Старуха изергиль
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Старуха изергиль
I
“Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
… Я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз…”
А люди пошли к морю.
“Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч… Женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые.
Ветер… развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными”.
Старуха упрекает рассказчика, что он не пошел вместе со всеми: “Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны…”
Указав на фантастическую тень, образованную луной, ветром и деревьями, старуха утверждает, что это Ларра. Она рассказывает предание о нем. Ларра был сыном орла и похищенной этой царственной птицей девушки.
Ларра был горд и презирал людей. За это высокомерие люди изгнали его из своего племени.
Жестокий юноша посмел обнять девушку – дочь старейшины. Она оттолкнула его. Тогда Ларра убил ее и встал ногой ей на грудь.
Люди хотели “придумать казнь, достойную преступления…”. Самые страшные наказания казались им недостаточными.
Спросив убийцу о причине его поступка, люди поняли, что “он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя”.
Самой страшной карой стало для Ларры одиночество. Сначала он наслаждался им, принимая за счастье свободы. Но потом, не выдержав и того страшного наказания, пришел к людям, прося смерти.
Но оскорбленные им люди смеялись над ним. Он попытался покончить с собой, но смерть отвернулась от него. Так и остался он один… “Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!”
II
Старуха рассказывает собеседнику о всех, кого она любила в жизни: и рыбака, и рыжего гуцула.
– А то еще турка любила я. В гареме у него была… Целую неделю жила, – ничего… Но скучно стало…- все женщины, женщины…
Целый день едят, спят и болтают глупые речи… Или ругаются, квохчут, как курицы… От турка молодая тогда рассказчица убежала с его сыном, совсем молоденьким юношей. Юноша высох, “как молоденькое деревце” – и умер.
Были еще мужчины в жизни этой женщины. Равнодушно она говорит о них. Без сожаления: “Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками”.
Вспоминает старуха толстого пана, что осыпал ее золотом, а она прогнала его, – не по нраву. А вот о другом, старом вояке, вспоминает с уважением: поляк – он пошел сражаться на стороне восставших греков.
– Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней.
III
Увидев в степи голубые искры, старуха рассказывает легенду о Данко. Это искры – от его горящего сердца.
Некогда сильные и смелые люди были оттеснены захватчиками в глубь темного, смрадного и болотистого леса.
Страх и тоска изнурили их. Уже хотели они вернуться и сдаться врагам в рабство.
Но Данко, молодой красавец, повел своих товарищей сквозь лес – на другой его край. “Красивые – всегда смелы”.
Путь был тяжел. “Стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен”.
В конце концов путники стали судить Данко.
– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
– Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе?
Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери.
…Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их…
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…”
Свет горящего сердца придал людям сил – и они выбрались из леса на степной простор.
А сердце все горело.
“…Один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…”
Комментарий. Ранний романтический рассказ Горького “Старуха Изергиль” – поэтическое размышление о свободе и человечности.
Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав.
Ларра из рассказа “Старуха Изергиль” отвергает людей и остается один. Ничто не мешает ему жить так, как он хочет. И в конечном итоге Ларра тяготится бесценным даром – свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастье.
Ларра через много лет вседозволенности и самоупоения все-таки воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю.
Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его наказанием, от которого нет спасения. Писатель развенчивает бессердечного индивидуалиста.
Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.
Противоположность холодному эгоисту Ларре – Данко. Во имя любви к людям он жертвует своей жизнью. Данко отдает свое сердце во имя счастья людей, не задумываясь об их благодарности и памяти. Это удел избранных, они не горды – они исполнены сочувствия И бескорыстны.
Но люди не обременяют себя таким чувством, как благодарность: какой-то осторожный человек наступил на жертвенное сердце ногой… Однако искры остались в степи – и какое-то юное благородное сердце обязательно зажжется их огнем.
Изергиль, рассказавшая эту легенду, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.
Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в ее жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.
Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма – в этом особенность и новаторство его романтического наследия.
Фраза “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам” стала афоризмом. Однако нужно вдумчиво перечитать рассказ “Старуха Изергиль”, чтобы понять, что такое настоящий подвиг.
Источник: https://goldsoch.info/staruxa-izergil/
Сочинение по рассказу «Старуха Изергиль»
Сочинение по рассказу «Старуха Изергиль»
«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу»,— так начинает свое повествование Максим Горький. В рассказе «Старуха Изергиль» отразились впечатления писателя от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года.
Этот рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию таких рассказов, как «Макар Чудра» и «Челкаш». Но Горький считал, что «Старуха Изергиль» — одно из его лучших произведений. Он писал А. П.
Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части.
Первая легенда рассказывает о гордеце Ларре. Это было тысячи лет назад в стране большой реки. «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».
Одну из них похитил орел, и через двадцать лет после этого она вернулась с сыном, рожденным от орла. Он был ничем не лучше их, только глаза его были холодны, как у царя птиц. Горький показывает, что Ларра был действительно не лучше остальных людей, и лишь непомерная гордость отличала его от окружающих.
Гордость его была велика настолько, что он не замечал никого вокруг и не прислушивался ни к чьему мнению. Сын орла считал себя первым на земле и кроме себя никого не видел. Сперва юноша вызывал у людей племени удивление, сменявшееся ужасом и гневом, всем даже страшно стало, когда поняли они, на какое одиночество он обрекает себя.
Ларра не любил никого, и это делает его прокаженным среди людей. Поняв окончательно причины его поступков, люди придумали ему страшное наказание: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» И он получил свободу, бессмертие и имя Ларра, что значит «отверженный».
И сначала он не осознает всей глубины своей трагедии: «…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его».
В этой последней фразе кроется глубокий философский смысл: Горький осуждает жизненную позицию Ларры и показывает, к чему приводит человека индивидуалистическая мораль, оправдывающая любую жестокость.
Второй рассказ повествует о жизни красавицы Изергиль. Юная Изергиль любила волю, она, как солнечный луч, живая была, наслаждалась своей молодостью, красотой и силой.
Всю свою жизнь она любила, брала и отдавала поцелуи, сводила мужчин с ума, заставляла их разоряться, а порой приводила к смерти. Изергиль любила жадно, вкладывая в чувство всю себя и не оставляя ничего даже бывшим любовникам.
Она любила не ради денег, ей не нужен пресыщенный, богатый пан. Изергиль восхищалась красивыми и сильными людьми. Настоящий красивый человек в ее понимании — это человек, любящий жизнь, способный на подвиг. Именно так она любит пана с из-
Рубленным лицом.
Изергиль и сама способна на подвиг. Она вызволяет из плена красавца Аркадэка. «Я никогда не была рабой, ничьей». С этим девизом Изергиль шла по жизни.
И безусловно, повествуя о своей жизни, Изергиль искренне считает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко. Но мы, читая рассказ, сразу замечаем, с какой легкостью Изергиль расстается со своими любовниками, как быстро она их забывает.
И в портрете, в авторских комментариях мы видим другую точку зрения на героиню. Перед нами глубокая старуха, в ее портрете Горький как будто специально нагнетает антиэстетические черты: «время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились.
Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль не может себе даже представить, что ее жизнь очень похожа на жизнь Ларры.
Мы находим эту общность даже в их портретах: «Он уже стал теперь как тень,— пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». И почти эти же черты мы видим в портрете Изергиль: «Я посмотрел ей в лицо…
Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
Так с помощью портрета автор достигает сближения образов — Изергиль и легендарного Ларры. Третий рассказ — легенда о Данко. Веселые, смелые, сильные люди жили на краю леса. Но вот пришли тяжелые времена, и они были вынуждены уйти в леса. Леса эти — одни болота и тьма. Люди не могли жить там, они гибли в болотах.
Но тут явился Данко и спас всех один. Горький не дает точного и подробного портрета Данко. Мы знаем, что он был молодым и красивым. Данко пожертвовал собой ради счастья людей.
Если бессмертие обернулось для Ларры трагедией и приходит к нему как высшая кара за содеянное, то бессмертие Данко — награда за совершенный им подвиг во имя свободы и счастья народа.
Интересно, что подвиг во имя людей Данко совершает в тот момент, когда «…не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них… и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко». Итак, черная неблагодарность и подвиг Данко во имя людей.
Что же заставляет Данко пойти на подвиг? Чувство жалости, любовь к людям, сознание того, что без него они погибнут.
И еще необыкновенная вера в людей, вера в их возрождение! И Данко вырвал из груди свое сердце, которое Горький называет «факелом великой любви к людям», и осветил людям путь к счастью.
Таким образом, М. Горький показывает в своем рассказе «Старуха Изергиль» идеал человека. Если Ларра живет вне людей и для себя, Изергиль среди людей, но для себя, то жизнь Данко — среди людей и для людей. Подвиг, совершенный им во имя народа, бессмертен.
Отсюда и сложенная народом легенда о голубых искрах в степи, что являются перед грозой.
Само расположение частей рассказа «Старуха Изергиль», отношение собеседника Изергиль к рассказанным легендам и к ней самой помогают нам понять главную авторскую позицию в раскрытии идеала человека.
Источник: https://historylib.net/sochinenie-po-rasskazu-staruxa-izergil/
Сочинение по рассказу М – Горького Старуха Изергиль: Идея подвига во имя общего счастья
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — говорил автор произведения М. Горький. Этот рассказ был, несомненно, очень любим писателем.
Написанный в ранний творческий период рассказ «Старуха Изергиль» относится к романтической прозе.
Для произведений этого направления характерны идеи раскрытия внутреннего мира героя за счет противопоставления себя окружающему миру, осознание грубости, жестокости и непонимания со стороны людей, побег от реальности и вечный поиск себя.
Стремление к высшим ценностям, присущее героям литературных произведений, может выражаться по-разному.
Кто-то ставит свою личность превыше всех людей и не старается понять чужую боль, не проявляет сострадания и не оказывает помощи, сосредотачиваясь только на эгоистичном достижении собственных целей.
Другой же стремится к свободе и гармонии в мире для всех людей, способен пожертвовать личным счастьем во имя чести и справедливости. Такое разделение персонажей, несущих зло и действующих на стороне добра, характерно для творчества Горького.
Первая часть рассказа посвящена Ларре, сыну орла и красивой земной женщины, убившему из гордости отвергнувшую его девушку. Гипертрофированное себялюбие Ларры переходит в крайнюю степень своего проявления – полное пренебрежение людьми и их желаниями.
Он не сделал ничего, за что мог бы требовать особенного почтения к себе — так рассуждает старуха Изергиль. Старейшина наказывает Ларру, обрекая на изгнание и вечное одиночество.
«…за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью» — один из аспектов концепции автора, который утверждал, что сильная личность должна проявляться в деятельности во благо людей.
Во второй части Изергиль рассказывает о своей жизни. Как обычный человек, прожив долгую жизнь и пройдя трудный путь, она совершала разные поступки. «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам» — кредо прозы Горького, полагающего, что в жизни любого человека может наступить такой момент, когда потребуется сделать выбор между трусостью и отвагой, эгоизмом и жертвой ради других.
Третья часть произведения повествует о Данко, мужественном юноше, осветившем своим сердцем путь усталым, упавшим духом людям, которые были ожесточены и вели себя, как звери. Пробудив в них упорство и стремление к жизни, сам герой погибает. Люди пошли вперед и даже не заметили гибели Данко, наступив на его горящее сердце.
Поступок Данко – символ бессмертия добра и пример другим людям, зачерствевшим душой, утомленным тяжестью невзгод и прожитых лет. Огоньки его сердца, рассыпавшиеся и вспыхивающие по всей земле, должны помочь зажечь миллионы других сердец, напомнить людям о взаимопомощи, единстве и стремлении во имя общего блага.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”: “Идея подвига во имя общего счастья”» / Январь 2016
источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/sochinenie-po-rasskazu-m-gorkogo-staruxa-izergil-ideya-podviga-vo-imya-obshhego-schastya.html
Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»
Изучая в школе писателей, мы понимаем, насколько талантлива наша нация, где рождались прекрасные литераторы. Яркие и своеобразные, среди которых хочется вспомнить Горького и его первые произведения, где писатель отдавал дань романтизму. Одна из таких работ была изучена нами в школе. Это рассказ Старуха Изергиль, по которому напишем сочинение-рассуждение.<\p>
Образ старухи Изергиль
Произведение Горького Старуха Изергиль и рассмотренные нами аргументы для сочинения ЕГЭ, позволяет раскрыть образ героини, той самой старухи Изергиль, с которой мы знакомимся на страничках работы Горького. Сам рассказ состоит из трех частей, где первая и последняя части — это легенды, рассказанные старухой.
Первая легенда о Ларре, который был сыном орла и простой девушки. Он был самовлюбленным, гордым, жестоким, не боялся идти против племени. Это безжалостный герой, который убил невинную девушку, за что и получил наказание одиночеством. Вторая легенда знакомит с Данко, что был добрым и отзывчивым.
Он вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям.
Вторая же часть знакомит с жизнью старухи Изергиль, раскрывая ее образ. Как раз в сочинении на тему Старуха Изергиль мы и опишем ее характеристику. Итак, старуха живет в Бессарабии. Некогда красивая женщина, сейчас постарела. Ее согнуло пополам время, глаза тусклые, руки дрожат, а рот беззубый. Изергиль знала много разных рассказов и легенд, что ведала молодым людям.
Если вернуться в прошлое, то мы увидим женщину, которая любила много мужчин, было у нее много романов. Это свободолюбивая личность, гордая и с чувством собственного достоинства. Изергиль могла стерпеть побои, но плохое или обидное слово в свой адрес никогда не прощала.<\p>
Изергиль была женщиной, которая если и разрывает отношения, то разрывает их окончательно и навсегда.
<\p>
Первую свою любовь она встретила в пятнадцать, дальше за рыбаком будет гуцул, позже будет турок с его гаремом, а когда бежит с гарема Изергиль, то встречает мужчину у которого уже будет женщина. Эта женщина и ранит старуху, которая будет залечивать свои раны в монастыре. Там, познакомившись с монахом, Изергиль едет жить в Польшу, где за женщиной ухаживали паны.
В сорок лет героиня в последний раз влюбится. Это был Акадэк, ради которого она даже на преступление пошла. После этого Изергиль уехала в Бессарабию, где живет уже более тридцати лет.<\p>
Изергиль, как воплощение характеров двух героев из ее рассказанных легенд.
Она думает о себе, погружаясь в чувства, она может быть жестокой, как Ларра, но в то же время это и великодушная женщина, чуткая, готовая на самопожертвования, как Данко.
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-gorkogo-staruxa-izergil.html
Горький “Старуха Изергиль” сочинение
Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением.
Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика.
Такая манера носит название “сказовой” и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.
Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
Ларра – сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что “глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”. Он отказался повиноваться старейшинам в племени.
Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: “Луна взошла.
Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой”. Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.
Вторая легенда посвящена Данко – человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: “И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем”.
Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание – спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры – крайности.
Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время.
Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.
Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость.
Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: “Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать”, “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”, “Каждый сам себе судьба!”. С болью в сердце осознает Изергиль свою старость.
Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: “В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально”. Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.
Источник: https://schoolessay.ru/gorkij-staruxa-izergil-sochinenie/
В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького “старуха изергиль”)
Максим ГорькийВ чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
с
Богатейший жизненный опыт дал М. Горькому большой материал для его первых произведений. В эти ранние годы вырабатываются главные темы и идеи творчества поэта, которые остаются с ним на всю жизнь.
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” — самый романтический и поэтичный. Герои смелые и сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.
Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко.
Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький неслучайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.
Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.
Писатель не осуждает ее: идеальные люди, действительно, встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”.
Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.
Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица.
Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира!” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Неслучайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.
Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.
То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.
Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”.
Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “”Что сделаю я для людей?” — сильнее грома крикну
л Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям”. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.
И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.
Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце.
Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального положения героев.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв не по своей воле, ведь совершение великих подвигов должно идти глубоко из души. Подвиг чаще всего незаметен.
Иногда надо отказаться от сотни важных дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты и никто больше. И это, на мой взгляд, самый важный подвиг.
А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло и покой, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. И если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.
Похожие сочинения: Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе “На дне”) Философский спор о человеке в драме “На дне” Проблема истинного и ложного гуманизма. (По пьесе М.
Горького “На дне”) Еще сочинения:
Споры о человеке и образ Луки в пьесе Горького “На дне” Ранний романтизм Горького Рекомендуем:
Образ Пелагеи Ниловны в романе М. Горького “Мать” Изображение купечества в повести М.
Горького “Фома Гордеев”
Следующая страница
Источник: https://www.school-essays.info/v-chem-smysl-zhizni-po-rasskazu-m-gorkogo-staruxa-izergil/
В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького «старуха изергиль»):
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького
рассказ «Старуха
Изергиль» самый романтический и поэтичный. Его герои —
смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о
смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.
Повествование о
жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами -— о Ларре и Дан-ко.
Перед
нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В
чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям,
которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную,
богатую приключениями жизнь?
Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных
людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она
любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный
пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока,
отравленный поцелуями».
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее
глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную
духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины
легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.
Изергиль
приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и
вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и
обязательств.
Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются
только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и
хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст
человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех,
кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами.
Кто-то
может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то,
что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть «сохранить себя
целым».
Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел —
одиночество. Действительно, «за все, что че-
789
ловек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда
жизнью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен.
Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.
Казалось бы, он
ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, девушек — все, что хотел», и
при этом был вольным как птица.
Тогда почему же в конце концов он стал мечтать
о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех
людей мира?» По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло,
кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счастливым и достойно пройти
жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый
красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе
Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел
идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного,
фантастического.
Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о
себе) в романтический мир легенды: «И в степной дали, теперь уже черной и
страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие
голубые огоньки.
То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько
людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то,
зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые
языки огня, намекавшие на что-то сказочное».
Как голубые искры оживляют черную
степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко,
способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне; «Посмотрели на
него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много
силы и живого огня».
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости
толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий
облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они —
как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства,
и нельзя было ему ждать по-
щады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем
негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы
спасти их, он совершает духовный подвиг. «”Что сделаю я для людей?” —
сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из
нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как
солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой
любви к людям…». Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения
людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.
И каким жалким и
низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, «боясь чего-то,
наступил на гордое сердце ногой…»
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается
авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни,
по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.
Правда, в настоящее
время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас
уподобляется «осторожному человеку», наступившему ногой на пылающее сердце.
Не
потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и
в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие
подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее,
отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к
лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать
прекрасной и имеющей смысл.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/v_chem_smysl_zhizni_po_rasskazu_m_gorkogo_starukha_izergil/25-1-0-2363
Сочинение на тему Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль, Горький читать бесплатно
Смысл жизни
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это одно из ранних произведений писателя, но оно уже проникнуто глубокими философскими идеями и размышлениями о смысле жизни, добре, любви, свободе и самопожертвовании.
Рассказ состоит из трех глав, в каждой из которых излагается одна законченная история. Первая и третья главы — это легенды о Ларре и Данко, а вторая — это честный рассказ Изергиль о своей интересной, «жадной», но нелегкой жизни.
Размышления о смысле человеческого существования мы находим во всех трех главах произведения. Идея первой главы, рассказывающей о Ларре — сыне женщины и орла, заключается в том, что жизнь не имеет смысла без людей.
Само имя Ларра означает «отверженный». Люди отвергли этого юношу за то, что он был горд и считал, что «таких, как он, нет больше».
В довершение ко всему, Ларра был жесток и на глазах у своих соплеменников убил невинную девушку.
Долго пытались люди «придумать казнь, достойную преступления» и в конце концов решили, что наказание Ларре — «в нем самом», и отпустили юношу. С тех пор он под «невидимым покровом высшей кары» обречен вечно скитаться по свету, не зная покоя.
Антиподом Ларры в рассказе является юноша Данко, который пожертвовал собой ради спасения соплеменников: Данко вырвал свое сердце, и, словно факелом, осветил им путь из непроходимого леса в спасительные степи. Смыслом жизни для этого юноши было самоотверженное служение людям, которых он очень любил, несмотря на их «звериную» сущность.
Обе этих легенды (и о Данко, и о Ларре) звучат из уст героини Изергиль. Автор отнюдь не случайно наделяет ее правом судить об этих героев, поскольку эта пожилая женщина прожила долгую жизнь, также наполненную смыслом. Весь ее опыт говорит о том, что жить можно с людьми и в то же время — только для себя.
Изергиль близок образ Данко, и она восхищается самоотверженностью этого юноши, но сама женщина так не может, поскольку Данко — романтический герой, а она реальный человек. Но в ее жизни также нашлось место подвигам ради людей, и совершала она их тоже во имя любви. Так, рискуя быть схваченной и убитой, она отважилась отправиться вызволять своего возлюбленного Аркадэка из плена.
Именно в любви Изергиль видела главный смысл своего существования, и любви в ее жизни было достаточно. Эта женщина сама любила многих мужчин, и многие любили ее.
Но вот, в возрасте сорока лет, столкнувшись с безответной любовью Аркадэка и разглядев неприглядную сущность этого человека («Вот какая лживая собака была это»), Изергиль смогла найти для себя новый смысл: она решила «завести гнездо» и выйти замуж.
На момент общения с автором этой женщине уже около семидесяти лет.
Муж Изергиль умер, «время согнуло ее пополам», взгляд черных глаз потускнел, волосы поседели, а кожа покрылась морщинами, но, несмотря на это, старуха находит в себе силы радоваться жизни, смысл которой она теперь видит в общение с молодыми молдаванами, работающими вместе с ней на сборе винограда.
Женщина чувствует, что нужна им, и что они любят ее. Теперь Изергиль, благодаря накопленному с годами опыту, может почти так же, как и Данко, служить людям, рассказывая им поучительные истории и освещая их путь светом своей спокойной мудрости.
см. также:
Другие сочинения по произведению Старуха Изергиль, Горький
Характеристики главных героев произведения Старуха Изергиль, Горький
Краткое содержание Старуха Изергиль, Горький
Краткая биография Максима Горького
Источник: https://www.sdamna5.ru/smysl_zhizni_staruha
Готовые школьные сочинения
Авг
25 2014
«Старуха Изергиль»
В жизни… всегда есть место подвигам. М. Горький Алексей Максимович Горький — писатель яркий и талантливый. Не было такого жанра литературы, в котором бы не работал писатель.
В молодости Горький отдал дань романтизму, создав all so ch. ru 2001 2005 ряд интересных и своеобразных произведений: “Макар Чудра”, “Девушка и Смерть”, “Старуха Изергиль” и другие.
Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной.
Алексей Максимович использует хорошо известную форму “рассказ в рассказе”, где автор — слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни.
Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой и интересной жизни. В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм.
“Он презирал людей и думал, что может обойтись без них”. В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной.
Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы. Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни.
Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой.
Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам,— говорит Изергиль.
— И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней”.
В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем.
Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. “Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…” Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности.
Это удел сильных и гордых, независимых и отважных — героев. Рассказ Горького поражает читателей не только необычной тематикой, красивыми легендами, но и прекрасным певучим языком. Автор начинает и заканчивает рассказ описанием прекрасной южной природы.
Красивость языка не заслоняет высокую идейность, которую автор старается донести до читателей.
Романтические рассказы Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » «Старуха Изергиль» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/staruxa-izergil/
“Старуха Изергиль” Максима Горького
“Старуха Изергиль” Максима Горького
Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений.
В рассказе Старуха Изергиль отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М.
Горького и продолжает романтическую линию (рассказы Макар Чудра и Челкаш), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели наиболее полно создать образ главного героя.
Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
<\p>
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
<\p>
Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, – все это вызывает в людях только ужас и гнев.
Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё я выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.
В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.
Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль.
Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.
Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
<\p>
Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств.
В Старухе Изергиль связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира).
Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает быль и сказку.
Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.
Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: тусклые глаза, потрескавшиеся губы, сморщенный нос, загнутый, словно нос совы, черные ямы щек, прядь пепельно-седых волос.
Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу человека, живущего среди людей.
Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь.
Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.
Подводя черту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанном произведении. Могу сказать, что проблемы, затронутые в рассказе, сильно меня взволновали, заставили глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы свободных людей натолкнули на �
Источник: https://www.studsell.com/view/776/