Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера в цитатах
“Мцыри”. Исповедь в келье. Художник Константинов Ф. Д. |
Мцыри является главным героем знаменитой поэмы “Мцыри” великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Мцыри”
Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова
Главный герой поэмы – монах, которого автор называет Мцыри. При этом Мцыри – это не имя героя, полученное при рождении. Это что-то вроде прозвища, которое ему дает Лермонтов. Настоящее имя героя не называется.<\p>
Сам Лермонтов поясняет слово “мцыри” так:
“Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника» (Прим. М. Ю. Лермонтова.)”.
Имя нарицательное “мцыри” по сути служит именем или прозвищем для героя (смотрите пояснения в конце статьи).
Мцыри – молодой монах. Однако он стал монахом не по своей воле: русский генерал взял его маленьким мальчиком в плен и оставил жить в каком-то монастыре. Так Мцыри с 6 лет насильно держат в этом месте:
“…Я молод, молод…”
“…Я мало жил…”
“…Чтоб в цвете лет, / Едва взглянув на божий свет…”
Мцыри родился и вырос на Кавказе:
“…Седой, незыблемый Кавказ Мне тайный голос говорил, / Что некогда и я там жил…”
“…Дитя неведомой страны…”
Отец Мцыри был гордым воином:
“…А мой отец? он как живой / В своей одежде боевой / Являлся мне, и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья, / И гордый непреклонный взор…”
У Мцыри с детства развился могучий дух, огромная внутренняя сила, которые он наследовал от своих предков:
“…Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов…”
У Мцыри пламенная душа:
“…дай руку мне; / Ты чувствуешь, моя в огне… / Знай, этот пламень с юных дней / Таяся, жил в груди моей; / Но ныне пищи нет ему, / И он прожег свою тюрьму…”
Мцыри – гордый человек. Таким он является с самого детства:
“…И, гордо выслушав, больной / Привстал, собрав остаток сил…”
“…Он знаком пищу отвергал, / И тихо, гордо умирал…” (в детстве)
Мцыри с детства рос мужественным человеком:
“…Без жалоб он / Томился – даже слабый стон / Из детских губ не вылетал…”
“…Ты помнишь детские года: / Слезы не знал я никогда…”
Жизнь Мцыри полна горьких мук:
“…И повесть горьких мук моих / Не призовет меж стен глухих / Вниманье скорбное ничье…”
Читайте: История жизни Мцыри Живя в неволе в монастыре, Мцыри тоскует по своей родине, Кавказу:
“…Бродил безмолвен, одинок, / Смотрел вздыхая на восток, / Томим неясною тоской / По стороне своей родной…”
“…Унесть в могилу за собой / Тоску по родине святой…”
“…Напрасно грудь / Полна желаньем и тоской: / То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума…”
“…про милую страну…”
Мцыри – хороший человек, который никому не сделал зла:
“…Но людям я не делал зла, / И потому мои дела / Не много пользы вам узнать…”
У Мцыри детская, чистая душа:
“…Я вырос в сумрачных стенах, / Душой дитя, судьбой монах…”
Мцыри – угрюмый и одинокий человек. Живя взаперти в монастыре, он отвык от людей:
“…угрюм и одинок, / Грозой оторванный листок…”
“…Таков цветок/ Темничный: вырос одинок / И бледен он меж плит сырых…”
“…Я сам, как зверь, был чужд людей…”
“…Я был чужой / Для них навек, как зверь степной…”
Проводя жизнь в монастыре, Мцыри мечтает о воле с ее тревогами и битвами:
“…Она мечты мои звала В тот чудный мир тревог и битв Где люди вольны, как орлы…”
Находясь в заточении, Мцыри скучает по родине и родным, которых не видел уже много лет:
“…Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ – могил!..”
“…виденья снов живых / Про милых ближних и родных, / Про волю дикую степей…”
Мцыри жаль расставаться с жизнью, так как он не познал ее, находясь много лет в неволе:
“…Но с жизнью жаль расстаться мне…”
“…Ты жил, – я также мог бы жить!..” (слова Мцыри )
“…Ко мне он кинулся на грудь; / Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье… Он завыл…”
Мцыри – хороший боец. Его удар верен и скор:
“…Удар мой верен был и скор. / Надежный сук мой, как топор, / Широкий лоб его рассек…”
По мнению самого Мцыри, он мог бы быть удалым горцем, если бы не оказался в заточении в монастыре:
“…Но нынче я уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов…”
Живя в плену в монастыре, Мцыри мечтает вернуться в родные края. Наконец он сбегает из монастыря, но так и не добирается до родного селения. Его находят и снова помещают в монастырь. Здесь несчастный герой, судя по всему, доживает свою жизнь:
“…Я цель одну, / Пройти в родимую страну, / Имел в душе…”
Об имени Мцыри Среди читателей ведутся споры о том, что мцыри – это лишь имя нарицательное. Но практика показывает, что и читатели, и критики называют главного героя именно Мцыри, с большой буквы, как будто это имя. Таким образом имя нарицательное становится как бы вторым именем героя. Почему? Такой яркий персонаж не может быть безымянным существом. Это человек со сложной, печальной судьбой. Его биографии посвящена целая поэма. Может ли Лермонтов оставить такого персонажа безымянным? Тогда читателям и критикам было бы трудно обозначать этот яркий образ, а образ получился ярким, запоминающимся. Посвящать такому герою поэму и оставить его без имени или прозвища? В литературе это не типично. Лермонтов вряд ли хотел допустить подобное. Талантливый автор по сути превратил имя нарицательное “мцыри” в имя собственное. Достаточно заглянуть в отзывы критиков: там Мцыри используется как имя (прозвище) героя, с большой буквы. Называет ли главный герой сам себя “мцыри”? Называют ли его так другие монахи? В тексте об этом нет данных. *** Это был цитатный образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера героя в цитатах.
Смотрите: Все материалы по поэме “Мцыри”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/10/obraz-harakteristika-Mcyri-pojema-Lermontov.html
Характеристика Мцыри по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)
Автор: Лермонтов М.Ю.
Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести…
…Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел…
Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
…Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли…
Он на допрос не отвечал…
…Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
Я мало жил, и жил в плену.
Он стремился узнать свободную жизнь,
«Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны как орлы».
Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
Я молод, молод…Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,- я также мог бы жить!
Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
…Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался как змей.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
…И я висел над глубиной.
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
«И вспомнил я отцовский дом…»
Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
Но верь мне, помощи людской
Я не желал…Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил – клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны.
Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая.
Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.
Источник: https://MirZnanii.com/a/358120/kharakteristika-mtsyri-po-poeme-myu-lermontova-mtsyri
Характеристика Мцыри М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – русский поэт, драматург, художник. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.
Одним из последних классических образцов русской романтической поэзии считается романтическая поэма “Мцыри”, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1839 году.
Сюжет “Мцыри” тесно связан с образом главного героя, его сюдьбой. Кто же этот герой?
Главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова-Мцыри.<\p>
В произведении это человек, который видит перед собой только один путь-это путь на волю. Мцыри-это высокий и мятежный герой, жаждущий любви, счастья, свободы. Он сочетает в себе и пугливость, и слабость, и могущество.
Прошлая жизнь Мцыри, его детство наполнены тоской, печалью, грустью. Юный Мцыри жил вдали от Отечества. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос. И эта его жизнь была неразрывно связана с монастырем, в котором он чувствовал себя как в заточении.
И в один момент Мцыри решается на побег из монастыря. Он бежит неведомо куда. Но на свободе Мцыри был всего три дня, зато какие три дня.
На свободе Мцыри в столкновении с природой получает огромный прилив сил и энергии. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Природа и напрягает его силы, и дает ему отдых, и утоляет жажду. Он ощутил на себе все стороны природы. Временами он чувствовал себя диким и вольным зверем, а временами слабым, утомленным монахом.
Но Мцыри не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Борьба с барсом раскрыла в нем крепкого, стойкого, мужественного юношу.
А встреча с грузинкой раскрыла в нем жажду любви, счастья, полноту его желаний.
Огненная страсть, жизненность, свободолюбие двигали его на большие поступки. Мцыри преодолел огромный путь, путь борьбы. Мцыри стремился к бурной жизни не в заточении, а на воле. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.
Михаил Юрьевич Лермонтов показал в Мцыри бойца, который борется за жизнь в прекрасном мире, за жизнь, наполненную и насыщенную эмоциями и чувствами. И видно, что Лермонтову этот романтический герой импонирует.
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=25001
Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова (с цитатами) – Русская историческая библиотека
В поэме «Мцыри» (см. её краткое содержание и анализ) Лермонтов опять перенес действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа, – все пейзажи его, дневные и ночные, одинаково поразительны по яркости красок.
Герой поэмы, по происхождению горец; его, еще ребенком, привез в грузинский монастырь какой-то русский генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. Ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его отцов, – он «тихо, гордо умирал», не желая принять пищу от монахов.
Лермонтов. Мцыри. Читает Пётр Дубинский
Потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил «угрюмый, одинокий», не зная отца и матери, – как листок, грозой оторванный от родного стебля… Он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце.
В этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему горцам: по его словам, эта – страсть –
…как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Он рвался –
От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы!
Этот «пламень», с юных лет, «таясь», жил в его груди – и, наконец, «он прожег свою тюрьму» – Мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, – там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от природы…
Монахи нашли его умирающего от голода и утомления и перенесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою душу:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил, – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней
Потом Мцыри рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла – как он рад был «обняться с бурей», рукою готов был ловить молнии… Он чувствовал себя зверем:
Я сам, как зверь, был чужд людей,
И полз, и прятался, как змей.
Встретившись с барсом, он ощутил в себе зверя –
Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.
Не только «дикое» и «звериное» природы нашло отклик в его сердце, – он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья, – тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах природы:
Кругом меня цвел Божий сад!.. Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез… …я к земле припал, И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам, – Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли. И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Он «тонул» глазами и душой в глубинах синего неба, он сливался с землей, горами, барсом, змеею. Чувствуя близость своего последнего часа, он просит перенести его в сад, под цветущие акации. Вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье, – он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы!
Другие статьи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5024-obraz-mtsyri-v-odnoimennoj-poeme-lermontova-s-tsitatami
Ответы@Mail.Ru: сочинение характеристика образ мцыри
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е.
писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» . Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги.
Этот юноша является образцом силы человеческого характера. В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения.
Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. . Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы. Все действия и поступки Мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера.
Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле. Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши.
Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома. Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно.
В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы. В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю. Лермонтова.
Основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е.
писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» . Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги.
Этот юноша является образцом силы человеческого характера. В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения.
Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. . Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы. Все действия и поступки Мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера.
Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле. Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши.
Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома. Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно.
В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы. В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю. Лермонтова.
Основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.
Источник: https://goldref.ru/shpora/soch/Index29.shtml
Мцыри – очень хороший рассказ!
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е.
писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» . Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги.
Этот юноша является образцом силы человеческого характера. В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения.
Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом:
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом.
Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.
В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения.
Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
https://www.kritika24.ru/page.php?id=25001 – характеристика Мцыри Лермонтова
Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, кавказский юноша, попавший в монастырь вопреки своей воле. С грузинского языка имя героя переводится как «послушник». В возрасте шести лет Мцыри был пленен. Русский генерал доверил его одному монаху в древнем городе Мцхета, так как мальчик в дороге занемог и ничего не ел.
Монах его вылечил, окрестил и воспитал в истинно христианском духе. Но жизнь в монастыре для мальчика стала своеобразным пленом. Привыкший к свободе горский мальчик так и не смог смириться с таким образом жизни. Когда Мцыри вырос и должен был принять постриг, то неожиданно исчез. Он незаметно сбежал из крепости, чтобы найти свой родной край.
Три дня отсутствовал юноша и его никак не могли найти. Затем его все-таки нашли местные жители Мцхета, полуживого и раненного. Когда Мцыри вернули в монастырь, он отказывался от еды и сначала не хотел ничего рассказывать. Затем он все же исповедался старцу, спасшему его когда-то в детстве.
Он рассказал, как был счастлив за стенами монастыря, как встретил по пути молодую грузинку, как бесстрашно сражался с барсом и победил его. Несмотря на то, что юноша вырос вдали от дикой природы, в душе он всегда хотел жить как его горские предки. Он сожалел, что так и не нашел отчий край, не увидел хотя бы издалека родной аул.
Все три дня он шел на восток от монастыря в надежде, что на правильном пути, а оказалось, что ходил по кругу. Теперь он умирал как раб и сирота. Более всего характер главного героя раскрывается в его исповеди.
Он рассказывает про дни своего отсутствия не для того, чтобы исповедаться или раскаяться, и не для того, чтобы облегчить душу, а для того, чтобы еще раз пережить ощущение свободы. Для него было настолько естественно находиться среди дикой природы, как жить и дышать. Когда он снова попадает в монастырь, его стремление жить пропадает.
Он никого не винит, но причину своих страданий видит в долгих годах заточения. Находясь с детства в монастыре, он не только стал слабее, но и потерял присущее каждому горцу чутье находить путь домой. Перед смертью он просит похоронить его в углу, откуда виднеется Кавказ.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/67715000
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог, не перенес Трудов далекого пути; Он был, казалось, лет шести… …Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал. Из жалости один монах Больного призрел… Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал.
Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить. …Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет, Как вдруг однажды он исчез Осенней ночью. Темный лес Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем Напрасны были, но потом Его в степи без чувств нашли… Он на допрос не отвечал… …Тогда пришел к нему чернец С увещеваньем и мольбой; И, гордо выслушав, больной Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил… Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха: Я мало жил, и жил в плену. Он стремился узнать свободную жизнь, «Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны как орлы». Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил! Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было. Я молод, молод…Знал ли ты Разгульной юности мечты? Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил,- я также мог бы жить! Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком. …Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался как змей. И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас. …И я висел над глубиной. Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель. «И вспомнил я отцовский дом…» Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе. Но верь мне, помощи людской Я не желал…Я был чужой Для них навек, как зверь степной; И если б хоть минутный крик Мне изменил – клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык.<\p>
Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.<\p>
Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок… Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю. Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/lermontov-m-yu/mtsyri/4144-kharakteristika-mtsyri-po-poeme-m-yu-lermontova-mtsyri
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)
Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог, не перенес Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести…
…Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал. Из жалости один монах
Больного призрел…
Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
…Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет, Как вдруг однажды он исчез Осенней ночью. Темный лес Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли…
Он на допрос не отвечал…
…Тогда пришел к нему чернец С увещеваньем и мольбой; И, гордо выслушав, больной Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил… Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха: Я мало жил, и жил в плену.
Он стремился узнать свободную жизнь, «Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны как орлы». Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил! Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было. Я молод, молод…Знал ли ты
Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил,- я также мог бы жить! Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком. …Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался как змей.
И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
…И я висел над глубиной. Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель. «И вспомнил я отцовский дом…» Но он избегал людей и не желал их помощи.
Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе. Но верь мне, помощи людской Я не желал…Я был чужой Для них навек, как зверь степной; И если б хоть минутный крик Мне изменил – клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык.
Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок… Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю. Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы.
Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия.
Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая.
Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.
Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/harakteristika-mcyri-po-poyeme-m-yu-lerm.html