Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
«Капитанская дочка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.<\p>
Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки». Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».<\p>
В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.<\p>
Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя – Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета – помилование героя императрицей.<\p>
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.<\p>
Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.<\p>
Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.<\p>
Пугачев – единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.<\p>
В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев – центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.<\p>
Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев – шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.<\p>
Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.<\p>
Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.<\p>
Антипод Гринева – Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека – пустой звук.<\p>
Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.<\p>
Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа – Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.<\p>
Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести – «приторная размазня».
<\p>
Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4088-analiz-kapitanskaya-dochka-pushkin
Капитанская дочка: художественные особенности | Инфошкола
28 Июль 2013 админ Главная страница » Критика Просмотров: 8833
Чрезвычайно ценной художественной особенностью произведения является строгая объективность повествования. Автор совершенно скрывается в нем за личностью рассказчика, бесхитростно и искренно рассказывающего о том, что он видел и пережил.
Язык романа — образец классической простоты, образности, сжатости и живости. В «Капитанской дочке» нашел прекрасное осуществление лозунг Пушкина о создании «краткой и точной» прозы. Обращает на себя внимание прием использования Пушкиным эпиграфов, при помощи которых искусно вскрывается содержание каждой главы романа.
Важной особенностью романа является обилие фольклорного материала, вплетенного в ткань повествования в виде пословиц, поговорок, сказки, разбойничьей песни. Используя этот фольклорный материал, Пушкин удачно передал дух народной стихии, изображенной в романе. В романе есть замечательные образцы пейзажа.
Пушкин гениально сочетал в романе занимательность сюжета с исторически-бытовой и психологической правдой повествования.
В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа показывается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях.
Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в этой деятельности отражение духа времени. Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социальную заостренность.
В «Дубровском», «Капитанской дочке», в «Сценах из рыцарских времен» поэт начинает изображать борьбу классов, противоречия и столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» вслед за «Арапом Петра Великого» положила начало русскому историческому роману.
Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед от шотландского романиста.
В «Капитанской дочке» Пушкин глубже раскрывает социальные противоречия, чем Вальтер Скотт в своих романах.
Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, столь ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина — все это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовским романом, хотя некоторые важные художественные принципы Вальтера Скотта были приняты Пушкиным как выдающееся достижение в развитии реализма в области исторического жанра.
Своеобразие русской исторической действительности нашло особое отражение в композиции пушкинского исторического романа, в характере использования им исторического материала. Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки».
Вся история приключения Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бурана. Поэтический синтез истории и вымысла в романе отражен в самом его сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания.
Пушкин следовал здесь не за сюжетами романов Вальтера Скотта, как это утверждали некоторые исследователи, а основывался на самой русской действительности.
Драматическая судьба многих дворянских семей весьма типична в период антифеодального, крестьянского движения. Сюжет повести сам по себе отражал существенную сторону этого движения.
В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт, такие противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими.
И в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве», и в «Капитанской дочке» Пушкин освещает существенные стороны исторической жизни нации, изображая такие ее моменты, которые вносили большие политические, культурные и психологические изменения в жизнь народных масс.
Этим прежде всего определяется эпический характер, ясность и глубина содержания исторического романа Пушкина, а вместе с тем и его огромная познавательная ценность. Народность исторического романа Пушкина заключается не только в том, что Пушкин делает героем своего романа народные массы.
Лишь в «Капитанской дочке» народ выступает непосредственно как активный участник изображаемых событий.
Однако и в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве» за событиями и судьбой персонажей романов чувствуется жизнь народная, историческая судьба нации, возникает образ России: при Петре – «огромной мастеровой», могучей патриотической силы — в «Рославлеве».
Как подлинно народный писатель, Пушкин изображает жизнь не одной какой-либо общественной группы, а жизнь всей нации, противоречия и борьбу ее верхов и низов. Причем конечный результат исторического процесса Пушкин видит в переменах судеб народных.
Изображение исторического деятеля в качестве представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста.
В историческом романе Пушкина мы всегда видим и условия, подготовившие появление и деятельность выдающейся исторической личности, и тот общественный кризис, который эта личность выражает.
В «Капитанской дочке» Пушкин раскрывает сначала причины и обстоятельства, породившие движение Пугачева, и только тогда в романе появляется сам Пугачев как исторический герой.
Пушкин прослеживает генезис исторического героя, показывает, как противоречия эпохи порождают великих людей, и никогда не выводит, как это делали романтики, характер эпохи из характера ее героя, выдающейся личности.
Вместе с тем, показывая исторического героя, Пушкин романтически не возвеличивает его, рисует его характер как значительный и в то же время простой, сходный с чертами рядовых участников того исторического движения, которое выдвинуло данную выдающуюся личность.
Личность исторического деятеля предстает в романе Пушкина не персонифицированной идеей, не в виде резонерствующего персонажа, а живой индивидуальностью, человеком со своей судьбой.
Сохраняя всю внешнюю занимательность, сюжет «Капитанской дочки» принципиально отличался от романтического сюжета большинства русских исторических романов 30-х годов, авторы которых стремились ко всему необычному, эффектному, экзотическому. Пушкин ищет сюжет в реальной и социально значительной действительности.
У него необычность — не форма, не прием, она вытекает из самой жизни. Все в атом отношения типично в «Капитанской дочке». В этом романе Пушкин осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, вызывая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.
История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем не выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса. Стиль прозы Пушкина отличается исключительной простотой, лаконизмом, точностью и безыскусственностью.
Оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь писал, что это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде.
Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею.
Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурной; в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Проза Пушкина — это проза без нарочитых «блестящих выражений». Предельная сжатость и точность рисунка, эмоциональность и напряженность, быстрота и драматизм развития сюжета — таковы особенности стиля пушкинской прозы.
Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева и представляет собою как бы взгляд современников Пугачева на крестьянскую войну 70-х годов XVIII в. Такое изложение сообщает повести характер показаний очевидца.
При этом интересно, что автор записок, верный своему сословию дворянин, вынужден против своих классовых взглядов и настроений признать моральное величие Пугачева, его широкую, чисто русскую натуру и почувствовать все душевное превосходство вождя крестьянской войны над представителями господствовавшего класса.
В обрисовке образов Пушкин проявляет все сильные стороны своего реализма, ставя характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды.
В повести много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. Повесть написана сжато, точным, ясным и простым языком.
Как и в других произведениях Пушкина, и здесь неразрывно сочетаются историческая достоверность и жизненная правда.
Источник: https://info-shkola.ru/kapitanskaya-dochka-xudozhestvennye-osobennosti/
Анализ повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству историческая повесть «Капитанская дочка» является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это последнее из крупных его произведений, законченное им за три с небольшим месяца до смерти.
«Капитанская дочка» посвящена разработке исключительно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны.
Изучение истории восстания Пугачева дало возможность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событиях, которые он изображает в повести.
Андрей Петрович Гринев отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе.
Потому-то не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? — говорит Андрей Петрович своей жене.
— Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», то есть шалопай, бездельник, пустой человек.
Гринев-отец не лишен отрицательных черт, присущих ему как представителю своего времени.
Вспомним его суровое обращение с любящей и безропотной женой, матерью Петруши, его крутую расправу с французом-учителем и в особенности возмутительно грубый тон его письма к Савельичу: «Стыдно тебе, старый пес… Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти…» В этом эпизоде перед нами — типичный дворянин-крепостник.
Но у Гринева-отца есть и положительные качества: честность, прямолинейность, сила характера. Эти черты и вызывают невольную и естественную симпатию читателя к этому суровому, строгому к себе и другим человеку.
Характер молодого шестнадцатилетнего юноши Петра Андреевича Гринева замечательно показан Пушкиным в его движении, развитии под влиянием тех жизненных условий, в которые он поставлен.
Поначалу Петруша — беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, почти как фонвизинский Митрофанушка, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера.
В Петруше Гриневе как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью — качествами, которые присущи его отцу.
Гринев-отец укрепил эти качества в своем твердом напутствии: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Доброта Петруши проявилась в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу. Глубина натуры Петруши Гринева сказалась в том большом и чистом чувстве, которое возникло в нем на всю жизнь к Маше Мироновой.
Своим поведением в Белогорской крепости и позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.
Хорошие черты и задатки, свойственные натуре Гринева-сына, окрепли, закалились и окончательно восторжествовали под воздействием той суровой жизненной школы, в которую отдал его отец, послав вместо Петербурга и гвардии на глухую степную окраину. Крупные исторические события, участником которых он стал, не позволили ему после большого личного огорчения — отказа отца дать разрешение на брак с Машей Мироновой — пасть духом и опуститься, сообщили его душе «сильное и благое потрясение».
Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Шваб-рин. Автор не лишает Швабрина известных положительных черт. Он образован, умен, наблюдателен, остер на язык, интересный собеседник. Но ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову; походя бросает тень на ее мать.
Он наносит Петруше Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.
К рядовому офицерству, тесно связанному с солдатской массой, принадлежали и кривой гарнизонный поручик Иван Игнатьевич, и сам капитан Миронов, даже и не бывший по происхождению дворянином, «вышедший в офицеры из солдатских детей».
И капитан, и его жена Василиса Егоровна, и кривой поручик были людьми необразованными, с весьма ограниченным кругозором, который не давал им никакой возможности разобраться в происходящих событиях — в причинах и целях народного восстания. Не лишены они были и обычных для того времени недостатков. Вспомним хотя бы своеобразное «правосудие» энергичной капитанши: «Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».
Но в то же время это были простые и добрые люди, преданные своему долгу, готовые, как и Гринев-отец, бесстрашно умереть за то, что они считали «святыней своей совести».
С особенной симпатией и теплотой Пушкин создает образ капитанской дочки — Маши Мироновой. Под нежностью внешнего облика в ней таятся стойкость и сила, раскрывающиеся в искренней любви к Гриневу, в решительном сопротивлении Швабрину, во власти которого она полностью оказалась, наконец, в ее отважной поездке к самой императрице в Петербург для того, чтобы спасти своего жениха.
Очень правдиво автор показывает образ крепостного крестьянина, дядьки Гринева – Савельича. Преданность его своим господам далека от рабской принадлежности Вспомним его слова в письме к Гриневу-отцу в ответ на грубые и несправедливые упреки последнего: «. Я не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос».
В письме сам Савельич называет себя «рабом», как это было принято тогда при обращении крепостных к своим господам, но тон его письма проникнут чувством большого человеческого достоинства. Внутреннее благородство душевное богатство его натуры полностью раскрываются в совершенно бескорыстной и глубоко человеческой привязанности бедного, одинокого старика к своему питомцу.
В 30-е годы Пушкин усиленно занимается историей Пугачева. Созданный автором образ предводителя восстания в «Капитанской дочке» резко отличается от предыдущих изображений Пугачева.
Образ вождя народного бунта дан Пушкиным без всяких прикрас, во всей его суровой, иногда жестокой, реальности. Пугачев в изображении писателя отличается исключительной «сметливостью» — ясностью ума, вольным и мятежным духом, героическим хладнокровием и удалью, орлиной широтой натуры.
Вспомним рассказанную им Гриневу сказку об орле и вороне, смысл которой заключается в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания. Вспомним народную песню, любимую песню Пугачева, «Не шуми, мати зеленая дубравушка», которую он и его товарищи поют хором.
Вспомним слова Пугачева: «Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай».
Сам Пушкин назвал «Капитанскую дочку» повестью. Действительно, по своему объему она невелика. Но в эти тесные рамки автор вместил огромное жизненное содержание. Среди действующих лиц «Капитанской дочки» нет ни одного случайного, которое бы появилось и исчезло.
Конец повести как бы возвращает нас к ее началу. В последней главе мы снова в дворянском гнезде Гриневых. Перед нами снова та же усадебная обстановка, Гринев-отец с тем же «Придворным Календарем» в руках; рядом — его жена, мать Петруши. Этот параллелизм начала и конца, придающий композиции повести стройность и законченность, подчеркивается сходством текста соответствующих мест.
В первой главе: «Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье… Батюшка у окна читал Придворный Календарь».
В последней главе: «Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевертывая листы Придворного Календаря… Матушка молча вязала шерстяную фуфайку». Но автор добавляет новые штрихи. Гринев-отец перелистывает свой календарь рассеянно; «…
мысли его были далеко, и чтение не производило над ним обыкновенного своего действия». Мать на этот раз не варит медового варенья, а вяжет шерстяную фуфайку, конечно для Петруши, сосланного в «отдаленный край Сибири на вечное поселение», — словоохотливая Авдотья Васильевна вязала «молча…
и слезы изредка капали на ее работу». Семейная идиллия сменилась тяжелой семейной драмой.
Замечательной стороной «Капитанской дочки» является язык, которым она написана.
Пушкин наделяет каждое действующее лицо повести особой манерой языка, соответствующей его умственному кругозору, уровню его развития, его общественному положению, его характеру.
Поэтому из речей персонажей, из их реплик, высказываний возникают перед читателями необыкновенно выпуклые и живые человеческие образы, в которых обобщены различные характерные стороны русской жизни того времени.
«Сравнительно с «Капитанской дочкой», — восхищенно замечал Н.В.Гоголь, — все наши романы и повести кажутся приторной размазнею. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурною…»
В этой современной безыскусственности, высокой художественной простоте и заключается величайшее искусство Пушкина как писателя-реалиста.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/401-povest-as-pushkina-kapitanskaya-dochka.html
Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина “Капитанская дочка”
В течение всей жизни интерес Пушкина к истории не иссякал, он изучал труды, посвященные различным ее периодам: от античной эпохи од современного поэту правления Николая I.
Эти исследования нашли свое отражение во многих стихотворениях, таких как “Лицинию”, “Стансы”, “Пир Петра Великого”; им была создана историческая драма “Борис Годунов”, он начал работу и над более крупным, прозаическим произведением “Арап Петра Великого”, из-под его пера вышел значительный труд — исследование “История пугачевского бунта”, впоследствии переименованное в “Историю Пугачева”.
На стыке 20—30-х годов XIX в. русское образованное общество было увлечено чтением романов Вальтера Скотта, следствием чего стало появление первых русских романов в духе В. Скотта. В 1836 г., в некоторой степени отдавая дань моде, написал свой роман и Пушкин.
Легко можно заметить сходство образов, ситуаций, описанных русским и английским авторами: центральный в произведениях является любовная история, существует “треугольник”, в котором благородному герою (черты характера также заимствованы Пушкиным у В.
Скотта) противостоит некий “злодей”; главный герой теряет свою возлюбленную, но в конце произведения происходит их счастливая встреча; иерархия образов тоже аналогична: главные герои являются вымышленными, а исторические лица появляются редко, выполняют функции раскрытия характеров главных героев и сюжетообразующую.
С другой стороны, несмотря на внешнюю “копированность” “Капитанской дочки”, этот роман превзошел романы В. Скотта, которые в наше время рассматриваются в качестве детских произведений, и остается предназначенным для “взрослого”, серьезного чтения.
Заметным отличием было и то, что роман написан в форме мемуаров. Надев маску “издателя”, Пушкин тем самым подчеркнул минимальность своей причастности к роману. Но глубокое изучение произведения позволяет читателю увидеть в нем и авторскую позицию.
Казалось бы, воспоминания Петра Андреевича Гринева о своей молодости, на которую пришлось такое историческое событие, как восстание Пугачева, – как может автор выразить свое мнение? Однако пушкинская позиция проявилась в том, что он выбрал именно этот период, в том, как описал бунт и его непосредственного участника, зачинщика – Емельяна Пугачева.
Изображение предводителя восставших подвергалось значительной метаморфозе со времени первого обращения Пушкина к этому событию – в “Истории Пугачева”. Произведение поражает изобилием кровавых сцен расправы с отказавшимися присягнуть новоиспеченному царю.
В “Капитанской дочке” они присутствуют, но не в таком количестве, Пушкин сознательно “забывает” о них, ставя целью изображение его положительных качеств. В романе Пугачев с легкой руки Пушкина предстает прообразом его идеала милостивого правителя – “человека на троне” (по выражению Державина). Пугачев – мужицкий царь, он обладает властью, но пользуется ей мудро.
Можно сказать, он благороден, для него существует чувство долга: он помнит совершенное по отношению к нему добро и не может не отплатить тем же (в ситуации с Гриневым: юноша пожаловал Пугачеву – тогда еще безымянному бродяге-вожатому – заячий тулуп, и тот в благодарность сохранит ему жизнь).
Кроме того, “злодей” способен и к простому человеческому пониманию, сочувствию – Гринев обращается к нему с просьбой выручить из беды невесту – Машу Миронову.
Пушкин красочно изобразил реакцию Пугачева: девушка-сирота в руках злодея?! Недопустимо! Нужно обязательно ее вызволить! Предводитель ценит искренность, и даже известие о том, что ему солгали и Марья Ивановна – вовсе не племянница попадьи, не вызывает его гнева: Гринев объяснил ситуацию, и Пугачев нашел его действия правильными.
Как не назвать такого человека благородным? Довершает картину “положительности” Пугачева сказка, рассказанная им в XI главе. “Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…”, — эти слова заставляют читателя создать в своем воображении новый, опоэтизированный образ самозванца. Пушкин сравнивает Пугачева с орлом, а орел всегда был для него символом свободы, могущества (к примеру, в стихотворениях “Узник”, “Пророк”, “Поэт”, в незавершенной поэме “Езерский”) – таким образом, рассказывая эту сказку, Пугачев проповедует заключенную в ней идею яркой вольной жизни и приобретает уважение и, в некоторой степени, восхищение читателя, становится немного загадочным.
Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.
Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.
Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают.
Примером следования принципам чести и долга служит Гринев.
Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.
Таким образом, в “Капитанская дочка” – произведении, где, на первый взгляд, присутствие автора ничем не выражено и сам он максимально отдаляет себя от какого-либо участия в сюжете, – взгляд Пушкина на некоторые вопросы все же можно увидеть в исторических событиях, выбранных для изображения, в том, какие проблемы приходится решать героям и как они это делают. Каждое произведение Пушкина содержит хотя бы маленькую частицу его самого – либо он сам является героем, либо герою принадлежат некоторые черты автора, либо он незримо присутствует, оценивая поступки, характеры героев; “Капитанская дочка” не является исключением.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/avtorskaya-poziciya-i-sredstva-ee-vyrazheniya-v-romane-pushkina-kapitanskaya-dochka.html
Разработка урока по литературе “Ролевая игра “Суд над Пугачёвым” (по “Капитанской дочке” А.С. Пушкина)”
Урок литературы
Ф.И.О. учителя: Шебатько Ольга Викторовна
Тема: Ролевая игра «Суд над Емельяном Пугачевым» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Класс: 8<\p>
Место проведения: классная комната<\p>
Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) |
|
|
регулятивные – определять цель, ставить учебные задачи, решать их под руководством учителя, оценивать свои достижения, осознавать причины своего успеха и неуспеха. | познавательные – овладеть умением извлекать информацию, анализировать, делать выводы. | коммуникативные – строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение договориться, вести диалог |
Предметные: раскрыть глубину и обаяние личности Пугачева, проверить понимание идейного смысла произведения, его художественных особенностей. Развивать навыки работы с художественным текстом, внимательное отношение к художественному слову | ||
Цель ученика:<\p> | ответить на вопрос является ли Пугачев злодеем<\p> | |
Цель учителя:<\p> | создать условия для осознания учащимися противоречивости и обречённости характера Пугачёва<\p> | |
Задачи учителя:<\p> | развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом | |
Проблема:<\p> | противоречивость характера и поступков Пугачева | |
Педагогические технологии:<\p> | игровые, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | |
Тип урока: | повторительно-обобщающий |
Структура и содержание урока
Этапы урока<\p> | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
I этап. Мотивационный. Цель: эмоциональный настрой, подготовка детей к работе, включение в игровую деятельность.<\p> | Вводит детей в игровую ситуацию, актуализирует её. «Ребята, на предыдущих уроках по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы уже обсудили и историю создания романа, и его художественное своеобразие, и поговорили о двух главных героях: Гриневе и Маше Мироновой. Я попросила вас, чтобы дома вы подумали над вопросом: «Пугачев – это злодей или…». Этот вопрос предлагаю поставить сегодня в центр нашего внимания, а заслушивать его мы будем на настоящем судебном заседании, где все вы будете являться какими-либо действующими лицами». | ||||
II этап. Целеполагание (вхождение в игру). Цель: определить необходимые роли и распределить их. | Помогает (при необходимости) детям определить необходимые роли, проводит жеребьевку. По предложению учителя судья избирается по собственному желанию ребенка, но с учетом мнения класса. Все остальные роли достаются ребятам в ходе жеребьевки. Раздает «свидетелям», «судье», «секретарю», «адвокату» и «прокурору» шаблоны начала ответов, «шпаргалку» хода заседания. Помогает ученикам занять свое место «в зале суда»<\p> | Перечисляют необходимые роли, рассказывают, для чего нужен тот или иной герой, что он должен и чего не должен делать: судья, секретарь, прокурор, адвокат, обвиняемый (Пугачев), свидетели (Гринев, Маша Миронова, Савельич), присяжные заседатели. Восстанавливают в памяти ход судебного заседания. | Подумайте и скажите, почему я предлагаю организовать сегодня судебное заседание? Что нам нужно, чтобы судебное заседание состоялось? (без кого не может состояться суд?) | «мозговой штурм» | Фронтальная работа |
III этап. Ролевая игра «Суд над Пугачевым» Цель: создать условия для осознания учащимися противоречивости и обречённости характера Пугачёва | Координирует при необходимости работу детей. В случае крайней необходимости создает ситуацию «вне игры» с тем, чтобы учащиеся могли помочь сформулировать выступление того или иного героя, а затем возвращает детей в ситуацию игры. Перед «словом» обвиняемого просит разрешения судьи заслушать аудиоматериалы, прошедшие экспертизу на подлинность (запись калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым Гриневу). | Организуют заседание суда:<\p> вступительное слово судьи, выступление прокурора и адвоката, заслушивание свидетелей. Заслушивают аудиоматериалы. Последнее слово обвиняемого. «Удаление» присяжных для принятия решения. *в интересах достижения цели урока присяжным разрешено не приходить к единому мнению. Присяжные заседатели кладут белые («невиновен») или черные («виновен») камни на стол судьи. Судья считает камни и объявляет вердикт суда. | Организуйте заседание суда по всем правилам. | Ролевая игра, частично-поисковый метод, технология проблемного обучения, самостоятельная работа | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
IV этап. Рефлексия по ролевой игре. Цель: осмыслить, почему именно такое решение было принято «присяжными заседателями»; обсудить, какие роли были трудны и чем именно. | Объявляет ситуацию «вне игры». |
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-literature-rolevaya-igra-sud-nad-pugachevym-po-kapitanskoy-dochke-as-pushkina.html
Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке» | неэргодическая экономика
Вне всякого сомнения, самым интересным персонажем «Капитанской дочки» А.С.Пушкина является Емельян Пугачев – бунтарь и самозванец. Интересным этот образ делает его неоднозначность и противоречивость.
Особенность и неповторимость Пугачева состоит в его избыточной жизненной силе. Даже его внешний облик свидетельствует об этом. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. …живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
Беглый взгляд Гринева на Пугачева выхватил из темноты «черную бороду и два сверкающих глаза». Именно эта природная сила не позволяет ему остаться в рядах обычных крестьян, которые удовлетворены своей жалкой судьбой и не протестуют против убогих условий своего существования.
Пугачев не таков – он жаждет любой ценой вырваться из оков крестьянского быта, чего бы ему это ни стоило. И эту установку он сам раскрывает Гриневу в калмыцкой сказке-притче о вороне и орле: «…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст».
Таким образом, неуемная жизненная энергия Пугачева порождает в его душе протест, который обретает форму крестьянского бунта, каких в тот период было не мало.
Но куда и к чему стремился Пугачев в своем необузданном протесте?
Не имея выверенных, всесторонне осмысленных и устойчивых идеалов и высоких целей, он, прежде всего, сам хотел стать полноправным представителем высшего общества, знати.
Однако его жизненная сила сыграла с ним злую шутку, сделав его амбиции непомерными и толкая его до самого конца выбранного пути: он возжелал стать не просто дворянином, а первым дворянином страны – царем, государем, императором. Достичь этой цели можно было только одним способом – силой овладеть троном.
Объявив себя царем и став самозванцем, он встал во главе крестьянского восстания, которое и должно было вознести его на вожделенный императорский престол.
Но трагедия Пугачева состояла в принципиальной невозможности стать настоящим дворянином. Нехватка воспитания и образования не позволяла самозванцу превратиться в полноправного дворянина.
По своим личным качествам он как бы одной ногой стоял в крестьянстве, из которого старался уйти, а другой – в дворянстве, в которое безуспешно стремился войти. Именно это обстоятельство и предопределило раздвоенность личности Емельяна Пугачева.
Он искренне сочувствовал людям из народа и увлекал их за собой, но он был способен вызывать симпатию и уважение у дворян, так или иначе склоняя их на свою сторону.
В рекрутировании сторонников он использовал все качества своего характера – угрожая и обольщая, карая и милуя, проявляя свирепость и благородство, творя мародерство и восстанавливая справедливость, проявляя заносчивость и щедрость, он привлекал людей на свою сторону.
Например, капитана Миронова, не подчинившегося его власти, он приказывает повесить, а через несколько минут он милует его сподвижника Гринева. Такие жесткие действия имели свои результаты – Швабрин, перепугавшись жестокости Пугачева, вступает в ряды его армии.
Разбираясь в людях, он вырывает Марию из лап Швабрина и отдает ее Гриневу, выстраивая тем самым счастливое будущее молодой пары. Пугачев по доброй воле возмещает убыток, нанесенный Гриневу во время его ареста.
Зачастую в своем рвении Пугачев доходит до нелепого самообмана, когда сам искренне верит в свое царское происхождение: «Как ты смел противиться мне, своему государю?». Отрицание такого статуса самозванца ведет к хладнокровному приказу казнить несогласного: «Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника».
И все же судьба Пугачева была предрешена изначально – против него была вся мощь Российской империи. И никакие личные качества самозванца не могли изменить ход истории. Этот очередной крестьянский бунт мог быть более или менее длительным, но рано или поздно он все равно был бы подавлен.
Однако именно неординарная личность Пугачева превратила рядовой бунт черни в одно из самых ярких событий русской истории. А потому при всей своей неоднозначности этот человек был необходим России для обеспечения социального прогресса. Его личность и действия будоражили умы и крестьян, и дворян.
Люди постепенно осознавали необходимость перемен, отмены крепостного права, построения цивилизованных отношений.
Отрубленная «мертвая и окровавленная» голова Пугачева, которая «показана была народу», явилась ценой за ту короткую и яркую жизнь, которую он прожил, а искрометный талант Пушкина-прозаика превратил противоречивую личность самозванца на российский престол бессмертным персонажем русской литературатуры.
Официальная ссылка на источник:
Балацкая Я.Е. Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке»// «Неэргодическая экономика», 18.04.2016.
Источник: https://nonerg-econ.ru/cat/9/67/
Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
“Капитанская дочка” – вершинное произведение пушкинской прозы. Сам Пушкин называл свою повесть исторической, в ее основу был положен подлинный исторический факт стихийного крестьянского восстания под предводительством Пугачева.
Автор воссоздает атмосферу тех времен, воспроизводит историческую обстановку, изображает характеры, типичные для того времени.
Хотя главными героями произведения являются вымышленные лица (Гринев, Швабрин, Мироновы), их судьба прочно связана с историческими событиями, с реально существовавшими историческими деталями. Ход истории не только влияет на их судьбу, но и полностью определяет ее.
Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника тех событий Петруши Гринева.
Гринев – молодой человек, дворянин, офицер екатерининской армии. Он честен, благороден, прямодушен.
На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит еще неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.
Петр Андреевич Гринев – сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и дворянки. Воспитывался он в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом.
Лучшие черты Гринева обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляется в минуты испытаний, и помогает ему с честью выходить из самых трудных ситуаций.
Герою хватает благородства просить прощения у крепостного – преданного дядьки Савельича, Гринев сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, он быстро разгадал низменную натуру Швабрина.
В порыве благодарности Гринев без раздумий дарит заячий тулуп встречному “вожатому”, а главное – умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, в которой воплотились черты русского национального характера: широта души, ум, находчивость, удаль, сметливость, ловкость и даже гуманизм.
Не предавая ни присяги, ни интересов дворян, Гринев в то же время не может не сочувствовать Пугачеву, не может не уважать в нем человека талантливого. Их своеобразная дружба стала возможной только благодаря тому, что в основе мироощущения обоих героев лежат народные представления о добре и справедливости.
При помощи образа Гринева выражается и авторская позиция. Пушкин отвергает стихийное народное восстание как способ разрешения социальных противоречий (“Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”).
Любовная линия во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы. Гринев и Швабрин – оба влюблены в Машу Миронову.
Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Он беспринципный, ради достижения своей цели способен на все.
Швабрин сватался к Маше, но получил отказ. Им руководят низменные чувства. Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей, пытаясь заставить Машу выйти за него замуж. В этом проявляется истинная натура Швабрина – ничтожная, трусливая, подлая.
Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринев вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.
Поединок чуть не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу.
В это же время в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его жена и офицеры были убиты. Швабрин, изменив присяге, перешёл на сторону бунтовщиков.
Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел умереть, но верный Савельич спас своего господина.
Пугачев оказался тем мужиком, которому Гринев подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей.
Гринев не стал присягать на верность Пугачеву: “Я присягал Государыне Императрице, тебе присягать не могу”.
Поступок Гринева дает нам пример честного и достойного поведения. Несмотря на опасность, он не скрывает своих убеждений и ничего не боится.
Пример истинного благородства – это спасение Пугачевым Маши Мироновой от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре. Он умел щадить не только друзей, но и врагов.
Пугачев становится покровителем нежной любви Маши Мироновой и Гринева.
Гринев выступает в повести образцом порядочности и благородства. Он не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. А как он ведёт себя на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши.
Эпиграфом к “Капитанской дочке” Пушкин выбрал пословицу “Береги честь смолоду”, и поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомнить нынешнее состояние русской армии! Но русский офицер, несмотря ни на что, должен быть честен, благороден и предан Родине.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/kapitanskaya-dochka/6217-obraz-grineva-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka
Система образов в повести «Капитанской дочки»
Задумав повесть-роман из времен крестьянской войны, Пушкин отправился в те места, где происходили события, — в Оренбургские степи, в Поволжье, знакомился с природой и бытом края, осматривал поля сражений, расспрашивал стариков очевидцев, собирал изустные рассказы и предания о Пугачеве. По добытым им архивным материалам и первоисточникам он тщательно и пытливо изучал интересующую его эпоху. О серьезности и основательности этого изучения свидетельствует специально-исторический труд, предварительно осуществленный Пушкиным и имевший для своего времени важное научное значение, — “История Пугачева”, названная по требованию Николая I “Историей пугачевского бунта”. И только после того, как исторический материал был Пушкиным совершенно освоен, а “История” написана и опубликована, он приступил к реализации издавна вынашиваемого замысла своего романа.
В “Капитанской дочке” собственно исторический материал нигде не разрывает художественной ткани повествования, полностью творчески переплавлен.
Как ни в одном другом произведении Пушкина, особенно видное место в “Капитанской дочке” отведено народу.
В сюжет не только введено большое количество персонажей из народа (их примерно столько же, сколько дворянских), но многие из них развернуты в исключительно яркие, полновесные художественные образы. Это прежде всего образы Пугачева и Савельича.
Пушкинский Савельич наивно убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ. Но его преданность господам далека от рабской приниженности. В ответ на грубые, несправедливые упреки барина Савельич пишет ему: “…
я не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос”. Большое внутреннее благородство, душевное богатство натуры полностью раскрываются в совершенно бескорыстной и глубоко человечной привязанности бедного, одинокого старика к своему питомцу.
“Савельич — чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль в повести”, — писал Пушкину В. Ф. Одоевский.
Еще большим “чудом” можно считать образ Пугачева. Образ вождя народного восстания предстает в романе Пушкина во всей его суровой социально-исторической реальности. Пугачев беспощаден к своим классовым врагам, к тем, кто не хочет признавать законности его власти. Но он прав, обращаясь к Гриневу; “Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья”.
Действительно, ему в высшей степени присуще чувство справедливости. Как богатырь русского былинного эпоса, он вступается за всех слабых, обездоленных. “Кто из моих людей смеет обижать сироту?” — грозно вопрошает он. Пугачев способен на признательность, памятлив на добро. И все это отнюдь не поэтический вымысел.
Именно таким предстает он в дошедших до нас и в значительной мере, несомненно, известных Пушкину народных песнях, преданиях, сказах. В то же время Пушкин особенно ярко показал в Пугачеве те черты “смелости и смышлености”, которые считал характерными для русского крестьянина и вообще для русского человека.
Его Пугачев отличается широтой и размахом натуры (“Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай”), вольным и мятежным духом, героической удалью и отвагой.
В период работы над “Историей Пугачева” и “Капитанской дочкой” Пушкин много размышлял над проблемой народного, крестьянского восстания. С этим связаны его раздумья о личности и творчестве Радищева.
В противоположность Радищеву Пушкин не верил в целесообразность крестьянского восстания, возможность его успеха. Устами Гринева он называет его “бунтом бессмысленным и беспощадным”.
Тем значительнее пушкинский образ Пугачева, в котором вместо исчадия зла перед читателем предстало яркое воплощение многих замечательных черт русского национального характера.
В окончательной редакции романа на сторону Пугачева переходит не противник знати, а типичный, беспринципный представитель ее Швабрин. “Старинный” дворянин Гринев, воспитанный в наиболее симпатичных Пушкину традициях своего класса, сберег собственную честь незапятнанной.
Вместе с тем Гринев оказался тесно связанным с Пугачевым не только силой обстоятельств, но и взаимной симпатией. Разрешить на таком пути антагонизм между двумя классами, конечно, тоже было немыслимо.
Но из всех возможных иллюзий данная, основанная на “уважении к человеку как человеку”, в чем Белинский видел существо пушкинского гуманизма, несомненно являлась самой высокой и благородной, открывавшей наибольший просвет в будущее, в мир иных, подлинно человеческих отношений между людьми.
Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они делались все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось…
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются.
На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. Они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.
Бунт Пугачева, как волна, набежал на Россию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой «Капитанской дочки» Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у белогорцев.
Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдешь по жизни — умрешь. Против чести пойдешь — жив будешь».
Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Щвабрин.
В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: «Целуй руку! Целуй руку!» Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.
На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет.
Но какой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и веем дворянством русским и, наконец, Машей — возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку — значит предать все жизненные идеалы, предать честь.
Не поцеловать — пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева.
Случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго.
Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть.
Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: «А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!» И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык.
Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.
Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости — Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев.
Он вьется вокруг Пугачева, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи.
В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить, пусть даже через унижение.
Совсем иная позиция у супругов Мироновых и родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы.
Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу.
Песня «Не шуми мати, зеленая дубровушка», которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры.
Историческая метель стала для Гринева школой мужания, взросления.
Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым крепостником, он будет отцом крестьянам.
Возмужала в «исторической метели» и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: «о ней только и слышно, что она бледна».
Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою «несветскость».
Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской женщины, — способность идти во имя любимого на жертвы.
«Историческая метель» испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев.
Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытании. И, читая повесть, мы испытываем радость — человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/sistema-obrazov-v-povesti-kapitanskoj-dochki/