Когда человек становится личностью?

Что значит «становится личностью» – психология

04.06.2018

Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия.

Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении.

Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни.

Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Обратите внимание

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Индивид — это представитель человеческого рода, единица человечества. То есть человек, который пока еще не вырос и ни начал социализироваться и примерять на себя какие-либо социальные роли и маски.

Понятие индивид и личность, разные в той степени, что индивид может так и не стать личностью.

Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения. То есть те качества, которые отличают одну персону от другой.

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера.

Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения.

Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

Важно

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта.

Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но, ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного.

Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

Совет

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям.

Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности.

То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление.

Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права.

Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется.

Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа.

В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план.

Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Обратите внимание

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее.

Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам.

Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления.

Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание.

Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Важно

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм.

Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми.

Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров.

Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом.

Совет

Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов.

Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления.

В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Читайте также:  Анализ стихотворения «невыразимое» (в. жуковский)

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-24.html

Индивид Личность Способности Когда человек становится человеком

Индивид, Личность, Способности<\p>

Когда человек становится человеком? Индивид. Критерии формирования личности. В каком возрасте индивид становится личностью? Отличительные особенности личности и индивида. Может ли существовать индивид, который не являлся бы личностью, или же личность, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? • Стихийные механизмы формирования личности. • • • Содержание. • Сдвиг мотива на цель. • Механизм идентификации. • Принятие и освоение социальных ролей. • Вопрос о формировании способностей человека. • Аргументы сторонников наследственного способа происхождения способностей человека. • Мнение сторонников противоположной точки зрения (приобретение способностей под воздействием неких внешних условий, а так же воспитания и образования). • Выводы.<\p>

Когда человек становится человеком? Какие признаки отличают детёныша животного от младенца? Человек на свет рождается уже человеком. Биологи уверенно заявляют, что с момента оплодотворения яйцеклетки начинает своё существование новый человек. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств.<\p>

Конфигурация тела новорождённого предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и так далее. И этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детёныша животного. Т. о. , доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детёныша животного, которого сразу же после рождения и до конца его жизни именуют особью).<\p>

Обратите внимание

Индивид. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивид – отдельное живое существо, представитель вида Homo Sapiens. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.<\p>

Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. Что нужно для того, чтобы индивид стал личностью? Общество Сам человек формирует себя как Л, если Отношения с другими людьми (общественные отношения) Развивает, трансформирует, подчиняет свои мотивы Личность – качество индивида, формирующееся в сознательной деятельности и общении<\p>

Критерии формирования личности. (Л. И. Божович) 1. Способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого. 2. Способность к сознательному руководству собственным поведением.<\p>

Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От 1 го критерия 2 ой отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. 1 ый критерий может иметь в своей основе “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Чтобы лучше понять названные критерии, разберем один пример облик ребенка с очень сильной задержкой развития личности.<\p>

У Хелен Келлер до 6 летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми слепоглухонемая Хелен Келлер и психолог Анна Салливан.<\p>

Так в каком же возрасте индивид становится личностью? Этапы формирования личности (А. Н. Леонтьев)<\p>

Первое рождение Л в дошкольном возрасте (первые подчинения непосредственных побуждений социальным нормам). А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие «эффектом горькой конфеты» .<\p>

Невыполнимое задание дошкольнику: достать удаленную игрушку, не вставая со стула. Экспериментатор наблюдает за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет игрушку и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него “горькой”.<\p>

Важно

ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов • взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); • выполнить условие взрослого (“социальный” мотив). • В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.<\p>

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению.<\p>

индивид личность соответствует принципу принцип «Надо» доминирующей потребности (животные, маленькие дети) Отношения регулируются соц. нормами и принципом силы правилами Воровство, убийство (основанное на принципе силы) карается законом Поведение ситуативно надситуативно, (зависит от актуальной сознательно ситуации, импульсивно) произвольно,<\p>

Может ли существовать индивид, который не являлся бы личностью, или же личность, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя?<\p>

• Индивидуальность – неповторимое сочетание в человеке всех трех подструктур психики (индивид, личность, субъект деятельности) Человек, как И, Л может быть отнесен к определенным классам, группам и т. д. , но как индивидуальность он существует в ед. ч и неповторим в истории.<\p>

Соотношение понятий «индивид» , «личность» , «индивидуальность»<\p>

Стихийные механизмы формирования личности. • сдвиг мотива на цель • идентификации • Освоение социальных ролей.<\p>

Это стихийные механизмы потому что человек их не осознает их и сознательно ими не управляет. господствуют в детстве, до подросткового возраста, хотя затем также продолжают участвовать в развитии Л вместе с сознательными формами “самопостроения”.<\p>

все названные механизмы действуют в русле общего, генерального процесса фундаментальной потребности в общении. -приравнивается к органическим потребностям, т. к. ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенца, детенышей высших животных. -потребность “в другом”, в контакте с себе подобными главная движущая F формирования и развития Л<\p>

Сдвиг мотива на цель. В первые годы воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. Как это происходит? Еще до года ребенок узнает, что ему можно и следует делать, а что нельзя; что вызывает улыбку и одобрение матери, а что – строгое лицо и слово “нельзя”.<\p>

Совет

Начинается формирование “опосредствованного поведения”, т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами. С ростом ребенка все больше и больше расширяется круг норм и правил, которые он должен усвоить и которые должны опосредствовать его поведение.<\p>

нормы поведения по отношению к другим людям. “скажи здравствуй”, “не тяни руку первый”, “скажи спасибо”, “а где волшебное слово “пожалуйста”? “, “отворачивайся, когда чихаешь… Ограничиваются ли результаты воспитания рамками внешнего поведения, «дрессурой» , или воспитание приводит также к внутренним изменениям, преобразованиям в мотивационной сфере ребенка?<\p>

да, происходят изменения в мотивационной сфере ребенка. В противном случае, например, ребенок не заплакал бы, а спокойно взял конфету. В повседневной жизни те же сдвиги обнаруживаются в том, что ребенок с какого-то момента начинает сам получать удовольствие, когда он поступает “правильно”.<\p>

Что происходит при правильном воспитании ребенка? Ребенок хочет быть с матерью. У него нет никаких непосредственных побуждений быть вежливым, внимательным к другим, сдерживать себя, отказывать себе в чемлибо и т. п. Однако мать ласково и настойчиво этого требует. Требования ее освещены для ребенка личностным<\p>

Т. О. , процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Произошел сдвиг мотива на цель или, другими словами, цель приобрела статус мотива.<\p>

Механизм идентификации. Далеко не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче “личностного” опыта принадлежит косвенным влияниям – через личный пример, “заражение”, подражание.<\p>

Очень ярко это проявляется в ролевых играх дошкольников, особенно при игре “в семью”. Идентификация, особенно на первых порах, происходит независимо от сознания ребенка. Это накладывает особую ответственность на воспитателей ответственность за качество их собственной личности.<\p>

“Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут”.<\p>

С возрастом расширяется круг лиц, из которых выбирается образец – объект идентификации.<\p>

• наступает такой момент, когда “образец” теряет для Л свою притягательность и субъективную значимость. • Л восприняла от образца нечто очень важное и нужное, но у нее свой путь. Феномен дезактуализации образца похож на “сбрасывание старой кожи”. Он знаменует завершение определенного этапа в развитии Л, подъем ее на новую ступень.<\p>

Обратите внимание

Принятие и освоение социальных ролей. Во многом сходно с идентификацией отличается от нее значительно большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.<\p>

Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется прежде всего совокупностью прав и обязанностей Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение. набор социальных позиций и ролей очень широк и разнообразен. (роль дошкольника или ученика первого класса, и роль члена дворовой компании или спортивной команды, и роли бухгалтера, ученого, матери, мужчины или женщины и т. П).<\p>

. О позициях, или ролях, мечтают. Интересно, что в мечтах такого рода существенную роль занимают представления о том, “как я буду выглядеть”, т. е. внешние регалии, признаки, символы позиции: школьная форма, мундир и погоны, пьедестал и медаль чемпиона.<\p>

освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности. Чтобы убедиться в этом, достаточно показать, что в ходе освоения и выполнения ролей: 1. появляются новые мотивы, 2. происходит их соподчинение, 3. видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.<\p>

во-первых, появляются новые мотивы, • если в классе есть излишне активный и шумный ученик, классный руководитель назначает его ответственным за дисциплину. Роль “блюстителя порядка” иногда в корне меняет поведение самого “блюстителя”, неожиданно порождая у него действительное стремление к порядку. Яркий пример того же рода описан А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”.<\p>

Иерархия мотивов диктуется ролью и становится действительной, неотъемлемой характеристикой личности. • мотив самосохранения уступает место социально значимому мотиву (помощь больным, защита соотечественников) Памятник 'Януш Корчак с детьми',<\p>

Способности индивидуальнопсихологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами Д и к их успешному осуществлению.<\p>

Вопрос о формировании способностей человека. Способности формируются прижизненно или передаются по наследству? На одном полюсе высказывания типа: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться”, на другом – известный афоризм: «Талант – это 1% способностей и 99% пота”.<\p>

Аргументы сторонников наследственного происхождения. 1. раннее появление способностей у ребенка. у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна – в 4 года; Рафаэль проявил себя как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике – в 4 года и т. д.<\p>

• 2. Сп. повторяются у потомков выдающихся людей. • примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др.<\p>

Важно

3. результаты экспериментальных исследованиях на животных с применением метода искусственной селекции. результаты экспериментов по скрещиванию «умных» и «глупых» крыс свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.<\p>

Противоположные аргументыпоказывают действие внешних условий, а также воспитания и обучения на формирование Сп 1. Результаты Д выдающихся педагогов. в различных областях Д (науки, искусства и т. п. ) вокруг одного учителя иногда возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с Ученики Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. точки зрения простых законов Запорожец, Л. И. Божович , П. Я. статистики. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко<\p>

• Поленов В. Д. “Московский дворик. Ученики Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов<\p>

• Золотая осень И. Левитан.<\p>

• Пристань в Гурзуфе К. А. Коровин, 1914 г.<\p>

• Золотая осень. И. С. Остроухов<\p>

• ГОЛОВИН Александр – Нескучный сад<\p>

• Радоница(Перед обедней) А. Е. Архипов.<\p>

2. Эксперименты с крысами, где применялся метод искусственной селекции. поколение “умных” крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне “глупых” животных, воспитанных в естественных условиях. И наоборот.<\p>

Выводы. 1)Существуют природные способностей – задатки. предпосылки Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, это некоторые свойства НС – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. п. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям и т. п.<\p>

• 2)То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития • Развивающая или обедненная среда; • Гармоничная или негармоничная семья<\p>

3) Сензитивные периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида Д. В 2 – 3 года- устная речь, в 5 – 7 лет -готов к овладению чтением, В 5 -7 лет -ролевые игры и способность к перевоплощению и вживанию в роли. если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно<\p>

Роль первых “толчков” в развитии Сп, очень велика, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями • сензитивные периоды могут быть очень короткими и составлять недели и даже дни. Но зато формирование определенной функции может произойти почти “с места” – в результате одногодвух повторений. Чарли Чаплин впервые вышел на сцену в возрасте 5 лет<\p>

4)Неотъемлемый компонент способностей повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время “естественно” организующуюся Д, необходимую для развития Сп. сильная тяга к занятиям той Д, к которой они способны<\p>

ВЫВОД: ни один из полярных ответов на вопрос о происхождении способностей (их врожденности или приобретенности) неверен. Мнение о том, что способности генетически предопределены, по существу, содержит мысль о том, что они появляются “сами собой”, без процесса развития. При этом игнорируется факт напряженной деятельности самообучения способных детей. Противоположное мнение, что всему можно научить или научиться, если приложить старания, содержит ошибку неразличения труда, порождаемого сильной потребностью, увлекательного труда-игры, и труда-обязанности. Нельзя научить человека, если отсутствуют его собственная активность, желание и увлеченность.<\p>

Спасибо за просмотр!<\p>

Источник: https://present5.com/individ-lichnost-sposobnosti-kogda-chelovek-stanovitsya-chelovekom/

Личность. Понятие личности

Личностью
в психологии называют человека как
носителя сознания.

Считается, что
личностью не рождаются, а становятся в
процессе бытия и трудовой деятельности,
когда, общаясь и взаимодействуя, человек
сравнивает себя с другими, выделяет
свое «Я».

Психологические свойства
(черты) личности полно и ярко раскрываются
в деятельности, общении, отношениях и
даже во внешнем облике человека.

https://www.youtube.com/watch?v=ydEWZPfubck

Личности
бывают разные – гармонично развитые и
реакционные, прогрессивные и односторонние,
высоконравственные и подлые, но при
этом каждая личность неповторима. Иногда
это свойство – неповторимость – называют
индивидуальностью, как проявление
единичного.

Однако
понятия индивид, личность и индивидуальность
не тождественны по содержанию: каждое
из них раскрывает специфический аспект
индивидуального бытия человека. Личность
может быть понятна только в системе
устойчивых межличностных связей,
опосредованных содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности каждого
из участников.

Межличностные
связи, формирующие личность в коллективе,
внешне выступают в форме общения или
субъект – субъектного отношения наряду
с субъект – объектным отношением,
характерным для предметной деятельности.

Совет

Личность
каждого человека наделена только ей
присущим сочетанием черт и особенностей,
образующих ее индивидуальность –
сочетание психологических особенностей
человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах характера,
темперамента, привычках, преобладающих
интересах, в качествах познавательных
процессов, в способностях, индивидуальном
стиле деятельности.

Образ
жизни как социально – философское понятие
отбирает в многообразии качеств и
свойств, присущих данной личности, лишь
социально устойчивое, социально типичное,
характеризуя общественное содержание
ее индивидуальности, раскрывая человека,
стиль его поведения, потребности,
предпочтения, интересы, вкусы не со
стороны его психологических особенностей,
отличающих его от других людей, а со
стороны тех свойств и черт его личности,
которые заданы самим фактом его
существования в определенном обществе.
Но если под индивидуальностью
подразумевается не особенность внешнего
облика или манеры поведения человека,
а уникальная форма существования и
неповторимого проявления общего в
жизнедеятельности личности, то
индивидуальное есть тоже социальное.
Поэтому образ жизни личности выступает
как глубоко индивидуализированная
взаимосвязь объективного положения
человека в обществе с его внутренним
миром, то есть представляет своеобразное
единство социально типизированного
(унифицированного) и индивидуального
(уникального) в поведении, общении,
мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе
говоря, мировоззрение личности приобретает
общественно – практическое и полноценное
в нравственном плане значение постольку,
поскольку оно стало образом жизни
человека.

С
нравственной точки зрения признаком
личностного развития человека выступает
его способность поступать по внутреннему
убеждению в самых сложных житейских
ситуациях, не перелагать ответственность
на других, не полагаться слепо на
обстоятельства и даже не просто
«считаться» с обстоятельствами, но и
противостоять им, вмешиваться в ход
событий, проявляя свою волю, свой
характер.

Велики
значения и роль коллектива в формировании
и воспитании личности. Правило воспитания,
сформулированное замечательным советским
педагогом А.С. Макаренко: исходить из
признания воспитуемого личностью.

И
делать это надо со всей серьезностью,
не отказывая воспитуемым в признании
возможности совершения ими тех подвигов,
о которых воспитатель говорит как о
высоких образах достижения исключительных
результатов в области производства,
науки и техники, литературы и искусства.

Пусть
не все мечты сбудутся и не все замыслы
осуществятся. Пусть не все молодые люди,
с которыми имеет дело воспитатель,
окажутся достаточно одаренными или
сумеют полно выявить свои способности.
Речь идет о другом.

Все они наверняка
будут облагорожены отношением к ним
как к высшей ценности, неповторимым
индивидуальностям, могущим при надлежащем
развитии явить миру все доступные
человеку достижения творческого духа.

Обратите внимание

В худшем случае творческая личность
может не получиться, но сформируется
человек, который, как минимум, не будет
препятствовать становиться творческими
личностями другим.

Не
станешь личностью, копируя кого бы то
ни было. Могут получиться лишь убогие
односторонности. Строительство
собственной личности не может быть
осуществлено по какому-то типовому
проекту.

Как максимум, здесь можно
получить только общие установки.

Надо
всегда рассчитывать на предельную
реализацию человеческих возможностей,
никогда не говоря заранее: «Это у меня
не получится»,- испытывать всесторонне
свои задатки.

Поэтому
развитие

человека – процесс становления личности
под влиянием внешних и внутренних,
управляемых и неуправляемых социальных
и природных факторов. Развитие проявляется
как прогрессивное усложнение, углубление,
расширение, как переход от простого к
сложному, от незнания к знанию, от низших
форм жизни и деятельности к высшим.

Природа
очень много дала человеку, но породила
слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне
самостоятельным, надо еще много
потрудиться. Прежде всего,
обеспечить физическое развитие. В свою
очередь, физическое и физиологическое
развитие лежит в основе психологического
развития как развитие духовное.

Постоянно
усложняются и углубляются процессы
отражения человеком действительности:
ощущения, восприятия, память, мышление,
чувства, воображение, а также более
сложные психические образования:
потребности, мотивы деятельности,
способности, интересы, ценностные
ориентации. Социальное развитие человека
есть продолжение психического развития.

Оно состоит в постепенном вхождении в
его общество – в общественные,
идеологические, экономические,
производственные, правовые, профессиональные
и другие отношения, в усвоении своих
функций в этих отношениях. Усвоив эти
отношения и свои функции в них, человек
становится членом общества. Венцом
является духовное развитие человека.

Важно

Оно означает осмысление им своего
высокого предназначения в жизни,
появление ответственности перед
настоящими и будущими поколениями,
понимание сложной природы мироздания
и стремление к постоянному нравственному
совершенствованию.

Мерой духовного
развития может быть степень ответственности
человека за свое физическое, физиологическое,
психическое и социальное развитие.
Духовное развитие все более признается
сердцевиной, ядром становления личности
в человеке.

Развитие
каждого своего представителя человечество
обеспечивает через воспитание, передавая
опыт свой собственный и предшествующих
поколений.

Воспитание
– в широком смысле представляет собой
целенаправленный процесс формирования
интеллекта, физических и духовных сил
личности, подготовки ее к жизни, активному
участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова –
систематическое и целенаправленное
воздействия воспитателя на воспитуемых
с целью формирования у них желаемого
отношения к людям и явлениям окружающего
мира.

Новорожденному
родители передают опыт вертикального
хождения, речевого общения, младшему
школьнику – опыт математических
преобразований, письменного общения,
подросткам и юношам – опыт разнообразной
деятельности и т.д. Всю жизнь человек
усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь
на его основе создает свой.

Только став
наследником прошлого, он становится
полноценным членом своего общества. В
этом смысле воспитание есть культурно
– формирующий процесс. В процессе
воспитания человека идет его развитие,
уровень которого затем влияет на
воспитание, изменяет, углубляет его.

Более совершенное воспитание ускоряет
темпы развития, которое потом опять
влияет на воспитание. На протяжении
всей жизни человека эти явления взаимно
обеспечивают друг друга.<\p>

К.
Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое
внимание проблемам воспитания и
образования молодежи.

Они подходили к
ним с различных, но тесно связанных друг
с другом сторон – социальной, идеологической,
педагогической и т.д., оценивая роль
воспитания высшей мерой – влиянием на
развитие личности, на ход общественного
прогресса.

Воспитание
они рассматривали как одно из важнейших
средств.

В
совокупности мысли Маркса и Энгельса
о воспитании цельную диалектико-материалистическую
концепцию, которая основывается на
следующих положениях: воспитание
обусловлено господствующими общественными
отношениями; носит исторический и
классовый характер; имеет свои объективные
закономерности.

Под
воспитанием мы понимаем три вещи:

Во
– первых
:
умственное воспитание.

Во
– вторых
:
физическое воспитание.

В
– третьих
:
техническое обучение.

Совет

Маркс
и Энгельс уделяли большое внимание
идейному воспитанию, приобщению молодежи
к истории и традицияям революционной
борьбы.

Под
умственным (интеллектуальным) воспитанием
основоположники марксизма понимали
«умственное образование», которое
подрастающее поколение должно получать,
прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс
призывали молодежь к настойчивой,
систематической учебе, к постоянному
самообразованию, что настоятельно
диктуется жизнью.

Необходимым
условием технического образования
подрастающего поколения Маркс и Энгельс
называли соединение воспитания с
производительным трудом.

В
системе воспитания молодежи основоположники
марксизма, важное место отводили
физической культуре. Большую роль этих
занятий Энгельс видел и в подготовке
юношей к военной службе.

О
каких бы «составных частях» воспитания
ни говорили основоположники марксизма,
их мысль так или иначе была направлена
на важнейшую проблему – всестороннее
развитие личности. Ее формированию в
конечном счете должны служить и каждая
из этих составных частей, и весь процесс
воспитания в целом.

<\p>

Передавать
опыт, следовательно, воспитывать, можно
через средства массовой информации, в
музеях через искусство, посредством
религии, в системе управления через
политику, идеологию, непосредственно
в семье, на производстве через
производственные отношения и т.д.

Среди
них особо выделяется образование.

Образование
– процесс и результат усвоения определенной
системы знаний и обеспечение на этой
основе соответствующего уровня развития
личности. Образование получают, в
основном, в процессе обучения и воспитания
в учебных заведениях под руководством
педагогов.

Образование в буквальном
смысле означает создание образа, некую
завершенность воспитания в соответствии
с определенной возрастной ступенью.
Поэтому образование нередко трактуют
как результат усвоения человеком опыта
поколений в виде системы знаний, навыков
и умений, отношений.

Тогда говорят об
образованном человеке.

Образованность
– качество развившейся личности, усвоившей
опыт, с помощью которого она становиться
способной ориентироваться в среде,
приспосабливаться к ней, охранять и
обогащать ее, приобретать о ней новые
знания и посредством этого непрерывно
совершенствовать себя, т.е. опять же
повышать свою образованность.

Обратите внимание

Человек
рождается без знаний и умений, но через
воспитание и образование получает все
это в соответствии с возрастом. На каждом
возрастном этапе развитие получает
свою степень сформированности, не
исчерпывая себя. Так поэтапно формируются
идеалы, мотивы поступков, отношения и
другие свойства человека.

Но
ведь сам человек активен уже с рождения.
Его роль в воспитании, образовании
огромная, если не решающая. Дело в том,
что человек рождается со способностью
к развитию. Он не сосуд, куда «сливается»
опыт человечества. Он сам способен этот
опыт приобретать. Человек сам создал
внешние факторы своего развития.

Основными
факторами человека являются самовоспитание,
самообразование, самообучение.

Самовоспитание
– это процесс усвоения человеком опыта
предшествующих поколений посредством
внутренних душевных факторов,
обеспечивающих развитие.

Самовоспитание
– процесс, входящий в состав воспитания
и направленный тоже на развитие человека.

Благодаря ему человек в любой воспитательной
системе сохраняет себя как независимое
природное и социальное существо, несмотря
на всю интегрированность, т.е. слитность
его с природой и обществом.

Воспитание,
если оно не насилие, без самовоспитания
не возможно. Их следует рассматривать
как две стороны одного и того же процесса,
либо как взаимопродолжающие друг друга
процессы.

Осуществляя
самовоспитание, человек может
самообразовываться.

Самообразование

это система внутренней самоорганизации
по усвоению опыта поколений, направленной
на собственное развитие.

Самообразование
является мощным фактором, выполняющим
и обогащающим образование, организованное
обществом.

Самообучение
– является аналогом учению.

Самообучение
– это процесс непосредственного получения
человеком опыта поколений посредством
собственных устремлений и самим выбранных
средств.

Здесь
огромную роль играет внутренний душевный
мир человека, не только сознание, но и
бессознательный фактор, интуиция, умение
учиться не только у учителя, но и других
людей, друзей, у природы. О таком
самообучении в народе говорят: «учиться
у жизни.» Самообучение основывается на
потребности в знаниях, на врожденном
познавательном инстинкте.

Важно

Основоположники
марксизма глубоко раскрыли такую сложную
проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер
каждого человека слагается всегда из
двух элементов: природного, коренящегося
в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни,
под влиянием воспитания и обстоятельств.

Но как ни разнообразны человеческие
типы у образованных народов, вследствие
бесконечного разнообразия типов родовых,
семейных и личных, природа всегда
успевает в бесчисленном множестве
характеристических черт в наружности
человека выдвинуть на первый план черту
народности.

Черта
национальности не только заметна сама
по себе, но примешивается ко всем другим
характеристическим чертам человека и
сообщает каждой из них свой особый
оттенок.

Общественное
воспитание, которое укрепляет и развивает
в человеке народность, развивая в то же
время его ум и его самосознание,
могущественно содействует развитию
народного самосознания вообще.<\p>

Если
человек черпает все свои знания, ощущения
и пр.

из чувственного мира и опыта,
получаемого от этого мира, но надо, стало
быть, так устроить окружающий мир, чтобы
человек в нем познавал и усваивал истинно
человеческое, чтобы он познавал себя
как человека.

Если характер человека
создается обстоятельствами, то надо,
стало быть, сделать обстоятельства
человечными.

Педагог
К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что
воспитание свободной, самостоятельной
и активной человеческой личности
является необходимым условием
общественного развития.<\p>

ВЫВОД

Совет

Личностью
– социальной единицей, субъектом,
носителем социально – человеческой
деятельности – ребенок станет лишь там
и тогда, где и когда сам начнет эту
деятельность совершать. На первых порах
с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность
и возникает тогда, когда индивид начинает
самостоятельно, как субъект, осуществлять
внешнюю деятельность по нормам и
эталонам, за данным ему извне – той
культурой, в лоне которой он просыпается
к человеческой жизни, к человеческой
деятельности. Пока же человеческая
деятельность обращена на него, а он
остается ее объектом, индивидуальность,
которой он, разумеется, уже обладает,
не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому
– то личность и есть лишь там, где есть
свобода. Свобода подлинная, а не мнимая,
свобода действительного развертывания
человека в реальных делах, во
взаимоотношениях с другими людьми, а
не в самомнении, не в удовольствии
ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите,
чтобы человек стал личностью? Тогда
поставьте его с самого начала – с детства
– в такие взаимоотношения с другим
человеком, внутри которых он не только
мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1102014/page:2/

Личность

Быть личностью

Что значит быть личностью? Когда человек становится личностью? Что для этого необходимо? На эти вопросы мы постараемся ответить на этом уроке.

Вы уже знаете, что человек является существом биосоциальным. С одной стороны, он – часть природы. Как и другие живые существа, человек нуждается в пище и кислороде. Организм человека растет, стареет и умирает, как и все живое. В основе передачи признаков нашего вида по наследству лежат универсальные для всех генетические закономерности.

С другой стороны, чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, мало им родиться. Родившийся ребенок должен  усвоить то великое наследие предыдущих поколений, которое называют культурой: язык, правила поведения и общения, способы трудовой деятельности, верования, знания об окружающем мире. Все это не может быть получено по каналам биологического наследования.

Только в обществе себе подобных, социуме, человек может развиваться.<\p>

В биологическом плане все люди на Земле похожи: две руки, две ноги, одинаковое строение внутренних органов и систем, способность к прямохождению … Все мы относимся к одному биологическому виду: “Homo sapiens” – «Человек разумный». То есть являемся индивидами.

Индивид – человек как представитель биологического вида.

Однако уже при рождении мы отличаемся друг от друга: полом, цветом кожи и волос, типом темперамента, отпечатками пальцев или, например, наличием музыкального слуха. И число этих различий растет вместе с нами.

На нас накладывает отпечаток историческая эпоха, в которую мы живем, усвоенные нами нравственные принципы, род занятий, образование и многое другое.

Уникальный набор физиологических, психологических и социальных качеств, отличающих одного индивида от другого, называют индивидуальностью.

Обратите внимание

Для каждого из нас очень важно развивать свою индивидуальность, чтобы самореализоваться. Американский психолог Абрахам Маслоу, который расположил все потребности человека в виде пирамиды,  относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Развиваясь сами, люди способствуют развитию общества, в котором они живут.

Но для социума особое значение имеют те качества человека, которые характеризуют его как общественного деятеля.

Кто ты: альтруист или эгоист; герой или трус; этичный, порядочный человек или прожженный циник?<\p>

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Так писал виднейший русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Совокупность социально значимых свойств и качеств человека, характеризующих его как члена общества, называют личностью.

Итак, личностью не рождаются, ею становятся.

Процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества, называют социализацией. Можно сказать, что социализация – это приучение человека к жизни в обществе.

Процесс этот достаточно длительный, он проходит через несколько этапов.

Первый из них называют адаптацией. Маленький человек перенимает, те нормы, образцы поведения, которые приняты в его социальном окружении. То, что он видит, принимается им как данность. Эти образцы дети примеряют на себя во время игр. Да вы и сами, наверняка, играли в дочки-матери или казаки-разбойники.

Важно

Второй этап социализации – индивидуализация. Ребенок начинает выделять себя из окружающего его социума, осознавать свою «особость». Существующие в обществе нормы, правила, принципы подвергаются критике: справедливы ли они? подходят ли они для меня? может они уже устарели? Происходит развитие индивидуальных способностей, формируется собственное отношение к миру.

Третий этап – интеграция. Осознавая свое место в социуме, человек учиться координировать свои действия с деятельностью других людей, других индивидуальностей для достижения личного и общего успеха.

На становление личности оказывают влияние многие факторы. Ученые называют их агентами социализации. В первую очередь, это семья. Именно родители воспитывают в детях первоначальные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Нет, конечно, лучше, когда процесс воспитания происходит по-другому.

Большое влияние на формирование социальных качеств оказывают сверстники. В дружеской компании, классе, спортивной команде роли заранее не определены, отношения не заданы.

Это в семье с самого начала кто-то родители, кто-то дети, кто-то бабушка с дедушкой.

А общаясь со сверстниками, надо самому научиться добиваться лидерства или подчиняться другим, налаживать отношения после ссоры, быть дипломатом и миротворцем, отстаивать свое «Я», то есть быть самостоятельным.

И наконец, на становление личности влияют общественные организации и учреждения. Например, школа, армия, правовая система. Многие нормы, правила поведения, устанавливаемые ими, являются обязательными для всех, часто не подлежащими обсуждению.

Например, Министерство образования и науки ввело обязательный деловой стиль одежды для школьников; военнослужащие обязаны выполнять команды вышестоящих офицеров; улицу необходимо переходить на зеленый свет светофора, долги нужно отдавать и так далее.

<\p>

Совет

Что бы действовать и добиваться успеха, человек должен понять, что эти ограничения личной свободы – залог стабильности и порядка в общественных отношениях, и научиться сознательно выполнять эти правила.

В процессе становления человека как личности формируется его мировоззрение, то есть система его взглядов на природу, общество, свое место в окружающем мире. Мировоззрение состоит из важнейших убеждений личности.

Убеждения – это твердые, осознанные и обдуманные взгляды, верования, выполняющие роль подсказок либо жизненного ориентира для человека.

Опираясь, на свои убеждения, человек выстраивает отношения с окружающими, определяет смысл своей жизни, выделяет в ней важное и второстепенное, то есть строит собственную иерархию ценностей.<\p>

Подведем итоги урока.

<\p>

Личность – это совокупность социально значимых свойств и качеств человека.

Личностью нельзя родиться. Ею человек становится в процессе социализации, то есть усвоения знаний, норм, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества.

В процессе социализации выделяют три этапа: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Основными агентами социализации (факторами, влияющими на становление личности) являются семья, сверстники, социальные организации.

Развиваясь как личность, человек формирует собственное мировоззрение, состоящее из важнейших убеждений.

Обратите внимание

Человек, не имеющий собственных убеждений, подобен паруснику без руля и ветрил (парусов), несущемуся туда, куда гонит его ветер, а не туда, куда нужно команде.

Источник: https://videouroki.net/video/1-lichnost.html

Ссылка на основную публикацию