Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.
В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя.
Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества.
Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское.
Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.
Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.
Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.
В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.
Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова.
Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного.
Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.
Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.
Сочинение Петербург в Евгении Онегина
В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых – тридцатых годов девятнадцатого века.
Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители.
Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.
В романе Петербург выступает местом, где начинается и заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского.
С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное.
Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами.
На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой и пребывание в рабочем кабинете.
Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.
Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.
Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.
Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века.
Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым.
Петербург – это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.
← Образ и характеристика Шабашкина в романе Дубровский
← Образ Петербурга в поэме Медный всадник↑ ПушкинХарактеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский →
Образ и характеристика Людмилы в поэме Руслан и Людмила →
- Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс рассуждение
Пословицы рассказывают о том, как следует поступать. Они основаны на многовековом опыте народа, который сумел сделать определенные выводы из этого мира и в итоге создал такие краткие формулы - Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала Толстого сочинение
Полковник Петр Анисимович является самым противоречивым персонажем в произведении «После бала». Но, как известно, любовь отца бывает слепа. - Анализ произведения Шолохова Родинка
В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране. - Сочинение по картине Саврасова Оттепель. Ранняя Весна
В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж. Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу. - Сочинение на тему Радость жизни. Что такое радость жизни
Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, одни измеряют ее финансовым благополучием, другие – душевным комфортом и теплом.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-peterburga-v-romane-evgenij-onegin
Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений Онегин
Про город автор упоминает практически с первых строк, когда рассказывает про Онегина. Он «родился на брегах Невы». Пушкин упоминает, что в этом городе гулял и он. Но северный климат вреден для него. Тем самым он намекает на свою ссылку в Михайловское. Когда Онегин был маленький, у него был гувернёр-француз. Он водил его гулять в Летний сад.
И сразу мы погружаемся в моду высшего света Петербурга. Пушкин описывает, как одета молодёжь того времени, одной фразой «как денди лондонский одет». Это подразумевает современные и элегантные наряды. Онегин был подстрижен «по последней моде». Далее поэт описывает меню лучших ресторанов и питейных заведений.
Вот Пушкин описывает кабинет Онегина. По предметам интерьера можно определить, что привозили иностранные купцы в Россию из дальних заморских стран. Ведь Петербург всю свою историю был крупным торговым центром на севере России.
Поэт описывает не только быт и нравы высшего общества, но и простого люда тоже. Вот военные солдаты маршируют под стук барабанов. По улицам снуют разносчики еды. У них под ногами скрипит снег. Сразу становится ясно, что на улице зима. Дым из труб валит в небо столбом, значит, ветра нет и на улице мороз. Если смотреть через дым на солнце, то он кажется голубого цвета.
Вот педантичный немецкий пекарь вовремя, Пушкин награждает его эпитетом «аккуратный», открывает свою «хлебную» лавку. На голове у него бумажный колпак. Он открывает не дверь, а маленькую форточку, которая называется «васисдас». Причём, народ торопится за хлебом, поэтому, немец отворяет свою форточку «не раз».
Извозчик торопится на биржу. Женщина из района Охты тоже куда-то торопится с кувшином в руках. По улице Миллионной равномерно постукивают дрожки.
Каналы чем-то напоминают каналы в Венеции. По сонной реке плывёт лодка, и в воздухе звучат «Торкватовы октавы». Вот так опосредовано Пушкин даёт понять читателю, что речь идёт об Италии.
Это навевает поэту грустные воспоминания о Венеции, где с моря ветер гонит «адриатическую волну», и он в гондоле с итальянкой, читает ей стихи Петрарки. Он страдает от безответной любви. Смотрит на холодное Балтийское море и вспоминает теплую Адриатику.
Пушкин мастерски описывает природу города. Прозрачное и светлое летнее ночное небо над Невой. Ночь, как живое существо – благосклонно дышит.
В самом начале романе Петербург живёт в ожидании грядущих перемен. В воздухе витает дух свободы. У людей на устах имена английских утопистов-социалистов Адама Смита, Руссо, Байрона и русского Чаадаева. Петербург – город декабристов.
В конце романа мы видим Петербург глазами повзрослевшей Татьяны. Пожилые дамы «в чепцах и в розах», но почему-то злые. Да и молодые девушки не улыбаются, наверное, корсет тугой, дышать нечем. Дань последней моде. Старик с седою головой, чем-то надушенный. С несовременным чувством юмора, который никого уже не смешит. Глупые лица, которые «кочуют» с одного бала на другой. В общем, скучно.
Сочинение 2
В своем романе гениальный поэт особенно выделил Северную столицу — Санкт-Петербург. Этому городу писатель отводит важную роль, так как сюжет романа был завязан именно там. Главный герой, Евгений Онегин, родился «на брегах Невы». Писатель знакомит читателей с жизнью дворянского общества.
Дворяне любили хорошо проводить свободное от дел время в увеселительных заведениях, ресторанах. Посещение балов также входило в их постоянный круг обязанностей, как и времяпровождение в светских раутах. Жизнь аристократов была бурной, и Пушкин превосходно изобразил это на примере Санкт-Петербурга.
Его главный герой посещает не только питейные заведения, но и ходит в театры и работает у себя дома.
Петербург изображен как город, который ждет перемен. Это столица, где происходили волнения декабристов, и читатель воспринимает его в сравнении с Москвой, а писатель даже олицетворяет с Венецией. И это не мешает представить свой отличительный образ неповторимого Петербурга.
Герой романа Евгений Онегин был очарован Петербургом, да и сам автор лестно отзывался о красоте города. Невский проспект, Набережная Невы, Фонтанка, Летний сад, Театральная площадь и другие восхитительные места оставляют самые приятные воспоминания. Жить в собственном доме в те времена могли себе позволить только очень богатые люди.
Планировка такого дома приравнивалась к дворцовому стилю. Петербург — центр моды и красоты. Он представлен в романе как законодатель мод. Ему приписывают европейские новшества и блеск высшего общества. Но Пушкин думал, что в этом благородном обществе, легко очерстветь душой и потерять добро. Петербург — холодный и суровый город. В нем не хватает тепла и уюта.
Красивые и грандиозные здания хорошо гармонируют с яркими и шумными гуляньями. Но автор в душе мечтает о теплых местах.<\p>
Свой роман Пушкин начал писать в 1823 году и закончил в 1830. В самом романе Петербург сыграл наиболее важную роль. В середине своего повествования автор описывает Москву. Он как бы хочет противопоставить две главные столицы и выявить различие.
Знакомство с Москвой автор увековечил стихотворением известным почти каждому — «Москва, как в сердце…».
Эти строки Пушкин писал после ссылки. Его возвращение в Москву после долгого отсутствия сказалось на теплых стихах про столицу.
Петербург славится разными достижениями в области культуры и искусства, но для автора он остается холодной северной Пальмирой, а Москва стоит на семи холмах и представлена в виде панорамы.
И там будет показано изобилие золотых крестов, соборов и огромных колоколов. Это отличает Москву и показывает ее православные традиции, в другом, отличном от Санкт-Петербурга, аспекте.
- Сочинение на тему Опыт – самый лучший учитель
Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.<\p> - Анализ рассказа Шолохова Алешкино сердце
Произведение входит в состав сборника коротких новелл писателя, названного «Донскими рассказами». События произведения происходят на небольшом хуторе в период установления большевистской власти в донских краях в годы страшной засухи - Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)
В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона. - Анализ трагедии Фауст произведения Гете
Произведение Гёте стало одним из самых знаковых и влияющих на мир литературы, поэзии, и искусства. В процессе его повествования раскрываются несколько сюжетных линий, происходит трагическая любовная история - Сочинение на тему Описание природы зимой
Зима – наиболее холодное из всех времен года. Однако многие ждут ее с нетерпением. Трескучие морозы сковывают льдом реки, образуя каток.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-peterburga-evgenij-onegin
Готовые школьные сочинения
Фев
06 2010
Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» изображена богатая русская география – от лиц с провинции до столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба.
И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Но Пушкинское описание самое лучшее.
В его произведениях это не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.
В романе «Евгений Онегин» читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает не самые лучшие и любимые уголки столицы – рестораны, театры, бальные залы…
И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин). Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник – краски. Вот
- «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою »,
- «Дыханьем ночи благосклонной
- Безмолвно упивались мы» Нева,
- неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова, будто для сине-зеленого венецианского канала:
- «Лишь лодка, веслами махая,
- Плыла по дремлющей реке:
- И нас пленяли вдалеке
- Рожок и песня удалая…»
Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо знакомы – например, улица Миллионная – где «…дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг». Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным.
На строках романа мы находим настоящие гимны шампанскому (Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки»)
Пушкин сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнение не прямое, оно сделано посредством изображения картины – образ лодки, которая плывет по реке: «…Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке..» Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо: «…Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав»
Образ Венеции завершается загадкой об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой «в тайной молчаливой гондоле…» и волшебных строфах Петрарки…
Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море – теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил».
«Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы.
И все же, исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспомнит другие места – и заметит: «Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
- В глуши звучнее голос лирный,
- Живее творческие сны»
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/obraz-peterburga-v-romane-a-pushkina-evgenij-onegin/
Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» изображенная богатая российская география – от столиц до провинции, от столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие картинки, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и Москва, и село, и дворянская усадьба.
И над всеми описаниями на наивысшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Пушкинский ряд картин из них наилучшая.
В него произведениях описано не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а как жил герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.
В романе «Евгений Онегин» читатель видит от начала лишь край изгороди пожилого сада, куда мисье водит гулять малого Евгения. Позднее автор показывает наилучшие, любимейшие уголки столицы – рестораны, театр, балльные залы…
И уже в конце первой главы обид Петербурга возникает перед читателем, картинками быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, « с кувшином охтенка спешит и под ногами снег рипить», «из коминив прозрачный дым столбом возрастает голубым…», пекарь, умимець аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкина).
Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит хорошие слова, словно художник – краски. Вот «прозрачный и ясный ночной свод над Невой», «дыханием ночи голубливим нимотно упивались мы…».
Нева, пока петербургская река, «закованная в гранит», да и для нее найдено влюбленные слова.
Будто для сине-зеленого венецианского канала: «Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке и душа манили гребци песнями вольними своими…»
Места, о которых поэт нашел несколько хороших слов, хорошо познаваемые – Истории Тулон, улица Миллионная – где «на Миллионной стук колес внезапно возникал и рос. Каждое из любимых мест связано для автора с чем-то приятным.
На страницах романа мы находим истинные гимны шампанскому (вдовы Клика, или Мое благословеннее вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («люблю, как сойдутся друзяки, потеревенить при вине, в сумеречной тишини, во время между волка и собаки…»).
Пушкина сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнения не прямое, оно сделано через изображенную картинку – образ лодки, которая плывет рекой: «…Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке, и душа манили гребци песнями вольними своими…»
Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо; «… Торкватових октав еще бы слаще очаровывал…» Образ Венеции довершается упоминанием об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой « в тайной молчаливой гондоле…» и волшебные строфы Петрарки…
Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт виднеется о другом море – теплое, свободное, «где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, маню паруса кораблей…» – пишет о себе автор из Берегивневи.
и все же, петь гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкина вспомнит другие места – и заметит: «Я был родившийся для мира и для сельской тишини: там лучше слышать гордую лиру, буйнее цветут творческие сны…»
Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»
Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/02/blog-post_671.html
Петербург пушкинской поры в романе «евгений онегин»
Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работа на протяжении восьми лет, с весны 1823г. до осени 1831г. и можно смело сказать, что «…чувства, понятия, идеалы» автора отражены в полной мере в его романе. Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении. Пишет он «рукой пристрастной», что лично знаком с главным героем:
Онегин добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня. [13,c.7]
В романе у Пушкина Петербург показан светским и в какой то мере праздным. Особое внимание автор уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин, главный герой пушкинского произведения.
Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина – типичный день столичного дворянина. Таким образом, на примере одного человека Пушкин воссоздаёт картину жизни всего петербургского светского общества.
Модные дневные прогулки по определённому, установленному негласными правилами светского этикета маршруту:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе… [12,с.11]
Затем – обет в ресторане, посещение театра. Причём для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не художественным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. К тому же это необходимо, это полезно. Посещение театра как обязательное светское развлечение входит в состав правил хорошего тона. Пушкин даёт своему герою следующую характеристику:
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис… [12,с.12]
День молодого франта завершает бал, любимое времяпрепровождение столичных дворян.
Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, как о вещах, чуждых ему, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро «наскучивает».
Пустота света и богатство личности, способность искать и находить подлинный смысл жизни – две стороны эпохи в пушкинском романе «Евгений Онегин».
По-разному видели Петербург Гоголь и Пушкин. У Гоголя он страшный, опасный, таинственный, гибельный город под властью чиновников, денежных и материальных ценностей, с его лачугами и нищетой. У Пушкина же он светский, театральный, праздный и в то же время «пустой».
Общее в видении Петербурга у Пушкина и Гоголя то, что они не довольны настоящим положением вещей. Пушкин – властью монарха, «пустотой света» и существующей политической обстановкой. Гоголь – деспотизмом чиновников, нищетой простого люда на фоне богатства света.
Закончить свой реферат я хочу словами Гоголя из его «Петербургских записок» 1836г., каков же был Петербург в начале 19 века:
«…Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щёголь Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там Нева, там Финский залив. Есть куда поглядеться. Как только заметит на себе перышко или пушок, ту ж минуту его щелчком…Петербург – разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и похаживает на кордоне, охорашиваясь перед Европою, которую видит, но не слышит.
Петербург весь шевелится, от погребов до чердака; с полночи начинает печь французские хлебы, которые назавтра все съест немецкий народ, и во всю ночь то один глаз его светится, то другой… в Петербург идёт русский народ пешком летнею порою строить и работать…Петербург весь расточился по кусочкам, разделился, разложился на лавочки и магазины и ловит мелких покупщиков… продаёт галстуки и перчатки своим чиновникам…». [13,с. 97]
Источник: https://studbooks.net/590720/literatura/peterburg_pushkinskoy_pory_romane_evgeniy_onegin
Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Действие романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» происходит в Петербурге, Москве и провинции. Москва и Петербург… Древняя столица, сердце России, и столица молодая, европейская, город Петра, символ государственной власти…
Издавна названия этих городов находятся рядом в сознании каждого русского человека, издавна поэты и писатели противопоставляли их друг другу, отдавая предпочтение тому или иному городу. И в «Евгении Онегине» Пушкин не обошел стороной два великих города.
С Онегиным мы встречаемся в Петербурге, с Татьяной – в деревне, но именно через Москву она едет в северную столицу, где и решается судьба – ее и Онегина.
Пушкин описывает Петербург с некоторой иронией и сатирой, особенно это относится к устройству быта города и его трудовых будней. Вот как описано трудовое утро столицы: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит…
Не обошел поэт стороной и быт петербургских дворян, их образ жизни, воспитание. Все столичное дворянство представлено нам в лице главного героя романа – Евгения Онегина. Следуя вместе с Пушкиным за Онегиным, мы видим, что он, оказавшись «на свободе», «наконец увидел свет». Его учили «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь».
Он по-французски совершенно<\p>
Мог изъясняться и писал.
Легко мазурку танцевал
Этого было достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».
Ни сплетни света, ни бостон,<\p>
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,<\p>
Ничто не трогало его,<\p>
Не замечал он ничего.
«волшебный край». В восьмой главе поэт иронизирует, описывая город, и противопоставляет душевному состоянию своего героя, вернувшегося в столицу, бесконечные званые ужины, которые устраивает петербургское светское общество: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.
В то же время Пушкин показывает и другую сторону петербургского света. Он приводит свою музу «на светский раут», и она любуется «шумной теснотою, мельканьем платьев и речей».<\p>
Ей нравится порядок стройный<\p>
Олигархических бесед,<\p>
И холод гордости спокойной,<\p>
И эта смесь чинов и лет.
И здесь нет никакого противоречия. Петербургский свет был неоднороден. В нем встречались люди пустые и бездушные, но в этом же обществе вращались и молодые генералы 1812 г., вернувшиеся из Европы, и будущие декабристы, и люди искусства, к которым принадлежал сам Пушкин. Из всех героев романа именно Татьяна воплотила собой лучшую часть высшего общества.
Москва, России дочь любима,<\p>
Где равную тебе сыскать?
Эти слова Дмитриева относятся к Москве – древней столице России, ее истории и культуре. Втом эпиграф – строка Баратынского – выражает отношение самого поэта к Москве: Как не любить родной Москвы?
Третий же, взятый из комедии Грибоедова «Горе от ума», передает отношение автора к московскому свету:
Гоненье на Москву! что значит видеть свет!<\p>
Где ж лучше? Где нас нет.
Когда мы читаем о приезде Татьяны Лариной в Москву, то город предстает перед нами таким, какм его видел Пушкин. Поэт как бы делится с нами своими впечатлениями. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!
Сколько искренней любви, сколько чувства вложил поэт в строки, дорогие для каждого русского человека!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!<\p>
Как много в нем отозвалось!
Поэт словно заново переживает войну 1812 г., когда Наполеон пошел на Москву, и с гордости) говорит о том, что город остался непокоренным: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля:<\p>
Нет, не пошла Москва моя<\p>
К нему с повинной головою.
Но вот Татьяна уже едет по московским улицам, видит дома и прохожих – одним словом, жизнь города, и Пушкин повествует нам об этом, приближаясь в своем рассказе к разговорному языку:
Мелькают мимо будки, бабы,<\p>
Мальчишки, лавки, фонари,<\p>
Дворцы, сады, монастыри…<\p>
Балконы, львы на воротах<\p>
И стаи галок на крестах.
«не видно перемены; все в них на старый образец». В светских гостиных всех занимает «бессвязный, пошлый вздор». Пушкин дает уничтожающую характеристику «пустому» московскому свету:<\p>
В бесплодной сухости речей,<\p>
Расспросов, сплетен и вестей<\p>
Не вспыхнет мысли в целы сутки,<\p>
Не дрогнет сердце, хоть для шутки…
И лишь Вяземский, безусловно, авторитетный для Пушкина человек, его друг, подсев к Татьяне, «душу ей занять успел». Пушкинское отношение к свету совпадает с чувствами Татьяны, которой «душно здесь», которая «волненье света ненавидит» и «мечтой стремится… в деревню».
И позже, заняв высокое положение в петербургском обществе, Татьяна признается Онегину, что «всю эту ветошь маскарада» она охотно отдала бы «за те места, где в первый раз» встретилась с ним, где жила настоящей жизнью, где любила и страдала, а не играла роли великосветской дамы.
Москва и Петербург… Прекрасны эти города, имеющие славную историю, дорогие каждому русскому человеку. Однако жизнь каждого города состоит из повседневных забот, суеты, жизни светского общества. Но и самому автору, и его героям чужд великосветский шум, потому что для них есть другие ценности…
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/267/266451.htm
Сочинение по литературе. Москва и петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений онегин»
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства.
Для этого воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства – две столицы, Москва и Петербург. Мир автора и героев неотделим от этих мест, каждому из них уделено большое внимание, в том числе в лирических отступлениях. Важна роль Петербурга и Москвы, сменяющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета.
В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность:
Вот мой Онегин
Острижен по последней моде.
В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.»
Петербург – центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Необходимо обратить внимание на авторское отношение к западноевропейским веяниям. В романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно говорить только о мягком юморе:
…Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, –
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
… Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…
Можно заметить, что в Петербурге время стремительно бежит, для измерения времени в Петербурге используется «брегет».
Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения Онегина – воплощение суеты.
Бывало он еще в постели:
К нему записочки несут,
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут…
В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения.
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!
Существенно различаются «Петербург Онегина» и «Петербург автора». Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга, на примере фрагментов, посвященных театру:
«Петербург Пушкина»:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил…
…Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись…
Сейчас же:
…Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
… Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?
Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света.
В то же время показаны (или, по крайней мере, упомянуты) весьма достойные представители великосветского дворянства (например П.А.Вяземский).
заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повествователю ( в Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе).
Итак, образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.
Москва занимает промежуточное, срединное место в композиции произведения. Она- тема седьмой главы ( хотя действие
главы начинается в деревне). В начале 7-й главы мы видим три эпиграфа, посвященные Москве, в которых выражается отношение автора к этому городу:
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
Дмитриев
Как не любить родной Москвы?
Баратынский
Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет.
Грибоедов
Москва имеет нечто общее с Петербургом (историческая столица, присутствие светского общества) Московская жизнь скучна и пуста.
Все в них так бледно, равнодушно:
Они клевещут, даже скучно…
Важно обратить внимание на московский пейзаж:
…Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы…
… уж столпы заставы
Белеют: вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
В этом наборе слов Пушкин умело показал Москву со всех сторон. В строфе XXXVI автор говорит великие слова, известные любому русскому человеку, в которых отразилась глубокая любовь Пушкина к этому противоречивому городу:
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
В седьмой главе также имеет большое значение гражданско-патриотическое отступление на тему событий минувшей войны:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Исключительно важны в московских сценах прямые и «скрытые» отсылки к «Горю от ума».
Примечательно, что в Москве не появляется Онегин (в композиционном отношении московский эпизод симметричен «путешествию Онегина», где, соответственно, не появляется Татьяна).
Можно заметить, что в культурно-мифологической перспективе Москва ассоциируется с женским началом, а Петербург – с мужским. В соответствии с этим в Москве важное значение имеет женский мир, мир «бабушек» («И хором бабушки твердят://
«Как наши годы-то летят!» )
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/3475.html
Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»
В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта охвата действительности необычайна.
В первой главе автор подробно характеризует Петербург, его нравы, обычаи. Узнавая об образе жизни, который ведет Онегин, читатель видит «брега Невы», театр («Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит …
И, взвившись, занавес шумит»), улицы, бульвары (« Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет И радуги на снег наводят…», «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар… »), петербургские балы.
Жизнь юного героя полностью подчинена образу жизни, который ведет светское общество Петербурга; она состоит сплошь из развлечений:
Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник?
Уклад жизни рабочего Петербурга отличается от образа жизни аристократии. Ранним утром Онегин «полусонный в постелю с бала едет», а «Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит… И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой ва-сисдас».
Уклад жизни москвичей подробно описан автором в седьмой и восьмой главах, когда в Москву везут сватать Татьяну:
Передними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой… Уже столпы заставы Белеют: вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. Автор любит Москву («Ах, братцы! был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!», «Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), гордится ею:
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.
Москва более патриархальна, чем Петербург. Жизнь старшего поколения размеренна и однообразна:
Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец; У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи Николавны Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж; А он, все клуба член исправный, Все так же смирен, так же глух И так же ест и пьет за двух.
Образ жизни светских москвичей мало чем отличается от жизни петербургской аристократии:
И в Петербурге, и в Москве превыше всего ценится мнение высшего света. Не зря Евгений Онегин даже в деревне, боясь прослыть трусом, принимает от Ленского вызов на дуэль. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заслужить уважение в высшем обществе. Примером тому служит главный герой:
Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет — И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Сам автор замечает с иронией: Так воспитаньем, слава богу, У нас не мудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм… Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха.
Главное среди аристократов — достаток, высокое положение в обществе, тонкое обращение и соблюдение внешних приличий. Евгений не занят полезным делом («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…
», «Томясь душевной пустотой, Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…»). Но он умеет «…
лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным…. Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаяньем готовым, Приятной лестью забавлять…
Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!» Все эти «таланты», которыми обладает герой, делают его востребованным в обществе.
Законы, царящие в высшем свете, изменили и Татьяну — она из провинциальной девочки превратилась в настоящую светскую даму. Выйдя замуж за генерала, она стала законодательницей зал: Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?
Но все же, даже вращаясь в высшем обществе, Татьяна сохраняет свою нравственную чистоту и цельность натуры. Понятия «семья», «честь» для нее превыше всего, и даже ради любви к Онегину Таня не способна на Измену.
Широта изображения русской действительности XIX века делает роман реалистичным произведением. Я считаю, что роман имеет не только литературную ценность, но и историческую, ведь читатель может ярко представить быт и уклад жизни людей того времени.
Источник: https://5litra.ru/soch/16-moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-pushkina.html
Образ Петербурга в произведениях Пушкина, сочинение
Жизнь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связана с городом, основанным Петром Первым. Здесь, в Петербурге, по окончании Лицея, прошли его первые взрослые годы, здесь же к нему пришла литературная известность. Сюда, в Петербург, который еще застраивался, и приехал Пушкин из Царского Села, где учился в Лицее.
Поэт приехал в Коломну, удаленную от парадной части города, так как родители были стеснены в средствах и выбрали дешевый район города.
По вечерам Пушкин спешил из Коломны в центр города, где его ждали друзья, литературные собрания, театр, светские знакомства, беседы и встречи.
Юный Александр Пушкин рос как поэт, как человек, набирался новых впечатлений, любовался растущим Петербургом. Поэтому город на Неве не мог не найти отражения в произведениях будущего великого поэта.
Петербург для него — это и оплот самодержавия, и воплощение петровских реформ, и отражение целой эпохи, ее нравов, порядков и привычек.
Образ Петербурга возникает практически во всех произведениях крупного жанра: в поэме «Медный всадник», в «Пиковой даме», в «Капитанской дочке» и, конечно же, в романе «Евгений Онегин».
И в каждом произведении город выглядит по-разному — в этом и проявляется гениальность поэта.
Пожалуй, самым противоречивым выглядит Петербург в поэме «Медный всадник». Начинается произведение с признания в любви «юному граду Петрову», который вознесся «из тьмы лесов, из топи блат».
Созданный самодержцем Петром I, он стал воплощением самодержавия, но для «маленького человека», вроде главного героя поэмы Евгения, он стал источником горя.
Построенный вопреки всем законам природы, Петербург регулярно подвергался наводнениям, жертвой которого однажды и стала возлюбленная Евгения.
В итоге протест героя оборачивается его сумасшествием и смертью, и преобразования Петра меркнут на фоне трагического финала.
Да, Петербург — символ эпохи Петра, своеобразный памятник его основателю, но в восприятии читателя появляются как будто два Петербурга: «город пышный» и «город бедный», город, чей «строгий стройный вид» восхищает, и город, где царит «дух неволи».
Этот мотив позже разовьет в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский: в его романах мы увидим Петербург как город контрастов.
Так как «Пиковая дама» — мистическая повесть, Петербург тоже погружается в мистический полумрак. В полумраке стоит под окнами Лизаветы Ивановны Герман, в полумраке появляется он в спальне графини, в таком же сумраке проходят все три игры, после которых герой сходит с ума.
Предметом изображения у Пушкина опять же становятся два мира: мир тех, кому материальные блага даны при жизни (высшее общество, представительницей которого была старая графиня), и мир тех, кто всеми правдами и неправдами мечтает разбогатеть, чтобы быть причисленным к этому обществу.
Карточная игра для многих становилась пропуском в этот мир. Но какую цену порой за это приходилось платить? Герману пришлось взять грех на душу: старая графиня умерла после тщетной попытки Германа добиться тайны трех карт.
Автор сосредотачивает внимание читателя на жизни верхушки петербургского общества — молодых аристократах, многие из которых находились на военной службе, но их жизнь сводилась к развлечениям на родительские деньги.
Промотавшись и не получая больше поддержки от родителей, они старались выгодно жениться, чтобы снова каждый вечер садиться за игровой стол.
Именно в «Пиковой даме» возникает образ Петербурга, ставшего столицей высших возможностей человека. Но возможность эта для многих становится призрачной, как для Германа, ведь секрет процветания с помощью трех заветных карт оборачивается сумасшествием: долгожданный туз оборачивается пиковой дамой, и справедливость торжествует, а зло наказано.
И только в романе «Евгений Онегин» читатель видит и «высший» свет Петербурга, и рабочий люд. Когда главный герой Евгений утром с бала едет «в постелю», «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден».
С утра все при деле: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик».
И только представители высшей знати Петербурга, утомленные шумом бала, едут домой, чтобы, проспав до обеда, снова быть готовыми к очередным ночным увеселениям.
И все-таки Петербург для Пушкина всегда оставался городом его молодости, первой любви, надежд на перемены к лучшему, а еще это был город, где жили его друзья — будущие декабристы.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
Александр Сергеевич Пушкин, краткая биография
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Осень», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/827-obraz-peterburga
Маршрут по онегинским местам Петербурга
В Петербурге начинается и завершается роман «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Город предстаёт и композиционной частью, и отдельным героем произведения, меняющимся вместе с сюжетом. Евгений Онегин — типичный представитель петербургского высшего света.
Он родился и вырос в Петербурге, вёл образ жизни, присущий столичной дворянской молодёжи: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Сегодня мы совершим прогулку по онегинским местам Петербурга и представим себе, как выглядел обычный день главного героя бессмертного романа.
<\p>
«Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет<\p>
Не прозвонит ему обед».<\p>
Под этим бульваром, где фланирует Евгений, подразумевается обширный Адмиралтейский бульвар-променад, протянувшийся вдоль Адмиралтейства. Так он назывался вплоть до 1872 года.
Сейчас на этом месте разбит Александровский сад. Кстати, бульваром в пушкинское время называли и Невский проспект. Посреди проспекта до 1820 года был проложен бульвар, доходивший до Аничкова моста через реку Фонтанку (в то время мост был ещё без скульптур Клодта, его украшением служили четыре каменные башни).
По обе стороны бульвара часто устраивались в зимнюю пору катания на санях.<\p>
Ресторан Talon — известный в Петербурге ресторан искусного французского повара Пьера Талона. Это модное заведение существовало до весны 1825 года. Он находился в доме 15 по Невскому проспекту, где ныне существует ресторан Талион.
В описываемый период времени этот ресторан был одним из самых модных и дорогих в Петербурге. Об этом свидетельствует меню, описанное Пушкиным:<\p>
«Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, Из Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым<\p>
И ананасом золотым».
<\p>
Повар ресторана Talon был французом и создал такое место, где посетители могли бы чувствовать себя как в модных ресторанах Лондона и Парижа. Золотая петербургская молодёжь, к которой, несомненно, относился и Онегин, собиралась в этом ресторане для холостых «завтраков».
<\p>
После пребывания в известном ресторане<\p>
«Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почётный гражданин кулис,<\p>
Онегин полетел к театру…»<\p>
Мы вполне можем предположить тот путь, которым следовал Онегин к Большому Каменному театру.
Сначала по Большой Морской улице, затем мимо тогда ещё только строящегося по проекту О. Монферрана Исаакиевского собора, по набережной реки Мойки, через Поцелуев мост, на Театральную площадь. Облик Театральной площади пушкинского времени в целом близок к современному виду площади. За одним исключением: нет Большого Каменного театра, куда отправился Евгений.
На месте здания театра, с использованием его фундаментов, во второй половине ХIХ века было выстроено здание Консерватории. Знакомого здания Мариинского театра на площади тоже ещё нет. Его выстроят только через 77 лет после открытия в 1783 году Большого театра.<\p>
«И в Летний сад гулять водил» — строчка, знакомая каждому.
Действительно, в Летнем саду Онегин очень часто гулял и в детстве со своим воспитателем Mosiur l`Abbe, и когда был уже взрослым самостоятельным мужчиной. Простой петербургский люд гулял лишь по праздникам, а в будни без дела не слонялся по улицам. Господа, напротив, ежедневно после полудня прогуливались по бульварам: зимой — на Невском, весной — возле Адмиралтейства, на Стрелке Васильевского острова, а также по центральным набережным Невы и в Летнем саду.<\p>
Поэт нашёл несколько красивых слов и о Миллионной улице, где
«…дрожек отдалённый стук
С Мильонной раздавался вдруг».<\p>
С приездом императрицы Екатерины Второй в Зимний дворец смежные с дворцом улицы и площади стали украшаться и отстраиваться.
Так, Миллионной (Большой Миллионной) в это время дано новое направление, и начаты постройки богатых домов, от которых она получила своё название.
Прежде эта улица была проведена искривлённой линией от первого почтового дома (нынешний Мраморный дворец) и называлась сперва Троицкой; потом, застроенная деревянными домиками немецких мастеров, она называлась Немецкой, и после — Греческой.
«Дрожек отдалённый стук», раздававшийся ночью с Миллионной, упоминается в романе скорее всего в связи с тем, что на этой улице размещались гвардейские казармы, среди обитателей которых было немало друзей и приятелей Пушкина.
Гвардейцы вели достаточно свободный образ жизни, ночные прогулки, поздние возвращения были частым явлением, поэтому стук копыт и весёлые клики, позднею порой раздающиеся с Миллионной, были характерной приметой пушкинского Петербурга.<\p>
А. С. Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник — краски. Неву, «закованную в гранит», он описывает влюблёнными словами, а каналы сравнивает с венецианскими:<\p>
«…прозрачно и светло
Ночное небо над Невою…»
«Дыханьем ночи благосклонной<\p>
Безмолвно упивались мы!»
«Лишь лодка, вёслами махая, Плыла по дремлющей реке: И нас пленяли вдалеке<\p>
Рожок и песня удалая…»<\p>
С наступлением весны Онегин, который зимой вёл замкнутую, затворническую жизнь, покидает свой дом и отправляется к Татьяне. Где же могла жить пушкинская героиня? Из текста романа мы знаем, что её муж занимает в свете достаточно высокое положение: их семью «ласкает двор», в доме бывают представители дипломатической элиты (Татьяна «с послом испанским говорит»). Кроме того, есть ещё одна важная деталь: герой «несётся вдоль Невы в санях». Можно предположить, что дом Татьяны находился на Английской набережной, в непосредственной близости от Зимнего дворца, где находились особняки высшей петербургской знати.<\p>
Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/marshrut-po-oneginskim-mestam-peterburga/