспетый им же, вознесенный выше всего насущного.

К тому же смыслу сводиться и третья строфа стихотворения. В ней Прекрасная Дама названа Величавой и Вечной Женой. Таким образом, подчеркивается высшее, чем у лирического героя, происхождение Дамы. Она отмечена вечностью, величием.

Опять-таки, автор направляет наши взоры ввысь, где по карнизам витают, сны, улыбки и сказки. Это еще раз подтверждает символистский, декадентский мировоззрения лирического героя, под которым стоит подразумевать образ самого автора.

Последняя строка поясняет нам, почему лирический герой видел перед собой только образ Прекрасной Незнакомки: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты». Лирическому герою вовсе не обязательно лицезреть ее, осязать – достаточно только знать, что она находится где-то рядом.

Примечательным является и то, что, не называя возлюбленную по имени, даже местоимения написаны с заглавной, что еще раз подчеркивает необычайное отношение к Прекрасной Даме.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10916—–l—-r

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока

     Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.

 
    Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.

 
    Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства.

Особенность этого цикла – в неразделённости двух планов: личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира. 
    Одно из самых ярких стихотворений этого цикла – «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно было написано в 1902 году.

Совет

Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни».

Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока. 
    По жанру произведение представляет собой маленькую поэму, так как имеет сюжет: герой находится в храме, ждет свою возлюбленную и переживает сильные чувства, связанные с этим ожиданием. Так реализуется главный мотив цикла стихов – мотив ожидания.

Действительно, оно для лирического героя кажется важнее, чем сама встреча:

    Там я жду Прекрасной Дамы
    В мерцании красных лампад.

    Красные лампады усиливают момент трагичности. Эта трагичность осознается героем и исходит от того, что реальность не соотносится с хрупкой мечтой, тем образом, который живет в сердце поэта:

    В тени высокой колонны

    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.

    Стихотворение – это сжатая мысль, поэтому по одному слову мы угадываем о целой истории. Так по фразе: «О, я привык к этим ризам // Величавой Вечной жены!» становится понятно, что не первый раз герой ждет свою возлюбленную в этом храме. А перефраза – «Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны…» – рисует перед читателем сам храм. 

    Поэт имеет ввиду блики солнца, которые пробиваются через высокие окна под крышей. Этот свет становится символом идеального стремления героя.
    Степень переживания персонажа показана в последнем четверостишии стихотворения:

    О, Святая, как ласковы свечи,

    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая – Ты.

    Здесь говорится о том, что героиня еще не пришла, но будет с минуты на минуту, и любящее сердце уже предчувствует эту скорую встречу.

    В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» поражает не столько обилие тропов, сколько цветопись, которую активно использует автор. Так, Блок использует для создания особой атмосферы такие цвета: черный («темные храмы»), красный («красных лампад»), золотой («озаренный… образ», «О, я привык к этим ризам…», «Высоко бегут по карнизам», «свечи»). Как видно, преобладающий цвет – золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды), а он, как известно, является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. А красный и черный как бы указывают на трагичность этого чувства. 
    Женский образ символичен, у неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая. Но несмотря на всю её возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой. 
    Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. За гранью «отношений» героев читаются ещё более глубокие поэтические открытия. Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае, в той её части, которая связана с состоянием любви.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/raznoe/1134-analiz-stikhotvoreniya-vkhozhu-ya-v-temnye-khramy-iz-tsikla-stikhi-o-prekrasnoj-dame-aleksandra-bloka

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану

Имя Александра Блока известно многим, а его творчество популярно даже среди современной молодежи. Пожалуй, это связано с особенным «блоковским» стилем.

Начинал автор писать стихи в лучших традициях символизма, его лирические произведения считают близкими с музыкой по «стихийности распространения». Автор глубоко погружался в осмысление социальных реалий, религиозного течения.

Перед ним возникал страшный и свирепый мир, в котором приходилось выживать человеку. В этом и заключалась трагедия его современников.

Блок на удивление ярко умел сочетать простой быт с мистикой. Повседневность и отрешенность в одном стихотворении – это так характерно для автора и его символизма. И, анализируя стихотворение «Вхожу я в темные храмы», все это можно увидеть.

План анализа

Для произведения анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы» можно воспользоваться обычным планом. Это поможет акцентировать внимание на нужных моментах:

  1. Автор, история и время создания, название стихотворения.
  2. Жанр произведения, тема, идея и о чем в нем идет речь.
  3. Композиция и лирический герой.
  4. С помощью каких художественно-литературных средств автор раскрывает главную мысль в произведении.
  5. Размер стиха и мнение читателя.

В некоторых случаях при анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» вместо мнения читателя описывают значение произведения в творчестве автора. Но при необходимости это можно указать и в первом пункте. А теперь за дело.

О создании произведения

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» было создано 25.10.1902. Неизменным автором является Александр Блок. Это произведение поэт сочинил в период, когда ожидал встречи с Л. Менделеевой, своей будущей женой.

К тому же в это время Блок начинает увлекаться философскими мыслями Владимира Соловьева. Соловьев говорил о том, что избавиться от эгоизма и познать красоту мира можно, лишь влюбившись в женщину и отыскав в ней божественное начало.

Эта мысль очень импонировала Блоку.

Идея Бессменной Женственности стала ключевой в его работе. Эти идеи и ожидание долгожданной встречи были положены в основу создания стихотворения.

О чем идет речь в стихотворении

Проводя анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы», сложно не заметить, что это лирическое произведение, где любовная лирика сочетается с духовной. Основная его тема – ожидание той единственной, Изумительной Дамы.

Лирический герой томится в муках: он не уверен действительно ли та, которую он так отчаянно ждет, его идеал. Действительно ли она будет для него всем: Миром, Музой, Светом?! Но, тем не менее, продолжает ждать, потому что по-настоящему любит.

Именно поэтому он ходит в храмы, так как чувство любви для него нечто святое, бесценное и вечное, но в то же время нечто таинственное и загадочное.

Основная композиция

При анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» внимательно нужно посмотреть на композиционную структуру. Вначале герой описывается место, в котором находится лирический герой, – храм. Он является местом гармонии, света и любви, соответственно, образ героини приравнен к чему-то божественному.

Вторую строфу можно считать кульминацией свидания. Используя своеобразные краски и символы, автор указывает на готовность лирического героя пожертвовать всем ради Прекрасной Дамы.

Обратите внимание

Но он никак не заявляет о себе, а лишь издали готов присматривать за ней, о чем говориться в третьей строфе. Здесь Дама называется «Величавой, Вечной Женой», что говорит о более высоком происхождении, нежели у самого героя.

Но ему не нужно слышать ее голос и совсем не обязательно ее видеть. Достаточно просто знать, что она присутствует где-то рядом.

Средства художественного выражения

Произведение «Вхожу в темные храмы» Блока пропитано мистикой и символизмом. Чего только стоит эпитет «темный храм». Ведь храм – это символ чего-то светлого, но, назвав его темным, автор погружает читателя в мир таинственной загадочности. Помимо этого, стоит обратить внимание на другие не менее значимые эпитеты: «бедный обряд», «отрадны черты», «ласковы свечи».

Общую концепцию стихотворения автор дополнил удачными метафорами: «бегут улыбки, сказки и сны», «глядит образ». В строках произведения также отмечается инверсия, к примеру, «вхожу я», что придает всему стихотворению своеобразной торжественности. В свою очередь восклицательные предложения ярко подчеркивают, насколько сильно герой ждет свою Бессменную, Прекрасную Даму.

Размер стихотворения и общее впечатление

Стихотворный размер «Вхожу я в темные храмы» способствует торжественному звучанию произведения, придавая ему мятежности и беспокойства.

Здесь чередуются напевные и прерывистые интонации, к тому же практически невозможно определить один стихотворный размер. Первая строка по ритму напоминает ямб, вторая очень близка к анапесту, а размер третьей похож на амфибрахий.

Только при анализе «Вхожу в темные храмы» можно понять, что это тонический стих – дольник.

Весь талант поэта можно отчетливо увидеть в одном произведении. Ощутить его философию и мировоззрение. Сила повествования, беззаветность чувств рисуют в воображении некоего рыцаря, что готов вечно ждать свою Даму.

И его осчастливит лишь возможность знать, что она рядом, ведь ее образ, такой недостижимый и возвышенный, нельзя очернять грубыми чувствами. Трепетное отношение к возлюбленной, торжественность момента, который позволит ее увидеть, и отчаянное ожидание, видимо, поэт показал намного больше, даже не подозревая об этом.

И невозможно понять это произведение по-другому, ведь здесь нет никаких скрытых мотивов: только символы и беззаветная искренность.

Источник: https://autogear.ru/article/325/686/analiz-stihotvoreniya-vhoju-ya-v-temnyie-hramyi-po-planu/

Анализ стихотворения Блок А. А. «Вхожу я в темные храмы…»

Анализ стихотворения – Вхожу я в темные храмы…

Символист А. А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о “Прекрасной Даме”. В них – чистая отроческая любовь к прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью.

Цикл стихов о “Прекрасной Даме” посвещен возлюбленной А. А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это – молитва, обращенная к Владычице Вселенной, Вечной Жене, святой.

И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр “Вхожу я в темные храмы”.

Вхожу я в темные храмы

Совершаю бедный обряд

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных ломпад.

Важно

Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины. Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его идеала.

Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали – красных лампад. Красный – цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического героя нарастает (“Дрожу от скрипа дверей…

“), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней, озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы – бесплотен, фантастичен, но он возникает так часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах.

Ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты

Мне не слышны ни взохи, ни речи

Но я верю – Милая Ты.

Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного “как” подчеркивает любование, преклонение юноши – поэта перед совершенством. Метафорический эпитет “ласковые свечи” – настоящее поэтическое открытие Блока.

Герою “не слышны ни вздохи, ни речи” своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она – Милая.

Усилительный знак препинания – это тире – обрушивает на краткое “ты” огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта.

Мечта Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, “чорных зданий”,”жолтых” фонарей, недостойных людей, для которых “истинна в вине”, в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.

Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока – рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза, отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой, самоотверженной и преданной любви к Родине.

Источник: http://www.rlspace.com/analiz-stixotvoreniya-blok-a-a-vxozhu-ya-v-temnye-xramy/

Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Любовной лирике в творчестве Александра Блока отводится ключевое значение. И в этом нет ничего удивительного, так как 17-летний поэт, испытавший сильные чувства к Любови Менделеевой, сумел сохранить их на всю жизнь.

Этой женщине суждено было стать музой Блока и его ангелом-хранителем. Даже после того, как судьба разлучила эту пару, поэт продолжал любить свою бывшую супругу, всячески ей помогал и искренне верил, что они созданы друг для друга.

Впервые образ Любови Менделеевой появился в стихах поэта, датированных последним годом 19 века. К этому период творчества относится создание цикла произведений, посвященных загадочной прекрасной даме. Ее прототипом стала избранница поэта, которая долго не отвечала ему взаимностью.

Совет

В итоге молодые люди расстались и не виделись несколько лет, в течение которых Блок с завидной регулярностью воссоздавал милый образ в своих произведениях. Глаза, улыбка и даже голос Любови Менделеевой преследовали поэта повсюду.

Блок даже признавался, что это похоже на некое умопомешательство, когда в толпе людей ты пытаешься отыскать знакомую фигуру, отмечаешь у совершенно чужих барышень похожий наклон головы и даже манеру нести сумочку в руках.

О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, однако то, что он чувствовал после расставания с избранницей, можно без труда прочесть между строк его произведений. Одним из них является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», созданное в 1902 году.

Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью.

Трудно судить, насколько все написанное соответствовало действительности, однако знакомые молодого Блока утверждают, что в какой-то момент он стал по-настоящему набожным и редко пропускал воскресную службу.

Можно предположить, что при помощи молитвы поэт пытался заглушить свою душевную боль и смириться с потерей любимого человека. Однако сам автор объясняет такое поведение несколько иначе, отмечая: «там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад».

Глупо было бы рассчитывать на то, что именно в храме Блок встретит свою прагматичную и избавленную от религиозных предрассудков возлюбленную. Поэт это прекрасно понимает, однако продолжает бывать в церкви. Там «в лицо мне глядит озаренный, только образ, лишь сон о Ней».

Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что в изображениях «Величавой Вечной Жены» поэт видит черт девушки, в которую влюблен. И это сходство наполняет душу Блока неизъяснимой радостью, он верит в то, что его любовь является даром небес, а не проклятьем.

Обратите внимание

И такая трактовка столь сильного чувства заставляет Блока не отказываться от него, а, наоборот, культивировать в своем сердце любовь, дающую ему силы жить. «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая – Ты», — признается поэт.

Романтический период в творчестве Блока, связанный с созданием цикла «Стихов о Прекрасной Даме», не прошел для поэта бесследно. До самой смерти он очень уважительно относился к женщинам, считая их высшими существами, более утонченными и ранимыми.

Что же касается Любови Менделеевой, то ее он по-настоящему боготворил и даже слегка побаивался того, что собственными чувствами, грубыми и примитивными, может очернить душу той, которую так любит.

Впрочем, как показывает практика, оценить такое трепетное отношение к себе под силу далеко не каждой женщине. Любовь Менделеева в этом отношении не была исключением, так как не раз предавала Блока, влюбляясь в других мужчин.

Однако после смерти поэта она призналась, что была к нему несправедлива и не смогла до конца понять, какой же благородной и возвышенной натурой обладал ее супруг.

Источник: http://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-a-a-bloka-vhozhu-ya-v-temnye-hramy.html

Анализ стихотворения “Вхожу я в темные храмы” Блок

“Вхожу я в темные храмы…” (1902)

Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла “Стихи о Прекрас­ной Даме”.

Главный мотив стихотворения – ожидание встре­чи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек. Какие- то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо – на явление Прекрасной Дамы, в образе кото­рой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер тор­жественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству.

Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит.

Есть только ожида­ние: лирический герой видит себя в образе преданно­го рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Важно

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой <\p>

буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои.

Ритуальность и святость происходящего подчерк­нута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва.

Лексика торжественная: использовано много высо­ких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мер­цанье лампад; озаренный; ризы; отрадны). Любовь к Прекрасной Даме – это своеобразное таинство.

Героиня предстает и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет ее Милой.

Лирический герой ожидает чуда – появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встре­воженная душа стремится к возвышенному, ждет откровения, перерождения. Это ожидание – томи­тельное, напряженное, тревожное.

Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвященных Прекрасной Даме, красный цвет – это и огонь земных страстей, и знак Ее появления. В этом стихотворении лирический герой ждет Ее появления при свете красных лампад. Эпитет озаренный тоже отражает этот цвет:

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Прекрасная Дама – это мечта, идеал, но счастье с Ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах.

В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, на­дежда на встречу.

Совет

Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой – не просто влюбленный, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира – к достижению абсолют­ной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как фило­софская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой – это же­лание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых “истина в вине”, в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и симво­лы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро.

Для усиления впечатления Блок использует эпи­теты (темные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты).

Эмоциональность усиливают оли­цетворения (бегут… улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены!; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!). Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад).

Стихотворение написано трехударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма – перекрестная.

Глоссарий:

  • входу я в темные храмы анализ
  • блок вхожу я в темные храмы
  • блок вхожу я в темные храмы стихотворение анализ

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-vxozhu-ya-v-temnye-xramy-blok/

Анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок о любви :

Цикл стихотворений «О Прекрасной Даме», в который включено произведение «Вхожу я в темные храмы…», Блок начал 25 января 1901 года и окончил в октябре 1902 года. Обручение влюбленных Александра и Любови состоялось 25.05.1903 года, а 17 августа – венчание.

Краткая история любви

В детстве Люба и Саша, которые жили в имениях неподалеку друг от друга, виделись часто. Но на любительском спектакле, когда Александру было 16 лет, а Любе – 15, они встретились, играя роли Гамлета и Офелии, и Александр увидел в девушке неземное.

Любовь Менделеева не была красавицей. Полноватая фигура, «бегемотистая», по словам А. Ахматовой, круглое лицо со свисающими щеками, маленькие глазки-щелки, нос – уточкой.

Как говорит пословица, «не по хорошу мил, а по милу хорош», так и воспринял ее юный, изысканный, рафинированный Блок, поднял на пьедестал и через всю жизнь пронес глубокое чувство к Любови Дмитриевне.

Обратите внимание

Объяснение в любви состоялось очень странно. На бал в Дворянском собрании 07.11.1902 года поэт пришел с трагической запиской. Она объясняла причины его предполагаемой смерти. Все однако закончилось благополучно.

Сборник о «Прекрасной Даме», в котором предпоследним было интересующее нас произведение, поэт уже написал. Сейчас будет проведен анализ «Вхожу я в темные храмы…».

Блок, как рыцарь, везде видел только свою Прекрасную Даму.

Сон наяву

В лирическом сюжете крайне мало земного. Оно не касается героя. Перед ним стоит лишь образ таинственный и непостижимый Прекрасной Дамы. Каждое слово и каждый стих наполнены значительностью и медлительностью: герой ничего не слышит.

Храмовый бедный обряд не привлекает его внимания, он свершает свой собственный. Его вера – это вера в Святую и Милую. Продолжим анализ «Вхожу я в темные храмы…».

Блок закодировал и затемнил свои впечатления о встрече с возлюбленной в Исаакиевском соборе.

Сюжет и композиция элегии

В первом четверостишии лирический герой ожидает появления Прекрасной Дамы, высокая любовь к ней живет и не находит выхода, даже при совершении «бедного» обряда. По сравнению с возлюбленной все бесцветно и мелко.

https://www.youtube.com/watch?v=i0bX1v4BX48

Его нетерпеливое ожидание встречи так велико, что героя пробирает дрожь даже от скрипа дверей. Не образа храма он видит, а только ее озаренный образ.

Герой одел свою любовь в торжественные праздничные ризы величавой и вечной Жены. Он грезит: для него по карнизам, который расположены на большой высоте, пробегают улыбки и сказки.

Встреча с любовью не возвращает его в обыденный мир, а только еще выше поднимает над ним. Но на этом не окончен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок ничего не видит, и самое главное – ничего не хочет видеть, кроме отрадных черт.

Изменчивость настроений

Вначале лирический герой спокойно ждет, затем начинает дрожать от нетерпеливых предчувствий встречи, затем успокаивается в мечтательных снах и, наконец, озаряется радостью свидания, ослепленный и оглушенный им.

Любовь – тема стихотворения

Переполненный любовью Блок («Вхожу я в темные храмы…») тематикой делает свои неземные, эфемерные чувства, не вдумываясь в то, что испытывает реальная, земная девушка.

Любимая поставлена на высочайший недостижимый постамент, у которого он слагает посвященные ей стихи и песни. Она свята для поэта, и этого ему достаточно. Это исключительно лирическое любовное стихотворение.

Образы вечной любви

Весь цикл проходит в уточнении образа, созданного воображением лирического героя. Начало стихотворения в полутьме и сиянии лампад и свечей не позволяет увидеть загадочное и неземное видение.

Она во всех стихотворениях принимает поклонение и безмолвствует. В небесной высоте, где она находится, по мнению лирического героя, ей слова не нужны. Пусть до нее долетают его стихи.

Анализ «Вхожу я в темные храмы…» (Блок) показывает ее божественную для героя суть: «О, святая», – обращается он к своему идолу, которым она стала для него.

У самого героя от пылкой и нежнейшей, но бесплотной любви, все перевернулось в голове.

В христианском храме свою возлюбленную он ставит в центр мироздания, творя кумира. Он, окутывая все полусумраком, заставляет читателя почувствовать аромат ладана, не говоря о нем ни слова. Колеблется и мерцает золотистый неверный свет свечей и красный жертвенный цвет крови лампад, когда, у высокой колонны, герой в ее тени ждет появления Прекрасной Дамы.

Поэтическая фонетика, лексика и синтаксис

В каждой строфе встречается аллитерация «с». Она создает атмосферу тайны и сокровенности. Также каждая строфа несет ассонанс «о», создающий в целом торжественный образ. Мы немного детальнее рассмотрим «Вхожу я в темные храмы…» (Блок), стих поэта.

Кроме этого, в стихотворении дважды используются инверсии: «вхожу я, жду я». Глаголам, как сильному выразительному средству, уделена особая роль, которая подчеркивает нетерпение героя. Именно с инверсии начинается первый стих «Вхожу я в темные храмы…». Блок стих усиливает метафорой «темные».

Поэт углубляет впечатление от таинственности его чувства.

Завершение

В заключение о поэтике следует сказать, что Блок («Вхожу я в темные храмы…») размер использует широко распространенный в начале XX века. Это трехсложный дольник.

Любовь – чувство экзистенциальное. Самое совершенное сочинение о нем не приблизит к пониманию человека, которого оно никогда не сжигало. Только личный опыт поможет войти в мир любящего и сгорающего от страсти.

Источник: https://www.syl.ru/article/289233/new_analiz-vhoju-ya-v-temnyie-hramyi-blok-o-lyubvi

Анализ стихотворения а.А. Блока «Вхожу я в тёмные храмы…»

Стихотворение
вбирает в себя основные мотивы цикла
«Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом
для создания стихотворения стала встреча
в Исаакиевском соборе А.Блока с
Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем
появляется образ, который сравним лишь
с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей
прелести чистейший образец».

В
стихотворении с помощью цветовых,
звуковых и ассоциативных символов
таинственно и неопределённо возникает
перед нами образ Прекрасной Дамы
лирического Героя.

Все слова и строфы
полны особой значительности: «О, я привык
к этим ризам», «О, святая…» – с помощью
анафоры автор выделяет важность события.

Важно

Интонация
торжественно-молитвенная, герой жаждет
и умоляет о встрече, он весь дрожит и
трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то
чудесного, величественного и полностью
преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание
красных лампад» не позволяет нам чётко
увидеть образ Прекрасной Дамы. Она
безмолвная, неслышимая, но для понимания
Её и уважения не нужны слова. Герой
понимает Её душой и возносит этот образ
на небесную высоту, называя ”Величавой
Вечной Женой”.

Церковная
лексика (лампады, свечи) ставит образ
Прекрасной Дамы наравне с божеством.
Их встречи происходят в храме, а храм –
некий мистический центр, который
упорядочивает пространство вокруг
себя.

Храм- архитектура, которая стремится
воссоздать собой миропорядок, поражающий
согласием и совершенством. Создаётся
атмосфера, соответствующая предвкушению
контакта с божеством.

Перед нами
появляется образ Богоматери, как
воплощение гармонии мира, который
наполняет душу героя благоговением и
покоем.

Он
– влюблённый, самоотверженный, находящийся
под впечатлением прекрасного человек.
Она – есть то прекрасное и бесплотное,
что заставляет героя содрогаться: «А в
лицо мне глядит озарённый, только образ,
лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…»
Она является сосредоточением его веры,
надежды и любви.

Цветовая
палитра

состоит из тёмных оттенков красного
(«В мерцании красных лампад…»), которые
несут в себе жертвенность: герой готов
расстаться с жизнью ради возлюбленной
(красный-цвет крови); жёлтого и золотого
цветов (свечи и церковные образа), несущих
тепло, устремлённое к человеку, и особую
ценность окружающего бытия. Высокие
белые колонны возвышают значение как
образа Прекрасной Дамы, так и душевных
чувств героя. Всё происходящее в
стихотворении Блок укутал в темноту,
покрыл тёмным покрывалом («темные
храмы», «в тени у высокой колонны») для
того, чтобы как-то оградить эту близость
и святость отношений героев от внешнего
мира.

Цветопись.
Звукопись.

1
строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в
себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона
светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2
строфа: звуки «а», «о», «и» – стеснение,
страх, темнота. Свет убывает. Картина
неясна. (Тёмные цвета.)

3
строфа: Темнота уходит, но свет поступает
медленно. Картина неясна. (Смесь светлых
и тёмных цветов.)

4
строфа: звуки «о», «е» несут в себе
неясность, но приносят самый большой
поток света, выражающий глубину чувств
героя.

Анализ
стихотворения А.А. Блока

«Девушка пела в церковном хоре»
.

Совет

В
этом стихотворении поэт передает
взаимодействие Вечной Женственности,
красоты с реальностью жизни, то есть
связь земного и Божественного.

В
начале стихотворения – покой,
умиротворение. Изображена церковь,
поющая девушка, а на втором плане –
уплывающие в море корабли, люди, забывшие
радость свою. Девушка в церковной песне
сопереживает «…усталым в чужом краю,
кораблям, ушедшим в море, забывшим
радость свою». Ее песня – молитва об
отторгнутых от родного крова, о заброшенных
на чужбину.

Умиротворенное пение
побуждало каждого из мрака смотреть на
ее белое платье и слушать скорбящую
песнь. Мрак и ее белое платье символизируют
грешное и святое среди этого жестокого
мира.

Своим пением она вселяла в людей
частичку искренней доброты, надежды на
лучшее, светлое будущее: «…И всем
казалось, что радость будет, что в тихой
заводи все корабли, что на чужбине
усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы
видим единение присутствующих в церкви
в одном духовном порыве. Еще в начале
стихотворения не было надежды на счастье,
светлую жизнь.

Но когда из мрака слышался
ее нежный голос и появлялось белое
платье, освещенное лучом, то приходила
уверенность, что мир прекрасен, стоит
жить ради прекрасного на Земле, несмотря
на все беды, несчастья.

Но среди всеобщего
счастья кто-то будет обделен и несчастен
– тот, кто ушел на войну. И теперь воин
будет жить только лишь воспоминаниями,
надеясь на лучшее.

Своим
ослепительным сиянием, нежным голосом
девушка давала людям возможность забыть
на мгновение о том, что происходит за
пределами церкви. В образе девушки они
видели тот лучик жизни, который им был
так необходим.

Обратите внимание

В ней видели не простую
девушку, а Божество, спустившееся с
небес на грешную землю для спасения их
душ. В последнем столбике стихотворения
плач ребенка – предвестник войны.

Ведь
стихотворение было написано в 1905 году
(окончание русско-японской войны).

Понять
глубже смысл стихотворения нам помогает
цветовой
фон
.
Если еще в начале стихотворения люди
поглощены мраком, то уже в конце
стихотворения темные тона переходят в
светлые. Им казалось, что они «…светлую
жизнь обрели».

В
четвертой строфе, в третьей строке –
«…причастный тайнам,- плакал ребенок»
– этот ребенок вещий, ему открыто
будущее, он знал наперед трагический
исход для России в войне летом 1905 года.
Ребенок олицетворяет возрождение,
обновление, все самое светлое и невинное.
И в данном случае – он ребенок-пророк,
предвидящий тяжёлое будущее России.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/5830969/page:13/

Вхожу я в темные храмы Блок А. А

Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.

Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнении с богатейшей духовностью его идеала. Великолепно показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад.

Красный — цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического героя нарастает («Дрожу от скрипа дверей… «), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней, озаренный аурой святости, созданный самим Блоком.

Образ Прекрасной Дамы — бесплотен, фантастичен, но он возникает так часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны.

Все его чувства открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:

О, Святая, как ласковы свечи, 
Как отрадны твои черты 
Мне не слышны ни вздохи, ни речи 
Но я верю — Милая Ты. 

Восхищение переполняет душу повествователя. Лексический повтор усилительного «как» подчеркивает любование, преклонение юноши — поэта перед совершенством.

Метафорический эпитет «ласковые свечи» — настоящее поэтическое открытие Блока.

Важно

Герою «не слышны ни вздохи, ни речи» своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие  радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она — Милая.

Усилительный знак препинания — это тире — обрушивает на краткое «ты» огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта.

Мечта Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, «черных зданий», «желтых» фонарей, недостойных людей, для которых «истинна в вине», в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу.

Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока — рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающую тот религиозный, мистический колорит.

В тексте присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза, отрадно) , они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой, самоотверженной и преданной любви к Родине.

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/vhozhu-ja-v-temnye-hramy-blok-a-a/

Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы

А.А. Блок написал знаменитое произведение “Вхожу я в тёмные храмы…” в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

Блока увлекали мысли об идеале. Его интересовало учение, которое предполагало стремление к совершенству.

Это идеализированное состояние нашло своё воплощение в образе женственности, наполненной спокойствием, гармонией и, конечно же, истинной красотой.

Совет

В своём цикле “Стихи о Прекрасной Даме” отразился романтизм и восхищение поэта образом женщины. “Вхожу я в тёмные храмы…” входит в ряд произведений, в которых поднимается тема любви и преклонения женскому полу.

Настоящие и сильные чувства поэт испытывал к своей жене – Любви Мендеелевой. Несмотря на то что супруги разошлись, он сохранил в своей душе все теплоту по отношению к ней. А свои глубокие чувства к бывшей супруге ему удалось пронести через всю жизнь.

Литературоведы и критики считают, что именно ее образ читатель может встретить в этом стихотворении. Образ любимой женщины сводил с ума поэта. В своих дневниках он признавался, что старался найти ее улыбку или взгляд в толпе. Поэтому ему хотелось запечатлеть фигуру возлюбленной в своей поэзии.

В Божьем доме лирический герой ищет свою Прекрасную даму. Ее черты он видит даже в лике Богоматери. Таким приемом он словно обожествляет свою возлюбленную, наделяет земную девушку небесными чертами, дарит ей одухотворенность и высшую сущность. Теперь его любимая не просто состоит из плоти и крови – она выше этого. Образ женщины стремится к идеалу, к совершенству и полной гармонии.

Однако встреча как таковая не состоялась. Герой лишь ждёт свою Даму. Мотив ожидания свойственен поэзии Блока. В его строчках читателя видит надежду на встречу с идеальной сущностью. Здесь как раз и возникает философские нотки. Ведь для Блока – Прекрасная Дама – это не только женщина, но и идеальное существо. Герой стремится к этому образу, чтобы слиться с ней, обрести абсолютную гармонию.

Таким образом, Александр Блок обожествляет женщину. Он ослеплён ее внутренней и внешней красотой. Поэт восхищается высшей сущностью Дамы. Он ищет ее черты везде, и ему удаётся отыскать их даже в “Величавой Вечной Жене”. Блок готов отдать свою жизнь, воспевая Прекрасную Даму и дожидаясь ее. Ведь она является символом гармонии, которую старается достичь каждый человек.

Кратко по плану

  • Анализ стихотворения Сурикова Детство 3 класс
    Автор стихотворения «Детство» Иван Захарович Суриков. Он родился 6 апреля 1941 года в деревушке Новоселово в семье крестьянина. Поэту как нельзя знакома простая жизнь, простые радости ребенка. Именно теме детства посвящено данное
  • Анализ стихотворения Есенина Вижу сон дорога черная
    В этом стихотворении, которое написано с элементами русского фольклора, поэт высказывает свою боль, радость, неудержанную прыть, любовь к женщине, которая его предала, но она его очаровала и заворожила.
  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь
    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное
  • Анализ стихотворения Баратынского Признание
    Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.<\p>
  • Анализ стихотворения Анненского Смычок и струны
    И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,

Источник: https://analiz-stihov.ru/blok/vxozhu-ya-v-temnyie-xramyi

Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы” | Инфошкола

16 Октябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   9244

Cтихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

 Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намек.

Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Обратите внимание

Слова лирического героя обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству.

Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит.

Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои.

 Ритуальность и святость происходящего подчёркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва.

 Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой. Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения.

Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное. Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления. В этом стихотворении лирический герой ждёт Её появления при свете красных лампад.

 Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

Важно

Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах. В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но образ Прекрасной Дамы необычен.

Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой — не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии.

В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро.

 Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты).

Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут … улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены]; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!).

Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / в мерцаньи красных лампад). Стихотворение написано трёхударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма — перекрёстная.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-vhozhu-ya-v-tyomnye-hramy/

Ссылка на основную публикацию