Краткое содержание Горький На дне для читательского дневника
В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую – лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители.
У этих людей своя правда и общее неумение жить.
Они иногда пытаются измениться в лучшую сторону, но в итоге у них все равно ничего не получается, лишь некоторые смогли уйти от повседневной жизни, от лжи и безысходности, они все же нашли в себе силы измениться.
Краткое содержание пьесы На дне по действиям, главам, актам
Акт первый
Главные герои живут в ночлежке, которая показана как мрачный и грязный подвал. Здесь представлены Анна, которая больна и скоро умрет, Настя, читающая очередную книгу, Бубнов, сидящий на своей кровати и чинящий шапку.
Барон потешается над читающей Настей, а Клещ ссорится с Квашней на счет замужества. Начинается ссора, многие переходят на крик, Анна умоляет перестать, потому что чувствует себя все хуже и хуже. Актер слезает со своей лежанки, ворчит, что пыльно.
Никто не хочет мести пол.
Клещ, Актер и Костылев снова спорят из-за денег. Приходит Лука, знакомится со всеми. Настя перестает читать, желает выпить. Она всем рассказывает о связи Пепла с сестрой Василисы. Анна никому не нужна, Лука уводит ее в сени. Василиса снова бьет Наташу, их разнимать бежит Медведев.
Акт второй
В этом акте описывается, как Актер хочет рассказать любимый отрывок из любимого произведения страннику, но не может вспомнить слова, рассказывает свою историю о том, что был узнаваемым человеком, но начал пить и все утратил. Взамен Лука говорит о больнице, где лечат таких, как он.
Пепел ведет разговоры с Василисой и жалуется, что жить так больше невозможно, он признается ей в любви на что получает положительный ответ. Василиса пытается уговорить Костылева на убийство мужа, за это обещает выдать денег. После этого он сможет вместе с Наташей уехать.
Внезапно заходит Костылев и кричит на Василису, потому что не сделала работу по дому, обзывает ее самыми различными бранными словами. Лука, подслушавший их разговор, слезает с печки. Странник говорит ему не идти на поводу у Василисы, а самому забрать Наташу и уехать куда они пожелают.
Лука замечает, что Анна тихо умерла и зовет всех людей ночлежки посмотреть.
Актер снова находит Луку, и всё же читает ему отрывок из произведения, которое вспомнил актёр, также говорит страннику о своих планах посетить больницу, о которой он упоминал ранее. Утверждает, что он готов к новой жизни.
Еще упоминает, что ранее он носил имя Сверчков – Заволжский, а в ночлежке никому это не интересно, Потому что он его потерял, а ведь даже у животных есть клички. Наташе жалко Анну, но Бубнов утверждает что, все равно все мы умрем. Жители ночлежки все вместе и теперь думают, как убрать покойницу из дома.
Даше неприятно то, что никто Не жалеет бедную Анну. Лука же снова вставляет свое слово: “никто не жалеет даже живых и самих себя”.
Акт третий
Действие происходит на почти заброшенном пустыре, здесь собрались все жители ночлежки. Настя начинает рассказывать об отношениях со студентом, который жил ранее во Франции.
Барон не верит ее словам, на что выслушивает крики о непонимании любви. Настя заканчивает рассказывать со слезами на глазах, ее начинают успокаивать. Барон не унимается – злит Настю тем, что она прочитала эту историю, а не пережила ее.
Лука говорит, что если она верит в нее, то значит все это – правда.
Потом очередь Наташи – она рассказывает о своих мечтах, о том, что тоже хочет прекрасную историю любви. После того, как Лука ругает Барона за издевки над Настей, тот идет мириться с ней.
После рассказа истории Луки о том, как к нему в дом однажды забрались мужики, которых он приютил. Бубнов говорит, что ему по душе правда, а не сладкая ложь.
Приходит Костылев, заставляет Наташу идти работать по дому. Затем спорит с Лукой, утверждая, что жизнь странника – пустая жизнь, что человеку нужно обязательно иметь свое место на Земле. Бубнов же ведает свою историю о том, как чуть не убил жену из-за измены. Но остановился, потеряв свою мастерскую. Клещ вынужден продать свои инструменты, потратив деньги на похороны жены.
Костылевы снова начинают ругать Наташу, Пепел решает заступиться, после чего лишает хозяина жизни. Он делает это случайно, а после орет на Василису, что именно этого она хотела. Наташа понимает, что они были в заговоре и ничто не разрушит ее выводы.
Акт четвертый
Начинается суета, в это время Лука куда-то пропадает, никто больше его не видит. После чего жители замечают, что странник был замечательным человеком.
Наташа тоже исчезает из больницы, не возвращается в ночлежку. Пепела отдали под суд, а на счет Василисы никто не беспокоиться, все думают, что сможет решить все свои проблемы, потому что очень хитра.
Настя бунтует и обзывает всех сором, от которого нужно срочно избавиться.
У Актера мрачное настроение, он читает слова из пьес про смерть. Сатин пытается всех помирить, когда он пьян, то начинает добреть. По его мнению, каждый человек сам себе хозяин и вправе жить так, как пожелает.
Подходят все остальные жители и садятся обедать, Бубнов с Алешкой все еще суетятся, они выпили довольно много и хотят петь. Спустя некоторое время входит Бубнов и сообщает весть: Актер убил себя – повесился.
Многие в шоке, а Сатин жалеет, что вся песня испорчена.
Данная пьеса учит читателей тому, что если не нравится окружающая жизнь, то стоит изменить ее, хотя бы сделать попытки для этого, а не сидеть сложа руки и просто ныть изо дня в день.
Все герои ночлежки недовольны своей жизнью, они только жалуются на нее. Но когда приходил Лука со своей ложью, то открывает для некоторых простые истины, именно поэтому Актер решает идти лечиться и другие тоже пытаются повлиять на свою жизнь.
Но в итоге практически ничего не меняется в лучшую сторону, только несколько смертей и еще несколько загубленных жизней. Горький в своей пьесе пытался изобразить проблему того времени – у людей нет желания менять свою жизнь и прикладывать к этому хоть каких-то усилий.
Его надежды, что следующее поколение сможет устранить эту проблему тоже изображены в пьесе.
Лука, который странствовал большую часть своей жизни, проповедует ложь, которая для некоторых спасение, а для других же – смерть.
Сатин на ровне с Лукой пытается донести, что все в руках самого человека, что все зависит только от него. Но другие жители ночлежки не желают понимать, им важнее материальные ценности и житейские заботы. Судьба многих героев пьесы обречена на провал, они продолжают пить, ругаться и ссориться.
Также пьеса учит читателей тому, что не нужно забывать жить, не врать своим близким и окружающим людям, и наконец найти свой смысл жизни, чтобы не погубить ее.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gorkij/na-dne
Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам
Действия пьесы разворачивается в ночлежке для нищих людей, которые оказались на самом дне жизни. Комната, напоминающая пещеру, разделяет вора Пепла и умирающую Анну, муж которой в этот момент занят своей слесарной работой.
В середине этой же комнаты расположился грязный и обшарпанный стол, за которым и собрались все обитающие данного места. Торговка пельменями Квашня, рассказывает окружающим о своих ухажёров, девица лёгкого поведения Настя, читает старый потрёпанный роман. Разорившейся дворянин -аристократ Борон, подначивает читающую девушку.
Картузник Бубнов свои старые штаны переделывает в картуз. На печи, не просыхая от беспробудных паяных дней расположился Актёр. Нары же занял не глупый человек, который раньше занимал пост телеграфиста. Всей этой ночлежкой управляет Костылев со своей женой Василисой. Также в этом месте живёт сестра Василисы, Наташа, в которую влюблён вор Пепел.
К этим же людям присоединился странник Лука.
Постояльцы вместе с мужем Анны бурно ведут беседу и ругаются между собой, совершенно не замечая умирающего человека. Напротив, все хотят, чтоб бедная Анна поскорее умерла и ночью им бы никто не мешал спать.
Утешает женщину добрый странник, который поддерживает её в самое непростое для неё время.
В этот же самый момент постояльцы обсуждают, что жена содержателя ночлежки находиться в любовных отношениях с вором и очень злиться, что тому нравиться Наташа, они с мужем постоянно избивают девушку до полусмерти.
После кончины Анны у её мужа совершенно ничего не осталось, так как ему пришлось продать все инструменты. Бедного Луку выгоняют на улицу. Пепел уговаривает Наташу бежать с ним и клянётся, что с ней он не станет воровать, а начнёт вести порядочную жизнь. Девушка же устала от постоянных унижений и побоев соглашается при условии, что Васька не будет бить её, а если и будет, то она повеситься.
В ответ на это Василиса сильно избивает сестру и опрокидывает на её ноги самовар. В передряге Пепел убивает мужа Василисы. Наташа уверена, что это всё подстроили Васька с Василисой и, что она им не нужна. После чего постояльцы вновь берутся за старое и даже известие о кончине Актёра, который повесился на пустыре, не останавливает их по пути в трактир.
Произведение заставляет задуматься о вечном, о любви, вере, возможностях человека. И заставляет задуматься над вечным вопросом, что лучше правда или сострадание?
По актам
Акт 1
В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди.
Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня и ее соседи, кухонные жильцы, Барон и Настя, больная Анна, алкоголики Актер и Сатин.
Некоторые пытались выделить личное пространство, отгораживая кровать занавеской, а Васька и вовсе жил за тонкими деревянными переборками, образовавшими подобие комнаты.
В это весеннее утро Квашня доказывала собравшимся, что вовсе не мечтает о свадьбе с Абрамом, поскольку как всякая свободная женщина не стремится угодить в кабалу к мужу, даже если бы он был благородных кровей. Клещ и Барон смеялись над ней, попутно поддевая читающую любовный роман Настю.
Квашня собиралась на рынок. Жалея умирающую Анну, жену Клеща, она оставила ей немного пельменей, которые женщина отдала столяру.
Похмельные Сатин и Актер переговаривались и обсуждали вредность пыли, поднятой при подметании пола, для отравленного алкоголем организма. Сегодня Актер был в очереди уборщиков подвала, и ему страшно не хотелось выполнять эту работу.
Анна пожаловалась на духоту, Бубнов предложил отворить дверь, но Клещ стал ругаться, что простынет, сидя на полу. Пришлось Актеру выводить женщину в сени.
Вошел Костылев, хозяин ночлежки. Он, прикрываясь сбором оплаты, искал здесь жену Василису, которая была любовницей Пепла. Мимоходом посулив поднять на полтинник стоимость кровати Клеща, хозяин постучал в дверь вора. Тот отворил с вопросом, не принес ли ему хозяин семь рублей долга за проданные часы. Увидев, что жены в комнате нет, Костылев ретировался, пообещав отдать деньги.
Актер, Пепел, Клещ, Сатин и вошедший Бубнов спорят о совести. Все, кроме Клеща, считают, что совесть нужна лишь богатым. А бедный ее ни продать не может, поскольку никому не нужна.
Сестра хозяйской жены, Наташа, привела еще одного постояльца, старика Луку. Ваське девушка нравилась, но она отвергала его ухаживания.
Новому постояльцу принялись задавать каверзные вопросы, но умный и скромный старик отвечал так, что вопрошающим становилось стыдно.
В подвал зашла Василиса в поисках любовника, но тот ушел в трактир. Раздосадованная женщина срывает свой гнев на постояльцах, придираясь к долгам и неметеному полу. Лука безропотно идет подметать, а затем приводит с кухни Анну.
Полицейский Абрам Медведев, дядя Василисы и Натальи, пытается разузнать у Бубнова о слухах про связь племянницы и вора. Доносящийся скандал заставил его прекратить беседу и броситься разнимать сцепившихся Василису и Наталью.
Акт 2
Вечером обитатели подвала играли в карты с зашедшими Татарином и Кривым Зобом. Бубнов играл в шашки с Медведевым, а Лука сидел у постели умирающей Анны.
Анна тихонько жаловалась старику на тяжелую жизнь, где не было в достатке даже хлеба, на побои супруга, на бедную оборванную одежду. Лука утешал ее как мог, обещая отдых на том свете и жизнь в раю.
В это время играющие ссорились. Татарина и его товарища обыгрывали, пряча карты в рукав. Те пытались возмущаться и в итоге получили отповедь от Барона и Сатина, что если бы не обман, то им бы нечего было есть. Окончательно рассердившись, незадачливые игроки ушли.
Актер, Барон и Сатин приглашают Луку вместе выпить, но тот отказывается. Он рассказывает спившемуся Актеру, что тот еще может стать нормальным и вернуться к любимому делу, поскольку существуют специальные лечебницы, где бесплатно лечат пьяниц.
Пепел хвалится, что если захочет – уведет Наташу и будет с ней жить. Сидевший тут же Медведев вскидывается, сердится и обещает поймать Ваську с поличным.
Тот в свою очередь грозит рассказать, как Костылев с женой толкнули его на путь воровства и принимали краденое, а заодно оговорить и самого Медведева. Ссорящихся разнимает Лука, Медведев уходит.
Старик советует вору вместе с Наташей уйти подальше из этого дома в Сибирь.
Входит Василиса. Лука делает вид, что выходит в сени, прячась на печи, Бубнов уходит.
Неверная жена предлагает любовнику сделку. Она знает о его нелюбви к ней, что подтвердил Пепел. Знала Василиса и о его симпатиях к сестре. Наталью и предложила она в обмен на убийство Костылева. Васька не соглашается, поскольку не хочет идти на каторгу.
Хозяин тем временем прокрался в подвал, беседа прервалась. Испуганный Пепел вскочил. Костылев заметил жену и стал ругаться. Драку предотвратил Лука, завозившийся на печи.
Подойдя к Анне, он потрогал ее и стал молиться. Женщина умерла.
Вошли Наташа и пьяный Актер. Тот напился в последний раз, поскольку твердо решил с завтрашнего дня идти лечиться. Татарин, Кривой Зоб и Клещ вынесли покойницу в сени и стали устраиваться на ночлег. Лука пошел проводить Наталью, поскольку та очень боялась мертвых. Старик успокаивал девушку тем, что нужно бояться живых, а не мертвых.
Пьяные Сатин и Актер начинают громко переговариваться и шуметь. Устроившийся на ночлег татарин вскакивает, и уходит жаловаться хозяину на мертвых и пьяных и невозможность спать вообще.
Акт 3
На усыпанном хламом пустыре возле ночлежки сидят ее обитатели. Солнце клонится к закату, снег только сошел и деревья стоят по-зимнему темные и сырые. Наташа и Настя уселись на бревно, Лука и Барон – на дровни, Клещ умостился на куче дерева под стеной, а из окна за всем наблюдал Бубнов.
Настя вспоминала свое прошлое, то ли бывшее на самом деле, то ли вычитанное из романов и додуманное впоследствии. Барон подсмеивался, что девушка путает имена возлюбленных, поскольку в прошлый раз был совершенно другой человек. Рассказчица сердится на не понимающего ее любовных переживаний соседа. Всех успокаивает Лука, который гладит Настю по голове и убеждает, что верит ее истории.
Старик отчитывает Барона за Настю и вспоминает, как сам, будучи сторожем, пожалел влезших в дом воров. Беглые каторжане, ведомые голодом, пытались ограбить дом. Пожалел их дед, накормил и приютил. Так и жили двое мужиков у него всю зиму, помогали охранять дачу.
Из-за угла показался Васька и сразу же направился к Наташе. Девушка сегодня была свободна, поскольку Костылев с женой ушли на кладбище и в церковь.
Лука задумывается о правде и рассказывает, как в Сибири встречал человека, всю жизнь верившего о праведной земле, где все ценят и помогают друг другу.
Несмотря на бедность и лишения, он жил этой верой и собирался идти на поиски этой земли. Однажды он повстречал ссыльного ученого и спросил его о дороге в эту землю.
Но тот не нашел такого в книгах и сказал, что нет такого места. Тогда человек ударил его, а потом дома повесился.
Старик заявляет о скором своем уходе из ночлежки.
Пепел просит Наташу сбежать с ним, обещая бросить воровство. Но девушка не любит вора. Васька просит помочь ему измениться и в конце концов Наташа соглашается. Разговор подслушивает стоящая возле окна Василиса, которая, не выдержав, высунулась в двор и закатила скандал, приказав Наташе идти на кухню.
Появляются Клещ, Сатин и Актер. Клещ опечален, поскольку пришлось продать инструменты, чтобы оплатить похороны. Актер весь день работал ради денег на дорогу. Он всерьез решил измениться и попасть в лечебницу.
Слышатся крики из окна Костылевых. Актер убежал за Пеплом. Приводят Наташу с обваренными кипящей водой ногами, бегущая сзади Василиса пытается ударить сестру.
Пепел ударил Костылева, тот упал и умер. Василиса зовет полицию, обвиняя вора в убийстве, тот рассказывает, как женщина пыталась его подговорить убить мужа. Наташа думает, что все подстроено и ее обманывали и проклинает Ваську.
Акт 4
Темной ветреной ночью в ночлежке Сатин, Барон и Настя сидели за столом и пили водку. Рядом Клещ чинил гармошку, а в углу стонал Татарин. Раньше здесь была комната Пепла, но сейчас переборки сломали, а Татарин перебрался на освободившееся место. Сопровождаемые кашлем Актера, собравшиеся обсуждали недавние события.
Пользуясь суматохой, поднятой прибывшей полицией, Лука ушел. Сатин сожалеет, поскольку старик пришелся ему по нраву. Татарин тоже поддерживал высказывания Сатина, так как Лука «закон душе имел».
Изрядно выпившая Настя начала рассказывать, как ей надоели все присутствующие и что ей пора удалиться от всех подальше. Разгорячившись, она начинает бить посуду.
Сатин предлагает ей захватить Актера с собой, ведь тот в последнее время тоже стал странный и все рвется искать лечебницу для алкоголиков.
Собравшиеся снова переключаются на Луку, но на этот раз уже негодуют: старик вселял во многих зыбкие надежды, не имевшие под собой реальной почвы. Барон называет его шарлатаном, Настя заступается, ее поддерживает Сатин. Хоть старик, как выходит, и врал, но делал это из человеколюбия.
Ложь нужна слабым духом, служа им поддержкой или прикрытием в грязных делах. А все люди, по его словам, живут для лучшего. Барон соглашается, вспоминая своих славных предков и историю разорения.
Настя его поддевает своим неверием, чтобы отомстить за прошлые насмешки над ее полугрезами-полувоспоминаниями.
Ссорящихся одергивает Сатин, спрашивая о Наташе. Но Настя не ходила к ней в больницу, поскольку та уже вышла и куда-то исчезла.
Постепенно разговор сводится к Ваське и Василисе. Все считают, что женщина вывернется, а Ваську пошлют если не на каторгу, то в тюрьму точно.
Татарин, расстелив коврик, тихо молится в углу. Это замечает Актер и просит помолиться и за него. Татарин отказывается, Актер подбегает к столу, выпивает, и убегает в сени.
Входят Бубнов и Медведев, которого уволили из полиции. Теперь Абрам сошел с Квашней, которая им руководит. Обитатели ночлежки из-за этого подсмеиваются над бывшим полицейским. Бубнов, впавший в запой, угощает всех принесенной водкой.
Постепенно стягиваются нищие, устраиваясь на ночлег. Появившаяся Квашня ругает босого Алешку за то, что тот рассказал всем, как она бьет сожителя. Начавший спиваться Медведев собирается с Бубновым в трактир. Радостный настрой прервал Барон, сообщивший, что нашел Актера повешенным на пустыре.
Человек теряет смысл и вкус к жизни, когда лишается надежды на лучшее будущее.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Беляев Остров погибших кораблейНа борту большого лайнера, держащего путь в Нью-Йорк, оказывается полицейский Джим Симпкинс, который перевозит подозреваемого в убийстве человека по имени Реджинальд Гатлинг
- Краткое содержание Недреманное око Салтыков-ЩедринВ одном царстве была такая должность – Прокурор. Не всякий подходил для нее, а лишь тот, у кого одно око было дреманное, а другое недреманное. Как в какой семье родится ребенок с такими глазами, то сразу и предрекают ему быть Прокурором.
- Краткое содержание басни Крылова ОбозВ басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно.
- Краткое содержание Тургенев ЛьговРассказ «Льгов», написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым, входит в сборник «Записки охотника. Как-то раз Ермолай предложил главному герою съездить на охоту в Льгов.
- Краткое содержание Маяковский Про этоВ своеобразном предисловии «Про Что – Про Это» В.Маяковский поясняет предмет раздумий поэмы – любовь. Он признается, что не мог более обходить эту тема, поскольку она «заявилась гневная» и «приказала» писать.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/na-dne-kratko-i-po-aktam-pereskaz
Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький) | Литерагуру
Команда «Литерагуру» намеренно подготовила краткое содержание для читательского дневника, разделенное на акты, чтобы читатель вспомнил, где, кто и что говорил. Это необходимо для понимания замысла драматурга.
Содержание:
- 1 Акт первый
- 2 Акт второй
- 3 Акт третий
- 4 Акт четвертый
Акт первый
Начало весны. Наступило утро. Комната, похожая на пещеру. Квашня спорит с Бароном о том, что никогда не выйдет замуж. Настя читает роман «Роковая любовь». Барон смеется над ней. Из-за шума начинает жаловаться умирающая Анна. Квашня собирается на рынок. Все спорят, кто будет подметать пол.
Сатин рассказывает, как раньше он служил на телеграфе, читал много книг. Выясняется, что и Бубнов был скорняком, имел собственное заведение. Анна подает голос с постели и просит мужа приоткрыть дверь — ей стало душно, Клещ, сидя на полу, отвечает, что тогда его продует.
Актер помогает Анне и выводит ее в сени, они встречают Костылева, хозяина ночлежки — он ищет жену Василису. Костылев видит Клеща и обещает «накинуть полтинничек» за проживание. Актеру Костылев напоминает о не выплаченном долге. Потом хозяин идет в комнату к Пеплу — Пепел напоминает Костылеву о долге за проданные часы. Сатин и Актер уходят пьянствовать.
Входят Наташа и Лука. Лука — новый постоялец ночлежки. Пепел обращает внимание на Наташу и пытается ей понравиться, она его отвергает. Лука дружелюбно со всеми знакомится.
Появляется Алешка, он только что из участка. Вдруг из-за двери выходит Василиса Карповна, увидев, что пол еще не подметен, Василиса на всех кричит. Бубнов объясняет это тем, что Василиса не смогла найти своего любовника Пепла. Лука вызывается подмести пол.
Появляется Медведев, полицейский, это он отвез сапожника Алешку в участок. Входит Квашня, оказалось, что ее кавалер — Медведев. Квашня отказывается выходить за него замуж: когда умер ее первый муж, она от счастья целый день просидела на радостях одна.
Лука приводит в комнату Анну, сказав что ее нельзя оставлять одну. Вдруг из сеней доносятся крики: Василиса накинулась на Наталью. Все бегут их разнимать. Анна остается с Лукой одна: добрый и ласковый старик напоминает ей отца.
Акт второй
Вечер. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Бубнов и Медведев играют в шашки. Лука сидит рядом с Анной. Анна рассказывает Луке, что ничего, кроме побоев и обид, не видела. Она думает, что будет мучиться и «на том свете».
Барон и Сатин пошли пить водку, позвав с собой Луку. Актер задержался с Лукой, решив продекламировать ему стихотворение. Из-за пьянства память у Актера ухудшилась — он забыл любимое стихотворение. Актер расстроился, он говорит Луке, что уже давно пропил свою душу. Старичок уверяет Актера, что из такого положения есть выход.
Анна зовет Луку к себе, просит, чтобы он с ней поговорил — приближается ее смерть. Лука утешает Анну. Пепел мрачен, он ссорится с Медведевым и говорит, что украдет Наталью. Лука советует Пеплу успокоиться, советует перебраться в Сибирь.
Заходит Василиса. Она идет в комнату к Пеплу, у них происходит откровенный разговор: Пепел признается, что больше не хочет быть с ней. Василиса предлагает Пеплу помочь друг другу: она сосватает его с Натальей, а Пепел освободит Василису от мужа. Лука говорит Пеплу, чтобы он не слушал Василису и не губил свою жизнь.
Анна умерла. Пепел и Лука идут в трактир за ее мужем. Возвращается Актер, он вспомнил стихотворение. Он встречает Наталью и говорит ей, что выбирает другую жизнь, что он готов излечиться от алкоголизма, обрести имя.
Акт третий
«Пустырь» — двор. Ранняя весна. Настя рассказывает выдуманную историю о любви. Бубнов и Барон ее высмеивают. Лука поддерживает Настю. Наташа мечтает, как ее заберут из ночлежки.
Пепел решается уговорить Наташу уехать с ним в Сибирь — он хочет исправиться и честно жить. Василиса все слышит и злится.
Лука говорит Костылеву, что уходит из ночлежки. Бубнов вспоминает, как его жена связалась с другим, и он остался без мастерской. Сатин рассказал, как попал в тюрьму из-за подлеца, который пристал к его сестре. Клещ не понимает, как ему дальше жить.
Из квартиры Костылева слышны крики Натальи — Василиса с мужем ее бьют. Оказалось, Наталье обварили ноги. Пепел уже знает о случившемся и прибежал в ночлежку — он сильно ударил Костылева, который кричал на него. Костылев умирает от удара. Василиса, злорадствуя, зовет полицию. Наталья думает, что Василиса все еще любовница Пепла, и что все было подстроено. Наталья зовет полицию.
Акт четвертый
Комната ночлежки. Ночь. Все вспоминают Луку, его доброе отношение. Актер уверяет всех, что уйдет в больницу — лечиться от алкоголизма. Барон смеется над ним и называет Луку жуликом и вруном.
Сатин, не выдержав, защищает старичка, он объясняет, что Лука врал во благо, чтобы упавшие духом поверили в себя. У Барона и Насти опять завязывается спор, впоследствии она заявляет, что Барон в нее влюблен.
Барон хочет ее побить, Настя убегает.
Барон признается Сатину, что ему страшно жить: он не знает, что с ним будет. Он рассказал, как вышел из дворянского рода, был богат и имел достойную работу. А потом все вмиг было пропито, все исчезло. Расчувствовавшись, Барон уходит искать Настю.
Актер резко просит Татарина за него помолиться, тот отказывается. Актер убегает. Бубнов и Медведев, пьяные, вернулись из трактира. Квашня отправляет Медведева спать. Остальные запевают песню, Алешка играет на гармони.
Вбегает Барон с новостью — Актер повесился. Сатин огорчается, что песня испорчена…
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-pesy-na-dne-dlya-chitatelskogo-dnevnika-m-gorkij/
Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький) | Литрекон
Этой пьесой Максим Горький покорил любителей драматургии и занял литературный Олимп своего времени. До сих пор она является жемчужиной репертуара каждого российского театра. Это «На дне».
Четыре поразительных акта, масса запоминающихся и своеобразных персонажей, а также вложенный туда смысл, делают драму бесценной для понятливого читателя и Многомудрого Литрекона, который рад в сокращении изложить основные события из книги.
(636 слов) Сюжет разворачивается в подвальном помещении – ночлежке для бедняков. Первый акт начинается с весеннего утра, и первое, что мы видим — это комнатушку Васьки Пепла, местного вора, и уголок, где на грязной кровати умирает женщина Анна.
Андрей Клещ, муж Анны, недалеко от неё работает. В самом центре ночлежки стоит огромный старый стол, за которым можно увидеть всех местных жителей. Здесь разливает чай Квашня, которая в рабочее время торгует пельменями, рядом сидит Настя и читает роман «Роковая любовь».
Торговка всем хвастается своим новым ухажером, но при этом говорит, что свадьбы никакой не будет. Клещ её переубеждает, а собеседница начинает обвинять его в отвратительном отношении к жене, которая находится при смерти.
В этот же момент просыпается Анна и слабым голосом просит, чтобы никто не ругался.
Пока Актёр, Сатин и Бубнов ведут беседу, состояние Анны ухудшается, и Актёр приходит на выручку и выводит её подышать. Там он встречает хозяина местного пристанища, Костылева, который мечется в поисках своей жены.
Он давным-давно думает, что Василиса, его молодая супруга, изменяет ему с Васькой Пеплом, но доказательств у него нет. Вора он не хочет беспочвенно винить, потому что ведет с ним торговлю краденными товарами.
А сама Василиса Ваське уже не интересна, и теперь он приударил за Наташей, её сестрой.
Пока постояльцы беседуют, Наташа заводит в комнату странного старика Луку. Пожилой скиталец постепенно знакомится с местными и начинает узнавать о них больше, чем они когда-либо рассказывали. Например, Барон, оказывается — бывший аристократ, просто сейчас денег у него нет совершенно, но раньше он был богат.
Когда в комнату приходит полицейский и говорит, что выгнанный Василисой Алешка сейчас в участке, все узнают, что именно полицейский Медведев ухаживает за Квашней. Позже начинается драка между Наташей и Василисой, и пока все пытаются их успокоить, Лука остается наедине с Анной.
Она делится с гостем, что муж никогда её не любил и только бил, а старик её утешает: на том свете героиню, конечно, за все вознаградят. К страннику подбегает Актёр с предложением рассказать ему свои любимые стихотворения, хотя в результате он этого так и не сделал — попросту их забыл.
Тогда-то и предлагает добрый собеседник Актёру вылечиться от алкоголизма и даже рассказывает про бесплатную больницу, так что его точно вылечат.
Пока в одной части комнаты умирает Анна, в другую приходит полицейский и говорит с Васькой Пеплом. Вор начинает угрожать, и Медведев уходит, а Бубнов и Лука пытаются образумить соседа. Старик начинает уговаривать Пепла пойти в Сибирь вместе с Наташей.
Под конец их разговора влетает Василиса, и Лука подслушивает их беседу в Пеплом, где он признается, что женщина ему никогда и не нравилась. После предложения Василисы убить её мужа, на которое бывший любовник отвечает отказом, вбегает Костылев, и, если бы не Лука, то началась бы настоящая драка между соперниками.
Минутами позже странник находит Анну мертвой, и возле её кровати собираются все жители ночлежки.
Третий акт начинается во дворе, где проститутка Настя выдает пересказ романа за реальные события, Барон и Бубнов начинают смеяться. Тут же и состоится спор о правде и лжи.
Лука оправдывает ложь во благо, Наташа его поддерживает, Клещ расстраивается и говорит, что правду ненавидит. Другие персонажи тоже высказывают свои идеи по этому поводу.
Когда Наташа начинает говорить, что людям она вообще не верит, прибегает Пепел, и, в конце концов, девушка соглашается с ним уехать. Сатин приходит и говорит, что Лука зря обманывает Актера, развенчивает его обман.
А Василиса, узнав о намерении бывшего любовника сбежать с ее сестрой, специально подстраивает ссору между своим мужем и Пеплом. Не сдержавшись, Васька случайно убивает Костылева, а когда приходит полиция, говорит, что вдова убитого — его сообщница.
В последнем акте жильцы ночлежки разговаривают об исчезнувшем Луке, и их точки зрения не совпадают. Говорят о том, что Пепел точно попадет в Сибирь, а вот Василису могут и отпустить.
Настя не хочет никого видеть и рвется уйти, куда подальше. Актёр слушает разговоры соседей, в какой-то момент встает с печи и уходит.
А спустя какое-то время в ночлежку забегает Барон и говорит, что Актёр повесился.
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/na-dne-dlya-chitatelskogo-dnevnika-gorkij/
Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»: акты, герои
Иногда человеку требуется прочитать какое-либо произведение и суметь его пересказать. Но что же делать, если на это совсем не хватает времени? В таком случае можно ознакомиться с кратким содержанием книги, которое поможет понять общую идею написанного, познакомит с героями и сюжетом.
В пьесе Максима Горького «На дне» ведётся повествование о жителях ночлежки. К ним пришёл странный старик и ведёт беседу с каждым из них, узнаёт о мечтах, стремлениях, прошлом и настоящем. Он внимательно слушает рассказчиков, когда нужно подбадривает, сопереживает или даёт совет. Поговорив со всеми, старик бесследно исчезает, унеся с собой все услышанные секреты.
Информация о произведении
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году Максимом Горьким, в то время её посчитали дерзкой и новаторской по своему жанру. Эта социально-философская драма не имеет традиционного сюжета, все действия развиваются только в диалогах главных героев.
События происходят в дешёвой ночлежке, где проживают люди потерявшие всё и оказавшиеся на самом «дне». Основным вопросом пьесы является размышление об истине и сострадание.
Что из этого выбрать? Что лучше, пожалеть человека или открыть ему глаза на его ошибки?
Что же всё-таки нужнее? Проблематика этого драматического произведения многогранна. В нём говорят о месте человека в жизни и о его роли, о вере, выясняют имеет ли право на существование лож во имя утешения. Размышляют о том, имеет ли человек возможность изменить собственную жизнь, или все уже предрешено.
https://www.youtube.com/watch?v=ypgRCwAPfLY
Познакомившись с героями и кратким содержанием «На дне», вы сможете получить представление об основных конфликтах, рассмотренных в пьесе. Это произведение включено в школьную программу по литературе, так как заставляет думать и несёт в себе множество дилемм.
Характеристика героев пьесы
В первую очередь стоит познакомиться с персонажами пьесы, так как именно их мысли и диалоги служат для развития сюжета.
Главные герои
- Костылев Михаил — мужчина, возраст пятьдесят четыре года. Является владельцем ночлежного дома, в котором происходят события, описанные в пьесе.
- Василиса — двадцатишестилетняя жена Костылева, состоит в отношениях с Васей Пеплом.
- Наташа—молодая девушка двадцати лет, сестра Василисы. Грезит мечтами о прекрасном будущем.
После избиения сестрой попадает в больницу, а затем исчезает оттуда.
- Васька Пепел — мужчина двадцати восьми лет, любовник Василисы, промышляет воровством. По ходу пьесы в нём пробуждается и растёт стремление изменить свою жизнь к лучшему.
- Клещ Андрей Митрич — «рабочий человек» сорока лет.
Долгое время служил слесарем, но потерял работу, из-за чего опустился на самое дно. До сих пор лелеет надежду получить свою должность обратно, чтобы вернуться к прежней жизни.
- Лука — странный старик, посетивший ночлежку. Ему около шестидесяти лет, проповедует людям пользу утешительной лжи.
- Бубнов — мужчина сорока пяти лет, ремесленник, занимается изготовлением картузов. Раньше у него была своя мастерская, но он потерял её из-за предательства жены. Считает, что все люди лишние и без них на земле будет лучше. Пытается избавиться от всех своих положительных качеств.
- Барон — тридцати трёхлетний сутенёр, бывший аристократ, прокутил все своё состояние и остался ни с чем. Сожительствует с Настей. Понимаем что ему не вернуть своё былое положение, но любит вспоминать ту жизнь.
- Константин Сатин —мужчина возрастом около сорока лет.
Приверженник собственной философии, от него нередко можно услышать слова научно-философского характера, что говорит о вполне большом уме. Сам промотал свою жизнь и оказался на дне. Именно он спорит со стариком о пользе его «утешительной лжи». Он призывает его к тому, что человека нужно уважать, а поэтому не жалеть.
- Актёр — алкоголик, настоящее имя неизвестно, в одной из сцен сокрушается о том, что потерял его. Вспоминает своё актёрское прошлое, цитирует различные произведения. Проповеди Луки оказывают на него сильное влияние, Актёр начинает копить деньги и отказывается от пьянства, стремится к тому, чтобы начать свою жизнь с чистого листа. Но после ухода старика, понимает, что на самом деле надежд на спасение нет, из-за чего кончает жизнь самоубийством.
Второстепенные персонажи
- Настя — девушка лёгкого поведения, сожительница Барона. Живёт мечтами о настоящей и чистой любви.
- Анна — жена Клеща, спокойная и добрая женщина тридцати лет.
Очень устала от безрадостной и бедной жизни. Умерла в ночлежке от чахотки.
- Абрам Медведем — пятидесятилетний мужчина, служит полицейским, приходится дядей Наташе и Василисе.
Считает, что человек должен жить тихо и смирно.
Еще герои:
- Алешка — молодой вечно пьяный сапожник. На дно его привела легкомысленность, но он всегда весел и всем доволен. Сложно сказать о чём он мечтает, Алешку полностью устраивает его жизнь.
- Кривой Зоб и Татарин — крючники, наёмные рабочие.
- Квашня — сорокалетняя женщина, зарабатывает на жизнь торговлей пельменей. Создаёт впечатление чёрствого человека, но на самом деле довольно добрая и умеет сочувствовать. Она сильная женщина и не даёт себе опуститься на самое дно, в конце пьесы поддаётся ухаживанием и переезжает к Абраму Медведеву.
Краткое содержание «На дне» Горького
Переходим к краткому содержанию пьесы Максима Горького «На дне». Для удобства, пересказ будет поделён на акты, как и само произведение.
Акт первый
Утро ранней весны, подвал ночлежки, похожий на пещеру.
Клещ пытается подобрать ключи к старым замкам. Квашня «хозяйничает» у большого, но грязного стола. На нарах расположился Бубнов, собравшийся подлатать свою кепку. За старой занавеской кашляет Анна, лежащая на кровати. На печке ворочается Актёр.
Квашня рассказывает Барону о том, что бывала замужем и одного раза ей хватило. Клещ дразнит женщину и говорит, что она рада будет выйти за Медведева. Барон отбирает у Насти книжку, и увидя её название «Роковая любовь», начинает смеяться.
Анна просит всех перестать ругаться и дать ей спокойно отойти в мир иной.
Сатин, Актёр, Клещ и Бубнов беседуют. Появляется хозяин ночлежки, он ищет свою жену. Стучится в комнату Пепла, чтобы поговорить, но тот прогоняет его. Костылев уходит.
Обитатели подвала обсуждают роман Василисы и Пепла. Сатин просит у Пепла денег, тот не отказывает в просьбе. Сатин начинает рассуждать о работе и жизни.
Сатин и Актёр выходят.
Появляется Наташа, она привела нового постояльца — Луку. Пепел начинает приставать к Наташе, но та не воспринимает его заигрывания.
Приходит пьяный Алешке, он не может понять, почему его отовсюду гонят. Появившаяся Василиса, выгоняет его и ругается из-за грязи. Она спрашивает у постояльцев была ли у них Наташа и говорила ли с Васькой Пеплом. Получив ответ, выходит.
В сенях слышны крики, Василиса пытается побить Наташу. Квашня, Бубнов и Медведев спешат разнять девушек.
Акт второй
Бубнов играет с Медведевым в шашки. Лука расположился возле кровати Анны. Несколько человек играют в карты, Актёр и Клещ за ними наблюдают. Анна жалуется Луке на свою жизнь. Тот успокаивает её, говоря о том, что после смерти она получит отдых.
Актёр хочет рассказать старику стихи, но забывает их, из-за чего сильно расстраивается. Лука говорит, что не все потеряно, и уговаривает Актёра перестать пить. Он утверждает, что существуют бесплатные больницы для пьяниц.
Приходит Пепел и интересуется у Медведева сильно ли избита Наташа. Тот отказывается отвечать, на что Василий угрожает рассказать следователю о воровстве, на которое его подбили Костылев с женой.
Лука пытается вмешаться, но Пепел обрывает его. Васька спрашивает зачем старик всем врёт. На что тот советует не искать правды, а идти в Сибирь «золотую сторону», чтобы найти свой путь.
Приходит Василиса, Пепел говорит, что в ней нет души и она ему надоела. На что Василиса предлагает ему свою сестру в жены, в обмен на убийство мужа.
Входит Костылев, ссорится с Пеплом и между ними вспыхивает драка, но её предотвращает Лука. Он советует Пеплу не связываться с Василисой. Затем странник замечает, что Анна умерла и все собираются у её кровати.
Акт третий
Действие происходит во дворе ночлежке. Настя рассказывает о своей любви, а Бубнов и Барон смеются над её рассказом. Настя плачет, Лука успокаивает её.
Постояльцы ночлежки рассуждают о правде и лжи.
Пепел зовёт Наташу уйти с ним, та теряется в раздумьях, но всё-таки соглашается. Василиса, слышавшая разговор, пытается столкнуть Михаила и Василия, но Лука вовремя их успокаивает.
Хозяева ночлежки просят старика уйти.
Сатин и актёр заходят в подвал, они спорят о словах странника. Лука спрашивает у Сатина, как он очутился в таком месте и тот рассказывает о сестре, убийстве и тюрьме.
Приходит Клещ, он очень расстроен, так как чтобы похоронить жену ему пришлось продать все инструменты.
Из квартиры Костылевых слышны крики Наташи. Актёр и Сатин выходят, чтобы разнять сестёр.
Квашня и Настя помогают Наташе идти, та сильно избита, а ноги обварены кипятком. За ними идут все обитатели ночлежки. Пепел видит Наташу и сильно бьёт Костылева, тот падает. Василиса начинает кричать, что её мужа убили. Василий говорит, что она сама пыталась подговорить его на убийство мужа.
Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре, затем теряя сознание, просит забрать себя в тюрьму.
Акт четвёртый
Ночь, ранняя весна. За столом сидят Клещ, Сатин, Барон и Настя. На печи лежит Актёр. Там, где раньше была комната Пепла расположился Татарин.
Обитатели ночлежки вспоминают Луку, обсуждают его философию. Барон называет его шарлатаном.
Насте стала противна жизнь в таком месте, она хочет уйти. Барон предлагает взять с собой Актёра и смеётся над его мечтой об излечении.
Сатин приказывает молчать о страннике, он говорит, что тот обманывал из жалости.
Жители ночлежки переходят к обсуждению убийства Костылева. Они говорят, что Наташа вышла из больницы и пропала, Василиса, скорее всего, выкрутится из ситуации, а Пепел попадёт в тюрьму или на каторгу.
Сатин говорит о том, что человека нужно уважать, а не унижать своей жалостью. Актёр спускается с печи и убегает.
В ночлежку входят другие её обитатели, несколько человек поют, а кто-то готовится ко сну.
Распахивается дверь, Барон кричит, что Актёр повесился на пустыре.
Сатин вздыхает: «Эх, испортил песню, дурак!».
Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-pesy-maksima-gorkogo-na-dne.html
На дне – краткое содержание
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb
В пьесе прослеживаются две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.
Первая линия связана с жизнью и взаимоотношениями обитателей ночлежного дома, хозяином которого является Михаил Иванович Костылев. Ему 54 года и у него есть жена Василиса Карповна, которой исполнилось 26 лет.
Обитателями ночлежного дома являются люди, некоторые из которых уже не имеют никакого социального статуса, другие стараются изо всех сил удержаться в ранге «настоящих людей», работая, не покладая рук. К таким относится, например, Андрей Митрич Клещ, которому исполнилось 40 лет.
Он работает слесарем, стараясь заработать как можно больше, чтобы покупать лекарства своей больной жене Анне (ей 30 лет).
После того, как в конце пьесы Анна умирает, Клещ окончательно опускается, переставая работать. Кроме того, в ночлежном доме живут Сатин (около 40 лет), Актер (ему исполнилось 40 лет, и он действительно служил актером в провинциальных театрах), Васька Пепел (28 лет) – вор, в которого влюблена Василиса, уговаривающая его убить ее мужа.
И хотя Васька все же сталкивается в драке с Костылевым, и нечаянно убивает его, он не любит Василису – он испытывает сильные чувства к ее сестре Наталье (20 лет), которую Василиса бьет из ревности.
Также в ночлежке обитает Барон, бывший дворянин, полностью промотавший свое состояние и опустившийся на самое дно жизни, Бубнов, Алешка, Татарин и Кривой Зуб.
Вторая сюжетная линия связана с появлением в ночлежном доме странника по имени Лука. Это такой странствующий философ, который считает, что главное в жизни – не правда, а те слова, которые сумеют вселить в человека надежду.
Поэтому он рассказывает Анне о том счастье, которое ждет ее в загробной жизни, говорит Актеру о клинике, где лечат алкоголизм, а Ваське Пеплу и Наташе советует убежать из дома и строить свое счастье в стороне от знающих их людей.
Но как только события в пьесе достигают кульминации, Лука исчезает, что приводит к самоубийству Актера, потерявшего то направление в жизни, которое могло привести его хоть к какому-то счастливому исходу, и которое для него олицетворял Лука.
Еще до бегства Луки в пьесе сталкиваются две философии – философия человека, жалеющего всех людей, и философия человека, стремящегося видеть правду жизни (Сатин).
Он, например, пытается добиться от Клеща ответа на вопрос, зачем тот работает. Оказывается, что работать людям надо не для того, чтобы что-то создавать, а для того, чтобы жить, как говорит Клещ, если люди бросят работать, они « с голоду сдохнут».
Лука же уверяет, что человек должен жить, несмотря ни на что, так как он не может знать, что ждет его в будущем. Столкновение этих двух философий приводит к монологу Сатина о Человеке, где он говорит о том, что «Человек – это звучит гордо».
Весь смысл того, что окружает человека, все мироздание направлено именно на то, чтобы человек мог почувствовать себя полноценным членом этого мира «Все в человеке, все для человека» – говорит в своем монологе Сатин.
Источник: https://szhato.ru/gorkiy/65-na-dne.html
М. Горький “На дне”: краткое содержание пьесы
В пьесе «На дне» Максим Горький поставил своим читателям фундаментальный вопрос человеческих отношений таким образом: «Что важнее для каждого: истина или сострадание и милосердие?».
В этом классическом произведении, входящем сегодня в учебную программу выпускного класса средней школы, осень остро выражена актуальность жизненных ценностей человека.
Здесь читателю предлагается поразмышлять над верой в человека, его местом в социуме, возможностью изменить условия собственной жизни, оправданностью лжи во спасение и другими проблемами, окружающими каждого человека.
Действия пьесы «На дне» происходят в ночлежке, где достаточно колоритные люди из, так называемого, «дна» проводят свои незамысловатые дни в атмосфере животного естества человеческой природы.
Убогое жилище, сильно напоминающее пещеру древних людей, чем современный дом, представляется читателю находящимся в центральной части большой комнаты видавшего виды стола.
Вокруг него сосредотачиваются обитатели: торговка пельменями Квашня, представительница древнейшей профессии Настя, читающая замызганную книгу, разорившийся дворянин Барон, картузник Бубнов и жуликоватого вида воришка по кличке Пепел.
Еще на этапе ознакомления с действующими лицами у читателя возникает устойчивое понимание погружения в атмосферу трагикомедии. Ведь вполне понятно с самого начала еще из названия пьесы, что «аховая» ситуация будет разворачиваться в достаточно преувеличенной (литературный прием – гипербола) форме.
Неподалеку от центра разворачивающихся событий (за столом) находится умирающая Анна. Ее муж Клещ плотничает в стороне.
Постоянно пьяный Актер (человек, потерявший собственное имя после бурных запоев, некогда блистал на сцене) развалился на печи, а на нарах «бросил кости» бывший телеграфист Сатин.
В этой ночлежке всем заправляют Костылёв и его жена Василиса. У Василисы есть сестра Наташа, которая живет здесь же.
Действие пьесы начинается с дебютной сцены, в которой Квашня с Клещом начинают горячо ссориться. Затем в перепалку вступают и другие постояльцы. Они очень долго пытаются найти крайнего – человека, который бы убрался в помещении.
Так как никто не желает взять на себя обязанности дежурного, то все пытаются ретироваться, используя всевозможные аргументы.
Так, Актер проявляет особую прыть в том, чтобы помочь Анне выйти на свежий воздух в сени, так как она начинает задыхаться.
В разгар выяснения отношений в помещение заходит Костылёв. Он в качестве ревнивого мужа, подозревающего свою супругу в особых отношениях с Пеплом, пытается найти ее. Пепел, негодуя, прогоняет ревнивца.
Сатин дает «добрый» совет Пеплу убить хозяина и самому взять бразды правления ночлежкой. Пепел одалживает денег Актеру, что вызывает негодование у Клеща. Он с особенной злостью заявляет, что является рабочим человеком, который гордится своим честным трудом.
А к ворам приходят легкие деньги, цену которых они и не понимают.
В разгар этого спора Наташа приводит в ночлежку нового персонажа, которого зовут Лукой. Как только она появилась в помещении, всем становится очевидно, что Пепел очень сильно благоволит девушке. Однако Наташа прекрасно знает, что ревнивая Василиса Карповна желает ее смерти. Очень скоро за сценой слышатся голоса и звуки того, как она хочет реализовать свое коварство.
После того, как Василиса выдворяет появившегося навеселе Алешку-сапожника, Лука начинает подметать помещение.
Обычный вечер в ночлежке. Все обитатели собираются в помещении. Вечерний досуг обитателей имеет совершенно традиционный вид. Кто-то играет в карты и шашки, а кто-то вдохновенно исполняет заунывный вокал. Новый посетитель Лука сидит возле постели умирающей Анны.
Разговор касается «того света», где больше не будет беды и горестей и можно по-настоящему отдохнуть от бремени суетной жизни. Во время своего философского рассуждения о горних высях он упоминает о некоей лечебнице для алкоголиков, чем заинтересовывает Актера.
Лука обещает горькому пьянице чуть позже назвать адрес этого удивительного заведения.
Пепел начинает выяснять у полицейского Медведева, играющего в шашки с Бубновым, насколько сильно Василиса избила свою сестру Наташу. Тот начинает ему угрожать. В это время в спор вмешивается Лука, который предлагает вору-рецидивисту уезжать в Сибирь, где, по его словам, для людей с правильным складом ума всегда есть, чем заняться.
Карточная игра Сатина, Барона и крючников Кривого Зоба и Татарина заканчивается двойным выигрышем шулера Сатина. В этом квартете происходит недвусмысленный разговор о том, что «над честна играть». В разговоре Луки и Анны выясняется, что чахотку женщина заработала из-за постоянного недоедания и побоев мужа. Для нее ночлежка стала последним пристанищем в жизни. Здесь Анна вскоре и умирает.
Из диалога Василисы и Пепла Лука смог выяснить то, что женщина предлагает вору сделку, в которой тот за деньги должен убить Костылёва и, забрав Наташу, покинуть ночлежку.
На пустыре за домом Настя (восторженная девица, которая мечтает о настоящей любви) мечтательно повествует о своей любви с неким французом. Так как ее репутация девушки, потерявшей связь с реальностью из-за многочисленных чтений романов про любовь, ни у кого не вызывает сомнений, то и отношение к данной истории у всех получает особенно циничную окраску.
Она обижается на «вопиющее» недоверие к своей персоне. Однако Лука говорит о том, что если девица считает высказанную любовь реальной, то и быть посему. На очередной вопрос Наташи мудрый и дружелюбный старик отвечает рассказом о беглых каторжников, жизнь которых находилась в его руках.
В ней он поведал о том, что без всяких раздумий предоставил им приют в лютую зиму.
Пепел в очередной раз просит Наташу бросить ночлежку и отправиться с ним в новую жизнь. Так как разговор происходит при Луке, то старик оказывает поддержку парню. Василиса случайно слышит разговор, а Костылёв, неожиданно появившийся на пустыре, приказывает Луке покинуть его заведение.
Разыгрывается серьезная интрига, в которой Василиса уговаривает Ваську убить своего супруга Костылёва. И через некоторое время происходит ужасная сцена, когда во время избиения Василисой и мужем Наташи Васька Пепел, заступаясь за свою зазнобу, нечаянно убивает хозяина ночлежки. Пепел в пылу драки решил убить и саму Василису, но вдруг ставшая вдовой женщина смогла ускользнуть от расправы.
С самого начала последнего акта пьесы постояльцы ночлежки вдруг осознают, что понравившийся многим Лука неожиданно исчез. Это событие бурно обсуждается.
Вместе с тем, выясняется, что Наташа, обваренная в тот ужасный день кипятком Василисой, уже выздоровела и выписалась из больницы. Однако ее дальнейшая судьба для всех осталась тайной.
Всеми обсуждается мысль о том, что Пепел арестован и подлежит скорому приговору суда, а хозяйка заведения имеет все шансы «выйти сухой из воды». У всех мрачное настроение, ведь жизнь полна несправедливостей.
Сатин, желая поднять настроение постояльцев ночлежки, жарко выражает мысль о том, что в этой жизни не нужно жалеть людей, а требуется относиться к ним уважительно. Все начинают петь и веселиться.
Громко раздаются слова «Солнце всходит и заходит…», однако, шумно вбежавший в помещение Бубнов, сообщает трагическую новость о том, что Актер повесился.
В наступившей тишине слышится лишь сетование Сатина, связанное с тем, что хорошая песня безвозвратно испорчена.
Конец истории.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-968032-m-gorkiy-na-dne-kratkoe-soderzhanie-pesy