Природа в «слове о полку игореве»: ее образ, описание и роль

Природа в “Слове о полку Игореве”: образ природы, ее описание и роль, материалы для сочинения

Затмение.
“Слово о полку Игореве”.
Художник В. Фаворский

В этой статье представлены материалы для сочинения на тему “Природа в «Слове о полку Игореве»”: образ природы, ее описание и роль в произведении.

В статье используются цитаты из текста “Слова о полку Игореве” в переводе Н. А. Заболоцкого.<\p>

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве”


Природа в “Слове о полку Игореве”: образ природы, описание и роль в произведении

В отличие от других произведений своего времени, в “Слове о полку Игореве” природа занимает особое место. Здесь природа – это не просто фон. Природа в “Слове” тесно связана с поступками героев, с их жизнью:

“…

природа предстает в “Слове” лишь в своих изменениях (статичный пейзаж отсутствует), оказывается теснейшим образом связанной с поступками действующих лиц…

” (“Энциклопедия “Слова о полку Игореве”” в 5 томах, 1995)
Действие “Слова о полку Игореве” с начала и до конца происходит на фоне природы. Основная сюжетная линия “Слова” сопровождается яркими картинами природы, описанием животных, птиц и т.д.

Иногда автор отступает от главной сюжетной линии: говорит о прошлом, передает речь Святослава и т.д. Но даже в этих отступлениях можно встретить элементы пейзажа.

Автор “Слова о полку Игореве” является знатоком степной природы Руси. Это очевидно по тому, как автор описывает животных и птиц, как употребляет охотничьи термины и т.д.:

“…художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира…” 

“…Знаток природы, автор „Слова“ представил здесь степных и речных птиц со всеми их своеобразными навыками…” (В. П. Адрианова-Перетц “„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия”)

В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам:

“…Подивился Игорь на светило:Середь бела-дня ночная теньОполченья русские покрыла…”
Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром:

“…В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь, 

И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне. 

Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой. 

Словно сокол, вьется в облака,Увидав Донец издалека…”
Природа сопереживает и помогает князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу:

“…Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке…”
В “Слове о полку Игореве” природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках:

“…глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов…” (В. П. Адрианова-Перетц “„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия”)
На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян – это соловей, половчин (половец) – это черный ворон, а половецкий хан Гзак – это серый волк:

“…О Боян, старинный соловей!..” 

“…Будь то черный ворон — половчин…” 

“…Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий…”
Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава – месяцами:

“…Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси…” 

“…Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав…”

Автор “Слова о полку Игореве” – это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку:

“…Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики…” (В. П. Адрианова-Перетц “„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия”)
Это были материалы для сочинения на тему “Природа в «Слове о полку Игореве»”: образ природы, описание и роль в “Слове”.

Обратите внимание

В статье используются цитаты из текста “Слова о полку Игореве” в переводе Н. А. Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве”

Источник: https://literaturus.ru/2016/04/priroda-slovo-o-polku-Igoreve.html

Образ природы в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль.

Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.

В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку.

Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она “переживает” за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”.

Вспомним описание второй битвы. “…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!” В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения.

За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно.

Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.

Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше”.

Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна.

Важно

Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце “светлое и тресветлое”, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.

Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря “врани не граахуть, сорокы не троскоташа”, соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.

Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, “солнце светится на небесе”.

Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку.

Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе.

Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.

Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.

Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.

Совет

Изображая природу, автор “Слова о полку Игореве” ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, “принести повинную голову” Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-prirody-v-slove-o-polku-igoreve/

Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве”

Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено глубинное содержание событий, которое остается только испытывать удивление гениальности неизвестного Автора. Он первый избрал главным героем произведения Русскую землю, основав традицию, что живет и по сей день.

Рядом с историческим, национальным, географическим образом Родины есть в “Слове…” еще один образ – многоликая природа.

Во времена написания произведения Русь уже была христианским государством, но христианская вера как-то органически употреблялась (да и продолжает еще сосуществовать) с язычеством, верой в силу природы, в то, что все явления наполнены каким-то сокровенным содержанием.

Природа в “Слове…” пробуждает ощущение первозданности мира. В XII столетии степи – это бескрайняя зеленая стихия, большая и таинственная, неисхоженное, неведомое, подобие океана.

Гонят князя Игоря степи, встречают ревом грозы, воем волков по большим оврагам, клекотом орлов, которые зверей зовут на кости; воины слышат, как И лисицы врут на щиты. Ночью степь звенит соловьиным пением, утро будет своим воплем галки. Степь никогда не молчит, она говорит на языке трав.

Природа признает русичей своими и старается предупредить храброе войско об опасности. Изменяются краски – “кровавые звезды мир прорицают”, “черные тучи с моря идут”, “трепещут молнии синие”, дождь, который пришел с Дона, сиплое на, войско стрелами. Каждый сюжетный ход в поэме находит отклик в природе.

Читайте также:  Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?

Она радуется, плачет, сердится, провещает победу или поражение. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молния такие же полноправные герои “Слова…”, как и воины, князья, жены, мифические существа. Природа поэт, шепчет, бьет грозой, заливается птицей.

Обратите внимание

В мире природы, как и в жизни людей, действуют две непримиримые силы – добрая и злая. Вслед за радостным, ярким востоком солнца, наступает горькое утро, когда “весьма рано кровавые звезды мир прорицают, черные тучи с моря идут”.

Картина бегства Игоря из плена очень драматическая, но взгляд читателя останавливается на степных реках, которые стелет зеленую траву на песчаные берега, на заросли камыша, где аж кишит лебедями, гусями, качками, чайками. Автор “Слова…” зорким глазом заметил степное бездорожье, через которое ” Игорь-Князь проскочил горностаем в камыш и белым гоголем на воду”.

Автор хорошо знает зверей и птиц, в которых в поэме говорится с пониманием настоящего охотника. Известно, что охота с соколами была любимой утехой и.

Изображение птиц случается в начале “Слова…”: “тогда напускал десять соколов на стадо лебедей…” Соколы олицетворяют собой вещие персты Бояна, которые он опускает на живые струны, а лебеди – это струны, которые “…самим князьям славу рокотали”.

Бояна автор сравнивает с соловьем “часа давней”, который запел бы песню Игорю: “Не буря соколов занесла через поля широкие – стадами галки бегут к Дону большому”.

В поэме Автор “возвращает” образ сокола, показывая его с разных сторон. Эта смелая, сильная птица может видеть со своего гнезда более сильного соперника, подняться в поднебесье и обогнать своих преследователей.

Поэт сравнивает Игоря с соколом, который ничего не боится и ценит свободу.

Природа в “Слове…” существует не сама по себя. Автор не описывает картины, а говорит в действии. Природа выступает в произведении, как составная часть родной земли и как действующий фактор, тесно связанный с судьбой и уступками героев. Она создает фон и пространство, показывает движение во времени.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве”

Другие сочинения по теме:

  1. Понятие Родины в “Слове о полку Игореве” Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В…
  2. Образ Родины в “Слове о полку Игореве” Восемь веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней…
  3. Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве” Историчность, документальность “Слова…”. “Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда…
  4. Сон Святослава в “Слове о полку Игореве” Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное “Слово о полку Игореве”. Единственным источником, который может дать…
  5. Своеобразие описания исторического прошлого в “Слове о полку Игореве” Своеобразие исторического прошлого нашей страны необходимо предполагало существование особого пути развития русской литературы, непохожего на историю развития западноевропейских литератур. Это…
  6. “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
  7. “Композиция и жанр “Слова о полку Игореве” “Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет,…
  8. Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
  9. Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
  10. Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
  11. Сочинение: Образ Игоря – защитника Русской земли в “Слове о полке Игореве” В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит…
  12. Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
  13. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
  14. Как написать сочинение по “Слову о полку Игореве” Я думаю, вы мечтаете побывать в походе, а возможно, уже и бывали. Но сейчас мы с вами отправимся не в…
  15. Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный…
  16. Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
  17. Когда было написано “Слово о полку Игореве” Когда было написано “Слово о полку Игореве” 1. Своеобразие “Слова”. 2. Главная мысль произведения. 3. Величайший памятник древнерусской литературы. “Слово…
  18. Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве” За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что…
  19. Образ Ярославны в эпосе “Слово о полку Игореве” Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать…
  20. Время написания “Слово о полку Игореве” и вопрос о его авторе Исследования последних лет убедительно доказали, что “Слово” могло быть написано вскоре после изображенного в нем события – похода Игоря на…

Источник: https://ege-russian.ru/priroda-i-ee-rol-v-slove-o-polku-igoreve/

Природа в «Слове о полку Игореве» — сочинение

Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».

Текст сочинения. 

Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.

Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

Важно

У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».

Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»

Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».

Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».

Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».

Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя).

Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.

«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие.

А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».

Совет

Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить.

История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком.

С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/priroda-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Самым известным из памятников древнерусской литературы, наверное, является «Слово о полку Игореве». Автор этого шедевра неизвестен, но нет сомнения, что это патриот, болеющий душой за свою Родину. Призыв к единению, который звучит со страниц произведения, – это слова человека, неравнодушного к судьбе своей Отчизны.

       Любовь к Отечеству чувствуется в словах этого произведения, которые посвящены природе. Автор воспевает «поля широкие и долы», «великие просторы» Дона, «реки быстрые».

Читайте также:  Мой любимый герой в романе «война и мир» (л. н. толстой)

С точностью человека, который с любовью наблюдает жизнь природы, автор в нескольких строках создает картину туманного утра, в которое состоялся первый бой княжеской дружины с половцами.

Сразу видно, что жизнь природы близка и интересна создателю «Создателю «Слова…»

       В начале произведения автор дает описание солнечного затмения, столь же лаконичное, как и все описания в поэме.

Игорь-князь во злат стремень вступает.

 В чистое он поле выезжает.

 Солнце тьмою путь ему закрыло,

 Ночь грозою птиц перебудила,

 Свист зверей несется, полон гнева…

       Описание, угрожающее и волнующее, сразу настраивает нас на тревожный лад. Мы чувствуем, что вскоре произойдет что-то печальное, может быть, трагическое. Описание природы как бы предупреждает нас о близкой беде. И воины Игоря обеспокоены, они чувствуют угрожающее состояние природы: внезапная темнота не сулит победы. Но князь Игорь уверен в своей правоте, его воля мобилизует воинов: 

И, не зная, что сулит судьбина.

 Князь промолвил: “Братья и дружина!

 Лучше быть убиту от мечей.

 Чем от рук поганых полонёну!

 Сядем, братья, на лихих коней

 Да посмотрим синего мы Дону!”

       И поход все же начинается, хотя читатель уже уверен, что удачи в нем не будет.

       И это не единственный раз, когда природа предупреждает об опасности или «сочувствует» князю. Например, описание нападения половцев на уснувших воинов Игоря предварено словами: 

Ночь прошла, и кровяные зори

 Возвещают бедствие с утра.

Обратите внимание

       Природа в «Слове о полку Игореве» – это еще и помощница, сочувствующая русским. Недаром Ярославна обращается к ветру и реке, призывая помочь князю и упрекая за то, что они содействовали врагу:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

 Что клубишь туманы у реки,

 Стрелы половецкие вздымаешь,

 Мечешь их на русские полки?

       И вот вся природа стремится помочь князю, совершающему побег: 

И, на волнах витязя лелея.

 Рек Донец: “Велик ты, Игорь-князь!

 Русским землям ты принес веселье,

 Из неволи к дому возвратясь”.

       Автор показывает, как любовно приняла река Донец князя, помогая ему добраться до родных мест вплавь, как на помощь ему приходят все силы природы, как сам князь бежит, словно бы слившись с природой: поэт сравнивает его то с белкой, то с соколом, то с водоплавающей птицей, то с волком.

       Создатель «Слова о полку Игореве» рисует картину всеобщей радости от того, что князь вернулся на Родину. Автор хочет подчеркнуть, что князь – отец и людям, и природе. Потому-то всё ликует при его появлении:

Дятлы, Игоря встречая,

 Стуком кажут путь к реке…

       Или в таких словах:

Мрак стоит над Русскою землей:

 Горько ей без Игоря одной…

 Но восходит солнце в небеси –

 Игорь-князь явился на Руси.

       Мы видим, таким образом, что природа в «Слове о полку Игореве» не только радует людей красотой. Она предупреждает об опасности, стремится помочь своему князю. 

       Автор уверен, что каждый человек неразрывно связан с родной землей, родной природой, тем более это можно сказать о князе, который видится поэту отцом и людей, и земли, и растений, и животных.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/423-sochinenie-na-temu-priroda-v-slove-o-polku-igoreve.html

Природа в “Слове о полку Игореве” на Сёзнайке.ру

“Слово о полку Игореве”, ценнейший по своему художественному значению памятник древнерусской литературы, отличает своеобразие и целый ряд характерных особенностей, резко выделяющих его из ряда современных ему летописных памятников.

Принимая концепцию, согласно которой “золотое слово” Святослава является идеологически центральным моментом всего повествования; концепцию, трактующую “Слово” как произведение агитационное; ряд особенностей можно объяснить именно некоторой спецификой назначения.

Не скованный рамками летописных канонов, предписывающих максимально-точную передачу хронологической и фактической сути событий, автор “Слова” получил неограниченный простор для буйного полёта творческой мысли; объявив ведение песни “по былинам сего времени, а не по замышленiю Бояню” он по сути следует именно вторым путём.

Так текст не только прошит лирическими зарисовками, несущими не столько фактическую, сколько эмоциональную нагрузку, не только изобилует красочными сравнениями и метафорами – на протяжении него автор не раз жертвует событийной и хронологической достоверностью, (а иногда даже относится мыслью к прошлому княжеских побед и поражений, что было нехарактерно для обычных летописных списков) для достижения наибольшего психологического воздействия.

Важно

В поисках ответа на вопрос о том, кто же был человек, воспевший поход Игоря и способствовавший Святославу в деле сплочения князей русских для решительного похода на половцев, большинство исследователей сходятся на том, что он принадлежал дружине князя киевского Святослава, либо – дружине Игоря, князя Новгород-Северского; хотя часть исследователей допускали галицко-волынское происхождение автора “Слова”.

Но родился ли он в Киеве, Новгород-Северском или Галицко-Волынском княжестве, был ли дружинником или междукняжеским поэтом, остаётся несомненной как приближенность его к придворным княжеским кругам, так и тесная, неразрывная связь с народным началом.

Впрочем, ничего странного в этом не было, так как выходцы из крестьян и холопов нередко попадали не только в младшую, но даже в старшую дружину.

Эта связь с народом проявляется и в определённо сильном влиянии, которое оказала на поэта устная словесность (влияние это представляется большим, чем литературы книжной), и в анимистической системе мироощущения, восприятия природы, духом которой проникнуто всё “Слово”.

Профессор Н. К. Гудзий отмечал, что в “Слове” “больше, чем в любом другом русском памятнике присутствуют элементы языческой мифологии”. И действительно, сама природа является в произведении активно действующим лицом; присутствуют старые языческие боги – Велес, Даждь-Бог, Стрибог, Хорс; появляются мифические Див, Обида с “лебедиными крылы”, Карна и Жля.

Но, принимая во внимание время, когда жил автор “Слова” и его приближенность к околокняжеским кругам, нет оснований считать, что он не был связан с христианством (подтверждения этому находятся и в тексте: вспомним хоть заключительное “аминь”).

Следует учитывать так же, что в те времена ещё очень живо было двоеверие, поэтизировавшее природу, языческая основа которого особенно сильно чувствовалось в народном, массовом восприятии мира.

Почему же безымянный автор обращается в основном к языческим, а не христианским связям? На это существует ряд оснований.

Совет

Во-первых, это уже оговоренное выше влияния литературы устной, т.е. народной, которой языческое начало было исконно ближе.

Во-вторых, зная, что именно на устоявшуюся языческую основу, веками жившую на Руси, было привнесено, причём насильственно, христианство, встречавшее активный отпор, после обусловившей двоеверие; нам кажется справедливым предположить, что поскольку два столетия новой веры (недолгий срок для несколько медлительного и упрямого русского менталитета) не могли в корне изжить взлелеянное столетьями, автор “Слова” мог, исходя из специфики своих задач, резонно рассчитывать – сознательно или интуитивно – что скорей найдёт отклик, апеллируя к глубинным, устойчивым понятиям, которые живы исконной, “генетической” памятью предков в душе каждого русского человека – независимо от того, князь он или простой крестьянин.

Оставив, впрочем, этот фактор на правах догадки, обратимся к третьему, наиболее, на наш взгляд, значимому.

Решающую роль, по-видимому, сыграло то обстоятельство, что внутреннему творческому самоощущению автору “Слова” живое и яркое поэтическое восприятие, свойственное язычеству, было ближе и созвучней холодноватой сдержанности христианства.

Здесь любопытно вспомнить Веселовского, который отмечал, что с приходом христианства яркие эпитеты сменяются на полутона (опять же – чем ярче, эмоциональней произведение, тем больше у него шансов произвести сильное впечатление).

Неудивительно поэтому, что образ природы в “Слове” является доминирующим. В полном соответствии с языческим мироощущением природа в “Слове” — не фон, театр, на котором разворачиваются события, — она органически связана с каждым действующим лицом, одновременно взирая на происходящее и принимая непосредственное в нём участие. Она во всём и всё в ней.

Природа здесь — не бессловесна, она звучит, говорит в полный голос: “нощь стонущи”, “галици свою ръчь говоряхуть”, “земля тутнетъ”, а Донец обращается к Игорю с речью человеческой.

Вообще, всё “Слово”, как и сама природа, звучит, поет, звенит на разные голоса: в нём “крычат тълъгы”, “тутнетъ земля”, “трубы трубятъ”, “гримлютъ сабли”, “трещатъ” и “поютъ копiа харалужныя”, “вьются голоси”, а Ярослав с вельможами побеждают не просто так – “звонячи въ прадедною славу”.

Обратите внимание

Именно через образ природы выражает автор сочувствие, сострадание – не столько даже войску Игоря, лично его поражению, сколько всей Русской земле, предчувствуя, чем может обернуться для неё это поражение. Принимая живое участие в людях, природа предстаёт в “Слове” жалеющей и помогающей.

Вещим сердцем чуя беду, всячески старается она предупредить Игоря, а когда не внимает он знамению – то и помешать: “солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою”.

Не дремлют и силы враждебные дружине Игоря: “уже во бъды его пасетъ птиць по дубiю; влъци грозу въ срожать по яругамъ; орли клектом на кости звъри зовутъ; лисицы брешутъ на чръленыя щиты”. “О Руская землъ, уже за шеломянемъ еси!” — сокрушается автор: родная земля не дала бы в обиду, защитила бы своих сынов.

Но вот “падоша стязи Игоревы” и “ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось”, так же, как почти век назад “уныша цвъты жалобою, а древо съ тугою къ земли пръклонилося”, когда погиб юный князь Ростислав.

Единство природы и человека особо подчеркивается упоминанием богов – олицетворенных сил природы – как родственников: Боян назван внуком Велеса, ветры – Стрибожьими внуками, русский народ – Даждь-Божьими внуком.

Поэтому необыкновенно органично выглядит то, что причитания Ярославны обращены к стихиям – ветру, солнцу и Днепру, их заклинает она не быть суровыми к её милому.

“Възлелъй, господине, мою ладу къ мнъ, абыхъ не слала к нему слез на море рано” — просит она Днепр.

Гениальный композиционный ход: плач Ярославны стоит не после пленения Игоря, что было бы естественно, а гораздо позже, перед самым его бегством – благодаря этому плач становится магическим заклинанием, вызвавшим самое бегство Игоря.

Читайте также:  Когда человек становится личностью?

И уже “Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую”; снова природа покровительствует князю – “врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа”, чтобы слышал Игорь погоню; дятлы ему “тектомъ путь къ ръцъ кажутъ”, Донец приветствует и “теплыми мъглами” укрывает”.

Важно

Создается впечатление, что персонаж “Слова” — не князь Игорь с дружиной, не брат его, буй-тур Всеволод, даже не Святослав, хотя он и выведен здесь идеальным князем, что было далеко от действительности; главное здесь – сама природа, основной образ которой – русская земля, народ, о которых дума, тревога автора.

В этом образе воплощена народность, беспокойство судьбой “внука Даждьбожьего”, боль за родную землю, где не так давно “рътко ратаевъ кикахуть, иъ часто врани граяхуть, трупiя себъ дъляче” — что-то будет с ней далее, не отдадут ли ее снова на растерзание – вражеским ли нашествиям, своим ли междоусобицам.

Естественные же, природные линии просматриваются в богатом наборе художественных средств, используемых автором “Слова”. Излюбленное его средство раскрытия событий и фактов – символическое соответствие.

Наступление войск половецких он описывает как идущие с моря “чръныя тучи”, которые “хотятъ прикрыти” четыре солнца, то есть погубить четырех князей; битва сравнивается с посевом: “черна земля под копыты костьми была посеяна, а кровью польяна, тугою взыдоша по Руской земли”, с брчным пиром: “ту кроваваго вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи: сваты напоиша, а сами полегоша за землю Рускую”; Святослав, вспоминая Всеславовы похождения, с молотьбой кровавый бой сравнивая: “На Немизъ снопы стелютъ головами, молотятъ цепи харалужными, на тецъ животъ кладутъ, въютъ душу отъ тъла”. Постоянно используются и более простые символические образы: “копие преломити конець поля половецкаго”, “испити шеломомъ Дону”, “летая умом под облакы”, “Игорь князь высъдъ из седла злата а въ съдло кощiиево”. Неисчислимые метафоры, на которых стоит все “Слово”: беда “пасет птиць по дубию”, “кровавыя зори свътъ повъдаютъ”, князья “сами на себъ крамолу ковати”, “печать жирна тече средь земли Рускыи”.

Показательны – сплошь из мира природы – и эпитеты; на протяжении “Слова” князья постоянно сравниваются с соколами, “Дремлетъ въ полъ Ольгово хороброе гнъздо. Далече залетъло!” — говорит автор, когда войско отдыхает перед решающей битвой.

Боян – “соловiю стараго времени”, Всеволода неизменно величают “буй-тур” или “ярътур”; “акы тури рыкаютъ” храбрая дружина; “Гзакъ бъжитъ сърым вълком”; половчанин поганый – “чръный ворон”.

Ярославна “зегзицею рано кычеть”, а Игоро спасается из плена “горнастаемъ”, “белымъ гоголемъ”, “бусымъ влъкомъ” и “соколомъ”.

Многие употребляемые автором эпитеты заимствованы отчасти из устной, отчасти из книжной поэтической традиции.

Совет

Так, например, эпитет “борзый”, как и во многих других письменных памятниках, прилагается в “Слове” лишь к коню, причем в устной поэзии не встречается такое сочетание; эпитет же “златой” и всяческие его производные (”златоверхий”, “златокованый” и др. ), во многих сочетаниях, в коих он дан в “Слове”, находит параллели и в устной поэзии.

Но, хотя “Слово” остается памятником, несомненно отразившим в себе некоторые особенности стиля, предшествовавшей и современной автору литературе, это не дает, однако, оснований обвинять его в отсутствии своего голоса, преувеличивать значение элементов заимствования в “Слове” (как это сделал в своем “Взгляде на “Слово о полку Игореве” В. Ф. Миллер).

В силу своей уникальности, (при том, что аналогичные литературные памятники безвозвратно для нас утеряны), “Слово о полку Игореве” остается неоценимым достоянием русской литературы и культуры в целом, свидетельствуя о ее высотах, оставленных древней Русью в наследство последующим векам русской поэзии. Нельзя не отметить, что именно народный колорит является основой поэтики, им до последней детали проникнут ценнейший древнерусский литературный памятник.

Источник: https://seznaika.ru/literatura/referaty/8895-priroda-v-slove-o-polku-igoreve

Сочинение на тему: СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать.

Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.

Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям.

Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление.

Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.

В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений.

Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа.

Обратите внимание

Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:

…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…

Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед.

Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания.

Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:

Уже несчастий его подстерегают птицы

по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды.

Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни.

Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?

Важно

Именно у родной природы она ищет сочув­ствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:

О Днепр Словутич!..

Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.

Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил камен­ные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, со­гревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.

Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и об­разы для передачи этих представлений. Он опи­сывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем по­нимать, что означает то или иное явление.

Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испы­тывая вселенскую печаль, трава. Солнце «мерк­нет», предвещая неудачный поход, багряные сно­пы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикры­вает свет тьмою».

Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораб­лям — он их «лелеет на синем море», и Ярослав­на просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней ми­лого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Рус­ской земли.

Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.

Все сказанное выше является ярким подтвер­ждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.

Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреаги­ровать на это.

А он, в свою очередь, не мог бы пе­редать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем че­рез образы окружающего мира.

Совет

Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что ис­кренне считает: все эти предметы могут сочув­ствовать добру и ненавидеть зло, испытывать ра­дость и горе.

Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, что­бы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию при­роды, значительно усиливаются.

На этой странице искали :

  • роль природы в слове о полку игореве
  • сочинение на тему родная природа в слове о полку игореве
  • Образ природы в Слове о полку Игореве
  • сочинение на тему образ природы в слове о полку игореве
  • сочинение на тему роль природы в слове о полку игореве

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-sliyanie-avtora-i-prirody-v-slove-o-polku-igoreve.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]