Анализ рассказа «подснежник» (и. бунин)

Для педагога | Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина “Подснежник” и “Красавица”

Автор: Ильина Галина Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ “Гимназия №39”
Населённый пункт: г.

Уфа
Наименование материала: Статья+методическая разработка
Тема: Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина “Подснежник” и “Красавица”.
Дата публикации: 11.09.

2016
Раздел: среднее образование
<\p>

Назад

Ильина Г.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №39» г.Уфы

Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина «Подснежник» и «Красавица»

1. В центре каждого рассказа – мироощущение ребёнка.

Рассказ «Подснежник».

Саше 10 лет; у него умерла мама, но есть «милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать». Есть и отец, которого мальчик очень любит. Приезд отца становится для Саши праздником. Саша чист, свеж, он новичок в этом мире, поэтому похож на только что проклюнувшийся подснежник. Необходимость учиться в гимназии привела его в уездный городишко, в чужую семью. Жизнь здесь скучна, грустна, он чувствует себя одиноко. Однако отец любит мальчика, а Саша любит отца и всё, связанное с родной деревней. Поэтому грязный городишко, прокуренный трактир не омрачают радости маленького героя, потому что отец рядом, и это праздник. Расставание с отцом для Саши временно: будут каникулы, отец приедет ещё. Где-то в деревне у мальчика есть родной дом. И хотя расставаться грустно, Саше есть чего ждать, есть кого любить. Это жизнь!

Рассказ «Красавица».

Мальчик – герой рассказа – лишён жизни. Ему только осталось самому спрятаться навечно в сундук покойной матери от «спокойно ненавидящей» мачехи и предавшего его отца. Красавица лишила его внимания, любви – лишила судьбы. Его «круглое одиночество» похоже на смерть. 2. Основания для сопоставления: в центре обоих произведений – маленькие мальчики и драматизм (трагизм) их судьбы; отношение детей к тому, что с ними происходит. Приёмы:  Вводная беседа (Каковы основные темы творчества И.Бунина? Каковы особенности жанра лирической миниатюры? Когда написаны рассказы? Кто стал главным героем каждого из рассказов?)  Справка+словарная работа ( можно поручить учащимся – рассказать о реалиях жизни дореволюционной России: уездный городишко, чиновник казённой палаты и др.)  Сжатый пересказ (Перескажите кратко сюжет каждого из рассказов.- Поможет выявить основания для сопоставления.)  Творческое чтение+комментированное чтение; составление таблицы:

Параметры сопоставления

«

Подснежник»

«

Красавица»

Время создания Портрет героя, его ощущения, поведение Детали портрета и поведения др. героев Худ.тропы, лексические средства Сюжет Композиция Смысл названия

Идея  Обобщение сказанного . 3. Вопросы :  Сопоставьте рассказы И . Бунина « Подснежник » и « Красавица ». Что общего и чем различаются судьбы маленьких героев этих рассказов ?  Сравните идейное содержание рассказов . Как оно отражается в названии ?  Определите хронотоп каждого из рассказов . Как он связан с идеей ?  Какие ключевые слова помогают выразить мироощущение каждого ребёнка ? Каково это мироощущение ?  Как названия рассказов выражают идейное содержание каждого из них ? В чём проявляется трагизм обречённости России и жизни человека в рассказах И . Бунина « Подснежник » и « Красавица »?<\p>

В раздел образования<\p>

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2679

о чем и чему учит рассказ Бунина “Подснежник”

Голосование за лучший ответ<\p> ТаисияКоновалова Высший разум (242470) 2 года назад Рассказ о мальчике. К мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни.

Для маленького гимназиста приезд отца – долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его “подснежником”. За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру.

В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха.

Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА. https://bunin.niv.ru/bunin/rasskaz/podsnezhnik.htm

Комментарий удален<\p> Никита Иванов Ученик (102) 1 год назад Герман Горшков Ученик (106) 1 месяц назад ======================================================================Значит вы не читали рассказ.Та есть мальчик Саша. И тетя называет его “подснежником”. У Саши голубые глаза, чистая душа.

Он тянется к знаниям.Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни. Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха.

Обратите внимание

Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.=====================================================================Рассказ о мальчике. К мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни.

Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни. Для маленького гимназиста приезд отца – долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его “подснежником”.

За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру.

В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха.

Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА. https://bunin.niv.ru/bunin/rasskaz/podsnezhnik.htm

Источник: https://otvet.mail.ru/question/189031178

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А. Бунин «Подснежник»

Иван Алексеевич Бунин

ПОДСНЕЖНИК

     Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

   Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

   Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

   А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

   На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Важно

   Живет Саша “на хлебах”, в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

   Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо.

Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.

Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

   Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

   – Мерси, папочка!

   Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, – завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

Читайте также:  Равнодушие и отзывчивость в повести «шинель» (н. гоголь)

   В трактире “чистая” половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду.

И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, – селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, – требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…

   Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

Совет

   А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

   Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

   – Подано, Николай Николаич!

   И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

   – Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

   И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…

   А лошади уже стоят у крыльца.

Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто – боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута – и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

   – До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

   1927

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_vnieklassnogho_chtieniia_v_5_klassie_po_rasskazu_i_a_bunin_podsniezhnik

Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Аанлиз рассказа И. А. Бунина “Подснежник”

Слайд 2

Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова

Слайд 3

Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

Слайд 4

Иван Алексеевич Бунин Его творчеством восхищались многие писатели и поэты: Т. Манн, Р. Ролан, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие.

Слайд 5

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко , была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

Была оттепель, стояли тёплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Обратите внимание

О ком же идёт речь в рассказе? В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет?

Слайд 6

Опережающие вопросы Каким вы себе представляете отца Саши? Опишите его.

Слайд 7

Отец приехал из глухой, занесённой сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец – человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень тёплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он всё время возбуждён городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

Совпали ли ваши представления об отце с авторским изображением героя? Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании

Слайд 8

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? Как вы понимаете выделенные слова?

Слайд 9

На нём новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного . Психологический портрет – это описание внешности героя, с указанием на черты его характера

Слайд 10

Опережающие вопросы Предположите, как будут проводить время отец и сын?

Слайд 11

Размышляем о прочитанном Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?

Слайд 12

Что ощутили главные герои рассказа, выходя из дымного трактира на воздух?

Слайд 13

На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

Слайд 14

Важно

Размышляем Как эти слова «…лазурные детские глаза» связаны с названием рассказа? Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?

Слайд 15

Антитеза – противопоставление

Слайд 16

Работаем по тексту ( в парах) С чем связано «великое горе» Саши, которое посетило его в понедельник? Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?

Слайд 17

Работаем в творческих группах Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/08/04/aanliz-rasskaza-i-a-bunina-podsnezhnik

«Подснежник», анализ рассказа Бунина, сочинение

Особенностью любого мастера, главной чертой его “почерка”, является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно – повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина – “Подснежник”. Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. “Была Россия, городишко уездный и масленица”. Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь.

Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и “болезни” сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве.

Эта тема задумчивой грустью звучит в “Подснежнике”. Озвученная за пределом слов.

Незамысловатая сюжетная линия – к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста – последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.

Для маленького гимназиста приезд отца – долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его “подснежником”. За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Совет

Еще одна основная тема – подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера – мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Читайте также:  Как подготовиться к творческому конкурсу на журналиста?

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора – его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть “болотного существования”. И настанет новая эпоха “подснежников”, и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.

Также помимо анализа «Подснежник» доступны другие сочинения:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина

  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина

  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина

  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

  • «Деревня», анализ повести Бунина

  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение

  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина

  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/165-podsnejnik-analiz

Сочинение на тему ««Подснежник», анализ рассказа Бунина, сочинение»

Особенностью любого мастера, главной чертой его «почерка», является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно — повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина — «Подснежник». Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. «Была Россия, городишко уездный и масленица». Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь.

Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и «болезни» сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве.

Эта тема задумчивой грустью звучит в «Подснежнике». Озвученная за пределом слов.

Незамысловатая сюжетная линия — к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста — последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.

Для маленького гимназиста приезд отца — долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его «подснежником». За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика — обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Образ голубоглазого «подснежника» на фоне тяжелой и смрадной действительности — как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая — как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает — суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Обратите внимание

Еще одна основная тема — подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера — мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора — его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть «болотного существования». И настанет новая эпоха «подснежников», и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.<\p>

Источник: https://schoolsochinenie.ru/podsnezhnik-analiz-rasskaza-bunina-sotchinenie.html

Бунин Подснежник (конспект урока ).docx – Разработка урока по рассказу И. Бунина “Подснежник” ( литература, 5 класс )

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению И.А.

Бунина «Подснежник» (УМК Меркина Г.С.)Тема: И.А.Бунин «Подснежник»Цели: привлечение детей к осмысленному чтению с использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками». Задачи урока: Способствовать повышению уровня исследовательской культуры. Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков.

Планируемые результаты: Предметные: воспринимают на слух литературное произведение адекватно, умеют анализировать литературное произведение, понимают и формулируют тему, идею, характеризуют героев, сопоставляют их, определяют изобразительно – выразительные средства языка, понимают их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулируют собственное отношение к произведению, создают творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведения.Метапредметные: умеют самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивают ее, определяют сферусвоих интересов, умеют подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделяют причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы.Личностные: совершенствуют духовно-нравственные качества личности, формируют готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивают эстетические чувства и художественный вкус на основе<\p>

знакомства с произведением Бунина, развивают морально-

этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других людей.1.Оргмомент.2.Проверка домашнего задания.3.Стадия психологического настроя.

В чудетство откроешь окошки-Счастливень стучит по дорожке,Цветет веселютик у речки,И звонко поют соловечки.

А где-то по дальним дорогамБредут носомот с бегерогом…Мы с ними в чудетство скорее пойдем-Спешит торопинка под самым окном,Зовет нас глядеть – заглядеться:Что там за окошком?Чу!.. Детство!4.Определение темы, цели урока.

Загадки про подснежник (слайды1,2)Первым вылез из землицыНа проталинке.Он мороза не боится,Хоть и маленький. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. Из-под снега расцветает, Раньше всех<\p>

Весну встречает.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации.

– Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?-Что вы знаете об этом цветке?-Знаете ли вы легенды, связанные с этим цветком ? Когда отмечают день подснежника?- Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? -Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока). (слайды 3,4)5. Стадия осмысления. Чтение с остановками.-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие , как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.Обратимся к тексту.Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. (слайд 5 )1 остановка-Ожидали ли вы такое начало рассказа?-Что именно оказалось неожиданным?

-Что вы знаете о празднике Масленицы? (слайды 6-13)

-В чём особенность выделенных слов? С какой целью автр их употребляет? (слайд 14)-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

-Каким вы представляете отца Саши? Опишите.Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, каквсегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

-Совпали ли ваши предположения об отце Саши с авторским описанием?-Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании (слайд 15)А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире.

Важно

Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? -Как понимаете выделенные слова ? (слайд 16)На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-

простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного

взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного! -Что такое психологический портрет ? ( слайд 17)Живет Саша “на хлебах”, в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье. 2 остановка-Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? -Соотнесите записи в таблице (слайд 18 ).

СашаСаше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки,чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.Грусть, одиночество, скучные,одинаковые дни в чужой семье.ОтецОтец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегдас блестящими от хмеля глазами.

-Какой прием использует писатель при описании отца и сына? (слайд 19 )-Для чего автор прибегает к антитезе?-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни? Предположите , как будут проводить время отец и сын ?( слайд 20 )Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того<\p>

душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор,

требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.

Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел.

Совет

Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой: – Мерси, папочка! Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, – завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь.

Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди! -Что является для Саши праздником в скучной обыденности ?( слайд 21 ).-Что ощутили главные герои , выходя из дымного номера на воздух ? ( слайд 22 ).В трактире “чистая” половина во втором этаже.

И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, – селянку на сковородке, лещав сметане, жареной наваги, – требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…<\p>

3 остановка

– Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?6.Физминутка «Весенняя природа» ( видеоролик на музыку Чайковского «Подснежник»).- О чем дальше расскажет И.А.

Бунин?Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторымистоликами и как ошалели половые в белых штанах и рубахах,носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза! -На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? (слайд 23 )-Как слова «…лазурные детские глазки « связаны с названием рассказа ? – Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире ? (слайд 24 ).4 остановка- Почему же сын счастлив?- Что произойдёт дальше?А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает<\p>

смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная

площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей.

Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный: – Подано, Николай Николаич! И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет; – Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам… А лошади уже стоят у крыльца.

Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто – боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках…

Обратите внимание

Еще минута – и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя! – До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.-С чем связано «великое горе» Саши, которое охватило его в понедельник ? (слайд 25 ).-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речьв произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков<\p>

смысл этих слов?

-Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детстваограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет.

Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».7. Стадия рефлексии:1) Дискуссия-Вот и закончился рассказ «Подснежник».

Интересно ли вам было его читать?-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?- Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным? -Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так? 2) Творческая переработка информации.

Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»Подснежник.Нежный, чистый.Ждет, скучает, грустит.Быстро проходит счастье.Незащищённость.8. Домашнее задание: У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумагиСвою мечту изобрази.Проходит детство незаметно,Не возвращается назад.И только красками напомнитВам о весёлых тех годах.Ведь жизнь она бывает разной,Угрюмой, скучной, однообразной.Но ты сквозь годы пронесиИз детства яркие мечты.

­Вот и вам предстоит « донести яркие мечты» : ответить на вопрос : «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник» ? ; нарисовать обложку к книге с этим рассказом, чтобы в ней отражена была главная мысль и настроение произведения.Литература:1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.2. Меркин Г.С.

Литература: учебник для 5 класса в 2 ч.(И.А.Бунин «Подснежник») –М., ООО «Русское слово – учебник», 2014

3. Материал Интернетресурсов

Анализ Мною показана стадия вызова: мотивационная функция (побуждение к работе), информационная(вызов на поверхность имеющихся знаний), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)Стадия осмысления: функция получения новой информации, мотивационная(сохранение интереса) Стадия осмысления. Методический приём – чтение с остановками дает возможность ученику получить опыт работы с художественным текстом, ученик выступает в роли активного и думающего читателя. Текстне должен быть знаком детям, он делится на части(не более 5 ост.),к тексту формулируются вопросы разных уровней: простые, уточняющие, творческие, интерпретационные, оценочные, практические. Рефлексия: функция коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка<\p>

процесса)

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/razrabotka_uroka_po_rasskazu_i_bunina_podsnezhnik__literatura_5_klass_-110112/131012

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]