Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети»: внешность и характер в цитатах
Анна Сергеевна Одинцова была красивой высокой женщиной с королевской осанкой и блестящими волосами. Ее светлые глаза смотрели спокойно и умно.
«…именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба».
От ее лица веяло мягкостью и лаской. На момент рассказа Анне Сергеевне было двадцать восемь лет.
«Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист».
Двигалась она плавно, грациозно и естественно.
Ее отец – Сергей Николаевич Локтев был известным красавцем, игроком и аферистом. Однажды, проиграв все свои сбережения, он переехал жить в деревню, где и умер вскоре, оставив маленькое наследство своим дочерям. Мать Анны Сергеевны была из обедневшего рода князей и умерла, когда муж ее еще был жив.
После смерти родителей Анна вынуждена была жить в деревне и вести хозяйство и дом, в котором она знала мало толка. Ее воспитание, полученное в Петербурге, не предполагало подготовки ее к ведению хозяйства в глухой деревне. При жизни ее отец избегал общения с соседями, тихо презирая их, а они его, и теперь девушке не было даже с кем посоветоваться.
«Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем».
Анна жила с младшей сестрой Катей и теткой, старой княгиней Авдотьей Степановной, и уже было смирилась со своим положением, но однажды, ее увидел Одинцов. Это был очень богатый мужчина, толстый и кислый, но совсем не глупый и не злой. Ему было сорок шесть лет, и он безумно влюбился в Анну Сергеевну. Вскоре девушка вышла за него замуж.
«Она согласилась быть его женой, – а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние».
Спустя год после смерти мужа, Анна Сергеевна переехала жить в Никольское, где у нее был чудесный дом с садом и оранжереями.
Так как ее недолюбливали в губернии, в город она выезжала крайнее редко. Женщины завидовали ее молодости и красоте и придумывали про нее всякие сплетни, приплетая так же и ее отца.
«…что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия».
Но характер у Одинцовой был решительный и свободный, поэтому она пропускала все эти небылицы мимо ушей, не обращая на них никакого внимания.
Среди мужчин Анна Сергеевна пользовалась уважением и тайным восхищением, но они остерегались ее, видя силу ее характера и свободу суждений. Наверное, на фоне Одинцовой мужчины боялись выглядеть нелепо.
Познакомившись с Базаровым, Анна Сергеевна увидела в нем человека, такого же сильного и независимого от суждений и таких же свободных взглядов как сама. Проведя с ним некоторое время, она полюбила его, но оставила этот факт в тайне, боясь каких-либо перемен в своей размеренной жизни.
И лишь потеряв любимого навсегда, она поняла, что потеряла свой шанс на счастье.
Спустя некоторое время после смерти Базарова, Одинцова все же решилась выйти замуж. Она не любила своего мужа, но увидела в нем человека очень умного и интересного.
«…человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного как лед».
Они отлично поладили и нашли общий язык. Возможно даже, со временем, Анна Сергеевна сможет полюбить его и быть счастливой.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2370
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе
Иван Сергеевич Тургенев – один из писателей-романистов XIX века.
Его произведения “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети”, “Накануне”, “Новь” являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.
Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь “лишним” человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью.
Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева – одни из лучших в мировой литературе. Его героинями – Лизой Калитиной, Натальей Ласунской – мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе “Отцы и дети”, вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.
Эта героиня стоит словно “особняком” от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем.
Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно.
Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока…
Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа. О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: “Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье …
Она поразила его достоинством своей осанки.
Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой”.
Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова.
Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.
Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе – в деревенском, в петербургском ли.
Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная.
Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:
“- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?
Базаров исподлобья взгляну на нее:
– Любопытством, пожалуй, но не иначе”.
Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры.
Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но …
“Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло”.
Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол “занимал” уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.
Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. “А как же ее отношения с Катей?” – спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто “запугивает” сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.
Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания.
Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини.
Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.
Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: “тертый калач”, “первый сорт”, “баба с мозгом”, “нрав спокойный и холодный”. А также автор: “Анна Сергеевна была довольно странное существо.
Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения.
Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги”.
В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя.
Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике.
Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь.
Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье – любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?
Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова.
Это подтверждает и сам Базаров: “а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие”. Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное.
Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: “нет во мне желания, охоты жить…”
Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова – один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его.
Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль – и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок.
Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать – это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?).
Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!
Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/turgenev-i-s/ottsy-i-deti/9118-obraz-anny-sergeevny-odintsovoj-i-ee-rol-v-romane
Сочинение на тему: «Образ Анны Сергеевны Одинцовой в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Содержимое:
План:
1. Загадка женской души в русской литературе. 2. Неординарная личность Анны Сергеевны Одинцовой.
3. Новый тип женщины в русской литературе. Одним из вечных вопросов, который в разные времена волновал писателей всех времен и народов является загадка женской души. Не являются исключением в этом отношении и русские писатели, поэтому в нашей литературе так много женских образов.
Представительницы прекрасного пола с их природной склонностью к эмоциональному выражению чувств, с их подвижной и восприимчивой психикой, были идеальными объектами для литературных исследований, не говоря уже о непредсказуемости и таинственности характера русской женщины.
При этом чаще всего каждый писатель стремился наделить своих героинь теми качествами, которые выражали его представление об идеале, изменяя при этом только место и предназначение женщины в различных условиях.
Большое внимание женским образам уделяли такие великие русские писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь. Собственное видение женских характеров было и у И. С.
Тургенева, который в своих выдающихся произведениях смог мастерски показать немало ярких женских образов.
Эти образы впоследствии стали поводом для появления так называемой «тургеневской девушки», черты которой стали сравнивать с чертами реально существующих дам.
Одним из наиболее ярких женских образов И. С. Тургенева стала Анна Сергеевна Одинцова — главный женский персонаж романа «Отцы и дети». С первых же минут знакомства с этой героиней читателю становится ясно, что перед ним предстала неординарная, цельная и сильная личность.
Анна Сергеевна разительно выделяется среди городских дам чувством собственного достоинства, уверенностью и даже некоторой властностью характера. Аркадий уже при первом взгляде на эту женщину сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в своей жизни, и в этом он не ошибся.
Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть, поскольку она рано осиротела и осталась с маленькой сестрой на руках. Она была вынуждена самостоятельно заняться небольшим имением, которое досталось ей от отца, и самостоятельно преодолевать препятствия, которые встречаются на жизненном пути неопытных девушек.
Однако Анна Сергеевна не отчаивалась, и, не имея достаточного опыта, она все же сумела найти выход из сложившейся ситуации.
Она вплотную занялась хозяйственными делами, выписала себе в помощь престарелую тетку, а когда появилась возможность, пожертвовала собой и для того, чтобы обеспечить свою семью, и вышла замуж за богатого старика. За эту жертву Анна Сергеевна была вознаграждена — муж оставил ей хорошее наследство.
Молодая женщина отличалась необычайной рассудительностью, которая была несвойственна дамам высшего света. Управляя своим имением, она навела в нем безупречный порядок и считала, что, где…
бы она не находилась, она найдет для себя занятие и никогда не будет скучать.
Героев романа Анна Сергеевна поразила своей независимостью и отсутствием предрассудков, своим умом и умением решать самые сложные вопросы, своим равнодушием к пересудам и сплетням, которые мгновенно распространялись в светском обществе. «Анна Сергеевна была довольно странное существо.
Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения».
Эта удивительная молодая женщина, которая осознанно поселилась в деревне, сторонилась городского общества и была редкой гостьей на светских вечеринках, с большим интересом относилась к новым идеям и достижениям науки, выписывая из столицы некоторые научные издания.
Скорее всего, именно поэтому она не могла не обратить внимание на нового молодого человека, который отличался суждениями, идущими вразрез с общепринятыми нормами. Сблизило их и то, что каждый из них жил своим умом и не придерживался правил, принятых в обществе того времени.
Благодаря своим выдающимся качествам Анна Сергеевна быстро рассмотрела в главном герое бунтаря, не способного на спокойную и размеренную семейную жизнь, которой так дорожит большинство женщин.
И ее стремление во что бы то ни стало сохранить душевную и жизненную гармонию, которой ей удалось добиться неимоверными усилиями, гасят чувства к Базарову.
Ее минутная слабость к нему спустя некоторое время практически не оставляет никаких следов.
Из этого всего можно сделать вывод, что И. С. Тургенев относился к женщинам как к равным себе по положению и складу ума, он считал, что они наравне с мужчинами имеют право на независимость и самостоятельность.
Именно такие характеры, как у Анны Сергеевны, были более всего ему интересны.
Ведь иметь дело со спокойной и рассудительной натурой куда более приятно, нежели с самой привлекательной, но в то же время пустой кокеткой.
В романе «Отцы и дети» явно просматриваются характерные признаки такого общественного явления того времени, как эмансипация. В период творчества И. С. Тургенева все больше представительниц прекрасной половины человечества становились независимыми и не слишком считались с общественным мнением.
Такие женщины, как Анна Сергеевна, прекрасно знали себе цену и не давали воли своим чувствам. Над ними всегда преобладал разум.
На примере героини романа мы видим, как в России XIX века складывался новый тип женщин, которые были способны без труда обходиться без мужчин, самостоятельно вести хозяйственные дела и быть экономически независимыми.
Прислал: DarK_Knigt . 2017-10-15 20:11:21
Источник: https://pomosh-shkolniky.iusite.ru/5596_sochinenie_na_temu_171_obraz_anny_sergeevny_odincovoy_v_proizvedenii_i_s_turgeneva_171_otcy_i_deti_1.htm
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» – Иван Сергеевич Тургенев – Сочинения
- Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- Характер и обстоятельства жизни Одинцовой.
- Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой.
В романе «Отцы и дети» не так много женских образов: Анна Сергеевна Одинцова и ее сестра Катя, Фенечка, Кукшина, мать Базарова.
Каждая олицетворяет нечто свое: Катя – уравновешенность и практичность, Фенечка – мягкость, любовь к мужу, Кукшина – пародия на самого Базарова, его мировоззрение, мать Базарова – преданность, материнство.
Наиболее ярко и полно в романе Тургенева «Отцы и дети» выписан образ богатой помещицы Анны Сергеевны Одинцовой. Эта сильная натура сумела не только внушить уважение к себе нигилиста Базарова, но и влюбить его в себя.
Анна Сергеевна Одинцова, дочь известного кутилы и карточного игрока, рано осталась без попечения родителей с младшей сестрой на руках и маленьким поместьем, унаследованным от отца. Оставшись одна, девушка не опустила руки. Она выписала старую тетку, сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну.
Имея превосходное образование, Анна Сергеевна занялась воспитанием сестры Кати. Молодая женщина совершенно смирилась со своим положением и совсем не думала о замужестве. Однако скоро ее заметил Одинцов, богатый человек, который впоследствии и оставил ей большое наследство.
Уже в первые минуты общения Аркадий заметил ум и рассудительность Анны Сергеевны: «эта молодая женщина уже успела передумать и перечувствовать многое…».
Анна Сергеевна Одинцова хорошо образованна и придерживается передовых взглядов. Она не обращает внимания на пересуды соседей и выше всевозможных сплетен и домыслов. Ее не тяготит одиночество, хотя, по мнению Базарова, она и хотела бы полюбить, да не может. Анна Сергеевна прекрасно разбирается в людях.
Она сразу разгадала Базарова, и даже этот убежденный нигилист, отвергающий все и вся, постоянно испытывает в ее присутствии некоторую робость. Эта женщина обладает развитым чувством собственного достоинства, присущее разве что герцогиням или королевам. Я думаю, Одинцова как бы противопоставлена Базарову, хотя у них и много общего.
Если главный герой находится в постоянной внутренней борьбе, то для Анны Сергеевны характерно спокойствие и безмятежность. Эта молодая женщина живет в полной гармонии, как с собой, так и с окружающими людьми. Она довольно расчетлива и имеет трезвый ум, однако не корыстна.
Одинцова с заботой относится к близким, хотя бывает несколько строга со своими домочадцами. Она, в отличие от Базарова, тонко чувствует искусство, хорошо разбирается в литературе и музыке. В жизни, по мнению Одинцовой, во всем должен быть порядок.
Стремление к размеренности и трезвости ума приводит к тому, что Анна Сергеевна оказывается неспособной на сильные, всепоглощающие чувства. Тогда как Базаров вдруг неожиданно обнаруживает в себе зачатки романтизма. Однако это если и смущает душевный покой молодой женщины, то ненадолго. Ее внутренний мир довольно скоро приобретает былое равновесие.
Я думаю, Базарова невольно привлекает именно гармоничность Анны Сергеевны. Она свободна от предрассудков, имеет свое мнение по любому поводу, однако при этом оказывается выше всякого рода споров. Одинцова не стремится кому-либо что-то доказать.
Можно сказать, она просто живет по своим правилам, одновременно отвергая и равнодушно уживаясь с окружающей пошлостью жизни. Ей интересен Базаров, однако довольно скоро Анна Сергеевна приходит к мысли, что душевное спокойствие дороже, что это не тот человек, который ей нужен. Хотя она не отказывает себе в удовольствии добиться от главного героя признания в любви.
В начале романа Базаров также добивается определенного равновесия. Он прекрасно чувствует себя в обществе обожающего его друга и поклонника Аркадия. Удачно парирует все наскоки со стороны Павла Петровича Кирсанова и, по большому счету, во многих спорах со «старою гвардией» остается победителем.
Однако мировоззрение Базарова несколько противоречит его страстной человеческой природе, поэтому равновесие быстро нарушается. Это наиболее наглядно проявляется, когда главный герой встречает Одинцову. Он влюбляется в эту умную сильную женщину, причем «глупо, безумно», без малейшего намека на взаимность.
Базаров понимает, что «от нее толку мало», однако и отказаться от своей любви тоже не в состоянии. Развивается серьезный внутренний конфликт, борьба чувств и разума. Базаров находит в себе силы, чтобы уехать из имения Одинцовой, однако он не может уйти из жизни, не встретившись с ней еще раз.
Я думаю, любовь к Анне Сергеевне явилась той лакмусовой бумажкой, которая показала несостоятельность идей Базарова, его оторванности от реальной жизни, чувств. В итоге, как бы главный герой ни старался, он не смог подавить в себе то человеческое, что ему было так ненавистно в других людях.
Источник: https://sochineniya-referati.ru/ivan_sergeevich_turgenev/obraz_anny_sergeevny_odincovoy_i_ego_rol_v_romane_i_s_turgeneva_otcy_i_deti
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
Категория: Сочинения по роману Отцы и дети <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
Иван Сергеевич Тургенев – один из писателей-романистов XIX века. Его произведения “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети”, “Накануне”, “Новь” являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.
Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь “лишним” человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью. Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы.
Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева – одни из лучших в мировой литературе. Его героинями – Лизой Калитиной, Натальей Ласунской – мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе “Отцы и дети”, вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства. Эта героиня стоит словно “особняком” от других тургеневских героинь.
Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока… Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа.
О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: “Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье … Она поразила его достоинством своей осанки.
Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой”.
Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова.
Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить. Перед нами спокойная, рассудительная женщина.
Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе – в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство.
Это заметил и Базаров: “- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться? Базаров исподлобья взгляну на нее: – Любопытством, пожалуй, но не иначе”. Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту.
Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры. Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но …
“Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло”. Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол “занимал” уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко.
Но ведь так оно и есть. Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. “А как же ее отношения с Катей?” – спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее.
Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто “запугивает” сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой. Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания.
Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини. Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд.
Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя. Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал.
Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: “тертый калач”, “первый сорт”, “баба с мозгом”, “нрав спокойный и холодный”. А также автор: “Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла.
Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги”.
В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике.
Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь. Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье – любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться.
Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить? Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова.
Это подтверждает и сам Базаров: “а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие”. Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное. Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: “нет во мне желания, охоты жить…
” Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова – один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его. Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него.
А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке. Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль – и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать – это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!
Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.<\p>
Особенности художественного мироощущения Пришвина. «Моя литература — это моя собственная жизнь», — сказал Пришвин. И это действительно так: по сути, все созданное им — это художественно переосмысленный его жизненный путь и духовные искания. Всю жизнь он писал одну книгу — о самом себе, лишь одно произведение не имеет ничего общего с личной его судьбой — повесть «Серая Сова», об американском индейце, — все же остальное вобрало в себя его опыт, наблюдения, раздумья. Трудно назвать другого писател
Великая русская река Волга неторопливо несет свои тяжелые воды вниз по течению. Деревья на берегу спокойно покачиваются под теплым ветерком, от которого бежит по воде легкая рябь.
Эта картина так прекрасна и безмятежна, что, читая начало драмы “Гроза”, хочется думать, что все люди в городе, стоящем на высоком берегу, добры и счастливы.
Однако она еще более подчеркивает, какая страшная трагедия произошла здесь, среди этой суровой безмятежной красоты. Мы в городе Калинове. С первого взгляда, г
Меня всегда увлекал необычайный мир поэзии, который очаровывал своей таинственностью, загадочностью, волновал душу, наполнял ее любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине…
Еще с малых лет помню любимые строки: Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой… Это отрывок из великолепного стихотворения Ф. И. Тютчева “Утро в горах”.
Неудивительно, что именно эти слова великого поэта звучат в моей душе, ведь даже Тургене
В середине 1660-х годов Мольер создает свои лучшие комедии, в которых подвергает критике пороки духовенства, дворянства и буржуазии. Первой из них стала «Тартюф, или Обманщик» (редакция 1664, Г667 и 1669 гг.).
Пъеса показана время грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который состоялся в мае 1664 г. в Версале. Однако пьеса расстроила праздник.
Против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Мольера обвиняли в оскорблении
Книги А. Платонова обладают каким-то непостижимым обаянием, это честный взгляд художника, которому удалось запечатлеть жизнь своей эпохи такой, какая она есть, и дать нам, читателям, возможность задуматься над тем, такой ли она должна быть.
Повесть “Котлован” стала художественным документом эпохи социалистического строительства и коллективизации, и поэтому – одним из самых читаемых произведений возвращенной литературы, хотя чтение этой книги вызывает боль почти физическую – это страшная книга.
<\p>
Критики называют комедию Гоголя “Ревизор” лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия “Ревизор” сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания.
Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира — с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл “Ревизора”, Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо —
Анна Каренина – героиня одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Один из классических и наиболее популярных женских образов в русской литературе.
Роман повествует о трагичной любви замужней дамы Анны Карениной к блес тящему офицеру Вронскому на фоне любви и счастливой семейной жизни Константина Лёвина и Кити Щербацкой.
Отношения Анны и Вронского заканчиваются тем, что Анна бросается под поезд, желая смыть с себя позор и отомстить офицеру. Автор хотел написать роман о представительнице вы
Искренний лирический тон обращения к морю делает стихотворение близким к жанру элегического послания: поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами.
Композиция стихотворения основана на двух его идейно-художественных центрах; на образе моря и образе лирического героя.
Образ моря — первая часть стихотворения: — прощание поэта со «свободной стихией» (строфы 1—2); — воспоминания о прогулках на берегу моря и о своем «заветном желании» (строфы 3—7); Вторая часть стихотвор
Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова.
Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться. Он переживает за крестьянскую Русь, переживает ее боль и невзгоды. Это поддерживает поэта, согревает его душу.
Главный герой творчества Некрасова — крестьянство. Чтобы ответить на вопрос н
Как я любила в детстве читать и слушать сказку о Финисте Ясном Соколе, о его невесте и великой ее любви, сумевшей все преграды преодолеть, все лишения и беды перенести ради того, чтобы с ним, единственным, избранным ее сердца, до конца разделить любую судьбу. И до сих пор внутри холодок страха: а вдруг не добудится она в последнюю ночь жениха, не отведет от него колдовские чары? И радостное потрясение от чуда, когда своей слезой, упавшей на его щеку, она вырывает его у наваждения и уводит за соб
Сейчас смотрят:{module Тургенев:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-turgeneva-i-s/sochineniya-po-romanu-ottsy-i-deti/14448-obraz-anny-sergeevny-odintsovoj-i-ee-rol-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti.html