Образ Мармеладова в романе «Преступление и наказание»
Одним из самых ярких и показательных является образ Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Хоть герой и относится к второстепенным, но роль его в произведении огромна.
Семен Захарович Мармеладов – это типичный представитель тех самых «маленьких людей», которым уделяли повышенное внимание русские классики 19 века.
Почему же он относится именно к этой категории? Да, потому что перед читателем предстает человек, чья судьба «стерта в порошок» системой, которая не знает ни жалости, ни сострадания, а уважение имеет лишь к чинам и деньгам.
<\p>
Каждый «маленький человек» — то есть, представитель простого народа — по-своему «погибает» от «рук» циничного государственного устройства. Кто-то умирает от голода, кто-то от недугов… А вот Мармеладов – пьянствует. Достоевский выбрал для него самую что ни на есть русскую «болезнь».
В прошлом Семен Захарович – чиновник. Прикладываться к рюмке стал после того, как машина сокращений прошлась по нему, оставив в нищете.
Не в силах сопротивляться системе, добрый, в общем-то, и образованный, и умный, и даже благородный человек превращается в отвратительное существо, которое пьет, отнимая у детей кусок хлеба и вынуждая старшую дочь Соню идти на панель.
Даже на деньги, которые выручает от продажи тела эта бедная девушка, ее отец не брезгует пить. Даже на это у него хватает совести! А, точнее, не хватает силы воли отказаться.
Внешность у Мармеладова «говорящая». Неряшливая, грязная, помятая и изорванная одежда; опухшие глазки; желто-зеленая кожа пьяницы. И смерть оказалась под стать жизни героя. Глупой и бестолковой. Его сбила насмерть на улице лошадь.
<\p>
Но образ Мармеладова значителен! Ведь именно знакомство с этим героем подтолкнуло Раскольникова к убийству старухи-ростовщицы. Семен Захарович стал, можно сказать, спусковым крючком для преступления.
И я считаю, что Достоевский тем самым хотел сказать лишь одно: у государства, где миллионы «маленьких людей» угнетаются кучкой «знати», кровавое, трагическое будущее.
Погибшая старуха стала лишь намеком на масштабные события, которые могли случиться (и случились!) со всей Россией, где добрые, умные и совестливые люди гнили на дне «ямы» в то время как над ними посмеивались всякие «лужины» и подобные им паразиты!
На этой странице искали :
- Образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/obraz-marmeladova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html
Мармеладов в романе “Преступление и наказание”. Образ Мармеладова
У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете.
Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел.
Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела.
Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.
У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором.
Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ.
Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией…
Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет.
Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.
Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.
С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения.
Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть.
Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.
Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии.
Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора».
То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».
Но сколько бы ни рассуждал погруженный в свои мечты пьянчужка Мармеладов в романе «Преступление и наказание» о «прощении», в реальной жизни у него нет никаких перспектив. Сколько бы ни говорил он о Страшном Суде, в этом жестоком мире неудачнику и ничтожеству не так просто обрести утешение. И жизнь Мармеладова — это настоящая пытка.
На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»
Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/marmeladov_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie_obraz_marmeladova/66-1-0-956
«Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни.
Писарев Д. Н. Борьба за жизнь.
Тема «униженных и оскорбленных» — одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место.
Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».
Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные». Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава — Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился — в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери. Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету». Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить. Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…» И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет». Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие». Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка — уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход — это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади. Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна — женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки. Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова — Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.
Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/2531
Характеристика Мармеладова в «Преступлении и наказании» – Русская историческая библиотека
Отец Сони, старик-чиновник Мармеладов, как кажется, занимает в «Преступлении и наказании» эпизодическое место. Это – жалкий, безвольный пропойца, который опустился на самое «дно» бытия человеческого…
С презрением смотрят на него «праведные фарисеи», не видя, что сердце его способно на благородные порывы (он из жалости женился на Катерине Ивановне, бедной вдове с детьми; он боготворит свою дочь Сонечку, понимая все величие её жизни, отданной за других).
Монолог Мармеладова из фильма Преступление и наказание
И в пьяной его речи, произнесенной в трактире, слышится вера евангельского мытаря, который был ближе к Богу, чем самодовольный, праведный фарисей. Когда трактирщик сказал, что жалеть его, Мармеладова, незачем, – он ответил:
«Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!..
Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия.
Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз… Простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем!»
От этой изумительной, по силе, речи пьяного Мармеладова веет чем-то евангельским. Почти все наши писатели, начиная с Карамзина, проповедовали любовь к людям, но ни у кого не достигала проповедь этой любви такой силы и проникновенности, как у Достоевского.
В этой речи раскрывается вся богатая душа Мармеладова, – персонажа, похожего на героя Островского, Любима Торцова. И мы понимаем, кто воспитал Соню в её высоком идеализме. В этой речи мы можем усмотреть идею романа: она светится духом самоотверженного примирения с жизнью и смирения.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5004-kharakteristika-marmeladova-v-prestuplenii-i-nakazanii
Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок… — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с.
В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго — у него не было сил противиться своему недугу.
Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.
Его жена, Катерина Ивановна, — немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает.
Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катерина Ивановна.
Соня — сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью.
Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою».
Мне кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое: грязное и самое последнее дело.
Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.
Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны.
Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их.
А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия.
Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.
Безнадежность — вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным — Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили.
«Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» — зеркало общества, социального строя.
Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.
В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.
(15 votes, average: 4.13
Источник: https://school-essay.ru/semya-marmeladovyx-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Семья Мармеладовых в романе “Преступление и наказание” (анализ)
Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание
Готовые Домашние Задания
Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять,
каким образом они вытекают одно из другого,
стараюсь объяснить себе, насколько
они находятся в зависимости от общих условий жизни.
Писарев Д.Н. Борьба за жизнь.
Тема «униженных и оскорбленных» – одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место.
Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая…
вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».
Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные».
Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава – Семен Захарович Мармеладов – отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился – в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.
Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».
Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».
Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.
Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно – Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека.
И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, – говорит он Раскольникову, – вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.
За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…»
И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».
Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие».
Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка – уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь.
Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича.
Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж.
Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова – Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью.
Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит.
Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.
Сочинения по теме:
- Образ главного героя романа “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. сочинение
- Анализ преступного образа Раскольникова в романе “Преступление и наказание”. сочинение
- Соня Мармеладова как антипод Раскольникова сочинение
- Соня Мамеладова мученица или великая грешница? (по роману “Преступление и наказание”). сочинение
Источник: https://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/semya-marmeladovyh-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-analiz
Сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»»
Соня Мармеладова — героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова — ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми — жена и дети голодают, Мармеладов пьет.
Соня — его дочь от первого брака — живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка.
Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье».
Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках.
Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой — ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики.
Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно.
Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды — осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова — их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина.
Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос — она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала».
У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном.
Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню.
Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» — не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить.
Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением — и каторжные отвечают ей взаимностью.
Соня Мармеладова — один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.<\p>
Источник: https://schoolsochinenie.ru/obraz-soni-marmeladovoy-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html
Сочинение на тему “Семья Мармеладовых и ее роль в романе “Преступление и наказание”
«Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание»
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.
Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.
Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Преступлении и наказании» много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.
Да, Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее.
А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно.
Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой — «несколько, книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?
Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями.
Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах.
Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою «наполеоновскую» теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит.
Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием.
Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение.
Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле…»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой.
Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: «…Я прирожденный скот!» Мармеладов — слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость.
Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.
Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу.
Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.
Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.
Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» — это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…», комнаты — «гробы» в полуразвалившихся домах.
Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.
Ф.М.
Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского — гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-semyya-marmeladovih-i-ee-roly-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф. М
Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» определенно влияющих на главного героя Родиона Романовича Раскольникова, а также сложностью психологического анализа произведения.
В центре внимания автора страшная действительность России 19 века – нищета, бесправие, морально-разлагающаяся личность, задыхающаяся от собственного бессилия, в результате чего бунтующая с несправедливой средой. И вот Раскольников бросает вызов действительности – решается на заранее спланированное убийство, чтобы помочь обездоленным и несчастным людям.
Одним из таких героев является Семен Захарыч Мармеладов – можно сказать, угнетенный, дошедший до края человек – человек подлинно трагической судьбы. Его роль в произведении немаловажна.
Именно он своими рассказами в распивочной о жертвенности его дочери сони, о бедности семьи провоцирует в добавок к другим обстоятельствам желание Раскольникова «очистить мир» от злой и глупой старушонки во имя справедливости. Таким образом, мармеладов влияет на решение – убить – не убить (а убил – получи наказание), что по сути является всей основой романа.
Довольно подробную характеристику Мармеладова предоставляет автор чуть ли не в самом начале романа, сразу же после пробы преступления, впрочем, и встреча и разговор (точнее исповедь) его занимает буквально несколько страниц первой части, а какую роль играет! Этот эпизод рисует полную картину несправедливой жизни того времени, истинную правду того общества, что не может не вызвать жалости.
Перейдем к портретной характеристике Мармеладова.
«Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные глазки…во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был смысл и ум, – но…и мелькало безумие…». Автор подробно останавливается на описании глаз и взгляда Мармеладова, как говорится, глаза – зеркало души, так и здесь, несмотря на его весь внешний безобразный вид, «зеленоватое лицо», у него доброе сердце, душевный характер, он умеет любить и жертвовать, он остался человеком – вот, что можно подчеркнуть из его одушевленно-восторженного взгляда на фоне ужасной внешности («…на платье и волосах виднелись прилипшие былинки сена, … он 5 дней не раздевался и не умывался.
Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями…»). «Одет в старый, совершенно оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами…, из-под жилета торчала скомканная и залитая манишка; лицо выбрито по-чиновничьи, но давно уже…; да и в ухватках…было что-то солидно-чиновничье…».
Одежда на нем говорит о человеке, изрядно потрепанном жизнью, повидавшем казалось бы все на своем пути в своем ничтожном бытии.
Его «солидно-чиновничье» лицо и растрепанный грязный вид – есть показатель того, что он человек, которому безразлично мнение окружающих, возможно, автор даже пытается показать читателю такую черту Мармеладова как гордость, пусть не ярко выраженную, но все-таки некую гордость за то, что я – человек, и не важно, кто – пьяница или кто-либо другой, «плевать» на мнение «тупого» народа, главное я – человек, пусть даже моя судьба, как дорожная пыль.
«Раздавался смех и ругательства…, глядя только на одну фигуру отставного чиновника…»; Он вызывает смех окружающих своей витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, что прескорбно.
По моему мнению, он может вызывать только жалость (точнее весь его образ, внешний вид), но как можно жалеть человека, укравшего последний грош у детей своих? Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания.
Но Мармеладов остро осознает свою виновность. «А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?…». «…я прирожденный скот!».
Через портретную характеристику, как мне кажется, авторское отношение таково: Достоевский не оправдывает поведение героя, говорит о вполне способной личности, но уже потерявшейся, гибнущей и приносящей муки и себе и своим близким.
«…пожалуй, был смысл и ум…». Если, например, сопоставить Мармеладова с другими героями – Лужиным, то, конечно, выявляется яркий контраст, контраст между нищими и обездоленными и теми личностями, коим все дозволено в жизни. Лужин: «Все платье только что от портного…лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих 45 лет.
И если было что-то отталкивающее, то происходило от других причин».
Если сопоставлять портреты Мармеладова и Лужина, то можно отслеживать такую особенность: Лужин – человек с красивым лицом, внешностью, но он производит отталкивающее впечатление, сразу виден заносчивый характер и типичность «лужиных», а по отношению к Семену Захарычу подобного рода ассоциаций он не вызывает, автор говорит «сияли его одушевленные глазки». В общем выводе: портретная характеристика героя Мармеладова отражает образ всех обездоленных; Раскольников, впервые увидев его и выслушавши исповедь о жертвенности Сони и бедности семьи, метается от края к краю – его терзают жуткие душевные мучения, что приводит впоследствии к решению, что нужно прервать порочный круг, можно сказать, Мармеладов помог Родиону совершить «злодеяние над собой», такова была задумка Достоевского.
Источник: https://historylib.net/portretnaya-xarakteristika-semena-zaxarycha-marmeladova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij-f-m/