Характеристика Ольги Ильинской в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера в цитатах
Ольга Ильинская. “Обломов” Иллюстрация Ю. С. Гершкович |
Ольга Ильинская является одной из центральных героинь выдающегося романа “Обломов” И. А. Гончарова.
Юная красавица Ольга становится возлюбленной ленивого барина Ильи Ильича Обломова, однако эти отношения заканчиваются разрывом.
В этой статье представлена цитатная характеристика Ольги Ильинской в романе “Обломов”: описание внешности и характера героини.
Характеристика Ольги Ильинской в романе “Обломов”: описание внешности и характера
Полное имя героини – Ольга Сергеевна Ильинская:
“…Как вы развились, Ольга Сергеевна…”
Возраст Ольги – 20 лет:
“…зачем он считает ее за девочку, тогда как ей двадцать лет…”
Ольга Ильинская является дворянкой и помещицей с небольшим имением:
“…небольшого имения Ольги, которое как то попало в залог при одном подряде, да там и село…”
“…в апреле вы можете ехать в свое имение. Оно невелико, но местоположение – чудо! Вы будете довольны. Какой дом! Сад! …”
Ольга – сирота. С тех пор как ее родители умерли, она живет с теткой:
“…Пришел человек от Марьи Михайловны, Ольгиной тетки, звать обедать…”
“…вы пяти лет были, когда папа выехал оттуда и увез вас…” (отец Ольги был еще жив, когда ей было 5 лет)
О внешности Ольги Ильинской известно следующее:
“…Она – божество, с этим милым лепетом, с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…”
“…Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее…”
“…Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – с станом…”
“…перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом…”
“…Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ…”
“…У ней, в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план…”
“…«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!..”
“…подал руку какой то прекрасной женщине…”
“…коса ее, которую она спускала как то низко на затылок, так что она продолжала и дополняла благородство всей ее фигуры, начиная с головы до плеч и стана…”
“…украдкой кидал взгляд на ее […] кудри…”
У героини прекрасное, изящное, белое лицо:
“…прекрасное лицо Ольги…”
“…с этим изящным, беленьким личиком…”
“…иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний…”
“… ни жемчугу во рту не было…” (*жемчугом называли белые зубы)
“…Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию…”
У нее серо-голубые глаза:
“…Он глядел прямо в ее серо-голубые, ласковые глаза…”
“…Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что то, душа, должно быть!..”
“…То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз…”
“…эти умные серо-голубые глаза…”
У нее пушистые, “говорящие” брови:
“…ее пушистые, говорящие брови…”
“…Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что то говорило, будто там покоилась мысль…”
“…Какое покойное, светлое выражение ни ляжет ей на лицо, а эта складка не разглаживается и бровь не ложится ровно…”
У нее тонкие, сжатые губы:
“…не было […] ни яркого колорита щек и губ […] ни кораллов на губах,..”
“…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли…”
“…только губы сжаты, как всегда…”
“…у ней все лицо смеялось, а губы нет…”
У Ольги мягкие, влажные руки:
“…Руки у ней влажны и мягки…”
“…ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда…” (то есть у Ольги руки “обычного размера”, не миниатюрные)
У Ольги легкая, скользящая походка:
“…захрустел песок под легкими шагами…”
“…походка как будто ее: так легко и быстро скользят ноги, как будто не переступают, а движутся, такая же наклоненная немного вперед шея и голова, точно она все ищет чего то глазами под ногами у себя…”
Об одежде Ольги известно следующее:
“…лишь слышно было, как шаркнуло ее шелковое платье…”
“…Она снимет мантилью, косынку с плеч, но и это не помогает…”
“…песок сухо трещал под ее ботинками…”
“…Она все глядела вниз, шевеля носком ботинки…”
“…пододвинула крошечные туфли…”
“…сама распустила зонтик, оправила платье и пошла…” (летом Ольга носит зонтик от солнца)
“…Я тоже в ваточном платье…” (осенью)
“…спросила она, садясь и снимая шляпу и салоп*…” (*Салоп – женская верхняя одежда. Ольга носит салоп зимой)
“…Она надела белое платье, скрыла под кружевами подаренный им браслет, причесалась, как он любит…”
Ольга Ильинская является грациозной девушкой:
“…статуя грации и гармонии…”
“…если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии…”
“…благородство всей ее фигуры, начиная с головы до плеч и стана…”
Ольга – здоровая, свежая девушка:
“…она не боится сквозного ветра, ходит легко одетая в сумерки – ей ничего! В ней играет здоровье; кушает она с аппетитом; у ней есть любимые блюда; она знает, как и готовить их…”
“…как ни была свежа, здорова, но у нее стали являться какие то новые, болезненные симптомы…”
Ольга – молодая, неопытная девушка, только начинающая жить:
“…заиграть некогда в ее молодой душе…”
“…которая еще не начала жить!..”
“…теперь она поняла, что он был прав, что она только что начала жить…”
“…ты молода, мало знаешь свет и людей…”
Она является чудесной, очаровательной девушкой:
“…чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств. Она была в глазах его только прелестный, подающий большие надежды ребенок…”
“…Да и сама она что за очаровательное дитя!..”
Ольга – естественная и простая девушка:
“…Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…”
“…Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…”
Ольга является искренней девушкой:
“…Ольга не хитра: это он ясно видел…”
“…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!..”
“…Нет, она не такая, она не обманщица, – решил он…”
Она не кокетка, в ней нет жеманства и “мишуры”:
“…Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц…”
“…У ней никогда не прочтешь в глазах: «теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги…»..”
Ольга – особенная девушка, не похожая на остальных барышень своего круга:
“…глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей…”
“…в ней мелькают не совсем обыкновенные черты ума, взгляды…”
Ольга Ильинская похожа на ангела, по мнению Обломова:
“…Крестьяне не видали никогда ничего подобного; они падают ниц перед этим ангелом…” (Обломов об Ольге)
“…Знаю, знаю, мой невинный ангел…” (Обломов – Ольге)
Она является неразговорчивой девушкой:
“…говорила она мало…”
“…такая робкая, молчаливая…”
Ольга – ровная, спокойная девушка:
“…А вы так ровны, покойны…”
“…Не равнодушна, но покойна…”
При этом Ольга является самолюбивой личностью:
“…самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах…”
“…Вы самолюбивы; это оттого…” (Обломов об Ольге)
“…Я люблю Андрея Иваныча […] кажется, за то… что он любит меня больше других; видите, куда вкралось самолюбие!..”
“…К этому прибавьте обманутое самолюбие…”
Ольга Ильинская – гордая девушка:
“…ты, гордая девушка, могла, очертя голову, забыв стыд и воспитание, увлечься и нарушить долг…”
“…в глазах самолюбивой, гордой Ольги…”
У Ольги искренний смех:
“…в комнате раздался ее смех, который был так звучен, так искренен и заразителен, что кто ни послушает этого смеха, непременно засмеется сам, не зная о причине…”
“…такого искреннего смеха…”
Она является доброй девушкой:
“…ее взгляд, исполненный любопытства, но вместе такой добрый…”
“…вмешалась Ольга с добротой, так мягко, что вынула жало из сарказма…”
“…глядя на него по вчерашнему, но еще с большим выражением любопытства и доброты…”
Ольга – насмешливая девушка:
“…«Она – злое, насмешливое создание!» – подумал Обломов, любуясь против воли каждым ее движением…”
“…Ах! простите, несносный язык! Но, ей богу, это не насмешка!..” (Ольга о себе)
“…добродушно уязвлять его насмешками над лежаньем, над ленью…”
“…Иногда речь ее и сверкнет искрой сарказма, но там блещет такая грация, такой кроткий, милый ум, что всякий с радостью подставит лоб!
Она является лукавой девушкой:
“…Она была не без лукавства…”
“…возразила она с едва приметным лукавством…”
Ольга Ильинская – задумчивая девушка:
“…Она задумалась…”
“…Да, конечно, оттого, – говорила она, задумываясь…”
“…прибавила она задумчиво…”
Ольга является умной девушкой:
“…У ней, в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план, как она отучит Обломова спать после обеда…”
“…присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины…”
“…Ольга просто умна: вот хоть сегодняшний вопрос, как легко и ясно разрешила она, да и всякий!..”
“…такой кроткий, милый ум…”
“…молодого, но тонкого и глубокого, здравого ума!..”
У нее ясный ум и взгляды:
“…как ни ясен был ум Ольги, как ни сознательно смотрела она вокруг…”
“…Взгляд Ольги на жизнь, на любовь, на все сделался еще яснее, определеннее…”
“…сегодняшний вопрос, как легко и ясно разрешила она, да и всякий!..”
Ольга Ильинская – живая натура:
“…он не задремлет у нее; она укажет ему цель…”
“…живой и отчасти насмешливой женщины…”
Она является мечтательницей, девушкой с воображением:
“…Я мечтательница, фантазерка! – говорила она. – Несчастный характер у меня…”
“…воображение и самолюбие с одной стороны…”
Ольга – верная, постоянная девушка:
“…Умрете… вы, – с запинкой продолжала она, – я буду носить вечный траур по вас и никогда более не улыбнусь в жизни…”
“…Любить два, три раза… нет, нет… Я не хочу верить этому!..”
У нее чистая душа:
“…притом ты так чиста, так свято любишь…”
“…чиста и безукоризненна, какова ты в самом деле…”
Ольга является настойчивой девушкой:
“…благодаря настойчивости Ольги, следил за текущей иностранной литературой…”
“…скрыться от этого безмолвного, настойчивого взгляда…”
Ольга Ильинская – упорная девушка:
“…У ней есть какое то упорство, которое не только пересиливает все грозы судьбы, но даже лень и апатию Обломова. Если у ней явится какое нибудь намерение, так дело и закипит…”
При всей силе своего характера Ольга сохраняет женственность:
“…Настойчивость в намерениях и упорство ни на шаг не увлекают ее из женской сферы…”
Ольга Ильинская – ласковая, мягкая женщина:
“…во всех ее отношениях ко всем столько мягкости, ласкового внимания – словом, она женщина!..”
Она нежна в любви:
“…В любви она так нежна…”
Ольга Ильинская способна сострадать:
“…Потом, она так доступна чувству сострадания, жалости! У ней нетрудно вызвать слезы; к сердцу ее доступ легок…”
У нее чуткая и глубокая душа:
“…Их чуткие души не могли привыкнуть к этой красоте…” (души Ольги и Штольца)
“…и не такие тонкие женщины, как она, умеют отличить дружескую преданность…”
“…Там мало помалу открывалась перед ним глубокая бездна ее души…”
Она является высоконравственной, высокоморальной девушкой:
“…Не любят два раза в жизни, – думала она, – это, говорят, безнравственно…”
“…по верному пониманию истинной, нелицемерной, никем не навеянной ей нравственности…”
Ольга – находчивая девушка:
“…Ольга вместо обыкновенной своей находчивости молчит…”
“…откуда у ней является эта сила, этот такт – знать и уметь, как и что делать, какое бы событие ни явилось…”
Она является решительной девушкой:
“…Невозмутимая, неробкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь!..”
Ольга торопится жить, в душе у нее горит неугасающий огонь:
“…они как будто сговорились торопиться жить!…” (о Штольце и Ольге)
“…А я? Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда…”
“…она не отстанет. Я устану, а она нет. Это такой огонь, такая жизнь, что даже подчас достается мне…”
Она любит музыку и играет на фортепиано:
“…Любила она музыку…”
“…за роялем сидела Ольга и смотрела на него с большим любопытством…”
“…говорила она, задумываясь и перебирая одной рукой клавиши…”
Ольга Ильинская красиво поет:
“…в мое пение? Про него давно говорят мне много хорошего…”
“…а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поет…”
“…Ты любишь эту арию*? Я очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя – вот голос, вот пение!..” (*Ария “Casta diva” из оперы “Норма” В. Беллини)
У нее мягкий, но сильный голос:
“… слышали, каким тоненьким голосом говорит: у ней чудесный голос…”
“…слышался только мягкий, но сильный голос, с нервной дрожью чувства…”
“…от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…”
Ольга любит театр. У них с теткой выкуплена своя ложа в театре:
“…Приезжай завтра в театр, у нас ложа, – сказала она…”
“…ma tante* пригласила их к нам в ложу…” (*ma tante – моя тетя)
На досуге Ольга занимается вышиванием:
“…Вы заняты были? – спросила она, вышивая какой то лоскуток канвы…”
“…развертывая свиток канвы и показав ему узор…”
Она любит читать книги и газеты:
“…вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она…”
“…французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских…”
После неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж за Андрея Штольца. Со временем у супругов рождаются дети:
“…Ей богу, не шучу. Другой год я женат на Ольге…”
“И дети здоровы…”
Это была цитатная характеристика Ольги Ильинской в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера героини.
Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”
Источник: https://literaturus.ru/2015/07/harakteristika-olga-ilinskaja-oblomov.html
Характеристика Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера в цитатах
Ольга Сергеевна Ильинская – именно так звали героиню романа, прекрасную девушку и ту самую возлюбленную Обломова.
Ей было двадцать лет, а семья ее не была богатой, средние помещики с небольшим имением в деревне.
У Ольги не было родителей и она жила со свой родной теткой.
Внешность Ольги Ильинской
Она была прекрасна… Автор не специально подбирает множество эпитетов чтобы передать читателю всю имеющуюся красоту девушки.
У нее были большие серые глаза, белая кожа и тонкая нежная шея.
“…Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее…”
“…«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!..” “…подал руку какой то прекрасной женщине…”
Ольга Ильинская честная девушка и все ее слова исходили от чистого сердца, её мысли всегда были свежие и правдивые.
“…Нет, она не такая, она не обманщица, – решил он…”
Она не была кокеткой. В ее глазах не было замечено игры с мужчинами. Более того многие представители сильного пола считали её ангелом, спустившемся на землю.
Характер Ольги
Девушка была насмешливой, даже не смотря на ангельский вид, она любила подшутить над Обломовым.
И этот сарказм ужасно раздражал мужчину.
«Она – злое, насмешливое создание!» – подумал Обломов, любуясь против воли каждым ее движением…”
Ольга – задумчивая девушка. Все чаще в произведении можно увидеть было мечтающую девушку, она жила книгами и стремилась к такой жизни из бумажных страниц.
Она прекрасно играла на фортепьяно, а пение ее не было не сравнимо ни с чем.
” Ольга красиво поет: “…в мое пение? Про него давно говорят мне много хорошего…” “…а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поет…”
Её упорству мог бы позавидовать каждый человек. Ольга стремилась вытащить своего любимого Илью Обломова из этой ленивой диванной жизни. И это ей почти удалось. Ведь на мгновение Обломов изменился – ему хотелось жить, что-то делать, читать книги, мечтать…Однако все было напрасно и признать свои неудачи девушка не смогла, но и иметь такую жизнь тоже не хотела.
Ольга говорила, что никогда не сможет проживать каждый день одинаково – жить от праздника к празднику, сидеть дома и скучать. Тогда жизнь остановится….
Именно поэтому, зная, что она хочет другой жизни, смогла оставить свою любовь и вышла замуж за друга Обломова – Андрея Штольца.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2387
Характеристика Ольги Ильинской в романе
Искусство и развлечения 22 ноября 2017
Характеристика Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов” позволяет лучше узнать и понять этого персонажа. Это главный женский образ, который играет в произведении существенную роль.<\p>
Роман Гончарова
Характеристика Ольги Ильинской необходима, чтобы лучше понять суть этого произведения.<\p>
При этом стоит отметить, что над романом Иван Гончаров трудился на протяжении 12 лет – с 1847 по 1859 годы. Он вошел в его знаменитую трилогию, наряду с “Обрывом” и “Обыкновенной историей”.
<\p>
Во многом Гончаров так долго писал “Обломова” из-за того, что работу постоянно приходилось прерывать. В том числе и из-за кругосветного путешествия, в которое писатель отправился на фрегате “Паллада”. Этой поездке он посвятил путевые очерки, только опубликовав их, он вернулся к написанию “Обломова”.
Существенный прорыв случился летом 1857 года на курорте Мариенбад. Там за несколько недель Гончаров закончил большую часть произведения.<\p>
Сюжет романа
Роман рассказывает о судьбе русского помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге вместе со своим слугой по имени Захар. Многие дни проводит лежа на диване, иногда вообще не вставая с него. Он ничем не занимается, не выходит в свет, а только мечтает об уютной жизни в своем поместье.
Кажется, что никакие беды не способны сдвинуть его с места. Ни упадок, в которое приходит его хозяйство, ни угроза выселения из петербургской квартиры.<\p>
Расшевелить Обломова пытается его друг детства по имени Андрей Штольц.
Он представитель обрусевших немцев, является полной противоположностью Обломову. Всегда очень деятелен и энергичен. Он заставляет Обломова на какое-то время выйти в свет, там помещик встречает Ольгу Ильинскую, характеристика которой есть в этой статье.
Это современная и прогрессивно мыслящая женщина. После долгих раздумий Обломов решается и делает ей предложение.<\p>
Переезд Обломова
Ильинская неравнодушна к Обломову, но он сам все портит, когда поддается на интриги Тарантьева и переезжает на Выборгскую сторону. В то время это фактически сельская окраина города.
Обломов оказывается в доме Агафьи Пшеницыной, которая со временем прибирает к рукам все его хозяйство. Сам Илья Ильич постепенно угасает в полной бездеятельности и безволии. Между тем по городу уже ходят слухи о предстоящей свадьбе героев.
Но когда Ильинская приходит к нему в дом, то убеждается, что уже ничто и никогда не сможет его пробудить. Их отношения после этого прекращаются.<\p>
Вдобавок Обломов оказывается под влиянием брата Пшеницыной Ивана Мухоярова, который запутывает главного героя в своих махинациях.
Расстроенный Илья Ильич тяжело заболевает, от полного разорения его спасает только Штольц.<\p>
Жена Обломова
Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.<\p>
Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым.
Из-за малоподвижного образа жизни в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.<\p>
Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская.
Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.<\p>
Образ Ильинской
Характеристику Ольги Ильинской нужно начать с того, что это яркий и сложный образ. В самом начале читатель знакомится с ней как с юной девушкой, которая только начинает развиваться.
На протяжении романа мы можем наблюдать, как она взрослеет, раскрывается как женщина и мать, становится самостоятельной личностью.<\p>
В детстве Ильинская получает качественное образование. Она много читает, разбирается в искусстве и науках.
Она постоянно находится в развитии, стремится достигать все новых целей. В ней все говорит о собственном достоинстве, красоте и внутренней силе.<\p>
Отношения с Обломовым
В романе “Обломов” Ольга Ильинская, характеристика которой приведена в этой статье, предстает перед нами совсем юной девушкой. Она познает окружающий мир, старается разобраться, как все устроено вокруг.<\p>
Ключевым моментом для нее становится любовь к Обломову.
Ольгу Ильинскую, характеристику персонажа вы читаете сейчас, охватывает сильное и вдохновляющее чувство. Но оно было обречено, потому что молодые люди не захотели принимать друг друга такими, какими они были в действительности.
Вместо этого они создали некие эфемерные полуидеальные образы, в которые и влюбились.
<\p>
Почему они не могут решиться на коренные изменения в себе для того, чтобы их вероятные совместные отношения стали реальностью? Для самой Ольги любовь к Обломову становится долгом, она считает, что обязана изменить внутренний мир своего возлюбленного, перевоспитать его, превратив в абсолютно другого человека.
Стоит признать, что в первую очередь ее любовь основывалась на эгоизме и личных амбициях. Важнее чувств к Обломову для нее была возможность уповаться своими достижениями. Ее интересовала в этих отношениях возможность изменить человека, помочь ему возвыситься над собой, превратиться в деятельного и энергичного мужа. Именно о такой судьбе мечтала Ильинская.
В романе “Обломов” сравнительная характеристика в таблице Ольги Ильинской и Пшеницыной сразу дает понять, насколько непохожи эти героини.
Замужем за Штольцем
Как мы знаем, из отношений с Обломовым так ничего и не вышло. Ильинская вышла замуж за Штольца. Их роман развивался неспешно, начался с искренней дружбы. Первоначально сама Ольга воспринимала Штольца больше как наставника, который был для нее вдохновляющей фигурой, по-своему недоступной.
В характеристике Ольги Ильинской цитату можно привести, чтобы лучше понять ее отношения с Андреем. “Он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах” – так Гончаров пишет о ее отношении к Штольцу.
Это замужество помогло ей оправиться после разрыва с Обломовым. Их совместные отношения выглядели логично, так как герои были схожи по натуре – оба деятельные и целеустремленные, это видно в романе “Обломов”. Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной приведена в этой статье ниже. Она помогает лучше понять поступки этих персонажей.
Со временем все изменилось. Штольц уже не мог угнаться за постоянно стремящейся вперед Ольгой. А Ильинская начала разочаровываться в семейной жизни, в самой судьбе, которая была ей предначертана изначально. При этом она находит себя в качестве матери для сына Обломова, которого она вместе со Штольцом берет на воспитание после смерти Ильи Ильича.
Сравнение с Агафьей Пшеницыной
Приводя характеристику Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, нужно отметить, что второй женщиной, полюбившей Обломова, стала вдова мелкого чиновника. Она – идеальная хозяйка, которая не может сидеть без дела, постоянно заботится о чистоте и порядке в доме.
При этом сравнительная характеристика Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской будет в пользу последней. Ведь Агафья – малообразованный некультурный человек. Когда Обломов спрашивает ее о том, что она читает, та только тупо смотрит на него, ничего не отвечая. Но она все же привлекла Обломова. Скорее всего, тем, что полностью соответствовала его привычному укладу жизни.
Она обеспечивала максимально комфортные для него условия – тишину, вкусную и обильную еду и покой. Она становится для него нежной и заботливой нянькой. При этом своей заботой и любовью она окончательно убила проснувшиеся в нем человеческие чувства, которые так пыталась разбудить Ольга Ильинская. Характеристика в таблице этих двух героинь дает возможность лучше их понять.
Сравнение с Татьяной Лариной
Интересно, что многие исследователи дают сравнительную характеристику Ольги Ильинской и Татьяны Лариной. Действительно, если не вдаваться в детали, с первого взгляда эти героини очень похожи друг на друга. Читателя подкупает их простота, естественность, безразличие к светской жизни.
Именно в Ольге Ильинской проявляются те черты, которые традиционно привлекали русских писателей в любой женщине. Это отсутствие искусственности, живая красота. Ильинская отличается от современных ей женщин тем, что ей не хватает обычного женского домашнего счастья.
В ней чувствуется скрытая сила характера, у нее всегда имеется собственное мнение, которое она готова отстаивать в любой ситуации. Ильинская продолжает галерею прекрасных женских образов в русской литературе, которую открыла пушкинская Татьяна Ларина. Это нравственно безупречные женщины, которые верны долгу, согласны только на сострадательную жизнь.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/260322/
Цитатная характеристика Ильинской в романе «Обломов»
Ольга Ильинская — героиня книги И. Гончарова «Обломов», одно время — возлюбленная главного героя Ильи Ильича.<\p>
Первое, что бросается в глаза Обломову при встрече с Ольгой, это отсутствие наигранности в ее поведении:<\p>
«В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!»<\p>
Ольга Ильинская не является образцом классической красоты. Эталонам и стандартам красавицы, принятым в то время, она не соответствует. Гончаров смотрит на свою героиню, как скульптор бы глядел на созданную им скульптуру:<\p>
«Но если бы обратить ее в статую, она была бы статуей грации и гармонии.
Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами…»<\p>
Походка Ольги демонстрирует ее живой и бодрый характер, она ровна, легка и изящна. Автор И. Гончаров говорит об Ольге так: «Строго и обдуманно, артистически созданное существо…
»<\p>
Ильинская — прекрасная музыкантша, играет на фортепиано и поет. Голос ее чист и силен, «с мягкой нервной дрожью».
Гончаров описывает Ольгу в момент исполнения ею музыкальных произведений:<\p>
«Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице у нее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо…
»
<\p>
Ольга очаровательна как девушка. Влюбленный Обломов сравнивает ее нежную головку с цветком: «Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!… Эта белизна, эти глаза, где как в пучине, темно, и вместе с тем блестит что-то… душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и голова…
как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок.. дышит ароматом…»<\p>
Пообщавшись с Ольгой некоторое время, невозможно не заметить ее острый ум, яркость и живость мыслей. «Благоухающей свежестью ума и чувств» называет ее особенности Штольц. Взгляд Ольги не пропускает ничего вокруг себя, непрерывный поток мыслей горит в ее взгляде.
С людьми она сближается не очень активно, другие часто так и не узнают ее характера полностью: «Одни считали ее недалекой, так как не срывались с ее языка мудрые сентенции…»<\p>
Ольга способна на большие чувства и переживания. Любовь к Обломову, что не закончилась браком, оставила в ее душе рану, которая залечивалась годами. Счастье тонкая натура Ольги находит в тихой замужней жизни с Андреем Штольцем, в ее безграничном доверии к этому человеку.<\p>
Главная тема романа «Обломов» И. Гончарова
Сочинение на тему «Образ жизни Обломова»
Тема дома в романе «Обломов» И. Гончарова – сочинение
Сочинение-описание Ильинской из романа «Обломов»
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=329
Характеристика Ольги Ильинской (с планом). По роману И.А.Гончарова «Обломов»
Ольга Сергеевна Ильинская — из серии женских портретов Гончарова, натура яркая и запоминающаяся. Сближая Ольгу с Обломовым, Гончаров поставил себе две задачи, каждая из которых важна сама по себе.
Во-первых, автор в своем произведении стремился показать те ощущения, которые пробуждает присутствие молодой, симпатичной женщины.
Во-вторых, он хотел представить в возможно полном очерке саму женскую личность, способную к нравственному пересозданию мужчины<\p>
, падшего, обессиленного, но еще сохранившего в себе многие человеческие чувства.
Благотворное влияние Ольги скоро сказалось на Обломове: в первый же день знакомства Обломов возненавидел и ужасный беспорядок, царивший в его комнате, и сонное лежание на диване, на которое он облек себя.
Мало-помалу, вдаваясь в новую жизнь, указанную Ольгой, Обломов покорился вполне любимой женщине, угадавшей в нем чистое сердце, ясный, хотя и бездеятельный ум и стремившейся пробудить его душевные силы.
Он стал не только перечитывать книги, прежде валявшиеся без всякого внимания, но и передавать вкратце их содержание любознательной Ольге.
Каким же образом удалось Ольге произвести в Обломове такой переворот? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к характеристике Ольги.
Что за человек была Ольга Ильинская? Прежде всего, необходимо отметить самостоятельность ее натуры и незаурядность ее ума, явившиеся следствием того, что рано потеряв родителей, она шла своей твердой дорогой.
На этой почве развилась и пытливость Ольги, поражавшая тех людей, с которыми сталкивала ее судьба. Охваченная жгучей потребностью знать как можно больше, Ольга осознает поверхностность своего образования и с горечью говорит о том, что женщинам не дают образования.
В этих ее словах чувствуется уже женщина нового времени, стремящаяся сравняться с мужчинами по уровню образования.
Идейность натуры роднит Ольгу с тургеневскими женскими персонажами. Жизнь для Ольги – это обязанность и долг. На почве такого отношения к жизни выросла и ее любовь к Обломову, которого, не без влияния Штольца, она задалась целью спасти от перспективы умственно опуститься и погрузиться в тину недалекого существования.
Идейным является и ее разрыв с Обломовым, на который она решилась только тогда, когда убедилась, что Обломова уже не возродить никогда.
Точно также и неудовлетворенность, временами охватывающая душу Ольги после выхода ее замуж, вытекает из того же светлого источника: это ни что иное, как тоска по идейному делу, которого не мог ей дать благоразумный и рассудительный Штольц.
Но разочарованность никогда не приведет Ольгу к лени и апатии. Для этого она обладает достаточно сильной волей.
Ольге свойственна решительность, которая позволяет не считаться ни с какими преградами, чтобы возродить любимого человека к новой жизни. И та же сила воли пришла к ней на помощь, когда она увидела, что ей не возродить Обломова.
Она решила порвать с Обломовым и справилась со своим сердцем, как дорого ни стоило ей это, как ни трудно было вырвать любовь из сердца.
Как было уже сказано ранее, Ольга – женщина нового времени. Гончаров вполне ясно выразил существовавшую в то время потребность в подобном типе женщин.
План статьи «Характеристика Ольги Ильинской»
Вступление. Две задачи автора:
а) Влияние Ольги на Обломова
б) характер Ольги
Источник: https://DetskiyChas.ru/school/goncharov/harakteristika_olgi_ilyinskoy/
Ольга Ильинская
Роман «Обломов» – главное произведение в творчестве Ивана Гончарова. Роман создавался в течение нескольких лет, с 1847 по 1859 год. Его главным героем стал помещик Илья Обломов. Образованный человек проводит жизнь, предавшись неге и полулени.
Он не приспособлен к работе и, несмотря на имеющийся потенциал, не питает интереса ни к одному виду деятельности. Ольге Ильинской, чей характер оказывается полной противоположностью образу Обломова, автор отвел роль мотиватора главного действующего лица.
Иван Гончаров
Роман демонстрирует развитие персонажа. Встретив Ольгу молодой девушкой, читатель наблюдает за ее становлением как личности, взрослением и сменой статуса. Постоянно стремящаяся к саморазвитию, амбициозная Ольга Сергеевна Ильинская пробуждает в Обломове любовь, которой не суждено иметь продолжения.
Биография и сюжет
Ольга Ильинская – привлекательная девушка, живущая в Санкт-Петербурге. Она позитивна, оптимистична и не склонна к манерности, традиционной для описываемой эпохи. Семья девушки благородна.
Родители рано умерли, и ребенком героиня попала в дом тетки, Марьи Михайловны. Там ей дали воспитание, разрешали открыто выражать мнение. Самодостаточность Ольги объяснима и тем, что ее близким другом был Андрей Штольц.
Девушка является поклонницей его взглядов и воплощает в жизнь идеи, которым благоволит приятель.
Ольга Ильинская и Илья Обломов
Образ Ольги не типичен для женщины 19 века. Ее характеристика исключает склонность к кокетству и жеманству, скрытности и алчности. Девушку мало волнуют приличия и чужое мнение. Общества Ильинской избегают поборники традиционного социального строя и этикета. Ольга образованна и рассудительна.
Описывая характер, автор не уделяет внимания внешности, отмечая, что героине не хватает белизны кожи, румянца и утонченных очертаний. Грациозная и элегантная Ильинская из добродушного ребенка превращается в женщину, чье лицо теряет беззаботное выражение и обретает тягостную задумчивость.
<\p>
Чувства, которые пробудила Ольга в сердце Обломова, облагородили героя и позволили начать новый этап жизни. Герой оказался не в силах соответствовать девушке, и им пришлось разорвать отношения. Расставание подкосило обоих. Илья Обломов слег в горячке, а Ольга Ильинская уехала в Париж, залечить разбитое сердце.
Полгода, проведенные во Франции, она поддерживала тесную связь со Штольцем и пришла в себя. Приняв предложение руки и сердца от друга Обломова, Ольга вышла за него замуж.
Ольга Ильинская и Андрей Штольц
Сочетая простоту и естественность, Ольга Ильинская отличалась от представительниц прекрасного пола в Петербурге.
Агафья Пшеницына, которая заняла мысли Обломова после отъезда Ольги, не отличалась широтой взглядов или возвышенными идеалами.
Ее простота и стремление вести привычный образ жизни заставили героя задуматься о том, что схожесть дает основания для появления чувств.
Личностный рост Ольги, описанный на страницах произведения, происходит быстрыми темпами. Это покорило Обломова. Позднее, поняв, что не готов к такому ритму жизни и имеет другие идеалы, герой отказался от попыток быть наравне с Ильинской. История любви не состоялась.
<\p>
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
В сравнение с Ольгой Пшеницына выглядит скромно. Ее главными заботами оказывается ведение хозяйства и поиск возможностей угодить Обломову.
Для нее он выступает в роли Ильинской, поэтому ленивому помещику кажется, что брак с Пшеницыной – удачный вариант развития событий.
Привыкшие к домашней жизни, щедрым застольям, тихой текучести времени, Обломов и Пшеницына довольствуются тем, что им преподносит судьба. В то же время Ильинская и Штольц привыкли творить свою жизнь вопреки обстоятельствам.
План перевоспитания Обломова, который разработала Ильинская, никогда бы не пришел в голову Пшеницыной, считавшей, что супруг – идеальный мужчина. Чувства, которые Ольга приняла за любовь, скорее были удовольствием от результатов, демонстрируемых Ильей.
Главное предназначение Ольги заключается в постоянном поиске себя и самосовершенствовании, что невозможно рядом с Обломовым.
Актрисы
Роман «Обломов» был экранизирован. Аудитории запомнились две киноленты, достойные разбора и отличившиеся интересными актерскими работами. В 1966 году на экраны вышел сериал, созданный итальянскими постановщиками. Роль Ольги исполнила Джулиана Лоджодиче, а в образе Обломова выступил Альберто Лионелло.
Джулиана Лоджодиче в роли Ольги Ильинской
Советский зритель смог оценить режиссерскую интерпретацию Никиты Михалкова в 1979 году. Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был воспринят тепло и доброжелательно. Критики отмечали игру Елены Соловей, воплотившей на экране Ильинскую.
<\p>
Елена Соловей в роли Ольги Ильинской
Кроткая и утонченная актриса достоверно изобразила черты, которые описывал автор в романе. Внешность актрисы изящно дополнила создаваемый ею образ. Роль принесла исполнительнице большой успех в кинематографе.
В дуэте с Олегом Табаковым Елена Соловей представила неповторимый тандем незаурядной личности и ее подопечного.
Интересные факты
Литературоведы ищут прообраз Ольги Ильинской, отмечая ее сходство с главной героиней романа «Евгений Онегин». Татьяна Ларина напоминает Ильинскую.
Писатели характеризуют девушек как простых персонажей, не испытывающих интереса к светской жизни современного общества. В работе над образом Гончаров пошел дальше Пушкина, изобразив женщину, привлекающую природной красотой и серьезными запросами.
Ольге не достаточно быть счастливой дамой, она чувствует необходимость проявления характера.
Ольга Ильинская и Татьяна Ларина
Ильинская входит в число классических женских образов русской литературы. Ольга представляет собой аутентичную героиню, цельную натуру, которой не находится равных.
Цитаты
Автор вкладывает в уста главной героини слова, которые ожидает услышать от публики. Середина 19 века была смутным временем, когда особам, подобным Обломову, не было счета.
Мало кто хотел выйти из зоны комфорта, чтобы взяться за решительные действия, и в образе женщины писатель дает сильнейшую мотивацию Обломову и таким как он.
Женское начало является собирательным образом достигаемой высоты:<\p>«Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя!» – говорит Обломову Ольга.
Несмотря на рассудительность, Ольге не чужды сердечные порывы:<\p>«У сердца, когда оно любит, есть свой ум… оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет»
Так объясняет девушка, не понимающая до конца, что, сама того не желая, она подменила любовь азартом.
В глубине души Ольга понимает, что испытываемые чувства не имеют шанса:<\p>
Девушка видит, кем является Обломов и понимает, что он никогда не решится на серьезный поступок и не изменит своей сущности.
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1307-olga-ilinskaia.html
Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”
Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”
“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов.
Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога.
В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини.
И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы.
Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием.
“Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей.
Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее.
Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви.
И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.
“Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья.
— Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его.
Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”.
С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.
Источник: https://MirZnanii.com/a/353467/obraz-olgi-ilinskoy-v-romane-ia-goncharova-oblomov
Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов»
«Обломов»
Принято считать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и всё лучшее в русском человеке. Автор пишет, что эта девушка не была красавицей в прямом смысле этого слова, «но… если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
Гончаров отмечает, что это сильный и смелый человек, который чувствует себя чужой в своей среде, но это нисколько не мешает ей отстаивать свою позицию. «В редкой девице, – подчёркивает автор, – встретишь такую… естественную простоту взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи.
..»
Любовь для Ольги Ильинской, в первую очередь, это возможность изменить любимого человека, сделать его лучше, чем он есть на самом деле. И в этом трагедия героини, поскольку она требует от Обломова невозможного: деятельности, энергии и воли.
Однако следует отметить, что сама Ольга не готова пожертвовать собой ради любви, как это делает Агафья Пшеницына, например. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?..
Никогда, ни за что!» – весьма уверенно говорит она Обломову.
Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении. Она всё время пытается изменить главного героя, но поняв, что это невозможно, отступает. Ольга говорит Илье Ильичу: «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, – а ты уже давно умер…» Таким образом, можно говорить о некоторой однобокости любви героини.
Для неё любовь к Обломову была некой миссией, которую предстояло исполнить. Но такое отношение к любимому человеку не могло увенчаться успехом, здесь следует говорить о некотором эгоизме Ольги.
Гончаров прекрасно понимает, что Ильинская и Обломов слишком разные люди и то, что их пути разошлись, весьма закономерно. Ольга выходит замуж за Штольца, но так и не становится счастливой.
Её одолевает тоска, ибо даже в браке с деятельным Штольцем не происходит ее духовного роста, как это было во время общения с Обломовым. Ольга страдает от подобного положения, но ничего уже нельзя изменить.
человека. Но это невозможно, и в этом ее трагедия.
Роман И. А. Гончарова «Обломов» создавался больше десяти лет (1846 – 1858). В нем исследуется личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем. Главный герой романа Илья Ильич Обломов целыми лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице и совершенно ничего не делает.
Его мир ограничивается только пространством его квартиры. У Обломова накопились насущные дела, связанные с преобразованием его имения. Он строит планы, но ничего не делает для их осуществления.
Такая жизнь не устраивает Обломова, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он – барин, он «не такой, как все», он имеет право ничего не делать. Но, в то же время, герой осознает ущербность своей жизни.
Он мучается над вопросом: «Отчего я такой?» Глава «Сон Обломова» дает ответ на этот вопрос. В ней подробно описывается детство героя. Именно там начало его судьбы и идеал его жизни.
ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко!»
потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома, а во-вторых, и не зачем. Ведь главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Такой образ жизни, а главное, образ мысли, и называет писатель «обломовщиной». Это далеко не однозначное понятие. С одной стороны, это, несомненно, отрицательное явление: в нем слились все пороки крепостничества. С другой стороны, это определенный тип русской жизни, который можно охарактеризовать как патриархально-идиллический.
Замкнутость пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей и полное отсутствие духовных – вот характеристики этого мира.
В нем есть много положительных сторон, которые Гончаров поэтизирует: мягкость, доброта и человечность обломовцев, их любовь к своей семье, широкое хлебосольство, спокойствие и умиротворение.
Попав из этого мира в холодный и жестокий мир Петербурга, где нужно бороться за свое «место под солнцем», Обломов почувствовал, что не хочет жить так, как его петербуржские знакомые. Он во многом сознательно выбирает свою жизненную позицию, не желая «мараться» о грязь современной циничной жизни.
Но, в то же время, Обломов боится реальной жизни, он совершенно не приспособлен к ней. Кроме того, в его голове прочно «сидели» крепостнические установки: я – барин, а значит, имею право ничего не делать.
Все вместе, социальное и философское, породило характер Обломова и такое явление русской жизни, как обломовщина.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/7/6766.htm