Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и отзыв для читательского дневника (Н. А. Некрасов) | Литрекон
Многомудрый Литрекон очень старался до предела сократить пересказ для читательского дневника, но при этом не хотел упускать важные детали, которые наверняка спросят на уроке. Именно поэтому основные события изложены точно, но лаконично, ведь сюжет у Некрасова наполнен разнообразными отступлениями и байками, которые тоже нужно было в сокращении изложить. Приятного прочтения!
(1328 слов) Семеро крестьян собрались и заспорили, кто на Руси живет счастливо? Версии были таковы: попу, помещику, боярину, купцу, государеву чиновнику или самому царю.
Так и не разобрались герои в этом вопросе, но ночь застала их за спором, поэтому они остались в лесу на ночлег. Там же один из них поднял упавшего из гнезда птенца, и его мать в обмен на жизнь дитя указала мужикам, где найти скатерть-самобранку.
Тогда странники решили, что не вернутся домой, пока не найдут ответ.
Далее перечисляются встречи, в ходе которых герои выясняли правду. Поп оказался несчастным, потому что его благосостояние зависит от прихожан, и если они бедны, то и он небогат.
Почета он тоже не имел, ведь попов всегда не любили в народе, всячески высмеивали и сторонились. Покой ему только снился, потому что люди умотают и рождаются и ночью, и в праздник, а ему нужно поспеть всюду.
Так и ушёл старик, не оправдавший надежд странников.
Пройдя пустое село, прибыли они на ярмарку, где и собрался весь народ. Люди нарядились, развеселились и пошли в пляс. Везде были торговые палатки, балаганчик, кабаки.
Один крестьян Вавила горько жаловался, что все пропил, и теперь ему не на что купить подарки родне. Но особенно его волновало, что внучка окажется без новых сапожек. Не мог ей в глаза посмотреть. Но его выручил один барин, дал денег.
Все его уважали, и мужики узнали, что он со всеми здесь общается, чтобы записывать народные выражения.
Сами мужики решили погулять на ярмарке, посмотреть танцы и веселье, а потом стали свидетелями того, как пьяный народ идёт обратно домой. Люди были безобразно пьяны, некоторые засыпали прямо в ямах. В хмельных песнях они изливали тоску. Несчастные женщины ждали дома пьяниц-мужчин, которые дрались и горланили пахабные куплеты.
Тогда тот самый барин (Павел Веретенников), который дал денег крестьянину на сапоги внучке, стал возмущаться, почему они так много пьют. Тогда один из них ответил, что так работники забывают о своих горестях. Их работа так тяжела и плохо оплачиваема, что им необходимо топить усталость в вине.
Иначе они не выдержат нагрузки и сломаются, а им ещё семьи кормить. Он саркастически добавляет, что господам не приятно смотреть, как люди пьют, зато на их работу, когда мужики проливают кровь и пот, все рады полюбоваться.
Так говорил погорелец, который потерял избу и все сбережения в ходе пожара, потому что спасал не деньги, а любимые картинки, развешанные по стенам.
Видя, как крестьяне идут к семьям, вспомнили мужики, что им надо быстрее найти счастливца. Развернули они скатерть самобранку и начали людям предлагать стопку водки, если они аргументируют свое счастье. Но ответы простого люда говорили не о счастье, а о нищете народа: они считали себя везунчиками, если были живы и сыты, а большой урожай репы воспринимался каким-то чудом.
Напрасно герои извели водку, зато услышали историю про Ермила Вырина. Этот человек однажды решил выкупить мельницу, на которой работал, но купец специально заставил его назвать сумму, которой у него не было при себе (купец хотел выиграть аукцион таким способом). Тут он обратился к народу и попросил, чтобы все ему по копейке дали, и набрал все необходимые деньги.
Потом он честно роздал всю сумму людям. Ему верили, ведь когда-то он занимал важный пост, но не удержался и отправил в рекруты другого человека вместо своего брата. Однако честность взяла верх, он признался всенародно в обмане и исправил свою ошибку. И все же его нельзя было назвать счастливым, несмотря на доверие сограждан.
Теперь он сидел в тюрьме за то, что его обвинили в подстрекательстве к мятежам крестьян.
Потом мужики встретили помещика, который тоже стал жаловаться на судьбу. Старые порядки гарантировали ему богатство и беспрекословное подчинение крестьян. Но после отмены крепостного права он остался ни с чем: преуспевающие хозяйства всюду начали мельчать и разоряться.
А ведь дворяне больше ничего не умеют, их навыки рассчитаны только на паразитирование за счёт работы крепостных. Он сетует на то, что не был готов к подобным переменам, как и большинство помещиков.
Кроме того, он указал на зависимость мужика от барина: если раньше народ был в узде, все споры и проблемы решались хозяином, то теперь люди распоясались, ничто не мотивирует их трудиться и вести себя прилично. Словом, его теперь точно нельзя назвать счастливым, и мужики пошли искать дальше.
Набрели они на село, где крестьяне работали на сенокосе. Их удивило, что они претворяются перед барином, что все еще крепостные.
Оказывается, наследники старого дворянина испугались его гнева после отмены крепостного права и решили разыграть комедию, будто реформу отменили, чтобы старик оставил все свои богатства им. Они подговорили крестьян и обещали им выдать за обман заливные луга.
Теперь у работников было два старосты: Клим (шутник и балагур – перед барином) и Влас (деловой и хозяйственный мужик, которые ведет диалог с путниками).
Перед странниками разыгрался спектакль: люди выстроились перед «хозяином» и его родней, а старый барин начал говорить, что вовек им принадлежать ему, ибо так должно быть. Тут кто-то рассмеялся, и начал старик искать виноватого, чтобы высечь. Выручила кума Клима, бросившись в ноги барину и сказав, что это ее сын-недоумок шалит. Все посмеялись.
Решили герои искать счастливицу среди женщин. Указали им на Матрену Тимофеевну. Оказывается, ее так прозвали, потому что однажды она пошла просить губернатора не брать мужа в рекруты и родила прямо в его доме при его жене. Елена Александровна из жалости выручила ее супруга, и это стало местным воплощением счастья.
История Матрены печальна: она родилась в хорошей семье, но у мужа ее плохо приняли. Работала она как вол, но все домочадцы осыпали ее упреками и даже били. Только дед Савелий жалел ее, ведь когда-то он и его товарищи были в таком же плену ненависти и корысти.
Управляющий их имением довел их до полной нищеты, и они закопали его живьем, за что Савелий получил срок на каторге. Однако и он вскоре ушел из дома в монастырь, ведь недосмотрел за первенцем Матрены, и Демушку съели свиньи. Он пошел отмаливать грех, а женщина с трудом восстановила силы и, в конце концов, простила его.
Потом она стала охранять детей как волчица и даже приняла телесное наказание за второго сына, который упустил овцу (он пожалел волчицу, которой нечем было кормить детей). Когда мужа несправедливо призвали в армию, в его доме ее и детей вовсе перестали кормить, ведь защитника больше не было.
Поэтому она, отчаявшись, пошла тогда к губернатору (о чем Литрекон уже написал выше).
Пришли мужики обратно в деревню к Власу, где наследники к тому времени уже лишились старого барина и обманули крестьян, не дав им положенной земли. Там решили они все вместе кутнуть. Стали люди говорить о Якове-верном, который хорошо и честно служил одному вздорному барину.
Однажды хозяин, узнав о намерении племянника Якова жениться на местной красавице, отправил парня в рекруты, и Яков затаил обиду, но не мог отказаться от службы, потому что в этом был смысл его жизни. Тогда он привез параличного барина на коляске в лес и повесился.
Так и провел помещик всю ночь возле трупа.
Потом пошла беседа о Кудеяре: был такой разбойник, много убивал и грабил, но раскаялся и пошел замаливать грехи. Сказал ему Бог: когда срубишь ножиком дуб в три охвата, грехи уйдут. Пока герой пилил дерево, приехал еще больший грешник пан Глуховский. Он сказал, что совесть его не мучает. Тогда разозлившийся Кудеяр убил его, и дуб упал.
Затем говорили о крестьянском грехе Глеба, который за деньги предал своих и избавился от завещания адмирала, где говорилось о том, что он всех отпускает на волю. Все загрустили от такой подлости.
Но пришел семинарист Гриша Добросклонов и всех утешил, ведь грех этот ни на ком не отражается, так как был уже давно-давно. Теперь же время честное и свободное, всем волю дали. Все развеселились и продолжили пир, а потом Гриша, его брат Савва и их пьяница-отец пошли домой.
Напоследок автор рассказывает о судьбе Гриши, единственного счастливца на Руси. Жил он в нищете с пьяницей-отцом и семинаристом братом. Если бы не доброта жителей, давно бы от голода умер.
Его мать еле выкормила их и рано ушла в мир иной, оставив в память о себе песню «Голодную». Ее Гриша хотел заменить на новые песни о свободе и счастье. Это он и делал, сочинив песню «Русь», где прозвучала его уверенность в величии и светлом будущем России.
Но странники так и не узнали, что именно он – тот самый счастливец.
Отзыв (213 слов): Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произвела на меня сильное впечатление, ведь в ней так красочно описано горе народное, что невольно хочется сопереживать каждому герою. Она заставляет задуматься о том, как важно каждому из нас способствовать формированию правового государства и гражданского общества, где будет невозможна подобная несправедливость.
Главная мысль произведения, по моему мнению, заключается в том, что Россию ждет великое будущее и процветание, если народ осознает, что такое счастье? Когда каждый человек думает лишь о своем благе, страну обуревает смута, неизбежны конфликты угнетателей и угнетенных.
Но если все люди начнут трудиться над всеобщим преуспеянием, тогда Русь заживет, наконец, достойно. В этом и есть счастье – в глобальной и важной для общества работе, которая поможет каждому из нас найти себя в любимом и полезном деле.
Жажда личной наживы, эгоистического потребления ведет в никуда, что вполне доказала нам история нашего государства: вчерашние хозяева жизни в одночасье растеряли свое богатство и стали несчастнее самих крестьян. А все потому, что ни рабы, ни господа не понимали, зачем жить и как познать радость жизни.
Гриша понял, поэтому автор и сделал его счастливым. Его пример учит нас искать смысл бытия в честном труде на общее благо.
Мне очень понравилась эта книга, ее я порекомендовал бы всем людям, которые хотят обрести предназначение и испытать то самое «счастье», о котором пишет автор.
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/komu-na-rusi-zhit-horosho-dlya-chitatelskogo-dnevnika/
Краткое содержание поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова
Пролог
В сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не получив ответа идут по российской земле в поисках счастливца.
Глава I
Первым крестьянам встречается поп, который уверяет их, что “поповское житье” весьма нелегко. Он говорит о том, что крестьяне и помещики одинаково бедствуют и перестали носить в церковь деньги. Крестьяне искренне сочувствуют попу.
Глава II
Множество интереснейших лиц вырисовывает автор в этой главе, где он изображает ярмарку, куда в поисках счастливых попали семеро мужичков. Внимание крестьян привлекает торг картинками: здесь автор высказывает надежду, что рано или поздно наступят времена, когда мужик “не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет”.
Глава III
После ярмарки начинается народное гуляние, “бедовая ночь”. Многие крестьяне напиваются, кроме семерых путников и некоего барина, который записывает в книжечку народные песни и свои наблюдения за крестьянской жизнью, в этом образе в поэме, вероятно, воплотился сам автор.
Один из мужиков – Яким Нагой – пеняет барину, не велит изображать русских людей поголовно пьяницами. Яким утверждает, что на Руси на одну пьющую – непьющая семья, но пьющим легче, поскольку страдают от жизни все труженики одинаково. И в работе, и в гульбе русский мужик любит размах, не может без этого.
Семерым путникам уже захотелось домой, и они решили поискать в большой толпе счастливого.
Глава VI
Путники стали приглашать других мужиков к ведру с водкой, обещая угощение тому, кто докажет, что он счастливец.
“Счастливцев” оказывается очень много: солдат рад тому, что уцелел и после иностранных пуль, и русских палок; молодой каменотес похваляется силой; старый каменотес счастлив тем, что больным сумел добраться из Петербурга в родное село и не умер по дороге; охотник на медведей рад тому, что жив. Когда ведерко опустело, “смекнули наши странники, что даром водку тратили”. Кто-то подсказал, что счастливым надо признать Ермила Гирина. Он счастлив собственной правдивостью и народной любовью. Не раз помогал он людям, и люди отплатили ему добром, когда помогли купить мельницу, которую хотел перехватить ловкий купец. Но, как оказалось, Ермил сидит в остроге: видно, пострадал за свою правду.
Глава V
Следующим, кто встретился семерым мужичкам, был помещик Гаврило Афанасьевич. Он уверяет их, что и его жизнь нелегка. При крепостном праве он был полновластным хозяином богатых владений, “любя” учинял здесь суд и расправу над крестьянами. После отмены “крепости” исчез порядок и пришли в запустение барские усадьбы. Помещики лишились былого дохода.
“Писаки праздные” велят помещикам учиться и трудиться, а это невозможно, поскольку дворянин создан для другой жизни -“коптить небо божие” и “сорить казну народную”, поскольку это позволяет ему родовитость: среди предков Гаврилы Афанасьевича был и вожак с медведем Оболдуев, и князь Щепин, пытавшийся поджечь Москву ради грабежа.
Помещик заканчивает свою речь рыданием, и крестьяне были готовы всплакнуть вместе с ним, но затем передумали.
Последыш
I
Странники попадают в деревню Вахлаки, где видят странные порядки: здешние крестьяне по доброй воле стали “у бога нелюдями” – сохранили за собой крепостную зависимость от дикого помещика, выжившего из ума князя Утятина. Путники начинают выпытывать у одного из местных – Власа, откуда в деревне такие порядки.
II
Сумасбродный Утятин не мог поверить в отмену крепостничества, так что “спесь его подрезала”: от злобы хватил князя удар.
Наследники князя, которых он обвинил в потере мужиков, побоялись, что старик перед скорой кончиной лишит их имения. Тогда они уговорили мужиков играть роль крепостных, посулив отдать поемные луга.
Вахлаки согласились – отчасти потому, что привыкли к рабской жизни и даже находили в ней удовольствие.
III
Странники становятся свидетелями того, как здешний бурмистр славит князя, как селяне молятся за здоровье Утятина и искренне плачут от радости, что есть у них такой благодетель. Неожиданно князя хватил второй удар, и старик умер. С тех пор действительно крестьяне лишились покоя: между вахлаками и наследниками пошел нескончаемый спор за поемные луга.
Пир – на весь мир
Вступление
Автор описывает пирушку, которую устроил один из вахлаков – неугомонный Клим Яковлевич по случаю смерти князя Утятина. Путники вместе с Власом присоединились к пирующим. Семи странникам интересно послушать вахлацкие песни.
I
Автор перекладывает на литературный язык многие народные песни. Сначала он приводит “горькие”, т. е. грустные, о крестьянском горе, о бедном житье-бытье.
Открывает горькие песни причитание с ироничной присказкой “Славно жить народу на Руси святой!” Заключает под – главу песня про “холопа примерного Якова верного”, который наказал своего барина за издевательства.
Автор резюмирует, что народ в состоянии за себя постоять и накалить помещиков.
II
На пиру путники узнают о богомольцах, которые тем кормятся, что висят на народной шее. Эти бездельники пользуются доверчивостью крестьянина, над которым не прочь при возможности возвыситься. Но были среди них и такие, кто верой и правдой служил народу: лечил больных, помогал хоронить умерших, боролся за справедливость.
III
Мужики на пиру рассуждают о том, чей грех более велик – помещичий или крестьянский. Игнатий Прохоров утверждает, что крестьянский больше. В пример он приводит песню про адмирала-вдовца.
Адмирал перед смертью велел старосте освободить всех крестьян, а староста не выполнил последнюю волю умирающего. В том великий грех русского мужика, что он своего брата-мужика продать за копеечку может.
Все согласились, что это великий грех, и за этот грех всем мужикам на Руси вечно в рабстве маяться.
VI
К утру пир закончился. Один из вахлаков сочиняет веселую песню, в которую вкладывает свою надежду на светлое будущее. В этой песне автор обрисовывает Россию “убогую и обильную” как страну, где живет великая сила народная. Поэт предвидит, что наступит время и вспыхнет “искра сокрытая”:
Рать подымается Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Это слова Гришки, единственного счастливчика в поэме.
Автор заканчивает поэму выражением уверенности, что великий народ непременно станет кузнецом своего счастья.
Крестьянка
Пролог
Странники задумались о том, что стоит им забросить поиски счастливых среди мужиков, а проверить лучше баб. Прямо на пути у мужичков заброшенное имение.
Автор рисует удручающую картину запустения богатого некогда хозяйства, которое оказалось ненужным барину и которым не могут управлять сами крестьяне.
Здесь им посоветовали искать Матрену Тимофеевну, “она же губернаторша”, которую все считают счастливой. Путники встретили ее в толпе жниц и уговорили рассказать о своем, бабьем “счастье”.
Глава I
Женщина признается, что в девках была счастливая, пока ее лелеяли родители. За родительской лаской и все хлопоты по хозяйству казались легкой забавой: за пряжей девица до полуночи пела, во время работ в поле приплясывала. Но вот ей нашелся суженый – печник Филипп Корчагин. Матрена вышла замуж, и жизнь ее резко изменилась.
Глава II
Автор пересыпает свой рассказ народными песнями в собственной литературной обработке. В этих песнях поется о непростой судьбе замужней женщины, попавшей в чужую семью, об издевательствах мужниных родственников. Поддержку Матрена находила только у дедушки Савелия.
Глава III
В родной семье дедушку недолюбливали, “клеймили каторжным”. Матрена его поначалу боялась, пугаясь его страшного, “медвежьего” облика, но вскоре увидела в нем доброго, сердечного человека и стала спрашивать во всем совета. Однажды Савелий поведал Матрене свою историю. Попал этот русский богатырь на каторгу за то, что убил немца-управителя, издевавшегося над крестьянами.
Глава IV
Крестьянка рассказывает о большом своем горе: как по вине свекрови потеряла любимого сына Демушку. Свекровь настояла, чтобы Матрена не брала с собой ребенка на жниво.
Сноха послушалась и с тяжелым сердцем оставила мальчика с Савелием. Старик не уследил за малышом, и того съели свиньи. Приехал “начальник” и учинил следствие.
Не получив взятки, велел проводить вскрытие ребенка при матери, подозревая ее в “сговоре” с Савелием.
Глава V
Женщина была готова возненавидеть старика, но потом оправилась. А дед из угрызений совести ушел в леса. Матрена встретила его спустя четыре года на могиле Демушке, куда пришла оплакать новое горе – смерть родителей.
Крестьянка вновь привела старика в дом, но Савелий вскоре умер, до самой кончины продолжая шутить и наставлять людей. Шли годы, у Матрены подрастали другие детки.
За них крестьянка боролась, желала им счастья, готова была угодничать свекру и свекрови, лишь бы детям жилось хорошо. Сына Федота восьми лет свекор отдал в подпаски, и случилась беда.
Федот погнался за волчицей, похитившей овцу, а потом пожалел ее, так как та кормила детенышей. Староста задумал наказать мальчишку, но мать вступилась и приняла наказание за сына. Она сама была как волчица, готовая положить жизнь за своих детей.
Глава VI
Настал “год кометы”, предвещавшей неурожай. Дурные предчувствия сбылись: “пришла бесхлебица”. Обезумевшие от голода крестьяне готовы были поубивать друг друга. Беда не приходит одна: мужа-кормильца “обманом, не по-божески” забрили в солдаты. Мужнины родственники пуще прежнего стали издеваться над Матреной, в то время беременной Лиодорушкой, и крестьянка решила идти к губернатору за помощью.
Глава VII
Тайно крестьянка покинула мужнин дом и отправилась в город. Здесь ей удалось встретиться с губернаторшей Еленой Александровной, к которой обратилась со своей просьбой. В губернаторском доме крестьянка разрешилась Лиодорушкой, а Елена Александровна крестила младенца и настояла на том, чтобы ее супруг вызволил Филиппа из рекрутчины.
Глава VIII
С тех пор на селе Матрену ославили счастливицей и даже прозвали “губернаторшей”. Крестьянка заканчивает историю укором, что не дело путники затеяли -“между бабами счастливую искать”. Стараются божьи сподвижники отыскать ключи от счастья женского, но те где-то далеко затеряны, может, проглочены какой-то рыбой: “В каких морях та рыбина гуляет – бог забыл!..”
Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-poemy-komu-na-rusi-zhit-xorosho-n-a-nekrasova/
Краткое содержание «Кому на руси жить хорошо»
Поэма Некрасова «Кому на руси жить хорошо» , входящая в обязательную школьную программу, представлена у нас в кратком содержании, с которым Вы можете ознакомиться ниже.
Часть 1
Пролог
На столбовой дороге встречаются семь мужиков из соседних деревень. Они затевают спор, кому живется весело на Руси. Ответ у каждого свой. В разговорах они не замечают, что прошли неведомо куда уже тридцать верст. Темнеет, они разводят костер. Спор постепенно превращается в драку. Но однозначный ответ все равно найти не удается.
Мужик по имени Пахом ловит птенца пеночки. Взамен птичка обещает мужикам рассказать, где находится скатерть-самобранка, которая будет им давать еду сколько угодно, ведро водки в день, будет стирать и штопать им одежду. Герои получают настоящий клад и решают найти окончательный ответ на вопрос: кому на Руси жить хорошо?
Поп
На пути мужикам встречается поп. Они спрашивают, счастливо ли ему живется. По мнению попа, счастье – это богатство, честь и покой. Но эти блага священнику недоступны: в холод и дождь он вынужден выбираться на отпевание, смотреть на слезы родных, когда неловко взять плату за службу. К тому же уважения поп среди народа не видит, то и дело становится предметом насмешек мужиков.
Сельская ярмонка
Выяснив, что у попа счастья нет, крестьяне отправляются на ярмарку в село Кузьминское. Может там они найдут счастливца. На ярмарке множество пьяных. Старик Вавила горюет, что прогулял деньги на башмачки для внучки. Помочь все хотят, но не имеют возможности. Барин Павел Веретенников жалеет деда и покупает подарок для внучки.
Ближе к ночи все вокруг пьяны, мужики уходят прочь.
Пьяная ночь
Павел Веретенников, пообщавшись с простым народом, сожалеет, что русские люди слишком много пьют. Но мужики убеждены, что крестьяне пьют от безысходности, что невозможно жить трезвыми в этих условиях. Если русский народ бросит пить, его ждет великая печаль.
Эти мысли высказывает Яким Нагой – житель деревни Босово. Он рассказывает, как при пожаре первым делом выносил из избы лубочные картинки – то, что больше всего ценил.
Мужики расположились на обед. Затем один из них остался караулить ведро с водкой, а остальные вновь отправились на поиски счастья.
Счастливые
Странники предлагают тем, кто счастлив на Руси, выпить чарку водки. Таких счастливцев находится много – и надорвавшийся мужик, и паралитик, и даже нищие.
Кто-то указывает им на Ермилу Гирина – честного и уважаемого крестьянина. Когда ему нужно было на аукционе выкупить свою мельницу, народ по рублю да по копеечке собрал нужную сумму.
Через пару недель Гирин раздавал долг на площади. И когда остался последний рубль, он продолжал искать его владельца до заката.
Но сейчас и у Ермилы счастья мало – его обвинили в народном бунте и бросили в острог.
Помещик
Румяный помещик Гаврила Оболт-Оболдуев – еще один кандидат на «счастливца». Но он жалуется мужикам на дворянскую беду – отмену крепостного права. Раньше ему было хорошо. Каждый заботился о нем, старался порадовать.
Да и сам он был добр с дворовыми. Реформа же разрушила его привычный образ жизни. Как же ему жить теперь, ведь он ничего не умеет, ни к чему не способен. Помещик заплакал, вслед за ним загрустили мужики.
Отмена крепостного права и крестьянам дается не легко.
Часть 2
Последыш
Мужики оказываются на берегу Волги во время сенокоса. Они наблюдают удивительную для себя картину. К берегу причаливают три барские лодки.
Косари, только севшие на отдых, подскакиваю, желая выслужиться перед барином. Оказалось, наследники, заручившись поддержкой крестьян, пытаются скрыть от обезумевшего помещика Утятина крестьянскую реформу.
Мужикам обещаны за это земли, но, когда помещик умирает, наследники забывают об уговоре.
Часть 3
Крестьянка
Искатели счастья задумались о том, чтобы расспросить о счастье женщин. Все встречные называют имя Матрены Корчагиной, которую люди видят счастливицей.
Матрена же утверждает, что и в ее жизни много бед, и посвящает странников в свою историю.
В девичестве у Матрены была хорошая, непьющая семья. Когда печник Корчагин ухаживал за ней, она была счастлива. Но после замужества началась обыкновенная тягостная деревенская жизнь. Бита мужем она была всего единожды, потому что тот любил ее.
Когда он уехал на заработки, семья печника продолжала издеваться над ней. Только дед Савелий – бывший каторжник, сидевший за убийство управляющего – жалел ее. Савелий был похож на богатыря, уверенного в том, что русского человека победить невозможно.
Матрена была счастлива, когда родился ее первый сын. Но пока она была на работе в поле, Савелий заснул, и ребенка съели свиньи. На глазах убитой горем матери, уездный врач сделал вскрытие ее первенца. Забыть ребенка женщина не может до сих пор, хотя после него она родила пятерых.
Со стороны все считают Матрену удачливой, но никто не понимает, какую боль она носит внутри, какие смертные неотомщенные обиды гложут ее, как умирает она каждый раз, когда вспоминает погибшего ребенка.
Матрена Тимофеевна знает, что русская женщина просто не может быть счастлива, потому что нет ей жизни, нет ей воли.
Часть 4
Пир на весь мир
Странники у села Вахлачина слышат песни народные – голодную, соленую, солдатскую да барщинную. Поет Гриша Добросклонов – простой русский парень. Звучат рассказы о крепостном праве. Один из них – рассказ о Якиме верном.
Он был предан барину до крайности. Радовался тумакам, исполнял любые прихоти. Но когда помещик отдал его племянника на солдатскую службу, Яким ушел, а вскоре вернулся. Он придумал, как отомстить помещику.
Обезножившего, он привез его в лес и повесился на дереве над барином.
Начинается спор о самом страшном грехе. Старец Иона рассказывает притчу «о двух грешниках». Грешник Кудеяр молил бога о прощении, и тот ответил ему. Если Кудеяр свалит огромное дерево с помощью одного только ножа, то грехи его спадут. Дуб свалился только после того, как грешник омыл его кровью жестокого пана Глуховского.
Сын дьяка Гриша Добросклонов думает о будущем русского народа. Русь для него – убогая, обильная, могучая и бессильная матушка.
В душе своей он ощущает силы необъятные, готов отдать за благо народное свою жизнь. В будущем его ждет слава народного заступника, каторга, Сибирь и чахотка.
Но, если бы странники знали, какие чувства заполнили душу Григория, то они осознали бы, что цель их поисков достигнута.
Сочинения
Общий анализ поэмы • Проблема счастья • Образы крестьян • Образы героев • Женские образы
Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-komu-na-rusi-zhit-xorosho/