Реферат: Тема естественного человека в повести А. И. Куприна Олеся
Автор: Куприн А.И.<\p>
Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе.
Пушкинская «дева гор», «Земфира» из «Цыган», лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман «Герой нашего времени», Марьяна из толстовских «Казаков» — йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота.
Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, — это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе», городской интеллигенции — разрушает их жизнь.
<\p>
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку — Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), ( по и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания.
Мануйлиху — старую бабку Олеси — выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «… а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…
»<\p>
Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» — оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его.
Ничего необычного («… ни совы, пи черного кота») нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца», а на степах вместо «обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» висят пучки сушеных трав и корешков.
Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) — этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» — важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.<\p>
Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе.
Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались… посмотри, какие<\p>
смешные… Голодные совсем».
В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере.
Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь», особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности».
<\p>
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх.
С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение».
<\p>
Каким бы пи был источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией — качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу», которая его ожидает. «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не I хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин», — говорит девушка своему собеседнику.<\p>
С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга». Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи», испытание — пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус — память о ее «нежной, велико — душной любви».<\p>
В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины. Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.
Источник: https://ronl.ru/referaty/literatura-i-russkiy-yazyk/798468/
Сочинение: Тема естественного человека в повести А. И. Куприна Олеся
Автор: Куприн А.И.<\p>
Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе.
Пушкинская «дева гор», «Земфира» из «Цыган», лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман «Герой нашего времени», Марьяна из толстовских «Казаков» – йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота.
Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, – это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе», городской интеллигенции – разрушает их жизнь.
<\p>
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку – Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), ( по и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания.
Мануйлиху – старую бабку Олеси – выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «…а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…
»<\p>
Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» – оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного («…
ни совы, пи черного кота») нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца», а на степах вместо «обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» висят пучки сушеных трав и корешков.
Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) – этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» – важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.<\p>
Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались… посмотри, какие<\p>
Возможно вы искали – Сочинение: Сочинение по повести Куприна Олеся
смешные… Голодные совсем». В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере.
Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь», особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности».
<\p>
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх.
С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение».
<\p>
Каким бы пи был источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией – качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие.
Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу», которая его ожидает. «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не I хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин», – говорит девушка своему собеседнику.
<\p>
С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга». Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи», испытание – пойти в церковь.
Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус – память о ее «нежной, велико – душной любви».<\p>
В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины. Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.
Похожий материал – Книга: Реквием
Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-tema-estestvennogo-cheloveka-v-povesti-a-i-kuprina-olesia.html
Повесть А.И. Куприна «Олеся» – поэтизация «естественного человека», роль любовного конфликта и пейзажа в повествовании
В ранней прозе Куприна центральное место занимают две большие повести: «Молох» (1896) и «Олеся» (1898). Обе были написаны по личным впечатлениям автора от пребывания в Донецком бассейне и в Полесье (Волынская губерния).
Совершенно разнородный материал лег в основу «Молоха» и «Олеси», определив неповторимость их содержания и формы.
Тем не менее повести тесно связаны между собой и с рассказами общим творческим поиском. Всюду Куприна интересовало противоречивое внутреннее состояние его современника.<\p>
Обычно в «Молохе» замечали и ценили один мотив — эксплуатацию рабочих буржуазией.
Куприн действительно ранее других в литературе этих лет отразил трагическое положение трудящихся масс, их бунт против заводского начальства.
Убедительно (в повести писатель использовал свои очерки о донецких предприятиях) были воссозданы гибельные условия подневольного труда, «железный закон борьбы за существование» голодных людей, вынужденных для выгоды капиталиста сжигать свою собственную жизнь. Завод уподоблен кровожадному языческому богу Молоху, «требующему теплой человеческой крови».
А олицетворена эта гнусная власть в предпринимателе Квашнине.<\p>
Столь острый социальный конфликт все-таки не стал ведущим в повести. Она посвящена более сложной проблеме, которой мучается главный герой — инженер Бобров. Мысли о заводе лишь часть его раздумий о мире.
С горечью говорит Бобров своему другу, доктору Гольдбергу: «Хороша, нечего сказать, ваша цивилизация, если ее плоды исчисляются цифрами, где в виде единиц стоит железная машина, а в виде нулей — целый ряд человеческих существовании!» Машинная цивилизация, голый технический прогресс, нулевые возможности людей…
Герой «Молоха» рассуждает о том, что определяет взгляды самого Куприна на судьбу современного ему общества. Все в этой судьбе безысходно: забиты, как истязуемая хлыстом лошадь на скачках, трудовые «низы», но морально изуродованы и привилегированные «верха».<\p>
Тягостные для Боброва наблюдения за насквозь безнравственной заводской «элитой» составляют ведущую линию повести.
Умный и чуткий инженер сразу понимает ничтожность своего окружения и не скупится на иронические оценки (усиленные авторской характеристикой) управляющего Свежевского, супругов Зиненко, их пятерых дочерей. Только в связи с зарождающимся чувством к Нине Зиненко Бобров жаждет «минут, соткавших какие-то нежные, тонкие узы» между ними.
Но скоро убеждается: Нина хочет и умеет торговать своей красотой. Предельное отвращение вызывает Квашнин — внешним уродством, жестокостью, развращенностью, наглыми претензиями: он провозглашает себя и себе подобных «солью земли», «избранниками целой нации». В порыве ненависти к богачу, презрения к его прихлебателям Бобров хочет, но не может взорвать «сердце завода» — паровые котлы.
<\p>
За потоком горьких наблюдений героя четко вырисовывается план авторских обобщений. Все суждения Боброва углублены в повествовании. А более всего пристальный взгляд писателя прикован к самому Боброву. В трудный миг некто «посторонний», «как будто сидевший внутри него», упрекает инженера с «ядовитой насмешкой» в «немощности духа».
<\p>
В первой редакции «Молоха» Бобров взорвал паровую машину. Если бы сохранился этот эпизод (снятый по цензурным соображениям), суть образа, думается, не изменилась бы. Перед нами драма честного, по природе доброго, смелого человека, не сумевшего найти себя. Он не знает, что чувствует к Нине и чего хочет сам: отдаться «прелести существования» или искать высокий смысл бытия.
Боброва гнетет «давно знакомая, тупая и равнодушная тоска». Личные потрясения, всеобщее смятение, вызванное бунтом рабочих, поселяют хаос в его сознании. Квашнин кажется Боброву «окровавленным, уродливым и грозным божеством», тени деревьев — нелепо пляшущими призраками, толпа бунтовщиков пугает «смутным и зловещим гулом», несчастный теряет «способность опознаваться…». Исход такого положения, видимо, уже не важен: уничтожить «сердце завода» или впасть в нервный припадок, чем и венчалась в конечном варианте повесть.<\p>
Гибель душевной чистоты в людях, бездорожье лучших из них — самые страшные для Куприна следствия «железной» цивилизации. (Потому и хочет Бобров взорвать котлы — источник ее кабалы.) В области, не подвластной Молоху, ищет Куприн свой идеал. И приходит к поклонению исключительной личности — так называемому «естественному человеку».
Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности.
Самые трогательные и проникновенные произведения Куприна — это его повести о любви: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”. Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям проявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования.
Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией. Такова печальная и поэтическая история чистой, непосредственной и мудрой “дочери природы” из повести “Олеся”. Этот удивительный характер сочетает в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке.
На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу. Но с другой — Олеся обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному человеку.
В любви “дикарки” и цивилизованного героя с самого на чала чувствуется обреченность, которая пронизывает повествование грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются представления и взгляды влюбленных, которые приводят к разлуке, несмотря на силу и искренность их чувства.
Когда заблудившийся в лесу во время охоты городской интеллигент Иван Тимофеевич в первый раз увидел Олесю, его поразила не только яркая и оригинальная красота девушки. Он безотчетно почувствовал ее необычность, непохожесть на остальных деревенских девчат. Во внешности Олеси, ее речи, поведении есть что-то колдовское, не подлежащее логическому объяснению.
Наверное, это и пленяет в ней Ивана Тимофеевича, в котором восхищение незаметно перерастает в любовь. Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то с удивительной прозорливостью предсказывает, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как сердце у него холодное и ленивое, а, наоборот, принесет много горя и позора той, которая полюбит его.
Трагическое пророчество Олеси сбывается в финале повести. Нет, Иван Тимофеевич не совершает ни подлости, ни предательства. Он искренне и серьезно хочет связать свою судьбу с Олесей. Но при этом герой проявляет нечуткость и бестактность, которые обрекают девушку на позор и гонение.
Иван Тимофеевич внушает ей мысль о том, что женщина должна быть набожной, хотя прекрасно знает, что Олесю в деревне считают колдуньей, а следовательно, посещение церкви может стоить ей жизни. Обладая редким даром предвидения, героиня ради любимого человека идет на церковную службу, ощущая на себе злобные взгляды, слыша издевательские реплики и брань.
Этот самоотверженный поступок Олеси особенно подчеркивает ее смелую, свободную натуру, которая контрастирует с темнотой и дикостью жителей деревни. Избитая местными крестьянками, Олеся уходит из своего дома не только^потому, что опасается их еще более жестокой мести, но и потому, что прекрасно понимает несбыточность своей мечты, невозможность счастья.
Когда Иван Тимофеевич застает опустевшую хату, то его взгляд притягивает нитка бус, которая возвышалась над кучами сора и тряпок, как “память об Олесе и ее нежной, великодушной любви”.
Любовь Олеси воспринимается героем как награда, как высший дар, посланный ему Богом. Когда читаешь эту изумительную повесть о любви, то испытываешь настоящее потрясение, которое порождает желание стать по-настоящему чутким, нежным, великодушным, дает способность по-новому увидеть мир.
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” — моей любимой повести А. И. Куприна.
“Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу.
Эти люди такие разные: Олеся — “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич — “человек хотя добрый, но только слабый”.
Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся — “ведьмака”, необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга.
Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина.
Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически, А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной.
Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…”.
Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:' я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые “выломились” из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поразило меня. Повесть “Олеся” — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
В ранней прозе Куприна центральное место занимают две большие повести: «Молох» (1896) и «Олеся» (1898). Обе были написаны по личным впечатлениям автора от пребывания в Донецком бассейне и в Полесье (Волынская губерния).
Совершенно разнородный материал лег в основу «Молоха» и «Олеси», определив неповторимость их содержания и формы. Тем не менее повести тесно связаны между собой и с рассказами общим творческим поиском.
Всюду Куприна интересовало противоречивое внутреннее состояние его современника.
Внешний и внутренний облик купринской героини побуждает вспомнить Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Отношения между «цельной самобытной, свободной натурой» и рефлексирующим посланцем цивилизованного мира сближают повести писателей. Однако автору «Олеси» близок пафос и «Власти тьмы». Полесская деревня у Куприна «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна.<\p>
Все, кроме главной героини, участники событий: «упорно необщительные крестьяне», полесовщик Ярмола, Бабка Мануйлиха да и сам рассказчик Иван Тимофеевич (от его лица ведется повествование) — связаны с определенной социальной средой, скованы ее законами и очень далеки от совершенства.<\p>
Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен. Олеся тем не менее верно говорит о своем возлюбленном: «…вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная…» На сей раз слабость совсем другого рода, нежели у Боброва: отсутствуют цельность и глубина чувств. Не сам испытывает, а другим причиняет боль Иван Тимофеевич.<\p>
Одна Олеся, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности. Автор явно романтизирует образ «дочери лесов». Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает, к сожалению, ненадолго, утраченную им естественность переживаний. А земля и небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми, прозрачными покровами», «плюшевым ковром» мха устилается путь…<\p>
Только слияние с природой (вовсе не патриархальный общинный уклад, как у Л. Толстого) дает чистоту и полноту душевному миру.<\p>
«Олеся» — звено «полесского цикла» произведений: «Лесная глушь» (1898), «Серебряный волк» (1901), «На глухарей» (1906). Всюду чувствуется притяжение к «Запискам охотника» Тургенева. Герои, цель, стиль рассказов Куприна, конечно, совершенно новые. Но он так же очарован красочным краем, увлечен разгадкой его обитателей. «Лесной симфонией» называли «Олесю» первые рецензенты.<\p>
В ранней прозе во многом проявились творческие принципы Куприна. Он был убежден: «писатель должен изучать жизнь». И сам, как уже говорилось, не боялся коснуться любых подробностей: темных человеческих страстей, неэстетичных деталей быта.<\p>
Источник: https://students-library.com/library/read/45394-povest-ai-kuprina-olesa-poetizacia-estestvennogo-celoveka-rol-lubovnogo-konflikta-i-pejzaza-v-povestvovanii
Человек и природа в повести А. Куприна «Олеся»
Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.
Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».
В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.
«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной.
Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы.
Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.
Олеся — воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.
Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.
Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.
Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация — враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», — говорит она.
Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.
Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.
Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, — вспоминает Иван Тимофеевич, — и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».
Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.
Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»
Иван Тимофеевич — человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.
По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.
Олеся — это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.
Источник: https://5litra.ru/soch/1048-chelovek-i-priroda-v-povesti-a-kuprina-olesya.html
Образ природного человека в повести куприна олеся
Одним из величайших творений замечательного русского прозаика А. И. Куприна является повесть «Олеся». Это интереснейшее по своему содержанию произведение еще обладает и глубоким символическим подтекстом.
Полученный писателем за время его службы в Волынской губернии опыт общения с простыми людьми и активной созерцательной деятельности их драматической жизни на фоне невероятно живописной природы лег в основу авторской концепции человека и природы.
Воплощением такого естественного человека выступил образ главной героини повести Олеси, девушки, выросшей в чистой природной среде и являющейся абсолютным олицетворением эстетического идеала естественности, красоты и гармонии.
Невероятное сочетание в натуре героини вековой мудрости и детской наивности, нежности и властности, ясности ума и мудрости души сделали ее непостижимым и пугающим для людей «цивилизации» явлением, окутанным ореолом зловещей таинственности.
В противовес природной органичности «лесной девы» писатель противопоставляет Ивана, человека из числа городской интеллигенции, давно лишенного чуткости, решительности и смелости следовать порывам своего сердца, заложника условностей и ложных убеждений. Поэтому нарочито играя на контрастах образов своих персонажей, автор подчеркивает всю ценность естественности, внутренней свободы и красоты, чувства достоинства и нравственной чистоты для человеческой сущности.
Таким образом, «естественный человек» по Куприну — это личность гармоничная, сохранившая и развивающая свои душевные качества и способности, дарованные ей природой, личность нравственно прекрасная и независимая от общественных правил и мнения.
Сочинение » Олеся – Куприн » Тема естественного человека в повести А. И. Куприна «Олеся»
«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
Воплощение нравственного идеала писателя в повести “Олеся”
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”)
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)
Женский образ в рассказе А. Куприна «Олеся»
Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
Любовь в понимании Бунина и Куприна
Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся”
По рассказу А. И. Куприна “Олеся”
Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? ( по произведению А.И. Куприна «Олеся»)
Сочинение по повести Куприна «Олеся»
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)
Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (“Олеся”).
Человек и природа в творчестве Куприна
Смотрите также по произведению “Олеся”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/1514/
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
/ Сочинения / Куприн А.И. / Олеся / Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
Скачать сочинение |
Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе.
Пушкинская «дева гор», «Земфира» из «Цыган», лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман «Герой нашего времени», Марьяна из толстовских «Казаков» – йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота.
Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, – это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе», городской интеллигенции – разрушает их жизнь.
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку – Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), ( по и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания.
Мануйлиху – старую бабку Олеси – выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «…а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…
»
Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» – оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного («…
ни совы, пи черного кота») нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца», а на степах вместо «обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» висят пучки сушеных трав и корешков.
Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) – этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» – важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.
Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе.
Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались… посмотри, какие смешные… Голодные совсем».
В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере.
Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь», особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности».
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх.
С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение».
Каким бы пи был источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией – качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу», которая его ожидает. «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не I хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин», – говорит девушка своему собеседнику.
С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга». Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи», испытание – пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус – память о ее «нежной, велико – душной любви».
В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины. Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.
25642 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Куприн А.И. / Олеся / Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00043801184864176329
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся»
Урок литературы. 11 класс.
Тема: Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».
Цели урока: исследование структуры повести Куприна «Олеся»; развитие навыка анализа прозаического текста, формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания; формирование ориентации в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Уже в конце жизни А.Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души». Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так,<\p>
А. П.
Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости». Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903).
Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение группы учащихся об истории создания повести «Олеся».
2. Слово учителя (дополнения о творческой истории повести).
IV. Самостоятельная работа учащихся.
1. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Что доказывает, что Иван Тимофеевич – человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Группа 3. Олеся.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Группа 4. О любви.
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
V. Диагностика понимания.
– Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
– Ваше отношение к главным героям повести.
– Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
VI. Первичное закрепление.
1. Литературная викторина.
№ п/п |
Вопросы |
1 |
Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам? |
2 |
О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича? |
3 |
Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич? |
4 |
Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню? |
5 |
Что было самым примечательным в портрете Олеси? |
6 |
Сколько лет Олесе? |
7 |
Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению? |
8 |
Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши? |
9 |
Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси? |
10 |
Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу? |
11 |
Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу? |
12 |
Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю? |
13 |
Как Мануйлиха называет болезнь Олеси? |
14 |
Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»? |
15 |
Как называется место, где разворачиваются описанные события? |
16 |
Какой дар передан Олесе по наследству? |
17 |
Назовите местную интеллигенцию. |
18 |
Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич? |
19 |
Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке? |
20 |
Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича? |
21 |
Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече? |
22 |
О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем? |
23 |
Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей? |
24 |
Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне? |
25 |
Что напоминала хата колдуньи? |
26 |
Настоящее имя Олеси? |
27 |
Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи? |
28 |
Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края? |
29 |
Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях? |
30 |
Как звали собаку Ярмолы? |
31 |
Самое любимое занятие дворян? |
32 |
Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем? |
33 |
Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: … |
34 |
Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать? |
35 |
Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом? |
36 |
Чего больше всего в жизни боялась Олеся? |
37 |
Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу? |
38 |
О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу? |
39 |
Как местные бабы расправились с Олесей? |
40 |
Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было? |
41 |
За что люди прогнали ведьму из села? |
42 |
Какие птицы дружили с Олесей? |
43 |
О чём писал рассказы Иван Тимофеевич? |
44 |
Какой картой в колоде является Олеся? |
45 |
Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию? |
46 |
Почему Олеся никогда не ходила в церковь? |
47 |
За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки? |
48 |
Чего самого элементарного не знает Олеся? |
49 |
За что все вокруг корили и ругали Ярмолу? |
50 |
Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание? |
51 |
Во сколько раз деревня меньше Петербурга? |
52 |
На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу? |
53 |
Сколько грамотных людей в деревне? |
54 |
В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда? |
55 |
Какие «украшения» были в избе Мануйлихи? |
VI. Самостоятельная работа учащихся.
1. Тест.
1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.
2. Что оставила Олеся в память о себе?
а) бусы; б) письмо; в) крест.
3. О ком идёт речь: «…считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?
а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.
4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было.
По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда.
Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?
а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.
5. Что хотели сделать с Олесей женщины?
а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.
VII. Выводы по повести на материалах презентации.
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
VIII. Подведение итогов, рефлексия:
– Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?
IX. Домашнее задание.
По выбору:
1. Составить цитатную характеристику героев.
2. Сочинение-миниатюра по проблемному вопросу.
Для всех:
Выразительное чтение эпизода.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_litieratury_11_klass_tiema_vnutrienniaia_tsiel_nost_i_krasota_prirodnogho_chielovieka_v_poviesti_a_i_kuprina_oliesia_1