Отзыв о стихотворении «размышления у парадного подъезда» для читательского дневника (н. а. некрасов)

Сочинение на тему: “Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»”

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Я такого угла не видал,<\p>

Где бы сеятель твой и хранитель,<\p>

Где бы русский мужик не стонал!<\p>

Н. А. Некрасов<\p>

Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды.

Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».<\p>

Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно. Вот парадный подъезд. По торжественным дням.

Обратите внимание

Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям… Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

<\p>

Записав свое имя и званье,<\p>

Разъезжаются гости домой,<\p>

Так глубоко довольны собой,<\p>

Что подумаешь — в том их призванье!<\p>

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.<\p>

От него и к нему то и знай по утрам<\p>

Все курьеры с бумагами скачут.<\p>

Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,<\p>

А иные просители плачут.<\p>

Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.<\p>

И пошли они, солнцем палимы,<\p>

Повторяя: «Суди его Бог!»<\p>

Разводя безнадежно руками,<\p>

И, покуда я видеть их мог,<\p>

С непокрытыми шли головами…<\p>

Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником «бесправных» и «бессловесных». Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но …счастливые глухи к добру… Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни «счастливого» и его кончину.<\p>

Убаюканный ласковым пением<\p>

Средиземной волны,— как дитя,<\p>

Ты уснешь, окружен попечением<\p>

Дорогой и любимой семьи<\p>

(Ждущей смерти твоей с нетерпением)…<\p>

Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их. Но поэт осуждает и покорность народа. Он задает вопрос, на который нет ответа.

Что же значит твой сон бесконечный?<\p>

Ты проснешься, исполненный сил.<\p>

Иль, судеб повинуясь закону,<\p>

Все, что мог, ты уже совершил:<\p>

Создал песню, подобную стону,<\p>

И духовно навеки почил?..<\p>

Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти, и еще большее возмущение, боль и горечь от покорности народа, не умеющего, а скорее не желающего подняться на собственную защиту, распрямиться, почувствовать себя личностью, достойной внимания и уважения.<\p> Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-analiz-stihotvoreniya-n-a-nekrasova-razmishleniya-u-paradnogo-podaezda

Книга «Размышления у парадного подъезда»

– Некрасов хотел…Русская женщина…Она…- наш двоечник Вузняк всё никак не мог ответить на вопрос Веры Ивановны о смысле поэмы Николая Некрасова “Русские женщины”.

Но тут прозвенел звонок и спас несчастного.
– К завтрашнему дню учим стихотворение “Размышления у парадного подъезда” – поднявшись со стула, строго сказала Вера Ивановна.

– Пятёрку получит только тот, кто выучит его полностью.

Последняя фраза была адресована мне и Ирочке – двум отличникам по литературе, чьи сочинения неоднократно зачитывались перед скучавшим классом. Преподавательская тактика Веры Ивановны заключалась в том, чтобы раздувать соперничество между наиболее способными учениками, которые должны были затем вдохновить своим примером и весь класс.

Поэтому такая тонкая провокация несомненно тронула наши с Ирочкой нравственно чистые души и морально ответственные сердца. “Я вот обязательно выучу”, – вызывающе заявила мне Ирочка на переменке. “Ну и учи себе”, – буркнул я в ответ, твёрдо решив не отставать.

Важно

Стихотворение было большим, две или три страницы, это вам не “Белеет парус одинокий”.

Вечер был загублен. Я с грустью посматривал за окно, где ребята со двора играли в “царя горы”, взбираясь и падая с огромной кучи снега.

Стоит ли говорить, что я был готов променять все причитания поэта о страданиях народных на дружескую компанию? Но ответственность перед заданием давила, крепостные стонали, и текст с трудом, но запоминался.

На следующий день по пути в школу я ещё раз его повторил, и снова – перед уроком.

– “Размышления у парадного подъезда”.., – задумчиво протянула Вера Ивановна. – Кто-нибудь выучил стихотворение полностью?
Поднялись две руки.

По классу прокатился смешок, ничуть не смутивший довольную учительницу.
– Ирочка, прошу, – чуть сладковато протянула Вера Ивановна, усаживаясь поудобнее.
Ирочка поднялась и начала:
“Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом…”

Читала она без запинок, с чувством, именно так, как нравилось нашей учительнице, сорок лет проработавшей в школе. Но когда Ирочка ещё не дошла и до половины, в дверь неожиданно постучали.

Вера Ивановна пошла открывать, сделав движение рукой: “Не прерывайся”. Мы, конечно, вытянули шеи, чтобы посмотреть кто пришёл.

За дверью был кто-то важный, потому что Вера Ивановна, не оглядываясь, слушала примерно минут пять.

Тем временем, Ирочка начала запинаться, а мы заулыбались. Но тонким движением пальцев она придвинула к себе учебник по литературе. Книга была открыта на нужной странице, и Ирочкин голос возвысился до небывалой торжественности.

Она закончила читать ровно за мгновение до того, как дверь закрылась, и Вера Ивановна вернулась к классу. Я просто задохнулся от возмущения столь явной несправедливостью. Из моей головы вмиг вылетели все некрасовские строчки.

– Молодец! – радостно сказала Вера Ивановна, выводя в журнале пятёрку. – А теперь послушаем Ванечку!
И уставилась на меня.

Далее в течение нескольких минут класс сначала со скукой, а потом с нарастающим весельем, наблюдал за раскрасневшимся под пристальным учительским взглядом Ванечкой, несколько раз запоровшим стихотворение в середине. До конца рассказать мне его так и не удалось.

Совет

Невыученные стихи чрезвычайно огорчали Веру Ивановну, вспоминавшую в такие моменты, что прекрасным пионерам времён её молодости на смену пришли какие-то безответственные гоблины. Она посадила меня на место ещё до конца второй страницы.

Это был коллапс – ну и двойка в журнале, конечно.

С тех пор поэзию я недолюбливаю. Есть в ней что-то нечестное.

История произошла: 2000 г.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000292467-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda-nikolaj-nekrasov

О стихотворении “размышления у парадного подъезда” н. а. некрасова

В условиях подъема общественной активности накануне отмены крепостного права и сразу же после этого исторического события Некрасов особое внимание уделяет народной тематике. В этом ряду особо должны быть выделены “Размышления у парадного подъезда”, сочетающие, что было характерным для поэта, сатиру и лирику.

Смелое разоблачение господствующих классов и горестные раздумья над положением и судьбами народа, контрастная композиция, оригинальная “перебивка планов” в повествовании, переход от конкретных картин к широким обобщениям с элементами ораторского стиля – все это способствовало созданию одного из лучших произведений русской поэзии XIX в.

Проведем анализ внимательно, не торопясь. Чтение художественной литературы вообще не терпит спешки, особенно же это относится к поэзии с ее “сгущенностью” смысла. В данном случае частично воспользуемся наблюдениями над стилистикой стихотворения, принадлежащими известному литературоведу Н. Н. Скатову.

Вы, наверное, знаете, что Некрасову довелось самому наблюдать из окна случай, который произошел у подъезда дома, находившегося на противоположной стороне Литейного проспекта: дворники и городовые гнали крестьян, пытавшихся подать прошение важному чиновнику.

Но поэт не просто воссоздал в своем произведении жизненный случай, свидетелем которого он стал. Конкретный факт приобрел у Некрасова некую символическую всеобщность. “Если вначале к подъезду подъезжал целый город,-пишет Н. Н.

Скатов, – то теперь к нему подошла как бы целая страна крестьянская”.

Раз я видел, сюда мужики подошли. Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди…

Для иллюстрации этого эпизода нужен был бы не живописец, а скульптор. В неподвижности крестьян столько печали, горя, покорности, но чувствуется, вместе с тем, и скрытая нравственная сила.

Ни один из группы мужиков не выделен; их несколько, но все они сливаются в образ одного человека, поэтому вместо множественного числа появляется единственное: “Крест на шее и кровь на ногах…” Крест один на всех.

Обратите внимание

Знаменательно, что Некрасов использует при описании мужиков высокую поэтическую лексику: убогие крестьянские сумки и котомки названы “кошли”, те гроши, которые они тщетно пытались дать швейцару, именуются “скудной лептой”, и, наконец, сами крестьяне названы “пилигримами”, т. е. религиозными путешественниками. Все это создает основу для перехода к образу вельможи, о котором идет речь во второй части стихотворения.

Здесь также есть элементы высокого стиля, но они восходят к традиции так называемых “сатирических од” Державина.

И, наконец, знаменитая третья часть “Размышлений…”, представляющая собой широчайшее обобщение, которое отличается от предыдущего повествования даже стилистически. Исчезает ораторский пафос; господствует песенная стихия.

И далеко не случайно последние строки стихотворения стали одной из популярнейших студенческих песен в XIX в.

Мучительные размышления поэта о судьбах родного народа заканчивались вопросом: суждено ли народу проснуться или же он “духовно навеки почил”?

О стихотворении “размышления у парадного подъезда” н. а. некрасова

Источник: https://home-task.com/o-stixotvorenii-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda-n-a-nekrasova/

Анализ стихотворения “Размышления у парадного подъезда” | Инфошкола

18 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   46103

Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, который полностью посвятил своё творчество теме народа. Он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к позднему периоду творчества поэта, когда для него стало характерно не только изображение трагической судьбы русского народа, но и размышления о способах облегчения его участи. Многие произведения Некрасова насыщены социальным подтекстом, призывающим народ бороться за своё освобождение. Это стихотворение тоже является таким примером.

Читайте также:  Как подготовиться к творческому конкурсу на журналиста?

Сюжетная основа стихотворения — реальный факт. Из окна своей петербургской квартиры на Литейном проспекте поэт однажды увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян.

Важно

 Парадный подъезд стал для Некрасова символом российского государства, а крестьяне-ходоки — представителями всей бесправной крестьянской России.

 Само название произведения тяготеет к высокому жанру ломоносовской оды и является художественным обобщением.

  • Жанровые и композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение объединяет в себе жанровые признаки элегии (стихотворение медитативного содержания, философское раздумье, проникнутое настроениями грусти, светлой печали; чаще всего написано от первого лица) и сатиры (произведение, в котором язвительно обличаются явления действительности).

Композиционно в произведении выделяются три части. В первой дается описание парадного подъезда в торжественные дни. Во второй части — описание парадного подъезда в обычные дни и изображение русских мужиков-просителей.

В третьей части дан образ знатного вельможи и обращение лирического героя к « владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и ко всему русскому народу. Все эти обращения остаются без ответа, представляя собой лишь размышления лирического героя.

Однако произведение включает в себя также жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и народной песни.

Картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням» представляет собой сатирическое описание:

… Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

  • Образы мужиков у парадного подъезда

Парадный подъезд «в обычные дни» изображается уже нейтральными интонациями. Просителями здесь выступают «прожектёры» , «искатели мест», «преклонный старик », «вдовица », приходят и уходят « курьеры с бумагами ». Но однажды лирический герой увидел иных просителей — русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний.

 Вероятно, они проделали тяжелый и долгий путь, чтобы найти правду в Петербурге. За частным случаем поэт видит глубину народной трагедии. Образ крестьян — центральный образ стихотворения. Он
является собирательным, обобщённым. Не случайно автор называет крестьян « пилигримами », то есть библейскими паломниками, которые ищут правды.

 Этот образ усилен мотивом палящего солнца. Некрасов даёт развёрнутый портрет крестьян:

… некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых…

Совет

Нищета и непосильный труд — главные условия их жизни. А на лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они не осуждают швейцара, не пустившего их на порог «Суди его Бог!»), а лишь безнадёжно разводят руками и уходят.

 Положенный в основу композиции принцип антитезы, даёт возможность противопоставить участь крепостных крестьян и жизнь владельца роскошных палат, который «не любит оборванной черни». В то время как убогие просители стоят у дверей, он ещё спит.

Персонаж этот изображён сатирически. Жизнь его — «вечный праздник».

Ценности его — волокитство, обжорство, игра. Судьба народа его нисколько не волнует. По гневным интонациям эта часть стихотворения напоминает памфлет:

… Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
И со славой умрёшь!
Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни …

Любопытна лексика, которую использует здесь автор. Щелкоперами в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступавшихся за народные интересы. Также здесь употреблено выражение « аркадская идиллия » , Аркадия — это область в Древней Греции, которая, по преданию, была населена беззаботными пастухами и пастушками.

Этот образ нужен Некрасову, чтобы подчеркнуть контраст между господской идиллией и тяжёлым положением народа. Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М. Н.

Муравьёв, которого впоследствии за зверства
при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали Муравьёв-вешатель, и князь А. И. Чернышов,насаждавший при Николае I палочную дисциплину в армии.

Именно Чернышов доживал свою жизнь «под пленительным небом Сицилии» .

От образов измученных дорогой мужиков-просителей Некрасов переходит к обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Художественное пространство стихотворения расширяется.

Частный случай чиновничьего произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, / Я такого угла не видал, / Где бы сеятель твой и хранитель, /
Где бы русский мужик не стонал?»/

Обратите внимание

Используя приём гиперболы, Некрасов сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:

Волга! Волга! .. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля …

Звучание стихотворения приобретает песенную интонацию. Здесь есть и повторы, характерные для народной песни (стонет он … стонет он), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Но и песни русского народа представляют собой один непрерывный стон: «Этот стон у нас песней зовется».

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Он вводит эпитеты (убогие лица; пленительное небо; солнце пурпурное; лесть бесстыдная). Можно выделить в тексте метафору и антитезу (Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках), анафору (Где бы сеятель твой и хранитель, / Где бы русский мужик не стонал?).

 Использован синтаксический параллелизм (Стонет он по полям, по дорогам, / Стонет он по тюрьмам, по острогам), бессоюзие и ряды однородных членов «Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру … »). Можно выделить приёмы аллитерации (записав своё имя и званье; Волга! Волга! .. Весной многоводной) и ассонанса (стонет он по полям, по дорогам).

В стихотворении употребляются слова высокого стиля (пилигримы, почил, отчизна, лепта, тризна).

Стихотворение сразу же подверглось цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете « Колокол » В Лондоне. В России оно к тому времени было широко известно в рукописных копиях.

В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка — перекрёстная, кольцевая и парная.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda/

Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

Это очередное посвященное простому русскому народу произведение Некрасова. В нем на размышления наталкивают его наблюдения за домом губернатора.

Туда часто приезжают к барину гости. Разъезжаются же они, довольные собой. Очень верно подчеркивает автор, что в том их призвание. И нет им вовсе никакого дела до судеб простых людей. Равно, как и самому губернатору.

К нему очень часто приходят просители. Некоторые выходят, напевая веселую мелодию. А иные – плачут. Эти иные – крестьяне, простые люди,  шедшие со своими прошениями к барину.

Важно

Многие шли из далека, по видимому, считая его хорошим и порядочным человеком. Но, они даже не могли попасть туда. Ревностно охранял своего хозяина от таких неказистых посетителей грозный швейцар у входа.

Он прекрасно знал, что тот не любит таких людей и принимать их вовсе не намерен.

Взывает Некрасов в этом стихотворении к совести зажиточного барина. Но, по видимому, она наслаждается сладкой негой сна, равно как и сам губернатор в то время, как приходит к нему с просьбами народ.

Ему нет до него никакого дела. И он не один такой. Взывая к нему, автор обращается ко всему знатному сословию. Но, все это тщетно.

Эти люди слишком увлечены праздной жизнью и наслаждениями и глухи они к чужим страданиям.

Далее размышления опять приводят к народу. С грустью отмечает поэт, что он безропотно покоряется своей участи, не пытаясь ее изменить. Как призыв к народному бунту звучат строки, вопрошающие крестьян о том, смогут ли их страдания вылиться в противостояние такой несправедливости. Или же, как восклицает Некрасов, народ, создав песню, подобную стону, почил навек духовно?

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова

Некрасов написал свое стихотворение “Размышления у парадного подъезда”, когда сидел у окна и видел, как прогоняют крестьян, которые пришли к министру.

После чего Некрасов изложил многие проблемы общества того времени в своем стихотворении, которое позже было опубликовано в журнале “Колокол”, автора не указали.

В своем стихотворении автор отобразил самые больные моменты общества, показала насколько ленива знать и богатые люди. На что крестьяне повлиять никак не могут.

Данное стихотворение делится на три части:

Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

Совет

Вторая и третья часть описывает типичные русские проблемы, то, как страдает простой народ.

Основная мысль стихотворения такова, что низшие чины, в том числе и крестьяне, никогда не будут допущены к подъезду министров, тем более не получат помощи.

Свое стихотворение Некрасов начинает с метафоры, описывая хлопоты и подчинения людей перед лицом, которое выше чином. Вельможа живет припеваючи, его не волнуют проблемы, он в достатке. Все это можно понять по красивым эпитетам, которые вставлены во второй части стихотворения. Когда же приходит смерть к вельможе, то настроение автора меняется, его смерть описана в сарказме.

Конец стихотворения посвящен лирическому герою, который обращается к земле родной с просьбами. Так читатель может уловить песнь народа, которая схожа со стоном.

После обращения к земле, следует обращение к Волге, река сравнивается с тем, как беда народа растекается по земле. Стихотворение великого поэта заканчивается не риторическим вопросом.

Избавится ли народ от рабства и проснется ли? Некрасов предполагает положительный ответ, ведь по его мнению, выход и выбор можно найти всегда.

7 класс

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда по плану

Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/razmyshleniya-u-paradnogo-podezda-7-klass

О стихотворении некрасова «размышления у парадного подъезда»

Русской литературе свойственно размышлять. Стоит лишь вспомнить «Думу» Лермонтова или «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева… И вот перед нами еще одно размышление .

Подъезд, о котором идет речь, находится на Литейном проспекте напротив окон квартиры, где жил Некрасов. Поэт не раз наблюдал, как просители толпились у подъезда в ожидании приема в торжественные, и в обычные дни.

Тут прожектеры, искатели мест

и преклонный старик, и вдовица.

Тем не менее это еще не повод к написанию стихотворения. Некрасова заставила взяться за перо другая картина.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди

Обратите внимание

Документальность — вот отличительная черта поэзии Некрасова. Помните: «Вчерашний день, в часу шестом…»,

«Спеша на званый пир по улице прегрязной,

Вчера я поражен был сценой безобразной…»

«Вор»

Итак, у подъезда люди, на которых по сути, держится Россия: деревенские мужики. И что же? Их не приняли вовсе. Кто-то крикнул швейцару:

Читайте также:  Образ мармеладова в романе «преступление и наказание»

«Гони! Наш не любит оборванной черни!»

Но этот «наш» повсюду, а не только здесь. Он есть в «Отцах и детях» (помните, Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, мочил свои усы одеколоном).

Тем не менее «чернь» стала главным героем всего творчества Некрасова, и прежде всего поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Разводя безнадежно руками», мужики отправлялись от парадного подъезда восвояси.

Кто же он, «владелец роскошных палат», не принявший посетителей? Едва ли не треть стихотворения Некрасов отводит его описанию:

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись!..

Последнее слово звучит в двух смыслах. Во—первых, барин еще спит, подобно Онегину, «утро в полночь обратя»; во-вторых, придет ли наконец нравственное пробуждение к тем «счастливым», что «глухи к добру»? Или произойдет пробуждение, к которому зовет поэт заключительными строками «Размышлений»:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону

И духовно навеки почил?

Это не только призыв, но и вопрос к народу, который «стонет» по полям, по дорогам, на железной цепи в рудниках… Многократно повторяя слово «стонет», Некрасов рисует картину бед и страданий народа. К этому стихотворению органично примыкает другое, написанное через десять лет после «Размышлений у парадного подъезда».

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна..

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями, полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя

Всю расплещи!

Источник: https://vip-gdz.ru/o-stihotvorenii-nekrasova-razmy-shleniya-u-paradnogo-pod-ezda/

Размышления у Парадного Подъезда Некрасов Н. А

Стихотворение впервые было опубликовано в 1860 году в газете «Колокол» с комментариями Герцена: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» .

В самом начале описан парадный подъезд, который стал символом «холопского недуга» , раболепства, угодливости. Весь город «с каким испугом» относится к этому подъезду всего лишь потому, что здесь живет важный вельможа.

Автор говорит о том, что люди считают своим «призваньем» угождать этому пышному подъезду.

Важно

Однажды появляются простые люди, олицетворяющие собой бедный, задавленный нищетой и рабством народ. Изображение людей поэтом весьма красноречиво: «некрасивы на взгляд! / Загорелые лица и руки, / Армячишка худой на плечах, / По котомке на спинах согнутых, / Крест на шее и кровь на ногах, / В самодельные лапти обутых» .

Швейцар не пустил неугодных просителей. Своим видом они раздражают даже его, привыкшего быть холопом, но вполне довольного своей долей. Он не берет скудную лепту, которую предлагают ему. Мужики горько разводят руками и идут восвояси.

Резким контрастом нищим и обездоленным мужикам является важный вельможа. Его жизнь — сплошной праздник. «Владелец роскошных палат» ничем себя не утруждает.

Поэт говорит о нем с настоящим презрением: «Ты, считающий жизнью завидною / Упоение лестью бесстыдною, / Волокитство, обжорство, игру» .

Некрасов призывает вельможу пробудиться, говорит о том, что eго истинное спасение как раз в тех нищих мужиках, которых прогнал самодовольный швейцар. Но, увы, вельможе не дано понять собственных ошибок.

Поэт говорит о том, какова будет старость этого вельможи. Он предполагает смерть за границей, поскольку с родной страной этого богатого человека ничего не связывает.

На чужбине в старости он будет окружен показным вниманием, хотя на самом деле родная семья с нетерпением будет ожидать его смерти: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением» . Автор не скрывает своих мыслей о том, что вельможа сам по себе ничего полезного не сделал для родной страны.

Именно поэтому Некрасов говорит о том, что он всего лишь «возвеличенный громкой хвалой» . В то же время русский мужик назван «сеятелем» и «хранителем» . Его жизнь тяжела, но именно он держит на себе Россию.

Совет

В стихотворении есть упоминание о Волге, которая знает все беды и несчастья простого народа. Поэт говорит о бурлаках, чья судьба является живым укором всем, чья душа еще не очерствела.

Финалом стихотворения является вопрос, на который нет ответа. Некрасов обращается к народу, спрашивает, проснется ли тот с новыми силами или же всегда будет покорно мириться со своею рабской долей.

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/razmyshlenija-u-paradnogo-podezdanekrasov-n-a/

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь.

Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

«Гражданский певец» Некрасов прославился своими обличительными стихотворениями. Поэт отстаивал принципы реализма в своем творчестве. Очень часто его произведения были основаны на сценах и ситуациях из реальной жизни. В 1858 г.

Некрасов написал стих «Размышление у парадного подъезда», став свидетелем того, как швейцар прогоняет группу крестьян от подъезда влиятельного министра. Произведение стало хрестоматийным.

Отталкиваясь от будничного события, повторяющегося ежедневно по всей стране, автор разворачивает масштабную картину всеобщего беззакония.

Начинается стихотворение с описания парадного подъезда, который в праздники осаждается бесконечными посетителями, спешащими подтвердить свое, по сути, холопское положение. Прогнившая государственная система сделала этот глупый и унизительный обычай нормой.

В будние дни хозяин занят работой. К подъезду стекаются курьеры и всевозможные просители. Некрасов подчеркивает, что высшим мерилом справедливости является не закон, а интересы и желания одного человека, возомнившего себя наместником Бога.

Решение вопроса зависит от размера взятки просителя. Трагедия России в том, что такая ситуация считается нормальной. Бедные крестьяне, проделавшие огромный путь, не имеют шансов даже на то, чтобы увидеть «владыку». Здесь поэт поднимает еще одну проблему, существующую и в наше время.

Чинопочитание меняет психику всего общества. Обладание хоть какой-нибудь минимальной властью позволяет человеку считать себя «королем» в своем убогом уголке. Швейцар выглядит «министром» у подъезда. Он сам решает, кого можно допустить к хозяину, и прогоняет крестьян.

Униженные, «с непокрытыми… головами», бедные просители пускаются в обратный путь.

Изгнание крестьян сменяется контрастным описанием безмятежной жизни вельможи. Он живет в свое полное удовольствие, погрязая во всевозможных пороках.

Обратите внимание

Никто не может осудить министра, так как закон – в его руках. Он совершенно равнодушен к другим людям и не понимает значения народного блага.

Безбедное существование омрачено только критическим замечанием автора о том, что любящая семья ждет-не дождется его смерти.

От конкретной ситуации Некрасов переходит к масштабному описанию Руси-матушки, на которой не смолкает великий русский стон. Люди, чьими силами создается все богатство России, и на плечах которых и держится ее могущество, изнемогают под тяжестью жизни.

Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе-эпопее «война и мир» (л. н. толстой)

Многомиллионный стон сливается в одну «великую скорбь» и становится песней.

Завершается произведение риторическим вопросом автора: является ли эта песня окончательным смыслом жизни русского народа? Или в отдаленном будущем его страдания прекратятся, и «стон бесконечный» наконец-то смолкнет.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Николай Некрасов — Размышления у парадного подъезда на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/nikolaj-nekrasov-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda/

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Некрасов – поэт-реалист. Все его стихотворения посвящены простому народу, сложную судьбу которого ему пришлось испытать и на себе. Все, о чем говорил Некрасов в своих поэтических строках, он видел либо в своей семье, либо где-то совсем рядом.

Ему не нужно было ничего выдумывать, приукрашивать, жизнь все решила за него, обогатив его с ранних лет громадным материалом для творчества. Некрасов родился в большом родовом имении, но из-за жестокости родного отца не сумел испытать прелести помещичьей жизни. Будущий поэт предельно рано осознал, что все вокруг делятся на богатеев и нищих, и он сам попал во вторую категорию.

Некрасова лишили наследства, он не имел материальной поддержки от родителей, сам добывал деньги себе на пропитание уже с шестнадцати лет.

Прекрасно осознавая, каково быть бедным крестьянином среди фальши и взяточничества, став поэтом, Некрасов часто обращался к социальным темам. Более всего автора поражало то, что простые люди не знают и часто вовсе не хотят знать, какие права они имеют.

Эта ситуация превращает их в постоянных просителей, которые вынуждены простаивать часами у запертой двери какого-нибудь чина в надежде на его помощь.

Но в большинстве случаев, крестьяне так и уходили от закрытой двери ни с чем, разве что с мнимой надеждой на помощь в следующий раз.

В 1858 году Некрасов как раз и создает стихотворение о вечном ожидании простого народа милости от тех, кому они служат. Им стало «Размышления у парадного подъезда». На написание такого произведения его толкнула увиденная из окна собственного дома картина.

Важно

Судя по воспоминаниям Авдотьи Панаевой, гражданской жены Некрасова, поэт осенью в сильный дождь сидел у окна и увидел, что от подъезда, где проживал министр государственного имущества, отгоняют крестьян, сильно ударяя их. Спустя некоторое время стихотворение было написано.

Данное произведение сюжетное. Его возможно разделить на три части. В первой из них в общих чертах описываются несколько дней, в которые к подъезду съезжаются люди.

В праздничные и выходные сюда прибывают высокопоставленные чины с визитом, а иногда только оставить запись в журнале посещений. В рабочие дни у дверей собирается простой народ, но мало кому удается пройти внутрь.

Дальше автор описывает историю одного из таких бедных просителей, которого не пустил на порог швейцар.

Вторая часть дает читателю представление об хозяине палат, к которому все так стремятся попасть. Все его описание выстроено в негативном сатирическом русле. Автор даже предполагает какова будет смерть вельможи, тихо проклятого Родиной.

В конце поэт производит некое обобщение и постепенно выводит этот случай всего лишь в один из типичных случаев. Всюду страдает крестьянин, и чтобы народу избежать этих мучений, необходимо, наконец, очнуться ото сна.

В стихотворении чередуется и размер, и рифма. Некрасов употребил трехстопный и четырехстопный анапест с женской и мужской рифмами.

Наиболее интересным изобразительно-выразительным средством в произведении является метонимия, соединенная с метафорой. Весь город болен привычкой покаяния перед высшими чинами.

Совет

При описании мужиков, стоящих в очереди, автор активно использует эпитеты, как «согнутые спины».

Образ высокого чина создан благодаря высоким метафорам. Тот может держать земной гром, а гром небес он не боится. Его жизнь наполнена весельем, картину которого позволяют увидеть читателю особые эпитеты. Их использовали в своих работах обычно поэты-романтики, как «небо Сицилии».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В последней части стихотворения автор вновь обращается к метонимии. Теперь голос лирического героя обращен ко всей русской земле. Здесь глагол «стонет» повторен несколько раз рефреном, дабы дать понять о всей сложности происходящего.

Заканчивается стихотворение вопросом о том, проснется ли народ или нет. Этот вопрос скорее риторический. Однако, судя по настроению всего стихотворения, Некрасов всей душой и сердцем желает, дабы ответ был исключительно положительным.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/07/analiz-stihotvoreniya-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

О стихотворении некрасова «размышления у парадного подъезда»

Русской литературе свойственно размышлять. Стоит лишь вспомнить «Думу» Лермонтова или «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева… И вот перед нами еще одно размышление .

Подъезд, о котором идет речь, находится на Литейном проспекте напротив окон квартиры, где жил Некрасов. Поэт не раз наблюдал, как просители толпились у подъезда в ожидании приема в торжественные, и в обычные дни.

Тут прожектеры, искатели мест

и преклонный старик, и вдовица.

Тем не менее это еще не повод к написанию стихотворения. Некрасова заставила взяться за перо другая картина.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди

Обратите внимание

Документальность – вот отличительная черта поэзии Некрасова. Помните: «Вчерашний день, в часу шестом…»,

«Спеша на званый пир по улице прегрязной,

Вчера я поражен был сценой безобразной…»

«Вор»

Итак, у подъезда люди, на которых по сути, держится Россия: деревенские мужики. И что же? Их не приняли вовсе. Кто-то крикнул швейцару:

«Гони! Наш не любит оборванной черни!»

Но этот «наш» повсюду, а не только здесь. Он есть в «Отцах и детях» (помните, Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, мочил свои усы одеколоном).

Тем не менее «чернь» стала главным героем всего творчества Некрасова, и прежде всего поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Разводя безнадежно руками», мужики отправлялись от парадного подъезда восвояси.

Кто же он, «владелец роскошных палат», не принявший посетителей? Едва ли не треть стихотворения Некрасов отводит его описанию:

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись!..

Последнее слово звучит в двух смыслах. Во—первых, барин еще спит, подобно Онегину, «утро в полночь обратя»; во-вторых, придет ли наконец нравственное пробуждение к тем «счастливым», что «глухи к добру»? Или произойдет пробуждение, к которому зовет поэт заключительными строками «Размышлений»:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону

И духовно навеки почил?

Это не только призыв, но и вопрос к народу, который «стонет» по полям, по дорогам, на железной цепи в рудниках… Многократно повторяя слово «стонет», Некрасов рисует картину бед и страданий народа. К этому стихотворению органично примыкает другое, написанное через десять лет после «Размышлений у парадного подъезда».

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна..

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями, полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя

Всю расплещи!

(3 votes, average: 4.67

Источник: https://school-essay.ru/o-stixotvorenii-nekrasova-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

Краткое содержание Некрасов Размышления у парадного подъезда для читательского дневника

Поэт наблюдает из своего окна, как несколько крестьян обивают порог министра, живущего напротив. По всей видимости, они пришли в столицу издалека с каким-то важным прошением.

Но их прошение не только остается без ответа, их самих швейцар прогоняет прочь. Крестьяне не смеют противиться, и свесив головы, идут прочь.

Поэту остается только наблюдать за ними, уходящими вдаль и размышлять о несправедливости жизнеустройства в царской России.

Смысл произведения

Стихотворение посвящено рассуждениям о бесправии и безропотном поведении простого русского народа перед власть имущими: дворянами, чиновниками, сановниками всех мастей. Невыносимые условия жизни и пренебрежительное отношение сверху воспринимается людьми как норма, которую нужно, сжав зубы, терпеть и не жаловаться.

Краткое содержание Некрасов Размышления у парадного подъезда

Возле парадного подъезда все время кипит какая-то жизнь. Но впускают в эту желанную обитель только хорошо одетых, презентабельных посетителей.

А всех остальных, кто может испортить своим неказистым видом настроение хозяину, безжалостно прогоняют прочь его слуги – по сути, такие же подневольные рабы, как и те потрепанные крестьяне, которые преодолели тысячи миль, чтобы высказать чиновнику что-то наболевшее, робко попросить справедливости.

И они послушно уходят, покрестившись на купола близстоящей церкви.

Поэт размышляет о бесполезности существования большинства чиновников и вельмож, жизнь которых тянется беспроблемно и также спокойно обрывается в старчестве где-нибудь на берегу Средиземного моря.

Важно

Ни разу не пойдет он навстречу несчастному крестьянину, эти мелкие люди для него просто помеха. Эти грязные неграмотные бездельники только умеют петь свои тоскливые песни и напиваться в кабаках.

Сколько таких несчастных по всей Руси, выполняющих самую тяжелую и важную работу, за счет которой жируют столичные важные персоны? Миллионы. Это и сельские батраки, ночующие в поле, и бурлаки, тянущие многотонные баржи под свои заунывные песни, и рабочий люд, не видящий света. Они опущены до касты «неприкасаемых», не смеющих переступить начищенные пороги чиновничьих покоев.

Читать краткое содержание Размышления у парадного подъезда. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Некрасов. Краткие содержания произведений

Другие пересказы для читательского дневника

Все действия описанные в этом великолепном романе начитаются в глухой провинции, где вся жизнь протекает медленно и очень скучно. Все дела идут своим чередом на и на фоне этого начинают происходит сложные психологические изменения в характере героини.

Сказ о двух мальчиках, Ланко и Лейко, которые были друзьями с самого детства и однажды встретили голубую змейку. Оказалось, что это особое существо, которое несет богатство и удачу – золотую пыль, и неудачу и раздор

Марк Антоний влюблен в царицу Клеопатру. Его сторонники посмеиваются над ним, называя чуть ли не подкаблучником. И правда, египетская царица словно окутала Антония своими чарами, а он всецело предан своим чувствам к прекрасной Клеопатре

В произведение Толстого «Гадюка» рассказывается о жизни одной девушки. Автор описывает несколько циклов: ее проживание в родительском доме, жизнь во время войны и жизнь после войны.

Краткое содержание рассказов для читательского дневника (краткие пересказы)

Источник: https://rus-poetry.ru/kratkoe-soderzhanie-nekrasov-razmyshl/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]