Черты антиутопии в «истории одного города» салтыкова-щедрина

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как антиутопия. Угрюм-Бурчеев

Тема: История одного города

Наиболее ужасным из всех градо­начальников был Угрюм-Бурчеев (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»). Заметим, однако, что сам Угрюм-Бурчеев предупреж­дал: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня».

Из «Описи градоначальников» сле­дует, что на страницах «Истории одного города» дол­жен был появиться некто Перехват-Залихватский, который «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». Летописец кратко заметил: «О сем умолчу».

Что же предвещал Угрюм-Бурчеев? Что такое ужасное должно было про­изойти после него?

Сам же Угрюм-Бурчеев был страшен прежде все­го тем, что являлся воплощением непреклонности. В его идиотском воображении возникла фантасти­ческая утопия: возвести руками глуповцев город, который так и должен был бы называться — «Не­преклонск».

Обратите внимание

В этом городе, по замыслу градоначаль­ника, все жители обязаны были бы не только действовать, но и думать совершенно одинаково. Всё подчинялось строгим и совершенно обязательным правилам, законам, регламентам.

«В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков… Школ нет и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется… Работы произ­водятся по команде.

Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю — все по команде».

Что же мерещится там, впереди, в какой-то лу­чезарной дали, которая покамест еще задернута туманом?

«— Ка-за-р-рмы! — совершенно определительно подсказывало возбужденное до героизма воображе­ние».

Есть такое понятие: казарменный социализм, ко­гда высокие и благородные идеи свободы, равенства и братства преобразуются в унылую и мелочную регламентацию, когда в основу всего положены ка­зарменные порядки.

И создатели разного рода утопий (Томас Мор, Т. Кампанелла, Н.

Чернышевский) не свободны были от желания все заранее расписать, рассчитать, предусмотреть малейшие подробности и детали будущего социалистического общества.

Утописты, создавая план переустройства мира, так страстно и восторженно стремились к счастью для всех, что не останавливались порою и перед возможностью применения силы для осуществления своих величественных замыслов. Как это ни пара­доксально, но опасность утопий заключается в их осуществимости. Материал с сайта //iEssay.ru

Горький опыт XX в., реализация на практике жестокой регламентации, подавление свободной человеческой личности во имя государства или «интересов коллектива» привели к возникновению жанра антиутопий (книги Е. И. Замятина «Мы», А. П. Платонова «Котлован», В. В.

Набокова «Приглашение на казнь», английского писателя Джорджа Оруэлла «1984», аме­риканца Рея Дугласа Бредбери «451 градусов по Фарен­гейту» и др.

Важно

)» Суровые предостережения авторов об угрозе исчезновения высоких гуманистических цен­ностей, вообще завоеваний цивилизации в тотали­тарном государстве, в жестоком и безнравственном мире — такова направленность этих произведений.

Возвращаясь к Салтыкову-Щедрину, скажем, что он один из первых создал именно антиутопию в главе, посвященной Угрюм-Бурчееву. Пророческий смысл этой антиутопии стал ясен только сейчас, и мы мо­жем оценить всю силу боли и гнева писателя, пред­видевшего мрачные катаклизмы в развитии общества.

На этой странице материал по темам:

  • история одного города-антиутопия
  • грозные лики антиутопии история одного города
  • щедрин история одного города антиутопия
  • салтыков-щедрин антиутопия
  • глава про угрюм бурчеева

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/s/saltykov-shhedrin/stati/istoriya-odnogo-goroda/istoriya-odnogo-goroda-m.-e.-saltykova-shhedrina-kak-antiutopiya.-ugryum-burcheev

Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – вершина его творчества

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель большого литературного диапазона. Его наследие по праву называется классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее.

В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». В 1870 году Салтыков продолжает работу над романом и публикует в журнале «Отечественные записки» в 1-4, 9 номерах. В этом же году роман вышел отдельным изданием под названием «История одного города».

Роман вызвал много откликов, в том числе и негативных, что заставило М.Е. Салтыкова ответить на статью публициста Суворина «Историческая сатира», напечатанную в журнале «Вестник Европы». Суворин, не вникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории.

После появления этой статьи прежний интерес читающей публики к роману несколько угас.

Но произведение нашло своих читателей: спустя полвека Максим Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

Понять идею «Истории одного города» невозможно без глубокого осмысления ее своеобразия и неповторимости. Произведение написано в форме повествования летописца – архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены – с 1731 по 1826 год.

Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII века, Салтыков-Щедрин выступает в разных ипостасях: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполнявшего функции издателя и комме архивных материалов.

Совет

Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.

Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов.

«История одного города» — это не сатира на прошлое, потому что писателя не интересовала чисто историческая тема: он писал о настоящей России.

Однако некоторые правители города Глупова напоминают реальных правителей: Павла I – в образе Грустилова, Николая I — в образе Перехват – Залихватского; некоторые градоначальники отождествляются с государственными деятелями: Беневоленский — со Сперанским, Угрюм-Бурчеев – с Аракчеевым.

Связь с историческим материалом особенно ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах».

Дворцовые перевороты после смерти Петра I «организовывались» в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспутной Клемантинки», «толстомясой немки Щтокфиш», «дуньки-толстопятой», «Матренки-ноздри».

Кто конкретно завуалирован — не важно, потому что писателя интересовали не конкретные лица, а их действия, согласно которым осуществлялся произвол власти имущих.

Роман начинается с главы «Обращение к читателю», стилизованной под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».

Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало- подражание «Слову о полку Игореве», перечисление историков XIX века, имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс. Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных поступков.

«Опись градоначальникам» представляет собой комментарий к последующим главам, и, согласно биографическим данным, каждый правитель Глупова уходил из жизни по совершенно нелепой причине: одного заели клопы, другого растерзали собаки, у третьего испортился головной инструмент, пятый пытался понять сенатский указ и умер от натуги и т. д. Каждый образ индивидуален и в то же время типичен. М.Е. Салтыкова-Щедрина считают новатором в разработке методов сатирической типизации.

Обратите внимание

Рассказ о деятельности глуповских градоначальников открывает глава «Органчик», повествующая о Брудастом, образ которого олицетворяет основные черты бюрократизма, тупости и ограниченности. «Эзоповский язык» позволяет писателю назвать Брудастого дураком, прохвостом и злобной собакой.

Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы — команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.

«Сказание о шести градоначальницах» — это не только сатира на царствование коронованных особ, но и пародия на многочисленные произведения на историческую тему, появлявшиеся в 60-е годы.

Глава «Известие о Двоекурове» содержит в себе намек на Александра I. Двоекуров сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Но биография градоначальника не дошла до современников, которые могли бы разобраться в теории его правления.

В главах «Соломенный город» и «фантастический путешественник» выведен образ Фердыщенко. Знакомство с ним происходит в главе «Голодный город».

Бедствия принимают огромные масштабы, а народ безмолвно терпит эти испытания судьбы и не пытается защитить свои интересы. Сатира на мужика приобретает силу негодования автора, не терпящего унижения и притеснения русского народа.

Пожары, наводнения, голод все довелось испытать русскому мужику, который еще не умеет отстаивать свои интересы.

Не менее уродливым, фантастичным является образ градоначальника Негодяева, выведенный в главе «Эпоха увольнения от войны». Согласно «Описи», «он размостил вымощенные предместниками его улицы», т. е. пытался скрыть деяния своих предшественников. Градоначальник Михаладзе отменил строгую дисциплину, поддержал изящество манер и ласковое обхождение.

В одном из своих писем, сатирик заметил: «Я могу каждое свое сочинение объяснить, против чего они направлены».

Важно

Во вступлении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» даются некоторые обобщения и итоги. Речь идет о народе, который живет, несмотря на смертный бой. «Одну из… тяжких исторических эпох, вероятно, переживал Глупов в описываемое летописцем время», — сообщает писатель.

Автора «Истории одного города» обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии народных масс.

Но по мысли автора, «В слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма.

Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и тому подобных, я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал…»

Вывод, к которому автор пришел в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твердо убежден, что строителями будут другие люди, не глуповцы.

В «Истории одного города» представлены социальная сатира и сказочные мотивы, сатирическая повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина по праву может быть отнесена к жанру антиутопии, и актуальность ее обусловлена не только общечеловеческим смыслом, присущим классике вообще, но и пророческим провидением.

Читайте также:  Краткая биография лескова: самое главное и основное

Основное художественное средство в романе — гротеск Он помогает автору обнажать социальные и нравственные пороки русского общества.

Тургенев, рецензируя это произведение, восхищался «серьезным и глубоким юмором» сатирика, отмечал свойственный писателю «честный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения» и делал вывод, что писатель-сатирик «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было».

Список литературы

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1986. – 208 с.
  2. Жанровые особенности романа «Истрия одного города» http://megaobuchalka.ru/8/26125.html.
  3. Литературные произведения: М.Е. Салтыков-Щедрин История одного города http://claw.ru/book12/13.htm#2.
  4. Сатирическая хроника Салтыкова-Щедрина «История одного города» http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=734537#1.

Оригинал работы:

Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – вершина его творчества

Источник: http://www.informio.ru/publications/id2866/Satiricheskii-roman-ME-Saltykova-SHedrina-Istorija-odnogo-goroda-vershina-ego-tvorchestva

Типы правителей в “Истории одного города”

Тема самодержавия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Салтыкова-Щедрина.

Служение призраку собственности нашло свое выражение в ыромане “Господа Головлевы”, особенно в образе Иудушки, а служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в “Истории одного города”, где писатель создал целую галерею самовластных правителей, которую завершает зловеще монументальная фигура Угрюм-Бурчеева.

“История одного города” дает целую галерею удивительных, как экзотические животные, правителей. С виду они кажутся людьми, но многие из них в конце концов обнаруживают свои нечеловеческую природу. Утрата правителем простых человеческих качеств – основная идея фантасмагории Салтыкова-Щедрина.

Хронологические рамки повествования достаточно условны, но в правителях временами угадываются черты реальных русских государей и других видных общественных и политических деятелей. О статском советнике Грустилове, например, сказано: “Друг Карамзина.

Совет

Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году”. Эта биографическая справка завершена кратким замечанием: “Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год”.

Можно говорить об императоре Александре I как историческом прототипе Грустилова. Но Грустилов в такой же мере злая насмешка над правлением Александра II.

Ограниченность и тупоумие начальства разливаются в “Истории одного города” таким широким потоком, что на этом фоне выглядит достоверно совершенно фантастический гротеск, когда градоначальником впопыхах был назначен Дементий Варламович Брудастый, в черепную коробку которого был вмонтирован несложный механизм, способный выкрикивать два слова: “не потерплю” и “разорю”. Однако это примитивное устройство не помешало Органчику, как его прозвали исправно исполнять главную обязанность: привести в порядок недоимки, запущенные его предшественником.

В галерее глуповских правителей есть одна зловещая особенность: от губернатора к губернатору все меньше в них остается от человека, все меньше нелепых, но в чем-то даже привлекательных качеств, которыми отличались правители вроде Грустилова.

Завершает же этот зверинец губернатор Угрюм-Бурчеев, который “принадлежал к числу самых фантастических нивеляторов… Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и при этом с таким непременным расчетом, чтобы нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо”.

Идеальный мир представлялся ему образцовой казармой. Угрюм-Бурчеев – это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных, враждебных человеку качеств.

Это человекоподобный истукан “с каким-то деревянным лицом”, который “всякое естество в себе победил”, для которого характерно “умственное окаменение”.

Это “со всех сторон, наглухо закупоренное существо”, которому чужды любые “естественные проявления человеческой природы” и которое действует “с регулярностью самого отчетливого механизма”.

Обратите внимание

Если в Брудастом было лишь нечто от вещи (органчик вместо мозга), то Угрюм-Бурчеев целиком представляет собой некий бездушный автомат, стремящийся все живое вокруг уничтожить, землю превратить в пустыню, а людей – в обезличенные тени, способные лишь молча маршировать и исчезать в каком-то фантастическом провале. Вот почему Угрюм-Бурчеев – фигура не только комическая, но и страшная. “Он был ужасен” – эта фраза дважды повторяется в начале главы, посвященной всевластному идиоту.

Такой представлялась сатирику надвигающаяся эпоха. После Александра II в России начали проводиться “контрреформы”, охота на вольнодумцев вошла в острую фазу. Тупая военщина порабощала умы, время Дениса Давыдова прошло.

Вот почему так мрачно завершается летопись города. С высоты своего времени мы можем сказать, что антиутопическая картина, нарисованная сатириком, больше походит на советское время.

Возможно, в этом сказался дар предвидения, который есть у любого талантливого писателя.

Источник: https://home-task.com/tipy-pravitelej-v-istorii-odnogo-goroda/

Урок-лекция «М.Е. Салтыков-Щедрин и его «История одного города»

Я совсем не историю предаю осмеянию,

а известный порядок вещей.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами изучали биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина и его художественный мир, но не ответили на вопрос: «Что заставило писать Салтыкова?».

Ответы учеников.

Итак, Салтыков-Щедрин всю жизнь боролся против окружающей его действительности, против произвола власть имущих и против рабского самосознания народа. В своих произведениях он сатирически описывал народ, его покорность и смирение, откровенно бичевал его за отсутствие бунтарского начала. Иногда он прямо и откровенно говорит, что русский народ – рабский народ.

Дома вы ознакомились с романом «История одного города» и поразмышляли над вопросом: «Можно ли изображение «рабьих» черт народа считать проявлением высшего патриотизма?».

Ученики зачитывают свои сообщения.

Да, мы выслушали различные точки зрения. Этот вопрос достаточно проблемный. Попробуем разобраться в нем вместе.

«История одного города». В чем смысл названия? Что такое «история»? Почему одного города? Что подразумевается под «городом»? О чем говорит название Глупов и глуповцы?

Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом г. Глупова, но исторические рамки ограничены с 1731-го по 1826 год. В романе дана история города Глупова, т.е. хроника смены глуповских градоначальников, записанная летописцем. В центре произведения – сатирическое изображение взаимоотношения народа и власти, глуповцев и их градоначальников.

Начинается история с корня происхождения глуповцев (головотяпов), затем дается опись 20 градоначальников города, дается их краткая характеристика. Салтыков-Щедрин следовал исторической канве развития России с большим количеством анахронизмов, но некоторые события, а также исторические лица узнаваемы.

Кто главный действующий персонаж «Истории»? (Народ). А еще? (Градоначальники).

Зарисовка на доске таблицы.

В ходе ответов учеников и анализа эпизодов «Истории» таблица заполняется.

«История происхождения глуповцев».

Анализ: Каким предстает народ – глуповцы – в этом эпизоде? Какими чертами они обладают? (Они сами продались в рабство). Почему глуповцы утратили независимость? Как пародируется «нордическая» теория образования государственности на Руси? Какие черты русского народа сатирически обыгрываются в эпизоде?

Важно

Итак, объект сатиры Щедрина – такие черты русского народа, приведшие его к рабству и покорности, как лень, терпимость, суетливость, нежелание самим принимать решение и др.

Высмеивание этих черт можно назвать своеобразным «лекарством» для народа. Сатирик указывает нам то, что необходимо исправить, чтобы стать лучше.

Это не смех ради смеха, не издевательство над народом, это попытка сделать народ лучше, чище, сильнее.

Заполнение таблицы.

Но нельзя сказать, что глуповцы всегда оставались полностью покорны и безмолвны. Иногда случались и бунты, вызванные крайним произволом властей.

«Соломенный город».

Что заставило глуповцев выступить против Фердыщенка? Чем закончилось выступление? Как рисуется бедствие – пожар? В какой тональности описана сцена пожара с гибелью Архипушки? Почему сатира сменяется лирикой? Как Салтыков-Щедрин относиться к народу? А к градоначальнику? Каким предстает перед нами Фердыщенко в эпизоде?

Заполнение таблицы.

«Органчик».

Этот эпизод открывает череду жизнеописаний градоначальников. Почему этот эпизод стоит самым первым? Каких слов достаточно, чтобы управлять глуповцами? Почему? О каких чертах глуповцев это свидетельствует?

Итак, градоначальник может быть совсем безголовым, но двух слов достаточно, чтобы управлять Глуповым.

Заполнение таблицы.

«Прыщ».

Неспроста эти эпизоды я дал для анализа последовательно. В чем сходство Прыща и Брудастого? Почему Прыщ смог управлять Глуповым? Какими предстают градоначальники в эти двух эпизодах? С помощью каких стилистических средств Щедрин изображает градоначальников? Почему фантастическое и гротескное воспринимается как реальное?

Заполнение таблицы.

«Угрюм-Бурчеев».

Работа с иллюстрацией.

Совет

Угрюм-Бурчеев значительно отличается от своих предшественников. Чем? (Прыщ и проч. ничего не делали, по сути. У.-Б. же развернул активную деятельность.)

Что за существо предстает перед нами в последней главе?

(Чистейший тип идиота, принявшего какое-то решение и давшего себе клятву привести его в исполнение.)

В чем заключается идиотство Угрюм-Бурчеева? Каковы идеалы нового градоначальника?

Чтение текста со слов: «Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его…»

Черты какой темной, страшной силы воплотились в этом образе? (Сатаны) Как вы думаете, почему? С какой целью летописец предлагает своим читателям подобное сравнение? («Жизнеустроительный» бред Угрюм-Бурчеева – вызов всему нерукотворному Божьему творению. Именно поэтому «человек, на котором останавливался этот взор»,… испытывал опасение «за человеческую природу вообще»).

И все-таки Угрюм-Бурчеев пытается «создавать» что-то свое. Что значит «создавать» по Угрюм-Бурчееву? (Философия Угрюм-Бурчеева: прежде чем что-либо создать, нужно разрушить то, что есть, разрушить историю, память людей.)

Символическим в бреде Угрюм-Бурчеева становится образ шинели. Обратите внимание на рисунок. Что должен внушать обывателям этот образ? (Иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана. Чем бездушнее и жесточе режим, тем больше правитель заботится об аскетизме своего бытия и облика.)

Какую картину-вариант государственного устройства мы видим в последней главе романа? Какого типа будет государство, если государство осуществляет контроль над всеми сторонами жизни? (Тоталитарное государство.)

Почему Угрюм-Бурчеев «создает» в своем бреду именно тоталитарное устройство? (Рабами легче управлять.) О чем предупреждает, от чего предостерегает своего читателя Салтыков-Щедрин?

(Вот и разгадка романа. Салтыков-Щедрин предостерегает своих читателей – покорность и рабство могут привести к созданию тоталитарного государства. Мы можем проследить, как эмоциональное звучание романа меняется от комедийного, игрового начала, от шутки и насмешки, даже издевки к предостережению…)

Какие два подвига решил совершить последний градоначальник Глупова? (Разрушить город и устранить реку.) Что из этого вышло? Символом чего является река в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина? (Символ Жизни, Природы, Естества)

Читайте также:  Краткое содержание романа «тихий дон» (м.а. шолохов): книга первая

Сопоставьте 2 катастрофы: бунт реки и появление “оно”.

Обратите внимание

Чтение финала романа со слов “Глуповцев поразило неслыханное зрелище…” до слов “Оно пришло…”. Как, по-вашему, что означает “оно”?

В литературоведении есть 2 основных версии прочтения финала романа:

1) появление “оно” означает предсказание народной революции;

2) “оно” знаменует начало еще более жестокой реакции.

Обе версии спорны, аргументы и контраргументы же можно найти в самом тексте. Мы не будем говорить, какая версия прочтения финала романа наиболее достоверна. Автор использует прием открытого финала, и поэтому каждая из версий имеет право на существование.

Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. До людей дошло, что они позабыли прошлое, не задумывались над будущим. Они взглянули друг на друга и устыдились. Была ли у них история? Но совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание.

“История прекратила течение свое”.

Какая история? Угрюм-Бурчеевская? Или шире – глуповская?

Итак, выводы. Слепая покорность может привести к образованию тоталитарного государства. Какими чертами должен обладать градоначальник, чтобы создать такое государство?

Заполнение таблицы.

Итак, какими чертами обладает народ в романе «История одного города»? А градоначальники? Почему эти ненормальные, фантастические градоначальники смогли управлять вполне реальным народом?

С помощью каких художественных средств писатель показывает беспомощное, рабское положение народа? Какова роль гротеска и фантастики в романе?

Ответим на вопрос урока с учетом новых знаний: Можно ли изображение «рабьих» черт считать проявлением высшего патриотизма и почему?

Выводы.  «История одного города» – это не сатира на прошлое, Щедрин писал о настоящей России. Истинный патриотизм Салтыкова-Щедрина заключался в том, что он показывал отрицательные черты народа так, как они есть, и дал ключ к исправлению.

Источник: http://nsaturnia.ru/metodika/urok-lekciya-m-e-saltykov-shhedrin-i-ego-istoriya-odnogo-goroda/

История одного города

Знаменитый сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М.Е.Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах.

Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальни­ков, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова.

«История одного города» — в сущности, сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего.

Фами­лии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному.

Важно

Градо­начальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фар­шированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-За­лихватский, Угрюм-Бурчеев — олицетворяют самодержавие и произвол.

В этом романе использованы все художественные при­емы щедринской сатиры — сатирическая фантастика, гро­теск, беспощадная ирония и веселый, торжествующий юмор. Фантастика эта в сущности своей правдива, реалис­тична, нереальны лишь внешние черты образов и событий.

«Говорят о карикатуре и преувеличениях, но нужно только осмотреться кругом, чтоб обвинение это упало само собой… Кто же пишет эту карикатуру? Не сама ли дейст­вительность? Не она ли на каждом шагу обличает самое себя в преувеличении?» — писал Салтыков-Щедрин.

Брудастый-Органчик, несмотря на всю фантастич­ность своей внешности (вместо мозга у него вставлен примитивный механизм — органчик), совершает поступки, ничем не отличающиеся от поступков реально существую­щих правителей.

При въезде в губернию он порет ямщиков, затем день и ночь пишет «все новые и новые понуждения». По его приказам «хватают и ловят, секут и порют, описы­вают и продают». Такое управление было испытано веками, и чтобы так управлять, достаточно было иметь «пустую посудину» вместо головы.

Недаром смотритель народного училища на вопрос глуповцев: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заклю­чали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?» — отве­чает, что подобное вполне возможно, что некий правитель «Карл Простодушный…

имел на плечах хотя и не порож­ний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны вел и трактаты заключал».

Кроме «разорю!» и «не потерплю!», Органчику других слов и не требовалось по роду его деятельности. «Есть люди, — пишет Щедрин, — которых все существование исчерпывается этими двумя романсами». В образе Орган­чика до предела заострены черты автоматизма и бездушия правителей.

Градоначальник Василиск Бородавкин, знаменитый «войнами за просвещение», за внедрение в быт глуповцев горчицы и персидской ромашки, предстает тоже злобной, бездушной куклой и свои дикие войны ведет при содейст­вии оловянных солдатиков. Но поступки Бородавкина от­нюдь не более фантастичны, чем поступки любого прави­теля-самодура. Бородавкин «спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиной».

Совет

В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии обще­ства» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его гнилости, внутренней болезни.

Именно таким олице­творением болезни эксплуататорского строя и является градоначальник Прыщ. Основная черта градоначальника Прыща (он же Фаршированная голова) — животность.

Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дво­рянства — его голова, начиненная трюфелями, распростра­няет соблазнительный запах.

В эпизоде, где предводитель дворянства съедает голову градоначальника, Прыщ окон­чательно лишается человеческого облика: «Градоначальник вдруг вскочил и стал обтирать лапками те места своего тела, которые предводитель полил уксусом. Потом он закрутился на одном месте и вдруг всем корпусом грохнулся на пол».

Даже образ Угрюм-Бурчеева — этот символ угнетения и произвола — вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальни­ков лишены психологической глубины. И это не случайно.

Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы. Они — полная противоположность живым людям, страдающим и мысля­щим.

Градоначальников Щедрин рисует в резко саркасти­ческой и гротесковой манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже веселым юмором.

Щедрин всей душой любил угнетенный народ России, но это не мешало ему осуждать его невежество, покорность.

Обратите внимание

Когда Щедрина обвиняли в том, что он глумится над народом, писатель отвечал: «Мне кажется, что в слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма.

Перво­му, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глу-повцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву.

Карти­ной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику. Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаяв в воздухе», и «история прекратила течение свое», история мрачного города, его забитых и покорных обита­телей, безумных правителей. В жизни освобожденного народа начинается новый период.

Подлинная история че­ловечества бесконечна, она подобна горной реке, остано­вить могучее движение которой оказался бессилен Угрюм-Бурчеев. «Река не унималась. По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».

С пред­чувствием великих исторических перемен в Глупове связан светлый взгляд Щедрина на будущее, ярко воплотившийся в его книге.

Хроника написана красочным, весьма сложным по составу языком.

В нем широко использованы и высокий слог старинной речи — например, в обращении архивариу­са-летописца к читателю, — и народные изречения и пословицы, и тяжелый, неудобочитаемый слог канцеляр­ских бумаг в пародийном переложениии (так называемые «Оправдательные документы», приложенные к хронике), и публицистический стиль современной Щедрину журналис­тики. Сочетание сказовой манеры «летописца» с авторским переложением его записей позволяло Щедрину то прида­вать рассказу несколько архаический характер историчес­кого свидетельства, то вновь вносить в него явные отзвуки современности.

Сатира Щедрина всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей демократии и прогресса.

Источник: https://ibrain.kz/literatura/istoriya-odnogo-goroda

Повесть м. Е. Салтыкова-щедрина «история одного города» в чём необычность жанра «Истории одного города»?

Материалы электронного учебника «Русская литература». Авторы: М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

www.literatura548.narod.ru

ПОВЕСТЬ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

  1. В чём необычность жанра «Истории одного города»? Черты каких литературных жанров можно найти в этой книге?
  2. В каком ключе показана история Глупова в повести? Можно ли доказать, что писатель имеет в виду историю России?
  3. Какова композиционная роль «Описи градоначальникам»?
  4. Какие сходные черты можно отметить в образах градоначальников?
  5. Дайте подробную характеристику Брудастому. Благодаря чему, по вашему мнению, ему удавалось управлять городом и держать в страхе обывателей?
  6. Чем интересен проект Угрюм-Бурчеева? Почему его идеи автор называет «систематическим бредом»?
  7. В чём, по вашему мнению, причина несчастий глуповцев? Есть ли в повести ответ на этот вопрос?
  8. Что такое гротеск, гипербола, пародия, эзопов язык? С какой целью перечисленные художественные средства используются в повести? Приведите примеры.
  9. Какой смысл заключён в финале произведения? Можно ли говорить об историческом скептицизме Салтыкова-Щедрина?
  10. Можно ли считать «Историю одного города» антиутопией?

^

  1. Что вам известно об истории создания произведения?
  2. Почему сюжет строится на истории гибели семьи Головлёвых? Какова идейная направленность романа?
  3. Как идее романа подчинена его композиция?
  4. Каковы судьбы членов головлёвского семейства?
  5. Какую роль в судьбах своих родственников играет Порфирий Головлев? За что его прозвали Иудушкой?
  6. Какими качествами наделён Иудушка? Каких героев русской и зарубежной литературы он напоминает?
  7. Почему к концу жизни Иудушка окончательно дичает и спивается?
  8. Проанализируйте эпизод «Последние часы жизни Иудушки Головлёва».

^

  1. В чём жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина? Что роднит их с народными сказками?
  2. Каким темам посвящены сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Путём-дорогою», «Ворон-челобитчик»?
  3. Проанализируйте две сказки по данному плану:

а) Название сказки. Смысл названия.

б) Тема сказки.

Читайте также:  Анализ произведения «бедные люди» (ф. м. достоевский)

в) Идейная направленность. Какие проблемы затрагивает автор?

г) Персонажи сказки и их амплуа.

д) Как сочетаются в сказке реальность и фантастика? Каков художественный смысл этого сочетания? <\p>

е) Приведите примеры использования приёмов гиперболы и гротеска.

ж) Как автор использует возможности «эзопова языка»? <\p>

з) Выпишите афористические выражения из сказки.

Материалы электронного учебника «Русская литература». Авторы: М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская <\p>

www.literatura548.narod.ru

Тирасполь – Москва, 2008 <\p>

Источник: http://edushk.ru/istoriya/14785/index.html

Урок-размышление по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

«История прекратила течение своё…»(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Цели урока:

  • приблизить к юному читателю произведения М.Е.

    Салтыкова-Щедрина;

  • открыть в них важный человеческий смысл;
  • углубить восприятие читателей-учеников;
  • показать, что роман Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего;
  • повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия;
  • различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык;
  • развивать вкус к самостоятельности, заинтересованное и внимательное отношение к тексту, к слову и детали в нём;
  • продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, создание собственного текста);
  • воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.

На доске:
Работа над литературными терминами.САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.АНАФРИЗ – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значенииУтопия, антиутопия Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству. Задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

2) высказывания:

…Я совсем не историю предал осмеянию, а известный порядок вещей.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа. <\p>

М.Е. Салтыков-Щедрин

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего.

Н.М. Карамзин

Каждое художественное произведение “необходимо должно иметь свой результат”.

М. Е. Салтыков-Щедрин

ХОД УРОКА

Слово учителя. Рассказ о жизни и творчестве (См презентацию)

Запись основных литературоведческих терминов (см доска)

Работа с текстом

Учитель показывает портрет Угрюм-Бурчеева работы Кукрыниксов. Перед нами новый тип градоначальника. Это не Брудастый или Прыщ – нелепые и фантастические. Перед нами живое существо, а не механическая кукла.– Что за существо предстает перед нами в последней главе? [1, C. 77]

(Чистейший тип идиота, принявшего какое-то решение и давшего себе клятву привести его в исполнение.)

– В чем заключается идиотство Угрюм-Бурчеева? [1, C. 77]– Что происходит, когда придатком к идиотству является властность?– Каковы идеалы нового градоначальника? [1, C. 75]Страшная картина, не правда ли?

Чтение учителем текста со слов: “Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его…” [1, C. 75]

– Черты какой темной, страшной силы воплотились в этом образе? (Сатаны)

Как вы думаете, почему? С какой целью летописец предлагает своим читателям подобное сравнение?

(“Жизнеустроительный” бред Угрюм-Бурчеева – вызов всему нерукотворному Божьему творению. Именно поэтому “человек, на котором останавливался этот взор”,… испытывал опасение “за человеческую природу вообще”).

<\p>

Важно

И все-таки Угрюм-Бурчеев пытается “создавать” что-то свое.Что значит “создавать” по Угрюм-Бурчееву? [1, C. 84]Почему именно топор является орудием творчества Угрюм-Бурчеева?

(Философия Угрюм-Бурчеева: прежде чем что-либо создать, нужно разрушить то, что есть, разрушить историю, память людей.

)

Вспомните строки из романа: “Еще задолго до прибытия в Глупов он уже составил в своей голове целый “систематический бред”.<\p>

Обратите внимание на само словосочетание – “систематический бред”.Возможно ли такое?В чем заключается бред Угрюм-Бурчеева? [1, C.

81]Работа со словарем (запись в тетради терминов с их лексическими значениями).Единодушие и единомыслие. – Чем отличаются эти 2 понятия?

  • Раболепство.
  • Тоталитарное государство.

Как эти понятия соотносятся с романом Салтыкова-Щедрина?

Какие два подвига решил совершить последний градоначальник Глупова? (Разрушить город и устранить реку.) [1, C. 85]

Что из этого вышло?

Средством скучивания и нивелировки людей в годы идеологического деспотизма служат грандиозные проекты. На прошлых уроках мы приводили примеры таких проектов. Таково и перекрытие реки Угрюм-Бурчеевым.

Найдите описание реки в тексте. [1, C. 85, 89, 90, 91]

Редкий случай в сатире – перед нами пейзаж. Но, разумеется, он иной, чем у Тургенева. Главное здесь не детальное изображение конкретных примет природы. Главное здесь река как символ.

Символом чего является река в “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина? (Символ Жизни, Природы, Естества)

Чего только не было предпринято, чтобы усмирить непокорную реку. Но… почему?

И все-таки… “слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе”. [1, C. 89-90]

Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, – вот главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства.

Государство, государственное устройство предназначены для человека. Государство же Угрюм-Бурчеева – против человека.

Символическим в бреде Угрюм-Бурчеева становится образ шинели. <\p>

Что должен внушать обывателям этот образ?

(Иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана. Чем бездушнее и жесточе режим, тем больше правитель заботится об аскетизме своего бытия и облика.)

Салтыков-Щедрин писал: “…Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей”.

С этой точки зрения и анахронизм, и фантастика, и гротеск, и ограниченность пространства, о которых мы говорили на прошлых уроках, – все это средства художественного обобщения, создающего картины-варианты государственного устройства.

Какую картину-вариант государственного устройства мы видим в последней главе романа?

Какого типа будет государство, если государство осуществляет контроль над всеми сторонами жизни? (Тоталитарное государство)

Мы можем проследить, как эмоциональное звучание романа меняется от комедийного, игрового начала, от шутки и насмешки, даже издевки к предостережению…

О чем предупреждает, от чего предостерегает своего читателя Салтыков-Щедрин?

Вспомните, как называется произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства, важнейшей функцией которого является предупреждение? (Антиутопия)

В чем заключается антиутопизм и пророческий смысл Угрюм-Бурчеевского мира? (См.

записи в тетрадях – основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда: извращенная идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой, единодушие подменяется единомыслием и поддерживается системой тоталитарного доносительства, а оправдываются эти кошмары “бедствиями минувшими и предстоящими”. Все это черты государственного устройства по Угрюм-Бурчееву.)

Почему Угрюм-Бурчеев “создает” в своем бреду именно тоталитарное устройство? (Рабами легче управлять.)

Совет

Вспомните следующие строки из “Истории одного города”: “Ни бога, ни идолов – ничего… В этом… мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким”. [1, C.83]

Что за мир изображен автором в этих строках?Какой народ достоин подобного мира, подобной Истории?Каким изображает Салтыков-Щедрин народ?В Священном писании сказано: “Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается на сей земле: Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?” [2]Ответьте на вопрос из Писания: что же народ будет делать после всего этого? [1, C. 86] Но, несмотря ни на что, Салтыков-Щедрин верил в свой народ. Писатель говорил, что “минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа”. И роман “История одного города” призван помогать прозрению народа, читателя. К “минутам прозрения” народа мы обратимся чуть позже.Несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и естества доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат – катастрофа.

Сопоставьте 2 катастрофы: бунт реки и появление “оно”.

(Взбунтовавшееся “естество” сметает Угрюм-Бурчеевскую утопию.)

Чтение финала романа со слов “Глуповцев поразило неслыханное зрелище…” до слов “Оно пришло…”. [1, C. 100]

Как, по-вашему, что означает “оно”?

В литературоведении есть 2 основных версии прочтения финала романа:

  • появление “оно” означает предсказание народной революции;
  • “оно” знаменует начало еще более жестокой реакции.

Обе версии спорны, аргументы и контраргументы же можно найти в самом тексте.

Дифференцированное задание классу: класс делится на 3 группы (в 3-й группе самые сильные ученики).Первой группе учащихся предлагается доказать правомерность 1-й версии; второй группе – 2-й версии; третьей группе – создать свою версию прочтения финала и доказать ее правомерность.

Доказательства следует искать в тексте романа.На работу дается 5 минут. На выступление дается 2 минуты.Защита версий прочтения финала романа Салтыкова-Щедрина.

Мы не будем говорить, какая версия прочтения финала романа наиболее достоверна.

Автор использует прием открытого финала, и поэтому каждая из ваших версий имеет право на существование.

Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. До людей дошло, что они позабыли прошлое, не задумывались над будущим. Они взглянули друг на друга и устыдились. Была ли у них история? Но совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание.

История прекратила течение свое”.

Какая история?

Выводы

В чем состоит назначение утопии?Антиутопии?(Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству. Задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

)И, несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера Салтыкова-Щедрина в свой народ и в свою Историю.Сатира Салтыкова-Щедрина настолько глубока и остра, что и в наши дни остается актуальной и злободневной.

И сегодня произведения Михаила Евграфовича имеют последствием не только праздную забаву читателя, а продолжают совершать внутренний переворот в совести его. И если такой переворот совершится, можно будет сказать:

История продолжает течение свое”.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Источник: http://kk.convdocs.org/docs/index-71201.html

Ссылка на основную публикацию