Анализ «Невский проспект» Гоголь
Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.
Год написания – 1834 год.
История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».
Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.
Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта.
Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).
Жанр – Повесть.
Направление – Социально-критический реализм.
В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург.
Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей.
Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.
Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».
Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.
Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.
Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.
Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока.
Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки.
Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.
На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами.
Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит.
Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.
Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни.
Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие.
Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.
Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение.
Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования.
Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.
Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.
Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:
- завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
- развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
- кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
- развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
- эпилог – описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.
Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/nevskiy-prospekt/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
«Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
Над повестью «Невский проспект» Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике «Арабески» четыре года спустя.
Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Коляска» и «Рим». Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы.
Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть «маленький человек», который отчаянно борется за право на достойную жизнь.
«Невский проспект» состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы.
Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются две истории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения.
Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.
Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский «всеобщей коммуникацией Петербурга». Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.
Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.
Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны.
Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия.
Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.
Совсем другой художник Пискарев. Он наивный романтик, тонкий и ранимый. «Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя», – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими и боготворит.
Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.
Избранница художника оказалась девушкой из публичного дома, за «небесным обликом» которой скрывалась пошлая и глупая натура. Но придуманный образ не дает молодому таланту покоя. Чтобы увидеть девушку хотя бы во сне, Пискарев начинает принимать опиум.
Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом.
«Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко», – сокрушается Гоголь.
Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы.
Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью.
Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.
Вот так по-разному закончилось эти истории: талантливый и многообещающий Пискарев стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался легким испугом. Два разных приключения объединяет проигранный финал: герои так и не получили того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы».
Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.
В «Невском проспекте» Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.
-
«Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя
-
«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
-
«Мертвые души», анализ произведения Гоголя
-
«Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
-
«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
-
«Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
-
«Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
-
«Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Шинель», краткое содержание повести Гоголя
-
«Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
По произведению: «Невский проспект»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Источник: https://goldlit.ru/gogol/694-nevskii-prospekt-analiz
Анализ повести “Невский проспект” Гоголя
Тема Петербурга была важнейшей в творчестве Николая Гоголя, о чем свидетельствует одно из его наиболее известных произведений – повесть “Невский проспект”, анализ которой мы сейчас проведем.
Не потому Гоголь писал о Петербурге, что многим писателям XIX века хотелось воспевать его красоту и таинственность, а потому, что Николай Васильевич сам был пленен образом полного загадок города, был близок к нему душой и хотел поделиться этим с читателями.
Также у нас вы можете прочитать краткое содержание “Невского проспекта”.
Образ Петербурга в творчестве Гоголя
Чем же так привлекал Петербург писателей? Вспомнить хотя бы историю этого города – то, что несмотря на все законы природы, волей одного Петра в кратчайший срок город поднялся над Невой, и веками символизировал борьбу контрастных понятий, таких как: бедность и роскошь, великолепие и безобразие, сила и слабость. Все это удивительно уживалось в Петербурге.
Невозможно сделать точный анализ повести “Невский проспект” без рассмотрения образа Петербурга. Мы не удивляемся тому, что таланты России буквально стекались сюда, чтобы завоевать положение в обществе, развить способности и показать свое мастерство.
В Петербурге получили становление лучшие публицисты, писатели и критики, хотя именно в этом городе они столкнулись с бедностью и преследованиями, были унижены и ущемлены.
Показная роскошь, глупость и пошлость затягивали людей в трясину, а место, где начинались самые невообразимые, интригующие и завораживающие события, называлось Невский проспект. Да, главной улице города отведена роковая роль.
Поскольку мы делаем анализ “Невского проспекта” Гоголя, скажем, что это понятие проспекта символизирует душу самого Петербурга, который по мнению автора не просто является большим мегаполисом, где можно пройтись по красивым улицам и полюбоваться архитектурой. Город похож на ожившего великана, у которого свой характер, капризы, привычки и тайны.
Невский проспект в Петербурге – это место, где каждый день ходят тысячи людей. И у каждого из них свой уникальный характер. Этот момент важно учесть, когда мы анализируем задумку Гоголя в отношении целостности толпы. У каждого свои дела, свой путь, но эти люди вместе только потому, что их объединило место встречи, и больше ничего.
Пирогов и Пискарев
Но не только непосредственно сам проспект фигурирует в произведении, ведь продолжая анализ повести “Невский проспект”, мы видим появление двух героев – это поручик Пирогов и Пискарев, которого автор описывает как “молодого человека”, одетого во фрак и плащ. Пирогов прекрасно знает, как устроен современный мир, и понимает, что жить в Петербурге – это все равно что играть в “рулетку”.
Однако выиграть возможно, только нужно рисковать и верить, что твои сокровенные мечты станут реальностью. У поручика такие принципы, и он сам готов рисковать. Даже если ему придется ощутить горечь поражения, Пирогов не считает это чем-то трагичным и нелепым. Поэтому после проигрыша он преодолевает свой гнев и негодование, причем, прохлада вечернего Петербурга как будто остужает его пыл.
Посмотрим на второго героя – Пискарева. Характер этих двух людей чрезвычайно важен в анализе “Невского проспекта”.
Пискарев хочет равняться на своего приятеля, и он тоже становится в роль проигравшего, однако в отличие от Пирогова второй персонаж одинок и почти чужой в этом городе, поэтому для него неудача стала роковой.
Будучи робким и застенчивым, он целиком доверился объятиям Невского проспекта, надеясь, что искорки чувств, всегда живаших в его сердце, станут пламенем.
Две истории, которые мы анализируем в этом произведении, похожи внешне, но суть их абсолютно разная.
И Пирогов, и Пискарев ставят на карту все, что есть, но первый относится к этому, как к игре, и по большому счету ничего не теряет, а для второго это оказывается чем-то непреодолимым.
Ведь Пискарев, ощущающий мир совсем иначе, не может резко превратиться в грубого и черствого человека, потеряв всякое доверие. Но и выбросить из головы и сердца жестокое разочарование, пришедшее к нему, тоже нельзя. А виноват в этом Невский проспект.
Выводы в анализе повести “Невский проспект”
Гоголь великолепно показывает двух героев, которые противоположны друг другу – у них разные характеры и разное восприятие мира. Но читатель на этом контрасте понимает глубину противоречивости главного образа повести – Невского проспекта.
С одной стороны мы видим комичную ситуацию Пирогова, с другой стороны трагичную судьбу бедного Пискарева. То же можно сказать и об атмосфере проспекта – комическая пошлость и трагичная пошлость и ложь, вот что сочетается в главной улице Петербурга.
Гоголь подчеркивает, что “этот Невский проспект всегда лжет”.
Душа Пискарева после встречи с Невским проспектом буквально опустошена. Краски всего мира меркнут в его глазах, и он оказывается холоден и пуст. Тогда художник думает, а чтоже может быть реальным, если все это оказалось призрачным миражом? Гоголь отвечает: реален Невский проспект, и его вечные тайны сочетаются с вечной ложью.
Надеемся, что анализ повести “Невский проспект” Гоголя оказался полезным для вас. Больше статей вы можете найти в нашем Блоге.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-nevskiy-prospekt-gogolya
Анализ повести Невский проспект Гоголя сочинение
Повесть «Невский проспект» Гоголя раскрывает перед читателями картину о жизни двух мужчин, которые прогуливаются по центральной улице города и привлекают внимание молодых девушек.
Два молодых человека – художник по фамилии Пискарев и его товарищ, поручик Пирогов увлеченные двумя особами женского пола, каждую из которых они считают по своим меркам идеальными.
Для живописца, являющегося натурой тонкой и чувственной, образ увиденной семнадцатилетней девушки кажется прекрасным и чистым. В действительности, она работает в самом «грязном» месте – борделе.
Несмотря на то, что Пискарев в реальности понимает, кем на самом деле является незнакомка, он пытается найти ее образу жизни оправдание.
В своем подсознании он никак не хочет смириться с тем, что есть на самом деле. Девушка постоянно снится ему, он бредит идеей жениться на ней.
Пискарев делает молодой даме предложение руки и сердца, а она просто насмехается над ним. В конце концов, он совершает самоубийство.
У его товарища Пирогова ситуация более проста – его незнакомка замужем за немцем по фамилии Шиллер. Но молодого человека это никак не смущает, и он продолжает вести свои настойчивые ухаживания за блондинкой.
Но в один из дней немец обнаруживает в своем доме поручика и выгоняет его с позором. В порыве злости, чувствуя себя униженным и оскорбленным, Пирогов порывается отправиться к генералу и пожаловаться на Шиллера.
Но, впоследствии он от этой идеи отказывается.
Главная идея произведения – это некий контраст, который создает Петербург. С одной стороны город пестрит и блистает разномастными лицами, шиком одежд, людей разных сословий и взглядов на жизнь. Но, реальность значительно отличается от человеческого желания и представления мира на самом деле.
Человеку со слабой силой воли и слишком чувствительный, к окружающему миру сложно адаптироваться к реальности. Мир для него кажется слишком жестоким, действительность невыносима. Такая черта характера ярко выражена писателем в образе художника Пискарева.
Реальность Петербурга сломала его, и единственным выходом из этой ситуации для живописца оказалось самоубийство.
Пирогов, человек бездушный и трусливый, оказался прямой противоположностью своему другу. Такие люди как он, более реально смотрят на вещи, думают только о себе, своем благосостоянии. Для них важно, как общество смотрит на их социальный статус. У таких личностей как Пирогов нет моральных и нравственных принципов, они эгоистичны и на самом деле глупы.
Суть повести «Невский проспект» в том, что стены большого, величественного города отнюдь не приветливы для таких мечтателей и искателей чистого и прекрасного как художник Пискарев.
Наоборот, здесь все пропитано цинизмом, меркантильностью и бездушием. Здесь могут жить только испорченные, черствые и безразличные к чувствам другого человека.
А таких, как художник, в этом маленьком мире многочисленных улиц нет места.
Анализ 2
Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.
Сюжетная линия повести выстраивается на противопоставлении двух историй, одна из которых представляет собой реальный, пошлый рассказ о жизни поручика Пирогова, наказанного немцами как ловеласа, а вторая изображает романтическую историю художника, лишившего себя жизни.
Автор представляет своих персонажей в образе недалеких, глупых людей, однако глупость Пирогова описывается с использованием юмора, а тупость Пискарева с использованием трагичности.
Автор изображает художника, демонстрируя большую снисходительность, мягкость, проявляя к нему явное сочувствие.
Кроме персонажей, основной темой произведения является петербургская тематика, поскольку писатель неравнодушно относится к питерской столице, похожей, по мнению автора, на живого великана, который имеет свои характерные черты, привычки, капризы. Главная улица питерской столицы олицетворяет в повести целостность толпы, где у каждого бегущего человека свои дела и жизнь, но именно там они иногда пересекаются, как и главные герои произведения.
Поручик представляется писателем в образе прожженного реалиста, понимающего устройство современного мира и жизнь в большом мегаполисе, где нужно уметь рисковать и выигрывать данную богом возможность в виде исполнения сокровенной мечты.
При этом Пирогов предполагает возможность проигрыша, не считая это трагичностью и нелепостью. Именно поэтому он достигает спокойствия через прохладу вечернего питерского проспекта.
<\p>
Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.
Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.
Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.
Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.
Суть, смысл и идея произведения
В данном произведении писатель, на примере историй двух людей своего времени показывает изнанку окружающего мира, пошлость и бессмысленность, которые большинство предпочитает не замечать.
В истории, произошедшей с художником, Гоголь сталкивает двух персонажей-антагонистов во всем. Романтически настроенный «служитель муз», принадлежащий к миру грез и идеалов проникается симпатией к проститутке. Попытки художника Пискарева наставить свою избранницу на путь истинный закономерно оканчиваются крахом. Девушка не желает слушать его увещевания о прелестях семейной жизни.
17-летняя девушка красива, что и вызывает симпатию художника, которому в начале неизвестен ее род занятий. Ее род занятий и приземленное мышление настолько не сочетаются между собой, что это разбивает представления Пискарева о реальности.
В данном случае Гоголь намеренно выступает против литературных штампом предшествующего времени, согласно которым положительные герои прекрасны во всем, а в отрицательных нет не единого просвета.
Писатель стремится показать реальность такой как она есть, без приукрашивания.
Жизнь современного большого города строиться не на идеалах, а на стремлении к деньгам. Проститутка прямо говорит художнику, что ведет такую жизнь, а не выходит за него замуж просто потому, что ему нечего ей предложить.
В результате человек искусства убивает себя. Этим Гоголь хотел показать, что возвышенные идеи и повседневность несовместимы. Творческий человек не может вечно прятаться от пошлой реальности.
Однажды ему придется сделать выбор: стать таким как все или уйти.
Другой герой произведения – поручик Пирогов не прячется от реальности, напротив, постоянно окунается в нее.
Столичная жизнь не разрушает грезы офицер, с ним происходит гораздо худшее (в рукописи муж со своими друзьями выпороли его, в опубликованном варианте дело ограничивается намеками).
Однако после нанесенного оскорбления Пирогову достаточно съесть пирожное, почитать газету, потанцевать и произошедшее его больше не волнует.
Поручик оказывается своим в этом, описанном Гоголем, мире. Оскорбление чести офицера, как и позорный род занятий для проститутки, для них всего лишь мелкие недоразумения. Идеалов у них нет вообще, а обиды и оскорбления легко покрываются повышенным уровнем потребления. Недаром Гоголь подчеркивает, что поручика успокоила такая мелочь как пирожные и похвала за хорошо исполненный танец.
- Сочинение Война Мужество Доблесть Честь 8 класс
Война – как много в этом слове. Такое, казалось бы, короткое и простое слово, но, сколько горести, печали и боли в нем. Когда я слышу это слово, на глаза невольно наворачиваются слезы, а в горле сжимается удушающий ком - Сочинение Влияние природы на человека ЕГЭ 11 класс
Природа и человек, на мой взгляд, это два понятия неотделимые друг от друга. Мы все являемся частью большого мира: удивительного, чарующего, наполненного жизнью. Каждый не раз замечал, как настроение меняется в соответствии с изменениями в природе. - Семплеяров в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
В произведении «Мастер и Маргарита» Булгаков описал множество образов. Одним из необычайных образов считается Аркадий Аполлонович Семплеяров. Автор придумал образ второстепенного персонажа от имени своего друга - Анализ рассказа Бунина Окаянные дни
Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с её неизбежными ужасами - Народ и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина сочинение
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» пишет о том, что в России существует такой город Глупов, в котором творится невесть что.<\p>
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/analiz-povesti-nevskij-prospekt
Анализ повести Невский проспект Гоголя (смысл, суть и идея произведения)
В Невском проспекте гоголь разбирает истории двух горожан, которые ухлестывают на центральной улице города за дамами.
Речь идет о поручике и художнике, таким образом, повесть состоит из двух частей, но идея тут явно общая и заключается в банальности и тщетности обыденного мира.
Гоголь сам говорит об этом в повести прямым текстом и наиболее ярко подчеркивает свою мысль через историю художника Пискарева.
Этот герой отправляется за брюнеткой, в которой видит идеал красоты и в итоге оказывается в публичном доме. Далее он узнает о довольно порочном образе существования 17-летней красотки, которая ко всему остальному глупа и даже не хочет слушать рассказы и предложения Пискарева про счастливый семейный быт.
Не зря Гоголь выбирает героем именно художника, то есть человека, который близок к миру идеалов и грез, который именно из обыденности человеческого существования или каких-то высших сфер создает искусство.
Художник рисует в своем воображении идеализированный образ своей избранницы, он видит в опийных грезах счастливый и радостный мир.
Он возвращается в мир действительности и буквально разбивается об эту пошлость и банальность.
Пискарев не видит иного выхода кроме как оставить этот мир. Его разочарование символизирует общее разочарование творческой души от пошлости и грязи.
В истории поручика Пирогова мы видим немного другое отношение к этой пошлой действительности, и Пирогов весьма увлеченно в такую действительность окунается, ухлестывая за привлекательной супругой жестянщика, которому специально заказывает шпоры, чтобы иметь возможность вновь повидаться с очаровательной блондинкой. В итоге Пирогова просто выпороли как гласит нередактированная рукопись Гоголя, однако, он, сначала возмутившись, в дальнейшем полностью смирился и даже не предал значения случившемуся. Довольно странно видеть подобное отношение у военного человека, хотя поручик и не является высоким чином.
Тут Гоголь говорит о том, как человек может стать частью всей этой пошлости и обыденности и примириться со всем этим. По сути, поручику хватает только скушать вкусное пирожное, получить общественное признание за отличную мазурку и он снова спокоен. В этой ситуации герой не разбивается о пошлость и банальность и как бы обтекает эти феномены и становится частью обыденного мира.
Вариант 2
Произведение «Невский проспект» входит в цикл рассказов, посвященных Петербургу. Все события развиваются в культурной столице большого государства, где и живут главные герои.
Два товарища встречаются, чтобы весело провести время и пообщаться с девушками. Пирогов является поручиком, а Пискарев признанный художник, который находится в поисках идеала. Товарищи неспешно гуляют по Невскому проспекту и наслаждаются жизнью. Там они встречаются с двумя очаровательными девушками, блондинкой и брюнеткой, которым предлагают, чтобы они составили им компанию.
Пискарев, очарованный приятными чертами брюнетки, отправляется за ней попятам, но оказывается в месте, в котором не ожидал. Она привод его в публичный дом. Он старается всеми способами убедить девушку в том, что она не достойна такой профессии.
Она не верит его словам, уверенная в том, что ее профессия является достаточно прибыльной и доходной. Пискарев, желающий изобразить всю ее прелесть, приятные черты и сходство с небесными существами, старается переубедить его.
Это вызывает в нем внутренний моральный конфликт, который приводит к внутреннему разрушению. Он не может смириться с тем, что девушки с такой внешностью, могут заниматься такой специальностью.
Таким образом, автор противопоставляет мечту и реальность, показывает двуличность человеческой натуры и возможность несовпадения внутреннего и внешнего. Это видно и на фоне главных героев. Один из них возвышенный мечтатель, стремящийся к высокому искусству, а второй обычный поручик, который привык находиться в бытовых условиях и решать повседневные проблемы.
А сама улица под названием Невский проспект, которая является ключевой, вмешает в себя самую мистическую и дьяволическую сущность. Именно она сводит главных героев с очаровательными девушками, которые испытывают их жизненный уклад на прочность. Один из них не смог его преодолеть, поэтому читатель узнает, что Пискарев, заканчивает жизнь самоубийством.
Его находят с перерезанным горлом на полу. Он не смог справиться с внутренним противоречием, которое постоянно мучает его изнутри.
Он не смог устоять в борьбе с психологической проблемой, все это приходит к печальному концу.
Пискарев не смог бороться, он фактически сразу опустил руки из-за несправедливость окружающего мира, который преподнес ему подобный сюрприз – очаровательную красавицу, которая работает женщиной легкого поведения.
← Критика о повести Тарас Бульба
← Критика о творчестве Гоголя и отзывы современников↑ ГогольАнализ повести Портрет →
Анализ комедии Ревизор →
- Сочинение Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник
И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла - Сочинение на тему Женщина на войне (рассуждение)
Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому. - Сочинение Описание лесного озера
Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных - Анализ произведения Детство Толстого
Лев Николаевич Толстой – один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом. - Сочинение на тему Школа моей мечты рассуждение 3, 5 класс
В современном мире каждый уважающий себя человек ходит в школу – место, где учат новому, дают полезную информацию и воспитывают тягу к знаниям. Большинство школ в мире устроены приблизительно одинаково
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-povesti-nevskij-prospekt-smysl-sut-i-ideya-proizvedeniya
Анализ повести Гоголя «Невский проспект»
Петербург всегда оценивали неоднозначно: кто-то его любил, кто-то его ругал, но людей, относящихся к этому городу равнодушно, никогда не было. Сюда стремились попасть самые выдающиеся деятели России: они приезжали в город, творили в нем, писали здесь свои произведения, которые позже приобрели мировое имя.
В этом городе осуществлялись мечты, но также именно здесь приходилось терпеть лишения, унижение и нужду.
Многие сравнивали Петербург с болотом, которое расчетливо засасывало людей: за показной роскошью Петербурга зачастую скрывались пороки этого города, его алчность. Центром же болота, безусловно, считался центр самого города – его несравненный Невский проспект.
Именно Невскому проспекту и посвящена повесть Николая Васильевича Гоголя. В его повести Петербург показывается читателям не только как столица страны, как огромный мегаполис, имеющий шикарные здания, красивейшую реку – Неву, но и как великан, который вдруг ожил и стал обладать своим собственным лицом, своим характером.
Ежедневно по Невскому проспекту проходит множество людей, но между ними нет ничего общего, нет ничего того, что соединяло бы их. Единственное, что объединяет их – это Невский проспект, о чем Гоголь говорит так: «словно демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».
Перед читателями предстают двое героев: это поручик Пирогов и юноша во фраке и плаще – Пискарев. Они оба решают рискнуть и Пирогов проигрывает, но не видит в этом ничего из ряда вон выдающегося: с легкостью справляется с гневом, прибегая к помощи Невского проспекта: поручик несколько раз проходится по нему и успокаивается.
Другой же герой, Пискарев, тоже проигрывает, но вот для него этот проигрыш оказывается роковым. Он разочаровывается в жизни, делается черствым и грубым, а подталкивает его на это все тот же Невский проспект.
Параллельно Гоголь мастерски ведет рассказ, который помогает нам понять судьбу героев. Пирогов и Пискарев противопоставляются друг другу, их характер также различен, каким и может быть Невский проспект.
Он заманивает людей в свои ловко расставленные сети, играет их жизнями, коварно опустошает их душу. Ранимый художник Пискарев теряет веру в жизнь, веру в лучшее, больше не ощущает ее буйства красок, а значит, не живет, а существует.
Вся красота в его глазах превращается в призрак, а реальность смешивается с фантастикой.
(4 votes, average: 4.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-povesti-gogolya-nevskij-prospekt.html
Гоголь «Невский проспект» – анализ – Русская историческая библиотека
На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст «Невского проспекта». Читайте также статьи Гоголь «Невский проспект» – краткое содержание, Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество, Гоголь «Нос» – краткое содержание, Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» – краткое содержание, Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» – краткое содержание
Повесть Гоголя начинается с длинного, живописного описания Невского проспекта, который «для Петербурга составляет всё».
Гоголь даёт яркие картины этой знаменитой улицы и публики на ней в разные часы дня, подчёркивая, что Невский – место не столько деловой, сколько чисто человеческой жизни северной столицы.
Вдумчивый наблюдатель может почерпнуть здесь немало глубоких психологических впечатлений.
Гоголь считает, что Невский проспект интереснее всего вечером, когда свет ламп и длинные тени прохожих придают ему странный, фантастический оттенок. Особенно любим он в эту пору молодыми людьми: гуляющие юноши порой переходят с ходьбы на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку случайно встреченной красивой дамы.
Гоголь. Невский проспект. Аудиокнига
Во время такого занятия и встретились мельком на Невском проспекте поверхностный, жизнелюбивый поручик Пирогов и тонкий, впечатлительный художник Пискарёв. Каждый из них бежал за миловидной молодой девицей: Пирогов за пухленькой блондинкой, а Пискарёв – за брюнеткой в пёстром плаще, чьи черты лица напоминали ему нарисованную великим Перуджино Бьянку.
Гоголь в своём рассказе поначалу следует по Невскому проспекту за Пискарёвым. Одухотворённому художнику промелькнувшая перед ним брюнетка в плаще кажется прелестной богиней, слетевшей прямо с неба.
Её облик до того завораживает Пискарёва, что, несмотря на свойственную ему робость и стеснительность, он решает во что бы то ни стало узнать адрес прекрасной незнакомки. Расталкивая прохожих, художник летит за ней.
Дама замечает его преследование, несколько раз оборачивается – и от её мимолётных взглядов у Пискарёва трепещет сердце. На её лице вдруг выражается подобие улыбки…
Девушка входит в подъезд одного ярко освещённого четырёхэтажного дома. Пискарёв, вне себя от страсти, следует за прекрасным существом и вдруг слышит его голос: «Идите осторожнее!». Дама заходит в одну из квартир четвёртого этажа.
Вступивший туда Пискарёв видит неожиданную картину: несколько явно распущенных женщин сидят в разных позах, одна из соседних комнат приотворена, из неё доносятся грубый мужской голос и женский смех. Пискарёв осознаёт, что попал в жилище проституток. Дама, за которой он бежал по Невскому проспекту, подходит к нему.
При свете она кажется ещё прекраснее, ей на вид всего 17 лет. Но Пискарёв теперь понимает, что она – совсем не ангел, а падшая развратница. В душевном помутнении он выбегает на улицу.
Придя домой, Пискарёв впадает в отчаяние. Контраст между первым, возвышенным впечатлением о девушке и той картиной, которую он увидел в борделе, слишком силён. Потрясённый художник долго сидит, уронив голову на руки.
Вскоре Пискарёву представляется, как в его комнату приходит некий лакей и отвозит его на бал, где всё та же прелестница вдруг оказывается знатной аристократкой.
Она ищет встречи с ним для возвышенной любви, убеждая, что вовсе не принадлежит к тому презренному классу, среди которого художник её видел. Но вскоре выясняется: это было только сном.
Нервы Пискарёва расстраиваются. Зияющая пропасть между идеалом и горькой реальностью оказывается чересчур широкой для тонкой творческой натуры.
Художник начинает употреблять опиум, который ещё сильнее раскаляет его мысли. У него возникает план вырвать свою богиню из гнезда разврата.
Пискарёв решает поехать к ней, предложить выйти за него замуж и вести тихую семейную жизнь посреди радостей чистой взаимной привязанности.
Гоголь описывает, как после долгих поисков Пискарёв находит тот самый дом. В знакомой комнате сидят всё те же женщины, и его идеал тоже среди них.
Но простодушное предложение Пискарёва выйти за него и предаться честной, трудовой жизни встречает наглые, циничные насмешки. «Я не прачка и не швея», – отвечает ему та, которую он думал спасти.
Осмеянный художник возвращается домой, и после нескольких дней страшных душевных терзаний перерезает себе бритвой горло, не удостаиваясь даже приличных похорон.
Н. В. Гоголь, автор «Невского проспекта». Портрет работы Ф. Мюллера, 1840-е
Поведав историю Пискарёва, Гоголь рассказывает совсем противоположное происшествие, случившееся с поручиком Пироговым.
Расставшись на Невском проспекте с художником, повеса Пискарёв преследует собственный женский идеал – довольно легкомысленную блондинку, которая останавливается перед каждым магазином, разглядывая в витринах безделушки.
Гоголь сообщает читателю, что Пирогов – один из тех поручиков, которые имеют особый дар развлекать плоской болтовнёй столь же пустых, как и он сам, дам.
Теперь Пирогов преследует приглянувшуюся ему блондинку до квартала немцев-ремесленников и вбегает за ней в один запачканный дом. Ничуть не смутившись, напористый поручик входит и в её квартиру. Посреди неё сидит муж блондинки, немецкий жестянщик Шиллер.
В пьяном виде он жалуется своему другу, сапожнику Гофману, на дороговизну нюхательного табака («20 рублей 40 копеек в месяц – это разбой»). Чтобы сэкономить на табаке, Шиллер просит, чтобы Гофман отрезал ему нос. Гофман и действительно берёт друга Шиллера за нос, вынимает нож и приводит его «в такое положение, как бы хотел кроить подошву».
Назревающую трагедию предотвращает неожиданное появление Пирогова. Смутно сознавая, что поручик, вероятно, преследует его жену, Шиллер начинает кричать на него.
Пирогов уходит, но на следующий день, как ни в чём не бывало, является в мастерскую Шиллера, якобы с целью изготовить у него за дорогую цену шпоры.
Немец замечает, что поручик вновь пробует приставать к его жене и даже пытается ухватить её за подбородок, но, услышав размер предлагаемой Пироговым оплаты, принимает заказ. Получив шпоры, поручик заказывает у Шиллера оправу к кинжалу. Он не прекращает тайных домогательств к жене немца.
В одно из воскресений, когда Шиллер уходит пить пиво с друзьями, Пирогов проникает в квартиру к блондинке. Он сначала предлагает ей потанцевать, а потом, изловчившись, целует.
В этот момент открывается дверь. Входят пьяные Шиллер, Гофман и столяр Кунц.
Увидев, что поручик целует его жену, Шиллер кричит: «О, я не хочу иметь роги! Я немец, а не рогатая говядина! Бери его, мой друг Гофман, за воротник!» Три дюжих ремесленника сильно бьют Пирогова и вышвыривают его из дома.
Тот вначале хочет писать на них жалобу в главный штаб или даже государственный совет, но, съев в кондитерской два слоёных пирожка, решает просто не рассказывать никому об этом неприятном происшествии.
Две ни в чём не похожих истории Пискарёва и Пирогова объединяет, однако, то, что оба героя не получили страстно ими желаемого, того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы».
Гоголь завершает «Невский проспект» грустным размышлением о тщете человеческих надежд. Грубая пошлость Пирогова резко оттеняет в этой повести неземной идеализм Пискарёва.
В «Невском проспекте» они противопоставляются друг другу – но незаметным образом и сосуществуют в единстве.
Это единство возвышенного и мелкого, драматического и смешного, бытовой пошлости и религиозного надрыва проходит через всё творчество Гоголя, впервые с яркой рельефностью выражаясь именно в «Невском проспекте».
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2586-gogol-nevskij-prospekt-analiz
Анализ повести «Невский проспект» Гоголя: суть, смысл и идея произведения
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
Повесть «Невский проспект» Гоголя входит в цикл повестей, которые Гоголь писал о Петербурге. Каждая из повестей данного цикла, содержит свои особенности и мораль, которую читатель мог постигнуть при анализе произведения.
В повести «Невский проспект» повествование начиналось с того, что однажды два товарища поручик Пирогов и художник Пискарев, прогуливаясь по Невскому проспекту, встречают двух очаровательных девушек – блондинку и брюнетку.
Посчитав, что они просто обязаны добиться расположения этих юных дам, товарищи решают пойти за ними, а после этого снова встретиться и поделиться результатами своей «охоты». Однако, судьба решила распорядится совсем по-другому.
Прежде всего, начать необходимо с того, что после следования за брюнеткой, Пискарев оказывается совершенно не в том месте, где он ожидал оказаться – брюнетка привела его в неприличное заведения.
Испытав разочарование за то, что его спутница оказалась девушкой легкого поведения, расстроенный Пискарев уходит к себе домой. Но, за все время когда он находится в одиночном размышлении – Пискарев понимает, что влюбился. В каждом своем сне он видит прекрасную брюнетку и решает, что ей необходимо дать шанс.
Вернувшись к девушке, Пискарев предлагает ей выйти за него замуж и сменить профессию. Однако, недолго сомневаясь, девушка ему отказывает, так как считает, что ее ремесло достаточно прибыльное и приносит ей удовольствие. Разочарованный Пискарев убегает домой. А спустя 4 дня его находят мертвым в своей квартире.
Одновременно со всеми случившимися событиями, следует за своей незнакомкой и Пирогов. Провожая ее домой, он обнаруживает, что блондинка давно замужем, а ее муж – мастер-жестянщик Шиллер.
Будучи полностью уверенным в том, что своей любви необходимо добиваться, Пирогов решает придумать способ, чтоб заполучить роковую блондинку. Недолго думая, Пирогов решает заказать у Шиллера результаты его труда – шпоры и оправу для кинжала. Итак, получив способ приходить в гости к своей возлюбленной, Пирогов начинает проявлять знаки внимания.
Девушка не охотно идет к нему на контакт, однако Пирогов начинает себя вести все более настойчиво и даже в присутствии ее мужа он абсолютно не смущаясь начинает целовать девушку. Шиллер достаточно негативно реагирует на приставания поручика, но терпит наглого клиента.
Один раз Пирогов застает блондинку дома в одиночестве и начинает проявлять знаки внимания все более вызывающе – пригласив ее на танец, Пирогов начинает целовать ей ноги. Застав эту картину, придя домой, Шиллер вместе со своим приятелем вышвыривают Пирогова из дому. Начав строить планы мести немцу, Пирогов, достаточно скоро забыв свою обиду, решает оставить ситуацию так, как есть.
Гоголь, в заключении своего рассказа, советует своим читателям никогда не доверять Невскому проспекту, ведь все, что там может произойти, лишь мечта и обман.
Анализ повести, позволяет нам прочувствовать одновременную схожесть и различие судьбы персонажей, которые являются полной противоположностью друг другу. Гоголь показал нам то, как может сложиться судьба людей, при схожих обстоятельствах, однако с различным мировосприятием. Ведь и Пирогов, и Пискарев рискуют всем, ради прекрасных незнакомок.
Однако, для Пирогова данная ситуация всего лишь игра, и он не рискует ничем. А вот для Пискарева, который был достаточно восприимчив и романтичен, сложившаяся ситуация являлась краховой.
Анализ «Невского проспекта» показывает противоречивость судеб, которые пересекались в Петербурге. Данная противоречивость лишь усиливается при помощи комических ситуаций и описания Петербурга того времени.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1509
Анализ повести Гоголя “Невский проспект”
Анализ повести Гоголя “Невский проспект”
Повесть Н. В. Гоголя “Невский проспект” была написана в 1833-1834 годах и относится к циклу Петербургских повестей, в которых писатель рисовал пейзажи северной столицы. Описание Петербурга всегда было неоднозначным в творчестве писателей XIX века.
В частности в работах Гоголя этот город выступал воплощением различных человеческих противоречий, местом, где благополучие находилось в извечной борьбе с нищетой, а прекрасное боролось с ужасным. Именно в этом городе молодые выдающиеся деятели страны могли осуществить свои честолюбивые мечты.
Ну а центром всего происходящего и сердцем Петербурга был, конечно же, Невский проспект.
Повесть Н. В. Гоголя “Невский проспект” начинается с описания этой улицы, которую автор не спешит разоблачить: “Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все”. Он постепенно раскрывает все секреты проспекта в разное время суток. С раннего утра до поздней ночи по проспекту прогуливаются тысячи разных людей.
Едва только взойдешь на него, а он уже <\p>
пахнет гуляньем. Однако если по утрам можно увидеть только нищих или сонных людей, спешащих на работу. В дневное время проспект становится “педагогическим”. На нем появляются сотни иностранных гувернанток и гувернеров, ведущих за руку непоседливых детей.
С двух до трех на проспект выходит весь бомонд Петербурга, или так называемый “парад чинов”. Именно тогда начинается “главная выставка лучших произведений человека”. Здесь можно увидеть лучшие сюртуки с бобром, тысячи сортов шляпок и платков, дорогие перстни на щегольских мизинцах, бакенбарды по моде, очаровательные башмачки.
Таким образом, улица над Невой обладает своим характером, своими собственными привычками, также как и люди, проходящие по ней.
Из этой людской мешанины автор выделяет двоих: поручика Пирогова и художника Пискарева. Первый неплохо ориентируется в жестокой действительности города и не боится проиграть. Второй обладает романтичным характером и кротким нравом.
Пирогова ничего не интересует, кроме чинов и личной выгоды, А Пискарев, в соответствии со своим художественным талантом, видит во всем только прекрасное и доброе начало. Разминувшись на проспекте, приятели выбрали каждый свой путь. Поручик последовал за очаровательной блондинкой, самодовольно и самоуверенно смакую предстоящую победу.
А художник последовал за молодой брюнеткой, в надежде найти чистую и непорочную любовь. То, что реальность Петербурга бывает жестокой, знали оба, но каждый воспринимал по-своему.
Пирогов впоследствии получил тумаков от супруга блондинки – жестянщика-немца. Немного позлившись на обстоятельство, он быстро забыл про произошедшее, заев горе двумя слоеными пирожками и станцевав на приеме у друзей мазурку. А Пискарев, узнав, что полюбившаяся ему молодая особа из публичного дома, не смог справиться с разочарованием.
Для него это разочарование стало роковым. Как истинный художник, видевший во всем красоту, он не смог смотреть на ужасную реальность; не смог понять и принять того, что непорочная красота девушки его мечты тронута тлетворным дыханием разврата. Этот проигрыш буквально опустошил его душу.
Если для Пирогова этот случай был очередной игрой, то для Пискарева – это была вся жизнь.
В конце повести автор винит в произошедшем Невский проспект. Ведь это он мог разрушить все мечты и обмануть любого. Для него все то, что происходит на проспекте изо дня в день – иллюзия, мираж. Он сам проходит по нему, тяжело укутавшись в плащ, стараясь не глядеть на прохожих. Ведь на Невском проспекте все не так, как кажется.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-povesti-gogolya-nevskij-prospekt/