Семья в романе Война и Мир – Сочинение
Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Семья — это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее.
Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия.
Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествования три семьи — Курагины, Болконские, Ростовы.
В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нравственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях — те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.
Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неискренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля — успешную карьеру, для Элен — брак с одним из самых богатых в России людей.
Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему представляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству».
Оказывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу.
«При чём я числюсь, папа?» — цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болконского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.
Элен — жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула.
Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хитростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен.
Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.
И отец, и молодые Курагины — это хищники. Одна из их семейных ценностей — умение вторгнуться в чужую жизнь и сломать её в угоду своим эгоистическим интересам.
Материальные выгоды, способность казаться, но не быть — вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодости и красоты, умирает Элен Безухова.
Семья Болконских — из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек чести, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, насколько его сын выполнит одну из главных заповедей — быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.
И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих.
Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей.
В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.
В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными.
Он принимает участие в бесславном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г.
Болконский «навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».
Добрый дух семьи Болконских — княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.
Семья Ростовых — это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.
Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, — все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.
Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они живут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.
Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни единого выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.
Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.
Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.
На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.
В заключение можно сказать, что высшие семейные ценности для любимых героев Толстого — чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.
Здесь искали:
- тема семьи в романе война и мир
- Семья в романе война и мир
- семьи в романе война и мир
Источник: https://Sochineniye.ru/semya-v-romane-vojna-i-mir/
Семья в понимании Л. Н. Толстого (по роману “Война и мир”)
Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир
Готовые Домашние Задания
В романе «Война и мир» Толстой поднял много важных тем: война, честь, преданность родине, любовь, взаимоотношения между людьми.
Список можно долго продолжать, но я хочу более внимательно рассмотреть, как автор раскрывает тему семьи в своем произведении.
Болконские, Курагины и Ростовы – истории трех совершенно разных семей вошли в основу романа. Но Ростовы наиболее близки к толстовскому идеалу.
Семья – то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые опыты, первые впечатления и знания об устройстве мира мы получаем от родителей. И важно даже не то, чему учат нас мама и папа.
Важно то, какой они подают пример своими поступками, насколько они чтут, поддерживают и передают детям семейные традиции, как действуют в тех или иных критичных ситуациях.
И Ростовы – подходящий эталон сплоченной русской семьи.
Ростовы – это граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей – Вера, Наташа, Николай и Петя. Также практически членом их семьи стала Соня, племянница графа, которая с детства росла и воспитывалась в доме Ростовых.
Глава семьи Ростовых – граф Илья Ильич Ростов – мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. В ранних набросках к роману Толстой характеризовал своего героя как небрежного, непоследовательного, несколько тщеславного, но в целом добродушного человека. Граф очень любит своих детей и жену.
Он глубоко чувствует искусство, прекрасное. Но этот герой крайне непрактичен в житейских вопросах. Он может потратить немногие оставшиеся у него деньги на роскошный бал. Илье Андреевичу чужды расчет, корысть, алчность. Его жена – старая графиня – отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам.
Она находит отраду в своих детях.
У детей много схожих черт: они откровенны друг с другом, имеют понятие о чести и достоинстве, способны испытывать глубокие чувства, добры и отзывчивы. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью.
Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. Возможно, Вера была старшим ребенком, она знала, что такое быть единственной дочерью и поэтому скрыто ревновала родителей с младшим братьям и сестрам.
На мой взгляд, с помощью образа Веры Толстой хочет подчеркнуть, что чем больше в семье детей, тем больше хороших качеств у них развивается.
В отличие от старшей дочери, к воспитанию младших графиня подошла с иной стороны. В основу взаимоотношений с детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание.
Эти идеи были взяты у модного в то время философа Ж.Ж.Руссо. Поэтому, когда младшие дети начали подрастать, в доме Ростовых поселились смех, веселье и праздник.
Любое событие, будь то бал, охота или именины становятся настоящей радостью для всех, кто в них принимает участие.
Отец смог привить своим детям чувство чести. Именно поэтому он с легкой душой отпускает младшего сына Петю на войну. Гибель мальчика трагична.
В романе дано описание такого материнского горя, равное которому трудно найти у других писателей. Старая графиня поседела и чуть не лишилась рассудка. Наташа разделила с матерью ее горе.
Именно она помогла графине справиться с горем, была вместе с ней в трудный момент.
Николай очень походит на Наташу и Петю. Он стал военным, повзрослел, приобрел жизненный опыт. Все отчетливее в его характере стали проступать «отрицательные» черты ростовской породы. Во всех трудных случаях, когда надо размышлять, он действует не раздумывая.
Чем взрослее становится Николай, тем все более выясняется, что он – посредственный, недалекий человек. В конце романа этот герой становится рачительным хозяином. При этом Николай заявляет, что будет до конца своих дней защитником старых порядков.
В этом герое больше чем в других просматривается продолжение семейных традиций Ростовых. Крестьяне отмечают, что у Николая лучше получается вести хозяйство, чем у старого графа, простые люди ценят и уважают молодого барина.
В этом образе Толстой выразил свою приверженность к крепостничеству и патриархальному укладу жизни.
Несомненно, любимой героиней в семье Ростовых является Наташа. На страницах романа мы видим, как она из девочки превращается в женщину, совершает не всегда правильные поступки, но искренние и идущие из самого сердца. Наташа живет в полном смысле этого слова. В ее любви нет места корыстным интересам, ее дружба крепка и надежна.
Для матери Наташа – близкая подруга и лучик света. И еще больше поражает в этой хрупкой девушке огромная духовная сила и доброта. Судьба отняла у Наташи горячо любимого брата, будущего мужа Андрея Болконского. Но в итоге подарила ей радость материнства.
Наташа тоже является идеалом Толстова, где женщина прежде всего – мать и жена, и ее интересы ограничиваются семьей и детьми.
Искреннюю любовь испытывает писатель к семье Ростовых. В этой большой и дружной семье царит атмосфера любви, взаимопонимания. Здесь очень теплые и дружеские взаимоотношения. Ростовы принимают самое живое участие в радостях и бедах друг друга. Семья в понимании Толстого – нравственный ориентир, которым должен дорожить человек.
Сочинения по теме:
- Дворянское общество в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
- Различия и общие черты в героях романа Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
- Образы главных героев в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
- Тема отцов и детей в романе Л. Н. толстого “Война и мир” сочинение
Источник: https://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/semya-v-ponimanii-l-n-tolstogo-po-romanu-voyna-i-mir
Характеристика семей в романе “Война и мир”: краткое описание в таблице (образы дворянских семей)
Именины у Ростовых. Художник И. Архипов |
Дворянские семьи в романе “Война и мир” играют ключевую роль в сюжете произведения.
В романе “Война и мир” Толстого участвует пять главных семей: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие и Безуховы.
Также в романе упоминаются и другие, менее яркие семьи: Берги, Карагины, Долоховы и т.д.
Ниже представлена характеристика семей в романе “Война и мир” в таблице: краткое описание семей, список членов каждой семьи.
Смотрите:
– Краткое содержание романа “Война и мир”
– Все материалы по роману “Война и мир”
Характеристика семей в романе «Война и мир» | |
Семья Ростовых | |
· Граф Ростов (отец)
· Графиня Ростова (мать) · Вера Ростова<\p> · Николай Ростов<\p> · Наташа Ростова<\p> · Петя Ростов<\p> · Соня |
Семья графов Ростовых – самая положительная и счастливая семья в романе. Ростовы – это богатые московские дворяне. Ростовы – добрые, честные, отзывчивые, простые и гостеприимные люди (за исключением Веры). В семье Ростовых царит теплая и дружеская атмосфера. Помимо своих 4-х детей, Ростовы воспитывают приемную дочь Соню. Ростовы – непрактичные, доверчивые люди. Они не умеют вести дела, поэтому к концу романа разоряются.
Подробнее о семье Ростовых >> |
Семья Болконских | |
· Николай Болконский (отец)
· Андрей Болконский<\p> · Лиза Болконская · Марья Болконская · Николенька<\p> · Мадемуазель Бурьен |
Болконские – богатая и знатная семья князей. Глава семьи, старик Болконский – строгий и жесткий человек, отставной генерал. Из-за него в семье царит тяжелая, напряженная атмосфера. Старик Болконский любит дочь Марью и сына Андрея, но очень строг и суров с ними. Тем не менее, Болконские – это достойные, уважаемые, честные люди. |
Семья Курагиных | |
· Князь Василий Курагин (отец)
· Княгиня Курагина (мать) · Элен Курагина · Ипполит Курагин · Анатоль Курагин<\p> |
Семья Курагиных – одна из самых отрицательных семей в романе. Семья князей Курагиных – богатая и уважаемая. Но при этом Курагины – неглубокие, развращенные, корыстные и подлые люди. В семье Курагиных много «скелетов в шкафу». Например, мать Курагиных завидует своей дочери. Анатоль и его сестра Элен состоят в странных отношениях. А отец семейства, князь Василий, не любит своих детей и считает их обузой.
Подробнее о семье Курагиных >> |
Семья Друбецких | |
· Княгиня Анна Друбецкая (мать)
· Борис Друбецкой |
Семья Друбецких – обедневшая семья князей. Семейство Друбецких – это вдова-мать Анна Друбецкая и ее единственный сын Борис. Друбецкие очень дружны с Ростовыми и пользуются их добротой. Княгиня Друбецкая – хитрая, расчетливая женщина. Ради счастья сына она готова на все. Борис очень похож на мать. Он тоже расчетливый, хитрый, целеустремленный человек.
Подробнее о семье Друбецких >> |
Семья Безуховых | |
· Граф Кирилл Безухов (отец)
· Пьер Безухов · Элен Курагина · Наташа Ростова |
Семья Безуховых – богатая и влиятельная семья. Глава семьи, старик Безухов – это знатный, богатый, но развратный человек. У него есть множество внебрачных детей. Любимый внебрачный сын графа – это Пьер Безухов. Пьер мало знает своего отца, но наследует от него миллионное состояние. В начале романа Пьер женится на Элен Курагиной. Затем, в конце романа, Пьер женится на Наташе Ростовой. Они создают «молодую семью» Безуховых, счастливую и крепкую.
Подробнее о семье Безуховых >> |
Это была характеристика главных дворянских семей в романе “Война и мир” Толстого в таблице: краткое описание семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых и список членов семей.
Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/harakteristika-semej-vojna-i-mir-tablica-opisanie.html
Изучаем вместе
Зерно прозревает в СЕМЬЕ,
В СЕМЬЕ человек вырастает.
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.
Семья — это родство не только по крови.<\p>
В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет.
Как говорил Сухомлинский, семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире существует не только добро, но и в противовес ему зло. Есть семьи, связанные лишь фамилией. Ее члены не имеют ничего общего между собой.
А ведь интересно, кем станет человек, личность которого формировалась в атмосфере безразличия и отсутствии ласки? Три семьи – Болконские, Курагины и Ростовы – как бы являют собой то самое добро и зло.
На их примере можно подробно рассмотреть все то семейно-человеческое, что только бывает на свете. А собрав их воедино, получить идеал.
Представители старшего поколения совершенно не похожи между собой. Считающий пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум Болконский. Хлебосольные, простодушные, простые, доверчивые, щедрые Наталья и Илья Ростовы.
Очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимающий важный придворный пост Курагин. Между ними нет ничего общего, кроме того, что все они семейные люди. У них совершенно разные увлечения и ценности, разный девиз, под которым они идут вместе со своей семьей (в том случае, если эта семья существует).
<\p>
По-разному представляются отношения между старшим поколением и детьми. Изучив и сравнив это «качество», можно подтвердить или оспорить термин «семья», которым объединены эти люди.<\p>
Семья Ростовых наполнена доверчивостью, чистотой и естественностью.
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, верность семейным отношениям. Все это включает в себя, казалось бы, идеальная семья, главное в отношениях которой — любовь, жизнь по законам сердца.
Однако и у такой семьи есть пороки, что-то, что не позволяет ей стать эталоном. Возможно, немного жесткости и строгости не помешало бы главе семейства. Неумение держать хозяйство привело к разорению, а слепая любовь к детям действительно закрыла глаза на правду.
Семье Болконских чуждо проявление сентиментальности. Отец — непререкаемый авторитет, вызывающий благоговение со стороны окружающих. Он сам занимался с Марьей, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Отец любит своих детей, а они почитают и любят его.
Их связывают трепетные чувства друг к другу, желание заботиться и оберегать. Главное в семье — жизнь по законам ума. Быть может, недостаточное проявление чувств отдаляет эту семью от идеала.
Воспитанные в строгости, дети носят на себе маски, и лишь некая крохотная часть их излучает искренность и восторженность.
А можно ли назвать семьей Курагиных? Их история не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых. Курагиных объединяет только родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей. Дети для князя Василия лишь обуза. Он относится к ним безразлично, желая их сплавить побыстрее.
После слухов о связи Элен с Анатолем князь, заботясь о своим имени, отдалил от себя сына. «Семья» здесь — кровные узы. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения фальшивы, лицемерны. Этот союз – один большой минус. Семья сама по себе отрицательна. Как мне кажется, это и есть то самое «зло».
Пример семьи, которой просто не должно быть.
Семья для меня – это настоящий маленький культ. Семья – это дом, в котором хочется остаться навсегда, а ее основанием должны стать любящие друг друга люди. Качества двух семей – Ростовых и Болконских – я хотела бы воплотить в своей семье.
Искренность, забота, понимание, любовь, переживание за близкого, умение оценить ситуацию и не идеализировать своих детей, желание воспитать полноценную личность – вот то, что должна представлять собой настоящая семья.
Строгость и рассудительность Болконских, любовь и покой Ростовых – вот то, что способно сделать семью по-настоящему счастливой.<\p>
Понятие семьи в романе описывается со всех сторон.
Источник: https://steptostudy.ru/2015/04/sravnenie-semei-v-romane-voina-i-mir.html
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». на Сёзнайке.ру
Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир».
В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими.
Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.
В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере Ростовых и Болконских.
В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич- московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый.
Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши.
Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь его детей для него превыше всего.
Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтобы он попал в штаб, а не в действующий полк.
Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам.
Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду- а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить.
Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.
В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – также как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность.
Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины.
Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.
Еще один член семьи – Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.
В образе Ростовых Толстой воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Но не все молодое поколение этой семьи пошло по стопам родителей. В результате женитьбы Веры на Берге образовалась семья, не похожая ни на Ростовых, ни на Болконских, ни на Курагиных.
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявления нормальных чувств- эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).
Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приятные в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.
В результате влияния мужа, Вера, еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры, привитые ей, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые, скорее, опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему.
Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества.
Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.
Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается не легким для Андрея.
Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви.
Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить.
Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней.
Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.
Болконским не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.
Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит.
Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый.
Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.
Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство.
Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия.
Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.
Перейдем теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души.
Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.
Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».
Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.
Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается.
И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут.
Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.
——————————————————————————————————————————-
От обычного семейного романа роман толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям.
Н. Берковский
Наверное, именно этим можно объяснить такой глубокий интерес к миру семей главных героев романа. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, – по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
Попробуем расположить семьи, представленные в романе по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.
Берги
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность).
По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств – эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).
Берг «эксплуатирует» войну 1812года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги -= точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.
Вера (хотя и принадлежит по рождению к ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры им «правильность суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Курагины – князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирила Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера.
Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.
Элен достойно завершает семейную галерею – это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.
Отсутствие связей, душевной близости делает данную семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно заключить свои наблюдения, такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
Болконские
Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах, осмысленную жизнь. Он весь в прошлом – он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.
Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя – его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, – расплата за его деспотизм.
Болконский живет «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость.
Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских – безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи и друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного),
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
Ростовы
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам.
Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.
Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненных, что фактически явилось разорением Ростовых.
Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье ростовых наследуют от родителей лучшие качества – искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.
И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рассказывает о двух молодых семьях.
Николай Ростов и Марья Болконская
Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Этот союз, в котором муж и жена духовно взаимнообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
Наташа Ростова и Пьер Безухов
Цель их любви – супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию – интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины – только мужу.
Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь – смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины – в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее назначение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных.
Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.
В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/2187——–%7C–r
Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (План-сочинение)
Мысль семейная в романе. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» определяет широту и разнообразие тематики произведения, на фоне которой одной из центральных становится тема семьи, т. к. именно она, по мысли писателя, является основой основ. Подробно изучает автор романа «анатомию» трех семей: Болконских, Ростовых и Курагиных.
Семья Болконских. Л. Н. Толстой представляет в романе три поколения семьи Болконских. Главой семьи является старый князь Николай Андреевич Болконский, которого беспрекословно слушаются и сын Андрей, и дочь Марья. Долг, честь, благородство, патриотизм — это принципы, по которым живут Болконские.
Эти черты характера сумел воспитать в своих детях Николай Андреевич. Показательна сцена прощания отца и сына перед его отъездом в армию: «Целуй сюда… спасибо, спасибо! За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься Служба прежде всего».
В семье Болконских ценятся ум и деятельность — качества, не очень востребованные в высшем свете, но этот факт совершенно не заботит старого князя, каждый день занимающегося с дочерью геометрией.
За внешней холодностью и даже суровостью скрывается отцовская любовь и забота о будущем Марьи: «Нельзя, княжна, нельзя… математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится — слюбится».
Сын Андрея — Николенька — в эпилоге еще маленький мальчик, но уже в нем видна та же работа души и ума, которая отличает всех Болконских.
Семья Ростовых. Это семейство предстает на страницах романа после рафинированного салона А. П. Шерер и кардинально отличается от «приличьем стянутых масок» светских львов и львиц. В доме Ростовых царит простота и естественность. Атмосфера взаимопонимания, уважения и радушия — вот воздух, которым дышат и Наташа, и Николай, и маленький Петя.
Чувства доминируют в этой семье, и постижение сути «народного» духа является интуитив ным проникновением. Эта открытость, «ум сердца», широта души предстают в эмоциональной русской пляске Наташи. Все члены семьи Ростовых очень близки друг с другом (несколько не вписывается только старшая сестра Вера).
Для дома Ростовых истинный патриотизм также естественен, как и для семьи Болконских. Неразрывная связь с народом проявляется в решении отдать подводы раненым и оставить свои вещи, когда оставаться в Москве было просто невозможно. Семья считает это решение единственно возможным. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>
Семья Курагиных. Л. Н.
Толстой стремится представить в романс реалистичную картину, а потому показывает и иной тип семейных взаимоотношений, где царят холодный расчет, ложь и раздор. Сплетни и интриги — это мир князя Василия Курагина, в который он органично вводит и своих детей — Анатоля и Элен.
За мнимым блеском и роскошью скрывается алчность, эгоизм и способность ради достижения своих целей пойти на преступление. Семья Курагиных — это «светская чернь».
Семья, по Л. Н. Толстому, становится достойной наградой для его любимых героев. Эпилог романа — это гимн духовным и нравственным основам семьи. Здесь две счастливые семьи — Пьера и Наташи и Николая и Марьи — как бы объединяют в себе «ум сердца» Ростовых и «ум ума» Болконских. Материнство становится высшим призванием женщины.
На этой странице материал по темам:
- что отличает семью болконских от ввсшего света
- план к сочинению мысль семейная в романе война и мир
- семья болконских в романе война и мир план
- сочинение с планом на тему война и мир
- тема семьи в романе война и мир кратко
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/sochineniya/vojna-i-mir/tema-semi-v-romane-l.-n.-tolstogo-vojna-i-mir-plan-sochinenie
Тема семьи в романе Толстого Война и мир
———————–
Пакет №2
Тема семьи в «В. и М.»
Что такое семья? Это ячейка общества, группа людей, связанных родственными узами или же это нечто гораздо большее: любовь, нежность, привязанность, уважение? Для каждого из нас семья – это не только родные, но и просто близкие люди. Ведь бывает, что некоторых родственников просто нельзя назвать семьёй.
В русской художественной литературе девятнадцатого века тема семьи раскрывается многими авторами: Тургеневым, Достоевским, Толстым… В Романе- эпопее «Война и мир» эта тема также нашла своё отражение.
Автор показал жизнь России на протяжении целой исторической эпохи, и, мне кажется, этого нельзя было сделать без изображения семей того времени.
В произведении наиболее ярко представлены две семьи – династии Болконских и Курагиных.
Начнём с последних. Глава семьи Курагиных – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит. Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умён, галантен, одет по последней моде.
Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный, грубый. Князь Василий живёт в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе. Он готов даже на преступление ради денег.
Это подтверждается его поведением в день смерти старого графа Безухова. Князь Василий дотов на всё, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как всё меняется.
Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.
Перейдём теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются её статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души.
Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устраивании балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеётся ему в лицо.
Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признаётся, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год».
Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».
Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьёй. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуёмная жажда денег.
Абсолютно другую картину представляет собой семья Болконских. Толстой показывает три поколения этого рода: старый князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья и внук Николенька. Из поколения в поколение в этой династии передаются лучшие человеческие качества: чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм.
Старший князь Болконский, считающий, что «на свете есть только две добродетели – деятельность и ум», всегда следует своим убеждениям. Он много времени трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью. Он не представляет себе жизнь в бездействии.
Для него важнее всего понятия долга и чести. Николай Андреевич бесконечно любит своего сына и вряд ли переживёт его смерть, но в то же время ему лучше видеть сына мёртвым, чем обесчещенным и замаравшим доброе имя Болконских.
Старик также сильно любит Марью, но всячески скрывает свои чувства, порой даже грубо обращается с ней.
Князь Андрей является достойным сыном своего отца. Честь, благородство, пытливый ум – все эти черты он унаследовал от Николая Андреевича. Он очень любит Россию, готов совершить подвиг во имя родины.
Во время войны 1812 года, несмотря на то, что он дал слово не участвовать в боях после событий
1805-1807 годов, он снова становится в строй, воюет на передовой, а не отсиживается в штабе, хотя и имеет такую возможность.
Такие поступки Андрея обусловлены его происхождением и воспитанием, которое он получил в своей семье. Возможно, единственный недостаток князя – это высокое самомнение и чувство своей исключительности.
Несколько отличается от брата княжна Марья. Она мягка, душевна, набожна, скрытна и замкнута. В чём же причина? На мой взгляд, причина кроется в излишней строгости отца и в отсутствии материнской ласки, ведь жена Николая Андреевича рано умерла, оставив мужу на воспитание двух маленьких детей.
Строгость отца зачастую отталкивала от него дочь, Марья даже испытывает страх при занятиях с ним. Противоречия между страхом и дочерним долгом очень сильны в душе княжны, несмотря на это она считает все поступки отца праведными.
Даже когда князь увлекается служанкой Бурьен, она оправдывает его и молча страдает.
В семье Болконских лучшие качества передаются по наследству. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»,– думает князь Андрей перед Аустерлицем. Через много лет его сын даёт себе клятву: «Все узнают меня, все полюбят, все восхитятся мною». И ему можно верить, ведь он
– достойный потомок своего отца, и, мне кажется, Николенька добьётся успеха и признания в жизни.
Казалось бы, при всём благородстве Болконских в их семье не должно быть недостатков, но они всегда есть. У этого дома главный – слишком позднее осознание очевидных вещей. Князь Андрей слишком поздно понял, как он любил свою жену, только после её смерти.
Старший князь Болконский слишком поздно ощутил свою любовь к дочери. Если в семье Курагиных много пороков, изжить которые могут лишь они сами, то понятия чести и долга в семье Болконских достойны восхищения, хотя эта семья не идеальна.
Я надеюсь, что современные семьи будут следовать примеру
Болконских, а не Курагиных.
Источник: https://diplomba.ru/work/97934
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Вариант 1<\p>
«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям, – «пишет о романе «Война и мир» Н. Берковский.<\p>
В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, -семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.<\p>
Попробуем расположить семьи, представленные в романе, по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.<\p>
Берги.<\p>
В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств – эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги, – точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.<\p>
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что. «фундамент», положенный в её основу, – материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.<\p>
Курагины – князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.<\p>
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственно начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею – это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.<\p>
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.<\p>
Болконские.<\p>
Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом – он истинный аристократ, и все традиции аристократии им бережно сохраняются.<\p>
Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя – его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, – расплата за его деспотизм. Болконский живет «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети – князь Андрей и княжна Марья – любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских – безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).<\p>
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.<\p>
Ростовы.<\p>
На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из. Москвы в 1812 году, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества – искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.<\p>
И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рассказывает о двух молодых семьях.<\p>
Николай Ростов и Марья Болконская.<\p>
Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.<\p>
Наташа Ростова и Пьер Безухов.<\p>
Цель их любви – супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию – интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины -только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь – смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины – в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.<\p>
Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.<\p>
Вариант 2<\p>
“Война и мир” – одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805- 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что “мысль семейная” является главной в романе “Анна Каренина”, в романе-эпопее “Война и мир” она также занимает весьма важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. Автор блестяще обрисовал многие характеры в романе, показал их становление и развитие, что называют “диалектикой души”. Толстой, уделяя большое внимание истокам формирования личности человека, имеет сходство с Гончаровым. Герой романа “Обломов” не родился апатичным и ленивым, а таковым его сделала жизнь в его Обломовке, где 300 Захаров готовы были выполнить любое его желание.<\p>
Следуя традициям реализма, автор хотел показать, а также сопоста-: вить между собой различные семьи, которые являются типичными для своей эпохи. В этом сравнении автор нередко использует прием антитезы: одни семьи показаны в развитии, тогда как другие являются застывшими. К последним относится семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Так, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отношении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, супруги все время в разлуке. К тому же Элен высмеивает желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, – обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.<\p>
Полная противоположность Курагиным- семья Болконских. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, высоконравственные и сложные характеры.<\p>
Отец семейства – князь Николай Андреевич Болконский, человек екатерининской закалки, ставящий честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном – князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца, не роняет чести. В отличие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести старинного рода Болконских.<\p>
Дочь старого князя Болконского – Марья, человек чистой души, набожный, терпеливый, добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отеческая любовь к ней запрятана в глубине его души. Автор подчеркивает в характере княжны Марьи жертвенность собой во имя другого, глубокое понимание дочернего долга. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: уменье понять другого человека, войти в его положение – вот одна из главных черт ее характера. Эта черта часто помогает сохранить семью, не дает ей распасться.<\p>
Еще одна антитеза клану Курагиных – семья Ростовых, показывая которых, Толстой делает акцент на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, хлебосольство, нравственная чистота, неиспорченность, приближенность к народной жизни. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых – индивидуальность.<\p>
Николай, старший сын Ростовых, – человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Старый граф говорит, что графиня “что-то с ней намудрила”. Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и жедает видеть своих детей счастливыми во что бы то яи стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.<\p>
В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”. Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.<\p>
В итоге мы видим, что “мысль семейная” является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3756-mysl-semejnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir