Анализ стихотворения «имя твое — птица в руке» (м. цветаева)

«Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой

Произведение «Имя твое – птица в руке…» было написано Мариной Цветаевой в 1916 году. Известная поэтесса отличалась свободолюбивым характером и никогда не пыталась подражать стилю какого-либо поэта или писателя. Она чтила многих творческих людей, но это уважение редко переходило в искренний восторг.

Однако для Цветаевой существовал человек, которого она действительно обожествляла. Ему и было посвящено данное стихотворение. В тексте не указано конкретного имени, однако все понимали, что Цветаева посвятила произведение Александру Блоку, своей родственной душе и вдохновителю.

Цветаева не была знакома с ним лично, но видела между собой и известным символистом схожие черты характера и экспрессию, которая их объединяла. Любовь поэтессы выходит за грани литературы, превращается в истинную страсть и преклонение.

Обратите внимание

За всю жизнь Марина Цветаева посвятила Блоку 21 произведение, самое известное из которых – «Имя твоё – птица в руке…».

Марина Цветаева обладала собственным, уникальным стилем написания поэзии и прозы. Поэтесса никогда не пыталась принадлежать к какому-то определенному творческому течению. Стихотворения, которые она писала в 1916 год и позже, не принято относить ни к одному из существующих литературных направлений.

Стихотворение «Имя твое – птица в руке…» написано Цветаевой в одном из её любимейших литературных жанров – любовной лирике.

Признаком этого выступает обожание лирического героя и романтический портрет неназванного поэта, описывающиеся в строках произведения.

Любовь Цветаевой нельзя охарактеризовать, как прекрасную или наоборот, несчастливую, – такое духовное обожание не требует взаимности. Излияние удивительных человеческих чувств и переживаний Цветаевой по своей сути является монологом.

Главная тема произведения – это любовь, не физическая и даже не духовная. В первых двух строфах кажется, что поэтесса обожает лишь на расстоянии, опасаясь приблизиться к объекту любви, как будто к божеству, но уже в последней строфе мелькают интимные «поцелуй в глаза», «поцелуй в снег».

«Имя твое – птица в руке…» не имеет развивающегося сюжета. По своей сути, всё стихотворение – это переживания лирического героя и набор его ассоциаций, связанных с творчеством Александра Блока.

Его образ нарисован иносказательно; так, адресат стихотворения нигде не упоминается, но даже последнее слово произведения – «глубок» – содержит в себе все буквы имени, столь сокровенного для Цветаевой.

Произведение является небольшим по объёму – всего три строфы по шесть строк. В синтаксисе бросается в глаза практически полное отсутствие глаголов, что придаёт стихотворению яркую описательную окраску, подчеркнутую образность.

Не встречается сложных или распространённых предложений, короткие фразы поэтессы производят впечатления красок, которые воедино сливаются в один целостный портрет. Стихотворение написано разностопным дактилем – стихотворным размером, каждая из стоп которого состоит из трех слогов с ударением на первом.

Важно

Строки соединены между собой чередованием мужской и женских рифм – данный приём характерен для всего творчества Цветаевой. Общая канва стихотворения создаётся с помощью смежной рифмовки со схемой ААВВ.

Несмотря на то, что такой способ составления рифм считается самым распространённым и простым, в данном стихотворении он играет особенную роль, задавая быстрый ритм и динамику прочтения. В сочетании с короткими, отрывочными предложениями это создаёт чувство диссонанса, необычную экспрессию.

Для выражения собственных чувств Цветаева использовала многообразные тропы, которые усиливают поэтическую мощь стихотворения.

Среди них такие средства художественной выразительности, как эпитеты («голубой глоток», «серебряный бубенец», «недвижных век»), метафоры («поцелуй в глаза», «птица в руке»), олицетворение («назовёт курок») и оксюморон («нежную стужу»).

Все перечисленные тропы создают особенную образность и яркую музыкальность текста, словно читатель способен увидеть каждый штрих, услышать каждый звук, описанный поэтессой.

Марина Цветаева и Александр Блок – одни из наиболее известных поэтов Серебряного века. Их произведения читаются во всем мире. Стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» уникально тем, что одновременно прославляет одного творца и в то же время показывает необычайный талант второго – своего автора.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой

  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Тоска по родине!», анализ стихотворения Цветаевой

По произведению: «Имя твое – птица в руке…»

По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Источник: https://goldlit.ru/tsvetaeva/1164-imya-tvoe-ptitsa-v-ruke-analiz

«Имя твое — птица в руке…» М. Цветаева

«Имя твое — птица в руке…» Марина Цветаева

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

Совет

Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом.

Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека.

Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви.

Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать.

Обратите внимание

Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку».

Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году.

Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни.

Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. «Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв», — утверждает автор.

Обратите внимание
Совет

Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса.

[/su_box]

Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются.

«Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту» — вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. «И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок», — отмечает поэтесса.

Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: «Имя твое – поцелуй в глаза». Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе.

Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического.

Важно

И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком.

Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: «С именем твоим – сон глубок». И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках.

Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком. Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается.

Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души.

Источник: https://pishi-stihi.ru/imya-tvoe-ptica-v-ruke-cvetaeva.html

Анализ стихотворения Цветаевой Имя твое



29 октября 2012

Стихотворение Марины Цветаевой «Имя твое — птица в руке» написано в 1916 году и посвящено Александру Блоку. Это стихотворение открывает целый цикл поэзии Цветаевой, написанной с 1916 по 1921 годы.

Стих «Имя твое — птица в руке » посвящено Блоку, однако Цветаева ни разу в самом произведении не назвала его имя, но все понимают о ком оно. Блок и Цветаева были родственными душами, бунтарский дух, неиссякаемая энергия, мятежность и неординарность личность, — все это делало их похожими.

В стихотворении поэтесса пытается обыграть каждый звук имени Блока. Его имя — это что-то теплое как птица в руке, но неуловимое, откроешь ладонь — и улетит. Звук «л» в имени поэта натолкнули Цветаеву на ассоциацию с льдинкой на языке.

Важно

Его образ для нее одновременно будоражуще холодный,- один звук, одно движение губ, произносимых: «Блок» щекочут холодком язык и касаются сокровенных уголков души.

<\p>

Для Цветаевой Блок — это воплощение ее духовной любви, он как ангел, вроде человек, но возвышенный, неуловимый и невещественный.

Имя Блока — это лишь «пять букв», поэт всегда подписывался «А. Блок», но музыкальность стихотворения поражает, здесь и звон бубенца, и топот копыт, и щелканье курка. Слово «Блок» для Цветаевой — это такая палитра звуков,- и мячик, пойманный на ветру, и камень, кинутый в тихий пруд, и звук поцелуя.

Вообще, все стихотворение — это монолог поэтессы. В стихе нет сюжета, это просто набор эмоций. Когда читаешь строки Цветаевой, чувства диаметрально противоположные сменяют друг друга.

Тепло от птицы в ладони, потом вдруг холодок, потом овладевает какая-то внезапность от строк про пойманный мяч, затем будто слышится тихий звук от брошенного в воду камня и дальше громкий топот копыт, и в финале сначала теплый любовный и незабываемый поцелуй в глаза и холодный и отрезвляющий — в снег.

От стихотворения возникает такая экспрессия чувств, наверное, такие чувства у Цветаевой вызывал сам Блок. Символично стих заканчивается словом «глубок», словом, которое содержит все звуки имени Блока и отражает его сущность, глубину и безмерность его поэзии.

Анализ стихотворения М.Цветаевой “Имя твоё – птица в руке”

Блок и Цветаева. В чем секрет Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности боих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность.Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля.

Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Любовные признания в них сочетаются с надгробным плачем, звучит предельно искренняя исповедь. Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком. Для её Блок – “два белых крыла”, ангел, Божий праведник. Блок – это то-то возвышенное, легкое, но почему-то ускользающее и невещественное.

Цветаева славит имя Блока, любит, внемлет, молится ему. Во всех стихах цикла, написанных с 1916 по 1921 г. мы чувствуем горечь утраты и надежду на воскрешение. Заглавным в цикле является стихотворение “Имя твоё – птица в руке. “. Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но все равно мы безошибочно определяем, о ком идет речь.

Совет

Стихотворение состоит из 3 строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже графический образ слова “Блок”, каждая строчка значима в формировании образа Блока. “Имя твоё – птица в руке” – в слове “блок” всего один слог, но мы чувствуем эту неуловимость мгновения. Вот она, птица, живая, теплая, но раскроешь ладони – улетит и нет её.

Вторит этому и строчка “одно единственное движенье губ”. Произнести слово – улетает оно, не вернуть. для Цветаевой важен аждый звук имени блока. Когда произносим “л”, возникает образ чего-то легкого, холодного, голубого. Так появилась строка “имя твоё – льдинка на языке”. Льдинка – это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым сокровенным глубинам души.

Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово “блок” впитывает все звуки, все краски, так умело нанесенные на холст стиха художником. Он и “мячик, пойманный на лету”, и “камень, кинутый в тихий пруд”. Так и хочется повторить слова Цветаевой из третьей строфы, напоминающие звук поцелуя.

Блок Цветаевой – её любовь, любовь духовная, неземная. Цветаева пытается услышать в звучании имени поэта мир его снежной маски: “ключевой, ледяной, голубой” Символично и то, что последнее слово стихотворения – “глубок” – содержит все звуки имени поэта и рифмуется с ним, ведь он безмерен, как и его поэзия. Синтаксис стихотворения очень близок к синтаксису самого лока.

Цветаева использует безглагольные синтаксические конструкции, что позволяет ей достичь особой экспрессии в передаче своих чувств. Предложения фиксируют настоящее время, но им свойственнен особый, вневременной характер. Они подчеркивают бессмертие Блока. Это позволяет акцентировать внимание на главном для неё – ассоциативном ряде.

Вот почему так велика напряженность, взволнованность поэта. Цветаева использует синтаксический параллелизм: построение синтаксических конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что придает стихотворению композиционную завершенность и целостность. Анафора “имя твоё” обращает наше внимание именно на ключевое слово и усиливает восхищение поэтом.

Даже тире у Цветаевой несет синтаксическую нагрузку – необходимо сделать паузу. Помогает Цветаевой и инверсия. Она делает строки особенно плавными: “. в легком щелканье. “.

Зрительный образ Блока помогают создать тропы: метафоры (“птица в руке”, “льдинка на языке”) – они выражают эмоциональное отношение к поэту; эпитеты (“нежная стужа недвижных век”); олицетворение (“назовет курок”), что делает образ Блока более живым, запоминающимся.

Повествование держится не столько сюжетом, сколько энергией монолога Цветаевой. Эту энергию даёт стихотворению каждый его элемент.

13419

Анализ стихотворения М.Цветаевой “Имя твоё – птица в руке”

Анализ стихотворения М.Цветаевой Имя твоё – птица в руке

СОДЕРЖАНИЕ:

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/cvetaevoj/imya-tvoe

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» Цветаевой

Марина Цветаева с необычайной трепетностью относилась к творчеству Александра Блока, она настолько проникновенно отзывалась о его поэзии, что называла её неземной, будто сотворённой сверх существом.

Знакомство их не было близким, хотя Цветаева нередко присутствовала на литературных встречах поэта, всегда очаровываясь его незаурядностью. Александр Блок покорил сердца немалого количества женщин, в том числе и приятельниц Цветаевой.

Даже испытывая чувства к поэту, она не упоминала о них, считая невозможной любовь в силу недосягаемости образа, нарисованного ею в мечтах.

Обратите внимание

Множество прекрасных поэтических произведений были посвящены Цветаевой предмету её незыблемого обожания. Написанное в 1916 году «Имя твоё — птица в руке» олицетворяет высокую степень восторженности, все строки обнажают главную мысль стихотворения, — наиболее из значимых чувств на жизненном пути автора обращены к Блоку.

Его имя приводит к различным ассоциациям и порождают меткую образность в описании. Употребляемые эпитеты с точностью дают понять читателю осознанную степень восхищения, с которой Цветаева передаёт свои бесконечно сильные эмоции.

Но каждая строка будто пронизана размышлением, что этот человек, чьё имя переливается разными гранями, наделён мистическими качествами. Загадочное творчество Александра Блока, напрочь лишённое земной обыденности, не оставляет возможности поэтессе думать о каких-либо романтических отношениях.

Она искренне убеждена в недостойности ею этого человека, обожествляя его.

Кажется, это ведь всего одно слово, обозначающее имя, но Цветаева настолько мастерски проникновенно раскрасила в своём стихотворении детальную тонкость ассоциаций, что непроизвольно воображается каждое её сравнение.

И это даёт право по достоинству оценить чувства, переполняющие душу автора. Цветаева, осознавая недосягаемость своего кумира, сочетает в его имени самые неожиданные художественные определения, здесь летящий мячик, что удалось поймать, и кусочек льда на устах.

И даже громкость, с которой произносится его имя передаётся в строках непревзойдённо точно.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Делая анализ стихотворения «Имя твоё — птица в руке» Марины Цветаевой, становится предельно ясно, что оно написано с неподдельной чувственностью, каждое слово здесь пропитано искренностью. Заключительные строки дают тому подтверждение, говорящие о глубине сна поэтессы с именем своего героя, ведь она действительно засыпала, держа в своих руках томик его произведений.

Важно

Подлинность испытываемых чувств наглядно воплотилась на бумаге в бессметное стихотворение, анализируя которое читателю передаются не только душевные порывы автора, но и вся значимость испытуемой сердечной склонности.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/08/analiz-stihotvoreniya-imya-tvoe-ptitsa-v-ruke-tsvetaevoj.html

Марина Цветаева – Имя твое, птица в руке: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.<\p>

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.<\p>

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» Цветаевой

М. Цветаева с большим трепетом и уважением относилась к творчеству и самой личности А. Блока. Между ними практически не было никаких, даже дружеских отношений.

Отчасти это объясняется тем, что поэтесса боготворила поэта-символиста, считая его неземным существом, по ошибке посетившим наш мир.

Цветаева посвятила Блоку целый цикл стихотворений, включающий в себя «Имя твое — птица в руке…» (1916 г.).

Произведение, по сути, является набором эпитетов, которыми поэтесса наделяет фамилию Блока. Все они подчеркивают нереальность поэта, в которой была уверена Цветаева. Эти разнообразные определения объединяет стремительность и эфемерность.

Состоящее из пяти букв имя (согласно дореволюционному правописанию на конце фамилии Блока писалась буква «ер») для поэтессы подобно «одному-единственному движению губ».

Она сравнивает его с предметами (льдинка, мячик, бубенец), находящимися в движении; кратковременными, отрывистыми звуками («щелканье… копыт», «щелкающий курок»); символическими интимными действиями («поцелуй в глаза», «поцелуй в снег»).

Цветаева умышленно не произносит самой фамилии («ах, нельзя!»), считая это кощунством по отношению к бестелесному существу.<\p>

Совет

Блок действительно производил сильное впечатление на нервных девушек, которые часто в него влюблялись.

Он находился во власти созданных в своем воображении символов и образов, что позволяло ему оказывать необъяснимое влияние на окружающих. Цветаева попала под это влияние, однако сумела сохранить оригинальность собственных произведений, что несомненно пошло ей на пользу. Поэтесса очень тонко разбиралась в поэзии и разглядела в творчестве Блока настоящий талант. В стихотворениях поэта, которые для неискушенного читателя представлялись полной бессмыслицей, Цветаева видела проявление космических сил.

Безусловно во многом эти две сильные творческие личности были схожи, особенно в способности полностью отрешиться от реальной жизни и существовать в мире собственных грез. Причем Блоку это удавалось в невероятной степени.

Именно поэтому Цветаева до такой степени уважала и втайне завидовала поэту-символисту. Главное отличие поэтессы от впечатлительных барышень заключалось в том, что о любовном чувстве не могло быть и речи.

Цветаева не представляла себе, как можно испытывать слишком «земное» чувство к эфемерному существу. Единственное, на что рассчитывает поэтесса — духовная близость без каких-либо физических контактов.

<\p>

Стихотворение завершается фразой «С именем твоим — сон глубок», которая возвращает читателя к реальности. Цветаева признавалась, что часто засыпала за чтением произведений Блока.

Читать стих поэта Марина Цветаева — Имя твое, птица в руке на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/marina-cvetaeva-imya-tvoe-ptica-v-ruke/

Имя твое — птица в руке

Стихотворение «Имя твое — птица в руке» Марина Цветаева, вопреки мнению дилетантов от пера, посвятила не мужу, Сергею Эфрону, а своему поэтическому кумиру, Александру Блоку. Он был единственным поэтом, перед которым Цветаева боготворила, ему он посвятила несколько стихов и «Имя твоё» одно из самых ярких.

Чем так привлекал Блок поэтессу – это ария из другой оперы, возможно, её влекло к великому символисту то, чего не хватало в ней самой – загадочности строк и игры с символами. Надо сказать, что в этом стихотворении символизм используется в полной мере, об этом в анализе ниже.

Символизм Цветаевой

В строках активно используется символизм (простите за повтор). Птица в руке – это умение держать свою свободу под контролем, чего Марине не хватало. Льдинка на языке – это глубина блоковских строк, при чтении которых хочется молчать, а серебряный бубенец – это кисло-сладкое послевкусие после прочтения произведений Блока.

Цветаева находит символы, с которыми сравнится имя поэта, вокруг себя. Это и щёлканье ночных копыт, и звук камня, брошенного в пруд, и даже щелчок курка возле виска.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Хорошо не зная Блока близко, Цветаева пытается приблизиться к поэту хотя бы в стихах:

Имя твое — поцелуй в глаза.

Загадка стихотворения

Есть в стихотворении загадка, которая вызывает вопросы у тех, кто не знает грамматики тех лет. Почему:

Блок – это 4 буквы, откуда пять? Всё просто, в языке того времени на окончании фамилии Блока стояла буква «ять», по простому, твёрдый знак «Блокъ». Вот вам и пять букв.

Заканчивается стихотворение сравнением имени героя с поцелуем в снег, но финальную точку Цветаева ставит тем, что с этим именем сон глубок. Сон же у нас всегда ассоциируется со спокойствием и доверием. Завершая стихотворение, Цветаева удовлетворена своей работой, довольна тем, что ещё раз воздала по заслугам любимому поэту.

Обратите внимание

Из стихов делаем вывод, что Блок вызывал у Цветаевой бурю эмоций, его творчество и загадка всегда привлекали поэтессу, и во многом она брала пример в творчестве с него. Строила ли Марина из Блока кумира, сейчас сказать нельзя, но то,что она ставила его во главе русской поэзии – это факт.

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

      1916 год

Глубже понять тему поможет романс со словами стихотворения.

Источник: http://stihirus24.ru/marina-tsvetaeva/206-imya-tvoe-ptitsa-v-ruke.html

Анализ стихотворения Цветаевой Имя твое

В 1916г. М. Цветаева издала элегию «Имя твое – птица в руке…». Стиль написания произведений поэтессы очень отличался от других поэтов. Поэтесса славилась вольнолюбивым нравом.

Она уважала людей созидательных , но это почтение не переходило в настоящее восхищение. Для нее существовал только один человек, достойный подражания, восторга и обожания. Именно ему и посвятила свою элегию.

В произведении поэтесса не упоминает имя, кому отдана элегия , но все знали, что это А. Блок.

Поэт был по настоящему родной, схожей, близкой душой. Хотя они и не были знакомы, но очень были схожи их нравы. Симпатия, страсть, любовь поэтессы вышла за все пределы литературы. Блоку было посвящено 21 произведение М. Цветаевой. Популярная и известная элегия «Имя твоё – птица в руке…».

У поэтессы свой неповторимый, редкая манера написания прозы и поэзии. Она не стремилась подрожать какому- либо течению. Произведения, написанные поэтессой в 1916 г. не относятся не к одному существующему литературному течению.
Элегия «Имя твое – птица в руке…» издана в форме – любовной лирике. В строках этого произведения описывается поэтический герой и любовный, портрет поэта.

Любовную страсть и обожание поэтессы можно охарактеризовать, как восхитительную, красивую, возвышенную или напротив, несчастную,- такое душевное, внутренние преклонение не нуждается во взаимности. Признание в изумительных, неповторимых эмоциях и волнениях Цветаевой по существу можно назвать монологом.

Основная и главная тема – эта страсть, симпатия, любовь, но не плотская и не душевная . В элегии «Имя твое – птица в руке…» эпизод не развивается. Все произведение переплетено волнением героя, объединено и плавно соединено с творчеством Блока.

Цветаева не в одной из строк элегии не упоминает имя героя, все слова содержат буквы имени, настолько важного и сокровенного для поэтессы.Эта элегия большая по объему в нее вошло шесть строк по три строфы. Элегия написана в интенсивном описательном цвете. В произведении нет сложных для восприятия распространённых предложений.

Важно

Все написано короткими фразами, что объединяется в один единый образ. Все строки переплетаются женской и мужской рифмой. Этот прием Цветаева использует во всем своем творчестве.

Хоть такой прием очень простой и довольно часто распространённый , но именно он и придает темп, динамическую ритмичность, особенное ощущение диссонанса и необыкновенную экспрессию этому произведению.

Для передачи собственных эмоций и чувств поэтесса применяла разнообразные, всевозможные тропы, которые помогают, увеличивают и усиливают силу и мощность поэтического произведения. Все перечисленные тропы придают необыкновенную образность и насыщенную мелодичность элегии. Как будто видишь любой штрих, слышишь звучание строчки, изображённой Цветаевой.

Считается одним из самых знаменитых и популярных поэтов Серебряного века – М. Цветаева и А. Блок. Произведения этих писателей читают во всем мире. Элегия «Имя твоё – птица в руке…» неповторимое и не заурядное, оно славит одного поэта и изображает необыкновенный и необычный дар другого.

Анализ стиха Имя твое птица в руке

  • Анализ стихотворения Бунина Бледнеет ночь
    Стихотворение было написано в 1888 году, когда Бунину было всего 18 лет. Описание природной красоты всегда занимало одно из главенствующих мест в творчестве Ивана Алексеевича. Молодой Иван в своем тогда еще молодом возрасте уже умел
  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой
    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.
  • Анализ стихотворения Есенина Осень
    Есенин очень много своих произведений посвятил природе и ее временам года. Писатель родом из деревни, поэтому ему нравиться наблюдать за явлениями которые происходят вокруг. Есенин замечает каждую мелочь и пытается красиво
  • Анализ стихотворения Лермонтова Осень 8 класс
    У Лермонтова еще в раннем детстве сформировались особенные чувства к окружающему миру и природе в целом. Не считая себя полностью лирическим персонажем, он все же достаточно многогранно передает прелесть природного пейзажа.
  • Анализ стихотворения Есенина Буря
    Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

Источник: https://analiz-stihov.ru/cvetaeva/imya-tvoe

Анализ стихотворения Цветаевой “Имя твое – птица в руке…”

Совет

Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом.

Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека.

Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви.

Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать.

Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл “К Блоку”.

Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием “Имя твое – <\p>

птица в руке…”, которое увидело свет в 1916 году.

Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни.

Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. “Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв”, – утверждает автор.

Обратите внимание
Совет

Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса.

[/su_box]

Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются.

“Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту” – вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. “И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок”, – отмечает поэтесса.

Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: “Имя твое – поцелуй в глаза”. Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе.

Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического.

Важно

И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком.

Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: “С именем твоим – сон глубок”. И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках.

Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком. Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается.

Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-cvetaevoj-imya-tvoe-ptica-v-ruke/

Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое – птица в руке» – Сочинения, рефераты, доклады на все темы

«Когда разгуляется. » – кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака.

Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.

Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности.

Подробнее…

Анализ стихотворения Цветаевой «Дон-Жуан»

Образ Дон-Жуана, созданный в мировой литературе, оставил читателям много загадок, над которыми бились великие умы современности. О том, кто же такой этот герой-любовник.

И почему ему доставляло удовольствие покорять женские сердца, в своем цикле стихов «Дон-Жуан» в 1917 году решила поразмышлять и Марина Цветаева.

Цикл включает в себя 7 произведений, который объединены общей темой.

Поэтесса пытается понять, как строятся взаимоотношения между мужчиной и женщиной, и что именно важно для каждого из нас.

Подробнее…

Анализ стихотворения Евтушенко «Дай бог!»

Бунтарь и кумир миллионов, Евгений Евтушенко по праву считается одним из наиболее ярких и неоднозначных поэтов современности. И не только благодаря особому взгляду на жизнь, но и умению перевоплощаться, а также поднимать наиболее злободневные темы.

В 1990 году, когда Советский Союз находился уже фактически на грани распада, Евтушенко написал стихотворение «Дай Бог», которое стали гимном нескольких поколений россиян.

В этом произведении, которое напоминает молитву, автор обращается ко Всевышнему с многочисленными просьбами, которые сегодня могут даже показаться в чем-то наивными.

Подробнее…

Анализ стихотворения Фета «Георгины»

Лирический герой Фета неразрывно связан с жизнью природы; именно чутко прислушиваясь к пульсу природы, человек может почувствовать дыхание Творца. Отсюда

– слиянность женской красоты и красоты в природе, свойственная фетовской поэзии.

И природа, и женщина – проявления Мировой Души, они взаимосвязаны, слиты, способны отражаться и переливаться друг в друга: в каждом природном явлении, по всей Вселенной разлита женственность, а женщину поэт воспринимает сквозь призму природных явлений.

Подробнее…

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью»

Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца.

Поначалу многие считали, что его прототипом является супруг поэтессы Николай Гумилев, однако позже Ахматовой стали приписывать многочисленные связи с другими мужчинами.

Лишь очень близкие люди знали о том, что все мужчины, так правдоподобно представленные в стихах, являются плодом воображения поэтессы.

Подробнее…

Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь»

Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник и дамский угодник.

В жизни поэта должно было произойти нечто такое, что заставило его превратиться из простого сельского парня, открытого и добродушного, в настоящего хулигана, дебошира и пьяницу.

Ответ на этот вопрос сам поэт дал в стихотворении «Моя жизнь», датированным 1911 годом.

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6775-analiz-stikhotvoreniya-tsvetaevoj-imya-tvoe-ptitsa-v-ruke.html

Имя твое — птица в руке…

ВВЕРХ

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.

Цветаева, Марина Ивановна

Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом.

Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека.

Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви.

Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать.

Обратите внимание

Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку».

Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году.

Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни.

Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. «Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв», — утверждает автор.

Обратите внимание
Совет

Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса.

[/su_box]

Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются.

«Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту» — вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. «И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок», — отмечает поэтесса.

Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: «Имя твое – поцелуй в глаза». Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе.

Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического.

Важно

И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком.

Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: «С именем твоим – сон глубок». И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках.

Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком. Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается.

Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души.

на русском языке <\p>Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/1144-imja-tvoe-ptica-v-ruke.html

Ссылка на основную публикацию