Сочинение Кутузов и Наполеон в романе Война и мир Толстого
Кутузов изображён в романе умным, мудрым тактиком и стратегом. Все его предположения подтверждаются реальными событиями. Толстой описывает его в разных ситуациях – на полях сражений, на военных советах, в общении с офицерами и простыми солдатами. Он всегда говорил, что их надо беречь. Кутузов – народный полководец.
В уста Кутузова Толстой вкладывает свои мысли о роли личности в истории. Толстой, и его словами Кутузов говорит о фатальности событий, о том, что всё заранее предрешено. Но с другой стороны, Толстой описывает Кутузова, как пассивного наблюдателя происходящего, но при этом точно оценивающего ход событий и направляющего их твёрдой рукой.
Противник Кутузова – Наполеон. Для Толстого он захватчик, враг. Он замахнулся на мировое господство. Но только русские солдаты, как сейчас модно говорить «вежливые люди», проводили его до города Парижа. Чтобы он, не дай Бог, не сбился с обратной дороги.
Толстой описывает отношение разных людей к Наполеону. Каждый думает по-своему, оценивает его со своей «колокольни». Пьер, по молодости и наивности, видит в нём «величие души». Князь Андрей, как человек военный, видит его жестоким деспотом. Его отец, старый вояка, сетует на то, что нет сейчас Суворова. Он бы показал Наполеону, как надо воевать.
Наполеон – противник не из слабых. И армия его – толпа мародёров, которая грабит, издевается над мирными жителями. Она игрушка в его руках, «пушечное мясо». Люди ему безразличны. Он считает пешками, которых двигает по своему усмотрению.
Бонапарт жестокий, циничный итальяшка, который рвётся к мировому господству, а сам боится обычных котов. Он просто столкнулся с доселе невиданным противником. И имя ему – русский народ, которого грабила его армия, который поднялся на защиту Отечества.
Не зря же война именуется – Отечественная.
Толстой описывает Наполеона как человека низкого роста, с кривыми толстыми ногами, круглым животом, жирной грудью, с неприятной улыбкой. Он самонадеянный и самовлюблённый павлин, посредственный актёришка, который считает, что может подчинить себе весь мир. Комплекс неполноценности на лицо и на лице. Но не надо его недооценивать – он хитрый и коварный.
Кутузову не нужен весь мир. Он не собирается никого завоёвывать. Он служит верой и правдой великой России. Ей он присягал, и клятву свою не нарушит.
Простой, добрый, скромный, заботящийся о солдате – он так не вписывается в образ главнокомандующего, каким он должен быть по мнению высшего света. Толстой выписывает образ Кутузова с любовью и уважением.
Он тоже хитрый, умный, главное его оружие – выдержка, хладнокровие. Солдаты любят его, как отца родного.
Вариант 2
Созданные образы двух полководцев Львом Николаевичем Толстым сильно отличаются. Он провел между ними параллель своей идеи между войной и миром.
Михаил Илларионович Кутузов мужественный и справедливый человек, он беспокоился за свою армию. Человеком был честным и искренним, как полководец Кутузов был очень хорош.
Михаил Илларионович очень переживал за своих сослуживцев и всегда им сопереживал. Его отношение к подчиненным было хорошим, он относился ко всем с уважением.
Выслушает и поговорит, постарается решить вопросы, возникшие у сослуживцев. Вел свое войско к победе размерено и четко.
Не боялся пожертвовать собой и если надо пойдет против всех для достижения хорошего результата. Кутузов выступал за народ и ставил их нужды и защиту на первый план. Михаил Илларионович патриот своей страны, который продумывал каждый свой шаг. Его беспокоило все, он рассчитывал тактику, чтобы не гибли люди, он старался для русского народа.
Кутузов умел поднять боевой дух своей армии и шел в бой с ними плечом к плечу. Его армия, воодушевленная на победу совершала подвиги, они отстаивали свой народ. Михаил Илларионович Кутузов сильный человек и хороший полководец, который вел свою армию к победе над врагом. Под его руководством армия выражала весь русский народ. Кутузов хотел для своего народа тихую размеренную жизнь.
Бонапарт Наполеон был полной противоположностью Кутузова. Наполеон был напыщенный горделивый человек. Для себя он хотел власти и всеобщего признания, армия которой он руководил, для Наполеона была лишь пешками. Он никогда не беспокоился о количестве убитых во время войны.
Наполеон пренебрежительно относился к своей армии и к слушателям. Бонапарт страдал манией величия, кроме себя не замечал никого вокруг. Он упивался самим собой, Наполеон слишком высокомерный. Судьбы окружающих людей его не волновало, Наполеона никто не волновал кроме него самого. Для него война это приобретение всемирной славы, он готов пожертвовать многими ради своего тщеславия.
Армия Бонапарта Наполеона воплотила все его плохие качества, они грабили, разрушали и убивали. Он руководил ими, и они подчинялись, делая плохие действия по отношению к своим противникам.
У Льва Николаевича Толстого было особое чувство к Наполеону, он его призирал и считал ничтожным. Толстой писал, что Бонапарт лишь считал себя великим полководцем, но таким не являлся.
В романе «Война и мир», в котором описаны самые известные войны были представлены полководцы, вошедшие в историю. Где Кутузов представлен как отцом всего народа, который борется за его интересы и Наполеон который жестокий и тщеславный человек, невидящий никого кроме себя.
Кутузов и Наполеон сочинение
Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.
В истории два полководца Кутузов и Наполеон сыграли огромную роль. В романе многие черты характера героев преувеличены.
Кутузова Толстой описывает как героя народа. Кутузов обычный простой человек, который любит свою родину Россию. Михаила Илларионовича управлять огромным войском и защищать страну выбрал народ. Кутузов хорошо относится к каждому своему солдату. Он замечает каждую мелочь и старается все сделать для своей армии.
Кутузов постоянно общался со своими солдатами и поднимал их боевой дух. Михаилу Илларионовичу было очень тяжело руководить огромным войском, но он не мог подвести свой народ. Кутузову не нужна власть, он просто хочет защищать свою родину. Полководец Кутузов очень честный человек и его любовь к России чиста.
Михаил Илларионович приводит свою страну к победе. Фельдмаршал Кутузов вопреки приказам вышестоящих руководителей решает все же отступить назад и уйти со своим войском из Москвы. Этот военный ход в будущем и помог нанести сокрушительный удар по французскому войску, что и принесло победу русским солдатам. Толстой сделал из Кутузова русского героя.
Антиподом Кутузова являлся Наполеон. Это бравый французский полководец, который мечтал завоевать весь мир. Наполеон здоров и полон сил в отличие от Кутузова, но читатель относится к нему с пренебрежением.
Наполеон готов на все ради своей цели, он полон энергии для воплощения своей навязчивой идеи. Для него человеческая жизнь не имела ни какого значения. Француз занимался только собой любимым и никого не замечал вокруг себя.
Жизнь солдата для него не важна, они должны выполнять все его приказы беспрекословно. Даже когда он видел, что огромное количество его солдат погибнет, Наполеон настаивал на том чтобы солдаты шли вперед. Наполеон проиграл данную войну, его войско разгромили.
Он так и не понял, как российской армии удалось выиграть. Он ведь не знал, что дух каждого русского солдата был поднят лично Кутузовым.
Образы Кутузова и Наполеона в романе Толстого контрастны. Такой близкий к народу Кутузов оберегал своих солдат от плохих новостей и подбадривал каждой победой даже маленькой.
Лев Николаевич описывая двух полководцев много фактов преувеличены. Например, когда он пишет о Кутузове, то создается образ русского человека. Он очень любит свою родину и готов ее защищать до последнего.
Толстой писал, что Кутузов человек из народа ему все доверяют и прислушиваются к его мнению.
Наполеон наоборот описан напыщенным и не хорошим человеком. Лев Николаевич с иронией описывает этого персонажа. В романе говорится, что он маленький и толстый. Описывая Наполеона, звучат даже нотки презрения.
Автор дал понять в своем романе кого стоит любить, а кого ненавидеть. Наполеона выставляют ничтожным человеком. Он очень любит славу и жаждет власти.
Наполеон описан жадным, жестоким человеком и ему не свойственны положительные качества.
Вообще Толстой продвигал человеческую простоту и душевность. Ему была присуща любовь к народу и российские традиции. В романе «Война и мир» Лев Николаевич описал много событий, которые произошли в русской истории. Отечественная война Толстым описана с творческим подходом.
Лев Николаевич много раз отступал от истории и добавлял от себя. В романе его герои очень нежно и трепетно относились к своей родине. Для многих из них Россия является смыслом жизни, и они готовы насмерть стоять за ее честь.
Толстой пишет о том, что никто так не любит свою родину как русский народ.
← Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона
← Образ Толстого в романе Война и мир (Образ автора)↑ Толстой ЛевПолковник на балу и после бала →
Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir-tolstogo
Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Война и мир»
К основным образам романа «Война и мир» относятся исторические личности Наполеона и Кутузова. На страницах толстовского произведения действует много и других исторических лиц, так как автор повествует о ходе военных событий в борьбе с Францией.
Так, среди остальных героев можно встретить и императора Александра, и генерал Багратион, и маршал Даву, и других. Но все-таки полководцы среди всех них занимают особое центральное место. Лев Толстой описывает эти две фигуры масштабно, они возникают перед читателем словно живые.
Автор создает такие образы, которые позволяют восхищаться Кутузовым, уважая и сочувствуя ему, ненавидеть и презирать Наполеона. Антитеза помогает писателю полнее показать эти два образа. Но при этом подробных авторских характеристик генералам в романе найти невозможно.
Впечатления о них складывается из тех поступков, которые они совершают, тех фраз, которые они произносят и даже внешнего вида этих героев.
Антитеза является основным композиционным приемом. Это противопоставление уже начинается в самом названии толстовского произведения. Продолжается оно и на страницах его романа.
Поэтому и две масштабные исторические фигуры противопоставлены друг другу, только как противники, как мира положительного и отрицательного.
Но не стоит забывать о том, что перед читателем находится роман, который является художественным произведением, а это значит, что и эти исторические лица показываются через художественный вымысел.
Можно увидеть, что некоторые черты героев автор преувеличивает. Это позволяет добиться большого эффекта, и дает возможность уже самому читателю оценивать их поступки. В чем же противопоставляются эти два героя? В портретных характеристиках идет их сравнение.
Кутузов изображен автором как старый и грузный человек. Он болен. Фельдмаршалу тяжело передвигаться, активный образ жизни его тяготит, но война требует от него движения.
Кажется, как может больной старик, имеющий плохое зрение и уставший от жизни, как это думает светское общество в романе, управлять армией.
Совсем иначе выглядит Наполеон. Император Франции живой и активный, от его тела просто идет сильнейший поток энергии. Автор его так описывает, что кажется, только такие деятельные люди могут управлять армией.
Но вот только симпатия читателя оказывается не на его стороне. Этого автор добивается тем, что дает мелкие и совсем незначительные детали портретной характеристики. Так, Толстой при описании Кутузова передает его внешность и характер простым языком.
А вот портретная характеристика Наполеона дается с иронией.
Жизненные цели у этих двух персонажей различны. Наполеон, уверовавший в свои силы, считая себя знаменитым полководцем, решает завоевать весь мир. Он даже возомнил себе, что может изменить историю.
Французский полководец совсем не чувствует угрызения совести из-за того, что по его инициативе началась война с Россией, что он столкнул два народа и теперь гибнут люди. У него есть свои недостижимые цели и ради них он готов жертвовать людьми.
Для Наполеона на первом месте стоят не люди и их жизни, а его собственное тщеславие и самолюбие. На протяжении всего романа читатель не видит раскаяние этого человека. Не мучают его ни сомнения, ни угрызения совести. Все это чуждые для героя нравственные понятия.
Он следит только за тем, что происходит внутри него, как чувствует себя его душа. Все остальное не имело для него никакого значения. Он думал, что все и всегда во всем мире будет зависеть от его воли.
Кутузов совсем другой. Он ставит перед собой иные цели, совсем не сходные с Наполеоном. Его не интересует власть, почести или же слава в народе. Он командует русской армией, потому что так ему велит долг перед Родиной.
Для него важно, что народ верит и доверяет ему. И цель его не в том, чтобы прославить себя на века, а чтобы изгнать противника из родной земли. Честь для него важна, все его поступки обдуманы и справедливы. Он не принимает поспешных решений.
Он дорожит жизнью солдат, поэтому уже вызывает уважение.
Эти два великих полководца, которые остались в истории, руководят самыми величайшими армиями. Только от них зависит жизнь простого солдата на войне. Это прекрасно понимает и осознает Кутузов. Он старается быть внимательным к каждому своему солдату.
Прекрасно походят толстовское описание в романе смотра солдат под Брауну. Немощный и больной полководец проходит сквозь весь строй солдат и замечает все: сапоги, которые уже совсем поизносились, потрепанную одежду.
Узнает в толпе солдат он и тех, с кем лично был знаком или же сталкивался.
Кутузов пытается разговаривать с солдатом, чтобы понять его нужды. Он говорит с ними на одном языке. Полководец не стремится к славе и для него не столь важна похвала государя, нежели жизнь солдата. Михаил Илларионович пытается поговорить с каждым солдатом, вселить в него надежду на то, что все дальше будет хорошо.
Полководец понимает, что от настроя солдат в бою многое зависит. У Кутузова и у простых солдат есть общие цели: ненависть к захватчику родной земли, любовь к родине, желание обрести свою независимость от французов.
Эти общие цели помогают слиться всем солдатам русской армии в единую и непобедимую армию, которой командует мудрый полководец.
Наполеон относится к своим солдатам иначе. Для него жизнь солдата не имеет никакого значения, на первом месте у него только его желания и слава. А вот те, кто его окружают, совсем ему безразличны. Он часто любуется полем битвы, на котором остаются убитые солдаты.
Он даже не оказывает помощи своим солдатам, которые попадают в бурное течение руки, хотя мог их спасти. Он выбирает позицию наблюдателя. Наполеон не чувствует ответственности за жизнь людей, которые верят ему и идут умирать за него.
Для него главное — его комфорт, благополучие и слава.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
История сама расставила все по своим местам. Эту войну 1812 года Наполеон с позором проиграл, хотя у него были великие планы.
Решающий бой состоялся под Бородину, после которого французский полководец вместо славы получил позор, но он так и не смог до конца осознать, почему же победила русская армия.
Зато это прекрасно понимает Кутузов, который переживает одинаковые чувства с солдатами: боль за Родину, которую топчут ноги врага. Мотивы героизма и мужества принадлежат не только великому русскому полководцу, но и солдатам.
Мудрость полководца и его сильный дух и воля приводит русской войско к победе над сильным противником. Трудное решение принимает Кутузов, говоря об отступлении от Москвы, но это помогает ему сберечь русскую армию, которая потом сражается еще лучше и побеждает.
Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/sochinenie-kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir.html
Сочинение на тему Образ Кутузова и Наполеона в романе Война и мир Помощь по литературе
Образ Кутузова и Наполеона в романе «Война и Мир»» Кутузов является настоящим патриотом своей Родины, мудрым человеком, героем, который близок по духу к простому народу. Именно благодаря этому, Кутузов заслужил уважение и любовь простых русских солдат.
Кутузову было присуще «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Народ выбрал великого полководца «против воли царя в представители народной войны».
Толстой показал читателю Кутузова, который умеет правильно произвести оценку какого-либо события, что впоследствии приводит только к положительным результатам.
Верная оценка событий, обстановки всегда приводила полководца только к победе, помогала принимать порой сложные, но верные решения. Мудрость, присущая Кутузову возвышает его над предводителем вражеской армии — Наполеоном.
Такой человек, такой воин, такой полководец как Кутузов, был необходим своей Родине во время войны, но, когда война перенеслась в Европу, то понадобился совершенно другой предводитель.
В итоге «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Образ Кутузова читателю помогают воспринимать рассуждения о полководце различных героев. И герои эти, являются представителями различных слоев общества, имеют отличающийся друг от друга характер. Различные сцены, в которых перед нами предстает Кутузов, помогают читателю понять человечность полководца.
Он появляется перед нами настоящим живым человеком. Показательными в этом плане являются сцена на военном совете в Филях, во время сражений на Бородинском поле и под Аустерлицем.
Но, образ Кутузова, каким его изображает Лев Николаевич Толстой, не совсем соответствует исторической действительности и преподносится читателю в несколько искаженном виде. Это происходит из-за мнения автора о значении человека в историческом процессе.
Толстой считал, что личность не может повлиять на ход истории, ему были неприемлемы «великие личности». Писатель допускал, что на ход истории могут влиять народные массы, но самым главным фактором, который влияет на совершение… того или иного исторического действа, является судьба, высшие силы.
По мнению Льва Николаевича Толстого, Кутузов «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».
Писатель передал Кутузову и свои взгляды на происходящие события. Толстой придерживался точки зрения, что итог всех событий уже известен заранее, то есть предрешен. В итоге, Толстой пытался изобразить полководца просто наблюдателем, который лишь смотрит на то, как происходят те или иные исторические события.
Поэтому, образ Кутузова в романе «Война и мир» выглядит немного противоречивым, поскольку Кутузов, прежде всего, полководец, командир, человек, от решений которого зависит жизнь солдат и победа в сражении.
На страницах романа Кутузов иногда пассивен в своих действиях, а иногда, напротив, действует (например, в Бородинском сражении и на военном совете в Филях).
Противоположностью Кутузову в романе является образ Наполеона, которого Толстой считал агрессором, захватчиком, который пришел в чужую страну, грабил ее, убивал ее жителей, разрушал города. Наполеон предстает перед читателями честолюбивым человеком, стремящимся к славе, к господству над миром.
Толстой в начале своего романа критикует высший российский свет за то, что после Тильзитского мира, светские круги России в некоторой степени преклонялись перед Наполеоном.
Это время Лев Николаевич Толстой назвал эпохой, «когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели», а сам Наполеон «уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха». Толстой ярко выражает сущность Наполеона: «он верил в себя, и весь мир верил в него».
По-разному относятся к личности Наполеона другие герои произведения. Например, Пьер Безухов разглядел в Наполеоне «величие души», а Шерер считает Наполеона злодеем.
Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4991_sochinenie_na_temu_obraz_kutuzova_i_napoleona_v_romane_voyna_i_mir.htm
Я учусь. – сочинение по роману л.н. толстого “война и мир”. образы кутузова и наполеона
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.<\p>
План.<\p>
1. Историческая обстановка, в условиях которой изображаются Л.Н.Толстым Кутузов и Наполеон.<\p>
2.
Контрастность образов Кутузова и Наполеона:
- по целям и задачам войны 1812 года;
- по взаимоотношению с армией;
- По чертам характера:
<\p>
– человечность Кутузова и бездушие Наполеона;<\p>
– бескорыстная преданность Кутузова родине и честолюбие Наполеона;<\p>
– мудрость Кутузова и ограниченность Наполеона.<\p>
3.
Оценка Толстым личности и деятельности обоих полководцев.<\p>
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» – одно из величайших произведений мировой литературы. В нем писатель изображает исторические события 1805-1812 годов. Он рассказывает о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Писатель вводит читателя в мир своих героев в то время, когда Россия в союзе с Австрией и Пруссией вступила в войну с Наполеоном. В этой обстановке множество людей становится политиками, они следят за каждым шагом военных действий.<\p>
В романе противопоставлены два полководца: Кутузов и наполеон.
<\p>
В облике Кутузова Толстой, прежде всего, отличает его простоту, обыкновенные черты старого человека. Ничего от повелителя народов нет в этом полном, рыхлом старше, в его сутулой фигуре и тяжелой походке.
<\p>
Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность ума и воли на задаче, вставшей перед ним и русским народом, Кутузов все делает для того, чтобы помочь народу. Он становится направляющей силой народного сопротивления, руководит нравственным духом войска.<\p>
Часто кажется, что Кутузов – пассивная личность.
Да, он дремлет на военных советах под Аустерлицем и в Филях, а в ходе Бородинского сражения одобряет или порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова – форма проявления его мудрой человеческой активности.
<\p>
«Источник необычайной силы» и русской мудрости Кутузова писатель видит в «Том народном чувстве, которое он несет в себе со всей чистоте и силе его». Перед Бородинским сражением полководец вместе с солдатами поклоняется иконе Смоленской Богоматери. Среди солдат он не случайны человек, он свой, он такой же, как все.
Бородинское сражение Кутузов один из всех расценивает не только как победу русского войска над Наполеоном, но и как «страшный удар», который должен быть смертелен.<\p>
Народное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к бесцельному и бесполезному пролитию человеческой крови. Жалея своих солдат, Кутузов решает уступить Москву.
<\p>
Когда же враг покидает столицу, полководец прилагает максимум усилий, чтобы сдержать «воинский дух» своих генералов.<\p>
Кутузов – опытный полководец.
«Он знал, что не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что они бегут и надо выпроводить их, но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода». Кутузов видел в русском народе великую силу, ценил его. «А!…
Чудесный бесподобный народ! – говорит он, – бесподобный народ! – повторил он со вздохом». Когда уже определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, все высшие чины армии хотели отличиться. Кутузов один все свои силы употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению. «Они должны понять, что мы можем только проиграть, действуя наступательно.
Терпение и время – вот мои воины-богатыри». Кутузов понимал, что большая тяжесть легла на плечи солдат в этой войне, и он с искренней любовью разговаривает с солдатами.<\p>
«Вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Проводит гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет.
Вам трудно, да все же вы дома, а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь пожалеть модно. Тоже и они люди. Так, ребята?».<\p>
Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного Кутузова называет Толстой истинно великим человеком.
«Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа… как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в двенадцатом году».<\p>
Кутузову противостоит в романе Наполеон. На первых же страницах романа «Война и мир» возникает острый спор о Наполеоне – его начинают гости салона знатной светской дамы Анны Шерер.
Заканчивается этот спор лишь в эпилоге романа. Толстой всегда считал его человекам, у которого были «помечены ум и совесть», и поэтому все его поступки «были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого». Не государственный деятель, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер – таким предстает император Франции во многих сценах романа.
<\p>
Одной их таких картин является встреча Балашева, приехавшего с письмом от императора Александра. “Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его». Принимая Балашева, Наполеон все рассчитал для того, чтобы произвести на русского посла неотразимое впечатление силы и величия, могущества и благородства.
Он принял Балашева в «самое выгодное свое время – утро». Он был наряжен в «самый величественный свой костюм – открытый мундир с лентой почетного легиона на белом пикейном жилете и ботфорты, которые он употреблял для верховой езды». По его указанию были сделаны разные приготовления для приема русского посла. «Сбор блестящей свиты у подъезда был тоже рассчитан».
Рассчитано было не только время, но и место встречи и даже поза, которую надлежало принять Наполеону, встречая русского посла. «Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув голову назад.
Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди».<\p>
Толстой подробно описывает нам разговор между ними. Как только Наполеон стал раздражаться, «лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать».
Когда Балашев изложил требование русского правительства, лицо Наполеона как будто окаменело «и левая нога дрожала еще быстрее». У Наполеона была еще одна привычка «смотреть мимо собеседника». Встретив русского посла, он «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него».
<\p>
А также эпизод с польскими уланами, бросившимися в реку, чтобы угодить императору. Они гибли, но считали эту смерть самой лучшей. А Наполеон даже не взглянул на них.<\p>
Наполеон проявляет полное равнодушие к убитым, проезжая про Аустерлицкому полю сражения. «Величие» Наполеона показано в сцене, когда Наполеон смотрит на Москву, любуясь ей и не веря, что она у его ног. «Вот она, эта столица, она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Так думал Наполеон, напрасно ожидавший делегацию «бояр» с ключами от города, раскинувшегося перед его глазами. Он оказался в жалком и смешном положении, узнав, что Москва пуста. Когда же Наполеон понял, что эта война проиграна, он позорно бежит из армии, оставляя ее. И хотя Наполеон считал войну шахматной игрой, она была проиграна. Благодаря мужеству и стойкости русских солдат, которые вели справедливую войну, защищая Родину от врага, была достигнута эта величайшая победа.<\p>
По словам Толстого, Наполеон был предназначен «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполняя «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». Кутузов, свободный от страстей тщеславия и честолюбия, легко подчинил свою волю воле «провидения», то есть прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества и потому стал представителем народной освободительной войны.
Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев – войдите на сайт или зарегистрируйтесь.
Источник: https://yaychys.ru/shkola/sochineniya/208-sochinenie-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-obrazy-kutuzova-i-napoleona
Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Загадка Наполеона Бонапарта на протяжении веков волнует умы людей.
О феномене капитана артиллерии из захудалого дворянского рода размышляли Пушкин и Лермонтов, Байрон и Стендаль, Достоевский и Бальзак.
Кто он: гений или злодей, великий полководец или удачливый аТвантюрист? Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» развенчивает образ Наполеона и культ, связанный с его возвеличиванием.
«Нетвеличия там, где нет простоты, добра и правды», — пишет Л. Н. Толстой. Отсутствие простоты, неестественность, фальшь, свойственные Наполеону, ярко проявляются в эпизоде, где «великий человек» рассматривает портрет сына.
Здесь каждая деталь сражает буквально наповал: в именовании мальчика Римским королем (как будто нет нормального человеческого имени), в том, что «свидание» с сыном на самом деле — свидание с портретом.
Наполеон перед портретом не думает о сыне, а позирует для истории.
Отсутствие добра и правды в душе Наполеона видны в каждой его фразе. «Вот прекрасная смерть», — говорит он, глядя на раненого Андрея Болконского. Слова эти противоестественны: смерть не может быть прекрасной.
Фразы, произносимые Наполеоном, ли- шенытого глубокого смысла, который им приписывают историки. Часто они просто глупы, порой циничны, как, например, при осмотре поля боя при Аустерлице («Что за славный народ!»).
В «Войне и мире» Бонапарт изображен ничтожным, почти карикатурным, часто он жалок или смешон, хотя смех этот персонаж вызывает далеко не благодушный.
Вызвано это в первую очередь эпическими задачами, которые ставил перед собой писатель.
Концепция «великого человека», сознание, что этот человек определяет ход истории, ведет к необратимым нравственным последствиям: к оправданию зла и насилия, трусости и подлости, лжи и предательства — душевной нечистоплотности всех оттенков, поскольку ответственность за происходящее возлагается на «великого человека», которому «все можно» и во имя которого также «все можно».
Этот строй мыслей и чувств буквально носится в воздухе. Толстой в своем романе показывает целый ряд «маленьких наполеонов» — людей, готовых на все ради самоутверждения.
Таким является Анатоль Курагин, которого Пьер называет «дурным человеком».
Он абсолютно не способен думать о последствиях своих поступков: будучи женатым, пытается похитить невинную девушку, к тому же помолвленную, и при этом ему совершенно все равно, что будете Наташей, когда кончатся деньги.
По-иному воплощает в себе наполеонизм Борис Друбецкой. Главное для него — продвижение по службе, награды, материальное благосостояние. Борис, как Молчалин, угождает всем, только более тонко. Он холоден и расчетлив. Он наперед знает, что, как и от кого можно взять. Ошибки и промахи исключены. Он — карьерист с четкой программой.
Наполеонизм — болезнь очень распространенная. Ею «болеют» и положительные герои романа. Это и мечта «о своем Тулоне» Андрея Болконского, и деятельность Пьера по устройству жизни своих крестьян. Процесс выздоровления всегда труден.
Развенчивая Наполеона и наполеонизм, Толстой показывает, что роевое и личное начала равноценны. Рождение нового человека, смерть маленькой княгини или выздоровление ребенка не менее ценны и значимы, чем сожжение Москвы или битва при Ватерлоо. Судьба отдельного человека стольже уникальна, как и судьбы человечества.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/napoleon_i_malenkie_napoleony_v_romane_l_n_tolstogo_vojna_i_mir/3-1-0-48
Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Перед тем как приступить к написанию романа «Война и мир», Л. Толстой изучил множество исторических трудов российских и иностранных ученых, подлинных документов. Он говорил, что есть существенная разница между тем, как используют исторический материал ученый и художник. Л.
Толстой утверждал, что искусство может свободно проникать в самые отдаленные эпохи и передавать главную сущность прошедших событий и людей, которые в них участвовали.
Он считал, что «история-наука» делает упор на частностях и подробностях событий, ограничивается внешним описанием событий, а «история-искусство» охватывает и передает общий ход событий, одновременно проникая в глубину их внутреннего смысла и значения.
Мы всегда должны помнить эти замечания Л. Толстого при оценке образов исторических лиц и исторических событий, описанных в романе «Война и мир». И в первую очередь это касается образа Наполеона Бонапарта. Многие критики и даже великие писатели (например, А. Чехов и Э. Хемингуэй) выражали свое несогласие с образом французского императора, созданным Л.
Толстым. Они считали, что великий русский писатель увлекся обличением захватчиков и недооценил полководческий гений Наполеона. Но вот известная немецкая писательница А. Зегерс говорила, что образ Наполеона из романа Л. Толстого «Война и мир» помог ей понять сущность идеологии гитлеризма, основанной на культе силы и прославлении сверхчеловека-завоевателя.
Спор о значении и роли Наполеона для истории Европы начинается буквально на первых страницах «Войны и мира» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Шерер. Тон разговора задает хозяйка салона Анна Павловна Шерер.
Фрейлина двора и приближенная императрицы Марии Федоровны, она как будто выражает придворную точку зрения на французского императора и его политику и «подсказывает» своим гостям, что можно, а чего не следует говорить о Наполеоне.
Так, уже в беседе с первым своим гостем, князем Василием Курагиным, мадам Шерер заявляет: «Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), — я вас больше не знаю, вы уж не мой друг…»
Постепенно в салон Шерер прибывают новые гости, и она подбрасывает им ту же тему — обсуждение Наполеона.
Все они должны в полном согласии с мнением Анны Павловны говорить, что Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.
Содействовать утверждению подобного взгляда на Наполеона призваны и специально приглашенные гости — виконт Мортемар и аббат Морио. И все идет своим чередом, по заранее определенному сценарию.
Но лишь до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке».
Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией». Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати».
Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает их значение для прав человека, эманципации от предрассудков, равенства граждан.
Со всех сторон на Пьера посыпались упреки, обвинения в якобизме. Все это привело Пьера в замешательство и поставило в тупик. На помощь ему приходит князь Андрей.
Он принимает сторону Пьера, пытается примирить стороны и как бы подводит итог салонному спору: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале…, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Так говорят и думают герои романа «Война и мир». Но для самого Л. Толстого в Наполеоне не было ничего привлекательного. Великий русский писатель считал французского императора и полководца человеком с помраченными умом и совестью. По мнению Л.
Толстого, это и явилось причиной того, что все поступки Наполеона «были слишком противоположны правде и добру». Поэтому и во многих сценах романа перед нами возникает не образ государственного деятеля, умеющего читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер.
Так, например, в сцене приема русского посланника Наполеон «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него». Л. Толстой говорит, что Наполеона «не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него.
Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».
Подобное поведение Наполеона и его манеру «смотреть мимо» людей мы видим и в других сценах романа. Например, в эпизоде с польскими уланами: чтобы угодить французскому императору, они бросаются в реку Вилию, начинают тонуть, а Наполеон даже не смотрит в их сторону. Или описания его полного равнодушия к убитым, раненым и умирающим во время объезда Аустерлицкого поля после битвы.
С особенной силой и предельной откровенностью Л.
Толстой обличает Наполеона в эпизоде, когда французский император с самодовольным видом, находясь на Поклонной горе, любуется панорамой Москвы и думает: «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Он ждет боярскую депутацию с ключами от города, но в результате оказывается в жалком и смешном положении. Наполеон и помыслить не мог в ту минуту, что это есть конец и его политической, и его военной карьеры завоевателя.
В романе Л. Толстого «Война и мир» Наполеон развенчивается как завоеватель.
Великий русский писатель показывает неизбежность краха притязаний Наполеона на создание всемирной империи под его верховной властью.
Тем самым он развенчивает культ любой сильной личности, культ «сверхчеловека». Эта тенденция переросла в болезнь, которая в 20 веке вызвала настоящую мировую эпидемию, мутируя в различные «измы».
На этой странице искали :
- образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир сочинение
- образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир
- образ наполеона в романе война и мир
- сочинение Образ Наполеона и тема бонапартизма в романе Война и Мир
- образ наполеона и тема бонапартизма в романе
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html
Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» – Сочинение
Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное — безобразному.
Принцип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир».
Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполеона, двух героев представляющих собой две полярные точки романа.
Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполеон вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность.
«А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», — замечает писатель.
Толстой с присущей ему огромной проницательностью художника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого полководца: его глубокие патриотические чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чуткое отношение к солдату.
Вопреки мнению официальной историографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.
Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, мудрый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в определенном смысле «приземлен».
Писатель подчеркивает в портрете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако герой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца.
«Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представители народной войны», — замечает Л.Н. Толстой.
В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обращении с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бессмысленных военных операций.
Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Перед Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», — заметил Михаил Илларионович.
Он понимал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дремал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение.
Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.
В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской армии народ выбирает полководца «против воли царя в представители народной войны».
И писатель так объясняет происходящее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов.
В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозорливость, близость к народу.
На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в войска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу.
Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в победе над врагом.
«Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», — пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нравственной победой русских войск. Оценивая полководца, Андрей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя.
Кутузов же, напротив, далек от наших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель подчеркивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы.
Русские генералы вместе с главнокомандующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает решение оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию.
Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.
Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство.
Писатель утверждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное».
Таким образом, Толстой отрицает роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, придавая значение лишь «духу войска».
Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «маленький человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице».
Автор упорно подчеркивает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спину», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета.
Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземляет его, подчеркивает его бездуховность.
Наполеон Толстого — это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свойственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира.
Театрально-фальшиво поведение его в Тильзите во время награждения русского солдата Лазарева французским орденом Почетного легиона.
Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинским сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».
Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие».
«Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения.
Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы».
«И никогда, однако, — пишет Толстой, — до конца жизни своей не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».
Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депутацию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему предстать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним.
Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и величественная эта минута!».
«…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой.
«Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» — говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья».
И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась — «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бонапартизм как великое общественное зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе».
Характерно то, что писатель стремился к объективной оценке военного таланта Наполеона. Так, перед Аустерлицким сражением Бонапарт смог верно оценить военную обстановку: «его предположения оказались верными».
Но все же, по мнению Толстого, «в исторических событиях великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию…» «Наполеон, — замечает писатель, — во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Таким образом, основной движущей силой истории, по мысли Толстого, является народ. И истинно великие личности у писателя просты, естественны, являются носителями «народного чувства». Таким человеком в романе предстает Кутузов. И «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», поэтому Наполеон предстает у Толстого воплощением крайнего индивидуализма, агрессии, бездуховности.
Здесь искали:
- образы кутузова и наполеона в романе война и мир
- образ наполеона и кутузова в романе война и мир
- образ кутузова и наполеона
Источник: https://Sochineniye.ru/obrazy-kutuzova-i-napoleona-v-romane-vojna-i-mir/
Сочинение на тему: «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сочинение на тему: «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 4.00/5 (80.00%) 1 vote
Роман «Война и мир» по праву считается историческим произведением, отражающим реальные военные действия и реальную жизнь.
Главной антитезой романа является противопоставление Кутузова и Наполеона. Причем противопоставление их не только как персонажей, но и как личностей с различными нравственными устоями.<\p>
Толстой описывает Наполеона немного в сатирической форме: толстые ляжки, короткая фигура и ноги.
Он убежден в своей гениальности и победе, что говорит о его самовлюбленности и ограниченности. Толстой говорит о Наполеоне, как о человеке, у которого произошло помрачение ума. Его глупое воспитание в себе черствости, считая это мужеством и величием , приводят к этой мысли.
Смерть для него- это обыденное зрелище, гибель своих солдат он воспринимает как должное.
Наполеону была предназначена жестокая и нечеловеческая роль. По мнению Толстого, у этого человека отсутствуют какие-либо нравственные качества, и от этого он глубоко несчастен, хотя и сам этого не видит. Этот персонаж неспособен на милость, сострадание, на понимание добра и красоты.
Придти к этому пониманию он мог лишь путем отречения от собственного «Я». Тем не менее, каким бы он не был человеком .
ему отводится большая роль в истории: «Он, предназначенный проведением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов, и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делал благодеяния!… он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас вершившегося не поражал его душу».
Противопоставлением Наполеону стал Кутузов- воплощение народной нравственности, величания, правды и добра. Цель Кутузова спасать людей, а не убивать и истреблять их. Он представлен как человек достаточно пассивный, так как он интуитивно предчувствует и прозревает ход войны. Здесь мы так же видим антитезу наполеоновской активности. Активность Наполеона основана лишь на суете и массе гениальных, как ему казалось, распоряжений. Кутузов в основном проигрывал сражения и отступал. Но в конце концов русская армия сломила вражеское войско и заставила «гениального Наполеона» бежать из России. Толстой уверен, что в этом и есть истинное величие- воспарять и не дать себя сломить.<\p>
Толсто в своем романе напоминает он об одной библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира», особенно из самого себя. Эту истину не учел Наполеон и сам же погубил себя, придя к полной моральной деградации. Настоящее величие- это полная самоотверженность, высота духовная и нравственная. Как раз этими качествами и обладал великий полководец Кутузов и его армия, что и решило результат этой войны. В первую очередь человек не должен терять свою человечность. Для этого не нужно ставить себя в центр событий, кричать о своей гениальности. Только такие люди способные вызывать к себе восхищение и оставаться долгие годы в памяти своих потомков.
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obrazyi-kutuzova-i-napoleona-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir/