Равнодушие и отзывчивость в повести «шинель» (н. гоголь)

Равнодушие и отзывчивость в повести «Шинель» (Н. Гоголь) | Литерагуру

(366 слов) Многие люди наверняка считают, что безразличие – это плохо.

Однако далеко не все из них смогут ответить, кого можно назвать равнодушным человеком? Я считаю, в этом незнании кроется проблема общества, где становится нормой пройти мимо страдания и горя, не помочь даже советом и утешением.

Ответ же на этот вопрос не так сложно найти, ведь русская литература богата примерами того, что можно назвать индифферентным отношением к миру и его обитателям.

В повести Гоголя «Шинель» примеры безразличия говорят сами за себя. Молодые чиновники не дают старому сотруднику их ведомства покоя, издеваются над ним, и все забавы ради. Юноши не задумываются, какую боль причиняют они своим поведением этому кроткому и безобидному человеку.

Обратите внимание

Акакий Акакиевич ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение, ведь по натуре он тихий и робкий чудак, который любит переписывать бумаги. Однако общество ополчается против него лишь за то, что он не может постоять за себя.

Безразличное отношение начальства к беде подчиненного тоже ставит читателя в тупик: как можно терпеть такое хамство? Вот таких людей, которые глухи к чувствам окружающих, которые беззастенчиво оскорбляют героя потехи ради, можно назвать равнодушными.

Не менее безнравственно поведение «значительного лица» из той же повести. Чиновник, желая порисоваться перед приятелем, распекает Башмачкина, который пришел с просьбой найти украденную шинель. Он не хочет понять, что человек живет в нищете, и для него эта вещь бесценна.

Он безжалостно выгоняет героя, пришедшего за своим естественным правом – защитой закона. Значительному лицу абсолютно все равно, что будет с тем, кого он унизил из-за собственного тщеславия. А без теплой одежды Акакий Акакиевич простужается и заболевает горячкой, которая сводит его в могилу.

Конечно, чиновник узнает о случившемся и раскаивается в содеянном. Но едва ли это кого-то спасает от уже случившейся смерти.

В образе этого должностного преступника сквозит холодом мрачный и равнодушный к судьбе маленького человека Петербург, где среди роскоши дворцов сотни людей не могут позволить себе одежду.

Таким образом, безразличие проявляется в самых респектабельных людях, которым в отдельных случаях даже не чуждо сострадание.

Однако эти «отдельные случаи» не отменяют общей закономерности – равнодушный человек всегда ставит свои желания и капризы выше судеб других членов общества, и даже вспышки отзывчивости не заставят его учесть интересы общества в следующий раз, когда очередной маленький человек будет нуждаться в помощи, но не получит ее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/ravnodushie-i-otzyvchivost-v-povesti-shinel-n-gogol/

17. Как раскрыта трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Н. В. Гоголь в своей повести «Шинель» продолжил дело основоположника темы маленького человека в русской литературе, А. С. Пушкина.

В данном произведении писатель оригинально раскрывает ее, через призму сатиры показывая читателям трогательную и невероятно трагичную историю о жизни и смерти скромного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. При этом, акцентируя наше внимание на мельчайших деталях, но обобщая их в единое целое, Н. В.

Гоголь  изображает не только судьбу одного маленького и неприметного человека, но и создает своеобразную панораму русской и в частности петербургской действительности  с характерными ей явлениями и образами.

Важно

 Изначально стоит подчеркнуть то, что условно жизнь  чиновника можно разделить на два противопоставленных друг другу этапа: до и после приобретения  шинели. 

Акакий Акакиевич до заветной покупки – это совершенно незаметный человек.

Он не отличался выдающейся внешностью: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным».

Да и с именем чиновнику, мягко сказать, не повезло: родители так окрестили ребенка, что «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

А его должность! Бышмачкин был всего лишь переписчиком да столь незначительным, что даже сторожа его департамента «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха».  Но вся гоголевская ирония заключалась в  одном очень значительном факте: герой был доволен своим положением. Да,  он унижен и жалок, но находил в этом некое удовольствие. 

Переписыванье было любимым делом Акакия Акакиевича, в котором «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Башмачкин был настолько счастлив в этом своем примитивном, предельно замкнутом мире букв, что не допускал в него ни одну живую душу.

Он ревностно защищал свое одинокое, но очень уютное существование от суровой реальности.

Хотя и это герой делал как-то жалко, но так проникновенно, что все внутри переворачивается от его слов: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Не только читателей, но и одного молодого чиновника эти строки заставили увидеть, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости».   А вспомните явно гиперболизированные страдания Башмачкина, когда его хотели повысить! А простая просьба «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье» стала для Акакия Акакиевича целой катастрофой. Вот насколько герой привык к своей маленькой, униженной жизни!

Но вдруг судьба преподносит Башмачкину грандиозное испытание: старый капот чиновника совсем изорвался – нужна новая шинель.  Покупка такой дорогой вещи – это очень тяжелое решение, которое впоследствии полностью переменило стройный порядок жизни гоголевского героя.

Совет

  Заветная шинель стала для него новой целью, наполняющей жизнь ранее неведомым смыслом. Ради нее Акакий Акакиевич отказался от вечернего чая, стал экономить свет и не заниматься переписыванием на ночь.

Башмачкин заметно преобразился: «он сделался как-то живее, даже тверже характером», «исчезло само собою сомнение, нерешительность».

А когда, наконец, была дошита шинель, герой будто бы расцвел! Вспомним, как торжествующий Акакий Акакиевич шел по улицам, заново открывая их с другой стороны,  ощущая себя причастным к радостной суматохе вечернего Петербурга. Он по-настоящему жил! Да, еще не умело, много не понимая, но жил! Даже в департаменте его стали уважать и звать на ужины и банкеты. 

    Как только герой почувствовал вкус новой, иной жизни, судьба-злодейка отбирает у чиновника источник его счастья. Вместе с шинелью у Башмачкина крадут возможность больше не возвращаться в мир переписывания.

Мужчина не согласен с таким положением дел,  ища справедливости, он сталкивается со «значительным лицом», чье распеканье  вмиг вернуло несчастного просителя в суровую реальность, заставило вновь почувствовать себя ничтожным человечком.

И не злость человеческая его погубила, а чин, страшная бюрократическая машина, на чьей совести лежит не один десяток искалеченных людских душ! Ведь «значительное лицо» был прекрасным семьянином и товарищем, но вдруг получив власть, он решает, что имеет право грубить ни в чем не повинному человеку.

 Совершенно раздавленный Акакий Акакиевич, который не смог вынести такой жестокости, умирает, забытый всем миром. Вот она, трагедия маленького человека!

Отрадно лишь то, что в финале произведения Гоголь предоставляет своему герою возможность отомстить.

  Униженный и раздавленный Акакий Акакиевич возвращается в город в образе мертвеца, который срывал с прохожих шинели, пока не добрался до своего обидчика.

Обратите внимание

И тут возникает интересный парадокс: маленький человек, не замеченный окружающими при жизни, после смерти становится грозным мстителем, наводящим страх на горожан, заставляющим их увидеть свои недостатки. 

    Таким образом, Н. В. Гоголь раскрывает трагедию маленького человека, одновременно едко иронизируя над своим героем и проявляя глубокое авторское сочувствие к нему, даря Башмачкину истинное счастье и тут же отбирая его, и, наконец, сталкивая жалкого Акакия Акакиевича с бездушным представителем государства.

Ксюша

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/ege/zadanie-17/2714-17-kak-raskryta-tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

Все мистические произведения Николая Гоголя имеют огромнейшее значение для русской литературы. В своих сюжетах автор обращается к различным явлениям жизни, которые помогают ему создавать типичные характеры того времени.

В них соединяются лирические и сатирические мотивы, делая их бесценными.

К таким выдающимся произведениям писателя относится сюжет «Шинели», где автор показывает жалкого и беззащитного человека, который старается выжить в жестком мире, где совсем нет справедливости и правды.

Основной мыслью и идеей является идея о том, что государство искалечено, рождает «маленьких» людей, которые зачастую так и не находят все-таки себя в этом мире. Они вынуждены влачить свое существование.

В повести подробно рассказывается вся обыкновенная и удивительные история жизни и мистической гибели Акакия Башмачкина, которого автор делает основным и, пожалуй, единственным, персонажем небольшой повести.

Всю свою жизнь гоголевский Акакий Акакиевич проработал обычным советником самого низшего ранга. То общество, в котором живет гоголевский персонаж, погрязло в бюрократии.

Именно такая бюрократическая система доводить героя до отупения, не желая радоваться жизни. Весь смысл его жизненного существования заключается в переписывании и копировании каких-то совершенно нелепых и совсем ненужных документов и бумаг. Башмачкин, который находится в таком обществе, сам становится его частью, и только новая шинель еще может родить в его голове какие-то чувства и желания.

Только шинель становится его смыслом. Герой голодает, чтобы собрать деньги на новое приобретение. Главным для него становится пошив новой шинели. Шинель — это основной и важный смысл всей жизни гоголевского героя.

И настоящим ударом для него становится, что неожиданно он вдруг ее лишается. Стихия равнодушия и зла обрушилась на Башмачкина. Он видит, как зло и недобро горят фонари на улице, какими пустынными становятся улицы.

Важно

Гоголевский Акакий Акакиевич совсем не может найти защиты для себя, государство отвергает его, как и общество. Но смириться с кражей шинели означало для героя вернуться назад в прошлое, где существование его не имело никакого смысла. Поэтому гоголевский герой решает бороться, отстаивая свою жизненную цель.

Сначала Башмачкин отправляется к некому частному лицу, который якобы мог бы ему помочь, но тот отказывает. Акакий Акакиевич не сдается и отправляется к генералу, который представлен в повести, как лицо значительное. Но его внешний вид уже не вызывает у генерала положительных чувств.

Он недоволен таким посетителем, а когда он узнает, о каком деле пришел просить Акакий Акакиевич, то он сначала удивлен тому, что у такого бедного титулярного советника может быть богатая и новая шинель.

Поэтому у него даже возникают подозрения о том, откуда у Башмачкина может взяться такая шинель.

И это «значительное» лицо решает выругать Башмачкина, что ведет себя так решительно и так смело, вызывающее. Он так сильно «распекал» Акакия Акакиевича, что тот не смог этого вынести. А важное лицо не думал, чтобы как-то помочь или защитить бедного чиновника, который потерял не только единственную радость в жизни, но потерял жизненную цель.

После посещения «значительного» и важного лица гоголевскому Акакию Акакиевичу вскоре стало очень плохо. Он вернулся домой униженным, слег в постель и заболел. Башмачкин через несколько дней умирает.

Но такая неожиданная смерть действующего лица не ставит в этом гоголевском сюжете точку, так как теперь начинается новый этап — возмездие. Умерший герой превращается в призрак, который начинает мстить.

Он срывает на мосту шинель с самого генерала.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Совет

В сюжете автор использовал большое число символов. Например, табакерка Петровича, который шил новую и желанную шинель для робкого и застенчивого Акакия. На ней изображен генерал, но только лицо его было стерто.

И это символично, так власть уже давно потеряла свое лицо и ничем не помогла бедному чиновнику, а лишь только довела его до смерти.

Не совсем-то случайно автор обязательно вводит в свое необычное произведение и образ булочника, так как он видит собственными глазами привидение и даже некоторое время идет за ним. И он тоже символ власти, который следит на таком низшем уровне за порядком.

Но все-таки основная и важная гоголевская мысль заключена в том, что этот мелкий чиновник, маленький и вроде бы ничтожный человек всю свою короткую жизнь потратил на то, чтобы служить другим людям.

Никого при своей земной жизни не обидел Акакий, но всегда выдерживал мирно и робко все насмешки над собой. Он не был счастлив, но испытал минуты высшего наслаждения, когда появились мысли о желанной шинели, и это его блаженство от каждой примерке становилось все сильнее.

Он изменился, стал немного другим, зажил, но только не бывает долгим счастье. Это узнал и главное действующее лицо.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/05/chelovecheskaja-zhestokost-v-otnoshenii-k-bednomu-chinovniku.html

Сочинение по повести “Шинель”

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Шинель / Сочинение по повести “Шинель”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В повести Н. В. Гоголя «Шинель», автор продолжает тему «маленького человека». Первым эту тему поднял А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Автор описывает Вырина с позиции барина, а Гоголь рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, полностью проникшись их чувствами.

    Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель». Это скромный титулярный советник, служивший в одном из департаментов Петербурга. Башмачкин ничем не примечательная и незначительная личность. Он всегда был тихим, спокойным и скромным человеком. Акакий Акакиевич очень редко обращал внимание на насмешки других.     Жил Башмачкин очень бедно.

“Он не думал вовсе о своем платье: …вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то, что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною…”; “…И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка..

.”     Духовный мир Башмачкина был очень скуден. В его мире существовала только работа, которую он выполнял с усердием. В жизни Акакия Акакиевича нет ни друзей, ни книг, ни природы. Его жизнь, можно сказать, была бессмысленна, пока не появилась цель – покупки новой шинели. Башмачкин полгода копил на новую вещь. Он мало ел, экономил на всем, на чем мог.

Стоит заметить, что только портной Петрович проявлял к герою интерес, сочувствие и понимание. И вот настал долгожданный момент. Его шинель была готова. Акакий Акакиевич идет по улице в новой шинели. Она давала ему чувство собственного достоинства. В ней он чувствовал себя не последним в обществе.

Обратите внимание

Но в этот же вечер грабители срывают с него шинель и мир Башмачкина рушится. Акакий Акакиевич впадает в уныние. Но он делает все возможное, чтобы вернуть свою шинель. И довершает эту жизненную катастрофу поход Башмачкина к «значительному лицу», который даже не выслушал Акакия Акакиевича. «Значительное лицо» прогнал Башмачкина, тем самым унизив его.

Читайте также:  Женские образы в «войне и мире»: сочинение

    Акакий Акакиевич вступил в неравную борьбу с обществом, у которого нет идеалов, совести, уважения к другим. С обществом, которому чужды нормальные человеческие отношения. Силы были неравные, и Башмачкин проиграл эту битву.
    Акакий Акакиевич стал жертвой не только неравной борьбы, но и своей бесхарактерности. Он позволил себе быть жалким и униженным.

    После встречи со «значительным лицом» Башмачкин заболел и умер. О нем не сразу вспомнили в департаменте. Но появление на улицах Петербурга Акакия Акакиевича в образе призрака, срывающего шинели с прохожих, напугало многих. И только тогда, когда призрак стащил шинель с плеч «значительного лица», он успокоился. «Значительное лицо» очень испугался.

И после этого случая он стал лучше относиться к людям.

    На протяжении всей повести видно, что Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Автор показывает, что главный герой не желает никому зла. Он тоже имеет право на счастье. Сам человек, несмотря на свою маленькую должность, не должен быть маленьким. Он должен всегда оставаться человеком. К.Г.

Паустовский написал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек».

Добавил: 10028081

69532 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Шинель”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00954221463402719228

Литературные аргументы 1

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, вернувшись из-за границы в Москву, оказался чужим для фамусовского общества, живущего по принципам лицемерия и лжи. Его поражает фальшь светского общества.

Герою чужды повадки Фамусовых и молчал иных, его разум не способен этого понять. Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.

В монологе «А судьи кто?..» Чацкий утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…

», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность.

Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств.

Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.

Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется.

Он пробует отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много того, что нужно исследовать и изучать.

Важно

Однако людям, не понимающим пылкость его натуры, сложно разгадать его мысли. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать человека, который не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий не равнодушен, он пережил личную драму, влюбляясь и разочаровываясь в своих чувствах. Страдая, ему всё же удалось отстоять своё право думать так, как он хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и совершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и понять отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны и равнодушны.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Пример дочери, забывшей о своём отце, доказывает, что бывают такие равнодушные дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. Однако они начинают понимать, что значат для них родители, только тогда, когда родных людей уже невозможно вернуть.

Главный герой повести Самсон Вырин пережил побег дочери, её равнодушие. Его существование потеряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года автор узнаёт, что на могилу смотрителя приезжала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Значит, всё же в ней проснулись разум, совесть и любовь к отцу. Однако ничего в жизни уже нельзя вернуть.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чувством самопожертвования и отзывчивостью к людям наделены две героини романа. Писатель показывает читателю две судьбы, два цельных характера, способных отдать всё ради счастья других людей.

Чуткостью и милосердием обладают Сонечка Мар- меладова и Дуня Раскольникова, они жертвуют собой во имя дорогих им людей.

Дуня Раскольникова, чтобы помочь нищенствующему брату, собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека.

Совет

Соня продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для своей семьи. Девушка страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, так как понимает, что без неё её родные просто не смогут выжить.

Семья с благодарностью принимает её жертву, боготворит Соню, её самопожертвование вызывает сочувствие и понимание. Чувство искренней любви Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, даёт ему надежду на будущее. Писатель показывает, что Раскольников из чувства сострадания к ней отдаёт свои последние деньги на похороны Мармеладова.

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ трагичен, он построен на контрасте описаний воздушных, нежных переживаний героя и реальности образов и событий.

Герой видит, как отец его любимой Вареньки равнодушно руководит избиением солдата. И эта жестокая бесчеловечная и кровавая сцена переворачивает его душу, уничтожает в нём былые чувства.

Л. Н. Толстой «Люцерн»

В рассказе поднимается проблема влияния музыки на душу человека, на его чувства, а также проблема человеческого самодовольства, чванства, равнодушия, жадности и способности обидеть ни за что. Писатель показывает странствующего нищего певца. Перед отелем, в котором останавливались только богатые, он играет на гитаре и поёт.

В этом эпизоде автор отразил общее внутреннее волнение, чувство наслаждения музыкой и показал внутренний свет, который озарил собравшихся людей.

Однако контрастом для этих эмоций становится сцена, когда после уличного концерта странствующий певец попросил у слушателей награду за доставленное удовольствие и ни один человек не дал ему ничего, многие равнодушно отворачивались, некоторые даже смеялись над ним.

Писатель возмущён равнодушием людей, для Толстого обидеть человека было равнозначно преступлению. Этот небольшой эпизод смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но и помог осознать всю глубину чувств, которыми может одарить искусство, музыка, творчество и талант.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Обратите внимание

Чувство страха перед вышестоящими, зависть чиновников приводит абсурдной и неправдоподобной ситуация, когда случайного молодого человека, остановившегося в небольшом провинциальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выполняющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хлестаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской бездуховной жизни и равнодушия общества, в котором многие рассматривают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Автор рассказывает читателю об Акакие Акакиевиче — бедном титулярном советнике, который всегда ревностно выполнял свои обязанности. Но ведь и маленький человек — это человек, и у него есть свои чувства и переживания.

Башмачкин долго мечтал купить новую шинель, он так экономил, чтобы приобрести её! Кража шинели оказалась для Акакия Акакиевича сильнейшим потрясением. Весь мир для него, казалось, перевернулся.

Некогда покорный и запуганный Акакий Акакиевич начинает бунтовать.

Человек остался наедине со своим горем, он оказался не нужным никому. Равнодушное к маленькому человеку общество не хочет ему помочь, когда он обивал их пороги, просил найти воров. Его разум не выдержал этой трагедии.

Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, а на его место приходит другой мелкий чиновник.

Если для общества смерть человека остаётся незамеченной, то это значит, что не только сам человек виноват в этой трагедии, виновато лицемерное и лживое общество.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральным образом романа является Базаров. Его равнодушный ум отвергает чувства, любовь и искусство, тем самым противопоставляя себя окружающим. Его «нигилизм», по мнению писателя, бросал вызов вечным истинам и ценностям человеческого духа и мысли, естественным потребностям человека. В его равнодушии к окружающему миру автор усматривал вину героя и причину его гибели.

Важно

Рисуя взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, писатель противопоставляет равнодушие чувству любви.

Слова Евгения Базарова обнаруживают в нём человека равнодушного, отвергающего эстетическое наслаждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумываясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь природа требует к себе бережного и внимательного отношения.

В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхищается природой со всем пылом молодости. Такие «новые люди», как Базаров, забывают о том, что природа — их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодотворного диалога человека и природы.

М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Лермонтов раскрывает преображение человеческой натуры. Любовь облагораживает героя. Этот равнодушный к окружающему игрок поддаётся воле чувств.

Маскарад — это демонстрация настоящих чувств и действительности, не ограниченных светским этикетом и моралью. Надев маску, человек становится более откровенным и искренним.

Чувства, которые испытывает светское общество, — это маскарад. Подчиняясь различным условностям, люди надевают маску безучастности, делая вид, что ничего не произошло. Но Арбенин не таков.

Он игрок и не подчиняется светским правилам. Он полагается на судьбу, ждёт, когда она предоставит ему шанс отомстить. Итог трагичен. Арбенин лишается любимой жены и своего статуса в обществе.

Он теряет разум.

А. Н. Островский «Бесприданница»

Совет

В пьесе рациональные начала, основанные на равнодушии к окружающим, зависимости человека от денег, побеждают чувства. Проблема поставлена остро: она ломает жизнь и судьбу Ларисы. Поверившая в любовь девушка страдает от навязчивых попыток матери, которая пытается пристроить её к богатому купцу Паратову.

Лариса осознаёт фальшь и лицемерие своей матери, понимает, что ей движет единственная цель — деньги. Всё естество героини сопротивляется этому. Однако Паратов предаёт её ради женитьбы на немолодой богатой женщине. Его жизненные ценности и разум побеждают чувства.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе писатель показал судьбу человека, который посвятил свою жизнь служению ложным ценностям. Он так и не испытал в своей жизни подлинных чувств, был эгоистичен и равнодушен к окружающей его жизни.

Деньги и богатство стали для него богом, и только этому богу он поклонялся. Однако когда американский миллионер умер, оказалось, что истинное счастье, подлинные чувства прошли мимо него.

Он умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В рассказе писатель изобразил крестьянку Матрёну, чьи сердце и душа были наполнены человечностью, бескорыстием, чувством сострадания и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.

Её отзывчивость проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, на брёвна ради воспитанницы Киры, так как той негде было жить. Героиня жертвует всем ради других, ради страны, соседей, родных.

Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых захлёстывает жадность. Читатель приходит к мысли о том, что благодаря своим душевным качествам именно Матрёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Е. И. Замятин «Мы»

Главный герой романа Е. И. Замятина «Мы» — Д-503.

От его лица автор ведёт рассказ о жизни общества далёкого будущего, в котором люди не похожи на себя, они превратились в равнодушные ко всему автоматы — машины, которые действуют по команде.

Обратите внимание

Единое Государство объясняет это так: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений» . Это безнравственно и жестоко.

Задача тоталитарной системы — не уничтожить полностью личность, а ограничить её со всех сторон, посадить в клетку.

Речь уже идёт не о людях, а о «нумерах». Отрицается всё светлое и доброе, отрицается и любовь. Появляется установка: «счастливы должны быть все».

«Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Но это всё же живые люди, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность.

Сделать всех равными и счастливыми невозможно. Для этого в людях нужно убить всё человеческое, уничтожить душу.

И всё же главный герой успел почувствовать счастье: на какой-то миг он стал хозяином своей судьбы, смог делать свой выбор. Однако потом он опять превращается в «нумер».

Замятин хотел предупредить современников: тоталитаризм может привести к глобальному равнодушию.

В. П. Астафьев «Людочка»

В своём рассказе «Людочка» В. Астафьев показывает, что судьба Людочки характерна для тех, кто решил покинуть свой дом в деревне и переехать в город. Эти люди столкнулись с трудностями, к которым не были готовы, их встретил равнодушный ко всему город.

Писатель раскрывает трагедию «маленького человека». Девушка вынуждена выполнять любую работу, чтобы как-то существовать. Она оказывается зажатой в экономических рамках, сталкивается с жестокими нравами города. Она вызывает у читателя сочувствие и сострадание.

Важно

Людочка не нашла поддержки у своей матери, та оказалась равнодушной к судьбе дочери. Мать догадалась, что с ней случилось, но не пожалела её. Героиня решилась на отчаянный поступок — уйти из жизни и таким образом решить свои проблемы. Астафьев возмущён тем, что люди не могут чувствовать чужую боль, они эгоистичны и лицемерны. Однако не всегда это их вина.

Людочка очень нуждалась в сострадании и отзывчивости, но натолкнулась на равнодушие близких. Девушка была так одинока, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Чудовищная безжалостность и непонимание подтолкнули её к самоубийству. Эта решимость не всем свойственна, её силе можно позавидовать, но это не по-христиански, так не должно быть.

Рассказ заставляет читателя задуматься о жизни, о нравственных вопросах, необходимость быть отзывчивым на чужое горе.

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Наши соотечественники, которые уезжали из России в начале XX в. под давлением революционных преобразований, эмигранты и изгнанники, несмотря на все изломы судьбы, были обращены к России. Они не были равнодушны к её судьбе, отзывались на все её беды и радости.

Переживая тяготы изгнания, они оставались верны своей родине. Их чувство безграничной любви дало жизнь замечательным творениям. Это стихи И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», А. Галича «А было недавно, а было давно, / И даже могло и не быть…», строки М. Цветаевой, К.

Бальмонта, З. Гиппиус и других.

Вынужденные покинуть родину, но не потерявшие любовь ней, многие из них всю жизнь хранили горстку родной земли и страдали от ностальгической боли по утраченному.

Стихи Бунина, написанные в эмиграции, пронизаны чувством бездомности, одиночества и тоски:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

В его стихах немало трагизма, горечи, отчаянья. Хотя поэта не волнуют политические или идейные распри, он живёт бьющимся в его сердце, пульсирующим словом «Россия»:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

М. И. Цветаева «Тоска по родине!»

Совет

Марина Цветаева в стихотворении «Тоска по родине!» отрешённо отзывается о потерянной родине: ведь всё равно, где ощущать одиночество, тоску, боль. Поэтесса пронесла свою любовь к родной России через все беды, выпавшие на её долю.

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно —

Где совершенно одинокой Быть…

Поэтесса теряла близких, прошла через страдания, эмиграцию, одиночество. И всё же, несмотря на отчаяние и равнодушие, звучащие в строчках, читатель чувствует её веру и надежду, когда она встречает родной до боли кустик рябины.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина…

И финальное умолчание в стихотворении подтверждает это: решайте сами, словно говорит М. Цветаева, что для вас есть родина и где она для вас — там, вдали, растоптанная и униженная, или в вашем сердце, любимая и живая. Какой любовью и нежностью к Отчизне пронизаны эти строчки!

М. Цветаева хорошо понимает, что частичка родины навсегда останется в её страдающей и тоскующей душе, потому что её связь с родной землёй не подвластна ни времени, ни расстояниям.



Источник: https://scribble.su/ege/vypusknoe-sochinenie-2018/16.html

Будь в курсе

Где проходит грань между человеком как личностью и обезличенным существом?

Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.

Комментарий ФИПИ

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

Словарная работа

РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Словарь Д.Н. Ушакова).

ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.

Синонимы

Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.

Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.

К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?

  • Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям);
  • Нуждающимся в помощи ;
  • Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину) ;
  • Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству);
  • Жизни в целом .

Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.

Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.

Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.

В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию.

По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами.

Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует.

Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».

Обратите внимание

Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:

Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.

Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа«. Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?

Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую.

Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил.

Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.

Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась».

Важно

Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.

Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением „вылущивает“ из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».

Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов);
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький);
  • Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт);
  • Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б. Шоу);
  • Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин);
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин);
  • Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков);
  • Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский).

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • В чем проявляется отзывчивость?
  • При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
  • Всегда ли нужно быть отзывчивым?
  • В чем опасность равнодушия?
  • Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
  • Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
  • К чему приводит равнодушное отношение к природе?
  • Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
  • Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?

Список рекомендуемых произведений:

  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н. В. Гоголь «Шинель»
  • И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • А. П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • В. Г. Короленко «Дети подземелья»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • А. Солженицын «Матренин двор»
  • А. Платонов «Юшка»
  • В. Распутин «Уроки французского»
  • В. Астафьев «Людочка»
  • В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
  • А. Вампилов «Старший сын»
  • В. Розов «Гнездо глухаря»

Источник: godliteratury.ru

Источник: http://cbs-kurgan.com/v_kurse/4400

Анализ произведения «Шинель» Гоголя Н.В

Анализ произведения

«Шинель» Гоголя Н.В

В 1842 году, готовя к изданию собрание своих сочине­ний, Н.В.Гоголь объединил в третьем томе повести разных лет, которые были уже опубликованы в течение 1834-1842 годов в различных изданиях. Всего в третий том вошло семь повестей, из которых одна («Рим») не была завершена. Их часто называли петербургскими повестями.<\p>

«Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшед­шего» впервые были напечатаны в 1835 году в сборнике «Арабески». «Нос» и «Коляска» появились в 1836 году в журнале Пушкина «Современник». «Шинель» была закон­чена в 1841 г. и впервые опубликована в третьем томе собрания сочинений 1842 года. Повесть «Рим» впервые была опубликована в 1842 году в журнале «Москвитянин». В повестях Гоголь сочувственно рисует образы «ма­леньких людей» — петербургских чиновников — и резко сатирически изображает дворянство и высшее чиновниче­ство. Социальная направленность этих повестей выражена очень ярко. Именно поэтому Белинский назвал их «зрело художественными» и «отчетливо конципированными».<\p>

Повесть «Шинель» является программной не только для цикла петербургских повестей Гоголя, но и для всей последующей эволюции русской реалистической литерату­ры.<\p>

Гоголь развивает здесь с огромной глубиной и силой тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкиным.<\p>

Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из низших ступеней социальной лестницы и что он лишен самых обычных человеческих радостей, но, главным обра­зом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска пони­мания собственного ужасного положения.<\p>

Бездушная государственная чиновничья машина пре­вратила его в автомат.<\p>

В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни — бессмысленное, механическое переписывание бумаг, — становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания.<\p>

Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакие­вича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальников и сослуживцев. И только если эти издеватель­ства переходили всякие границы, Акакий Акакиевич крот­ко говорил обидчику: «Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?» И рассказчик, голос которого часто сливается с голосом автора, замечает, что в этом вопросе звучали другие слова: «Я брат твой».<\p>

Пожалуй, ни в какой другой повести Гоголь не под­черкивает с такой силой идеи гуманизма. При этом сочув­ствие автора на стороне «маленьких людей», задавленных тяжестью жизни.<\p>

Совет

В повести резко сатирически изображаются «значи­тельные лица», сановники, вельможи, по вине которых страдает Башмачкин.<\p>

Сюжет повести раскрывается в двух событиях — в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели — такое грандиозное событие в тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа, условие самого существования Башмачкина. И, лишившись шине­ли, он умирает.<\p>

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего по­садить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцеляр­ские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошед­шее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь…»<\p>

При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении и неповиновении. И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него шинель.<\p>

Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завер­шением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно.<\p>

«Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги.<\p>

Белинский писал: «…«Шинель» — одно из глубочай­ших созданий Гоголя».<\p>

Повесть оставила глубокий след в русской литературе.<\p>

Тему «Шинели» непосредственно продолжает и разви­вает роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди».<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gogol-nikolaj/3269-analiz-proizvedeniya-shinel-gogolya-n-v

План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Н.В.Гоголь. “Шинель”

Конспект урока литературы в 8 классе на тему

“С днем рождения, Акакий Акакиевич!” (по повести Н.В. Гоголя “Шинель”)

Цели урока:<\p>

Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;<\p>

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: 

  1. Иллюстрации к произведению.
  2. Кроссворд (сетка);
  3. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;

Эпиграф:                                                                <\p>

                                                              «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

                                                                                             Ф.М.Достоевский.

                                                                  Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом.

Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?  Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику.

Обратите внимание

Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель».

Тема нашего урока “С днем рождения, Акакий Акакиевич!” И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее  развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», постараемся ответить на вопросы:

-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

– А как должно быть в жизни?<\p>

Но вас , наверное, удивило название урока. Многие удивились, почему с днем рождения? Ведь сейчас январь, а день рождения Акакия Акакиевича… Когда? Но я думаю, что нет ничего страшного в том, что мы поздравим нашего героя заранее.

Итак, как вы ответили, Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя.

А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи.

А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем день рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” – по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Девушки, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” – на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.<\p>

3.Этап усвоения новых знаний.

Важно

1. Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста – это будет наш первый подарок Акакию Акакиевичу.

Кроссворд:

По вертикали:<\p>

    9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:<\p>

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды.

    С ним сравнивается главный герой; (Муха)

  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?<\p>

(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

2. Аналитическая работа с текстом повести:<\p>

А теперь обратимся к самой повести.

Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам….

(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любители охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту.

Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье). Кто знает, может быть Гоголь взял за основу своей повести именно этот  случай.

 -В чем сюжет «Шинели»?<\p>

(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)

– Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

– В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” – в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С.

Пушкин “Станционный смотритель” – бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С.

Пушкин “Медный всадник” – главный герой – несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

– Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” – все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников. )

– Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

3. Элемент драматической постановки:

Девушки, к нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие.

Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо.

Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

– Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” – есть ли такие люди сегодня?

– Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

– Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности.

Совет

Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, – и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.

Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

– Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании.

Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате.

Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

– Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).<\p>

– В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости). 

– С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”.

Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

4. Этап закрепления новых знаний.

1.Психологический тренинг: <\p>

Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души.

(Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту.

Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

2. Элемент драматической постановки:<\p>

Перед вами еще один гость – Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Обратите внимание

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

– Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?

– Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича?

– “Дважды незлобивый” – есть ли такие люди сегодня?

– Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

– Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности.

Совет

Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, – и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.

Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

– Что унесете вы сегодня с собой с урока?

– Чему научились?

– Над чем задумались?

– Замечательные подарки вы сделали сегодня Акакию Акакиевичу. Нарисовали красивые рисунки, бистро разгадали кроссворд, показали хорошее знание текста произведения, здорово играли роли. Я уверена, что наш герой был бы этому очень рад.

3. Заключительное слово учителя: 

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни.

На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович.

И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком.

Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”.

Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить. 

5.Рефлексия.<\p>

Каждой ученице предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

<\p>

  • Довольна ли тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумела ли ты получить новые знания?
  • Ты была активна на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Учитель был внимателен к тебе?
  • Ты сумела показать свои знания?

6.  Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.<\p>

Написать сочинение на тему: «Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/12/20/n-v-gogol-shinel

Ссылка на основную публикацию