Что послужило причиной расставания базарова и аркадия кирсанова?

Сочинение «Что сближает и что разобщает Базарова и Аркадия Кирсанова?»

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов – два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист.

Обратите внимание

Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди.

Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное – ничего не делать.

Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он – лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.<\p>

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне.

Дядя Кирсанова – интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий.

И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Важно

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

Источник: https://ensoch.ru/po-literature/sochinenie-chto-sblizhaet-i-chto-razobshhaet-bazarova-i-arkadiya-kirsanova.html

Взаимоотношения Базарова и Аркадия. Финал дружбы главных героев

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, произведение лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана.

Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины.

Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым.

Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный человек. В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как личность. Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих.

Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу.

Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях.

Совет

Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер.

Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен».

Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе.

Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну.

В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.
<\p>

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до дружбы с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович – «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек.

Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи… не богам же, в самом деле, горшки обжигать…» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия».

Обратите внимание

Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят».

Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля.

Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения.

По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.

Источник: https://www.school-essays.info/vzaimootnosheniya-bazarova-i-arkadiya-final-druzhby-glavnyx-geroev/

Actionteaser.ru – тизерная реклама

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи.

Это демократ-разночинец Базаров. На протяжении почти всего романа Базарова сопровождает его друг Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей».

Друзья вместе учатся в университете, и их связывает несколько лет дружбы.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом он искренне разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор».

Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В дальнейшем Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает».

То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера.

Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий, разумеется, не готов к этому, так как он, по выражению Евгения, «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем.

Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».Но Аркадий пока что этого не понимает.

Самого себя он до поры до времени считает «борцом» и ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова поначалу принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности.

Важно

И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой автора: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков, По убеждениям Базарова, труд — необходимое условие жизни. Аркадий же ни разу не показан за работой.

Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для остальных Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Для Базарова такое отношение означает барство.

Он возражает против молитвенного созерцания природы, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к природе, к окружающему миру. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не говорит.

Различно отношение Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине. Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление своей красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом.

Чувство к ней у него возникает, когда между ними начинается духовное общение.Одинцова умна, способна понять неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовныезапросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути своей — барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего.

Поэтому она гасит в себе появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать, Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет,Аркадию знакомство с Катей, младшей сестрой Одинцовой, открывает, что его идеал «ближе», то есть он в семье, в имении.

Аркадий понял, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий — «ручной».Базаров близок крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин».

Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок, и его простота в общении с простым народом. Хотя в имении его отца крестьяне относятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для народа он более «свой», чем любой из Кирсановых. Аркадий в большей степени остается для людей барином, хозяином.

Совет

Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик принимал Базарова за чудака, когда тот хотел «поговорить с народом». Но это случалось нечасто.К тому же Базаров требователен, можно даже сказать, слишком требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен».

Его приверженность нигилизму приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отношению к самым близким людям.

Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!»,Однако следует отметить, что родители Базарова безнадежно «отстали» от своего сына. Они не могут идти не только вровень, но и вслед за ним. Правда, эта «отсталость» стариков Базаровых не заслуживает не совсем почтительного, а иногда — и попросту наплевательского — отношения к ним Енюшки.

Разве можно требовать от стариков, чтобы они думали и действовали, как молодые люди? Разве не благодаря стараниям родителей Базаров получает образование? В этом случае максимализм Базарова выглядит весьма неприглядно.Аркадий любит своих близких, но, похоже, стесняется этой любви.

Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом достаточно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Аркадий возражает, но как-то вяло. Этим он как бы поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, когда Базаров за глаза обозвал его дядю «идиотом».

Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей обозначилась первая серьезная трещина.Следует отметить, что базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые художники) не лучше его».

Он заявляет, что «в сорок четыре года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать и вообще «никуда не годится». Искусство Базаров считает формой наживы. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия в то время отставала от Запада. Но Аркадий-то на самом деле любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу; сначала это противостояние совсем незаметно, но постепенно, по ходу развития действия, оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений. В этом проявляется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим, что в данном случае конфликтуют уже не «отцы» и «дети», а, если можно так выразиться, «дети» с «детьми». Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера.  Базарови Аркадий прощаются навсегда. Евгений расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова, а высказывать их для Базарова — «романтизм».

Аркадий находит идеал жизни в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистические убеждения не привились.

Обратите внимание

Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».

И в конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за общим столом.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-turgenevu-i-s/3289-evgenij-bazarov-i-arkadij-kirsanov-sravnitelnaya-kharakteristika-po-romanu-i-s-turgeneva-ottsy-i-det

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл.

С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов.

В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере.

Важно

Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям.

Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель.

Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”.

Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович — “хороший человек”, а Николай Петрович — “золотой человек”.

Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”.

Совет

С Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает.

Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем.

Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта.

Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту.

Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов.

“Ты — нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.

Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.

Обратите внимание

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка — муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/<\p>

Источник: http://diplomba.ru/work/99366

Базаров и Аркадий поколение молодых

В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха 60-х годов XIX века, когда в русской жизни назревали значительные перемены. В это время в России формируется новый тип передового деятеля — разночинца-демократа.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он относится к тем молодым деятелям эпохи, которые «драться хотят».

Люди старшего поколения, которые не разделяют новых убеждений, изображены Тургеневым слабыми, в них много «следов барства».

Но и поколение молодых представлено в романе неоднородным. Базаров и Аркадий — друзья, они получают одинаковое образование, поначалу кажется, что их взгляды на жизнь тоже совпадают.

Однако их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, она не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа слабая натура (Аркадий) подчиняется более сильной (Базаров).

Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсановых. Базаров работает, Аркадий сибаритствует. Базаров — человек дела.

Главное для него — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических знаний на практике. Увлечение естественными науками — типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Совершенно разные суждения высказывают Базаров и Аркадий в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, говорит, что Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Важно

Аркадий ценит и любит литературу. По дороге в усадьбу он вместе с отцом читает наизусть Пушкина: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий всегда аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры.

Базаров носит «длинный балахон с кистями», при встрече с Павлом Петровичем «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием в разговоре о роли природы в жизни человека.

«Природа — не храм, а мастерская», — говорит Базаров, Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Кульминационной точкой развития конфликта между героями является спор «в стоге сена» (XXI глава).

«Ты нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что их пути с Аркадием расходятся. «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Дальнейшие судьбы героев складываются по-разному.

Аркадий продолжает традиции своей семьи, даже свадьбы отца и сына Кирсановых игрались в один день. Базаров умирает от заражения крови. «Я нужен России…

Нет, видно, не нужен».

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Базаровым и Аркадием: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет радостных ей элементов». Произведение И. С. Тургенева было написано в 1860—1861 годах.

Основу этого романа составляет социальный конфликт между «отцами», то есть «веком минувшим», и «детьми» — «веком нынешним». Главными героями произведения Тургенева являются Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. С первого взгляда мы видим, что эти два образа очень похожи.

Действительно, оба героя молоды (примерно одного возраста, хотя Евгений Васильевич старше Кирсанова), оба учатся в одном и том же университете.

И Аркадий и Базаров являются представителями одного идеологического круга, нигилистов, из чего ясно, что они оба разделяют одни и те же моральные убеждения и принципы.

Казалось бы, у Аркадия и у Базарова одинаковые пути (то есть нравственные устои), но на самом деле их идеология различается, так как Аркадий принадлежит к «веку минувшему», а Базаров — представитель «века нынешнего». Прежде всего, у Базарова и Аркадия разное социальное происхождение.

Совет

Кирсановы принадлежат к роду богатых дворян-аристократов, тогда как Евгений Васильевич — «выходец» из довольно бедной семьи разночинца. Разное социальное положение накладывает отпечаток на характер и идеологические убеждения Базарова и Аркадия.

Кирсанов с раннего детства привык к заботе и любви, так как родители делали все для того, чтобы Аркадию жилось спокойно и счастливо. «Супруги жили хорошо и тихо… а Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо». Именно поэтому Аркадия тянет домой повидаться с отцом и он искренне рад своему возвращению из университета.

«Говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки».

Базаров же, напротив, вырос Самостоятельным человеком, так как ещё в юношестве ушел из дома и привык жить без опеки родителей. При встрече с ними Евгений Васильевич не испытывает особой радости, и его раздражают родительские ласки.

Базаров постоянно перебивает отца и рассказывает о нем Аркадию, как о «презабавном старикашке и добрейшем… Много уж очень болтающем». Базаров чувствует превосходство над своими родителями. В некотором роде он даже презирает их, так как не может понять, как им «не смердит собственное ничтожество».

На такое отношение к своим родственникам сильное влияние оказывают убеждения Базарова.

По своей натуре Евгений Васильевич — нигилист, то есть человек, не имеющий никаких принципов, не придерживающийся никаких убеждений и все отрицающий. Нигилисты делают только то, что им выгодно и полезно. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. Строить — это уже не наше дело…

Сперва нужно место расчистить». Базаров не признает даже искусства. По его мнению, все это «романтизм, вздор, чепуха», а Рафаэль и другие великие художники «гроша медного не стоят».

Принципы Базарова — это не маска, так как даже перед смертью, в момент, когда люди подводят итоги всей жизни, Евгений Васильевич не отказывается от своих убеждений, хотя и понимает, что он ничего не сделал для пользы человечества и ничего не добился, так как его время еще не пришло.

«И ведь тоже думал: обломаю дел много… ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично…

Обратите внимание

Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Аркадий — последователь Базарова. Он восхищается и преклоняется перед своим другом.

Он всеми силами пытается быть похожим на него, поэтому он и «напяливает» на себя принципы и убеждения Евгения Васильевича — Аркадий «сам по себе, а убеждения сами по себе болтаются» (Д. И. Писарев). Примером этому может послужить встреча Аркадия с отцом.

Кирсанов искренне рад своему возвращению домой, но он пытается скрыть чувства от Базарова и принимает равнодушный вид. «…

Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

Аркадий любит поэзию и иногда не прочь помечтать. Он говорит красиво и витиевато, тогда как его друг всегда лаконичен. «О друг мой, Аркадий Николаевич! — воскликнул Базаров. — …Не говори красиво».

Впереди Аркадия ждет тихая семейная жизнь со своей женой Катей, ведь он типичный барин и будет продолжать традиции своего деда и отца.

Сам Базаров понимает это и называет Кирсанова «мякеньким, либеральным баричем, который не может дойти дальше благородного смирения или благородного кипения».

Таким образом, мы видим, что на самом деле убеждения Аркадия Николаевича Кирсанова — это всего лишь маска, поэтому его можно теоретически отнести к «лагерю отцов», тогда как Базаров — истинный нигилист и «демократ до кончиков ногтей» (И. С.

Тургенев).

Источник: http://www.nitpa.org/bazarov-i-arkadij-pokolenie-molodyx/

Сочинение на тему: “Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика”

Автор: Тургенев И.С.

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

<\p>

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.<\p>

Важно

Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением.

Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек.<\p>

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.

<\p>

Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

<\p>

Совет

Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям.

Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.

Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.<\p>

Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-evgeniy-bazarov-i-arkadiy-kirsanov-sravnitelynaya-harakteristika

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Коллекция сочинений: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева” Отцы и дети»

Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все проис­ходящее в общественной жизни России. В романе” Отцы и дети» он затра­гивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия про­блему” отцов» и” детей».

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, расходятся не столько потому, что одни были” отца­ми», а другие” детьми», сколько потому, что” отцы» и” дети» стали выра­зителями идей различных эпох, представляли интересы разных социальных слоев общества: старого дворянства и аристократии, с одной стороны, и молодой революционно-демократической интеллигенции – с другой. Но не каждому человеку, относящемуся к молодому поколению по возрасту и сочувствующему новым идеям, был по плечу тернистый путь нигилиста, то есть революционера. Автор наглядно показывает это на примере срав­нения двух молодых людей, представителей нового поколения: Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

Аркадий – внук генерала 1812 года, сын поместного дворянина, чело­века, обладающего рядом несомненных достоинств, одного из лучших пред­ставителей своего сословия.

Евгений Базаров родился в семье уездного лекаря и небогатой” дворяночки», людей простых, но бесконечно добрых и щедрых, неутомимых тружеников, не чуждых прогрессивным для того времени начинаниям. Так, отец Базарова” посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу».

Аналогичным образом поступил и отец Аркадия. Как видим, влияние семьи на обоих молодых людей было бла­готворным.

Любопытна первая встреча с героями романа, когда они во время ка­никул приезжают в Марьино, деревню Кирсановых.

Тургенев лишь мель­ком замечал, что губы отца” прильнули к безбородой, запыленной и заго­релой щеке молодого кандидата», и не дав более никакого, даже самого скромного описания Аркадия, ярко, до мельчайших подробностей, пред­ставляет нам внешний вид Базарова, используя психологический портрет, чтобы подчеркнуть личностные черты своего героя: спокойствие, самоуве­ренность, мужественность и ум. Одежда, манеры,” обнаженная красная рука», все поведение Базарова говорило о его принадлежности к простому народу и о том, что он гордится этим и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.

Обратите внимание

На страницах романа Тургенев неоднократно подчеркивает незауряд­ный ум и широкий научный кругозор Базарова в области естественных наук: медицины, химии, физики, ботаники, зоологии.

О глубине научных познаний Аркадия писатель умалчивает.

Очевидно лишь, что тот не ис­пытывает потребности в постоянных научных поисках, как его друг База­ров, даже в гостях не упускающий возможности заниматься опытами.

Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете.

Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понра­вились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокой­ствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разру­шить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвя­тить себя революции.

Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и куми­ра? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий” поет с чужого голоса».

Мы видим его духов­ную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам.

Аркадий заводит с отцом разговор о родных мес­тах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он Нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает” косвенный взгляд» назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева,” хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись».

В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева,” так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».

В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов – сломать все старое, чтобы” место расчистить», а уж строить – это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в прин­цип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литера­туру, искусство.

Важно

Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла сми­риться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова,” для отыскания чистой истины», всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей.

Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине. Чистая и нежная любовь к Кате все более отдаляет его от Базарова. Он начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих, что его кумир никого не любит.

Это приводит к тому, что Аркадий расстается с лагерем” детей» и переходит на сторону” отцов».

Базаров не удивлен этим.” Ты нежная душа, размазня, где тебе нена­видеть!..» – с горечью упрекает он друга. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорит:” Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».

Но и для самого Базарова любовь к Одинцовой явилась суровым испытанием на его верность нигилистическим идеалам.

Он глубочай­шим образом переживает то, что сам же отвергал:” В разговорах с Ан­ной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодова­нием сознавал романтика в самом себе».

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступа­ют в противоречия с его человеческой сущностью. Разрешить это проти­воречие могла только смерть.

Базаров умирает, не оставляя после себя последователей. Лучший из его учеников – Аркадий — оказался лишь временным попутчиком, не спо­собным принести себя на плаху во имя служения революционным идеа­лам. Из всех представителей молодого поколения, изображенных Турге­невым в романе, лишь Базаров сумел бы отдать жизнь во имя своего дела.

Совет

Не разделяя нигилистической доктрины своего героя, Тургенев при­знает его огромную нравственную силу, великое общественное значение.

Отмечая, что Аркадий, его отец и дядя— лучшие из дворян,” сливки», Тургенев тем не менее оценивает их так:” Слабость и вялость или огра­ниченность». О Базарове же он пишет:” „.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, – я виноват и не достиг своей цели».

Источник: http://www.slavkrug.org/evgenij-bazarov-i-arkadij-kirsanov-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Конфликт в романе построен на спорах между представителем старой, дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым и представителем нового, демократического течения Евгением Базаровым.

Павел Петрович — аристократ до мозга костей. Даже поселившись в деревне, он не желает расставаться со своими аристократическими привычками, со своими изысканными манерами и лоском, которые мало вписываются в простую сельскую обстановку Базаров совсем другой.

Некоторым читателям даже не нравилось, что 1ургенев наделил своего героя не очень привлекательной внешностью. Он волосатый, с красными руками, лицо длинное и худое, с широким лбом.

Однако это лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»

Итак, они встретились — аристократ Кирсанов и демократ-разночинец Базаров. Надо отметить, что они не понравились друг другу с первого взгляда. По короткому вопросу, который Павел Петрович задал брату: «Кто сей?», можно судить о том, что он сразу учуял в Базарове нечто инородное и неприятное, внешний лоск Павла Петровича Базарову не по душе.

А Павел Петрович, когда Аркадий сообщил ему что Базаров нигилист, то есть человек, который ко всему относится с критической точки зрения, воспринял Базарова как человека, который «ничего не уважает». И вот начался поединок не просто двух разных людей, а двух совершенно различных жизненных позиций, двух поколений и целых эпох.

Интересно, что в то время как Павел Петрович выхолил из себя, Базаров оставался совершенно спокоен. Павла Петровича раздражало в Базарове все: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже говорил отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Обратите внимание

Базаров же нисколько не стеснялся своего происхождения, а даже гордился им. «Мой дед землю пахал», — сказал он, явно чувствуя превосходство над дворянами-белоручками. Постепенно у Павла Петровича сложилось активное чувство вражды и ненависти к этому плебею. без роду, без племени.

Кроме того, нигилист Базаров самоуверенно отрицал все те принципы, на которых основывалось само существование старшего Кирсанова. Павел Петрович увидел в Базарове классового врага, которого ему страстно захотелось уничтожить. Базаров же, со своей стороны, проникался все большим презрением по отношению к либеральному «аристократишке».

Труженику Базарову глубоко неприятно пустое существование Павла Петровича, напрочь лишенное какой бы то ни было деятельности. Начался двусторонний идейно-психологический процесс нарастания сначала неприязни, а затем вражды. Зачинщиком столкновений всегда был Павел Петрович. Базаров же отвечал ему мгновенно и уверенно.

Он высмеивал взгляды Павла Петровича, представлявшие собой смесь англофильства и славянофильства. Высказывания Базарова о красоте, природе, любви, искусстве не могут не раздражать Павла Петровича. Суждения Базарова оскорбляют его эстетические чувства, а определенная доля издевки, присутствующая в этих суждениях, унижает его человеческое достоинство.

Дуэль, состоявшаяся между Кирсановым и Базаровым, неслучайна. Повод был найден (именно повод, а не причина), и вот по одну сторону барьера «отцы», а по другую – «дети». Дуэль эта началась раньше, как только они увидели друг друга, и пистолеты появились тогда, когда слов стало недостаточно.

Сам факт согласия Базарова участвовать в дуэли и то, с каким достоинством он в ней участвовал, опять-таки выдают присутствие в нём природного аристократизма и даже романтизма.

Боролся ли Базаров с Павлом Петровичем или с чем-то, что было в нем самом и что он обязательно хотел искоренить? Ведь «дети появились не сами по себе, их воспитали «отцы», а потому когда они начинают бороться с «отцами», то невольно (или сознательно) убивают часть самих себя.

Поединки эти не утихают и в наши дни. Дети», вырастая, становятся «отцами», и все повторяется сначала. Борьба могла бы быть не такой острой, если бы люди умели слушать и слышать других людей.

Важно

Базаров и Кирсанов, например, могли оценить друг в друге благородство и порядочность, но нашлась масса разъединяющих и раздражающих моментов, на которых они сконцентрировали свое внимание.

Хотелось бы, чтобы проблема разных поколений постепенно потеряла свою остроту и чтобы «дети» и «отцы» жили в мире и согласии.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/sushhnost-konflikta-bazarova-s-pavlom-petrovichem-po-romanu-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию