Человек и общество в романе «евгений онегин»

Аргументы «Человек и общество» по роману «Евгений Онегин» для Итогового Сочинения, ЕГЭ и ОГЭ 2017-2018 / LibAid.Ru — cайт-энциклопедия литературных произведений

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?<\p>

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде.

В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.<\p>

Конфликт человека и общества.

 Как общество влияет на человека?<\p>

Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.

Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков –  только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.

Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.

<\p>

Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?<\p>

Обратите внимание

Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным.

Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу.

Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.<\p>

Конфликт разума и чувств (Онегин).<\p>

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам.

Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился.

В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден – Онегин любит. Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.<\p>

Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?<\p>

Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина.

Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», – но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».
Не только крайности соединили героев – между ними немало общего.

Важно

Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский – из-за мечтательности и романтизма. Ленский – поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство – это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.<\p>

Конфликт разума и чувств (Татьяна).

 
«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины.

При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство.

И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине.

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать.

Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…

» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви…

поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге.

И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…<\p>

Верность себе (Татьяна).<\p>

Совет

В чем заключается вечная верность Татьяны? Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны…  Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование…»

Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам.

<\p>

Равнодушие Онегина.<\p>

Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.<\p>

Отсутствие цели.<\p>

Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема – это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» – Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли Онегин своей первой цели, но надежда всегда остается.
<\p>

Источник: https://libaid.ru/itogovoe-sochinenie/chelovek-i-obshchestvo/4408-argumenty-chelovek-i-obshchestvo-po-romanu-evgenij-onegin-dlya-itogovogo-sochineniya-ege-i-oge-2017-2018

Светское общество в романе Пушкина Евгений Онегин

Одну из ключевых в романе “Евгений Онегин” играет светское общество в роли российской аристократии.

Как и каждое общество, оно расположено выше на несколько ступеней окружающих из-за своего развития. Но, оно в принципе ничего не делает, так как не может отыскать в себе силы и возможности что-то реализовать.

Петербургское общество предстаёт в романе перед читателем с ноткой сарказма, иронии. Онегин сам входит в это общество. Но в то же время, описывая кабинет Онегина, Пушкин уделяет внимание тому, что, даже входя в это общество, Онегин, как и другие молодые люди, потихоньку отделяются от традиций их, потому что имеет более новое, другое воспитание.

Поместное же дворянство нравится самому автору в описании. Оно описано достаточно красочно и широко, в нём до сих пор присутствует непринуждённость, самая суть людской природы.

Люди, что входят в это общество, ближе всего расположены к простым людям по своему домашнему обиходу и мироощущениям. Одними из самых ярких представителей поместного дворянства были родной дядя Онегина, семья Лариных.

Но такое общество очень далеко от идеала, так как в нем нет каких-то определяющих потребностей. То же самое касается и интересов. К такому же обществу можно и отнести Ленского.

Меньше всего в романе Пушкин уделил внимания Московскому обществу. Можно лишь сказать одно, что здесь общество всегда выделялось своей патриархальностью. Спустя довольно-таки продолжительное время общество Москвы не изменяется.

Обратите внимание

Оно остаётся таким же по своим обычаям и традициям, спокойным. Но даже внутри общества происходит какое-то людское движение, веселье и переполох.

Выделяя более собирательное из Московского и Петербургского, таким оказывается именно первое.

Во многих фразах читателю дают понять, что за красивой обложкой прячется распущенность каждого общества. Но иногда и в таком обществе попадают люди интригующие собой и интересные для общения. И это не зависит от города.

Говоря о влиянии какого-то общества на человека, то оно ничего не говорит. Именно человек сам для себя решает какие нравы и законы ему принимать. Общество неоднородно, но именно таким оно и должно быть.

Сочинение Светское общество (Евгений Онегин)

По описанию Пушкина светское общество представляет собой пространство декаданса и не несет практически никаких положительных характеристик. При этом светское общество служит для того чтобы оттенить, если не идеалы, то альтернативу этому светскому обществу.

Вообще, если посмотреть на историю России, то практически всегда высший свет ориентируется на другие государства.

Как правило, более развитые и таковые существуют практически всегда и практически всегда Россия смотрит на Европу и Запад и хочет подражать этому образу своеобразного парадиза.

Даже сейчас мы видим активное подражание американской и европейской культуре, во времена Пушкина более в почете были Франция и Англия, разницы в этом не много.

Для того чтобы выполнить сравнение, Пушкин вводит своеобразные пары противоположностей: Ларина младшая и светские дамы, Полина Ларина и княжна Алина и много других вариантов.

Читайте также:  204. может ли отзывчивый человек быть одиноким?

Светские дамы в отличие от Татьяны Лариной склонны к пустым развлечениям, а она – более вдумчивая натура, глубокая как загадочная русская душа.

Княжна Алина без семьи и цели, доживает свои годы в болезни и тоске, потратив лучшее на развлечения и светские приемы, а Полина воспитала дочек и хотя стала более простым человеком, но счастлива работать в деревне и вести хозяйство.

Важно

Таким образом Пушкин как бы ненавязчиво намекает к чему ведет подобное подражание и вообще приверженность вкусам высшего света, который на самом деле обладает только внешним лоском, а по содержанию: скука, страсть к развлечениям и бесцельное шатание.

Тем не менее, автор не делает существенного различия между светскими людьми в деревне и городе.

Просто деревенские люди, такие как например Зарецкий, более грубы и даже более подлы, но в этом сочетается мода светского общества с грубостью простого деревенского человека.

Резюмируя, следует отметить довольно негативное отражение светского общества в этом романе. Пушкин иронизирует и проводит довольно четкую сатирическую канву повествования, которая выставляет светских людей по большей части не особенно интересными и достойными. Мне кажется, таким образом он хотел предостеречь своих современников, да и остальных людей от чрезмерного увлечения пустыми развлечениями и бездумным досугом, а также указать на наличие собственной (пусть и простой) культуры (народной, но настоящей и вполне пригодной даже для помещиков) в нашей стране.<\p>

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/svetskoe-obshchestvo-v-romane-pushkina-evgenij-onegin

Как же зависим человек от общества! (по роману «Евгений Онегин»)

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах «Евгений Онегин», в котором отразилась «вся жизнь, вся душа, вся любовь его», «его чувства, понятия, идеалы».

Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес.

Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его «энциклопедией русской жизни».

В своем стихотворном романе — в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал «болтовней», — поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок.

В «Евгении Онегине» автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается «энциклопедич-ность» романа.

Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного «повесы» Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества.

Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:<\p>

Сперва Madame за ним ходила,<\p>

Потом Monsieur его сменил.<\p>

Ребенок был резов, но мил.

<\p>

Monsieur l'Abbe, француз убогой,<\p>

Чтоб не измучилось дитя,<\p>

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Совет

Образование было поверхностным, «чему-нибудь и как-нибудь», а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной».

Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь «из моды вышли», и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, «певцом Гяура и Жуана» Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно».

Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах.

Мы видим и одежду главного героя («надев широкий боливар»), и его кабинет, в котором есть «все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам», подробно описано и меню в ресторанах:<\p>

Пред ним roast-beef окровавленный,<\p>

И трюфли, роскошь юных лет,<\p>

Французской кухни лучший цвет,<\p>

И Стразбурга пирог нетленный<\p>

Меж сыром лимбургским живым<\p>

И ананасом золотым

Особенно полно представлен театр того времени – его репертуар, артисты, известные драматурги:<\p>

Волшебный край! Там в стары годы,<\p>

Сатиры смелый властелин,<\p>

Блистал Фонвизин, друг свободы,<\p>

И переимчивый Княжнин;<\p>

Там Озеров невольны дани<\p>

Народных слез, рукоплесканий<\p>

С младой Семеновой делил…

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной.

Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне»; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки.

О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:

Она езжала по работам,<\p>

Солила на зиму грибы,<\p>

Вела расходы, брила лбы,<\p>

Ходила в баню по субботам…

Обратите внимание

Автор знакомит нас с традициями и обычаями, отмечает признаки «милой старины», хранимой ими.

У них на масленице жирной<\p>

Водились русские блины;<\p>

Два раза в год они говели;<\p>

Любили круглые качели,<\p>

Подблюдны песни, хоровод…

Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:<\p>

Татьяна верила преданьям<\p>

Простонародной старины,<\p>

И снам, и карточным гаданьям,<\p>

И предсказаниям луны.

В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень . похоже на грибоедовское, что не .случайно.

Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:<\p>

Но в них не видно перемены;<\p>

Все в них на старый образец;<\p>

У тетушки княжны Елены<\p>

Все тот же тюлевый чепец;<\p>

Все белится Лукерья Львовна,<\p>

Все то же лжет Любовь Петровна,<\p>

Иван Петрович так же глуп,<\p>

Семен Петрович так же скуп…

Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:

Напрасно ждал Наполеон,<\p>

Последним счастьем упоенный,<\p>

Москвы коленопреклоненной<\p>

С ключами старого Кремля:<\p>

Нет, не пошла Москва моя<\p>

К нему с повинной головою.<\p>

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Жизнь петербургского дворянства испестрена балами, ужинами, походами в театр и на балет, словно каждый день – праздник, но «завтра то же, что вчера».

Постепенно такая жизнь надоедает, как наскучила Евгению. Каждый уважающий себя человек должен быть одет по моде: панталоны, фрак, жилет – вот как одевались молодые люди.

У женщин были роскошные платья, каждая знала французский язык. О девушках Пушкин пишет:

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, так точны,

Так неприступны для мужчин.

Это доказывает, что девушки прятали свои чувства и учились пристойно себя вести.

Важно

Московское дворянство было так же «бесчувственно», как и петербургское. Вся московская жизнь – это «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс».

А у поместного дворянства свои порядки: когда Онегин заменил барщину оброком, ее «расчетливый сосед» увидел в этом «страшный вред», поэтому Евгения прозвали «опаснейшим чудаком».

Здесь было принято к руке дамы подходить, отвечать «да-с» или «нет-с», а не «да» и «нет», поэтому общество признало его неучем и фармазоном.

Поместное дворянство очень отличалось от столичного: они устраивали не такие балы, у них остались «привычки милой старины», отмечали русские народные праздники, вели хороводы, девушки гадали.

Столичное дворянство отличается от поместного отношениями между людьми:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный пошлый взор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

А представители поместного дворянства не скрывают своих чувств, у них все не так наиграно, они ведут себя более естественно. Но, когда Татьяна стала княжной, она начала скрывать свои чувства, а когда ее представили Онегину, она показалась ему совсем другой женщиной, от которой не осталось и следа от «девчонки нежной».

В «Евгении Онегине» отразилась жизнь дворянства того времени, это произведение словно отпечаток прошлого, в нем отражено поведение, устои, порядки, которые царили в среде поместного и столичного дворянства, двух совершенно разных типа людей, но прочно связанных между собой. Как же зависим человек от общества!

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Как же зависим человек от общества! (по роману «Евгений Онегин»). И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/kak-zhe-zavisim-chelovek-ot-obshhestva-po-romanu-evgenij-onegin/

Личность и общество в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин 2

Личность и общество в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор: Пушкин А.С.

Роман “Евгений Онегин” – центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе — поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.

Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они – типичные представители дворянской молодежи того времени.

Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь.

Совет

Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа. Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени:

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l'Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя…

Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Однако упоминание автором “нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина:

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”.

Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны – пустота жизни светского человека, с другой – серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов.

Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам.

Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы

героя.

Обратите внимание

Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии.

Она – типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных – патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”.

Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.

Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к книгам:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была

одарена:

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.

Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”.

Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания.

Важно

Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.

Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна – глубоко страдают.

Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями.

Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

Источник: http://MirZnanii.com/a/361636/lichnost-i-obshchestvo-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-2

Светское общество в романе «Евгений Онегин»

Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Понимание человека Пушкиным сказалось не только при создании образа Онегина, но и почти всех остальных. Таков был у Пушкина главный принцип создания характеров.

Как художник-реалист, он понимал, что эти естественные и как бы вечные человеческие свойства предстают неодинаковым образом у людей разных возрастов, эпох или национальностей.

Ведь в разные эпохи человек формируется под воздействием несходных социально-исторических обстоятельств! Но значит ли это, что человек остается неизменным – даже при одних и тех же условиях бытия? Вот тут Пушкин вплотную подошел к художественному открытию, которое в полной мере развил впоследствии Л.

Совет

Толстой и которое прославило не только его имя, но и всю русскую литературу. Чернышевский через четверть века после Пушкина назовет это «диалектикой души». В его понимании это означало самодвижение, развитие человеческой души вследствие борьбы и преодоления внутренних противоречий. Вот как это выглядело в романе Пушкина.

Светская толпа вокруг Онегина не переменилась. Остался неизменным образ жизни. Одни и те же впечатления входят в его сознание. Одни и те же речи он принужден вести. Среда воздействует на него в одном и том же направлении. Означает ли это, что и он должен вечно оставаться молодым повесой? С точки зрения Пушкина, это невозможно.

Почему? Потому что юность миновала. Онегин приблизился к поре зрелости. Жизненной необходимостью стала потребность в осмыслении окружающего мира и самого себя. Бездумное наслаждение уже не радует, потому что в нем ощущается принудительность.

Он должен быть как все! А он не хочет и уже’ не может оставаться безликим или исполнять надоевшие ему роли.

На протяжении двадцати двух строф Пушкин изобразил, как у Онегина начинается духовное опустошение. Бодро отправляется он на бульвар, но далее все положенное на день совершается с чувством возрастающей усталости. И уже под утро он возвращается домой полусонный и обессиленный.

Вечный праздник жизни уносит не меньше сил, нежели деятельный труд. Вот так Онегин созрел для новой роли пассивного романтика. Но почему именно романтика, причем пассивного, а не другого типа? Тип романтика, драпировавшегося в плащ байроновского Чайльда Гарольда, уже сложился к началу 1820-х годов.

Увлечение им было повсеместным на Западе и в России. Быть или казаться разочарованным романтиком – это для тех лет было так ново и модно, что сразу же выделяло из толпы заурядных повес. Были творчески одаренные романтики.

Были романтики активные, стремившиеся преобразовать мир и искавшие действенных средств для осуществления своих стремлений. И многие из пассивных романтиков добивались яркого самовыявления: в мечтах, в стихах, в фантастических видениях они преображали мир. Так что по новой роли Онегину полагалось сотворить хоть что-нибудь.

Обратите внимание

И первоначально Пушкин предполагал включить в роман его стихотворные наблюдения и соображения. Но впоследствии «альбом Онегина», якобы обнаруженный Татьяной в барском доме, он удалил из текста романа и оставил короткое замечание об этом эпизоде:

* Отступник бурных наслаждений,
* Онегин дома заперся,
* Зевая, за перо взялся,
* Хотел писать – но труд упорный
* Ему был тошен; ничего
* Не вышло из пера его,
* И не попал он в цех задорный
* Людей, о коих не сужу,

* Затем, что к ним принадлежу.

Только ли отвращение к упорному творческому труду помешало Онегину стать поэтом? Может быть, и таланта у него не было – сильного, яркого, самобытного таланта? Во всяком случае, вариант с альбомом оставлял бы читателя в сомнении. Удалив его, Пушкин тем самым отверг этот путь деятельности своего героя.

Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Итак, поэтический талант не обнаружен, а потому естественно попробовать себя в науке.

Может быть, окажется у Онегина сильный ум, логика и способность к широким плодотворным обобщениям:

* И снова, преданный безделью,
* В том совести, в том смысла нет,
* Томясь душевной пустотой,
* На всех различные вериги;
* Уселся он – с похвальной цель»
* И устарела старина,
* Как женщин, он оставил книги
* И полку с пыльной их семьей

* Задернул траурной тафтой.

Значит, и эта надежда похоронена. Начитанность – одно, а пытливость ума, исследовательский подход при восприятии мира, умение добираться до корня явлений, неутомимая жажда все знать – это совсем другое.

Ум проявляется в обобщении, в умении отыскать сущность вещей и явлений, установить связь между предметами и событиями. Ум открывает новое, начитанность повторяет старое и комбинирует уже известное.

Вероятно, Онегин все-таки понимал разницу между ними – потому-то он пытался себе присвоить ум чужой.

Онегин достаточно (умен, чтобы понять необходимость быть во всеоружии европейской учености. Он решил пополнить знания- это верно, но еще не все: он фактически попытался исправить недостатки своего домашнего образования.

Важно

И скоро понял, что «присвоенные» плоды чужого ума еще не позволяют самому создать новое. В какой мере глубоко и остро осознал это Онегин? Об этом мы можем догадываться.

Пушкин показал лишь внешние проявления процесса внутренних переживаний, но они позволяют догадываться о том, что происходит в душе Онегина. Ведь иа протяжении всего нескольких строф изображено, как одна за одной надежды оставляют Онегина.

Надежды иа то, чтобы стать значительным, незаурядным или даже выдающимся среди людей зрелых, а не легкомысленных светских повес. Вот в какой последовательности это происходит. В сорок второй строфе сказано:

* Причудницы большого света!
* Всех прежде вас оставил он.

Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://sochineniya-na5.ru/svetskoe-obshhestvo-v-romane-evgenij-onegin/

Светское общество в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

Пушкин вполне мог подробно писать о светском обществе, он сам был любителем балов и подобных развлечений, много общался с лучшими представителями своего времени.

Поэтому в Евгении Онегине он довольно детально и тщательно описывает существование светского общества того времени.

Благодаря этому читатели могут погрузиться в атмосферу, прочувствовать нравы эпохи, особенности взаимоотношения людей.

Если говорить в целом, то характеристика автора такова «однообразная семья .. жадной скуки сыновья». Именно так описывает Пушкин представителей аристократии двух столиц. По сути, ничего нового, высший свет практически всегда был таким и останется таковым и далее.

Основная потребность большинства представителей высшего света во все времена – развлечь себя. Кто-то впадает в альтруизм и занимается благотворительностью, другие ищут приключений, некоторые погрязают в удовольствии. Так или иначе, жадность весьма точный эпитет для аристократической скуки, ведь аристократы скучают именно жадно, они непрестанно ищут, кто бы смог удивить или развлечь.

Такое описание не только обличительно, но и в чем-то самоиронично. Ведь Пушкин тоже являлся представителем высшего света и в чем-то разделял вкусы и досуг таких людей. Даже в самом романе он описывает автора (герой – частично Пушкин) как приятеля Онегина, то есть близкого к высшему свету.

Сам Онегин – типичный представитель этого социального слоя. Он разменивается чувствами и дружбой ради того чтобы отогнать скуку, он надменен и циничен, весьма эгоистичен. В отличие от Лариной Онегин более близок к этому обществу и может чувствовать себя там чужим только по причине скуки.

Совет

Не имеет особенного смысла перечислять развлечения аристократии того времени, которые довольно подробно описывает автор.

Повсюду балы, в провинции – менее пышные, но и там обсуждают пошлый взор, пытаются собирать сплетни, играют в карты, пробуют экзотические блюда и слушают музыку.

Эти люди увязли в развлечениях и за внешним блеском пытаются завуалировать чувство отвращения и пренебрежения к самим себе и собственным занятиям.

Ведь если человек бездарно растрачивает себя, то со временем понимает этот факт и, если он искренен, начинает чувствовать к себе отвращение. Некоторые (подобно, например, Печорину) в подобной ситуации испытывают себя, другие просто пытаются заглушить шумом музыки на балу душевную тоску.

Вариант 2

В произведении “Евгений Онегин” одну из главных ролей представляет российская аристократия и московская вежливая общественность.

Герои данного романа – общество, располагающееся согласно собственному развитию выше окружающих их главных чинов, однако никак не способные отыскать применение собственным силам и возможностям.

Так как Онегин – обычный пример молодого поколения того времени, вскормленный окружением, с целой его чопорностью, меркантильностью и пижонством. Однако он и некоторые другие люди – герои сопротивляющиеся, намеренные осуществлять собственные действия независимо от установленных рамок.

Они – «лишние», они – персоны, выделяющиеся собственными идеями и действиями из числа чиновничьей массы.

Признаки людей, относящихся к классу светской верхушки, непременно обнаруживаются в основных ролях романа Пушкина. Нередко действия, идеи, фразы героев находят себе место в тех случаях, где влияние на окружающих было бы.

Сохранился неизменным и характер существования. Одинаковые эмоции вступают в его сознание. Одинаковые выступления он вынужден осуществлять. Значит ли это, что он обязан всегда быть юным повесой? Пушкин считает, что данное неосуществимо.

Вследствие чего? Благодаря тому, что юношество миновало. Онегин подступил к времени зрелости. Пришла пора в осмыслении окружающего мира и наиболее себя. Несерьёзное удовольствие уже никак не утешает, ведь в нем чувствуется принужденность.

Онегин обязан быть как все!

Обратите внимание

Очень досконально обрисовывает Пушкин кабинет Онегина, костюм. Писатель будто хочет повторно выделить изолированность молодежи того времени от родной земли, так как они еще с раннего возраста были в обстановке иностранного языка, предметов, людей.

Писатель сообщает о Петроградском высшем обществе с частью сарказма, без симпатий, так как жизнь московская “однообразна и пестра”, а “света звук весьма стремительно наскучивает”.

Жизнь поместного дворянства отдалена от безупречности. Тем не менее автор сообщает о ней с огромной симпатией. В простом дворянстве сберегаются непосредственность и непринужденность, равно как качества людской природы. Поместные дворяне в значении мироощущения, обихода находились довольно близко к народу.

В интриге “Евгений Онегин” писатель не единожды концентрирует интерес читателей на недочеты светского общества: безделье, непристойность и недостаток уроков, неприспособленность к жизни и бездумность, предрасположенность к тратам, чувство к картам. Московская общественность чаще всего надменно относится к провинциальным посетителям.

Читателю делается понятно, что за обложкой дворянского существования иногда прячется абсолютная аморальность и распущенность. Только в отдельных случаях в светском обществе Москвы и Петербурга попадаются, действительно, увлекательные и интригующие личности.

Общество разнородно. Лишь от самого человека зависит то, воспримет ли он высоконравственные законы бесхарактерного большинства или наилучших представителей общества.

← Дефорж в романе Дубровский
← Герои романа Евгений Онегин↑ ПушкинОбраз и характеристика Зурина в романе Капитанская дочка →
Столичное и поместное дворянство в Евгении Онегине →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/svetskoe-obshchestvo-v-romane-evgenij-onegin

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

“Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г.

Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”, так как в нем показана жизнь столичного и поместного дворянства, жизнь Москвы, выведены типичные образы русских людей того времени, показана роль общества в формировании личности.<\p>

    В романе большое место отведено показу жизни провинциального дворянства, составлявшего значительный пласт русского общества пушкинской поры.

В произведении особо остро ставится проблема взаимодействия двух культур: петербургской, европеизированной, блестящей, но бездушной, и патриархальной, хранящей “привычки милой старины”, незатейливой. Эта проблема проявляется прежде всего во взаимоотношениях главных героев – Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Важно

    Первая глава романа посвящена подробному рассказу о жизни Онегина в Петербурге, его воспитанию, типичному для светских молодых людей того времени, в результате которого герой не получил достаточной пищи для ума (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”) и сердца (“бранил Гомера, Феокрита…

”), а усвоил в совершенстве лишь приемы светского поведения (“как рано мог он лицемерить…”). Пушкин детально описывает времяпрепровождение светского повесы, его интересы, быт. Не удивительно, что в результате всего этого героя охватил “сплин”, или “вечная русская хандра” как естественная реакция сколько-нибудь мыслящего человека на пустоту жизни, которую он ведет.

    В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором (“я был озлоблен, он угрюм”) и заставляет читателей испытывать к нему симпатию (“мне нравились его черты…”).

Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к своей внешности (“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”) и дамам на балах, но в то же время он всегда “рад заметить разность” между ними и просит читателя не отождествлять их.

Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но главное, в чем проявляется их разность, – это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна (“и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь”), которая исчезает очень скоро:     Два дня ему казались новы     Уединенные поля…

    На третий роща, холм и поле     Его не занимали боле,     Потом уж наводили сон… –     уступив место привычной хандре.     Представление о природе как об источнике вдохновения и всяких положительных эмоций в человеке сохранилось у “простого воспитанника природы на всю жизнь”:     Я был рожден для жизни мирной,     Для деревенской тишины…

    Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,     Она, как с давними друзьями,     С своими рощами, лугами     Еще беседовать спешит.     И, попав в “шум блистательных сует”, более всего тоскует о “жизни полевой”.

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии. Так, автор рисует свою героиню “русскою душою”, несмотря на то, что та “выражалась с трудом на языке своем родном”. Татьяна “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”.

Героиня была гораздо ближе к основам народной жизни, чем Онегин. Она общалась с крепостными крестьянами, с народом. Ее няня, крепостная крестьянка, оказалась ей духовно ближе, чем мать или сестра, именно ей она доверяет сердечную тайну.

Татьяна гадает вместе с крестьянскими девушками:     Служанки со всего двора     Про барышень своих гадали     И им сулили каждый год     Мужьев военных и поход.<\p>

Совет

    Однако Пушкин не идеализирует поместный уклад жизни. “Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор” ничуть не умнее “бессвязного пошлого вздора” столичных гостиных.

Неторопливый деревенский уклад дает ничуть не больше возможностей для совершенствования личности, чем суета Петербурга.<\p>    Ярким примером неторопливого уклада деревенской жизни, ее привычек может служить Ольга, внешне олицетворяющая красоту девушек того времени: “глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные”, лишенная глубокого духовного наполнения.

Ольга не стремилась что-то познать, ей достаточно было с соседями “потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Ольга не долго плакала после гибели Ленского, быстро утешилась и вышла замуж за проезжего улана. В будущем Ольга повторит судьбу своей матери.     Татьяне же “романы заменяли все”, “она влюблялася в обманы и     Ричардсона, и Руссо”.

Героиня чужда окружающим ее людям: “Она в семье своей родной казалась девочкой чужой… дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела”.     Задумчивость, ее подруга     От самых колыбельных дней,     Теченье сельского досуга     Мечтами украшала ей.     Она одинока в своем обществе так же, как одинок Онегин в свете. С образом Татьяны Лариной связано множество фольклорных элементов. Ее сон по форме представляет типичную сказку с традиционными персонажами: косматым медведем, сборищем нечистой силы (полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница). Сон сближает героиню с русским народным эпосом, с “русским духом”.     Заслуга Пушкина была в том, что в образе Татьяны Лариной он создал первый образец истинно русской героини.

    Пушкин, постепенно утверждая в своем творчестве принципы реализма, немало внимания уделял среде, в которой формировались характеры героев. Так, в романе “Евгений Онегин” воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив их жизненные позиции и судьбы.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/pushkin-a-s/evgenij-onegin/4477-lichnost-i-obshchestvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin

Личность и общество в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” – центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе – поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.

Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они – типичные представители дворянской молодежи того времени.

Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь. Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа.

Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени: Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя…<\p>

Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор:

Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Однако упоминание автором “нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина: Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя: Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут… Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны – пустота жизни светского человека, с другой – серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы героя. Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она – типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных – патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к Книгам: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была Одарена: Воображением мятежным. Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным… Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают. Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь. Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни: Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна – глубоко страдают.

Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями.

Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.


(No Ratings Yet)
Loading…

Продовження твору ляльковий дім.

Ви зараз читаєте: Личность и общество в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”« Пекло, здавалось, було в ту годину… – Олесь ОлександрПавло Мовчан – “Ой, наїхали семигоряни із-за семи гір… “ »

Источник: https://ukr-lit.com/lichnost-i-obshhestvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию