Аргументы: цели и средства в романе гончарова «обломов»

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема состояния общества как системы и его влияние на личность. В центральном образе романа автор представил основные проблемы переходной эпохи.

Противостояние патриархальных устоев поместной жизни, на которых вос­питан Илья Ильич Обломов, вторжению новых порядков, следование которым становится единственной возможно­стью выжить в изменившемся мире, становится основой со­циально-психологического романа И. А. Гончарова.

Обратите внимание

Автор ставит диагноз апатичному бездействию, от которого гибнет «чистое сердце», — обломовщина (суть этого явления подроб­но раскрывается в «Сне Обломова»). Здесь заявляет о себе и проблема взаимного развращения крепостных (Захар) и кре­постников (Илья Ильич Обломов).

Это уклад русской пат­риархальной жизни, в котором много отрицательного — барство и паразитический образ жизни помещиков, но есть и положительное начало — покой и гармония, всеобщая любовь и ласка. Покой Обломова, по меткому замечанию М. М.

Пришвина, «таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Идейный антипод Обломова — его друг Штольц — не видит своего существования без дела: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Не­умение трудиться, по мнению Ильи Ильича, свидетельствуето его избранности, принадлежности к господам. Но энер­гичность Андрея Штольца вызывает сомнения, т. к. его труд не имеет жизненного развития, протекает «в стране, где вся­кая деятельность, направленная на улучшение своего су­ществования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с де­лом для других, может быть противопоставлено обломовско­му покою».

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью.

Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека.

Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения.

В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова.

Важно

Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение.

Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

Роман не исчерпывается перечисленными острыми воп­росами, интересовавшими писателя, поэтому их вневремен­ной характер рождает интерес у современного читателя.

На этой странице искали :

  • проблематика романа обломов
  • проблемы в романе обломов
  • проблематика романа гончарова обломов
  • проблемы романа обломов
  • основные проблемы романа обломов

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/problematika-romana-i-a-goncharova-oblomov.html

Сочинение на тему Выбор жизненного пути в романе Обломов, Гончаров читать бесплатно

­Выбор жизненного пути

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го столетия и наилучшим образом отображал жизненный уклад дворян того времени. Впервые он напечатан был в 1859 году, незадолго до ключевых реформ в области крепостничества.

Главный герой произведения Илья Ильич Обломов – человек невероятно ленивый и неуклюжий. Он ведет однообразный образ жизни, ни о чем, не задумываясь и ничем себя не утруждая.

У Обломова тучное тело и болезненный вид, как результат ленивого образа жизни.

Автор неслучайно дал своему герою такую фамилию, ссылаясь на его лень и безынициативность. После выхода в свет данного романа слово «обломовщина» стало нарицательным.

При всем при этом Илья Ильич далеко неглуп, недурен собой и привлекает внимание противоположного пола. С детства ему прислуживает один и тот же слуга Захар, такой же ленивый, как и сам хозяин.

А лучшим другом героя является человек невероятно деятельный и инициативный – Андрей Иванович Штольц.

Гончаров сумел прекрасно показать разницу характеров своих персонажей и выбор, который они совершили в области ежедневных занятий, супружества и т.д.

Каждый человек рано или поздно оказывается перед выбором жизненного пути и тогда ему приходится делать важный шаг. Каждый из нас сам выбирает себе занятие по душе, в зависимости от своих способностей, жизненных ценностей, сил и идеалов.

Так и Обломов, выбирая физическое и духовное бездействие, сам решил свою судьбу.

Совет

Благодаря Штольцу, он познакомился с чудесной девушкой Ольгой Ильинской, в которую вскоре влюбился. Однако между героями была большая разница в мировосприятии. Ольга – практичный, активный, деятельный человек.

Она, по договоренности со Штольцом, пыталась всячески расшевелить Обломова, вывести из состояния вечной лени и сна, что у нее неплохо получалось. Однако это пробуждение длилось недолго. После своего переезда Илья Ильич стал снова тонуть в рутине однообразия.

Ольга искренне сочувствовала другу, но многое в нем не понимала.

Связавшись с хитрым и корыстным Мухояровым, Обломов познакомился с его сестрой Агафьей Пшеницыной, которая оказалась широкой души человеком и тем самым недостающим в жизни главного героя звеном. Именно рядом с ней Илья Ильич нашел свое счастье.

Она ему собственноручно готовила всякие яства, угощала кофе, пекла пироги, чинила его халат. Все это привело к тому, что они вскоре поженились. Для ленивого Обломова Пшеницына оказалась редкостной находкой, от которой он отказываться не хотел.

В то же время Штольц нашел свое счастье рядом с Ольгой, ввиду общности интересов и совпадения идеалов. Впоследствии эта пара возьмет на воспитание к себе маленького Андрюшу – сына Ильи Ильича и Агафьи Пшеницыной. Жизнь Обломова рано прервалась.

Прожив несколько лет с супругой, он умер. Этот человек не стал известным чиновником, предпринимателем или писателем. Его духовное развитие на каком-то этапе просто замерло.

Он не желал никому зла и никогда зла не делал, просто выбрал для себя такой странный, безвольный и бездейственный жизненный путь.

см. также:
Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Краткая биография Ивана Гончарова

Источник: https://www.sdamna5.ru/vybor_puti_oblomov

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». на Сёзнайке.ру

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, накануне отмены крепостного права, когда русской общественностью была осознана губительная сущность господствовавшей социальной системы. Автор романа был родом из богатой купеческой семьи, рос в Симбирске, cильно напоминавшем Обломовку.

Поэтому ему удалось так точно показать основные черты барской жизни того времени. Но основная идея романа относится скорее к философии, а не к политике.

В своем романе Гончаров рассматривает одну из  особенностей русской жизни, русского национального характера – сочетание душевности, способности верить и мечтать с бездеятельностью.

Обратите внимание

Действие основной части романа происходит в 40-е годы XIX века и продолжается около восьми лет. Содержание же всего романа охватывает огромный период времени – около 37 лет.

Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии. В связи с этим можно отметить еще одну композиционную особенность романа: контрастность образов, отчетливо проведенную автором.

Обломову противопоставлен Штольц, Ольге – Пшеницына, Захару – Анисья.

Роман начинается с описания главного героя – Ильи Ильича Обломова, который проводит на диване большую часть своей жизни. Автор очень точно передает его характер через описание: «Это был человек приятной наружности … с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

Его беспечность выражалась в одежде, в  вещах, которые его окружали.<\p>

Но что же послужило причиной такому образу жизни? Разгадку мы находим во сне Обломова, в его детстве.

Он рос в мире, где отрицательно относились к образованию, где инициатива не поощрялась, и где послеобеденный сон был необходимой частью жизни. Маленький Илья никогда не одевался сам, а одевал и воспитывал его крепостной Захар, который потом стал зеркальным отражением своего барина.

Захар – воплощение всех крепостных того времени. Он не мог жить без своего хозяина (и это подтверждается тем, что Захар спился после смерти барина). Так автор выражает свое отрицательное отношение к крепостному праву. Но не только Захар не может жить без своего хозяина, но и Обломов не может без Захара.

Он так привык к нему и так зависит от него, что уже не представляет жизни без своего слуги. Обломов – раб своему крепостному, своему положению барина и даже самому себе.

Но не только воспитание явилось причиной такому образу жизни. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.

Важно

Мы понимаем, что в сравнении с ними Обломов человечнее. Он душевный, способный верить, мечтать и даже любить. Но эти черты мы замечаем в нем не сразу. Виной этому – обломовщина. Возможность излечиться от нее предстала в лице Ольги. Она, по словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю». Любовь к ней воскресила Обломова.

Но любовь требует от человека постоянного внутреннего роста. Поэтому основной сюжет романа заключается в борьбе в Обломове двух чувств:  любви к Ольге Ильинской и стремления к покою и лени. Роман – драма нравственного развития героя, изображение того, как гибнут его лучшие задатки и как герой постепенно приходит к оправданию своей апатичности.

И в лице Пшенициной находит то, что было его жизненной мечтой: идеал «нерушимого покоя жизни». Агафья Матвеевна – добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка. Она благоговеет перед своим «квартирантом». Обстановка, которой она окружила его, чем-то напоминает Обломовку. Любовь к ней Обломова выросла в основном на почве барских привычек.

Обе героини, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа обнажая сущность главного героя.

Штольц, друг Обломова, изначально задумывался как положительный герой, антипод Обломова. Но вскоре автор понял, что Штольц ничем не лучше своего друга, он – тоже Обломов.

  Он «был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Он не обладал душой, боялся воображения, не имел цели в жизни.

К Обломову часто ехал «посидеть на широком диване Обломова, успокоить встревоженную душу».

Слово «обломовщина» было впервые произнесено в романе Гончарова, но явление это не ново – оно характерно для России. Обломовщина – это не только отсутствие желания действовать, апатия и лень. Я думаю, для данного явления более всего характерны следующие черты: отсутствие цели в жизни, страх реальности, нежелание меняться и самосовершенствоваться.

Совет

Мне кажется «Обломов» – роман обо всех нас, потому что каждому человеку присущи черты Обломова. Все мы любим поваляться на диване, знаем, как трудно иногда бывает преодолеть свою лень.

Конечно, люди никогда не смогут избавиться от явления обломовщины, но это не значит, что нужно сдаться, лечь на диван, как Обломов.

Нам жизненно необходимо надеяться, мечтать, действовать и любить, а иначе наша жизнь будет похожа на сон, который похож на смерть, и земной шар когда-нибудь замерзнет совсем.

Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/2180——lr

Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”

И. А. Гончаров написал замечательный роман “Обломов”, который очень интересен для любого круга читателей и весьма актуален в наше время.

Главным героем здесь является, безусловно, сам Обломов. Это помещик средних лет, живущий в одном из больших домов. Человек медлительный, ленивый, не привыкший к какому-либо роду работы и активного отдыха, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности”, “любил простор и приволье”, наслаждавшийся тем, что не такой как все. Любитель плотно поесть и хорошо поспать.

Гончаров, описывает нам этого человека, как самодостаточного в своей лени, и не тяготящегося ею. Даже письмо старосте и необходимый переезд он оттягивает, не ставя перед собой срока выполнения. Он вообще не ставит перед собой никаких сроков и целей.

Какой бы вид деятельности не предлагал окружающий мир Обломову, тот всегда находит способ увидеть в нем пустую суету, разменивающую душу на пустяки. Ведь мир требует от человека быть не цельной личностью, а только ее частью – мужем, чиновником, героем.

Обломовка – это сон, лень и скука. Гончаров приводит своего героя к трагическому концу.

Обломов не смог реализовать свои хорошие врожденные задатки и цели, возникшие после зарождения любви к Ольге. Обломов умер, не успев сделать ничего хорошего для близких, не совершив в жизни Поступка. Он умер, не посадив дерева, не вырастив сына и не построив дом.

Обломов умирает, но сама “обломовщина” удивительно живуча. Обломовская мечта о “полном”, “целом” человеке ранит и тревожит.

“Несовместимость Обломова с миром “других” происходит оттого, что он мертвый среди живых. Его завершенность, законченность – это совершенство трупа, мумии. Или – прекрасной, но неподвижной статуи”, – так писали в статье “Обломов и “другие” П. Вайль и А. Генис:

Читайте также:  Почему не все мечты сбываются?

В современном смысле роман написан о том, что те люди, которые не способны к переменам и изменениям, не имеют в жизни цели, ни к чему не стремятся и живут как растения, не могут считаться людьми в полном смысле этого слова. Такие люди раздражают, их существование неоправданно и недостойно.

Обратите внимание

Люди должны работать, работать непременно для своего развития, самосовершенствования и повышения культурного и духовного уровня. Автор, похоже, жалеет Обломова, но безжалостен к обломовщине, как к явлению.

И если Обломов нам где-то смешон, а где-то немного симпатичен, то обломовщина нас раздражает.

В наше время тоже существуют свои “Обломовы”, которые по сей день живут по законам “обломовщины”.

Словарь В. Даля не дает точного понятия слову “классика”, но настоящий энциклопедический смысл этого слова в том, что классика – это образцовые, выдающиеся и общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Так почему же мы должны противопоставлять классику и современность? Почему они не могут быть в единстве? На мой взгляд, это произведение настолько современное, насколько классическое.

Оно выдержало испытание временем и проблемы, поднимаемые и описываемые автором, актуальны в любое время для всех поколений.

Именно поэтому режиссер художественного фильма “Несколько дней из жизни Обломова” выбрал для постановки этот роман. Этим фильмом режиссер попытался донести до зрителя бессмертное произведение языком кинематографии, внеся в него свое понимание и отношение Обломова и обломовщины.

Режиссер даже немного переработал некоторые эпизоды романа для большей доступности понимания современному зрителю. Например, разговор Штольца с Обломомовым дома поздней ночью после многочисленных поездок, режиссер представил нам в бане.

Важно

Это сделано с целью, чтобы показать нам искренность и доверительность беседы двух приятелей.

Это основополагающий диалог между Обломовым и Штольцем.

Обломов представляет себе идеал человеческой жизни и рассказывает об этом Штольцу. Обломов глубоко верит в этот идеал. В конце недельной суматохи, он еще раз убеждается в этом.

Заводя речь об идеале, мы одновременно задаемся вопросом: “А что есть “идеал” для Обломова?”. И он нам и Штольцу, не задумываясь, отвечает: “Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? Помилуй! Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?”. Обломов возмущается, он не представляет иного идеала.

И именно в этой главе впервые было произнесено слово “обломовщина”. Так Штольц охарактеризовал жизнь, сотворенную Обломовым. Он утверждал, что жизнь дана человеку ради труда, и только трудом можно достичь многих материальных благ.

Он утверждал, что даже если он учетверит свое состояние и достигнет всех материальных благ, он не перестанет трудиться. Как говорил Штольц: “Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей.

” А затем он в последний раз попытался “приподнять” Обломова.

В этом событии произошло наиболее яркое столкновение двух человек с различной идеологией, двух взглядов на жизнь, двух миров.

Нам трудно сказать определенно, чем это произведение является особенно выдающимся. Разные критики по-разному оценивают роман. Н. А. Добролюбов считает наибольшей ценностью героев и проблемы произведения. А А. В. Дружинин восхищается стилем, языком, сюжетом и мастерством автора.

Огромная идея преследовала этот роман. Ни одного лирического отступления, ни одного лишнего слова не было осуществлено здесь. Каждая сцена, каждое лицо играет свою значимую роль.

Автор потрясающе смог передать всю живость и реалистичность мира Обломова.

Гончаров настолько открыто и правдиво описал все этапы жизни Обломова, что невозможно не восхититься таким удачным и правильным порядком всего сюжета.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-goncharova-oblomov/

Нравственная проблематика в романе и. а. гончарова «обломов»

Смотри всегда на сердца
сограждан. Если в них найдешь
спокойствие и мир, тогда ска-
зать можешь воистину: все
блаженны.
А. Радищев

Роман Гончарова «Обломов» писался на

стыке двух эпох, двух исторических укладов
жизни — патриархального помещичьего и
буржуазного. Возможно, первоначально сю-
жет романа и задумывался как обобщенное
жизнеописание бездеятельного, апатичного,
уходящего в прошлое помещичьего класса на
отдельном примере. Но понятия «обломов» и
«обломовщина» стали нарицательными. Обло-
мовщина — это апатия, апатия покорная, мир-
ная, улыбающаяся, без стремлений выйти из
бездействия. Она существовала в эпоху крепо-
стничества, существует и в наше время, разве
что с некоторыми вариациями. Более того,
в каждом из нас живет свой обломов, о кото-
ром мы порой даже не догадываемся.
Главный герой романа Илья Ильич Обло-
мов — барин. Живет он на Гороховой улице,
что говорит о его принадлежности к аристо-
кратическому обществу. Мало соответствует,
однако, понятию «аристократичность» внут-
реннее убранство его комнат: «По стенам…
лепилась паутина, напитанная пылью, зер-
кала… могли бы служить… скрижалями для
записывания на них по пыли заметок на па-
мять». Хозяин этой квартиры — Обломов —
человек не первой молодости — «лет тридца-
ти двух-трех». В прошлом он пытался слу-
жить, но теперь не только отошел от всяких
дел, но и не способен к ним вернуться. Илья
Ильич целыми днями лежит на диване. Как
говорит автор, «лежание у Ильи Ильича бы-
ло его нормальным состоянием». Обломову
принадлежит доставшаяся ему в наследство
деревня Обломовка, которую обирает управ-
ляющий. Сам же Обломов и пальцем не ше-
велит, чтобы положить этому конец. Ведь
для этого надо ехать в Обломовку, а для ба-
рина это труд непосильный. Вторая причина
в том, что Обломов просто не верит, что его
обворовывают, не может этому поверить.
У него добрая, чистая душа, которой чужды
всякая фальшь, вранье и лицемерие. Не зря
Штольц говорит о нем: «Это хрустальная,
прозрачная душа; таких людей мало, они
редки, это перлы в толпе!»
Постепенно мы начинаем немного по-
другому воспринимать Обломова, нас уже не
раздражает его беспрерывное лежание. Об-
ломов ленив? Да, но он умен, у него чистая
душа и какое-то редкое спокойствие, умиро-
творение, безмятежность. Он никому не де-
лает ничего дурного, как, впрочем, и хоро-
шего. Обломов совсем нетребователен; ему
вполне хватает его уголка и дивана. Пусть
вокруг разговаривают, даже спорят, только
бы от него не требовали ни разговоров, ни
споров. Он любит спать, любит поесть, но не
терпит жадности, гостеприимен, но в гости
ходить не любит. Он ничего не делает и ни-
чего не желает делать. Его желания прояв-
ляются в форме: «а хорошо бы, вот это сде-
лалось». Но как может сделаться — не зна-
ет. Обломов любит мечтать, но его пугает
любое соприкосновение мечты с действитель-
ностью. Тут он старается свалить дело на
кого-то или на «авось». Причину своей пас-
сивности и апатии Обломов объясняет в раз-
говоре с Захаром: «Ты все это знаешь, видел,
что я воспитан нежно, что я ни холода, ни го-
лода никогда не терпел, нужды не знал, хле-
ба себе не зарабатывал и вообще черным де-
лом не занимался».
У Обломова и в самом деле было безоб-
лачное детство, в котором и надо искать при-
чины его теперешней лени. Маленький Илю-
ша вырос в дворянской семье. Родители вос-
питывали его как барчонка, не допускали ни
к какой работе. «Я ни разу не натянул себе
чулок на ноги», — вспоминает Обломов поз-
же. Ребенком Илюша был любознательным,
но его всеми силами старались оградить от
падений, от ушибов, от простуды и вообще от
жизни. Ему постоянно внушали, что делать
ничего не надо, все сделают слуги. Да и как
было усомниться в этой истине, если его ро-
дители и деды труд считали величайшим на-
казанием и старались от него избавиться.
У Обломовых была своя жизненная филосо-

фия, которая сводилась к еде и сну. Гончаров

очень красочно рисует этот сон, прямо не
сон, а какое-то сонное царство, обязательное
для всех. Так бесцельно проходят день за
днем. По вечерам няня читала Обломову об
Илье-Муромце, просидевшем тридцать три
года, ничего не делая, о Емеле-дурачке, кото-
рый только на печи и ездил. Этот образ жиз-
ни был заложен в Обломове с детства. Поз-
же он дал ему идеологическое обоснование,
согласно которому состояние «отдыха и по-
коя» вообще является «поэтическим идеалом
жизни» и к нему надо стремиться при любых
условиях. И все же Обломов не тупая, апа-
тичная натура. Привычка добиваться удов-
летворения своих желаний не ценой собст-
венных усилий, а за счет других развила
в нем апатию. Обломов, вполне возможно,
даровит, но никто об этом не знает, в том
числе и он сам. Я думаю, его не надо обви-
нять, скорее стоит пожалеть. Возможно, по-
лучи он такое же воспитание, как Штольц,
ему удалось бы многого достичь в жизни. Ав-
тор и сам жалеет своего героя. Это можно по-
чувствовать в воспоминаниях о нем Штоль-
ца: «А был не глупее других, душа чиста
и ясна, как стекло; благороден, нежен, и —
пропал!» .
Трагедия Обломова в том, что он не уме-
ет и не хочет жить иначе. Его пробовали спа-
сти, пробудить к жизни Штольц и Ольга,
но из этого ничего не получилось. Даже лю-
бовь Ольги не сумела его возродить к жизни.
Сначала, когда Ольга занялась Обломовым
только как порученным ее заботам больным,
основное значение для нее имело .излечение
Обломова. На первый взгляд это лечение
дало положительный результат. Обломов
вставал в семь утра, перестал валяться на
диване, ездил из города на дачу, выполнял
поручения Ольги. Но уже тогда Обломов по-
нял, что «и в любви нет покоя». Потом эта
игра превратилась в нечто большее, девушка
полюбила Обломова. Здесь надо сказать не-
сколько слов об Ольге. Слушая рассказ
Штольца об Обломове, девушка в своем вооб-
ражении создала определенный идеал, кото-
рому должен был соответствовать Обломов
и под который она стремилась его подогнать.
Да, у Ильи Ильича были душевные качества,
которые нравились Ольге, но этого было ма-
ло. Когда Ольга полюбила Обломова и поста-
вила его в центр своих интересов, тогда им
уже вместе следовало осознать неизбежность
брака и подготовиться к нему. Для этого Об-
ломову прежде всего следовало привести
в порядок свои имущественные дела. Про-
стыми мечтами тут ничего не сделаешь, нуж-
но работать. Но привычная пассивность ока-
залась в Обломове сильнее любви. Он стал
уклоняться от встреч с Ольгой, объясняя это
необходимостью соблюдать приличия. Свое
нежелание съездить на дачу он мотивирует
невозможностью разлуки с возлюбленной и
тем самым обманывает девушку. Ольга пре-
красно понимает все это. Она теперь уже не
надеется, что Обломов «может еще жить»,
она понимает, что он «уже давно умер». При
последней встрече с Ольгой Илья Ильич,
по воле автора, сам произносит это роковое
слово «обломовщина». Теперь в него можно
вложить и социальный и нравственный
смысл. Обломовщина — это порок, который
герой не в силах преодолеть. Теперь уже
надежды на возрождение нет. Обломов об-
речен. Последующая его жизнь только под-
тверждает это. Он поселился в мещанском
домике Пшеницыной и живет под властью
Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только
возвращается к своим прежним привычкам,
но и погружается в примитивный мещанский
быт. Окружающие люди по-разному к нему
относятся. Тарантьев и Мухояров старают-
ся вытащить у него побольше денег, а Пше-
ницына видит в нем предмет своей заботы.
Обломов постепенно физически и духовно
угасает.
Несмотря на то что действие в романе
происходит в определенный отрезок време-
ни, сам роман надо понимать гораздо шире.
Ведь обломовщина — это не только социаль-
ный уклад, это образ жизни, который в неко-

торой степени существует и сегодня.

Источник: https://online-urok.ru/nravstvennaya-problematika-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/

Проблематика романа «Обломов» — сочинения для 10 класса

  1. Введение
  2. Социальная проблематика
  3. Социально-психологическая проблематика «Обломова»
  4. Вопрос национального характера
  5. Проблема «лишнего героя»
  6. Философская проблематика
  7. Тема любви
  8. Смысл жизни человека
  9. Заключение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной».

Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи.

«Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией.

Совет

Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.

Читайте также:  Анализ стихотворения маяковского «нате!»

В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц.

В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни.

Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.

Социально-психологическая проблематика «Обломова»

Вопрос национального характера

Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем.

Затрагивая тему «обломовщины» Гончаров не мог обойти вопросы национального характера, основанных на различиях и сходстве русского менталитета и европейского.

Не случайно Обломову – носителю русского менталитета и русских ценностей, воспитанному на национальных сказках, противопоставлен практичный и работящий Штольц, родившийся в семье русской мещанки и немца-предпринимателя.

Многие исследователи характеризуют Штольца как некое подобие машины – совершенного автоматизированного механизма, работающего ради самого процесса работы. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ живущего в мире мечтаний и иллюзий Обломова.

Если Илье Ильичу с детства прививали только единонаправленные «обломовские» ценности, которые и стали для него ведущими, то для Штольца полученные от матери, схожие с «обломовскими» ценности были забиты привитыми отцом европейскими, «немецкими» ценностями.

Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом.

Он постоянно ищет себя, пытается понять цель и смысл своей жизни, но не находит их, – о чем свидетельствуют попытки Штольца всю жизнь стать ближе к Обломову как к источнику исконно русских ценностей и спокойствия души, которых ему не хватало в жизни.

Проблема «лишнего героя»

Из проблемы изображения национального характера проистекает следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов» – проблема лишнего человека и проблема самоотождествления личности со временем, в котором он живет.

Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку.

Обратите внимание

Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени – даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке.

В конце романа Илья Ильич получает желанное – атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений – не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.

Философская проблематика

Тема любви

В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви.

Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы.

Кроме того, у Ольги и Обломова были разные понимания сути любви – Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути.

Для девушки любовь была тесно связана с долгом, обязывающим ее вытащить Илью Ильича из «болота» Обломовщины.

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь.

Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью.

Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.

Заключение

Раскрытые вопросы не исчерпывают идейной глубины произведения, а только представляют собой анализ проблематики «Обломова» кратко.

Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем же счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствие? Автор только приближает читателя к решению этой извечной дилеммы, верным выходим из которой, возможно, является гармония двух ведущих в нашей жизни начал.

Проблематика романа Гончарова Обломов, описание основных проблем для сочинения по теме | источник

Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/problematika-romana-oblomov-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Проблемы в романе «Обломов» – Сочинение

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» — социально-бытовой роман. Бытовой — потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни.

К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе.

Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Важно

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта — хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры.

Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы — обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность.

Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить».

Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый.

В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов — человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром — его слугой.

Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу.

Совет

Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать».

Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей.

Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено.

смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить — душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы.

Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина.

Обратите внимание

Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи.

Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров говорит о Захаре, что он «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов».

Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать действительно качественно, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину.

Сопоставив все эти качества в одном человеке, Гончаров вывел типического героя, создал собирательный образ, с помощью которого автор показывает, насколько пагубны для обеих сторон барско-крестьянские отношения.

Здесь искали:

  • проблемы в романе обломов
  • обломов проблемы
  • проблемы романа обломов

Источник: https://Sochineniye.ru/problemy-v-romane-oblomov/

Проблематика романа Гончарова Обломов Помощь по литературе

Гончаров назвал роман «Обломов — «романом-монографией».

Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

В первой части романа неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев».

Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обло-мова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть.

Важно

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой».

Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.

Вторая и третья части романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя.

Читайте также:  Почему поэма «мёртвые души» так называется?

Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России.

В отличие от Обломова Штольц — это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека.

Он постоянно в движении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) — ив этом видит счастье. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская).

Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет… контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова. О детстве и семейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги.

Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги). Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Обломов же «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд».

Совет

Однако и образ Штольца более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова, говорит о «честном» и «верном» сердце Обломова, «которое не подкупишь ничем». Именно Штольца автор наделил пониманием нравственной сути Обломова, и именно Штольц рассказал «литератору» всю историю жизни Ильи Ильича.

И в конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии, он приходит к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов. Это «отражение» образов друг в друге можно рассмотреть как процесс соединения крайностей.

Важное место в романе занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, — одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герои проходит испытание любовью. Гончаров не дает развернутого портрета Ольги, но подчеркивает, что в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». В первый раз перед Обломо-вым мелькнул контур его идеала.

Разрыв был закономерен, ибо Ольга и Обломов ждали друг от друга невозможного. Он самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать всем: «спокойствием, молвой, уважением». Она от него деятельности, воли, энергии. Но Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Это чувствует и Обломов, когда пишет ей письмо.

В дальнейшем каждый из героев обретает такую жизнь, которая соответствует его идеалу. Ольга выходит замуж за Штольца, Обломов находит сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В ее доме на Выборгской стороне «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее».

Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/3694_problematika_romana_goncharova_oblomov.htm

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

  Скачать сочинение

    Роман И.А.Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником.

Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. В своем романе Гончаров дает широкое обобщение «обломовщины» и исследует психологию угасающего человека. Гончаров затрагивает проблему «лишних людей», продолжая труды Пушкина и Лермонтова на эту тему. Как и Онегин и Печорин, Обломов не нашел применения своим силам и оказался невостребованным.

     Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он.

Обратите внимание

Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории.

Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать.

Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль.

Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…

    Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а «обломовщина». В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной.

    Захар – отражение своего хозяина. Он не любит что-либо делать, любит только поспать и поесть. Чаще всего мы видим его на лежанке, а главной отговоркой от каких-либо действий было: «А что, разве я это придумал?»
    Гости Обломова тоже не случайны.

Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек.

Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя), мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии.

Важно

Обломов находил упоение в стихах…), а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.
    Д.И.Писарев написал, что понятие «обломовщины» «не умрет в нашей литературе». В чем же корни «обломовщины»? Гончаров в образе Обломова раскрывает черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью.

«Сон Обломова» – это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. Этот сон – не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Пора детства очень важна для жизни человека: она формирует его нравственный фундамент, способность любить, ценить семью, близких людей, родной дом. «Не скоро ели предки наши…» – сказал А.С.Пушкин.

Обед для русского человека всегда был чем-то большим, чем простое насыщение. Среди всех забот «главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу». «Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке».

Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Символом сытости ее был пирог. После обеда наступал сон. «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады». Это была жизнь, похожая на сказку, но «другой жизни обломовцы и не хотели».

Характерно для них было:
    • покой;
    • бездействие, мелочность интересов;
    • сытость во всем;
    • исполинский пирог и самовар;
    • малограмотные помещики;
    • скупость (на деньги);
    • сон.
    Обломовцы никогда не знали душевных тревог, никогда не смущали себя туманными умственными или нравственными вопросами.

    Обломовка – волшебная сказка, в которой вырос Илья Ильич. Единственный труд обломовцев – поедание пищи. Отношение к труду – как к наказанию, страх перемен, неумение сделать самому что-либо для себя. Образ жизни предков находит в герое свое завершение. Родители оградили Илюшу от труда, приучили его к праздности и паразитизму, развили в нем чувство превосходства над другими.

    Этот образ стал крупнейшим обобщением мирового значения. Он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени (общечеловеческое качество). Он превратился в существо апатичное и инертное.
    Но неверно видеть в Обломове только отрицательного героя. Он отличается душевностью, чистосердечием, совестливостью, мягкостью.

Он добр («у него сердце, как колодезь, глубоко»). Обломов чувствует, что в нем «закрыто, как в могиле, светлое и доброе начало». Он не способен на зло, наделен мечтательностью. Эти положительные черты раскрыла в нем Ольга Ильинская. Гончаров подвергает своего героя испытанию любовью. Ольга начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование…

Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы разбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке.

Совет

Она не хочет верить, что он так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все, пренебрегает даже условностями и приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию.

Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Но Обломов вовсе не умеет любить и не знает, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни.

Он является пред нами разоблаченный, как он есть, молчаливый, сведенный с красивого пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом. Вся его жизнь представляет собой один большой сон.

И во время этой спячки нам показывается картина жизни человека, задающего себе постоянно один вопрос: «Что делать?» Все его действия сводятся к тому, что он лежит на диване и думает: «Вот хорошо бы было, если б…» В его разуме наблюдается сплошная «разруха», с которой он не в силах справиться.
    Обломов – человек с широкой душой и горячим сердцем.

У него «сердечная любовь» к Ольге, а у нее – «головная». Ветка сирени становится символом их любви. На какое-то время Ольга сумела вернуть Обломову желание жить, но… Было признанье и было предложение. Этой любви не суждено было иметь продолжение. Любовь к Обломову очень изменила Ольгу. Она повзрослела, стала более серьезной, печальной.

    А Обломов? Он, наконец, обрел свой идеал жизни и любви. На Выборгской стороне в доме А.М.Пшеницыной в сознании Ильи Ильича окончательно теряют свои границы сказка и реальность. Пшеницына – полная противоположность Ольги Ильинской, «головной» любви Ольги противопоставляется традиционная «сердечная» любовь, которая не руководствуется целями, а живет любимым.

С появлением Обломова жизнь Агафьи Матвеевны наполняется смыслом. Выборгская сторона – это идеал жизни Обломова, его любимая Обломовка.
    Верный друг Штольц в конце романа еще раз пытается поднять Обломова с дивана, но безуспешно. Как только Обломов решил, что достиг жизненного идеала, то начался процесс умирания героя. Умер он тихо и незаметно, как и жил.
     Но один из самых главных вопросов романа остается: Каким вообще должен быть русский человек?
    Обломов, как мы выяснили, не идеален. Штольц тоже не идеальный герой. Его деятельность ради деятельности несет в себе страшное разрушительное начало. Штольц не может так чувствовать, мучиться, страдать, как Обломов. В нем отсутствует воображение. Он никогда не задает себе вопросов «зачем?», «почему?», которые так мучили Обломова. Гончаров неспроста пишет главу, в которой нет уже Обломова, но мы можем проследить судьбу его сына – Андрюши. Быть может, ему суждено стать «прототипом» русского человека. У него, быть может, будет такая же душа, как у отца, его мягкость, доброта. Но, воспитанный в доме Штольца, он приобретет деловую хватку, любовь к труду, устойчивость перед ударами судьбы. Он будет лучше Штольца и Обломова, быть может… А впрочем, как знать…
    Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. Добролюбов писал об Обломове: «Коренной тип русской жизни». Крепостной уклад жизни сформировал их обоих (Захар и Обломов), лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. Главное в жизни Обломова – футлярность и лень.
    С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая саму почву, на которой она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас.

    Обломовщина – бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для произведения послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

64580 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00030001184864171123

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]