Композиция в романе «герой нашего времени»

Композиция романа Герой нашего времени

«Героя нашего времени» можно охарактеризовать, как социально-психологический роман. М.Ю.Лермонтов в своем произведении показывает читателю эпоху смены идеалов в русской истории. Григория Печорина (как и самого автора) можно отнести к так называемому «потерянному поколению», так как после декабристского восстания, потерпевшего крах, общество еще не обрело новых идеалов и целей.

На протяжении всего произведения читателю раскрывается характер Печорина, и композиция романа служит решению этой художественной задачи.

В «Герое нашего времени» нет традиционного композиционного членения текста. Отсутствует экспозиция, так как читателю мало известно о жизни главного героя до его приезда на Кавказ. Так же нет и завязки, а действие представлено рядом эпизодов, рассказывающих о жизни Печорина.

Соединение нескольких сюжетных линий образует полифоническую структуру романа, который состоит из пяти отдельных повестей. Именно поэтому читатель видит в произведении одновременно пять кульминаций. Развязкой романа можно считать момент смерти Печорина, когда главный герой умирает, возвращаясь из Персии.

Обратите внимание

Таким образом, можно отметить, что общая сюжетная линия состоит только из кульминаций и развязки. Но интересен тот факт, что в каждой повести в отдельности можно отметить наличие традиционного композиционного членения текста.

Возьмем, к примеру, первую часть романа «Бэла», в которой завязкой повести является разговор брата Бэлы и Казбича, о котором случайно узнает Печорин. Прямой экспозицией выступает момент знакомства офицера-рассказчика с отставным штабс-капитаном Максимом Максимовичем.

Кульминацией становится сцена похищения Печориным Бэлы. А развязкой выступает смерть Бэлы от рук влюбленного в нее Казбича, разум которого был затуманен ревностью и желанием мести.

Первое, что бросается в глаза читателю — это нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Именно поэтому развязка находится в середине текста.

Таким образом, автор постепенно раскрывал характер главного героя.

Сначала читатели увидели его глазами офицера-рассказчика и Максима Максимовича, а затем познакомились с дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Композиция «Героя нашего времени» уникальна еще и тем, что Лермонтов дает характеристику своего героя в моменты пиковых жизненных переживаний, таких как случай с контрабандистами, дуэль с бывшим товарищем Грушницким, схватка с пьяным казаком-убийцей Вулича.

В романе «Герой нашего времени» прослеживается прием кольцевой композиции, так как мы встречаем Печорина в крепости, где он служил с Максимом Максимовичем, и там же мы видим героя в последний раз перед отъездом в Персию. Характерно и то, что в начале и в конце романа присутствуют два героя — Печорин и Максим Максимович.

Так же в произведении мы встречаем другие композиционные приемы, такие как роман в романе — это дневник главного героя. Еще одним приемом является умолчание, а именно, рассказ о некоторой истории, после которой Печорин был сослан на Кавказ.

Важно

Наблюдается и ретроспекция, когда главный герой встречает свою давнюю возлюбленную Веру.

Стоит отметить, что композиция романа «Герой нашего времени» интересна, необычна и несет в себе много новаторства.

Источник: https://geroy-nashego-vremeni.ru/issledovaniya-romana/kompozitsiya-romana-geroj-nashego-vremeni/

Композиция романа “Герой нашего времени”: хронология глав (порядок повестей)

Бал в романе “Герой нашего времени”.
Художник П. Павлинов

Композиция романа “Герой нашего времени” является довольно необычной и сложной. Почему? Во-первых, главы в романе расположены в “неправильной” последовательности.

Во-вторых, повестование в романе ведется от имени трех рассказчиков: автора, Печорина и Максима Максимыча.

В этой статье представлен анализ композиции романа “Герой нашего времени”: хронология глав (порядок повестей).

Смотрите: 

– Краткое содержание романа
– Все материалы по “Герою нашего времени” Роман “Герой нашего времени” состоит из нескольких повестей, каждая из которых посвящена отдельному периоду в жизни главного героя, Григория Печорина. Всего в повести 5 глав и 2 предисловия. Повествование в романе ведется от лица трех персонажей: автора, Печорина и Максима Максимыча:

  • Повесть “Бэла”: рассказчик – Максим Максимыч
  • Повесть “Максим Максимыч”: рассказчик – автор
  • Повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист” – рассказчик Григорий Печорин

Главы в романе “Герой нашего времени” расположены в “неправильном” порядке. И эта особенность романа вызывает много вопросов у читателей. К счастью, внимательный читатель может восстановить “правильный” хронологический порядок. Ниже представлена таблица с “неправильным” и “правильным” порядком повестей “Героя нашего времени”:

«Неправильный» порядок повестей
(изначальный, авторский)
 «Правильный»
 порядок повестей
(хронологический)
«Бэла» 4
«Максим Максимыч» 5
Предисловие к «Журналу Печорина» 6
«Тамань» 1
«Княжна Мери» 2
«Фаталист» 3

Итак, настоящий, хронологический порядок глав “Героя нашего времени” выглядит так:

  1. «Тамань» (начало путешествия Печорина на Кавказ)
  2. «Княжна Мери» 
  3. «Фаталист»
  4. «Бэла»
  5. «Максим Максимыч»
  6. Предисловие к «Журналу Печорина» (смерть Печорина)

Именно в таком порядке происходят события в жизни Григория Печорина. 

Хронология в романе “Герой нашего времени” нарушена не случайно. Зачем же автор намеренно нарушил порядок повестей? Ниже представлены ответы на этот вопрос.

Поверхностное знакомство с Печориным

В первых главах романа (“Бэла” и “Максим Максимыч”) Лермонтов знакомит читателя с Печориным. Мы видим образ Печорина глазами Максима Максимыча, но это знакомство с героем пока поверхностно. Со слов Максима Максимыча у читателей формируется не самое лестное мнение о Печорине.

Близкое знакомство с Печориным

В следующих главах (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”) читатели узнают внутренний мир Печорина через его дневники. Здесь Печорин откровенно и прямо рассказывает о себе, своих недостатках, страхах и печалях. Эта откровенность подкупает и располагает к себе читателей. Характер Печорина со своими плюсами и минусами становится ближе и понятней, и мнение о нем несколько меняется.

В результате, у читателя возникают сложные, противоречивые чувства к Печорину: его нельзя не уважать за его откровенность, глубину и острый ум, но нельзя и не осуждать за дерзость, циничность и жестокость. 

Это были материалы о композиции романа “Герой нашего времени”, хронологии и порядке повестей (глав) в романе. 

Смотрите: Все о романе ” Герой нашего времени”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/kompozicija-geroj-nashego-vremeni-hronologija-porjadok-povestej.html

Сочинение на тему: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов.

Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века.

Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов.

Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Совет

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине.

Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость.

Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна.

Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал.

Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова.

Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним.

Обратите внимание

Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности.

Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Источник: https://kodori.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/osobennosti-kompoziczii-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html

Особенности сюжета и композиции романа “Герой нашего времени”

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: темах родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.

Основной составляющей сюжета повестей и всего романа являются место действия, общественная и национальная среда, историческая обстановка. Конфликты повестей рождаются в тесной связи с реальностью созданного художественного мира.

Так, любовный конфликт — история любви Печорина и Бэлы, как бы высоко и абстрактно мы о ней ни рассуждали, изображена во всей исторической и национальной конкретности, психологически верно, с вниманием к социальным нюансам отношений героев.

Повесть «Тамань» представляет точную художественную картину нравов приморского городка, жестокость и коварство преступного мира, сонную отупелость гарнизонных служащих. В повести «Княжна Мери», помимо тонкого изображения темы любви и дружбы, замечательной находкой Лермонтова стал выбор социальной среды и места, где разворачиваются события.

Конфликт Печорина и «водяного общества» оказался точкой пересечения многих сюжетных мотивов повести — социальных, моральных, духовно-нравственных. Очень точно соотносятся тема «Фаталиста» и временное пребывание героя на переднем крае военных действий, в глухой провинции, где он так остро и ясно ощущает своё одиночество и неприкаянность.

Читайте также:  Сочинение души побеждают не оружием, а любовью и великодушием

Композиция романа «Герой нашего времени» отличается особой сложностью. Прежде всего необходимо сказать о том, что роман состоит из автономных частей — повестей, которые тем не менее представляют собой художественное целое.

Повести объединяются общим героем, однако известную трудность для понимания целостности романа представляют вопросы: почему автор выбирает именно эти, а не какие-нибудь другие события в жизни Печорина и почему располагает их именно в таком порядке?

Важно

Идея романа представлена через раскрытие образа Печорина. Ведущим конструктивным приёмом в этом плане является изображение героя в двух основных ракурсах: в первых двух повестях и предисловии рассказ о герое ведётся со стороны, поначалу мы узнаём о нём от Максима Максимыча.

Затем читаем записки Печорина о его приключениях на Кавказе в «Журнале Печорина», то есть, пользуясь словами Белинского, встречаемся на страницах журнала с «внутренним человеком».

Повесть «Тамань», первая в «Журнале Печорина», соединяет два ракурса изображения героя — «со стороны» и «от него самого», важно при этом, что герой в ней ни разу не назван по имени.

Следующая особенность композиции состоит в том, что хронология событий в жизни героя не совпадает с хронологией рассказа о них.

Так, путь Печорина вне романной последовательности таков: приезд на Кавказ («Тамань»), отпуск после военных действий («Княжна Мери»), двухнедельная военная миссия во время службы в крепости («Фаталист»), история любви Печорина и Бэлы во время службы в крепости («Бэла»), встреча с Печориным четыре года спустя («Максим Максимыч»), смерть Печорина (предисловие к «Журналу Печорина»). Расположены эти события в романе в ином порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Этот принцип построения романа получил название «двойная хронология». Объяснений «двойной хронологии» существует много. Можно выделить из них два основных. С точки зрения сюжета такую последовательность можно объяснить тем, что странствующий литератор, издающий роман о Печорине, составил книгу в той последовательности, в какой сам узнавал о жизни её героя. С точки зрения смысла композиции — тем, что повести до объединения в роман представляли собой разрозненные эпизоды из жизни отдельного человека, после объединения стали представлять этапы его жизненной судьбы и душевного развития.

Важное значение приобретает принцип «обратной хронологии», проявляющийся в том, что более ранние события жизни Печорина отнесены во вторую половину романа — в «Журнал Печорина», а им в повествовании предшествуют более поздние события.

С помощью этого приёма автор стремится избежать предвзятого отношения к герою, которое возникает, когда мы узнаем о человеке «со стороны». Эту же цель автор преследует, последовательно сменяя повествователей-рассказчиков, которые представляют героя в разных ракурсах.

Странствующий литератор, впоследствии издатель книги о Печорине, выступает наблюдателем, Максим Максимыч — непосредственным свидетелем и участником событий, Печорин переживает их в своей жизни.

Совет

Образ Печорина становится отчётливее, реальнее и глубже по мере развития повествования. Логика последовательности повестей такова, что в каждой из них возникает вопрос, ответ на который предполагается в следующей. Так, в «Бэле» мы узнаём о Печорине из рассказа Максима Максимыча, однако не видим его своими глазами.

В конце повести пробуждается интерес к личности героя в вопросе: кто он такой? И вот в «Максиме Максимыче» мы, казалось бы, получаем на него ответ. Печорин появляется в повести физически, в ней даже приводится развёрнутый портрет героя с элементами психологизации.

Однако необычное поведение Печорина вызывает следующий вопрос: почему он такой? «Журнал Печорина» призван дать объяснение состоянию героя, однако события «Тамани» вызывают в нас очередное недоумение: что же ему нужно? Из повести «Княжна Мери» мы получаем чёткое разъяснение: Печорину нужны любовь и дружба, но в конце повести происходит катастрофа.

Печорин теряет всё, что привязывает человека к жизни, тогда естественно встаёт проблема выбора: что делать герою, не отказаться ли от дальнейшей борьбы в жизни? Повесть «Фаталист» завершается позитивным выбором Печорина в пользу жизни, она заканчивается оптимистически: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!» Именно в этом свою решающую роль играет кольцевая композиция романа: Печорин возвращается в крепость к Максиму Максимычу, и роман словно бы начинается вновь — Печорин похитит Бэлу, всё повторится, но значение событий будет иным, новым.

Мотив странничества связывает всё произведение, его герои постоянно пребывают в пути, вне дома. Таков Печорин, таков одинокий штабс-капитан Максим Максимыч, не имеющий ни семьи, ни постоянного пристанища, таков и странствующий литератор.

Наконец, глубочайшую идейную роль играет ещё один композиционный приём романа: герой умирает в середине произведения и тут же «воскресает» в «Журнале Печорина». Этот эффект даёт возможность показать вечное нравственное возрождение человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/osobennosti_sjuzheta_i_kompozicii_romana_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-1970

Особенности композиции романа Герой нашего времени 9 класс сочинение

Композицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле.

Могут ли не совпадать сюжет и композиция? Безусловно, могут. И самый классический пример – роман Лермонтова «Герой нашего времени». В нем пять частей. Каждая из них имеет определенное название.

Замысел автора, возможно, состоял в том, чтобы приближать к нам Печорина постепенно, увидеть его глазами других, со стороны. Лермонтов создает своеобразную систему рассказчиков. Сначала события увидены глазами Максима Максимыча – человека простодушного, недалекого, живущего рядом с Печориным и относящимся к нему почти по-отцовски, с глубокой симпатией.

Обратите внимание

Но Максим Максимыч видит лишь «верхушку айсберга». Настоящий Печорин ему не открывается. Другой рассказчик – проезжий офицер, в каком-то смысле alter ego самого Лермонтова. Он видит глубже и зорче. Читатель как будто «прорывается» к образу Печорина сквозь взгляды на него со стороны, сквозь иные оценки.

И лишь в последнюю очередь автор предоставляет нам возможность ознакомиться со страницами «журнала» (дневника) Печорина.

А как на самом деле должны располагаться части романа? По дороге из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в приморском городке Тамань. Там он чудом избегает смерти. Затем события на самом Кавказе. Он лечится и отдыхает, разбивает женские сердца. Затем он убивает на дуэли офицера.

За это его отправляют в крепость, под надзор Максима Максимыча. Однажды он уезжает в казачью станицу. Там ему удается обезоружить пьяного казака, который до этого зарубил офицера Вулича. Потом случается история с Бэлой, после которой Печорин возвращается в столицу.

И, наконец, он едет путешествовать и умирает в дороге.

9 класс  краткое сочинение

Особенности композиции романа сочинение рассуждение

Лермонтов текстом «Герой нашего времени» спроецировал дальнейшие приоритеты литературы. Он создал первый психологический роман. Исходя из этого, можно сказать, что он нарушил каноны композиционной цельности написания романов вообще, в принципе.

Главная мысль лермонтовского текста – «показать историю души человеческой». Именно этой ключевой фразе подчинено все в тексте: начиная от сюжета, заканчивая композиционным строением.

 После завершения работы над своим гениальным произведением, сам Михаил Юрьевич говорил, что в тексте нет места случайностям. Его герой – это человек, который смог воплотить в жизнь только свои порочные стремления и особенности, а благие так и остались не реализованы.

Вполне очевидно, что и в 19 веке и в 21 вокруг текста Лермонтова возникало и возникает большое количество споров и разногласий.

Вот первое из них. Зачем автор изменил хронологию? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Обратимся к главному герою и содержанию текста.

Главы расположены непоследовательно – хронология жизни главного персонажа Григория Печорина нарушена. Сначала «Бела», затем «Максим Максимыч», потом рассказ о Мери и, наконец, «Фаталист».

Все исследователи творческого наследия Михаила Юрьевича сходятся во мнении, что он сделал именно так потому, что хотел показать и выделить слабую волю Печорина, его зависимость от судьбы, а с другой стороны открыл читателю своего странного героя постепенно, не сразу.

И считаем, что стоит с литературоведами согласиться.

Второй спор кипит до сих пор по поводу совпадения фабулы и сюжетной линии романа.

Важно

Что хотел донести до читателя Михаил Юрьевич, поступая таким образом? Считаем, что такой прием позволяет при чтении заострить свое внимание на внутреннем состоянии Григория Печорина, нежели на внешних фактах, описанных в тексте.

В отечественном литературоведении подобный способ называется «напряженной композицией». Это связано с тем, что главный персонаж проявляет себя только в пиковые моменты его непростой жизни.

Также композицию лермонтовского текста можно назвать кольцевой по причине, что события, связанные с Григорием Александровичем начинаются и заканчиваются в одной точке – крепости.

Теперь проанализируем, каким образом композиция помогает читателю до мелочей понять такой загадочный образ главного героя романа.

Итак, обратимся к главе «Бела». В ней автор показывает своего героя читателю сквозь призму взглядов его друга, командира. Подчеркнуто, что чувства между девушкой из гор и дворянином невозможна. Поэтому романтический облик Григория Александровича развенчивается.

Далее, во второй части – дневнике главного героя, читатель узнает о нем лично от него самого.

«Тамань» будто бы и написана лишь только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть невозможность отношений романтического плана для Григория Александровича. Но в этой части сквозит авантюризм Печорина.

В «Фаталисте» же автор поднимает главные философские проблемы всего своего творчества – жизнь и смерть.

Таким образом, композиционное строение романа «Герой нашего времени» четко определяет авторский замысел. Иначе бы психология героя не была раскрыта.

9 класс  краткое сочинение

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Сейчас читают:

  • Сочинение профессия стоматолог или почему я хочу стать стоматологом
    Раньше врачи давали клятву Гиппократа. А сейчас отношение врачей зависит только от их любви к профессии и к людям. Если кроме знаний, врачу близки чувства: сострадания, милосердия, отзывчивости, то такой врач профессионал своего дела
  • Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение
    Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел
  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение
    Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько
  • Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин сочинение
    Софья – одна из главных героинь комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», единственный положительный женский персонаж. Имя героини выбрано автором не случайно. С греческого «Софья» переводится как «мудрость» и именно эту черту характера,
  • У каждой части речи свои достоинства сочинение
    Многолик и ярок русский язык. Он вобрал в себя целое соцветие слов. Все они делятся по синтаксическим и морфологическим признакам на части речи. Они бывают самостоятельные, которые показывают кто и что они. Какие действия выполняют,
  • Сочинение Собака мое любимое животное 5 класс
    Наверное, у многих есть домашние любимцы. Котики, собачки, рыбки, попугаи – все они требуют душевной теплоты и особого ухода. Как приятно, когда с тобой есть тот, кто предаст особой атмосферы в доме, или в квартире. Не стоит обижать своих младших друзей,
Читайте также:  Природа в «слове о полку игореве»: ее образ, описание и роль

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/osobennosti-kompozicii-romana-geroj-nashego-vremeni-9-klass

Реферат по теме: Композиция романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”

Реферат

Композиция романа

М.Ю.Лермонтова <\p>

«Герой нашего времени»

2012

Содержание

  1. Вступление………………………………………………………………3

– История создания

– Тема, идея романа

– Значение романа <\p>

  1. Композиция романа «Герой нашего времени»……………………….5

  1. Роль композиции в сюжете произведения……………………………9

  1. Литература……………………………………………………………10

2

Вступление

«Герой нашего времени», изданный в 1840 году, занимает особое место среди большого числа произведений с кавказской тематикой. Кавказ оказал сильное влияние на создание романа. Это произведение вышло в свет, когда Михаил Юрьевич Лермонтов отправился из Петербурга во вторую ссылку на Кавказ.

Через два года после появления в печати романа А.И.Герцен писал в своем дневнике: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…»?1<\p>

Приветствуя третье издание, В.Г.

Белинский писал о лермонтовской книге: «Никто и ничто не помешает ее ходу и расходу, пока не разойдется она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, итак будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить на русском языке». 2

После прочтения критических отзывов, Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию романа.

Совет

Из предисловия мы узнаем, что в романе описаны только те события, которые случились с ним во время пребывания на Кавказе.

«Герой нашего времени» – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Роман публикуется сначала частями. В «Отечественных записках» была напечатана повесть «Бэла», а затем повести «Фаталист» и «Тамань».

Создав повести «Бэла», «Фаталист» и «Тамань», Михаил Юрьевич Лермонтов хотел привлечь внимание читателей к своему герою (заинтересовать их и личностью Печорина и его необычной судьбой).

Вскоре было выпущено отдельное издание романа, а также добавлены еще две повести – это «Княжна Мери» и «Максим Максимыч».

В 1841 году М.Ю.Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию. В процессе работы также изменяется первоначальное название романа «Один из героев нашего века» на «Герой нашего времени».

В. Г. Белинский писал: «Нет, это не собрание повестей и рассказов, – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая…» 3

В романе очень ярко и образно раскрыта тема странничества.

В каждой из частей «Героя нашего времени» Печорин показан в совершенно разной среде, <\p>

в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы («Бэла»), то мир «честных контрабандистов («Тамань»), то праздное светское общество на Кавказских <\p>

минеральных водах («Княжна Мери»). <\p>

Обратите внимание

1 Ломунов К. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О Лермонтове и его романе. 1985, с.8.

2 Там же. С. 9.

3 Там же. С. 11. <\p>

3

Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым.

Основная идея романа – трагедия поколения, <\p>

Действительно, прочитав и познакомившись со всеми повестями, можно убедиться, что это роман, где есть идейное содержание и особая форма произведения.

4

Композиция романа

Композиция романа «Героя нашего времени» сложна. И чтобы разобраться в ней дадим определение, а что же такое композиция?

Композиция (от лат. composition – сложение, состав,compono – слагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении. 1

Композиция – расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, т.е. построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. 2

А в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», композиция – это одна из сторон формы литературного произведения: взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно – речевых средств. 3<\p>

Из этого можно сделать вывод, что термин «композиция» многозначен.

Каждое произведение имеет свой замысел, где открывается широкая панорама. По мере развития действия раскрывается личная жизнь героя, его индивидуальность. Так для реализации замысла в романе М.Ю.Лермонтова, есть особенный герой. Тип героя Печорина в произведении «Герой нашего времени» расположен в центре внимания автора.

Важно

Композиция романа отвечает этой цели: он состоит из двух предисловий и пяти разных эпизодов из жизни. Герой изображается извне, в рассказах о нем, в отношениях к нему других героев и как бы изнутри, в записках о самом себе.

Композиционное единство, согласованность всех частей произведения друг с другом и с общим замыслом писателя – основное условие достижения художественности.

Композиция литературного произведения включает систему образов, композицию сюжета, внесюжетные элементы, способ повествования, детали, речевую композицию.

Говоря о композиции романа «Герой нашего времени», многие исследователи отмечали нарушение хронологической последовательности в истории Печорина, несовпадение «хронологии рассказывания» и «хронологии событий», образующее «двойную композицию», благодаря которой создается впечатление «длительности и сложности сюжета» (Б.Эйхенбаум).

По-разному исследователи объясняли эту особенность лермонтовского романа. Например, Е.Н.Михайлова видела в этом способ «объектирования фигуры» центрального героя. <\p>

1 Композиция // Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева с.153. <\p>

2 Композиция // Литературный энциклопедический словарь с. 164.

<\p>

3 Композиция // Литературная энциклопедия терминов и понятий с. 287. <\p>

5

В романе существует конкретное объяснение, оправдывающее несоблюдение хронологии в рассказе о Печорине. <\p>

Сюжетный порядок <\p>

Хронологический <\p>

порядок <\p>

«Бэла»

– Путешествие по Военно–грузинской дороге офицера-повеставователя с Максимом Максимычем.

– Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

– Переезд через Крестовый перевал.

– Вторая часть рассказа Максим Максимыча о Бэле.

– Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя.

7

5

8

6

9

«Максим Максимыч»

– Встреча Максима Максимыча с Печориным.

– Включение сообщения о том, Печорин умер.

10

11

«Предисловие к «Журналу Печорина»

– Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе. <\p>

1

«Тамань»

– Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

2

«Княжна Мери»

– Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

3

«Фаталист»

– История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

4

Такое построение дает возможность автору:

– максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

– проследить историю его внутренней жизни;

– раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

– как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

В настоящее время эта точка зрения поддержана и развита в работах многих литературоведов. Так, В.А.Мануйлов пишет, что «такое расположение частей романа, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характера.1

Совет

Были попытки даже восстановить «биографию» Печорина, располагая главы романа в нужной для этого хронологической последовательности.

1Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Изд.2-е, доп. Л., 1975, с.41.

6

Однако еще Белинский заметил, что роман Лермонтова «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».

В предисловии автора дается прямое обоснование задачи и содержания романа: показать «портрет…всего нашего поколения».

Это – цель, исходная авторская посылка, авторская идея, во многом мотивирующая композиционное решение романа и сам принцип изображения центрального героя.

Не случайно Белинский так говорил о романе Лермонтова: «Тут нет ни страницы, ни черты, ни слова, которые были бы наброшены случайно; тут все вытекает из одной главной идеи и все в ней возвращается». Действительно, и сама композиция романа глубоко содержательна.

Роман «Герой нашего времени» построен на сюжетно-композиционной инверсии, т.е. нарушении порядка следования событий, эпизодов.

Большую роль в композиции литературного произведения играют внесюжетные элементы: портрет, пейзаж, интерьер и т.д. <\p>

Одним из важных средств создания образа персонажа является портрет.

Обратите внимание

Лермонтов создает психологический портрет, помогающий понять сложный характер Печорина: Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера…

Печорин – жертва тяжелого времени. Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.

Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его героем времени.

Необычайно интересны и другие герои повести, но они для автора менее значимы, в сравнении с Печориным – это Максим Максимыч, княгиня Лиговская, Бэла, Вера, доктор Вернер и другие.

Пейзаж в литературе – это описание природы – любого незамкнутого пространства внешнего мира. 1

Картины природы в романе Лермонтова пленяют своей живописностью, и вместе с тем они совершенно свободны от внешней декоративности. Лермонтовкие пейзажи отличаются точностью, строгостью, ясностью и вместе с тем впечатляющей образностью языка и стиля. Они возникают и как описание того, что видят путешественники.

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар…». «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем».

<\p>

1 Пейзаж // Литературный энциклопедический словарь. С. 27.

7 <\p>

Но есть у лермонтовских пейзажей и другая важная особенность: они неразрывно связаны с переживаниями героев, выражают их чувства и настроения, проникнуты глубоким лиризмом.

Невозможно не обратить внимания на описание утра перед дуэлью с Грушницким.

«Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства, какое – то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Не менее важна роль пейзажа как одного из способов раскрытия характера образа-персонажа. В спокойные минуты жизни Печорин испытывает глубочайшую радость, оставаясь наедине с природой. Чудесным пейзажем открывается повесть «Княжна Мери».

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука; во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

Важно

С помощью живописных и эмоциональных картин природы Лермонтов создает поэтическую атмосферу романа.

8

Вывод <\p>

Работа над композицией требует учитывать особенности выбранного писателем рода и жанра.

Композиционная целостность романа М.Ю.Лермонтова объединяется не только образом Григория Печорина, не только общим местом действия – Кавказом, но «единством мысли» – стремлением «раскрыть историю души человеческой, создать портрет героя своего времени.

Общий лейтмотив романа, проходя через образы всех персонажей-повествователей, определяя содержательность сюжета и композиции, выражает основную идею романа – трагедию «всего нашего поколения», мятущегося в поисках смысла жизни, но обреченного остаться в «бездействии пустом».

Какие горькие признания, какой печальный итог! И какой поучительный урок для последующих поколений!

Лермонтов боролся своими произведениями против темных сил зла – корысти, вражды, злобы, ненависти, угнетения – всего, что уродует и калечит. Грязнит и омрачает жизнь на земле.

Этим и дорог нам Лермонтов, что он страстно зовет людей к жизни вольной и справедливой, одухотворенной большими целями, достойной высокого назначения человека. <\p>

9

Литература <\p>

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. / Г.Л.Абрамович. – М., 1975.

  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2000.

  3. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. – М., 1992. <\p>

  4. Журнал «Литература в школе». Статья «Тема «странничества» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»». №1, 1986.

  5. История русского литературоведения / Под ред.П.А. Николаева. – М. 1980.

  6. Лермонтов М.Ю. Избранное. М., 1984.

  7. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». М., 1985.

  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий; Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. – М.,2001.

  9. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – М., 1987.

  10. Маранцман В.Г. Художественная литература. / «Герой нашего времени». Замысел и композиция. М., 1991.

  11. Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.,1974.

  12. Фесенко Э.Я.Теория литературы. М.,2008.

10 <\p>

Источник: https://infourok.ru/referat_po_teme_kompoziciya_romana_m.yu.lermontova_geroy_nashego_vremeni-284850.htm

Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиционно «Герой нашего времени» построен в высшей степени необычно. Роман состоит из пяти повестей, которые первоначально печатались раздельно:

  • первая часть — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»;
  • вторая часть — окончание журнала Печорина, «Княжна Мери», «Фаталист».

Если события в романе расположить вхронологической последовательности, то они кардинально поменяются местами:

  • «Тамань»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Бэла»;
  • «Фаталист»;
  • «Максим Максимыч»;
  • Предисловие к журналу.

Почему Лермонтов не следует хронологии? Потому что его цель — не рассказать читателю о конкретных событиях, а наиболее полно раскрыть характер главного героя, что автору и позволяет сделать ряд историй, рассказанных с нарушением хронологии. Сюжет романа строится с постепенным приближением читателя к герою, то есть подчиняется задаче психологического романа показать натуру героя такой, какая она есть, со всеми тонкостями и психологическими оттенками.

Лермонтов разделил роман на две части, «разорвав» журнал Печорина. Таким образом, о смерти Печорина читатель узнает в середине романа. Лермонтов составляет роман из пяти повестей, каждая из которых напоминает одну из разновидностей психологической романтической повести, известных к тому времени:

  • приключенческая «Тамань»,
  • светская «Княжна Мери»,
  • «Фаталист» — «рассказ на бивуаке» (один из малых жанров, к которым также относится путевой очерк).

Лермонтов взял пять романтических повестей и составил из них реалистический роман. Подобного в русской литературе еще не было.

Еще одна особенность композиции — вопрос о рассказчике. У Лермонтова, в противоположность Пушкину, автор удаляется из романа и отстраняется от него, никакой авторской оценки и прямого авторского слова в романе читатель не видит. Зато он видит трех рассказчиков, каждый из которых ограничен своим кругозором, возрастом и культурным уровнем.

Первый из них — Максим Максимыч — рассказывает историю любви Печорина и Бэлы в повести «Бэла»; второй — странствующий офицер — рассказывает о встрече главного героя с Максимом Максимычем, о смерти Печорина и показывает читателю дневник героя. Третий рассказчик — сам Печорин — ведет от первого лица повествование в повестях «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист».

Совет

Автор вводит несколько рассказчиков, чтобы показать читателю противоречивый и разносторонний образ героя. Максим Максимыч и странствующий офицер рассказывают читателю некоторые факты из биографии Печорина, описывают его внешний вид, а душу героя раскрывает дневник Печорина, откуда читатель может узнать о мыслях и душевных переживаниях героя.

Каждый рассказчик видит Печорина через призму своего восприятия: у Максима Максимыча свой Печорин, у путевого офицера — свой, а сам Печорин пишет о себе в третьем ключе (исповедь).

Печорин — загадка, он буквально создан для исповеди с его рефлексией: в нем много демонического, романтического и байронического.

Меньше всего Печорина понимает Максим Максимыч: он может лишь рассказать он герое, но понять его не в состоянии.

Максим Максимыч — добрейший и милейший штабс-капитан, человек другого круга, простой и непросвещенный.

Конечно, лучше всего Печорина читатель узнает из его же записок, ведь герой лучше знает себя, чем другие рассказчики. Но все же мнение о Печорине складывается на основе данных всех трех рассказчиков, с учетом их мнений. И все равно полную картину души главного героя читателю не дает никто, он должен составить его самостоятельно.

Также важно отметить, что у Лермонтова не совпадают фабула и сюжет.

Фабула — это: 1) события в их хронологической последовательности или 2) жизненный материал, который лег в основу произведения.

Сюжет — это то, как построил цепь событий сам автор, то есть то, как именно они даны в романе.

Обратите внимание

В жизни самого Печорина, возможно, есть фабула, но нет сюжета. Всем дается жизнь, как фабула, как некие возможности, и каждый волен поступать в жизни так, как он считает нужным. Печорина несет по жизни некая сила, он не нашел себя, он не делает карьеру и хочет обособиться от общества, поэтому лучшего места для него, чем Кавказ, автор придумать не может.

Источник: http://sochynenie.ru/kompozitsiya-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени”

Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени”

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”, опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей.

При публикации “Фаталиста” в “Отечественных записках” редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. Завершился анонс многообещающими были опубликованы в виде отдельных повестей.

При публикации “Фаталиста” в “Отечественных записках” редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. Завершился анонс многообещающими словами: “Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе”.

Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как целостное и связное повествование. В 1840 году роман “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.

Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Печорина, всё сильнее нас заинтересовывая.

Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции “Героя нашего времени” является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.

Мы знакомимся с Печориным в “Бэле”. Рассказывает о герое Максим Максимыч – штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии.

Важно

Единственное, что он может сказать о нём, это: “славный малый”, “но с большими странностями”. Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения.

Максим Максимыч – старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.

Иное дело Печорин. В “Бэле” он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.

Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.

Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: “Они не смеялись, когда он смеялся!..” Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.

Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает “Журнал Печорина”, его предваряет предисловие повествователя.

Здесь мы читаем важные слова: “Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ – заглавие этой книги”. Итак, Печорин – герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи.

Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.

“Журнал Печорина” – это своего рода “роман в романе”. “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” – “история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою”.

Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы.

Совет

Разочарованность, скука, страдание – спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.

Заключительная глава “Фаталист” на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в “Фаталисте” заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своём поколении.

Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов говорит о том, о чём кричал он в “Думе”, что не давало ему покоя всю жизнь, – о горькой судьбе своего поколения: “… мы… жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…

мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…”

“Фаталист” возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. “Кольцевая” композиция подчёркивает обречённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. “И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?”

Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно даётся картина взаимоотношений общества и личности.<\p>

Источник: http://diplomba.ru/work/98363

Ссылка на основную публикацию