Может ли жестокость быть вынужденной?

Что такое жестокость — причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек обладает своим индивидуальным характером – пазлом, состоящим из определенного набора личностных черт.

<\p>

Эти черты имеют разную выраженность у отдельных людей, поэтому каждый из нас уникален. Одной из таких характеристик является жестокость.

<\p>

Что это такое и как проявляется, откуда берется и какие функции выполняет – тема сегодняшней статьи.

Что такое жестокость

Жестокостью называют бесчеловечное отношение ко всему живому. Это психологическое свойство личности, выражающееся в озлобленности, зависти и грубости. Синонимом этого слова является агрессия, ее деструктивная, то есть разрушительная форма.

Жестокий человек способен оскорбить, ударить, а иногда и убить. В нем нет сочувствия, жалости, сострадания и осознания недопустимости такого поведения. Он сосредоточен только на себе – своих чувствах и желаниях.<\p>

В стремлении достичь цели, агрессор идет, что называется «по головам», не думая о моральном и физическом ущербе, которые он причиняет другому.

Обратите внимание

Эта характеристика может выражаться в активной и пассивной формах. Первая связана с определенными действиями, направленными против других.

Так, человек в порыве злости нападает на собеседника словесно, наносит ему физические увечья руками и посторонними предметами.<\p>

Пассивная форма – ничегонеделанье – заключается в бездействии в то время, когда нужно что-то сделать.

Спасти тонущего, помочь нуждающемуся. Равнодушие в такие моменты – это тоже проявление жестокости.

Как она проявляется

Жестокость – это всегда причинение боли, моральной или физической.

Как она проявляется:

  1. словесная агрессия – распускание сплетен и слухов, злые шутки и ругательства, унижение, оскорбления;
  2. причинение физического вреда здоровью человека, насилие;
  3. убийства людей, животных, растений;
  4. разрушение памятников, объектов культурного наследия, домов (вандализм);
  5. гнев, нетерпимость, раздражение, ненависть по отношению к другим;
  6. намеренное крушение материальных предметов, поступки «назло»;
  7. умышленное неоказание помощи и поддержки с целью навредить еще больше.

Иногда индивид получает удовольствие от своих действий – ему становится хорошо от того, что он что-то сломал, кого-то побил или унизил. Такой феномен называется садизм, его причины лежат глубоко в психике.

Причины возникновения жесткости

«Все мы родом из детства», и жестокость тоже. Ведь никто не рождается злым, мы учимся этому у других либо становимся таковыми вынужденно.<\p>

В нормальной ситуации маленький ребенок может быть жестоким – отрывать бабочке крылья, тянуть кошку за хвост, щипать маму с папой.

Но это происходит от незнания. Малыш просто не понимает, что другим может быть больно от его действий.<\p>

Со временем он учится, что так делать нельзя при условии, что растет и развивается в благоприятной атмосфере.

Ребенок учится доброте, состраданию, эмпатии (что это?) и прекращает вредить другим.

В ситуации, когда маленький человечек растет в семье, где мама с папой дерутся и позволяют себе такое же поведение по отношению к другим, он обязательно впитает, что жестокость — это норма. Он скопирует поведение значимых взрослых и пойдет с ним в большой мир.

И еще одна причина, по которой люди становятся злыми – это унижение, избиение, оскорбление, одним словом – подавление самооценки человека в детстве. Малыш, к которому так относятся, не может ответить взрослым тем же, так как слишком мал и не имеет для этого ресурсов.<\p>

Он терпит.

Внешне ничего вроде бы не происходит, но внутри формируется озлобленность на весь белый свет за свои мучения и страдания. Повзрослев, он будет мстить всему миру.<\p>

«Мне было больно, пусть будет и вам».

Важно

Это и есть садизм: делая плохо кому-то, человек получает временное наслаждение, чувствует себя отомщенным.

Можно выделить несколько мотивов жестокого человека:

  1. недовольство собой, низкая самооценка (унизив другого, я становлюсь лучше и выше на его фоне);
  2. пробелы в воспитании – отсутствие этических, морально-нравственных ценностей;
  3. преувеличенный инстинкт самосохранения (я должен быть жестким, чтобы выжить);
  4. утаивание своей внутренней слабости (демонстрация жестокости как доказательство силы).

Можно ли оправдать жестокость

С первого взгляда это качество представляется как строго негативное, приносящее только страдания и боль.

А теперь давайте представим такого человека, который поступает всегда «хорошо и правильно», а главное, по-доброму.<\p>

Его обижают – он прощает, унижают – терпит, бьют – молчит.

Одним словом – святой великомученик. Хотели бы оказаться на его месте? Я думаю, вряд ли кто-то ответит «да» (хотя и не исключаю).

Отсюда вопрос: можно ли оправдать жестокость? Можно, если она является актом защиты себя, своих родных, близких и имущества. Необходимо развивать в себе эту черту, но, подчеркиваю – для защиты, а не для насилия.

<\p>

Современный мир, к сожалению, не совсем безопасен: грабят посреди белого дня, убивают, воруют и насилуют детей, оскорбляют стариков, неуважительно относятся к женщинам. Быть белым и пушистым в такой среде – чревато нехорошими последствиями для себя же.<\p>

Жестокость можно проявлять там, где это необходимо – в ответ на чью-то агрессию.

Это тонкая грань между добром и злом и нужно понимать, где что начинается и заканчивается.<\p>

Понятно, что не нужно кидаться с оскорблениями в ответ на хамское поведение кого-либо в общественном транспорте.

Совет

Особенно с утра: мало ли там невыспавшихся и злых людей?<\p>

Но если есть прямая угроза вашему здоровью и жизни, то реагировать нужно незамедлительно. Если кто-то идет на вас с ножом, то глупо думать в такой момент о своей правильности и доброте.

Способы защиты от чужой и своей, собственной жестокости

И тут есть два варианта, зависящие от того, кого вы хотите защитить – себя от других или других от себя.

  1. Если вы часто сталкиваетесь с проявлением жестокости окружающих по отношению к вам, то необходимо принять следующие меры:
    1. выучить хотя бы пару приемов боевых искусств для самообороны и применять их там, где ваша жестокость оправдана (вам грозит смертельная опасность, исходящая от другого);
    2. развивайте в себе уверенность, чтобы не поддаваться на оскорбления и провокации, учитесь игнорировать «энергетических вампиров»;
    3. повышайте свою самооценку: агрессоры чувствуют на кого можно напасть, а на кого не стоит. Слишком мягкий и скромный человек, неспособный дать отпор, притягивает жестоких людей как магнит;
    4. есть ситуации, в которых стоит попросить помощи у близких или обратиться в правоохранительные органы (например, если вам угрожает расправой сосед).
  2. Но что если вы сами проявляете жестокость и страдаете от этого, хотите от нее избавиться?
    1. В этом случае тоже стоит поработать над своей самооценкой. Возможно, таким способом вы пытаетесь возвыситься, доказать себе и другим свою значимость?
    2. Культивируйте в себе доброту и сострадание. Становитесь почаще на место другого и старайтесь понять, каково ему, когда вы ведете себя жестоко?
    3. Хорошую помощь в этом деле окажет психолог: с его помощью вы поймете свои личные причины возникновения этой черты, для чего она вам нужна и как можно жить без нее.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме<\p>

Использую для заработка<\p>

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/zhestokost-chto-ehto-takoe-mozhno-opravdat.html

Итоговое сочинение — 2019: «Доброта и жестокость»

Размышляем о нравственных основах отношения к человеку

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»

Комментарий ФИПИ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Словарная работа

ДОБРОТА

1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.

ЖЕСТОКОСТЬ

1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. 

Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
  • В чем проявляется доброта/жестокость;
  • Истинная и ложная доброта;
  • Доброта и жестокость на войне.

В обыденном понимании жестокий человек — это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни.

Жестокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» — думает Ростов, сидя за столом с офицерами.

Обратите внимание

Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? — думал Петя.

— Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике».

То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.

Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.

Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим

«Равнодушие есть наивысшая жестокость», — сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.

В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню.

Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде. Ни одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «женитьба» для читательского дневника (н. в. гоголь)

Примерные формулировки темы

  • В чем причины жестокости?
  • Чем опасна жестокость?
  • Может ли добрый человек проявлять жестокость /жестокий человек проявить доброту?
  • Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
  • Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
  • Может ли добрый человек быть равнодушным?
  • Может ли доброта быть неискренней?
  • Может ли жестокий человек измениться?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Нужно ли проявлять доброту к врагам?
  • Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
  • Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
  • Может ли доброта изменить мир?
  • Может ли жестокое слово убить /доброе слово спасти?
  • Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
  • Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)?
  • Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
  • Может ли жестокость быть вынужденной?
  • Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
  • Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками (Л. Н. Толстой).
  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле (Л. Н. Толстой).
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).
  • Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром (Эзоп).
  • Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе (Л. Н. Толстой).
  • Без доброты невозможна истинная радость (Т. Карлейль).
  • Делать добро легче, чем быть добрым (Ж. Вольфром).
  • Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней (О. Бальзак).
  • Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости (Ф. Ницше).
  • Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие (Конфуций).
  • Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет (Данте Алигьери).
  • На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам (А. Моруа).

Список литературы

    1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
    2. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
    3. А.  Н. Островский «Гроза»
    4. И. С. Тургенев «Муму»
    5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на елке»
    6. Л. Н.

      Толстой «После бала», «Война и мир»

    7. А. П. Чехов «Устрицы», «В аптеке», «Событие»
    8. И. А. Бунин «Красавица»
    9. А. И. Куприн «Чудесный доктор»
    10. Л. Андреев «Кусака»
    11. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    12. А. П.

      Платонов «Юшка»

    13. М. А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
    14. А. И. Солженицын «Матренин двор»
    15. В. Г. Распутин «Уроки французского»
    16. Б. Васильев «А зори здесь тихие»
    17. К. Г.

      Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

    18. А. Алексин «Безумная Евдокия»
    19. В. К. Железников «Чучело»
    20. Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
    21. Р. Д. Гонсалес Гальего «Белое на черном»
    22. У.

      Голдинг «Повелитель мух»

Итоговое сочинение — 2019: «Месть и великодушие»

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Итоговое сочинение — 2019: «Отцы и дети»

30.11.2018<\p>

итоговое сочинение 2019 сочинение <\p>

Просмотры: 0

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/itogovoe-sochinenie-2019-dobrota-i-zhest

Егэ 2019 направление «доброта и жестокость». уместна ли жестокость на войне?

Жестокость — это далеко не самое лучшее качество в человеке.

Но иногда жестокость применять просто необходимо.

Если человек оказался на войне, то он волей-неволей может проявить жестокость, ведь он сражается а свою родину и поэтом поблажек к врагу делать не должен.

Нельзя быть милосердным к врагам, а иначе они придут и разрушат твой дом и твою семью. Поэтому, на войне жестокость уместна, это вполне закономерно.

Но нужно понимать, что есть случаи когда даже на войне жестокость неоправданна. К примеру, по отношению к детям и старикам жестокость проявлять не стоит, пускай даже если это и война и он враги.

Милосердие всегда должно оставаться в человеке, даже на войне.

Не бывает добрых войн, обычно они всегда сопровождаются слезами, горем и негативом. жестокость — это, на мой взгляд, неотъемлемая часть войны. Кто то идёт на неё целенаправленно, чтобы показать доминирование или наоборот, прикрывает ей свою трусость и слабость.

Другие наоборот становятся жестокими со временем, например начинают мстить за своих родных, друзей. сослуживцев. Порой жестокость проявляется в качестве самозащиты, когда по другому просто нельзя никак поступить, тут или ты, или тебя.

Есть конечно и больные люди, они наслаждаются тем что творят, их поведение порой не поддаётся никакому объяснению.

Я считаю, что жестокость на войне уместна, но только оправданная жестокость.

Но, если рассмотреть это понятие «жестокость» более подробно, ведь у «жестокости» не границ и где оно заканчивается — никто не скажет.

Важно

На войне только жестокость помогает, ведь без нее будет трудно солдатам защищать свою Родину, свои семьи. Но ведь даже на войне можно убивать с особой жестокостью, а можно просто «жестокостью» в сердце. Но всегда в человеке должно сохраняться милосердие.

В произведениях можно привести пример «Война и мир», в нем Л.Н. Толстой описывает жестокость на войне, но показано и милосердие воюющих.

Не совсем подходящее здесь слово — уместно, оно лично у меня вызывает некоторое непонимание. Я бы задала скорее вопрос — оправдана ли, простительна ли на войне жестокость. Однозначного ответа нет, ведь ситуации и на войне бывают разные.

Можно быть жестоким просто потому, что война — это очень подходящее место, чтобы проявить ту жестокость, которая уже есть в человеке, и тогда я не могу положительно ответить на вопрос автора.

Но есть жестокость человека, который оказался в аду войны, среди врагов, которые убивают его товарищей, местное население, его соотечественников, в том числе женщин и детей.

Может ли в таких условиях человек не стать жестоким по отношению к врагу? Но бывают и исключения — человек с поистине великодушным сердцем не будет жесток даже к врагу, если, конечно, от него не исходит смертельная угроза.

Такой пример в литературе мы видим в повести Кондратьева «Сашка», в другом вопросе я уже приводила эту повесть в пример, молодому солдату был приказ убить пленного немца и Сашка твердо знал, что сделать этого он не сможет, он даже не сомневался в том, будет ли он его убивать или нет, он готов сам был пойти на смерть, нарушив приказ командира, но убить беззащитного человека, пусть и врага, он не мог.

Уместна ли жестокость на войне? Конечно, ответом на вопрос будет являться утвердительное да, уместно.

Совет

Война — это то место, где очень часто нет места для добра и сострадания. На войне очень часто действует закон «либо ты меня, либо я тебя». Конечно, это страшно, что люди превращаются в бессердечных животных.

Но, как бы там ни было, каждый человек при этом должен уметь сохранить свою душу, иначе возродить её потом будет невозможно.

Примером жестокости являются действия фашистских солдатов из повести «Матерь человеческая».

Солдаты лишены малейшей человечности, ими руководит ненависть и жестокость. Они сжигают деревни, слабых и немощных пленников, ни в чём не повинных граждан убивают, не жалея ни стариков, ни детей.

Те, кто посильнее, они забирают в плен, избивают и всячески унижают.

Такая жестокость мне не понятна, её я ни при каких обстоятельствах не смогу оправдать.

Я думаю, что жестокость именно на войне не элементарно уместна, подобные события без нее тривиально неосуществимы. Зачастую ведь жестокость начинается на психологической почве. А сама война забирает с собой жизни очень многих людей. По-моему, война – одно из самых уродливых людских «изобретений».

В часы смутных событий за смертоносное оружие приневолены браться даже добросердечные люди. Скрепя сердцем, они идут отстаивать самое дорогое. Свою Родину. Жестокость на войне приключается не по причине того, что люди — очень жестокие создания, а оттого что сама война вызывает в них самые гнусные чувства, превращая их в подобие кровожадных зверей.

К моему сожалению, война и безжалостность неразлучны, одно порождение другого.

Казалось бы — идет война и потому все средства ее ведения у стороны, на которую напали, уместны. Но, это не так, необходимо различать понятия жесткость и жестокость. Жесткость подразумевается сама собой, ведь не в бирюльки тут играют — или ты победишь, или тебя. Оружие то не бутафорское, им убивают, тут промедлишь и тебе явно не поздоровится.

Обратите внимание

Жесткость подразумевает здоровое отношение к акту агрессии — им не упиваются и совершают его вынужденно. Не то при жестокости, тут включаются уже совсем другие механизмы и понятия.

Жестокость подразумевает чрезмерные действия, когда добивают раненых, расстреливают пленных, ведут огонь по мирным жителям, разрушают промышленные и иные объекты, не относящиеся к местам сосредоточения военных и оружия.

Вот это уже не уместно, поскольку в основе лежит одержимость гневом или местью, а то и вовсе — садизм, когда от причиненной жестокости удовольствие получают. Это становится просто насилием, которое может породить только себя самого и урон наносится не только противоборствующей стороне, но и душе проявляющего жестокость человека.

Сама война — это концентрированная жестокость. На войне проявляется и обостряется любое человеческое качество личности, в том числе и жестокость. Уместна ли жестокость на войне? Сначала разберёмся в том, что собой представляет жестокость, тогда сможем ответить на этот вопрос.

Это равнодушие к боли другого живого существа, посягательство на его жизнь и душевное равновесие, бесчеловечное обращение с теми, кто слабее, намеренное причинение другим страданий. Причиной жестокости на войне может быть сильное желание компенсировать ту боль, которую нанёс враг, отомстить ему или не допустить страданий других людей от рук врага.

Уместно ли это? Пока существуют войны, это не столько уместно, сколько закономерно. Это необходимость, разрушающая душу того, кто вынужден воевать.

Эта фраза верна в отношении тех стран, на которые напали. Когда в Великую Отечественную войну фашисты напали на Советский Союз, то наша армия должна была выполнить свой долг и убивать врага, чтобы защитить миллионы советских людей. Такой солдат, выполняющий долг защитника — это герой, а не убийца.

Убийцы это те солдаты, которые пришли на чужую землю убивать мирное население — это фашистские солдаты, которые были собраны Гитлером со всей Европы — там были не только немцы, но и французы, и румыны, и бельгийцы, и итальянцы и другие — практически все страны Европы вступили в армию Гитлера и пришли убивать население Советского Союза. Более шестнадцати миллионов гражданского населения Советского Союза было убито европейскими солдатами. Эти солдаты и есть убийцы, а советские солдаты защищали население — они герои. На войне к вражеским солдатам нужно относиться только по приказу, который нужно неукоснительно выполнять и если приказано уничтожить, то значит солдат уничтожает противника, но жестокость к пленным в советской армии не проявлялась. Так в повести Кондратьева «Сашка» мы видим, как молодой солдат по имени Сашка, чтобы пленный немец не боялся показывает ему листовку, в которой написано, что советский солдат проявляет гуманность к пленным.

В противовес советской армии гитлеровская армия проявляла жестокость к мирному населению и к пленным. Мы видим в рассказе Шолохова «Судьба человека» как жестоко обходились с пленными немцы. Они расстреливали пленных только за то, что они евреи и младшие командиры.

Поэтому на войне тоже нужно оставаться человеком и жестокость к пленным проявлять нельзя, а тем более к мирному населению.

   

Источник: https://www.sportsalo.com.ua/ege-2019-napravlenie-dobrota-i-zhestokost-umestna-li-zhestokost-na-voyne.html

Можно ли оправдать жестокость, сочинение как написать?

Можно ли оправдать жестокость?

Сочинение по повести В. Железнякова «Чучело»

Для начала, надо понимать, что такое жестокость, в принципе.

Можно сказать, что жестокость — это черта личности, которая выражается в неоправданно грубом отношении к другим, причинении им боли, ради получения собственного удовольствия.

Столетиями пытались придумать оправдание жестокости, пытаясь оправдать тех, кто не только осуществлял травлю, совершал злодеяния, убийства, причинял боль и, одновременно, получал от этого удовольствие.

И, несмотря на всю абсурдность таких попыток, что-то придумать удалось.

Например, нам легко понять солдата, с удовлетворением убивающего врага.

нам легко понять мстителя, который пользуясь принципом «око за око», убивает убийц, пытает палачей, организует травлю тех, кто сам осуществлял травлю других.

Человеческая этика гибка и позволяет оправдать почти все.

Для ограничения жестокости человечество придумало множество законов.

Снимать шкурки уже с убитых животных.

Проводить операции под наркозом.

Казнить максимально безболезненным способом.

Есть даже законы, карающие доведение до самоубийства.

Важно

Но, к сожалению, в человеческой крови есть что-то, что требует проявления жестокости.

Обратите внимания.

Породы собачьих просто охотятся, быстро убивая свою жертву с целью сожрать и насытится.

А вот кошачьи имеют привычку играть с жертвой, прежде чем её убить, получая от этого удовольствие, которое ничем обосновать нельзя (в случае, если кошка голодна, она сразу сожрет мышь, не играя).

Человек, даром что всеядный, имеет все повадки хищника. А хищники, как известно, в большинстве своем склонны к каннибализму. Потому человеку, как животному, естественно охотится на любую жертву, будь то животное или человек. И ему свойственно не просто убивать, а получать от этого определенное удовольствие.

Это, похоже, просто заложено в его генах.

С развитием разума, человек обрел возможность испытывать и более сложные, неведомые животным эмоции, такие как любовь и ненависть. Не стоит переносить на животных человеческие чувства. У животных есть привязанность, желание устранить опасность или конкурента, но нет ни любви, ни ненависти. А у человека есть.

Чтобы уметь любить, человек должен уметь ненавидеть. Это необходимость соблюдение баланса в психике.

И, как следствие, на заложенную в генах привычку играть с жертвой, может наложиться ненависть к жертве и тогда жестокость будет питаться не только тем, что заложено в генах, животным началом, но и свойством разума, позволяющим жестокость обосновать.

Поэтому ни одно убийство не бывает беспристрастным, поэтому мучения жертвы, которую мы ненавидим или презираем, доставляет человеку удовольствие, поощряя инстинкт доминирования и удовлетворяя мстительность.

Совет

Кто не испытывал удовлетворение, убив укусившего его комара? Кто не радовался неудачам своих врагов или соперников? Кто не испытывал, хотя бы раз, желание отомстить так, чтобы полностью унизить, уничтожить врага, пусть не физически, но в глазах общественности?

Так что объяснить жестокость — просто.

А оправдать, с точки зрения нашей теперешней этики, нельзя.

Но ведь этика — гибкая штука. Она навязывается нам обществом, которое требует, во-первых, отдачи от всех его членов, а значит, сохранения их в работоспособном состоянии (именно отсюда законы, запрещающие убийство, пытки и пр.

— чтобы сохранить живыми и работоспособными максимальное количество членов общества, а не из-за человеколюбия, как считают некоторые; а во-вторых, сразу ограничить, еще на уровне воспитания, животные и человеческие порывы к нанесению вреда иным членам общества, по тем же причинам).

P.S.

Видимо, стоит сказать и о произведении «Чучело», коль оно участвует в вопросе.

Это, как раз, пример того, как члены общества, еще не принявшие этику, используют свои животные и человеческие инстинкты и желания, испытывая ненависть к тем, кто, по их мнению, предал коллектив, мстят, применяя ту форму жестокости, которая находится в пределах допустимого с точки зрения закона, т.е. бойкот, травля, подставы и пр.

Так что оправдать конкретный пример жестокости, естественно, сложно, как и все прочие, а вот объяснить и обосновать — проще простого.

Источник: сайт Большой вопрос

Источник: https://varvarainfo.ru/2018/05/10/mozhno-li-opravdat-zhestokost-sochine/

Это было жестоко. Психолог Инна Вуткарёв о природе человеческой жестокости, посттравматическом синдроме и порочном «круге насилия»

Это было жестоко. Психолог Инна Вуткарёв о природе человеческой жестокости, посттравматическом синдроме и порочном «круге насилия» 10 Сентября 2014

Причины и мотивы проявлений жестокости разные.

Если говорить, к примеру, о случаях массовой жестокости, то тут срабатывает инстинкт толпы, то есть когда человек действует исходя из убеждений массы. Это психология масс, явление достаточное сложное и в то же время, обладающее сильным влиянием.

В массе человек теряет свою личность и в какой-то момент убеждения массы становятся его убеждениями. Находясь в гуще больших скоплений народа, очень сложно себя контролировать.

Разумные люди, как правило, избегают таких мероприятий, понимая, что всегда есть риск оказаться вовлеченным в действия, которые тебе не свойственны, в том числе, в проявления жестокости.

Если говорить о жестокости в общем, один из ее мотивов – это действительно детская травма. Есть такой закон и в психологии и в жизни: ребенок, который в детстве стал жертвой насилия, в зрелом возрасте может стать насильником; ребенок, которого били в детстве, почти всегда будет бить своих детей тоже. Это защитная реакция, с точки зрения психологии — сложный, глубокий процесс.

Он очень ярко выражен у педофилов. Если проследить их жизненные истории, то почти всегда можно найти признаки насилия, жестокости в их детстве.

Если в момент формирования личности человека в его жизни присутствует жестокость, неважно по отношению к нему или к кому-то из его близких, это оставляет сильный отпечаток в его душе и со временем он становится тем, который допускает такие же действия, взгляды, мысли.

Можно ли в детстве разглядеть черты жестокости? Например, ребенок мучает кошку, давит насекомых, — это жестокость?

Начнем с того, что ребенок рождается существом без морали. В первые годы своей жизни он живет инстинктами, эгоизмом и мироощущением. Со временем мы начинаем объяснять ребенку, что в жизни существуют пределы, границы и мораль. Однако в раннем возрасте очень тяжело привить понимание того, что другому существу больно или оно страдает.

У детей очень абстрактное понятие боли, они просто не понимают, когда больно другому существу. Поэтому, если вам кажется, что ваш ребенок в некоторых случаях ведет себя жестоко, например, мучает животных, поговорите с ним и попытайтесь объяснить, что если он что-то или кого-то уничтожит, оно исчезнет навсегда.

То есть, если он задавит жука, его больше не будет. Если сломает игрушку, ее тоже больше не будет. Ребенок должен попытаться понять, что от его действий зависит будущее той же игрушки, или букашки. В то же время, чтобы воспитать в ребенке чувство бескорыстной любви, заботы и сопереживания, я рекомендую родителям обязательно заводить домашнего питомца.

Но делать это надо осознанно, хорошенько взвесив все за и против.

Инна, а как реагировать на проявление жестокости по отношению к ребенку? Когда, например, на детской площадке его начинает колотить другой ребенок. Надо ли их разнимать или нет?

Если конфликтуют дети примерно одного возраста, то чаще всего это обусловлено стремлением разграничить территорию. Это абсолютно нормальное, инстинктивное желание. Таким образом они учатся уживаться, находить свое место под солнцем, идти на компромисс. В такие моменты важно дать обоим детям возможность решить конфликт самостоятельно.

То есть пока они не начали бить друг друга до крови, вмешиваться не стоит?

Однозначно. Потом что если вашего ребенка другой малыш ударил лопаткой по голове, а вы подбежите к нему в слезах и начнете причитать «Ой ты мой бедненький» есть риск, что у вас вырастит маменькин сынок (или дочка). Человек учится решать проблемы только тогда, когда он сталкивается с ними.

Когда на глазах ребенка родитель проявляет жестокость по отношению к кому-то другому (животному, другому родителя, брату, сестре и т.д.). Это тоже плохо отражается на ребенке?

Конечно. Я даже больше скажу, большинство моих клиентов, переживающих детские травмы, задевало как раз жестокое обращение с близкими, свидетелями которого они становились. Всем нам намного больнее, когда причиняют боль близкому или родному человеку. Поэтому жестокость при ребенке — это недопустимо.

Может ли жестокость быть оправданной?

Мы не можем судить об этом, так как это очень непростой вопрос. Я приведу пример, когда люди совершают жестокость и думают, что она действительно оправдана – это самосуд.

Для чего люди это делают? В большинстве случаев, чтобы получить облегчение от мести. Но самое страшное, что облегчения не наступит.

Чтобы облегчить горе, нужно простить человека и это намного тяжелее, чем просто взять в руки оружие и пойти на преступление.

А что ты думаешь о детских игрушках, провоцирующих жестокость (пистолеты, наручники и т.д.)?

Существует множество исследований, которые доказывают, что подобные игры и игрушки надо запрещать. В то же время, есть люди, я например, которые играли в детстве в войнушку и в итоге не стали преступниками или еще кем-то. Но в любом случае, нужно учитывать особенности ребенка.

Если он гиперактивен или по своей природе более агрессивный, ему такие игрушки дарить не надо, так как они могут укрепить его плохие качества. В то же время, если ребенок пацифист, а мы хотим взрастить в нем мужское начало, вместо пистолета купите ему пиратский кораблик с пушкой или что-то в этом роде.

Но помните о том, что запретный плод будет для ребенка самым желаемым, поэтому запрещайте (и здесь может быть все что угодно), но дозировано.

Если человек стал жертвой жестокости, что делать, чтобы не замкнуться в себе?

Любой человек, который столкнулся с жестокостью по отношению к себе, переживает посттравматический синдром: он не хочет об этом говорить, у него сильная депрессия, апатия, он может начать потреблять наркотики, алкоголь.

Такой человек всеми силами старается создать вокруг себя кокон защиты и в таких случаях людям просто необходима терапевтическая помощь. Это длительный процесс переживания травмы заново, понимания и принятия своих чувств.

Если подобное состояние оставить таким, какое оно есть, будьте готовы, что эта травма будет давить на вас всю жизнь. Нужно найти последние силы, чтобы обратиться за помощью к специалистам.

Инна, есть такое утверждение, что если человек совершил жестокий поступок один раз (например, мужчина ударил женщину или мать побила ребенка), он обязательно сделает это еще раз. Ты с этим согласна?

Я отвечу арабской поговоркой: то, что случилось один раз, имеет шансы не повториться. То, что случилось два раза, обязательно повторится в третий. Так вот, если проявление жестокости случилось один раз, это еще можно оправдать. Но если это происходит во второй, третий, четвертый раз, это уже типичный «круг насилия».
<\p>

Что это, расскажи подробнее?

Смотри, круг насилия начинается с момента подготовки, когда накапливаются обиды, недопонимание, конфликты. Дальше идет срыв — это и есть сам акт насилия.

Затем наступает выход из аффекта, когда человек, совершивший акт жестокости просит прощения, обещает что этого больше не повторится и все счастливы. Далее круг закрывается, и опять начинается подготовка, когда накапливаются обиды и т.д.

Получается замкнутый круг. И самое страшное, что сама жертва дает добро на это.

На каком этапе она совершает ошибку?

На том, когда соглашается чтобы ее жизнь шла по кругу. Во всех жизненных проблемах, которые встречаются снова и снова можно заметить тенденцию «замкнутого круга».

Как это происходит — мы двигаемся, двигаемся вперед и вдруг опять возвращаемся к тому же, с чего начинали. Наша ошибка заключается в том, что мы не пытается разорвать этот круг, вот все.

Разорвать, в данном случае, значит начать что-то делать, чтобы решить проблему.

Можно ли лечить жестокость? Другими словами, стоит ли подставлять другую щеку и надеяться, что пройдет время, и человек сам исправится?

Человек сам выбирает между зоной комфорта и саморазвитием. Существует множество примеров, когда женщина терпит бьющего мужа просто потому, что боится остаться одна или боится не прокормить детей.

Это патологические отношения, терпеть которые не то, что не надо, это реальная опасность оказаться однажды в реанимации.

Жестокость никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя терпеть, просто разорвите этот порочный круг, обратитесь за помощью в социальные службы, к психологу, в полицию, церковь, куда угодно, сделайте усилие и идите дальше.

Читайте так же: В темнице сырой. Психолог Инна Вуткарёв о том, как пережить заключение близкого человека

Елена Держанская

Источник: http://positivepeople.md/o-prirode-celoveceskoi-jestokosti/

доброта и жестокость

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ ВЕБИНАР В ЗАПИСИ ПО ТЕМЕ: «НАПРАВЛЕНИЕ ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ». 

https://mogu-pisat.ru/webinar/sochin2016/

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Подбор произведений

1. Герои, тяготеющие к добрым поступкам: А. И. Солженицын «Матренин двор», М. А. Шолохов «Судьба человека», А. П. Платонов «Юшка», М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко).

2. Герои, тяготеющие к жестоким поступкам: Д.И. Фонвизин «Недоросль», И. С. Тургенев «Муму», И.А. Бунин «Г-н из Сан-Франциско», А. И. Куприн «Олеся».

Обратите внимание

3. Герои, проходящие путь нравственного перерождения (от жестокости к доброте): Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. С. Тургенев «Отцы и дети» (отношение Базарова к родителям), Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы».<\p>

Определения:

Доброта —  душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Жестокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Возможная формулировка тем:

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Кого можно назвать добрым человеком?

Кого можно назвать жестоким человеком?

Уместна ли жестокость на войне?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Можно ли оправдать жестокость?

Согласны ли вы с мнением Г. Гейне: «Доброта лучше красоты»?

Доброта – это проявление силы или слабости?

Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?

Может ли доброта причинить вред человеку?

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

Нужно ли бороться с жестокостью?

Что может сделать человека добрее?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Пример сочинения.

Кого можно назвать жестоким человеком?

Жестокость – это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим.

Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим, в любой ситуации они преследуют только собственные интересы, выражающиеся чаще всего в поиске материальной выгоды.

Тема проявления жестокости широко представлена в произведениях русской литературы, беспощадно осуждающих систему крепостного права.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» начинается с эпизода, в котором госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания властной женщины не имеют никаких оснований.

Но героиня продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного, жаждет наказать провинившегося. Драматург XIX века намеренно в экспозицию включает этот эпизод, чтобы читатель с самого начала смог оценить суровый нрав госпожи Простаковой.

Важно

По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше. «…Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», — признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не думает о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь.

Учителя Митрофана не получают вовремя зарплату, преданная Еремеевна слышит от своей госпожи только оскорбления, крестьяне унижены и запуганы.

В Рассказе «Муму» И. С. Тургенева жестокость надменной барыни раскрывается с еще большей силой. Не чувствующая границ власти, хозяйка имения, где жил и работал глухонемой дворник Герасим, выдает замуж крепостную Татьяну за нелюбимого человека.

Помещица распоряжается судьбами крестьян, не думая о последствиях. Кульминационным моментом произведения является приказ барыни утопить единственного друга Герасима — ни в чем не повинную собаку Муму.

В конце помещица умирает, но последствия ее жестокости надолго останутся в жизни людей: искалечена жизнь Татьяны, не вернуть Муму, тяжелую личную трагедию пережил Герасим.

Таким образом, грубость, надменность по отношению к другим формируют в личности бесчеловечность. Госпожа Простакова (героиня комедии Д. И. Фонвизина), властная помещица (барыня из рассказа И. С. Тургенева) в полной мере воплощают в себе качества жестокого человека.

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

Жестокость – это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим.

Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим. Чаще всего толкает человека на подобные поступки поиск материальной выгоды. Но бывают и случаи, когда люди проявляют жестокость, поддавшись настроению толпы, до конца даже не разобравшись в ситуации. 

Совет

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин знакомит читателя с историей, произошедшей с безымянным героем. Всю жизнь откладывая деньги на будущее, персонаж забывал жить настоящим. Накопительство стало его главной целью и постепенно истребило душевные качества.

Даже в отношениях с женой и дочерью очевидна холодность и равнодушие. Уважение окружающих господин из Сан-Франциско чувствовал только тогда, когда мог платить деньги. Крайнюю жестокость проявляет общественность в момент гибели главного героя.

Чтобы скрыть печальное событие, руководство корабля принимает решение спрятать тело в ящик и доставить его до дома на самом нижнем ярусе корабля.

В принятии решений люди руководствуются только меркантильными интересами: смерть человека становится для них помехой в ситуации, когда они могут лишиться клиентов, способных платить деньги. 

Удивительная история отношений между лесной колдуньей и барином описана в повести А. И Куприна «Олеся». Главная героиня живет в лесу, вдали от цивилизации. Все, что связано с Олесей, вызывает интерес у Ивана Тимофеевича. Но обрести полноценное счастье персонажам не удается.

Олеся живет в гармонии с природой, для счастья ей не нужна цивилизация. Она избегает людей, поскольку чувствует недоброжелательное отношение к себе. Ее образ жизни никогда не понять обществу, живущему стереотипами. Но внезапно вспыхнувшая любовь заставляет героиню выйти в свет.

Чтобы доказать свои чувства, Олеся отправляется на утреннюю службу в деревенский храм. Ее намерения чисты и благородны. Но люди, увидев человека, живущего не по их пониманию, проявляют жестокость и бессердечие. Не разобравшись в ситуации и поддавшись инстинкту толпы, они нападают на Олесю и избивают ее.

После случившегося героиня вынуждена навсегда покинуть родной дом и проститься с любимым Иваном Тимофеевичем.

Обратите внимание

Таким образом, произведения русских классиков XX века показали причины проявления жестокости. На бесчеловечные поступки способны только люди, являющиеся носителями ложных ценностей и живущие по принципу большинства.

Тезис к темам о доброте:

Добро – понятие, которое относится к морально-нравственным категориям. Быть добрым – значит заботиться о ближних, уметь в нужный момент прийти  на помощь нуждающимся, проявлять заботу, чуткость, отзывчивость и, главное, делать это бескорыстно, не требуя ничего взамен.

Источник: http://trifonovang.ru/dobrota-i-zhestokost

Можно ли оправдать жестокость

Тут все ясно и просто. Ну, кто же может оправдать бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам, тем более — удовольствие от осознанного причинения страданий живому существу? Разве что только человек с больной психикой, да тот же жестокий человек.

Хотя, случается, оправдывают. И вполне, вроде бы, нормальные люди, и даже считающие себя образованными и культурными. Например, даже не жестокость, а бесчеловечное преступление – политические репрессии, а вернее уничтожение миллионов ни в чем не повинных людей.

Одни настаивают на том, что репрессированные действительно были виноваты в том, в чем их обвиняли, другие утверждают, что время было такое и по-другому поступать было просто нельзя. Некоторые договариваются даже до того, что иначе мы и в ВОВ не победили бы.

 Хотя нелепость таких оправданий совершенно очевидна.

Это верхняя степень цинизма. С другой стороны — снисходительное отношение к таким проявлениям жестокости, как домашнее насилие, харассмент, жестокое обращение с животными и много другое. Что тоже является своего рода оправданием жестокости. Между ними еще много всяких жестокостей, которые тоже так или иначе оправдываются.

Но все это конечно же нельзя назвать нормальным.  И такие оправдания подвергаются нелицеприятной критике, отвергаются здравомыслящими и честными людьми.

Однако жестокость – явление не однозначное. До сих пор речь шла о жестокости, как о феномене, выражающимся в получении удовольствия от причинения страданий кому-то.

А вот солдат, убивающий своего врага, или палач, предающий смерти преступника, или ветеринар, усыпляющий больное животное, они что тоже получают от этого удовольствие? Думается, что нет. Может быть даже, они делают это вопреки своему желанию, или вообще с отвращением.

Важно

Стало быть, это уже другая жестокость, которая проявляется по необходимости. Ведь если солдат не убьет своего врага, то враг убьет самого солдата, если палач не лишит жизни преступника, то не будет выполнено решение суда, если ветеринар не усыпит животное, то оно будет страдать.

И, следовательно, можно ли в этой жестокости винить солдата, палача или ветеринара. Однозначно – нет. Или, другими словами, такая жестокость оправдана.

В какой-то степени можно оправдать и жестокость, проявленную в состоянии аффекта. Вот человек застает свою жену в объятиях другого.

Его в этот момент охватывает такое волнение, что он перестает владеть собой и в этом состоянии наносит супруге тяжелые увечья или даже убивает ее. Можно ли судить его за это так же, как мы судим насильника или садиста? Конечно же нет.

Ведь человек просто не владел собой. Даже уголовный кодекс признает это состояние смягчающим обстоятельством. Вот и мы оправдываем такую жестоокость.

То же самое относится и к жестокости, проявленной по неосторожности, по ошибке, случайно и т.д.

Так что не всегда оправдание жестокости является асоциальным явлением и вполне может иметь право на существование.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-960482-mozhno-li-opravdat-zhestokost

Ссылка на основную публикацию