Анализ трагедии эсхила «прометей прикованный»

Эсхил «Прометей прикованный» – литературный анализ – Русская историческая библиотека

читайте также статьи Эсхил, Эсхил (краткая биография), Эсхил «Прометей прикованный» – краткое содержание, Эсхил «Персы» – анализ, Эсхил «Семеро против Фив» – анализ

О времени написания и постановки Эсхилом «Прометея прикованного» ничего не известно. Возможно, что трагедия (см. её полный текст) тоже входила в трилогию «Прометея», так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея – носителя огня».

Доказать, однако, с полной очевидностью существование трилогии о Прометее и тем более судить о последовательности трагедий с именем Прометея невозможно.

Обратите внимание

Но дошедший до нас «Прометей прикованный» был той единственной трагедией о мифологическом титане Прометее, дошедшей до нового и новейшего времени, образы которой навсегда остались в памяти культурного человечества.

Прикованный Прометей, терзаемый орлом Зевса. Художник Питер Пауль Рубенс, 1610-1611

Источник изображения

Сюжет «Прометея прикованного»

Эсхил описывает в своей трагедии (см.

её полный текст), как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса.

Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерьми Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает.

Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом.

Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну.

О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

Исторической основой для эсхиловского «Прометея прикованного» могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека.

Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина.

Важно

Наконец, это – мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных).

Прометей. Мультфильм

В «Прометее прикованном» Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова.

Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Жанр «Прометея прикованного»

«Прометей прикованный» Эсхила, в отличие от прочих его трагедий, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Это лишает его того широкого и грандиозного ораторного жанра, который присущ другим трагедиям Эсхила.

В ней нет оратории, потому что хор здесь совсем не играет никакой роли. Драматургия «Прикованного Прометея» тоже очень слаба (только монологи и диалоги). Остается единственный жанр, великолепно представленный в трагедии, – это жанр декламации.

Характеры «Прометея прикованного»

Характеры «Прикованного Прометея» таковы, как и в ранних трагедиях Эсхила: они монолитны, статичны, однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями.

Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество. То, что с ним происходит, Прометей расценивает как волю судьбы (о чем заговаривает не меньше шести раз в трагедии: 105, 375, 511, 514, 516, 1052; об этом говорят и Океаниды – 936).

В образе Прометея Эсхилом представлена та классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к бессилию, к безволию, к ничтожеству; она может вести и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму.

В таких случаях судьба не только не противоречит героической воле, но, наоборот, ее обосновывает, возвышает. Таков Ахилл у Гомера, Этеокл у Эсхила («Семеро против Фив»), но в еще большей мере таков Прометей.

Поэтому отсутствие обыкновенной бытовой психологии у Прометея возмещается здесь монолитностью мощных деяний героя, поданных хотя статистически, зато возвышенно, величественно.

Прикованный Прометей и Гермес. Художник Я. Йорданс, ок. 1640

Остальные герои «Прикованного Прометея» характеризуются одной ведущей чертой, вполне неподвижной, но менее значительной, чем у основного героя трагедии.

Океан – добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на соглашательство, не учитывающий того, кому он предлагает свои услуги. Ио – физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли.

Совет

Гефест и Гермес – механические исполнители воли Зевса, один – против своей воли, другой – бесчувственный и бездумный, как нерассуждающий прислужник.

Все эти характеры Эсхила – лишь общие схемы, или механическое воплощение идеи или мысли.

Если под действием понимать переход от одних состояний в другие, им противоположные, в результате взаимоотношений дееспособных героев, то в «Прикованном Прометее» Эсхила нет никакого действия, а следовательно, и развития его.

То, что происходит между сценами приковывания и низвержения Прометея, состоит исключительно из монологов и диалогов, которые ни в какой мере не подвигают действие вперед и уж во всяком случае не меняют его на противоположное. Монологи и диалоги «Прикованного Прометея» высокохудожественны, но они совершенно недраматичны.

Единственным движущим мотивом может считаться только будущее освобождение Прометея Гераклом, которое предсказывается самим Прометеем. Но это только предсказание, и притом об очень отдаленном будущем, и никаких намеков хотя бы на малейшие признаки этого освобождения в настоящем в трагедии Эсхила не имеется.

Прометей, приковываемый Вулканом (Гефестом). Эпизод из трагедии Эсхила. Художник Д. ван Бабурен, 1623

Художественный стиль «Прометея прикованного»

Уже одно то, что действующими лицами трагедии являются боги и даже из героев тут имеется только одна Ио и что эти боги поданы в серьезном плане, свидетельствует о монументальности, которая характерна для всех трагедий Эсхила.

Что же касается другого основного момента эсхиловского стиля, а именно патетизма, то он здесь значительно ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами, часто тоже довольно спокойного характера.

Патетика имеется прежде всего в начальной монодии Прометея, где Титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с обезумевшей Ио и, наконец, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Однако эта патетика слишком перегружена рациональным содержанием, а именно критикой деспотизма Зевса, и лишена тех черт исступления, которые мы находили в других трагедиях Эсхила.

Обратите внимание

Но монументально-патетический стиль «Прикованного Прометея» все же налицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно-риторической.

Вся трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» и есть не что иное, как восхвалительно-риторическая декламация по адресу единственного его подлинного героя – Прометея.

Только такое понимание художественного стиля данной трагедии и поможет осмыслить все ее длинноты и ее недраматическую установку.

Действительно, рассказы и разговоры Прометея о прошлом, в частности о его благодеяниях, нисколько не подвигая действия вперед, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, возвышают и насыщают в идейном отношении.

Точно так же разговоры с Океаном и Гермесом, опять-таки нисколько не развивая действия, весьма выразительно рисуют нам стойкость и силу воли Прометея.

Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами.

Кроме пророчества о своем освобождении прикованный Прометей в трагедии Эсхила еще очень много говорит о странствованиях Ио с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти.

Прометею здесь приписаны обширные географические знания, которые, несомненно, были тогда последним достижением науки.

Важно

Этот рассказ, совершенно лишенный всякого драматизма и даже прямо противоположный ему, тем не менее стилистически очень важен как нарастающая обрисовка мудрости Прометея.

Хоры Эсхила в «Прометее прикованном» тоже недраматичны. Если подойти к ним с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как они необходимы для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии. Парод говорит о сострадании Океанид Прометею.

Первый стасим рассказывает нам, как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и моря, и даже Аид, – разве этого мало для обрисовки личности основного героя в отношении к нему всего окружающего? Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ – и третий стасим – о недопустимости неравных браков – опять-таки подчеркивают величие дела Прометея, на которое способен только он, но не способны слабые и забитые существа.

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

Наконец, геологическая катастрофа в конце этой трагедии Эсхила демонстрирует нам опять-таки мощную волю прикованного Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Таким образом, то, что является у Эсхила в «Прикованном Прометее» развитием действия, есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патетического стиля данной трагедии.

Социально-политическая направленность «Прометея прикованного»

Идеология «Прометея прикованного», даже взятая в своем отвлеченном виде, резко отличается от прочих трагедий Эсхила своим отношением к Зевсу.

В других трагедиях Эсхила мы находим восторженные гимны Зевсу, богословские рассуждения о нем и уж во всяком случае неизменное почитание его, какое-то прямо библейское его превознесение.

В противоположность этому Зевс «Прометея прикованного» изображен тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всемогущим, хитрецом и трусом.

Совет

Когда же мы начинаем вникать в стиль «Прометея прикованного», то оказывается, что это отношение к Зевсу является здесь у Эсхила не просто какой-то абстрактной теорией и не случайным привеском к трагедии, но проводится в самой смелой, дерзкой и даже бунтарской форме, с революционным пафосом, с просветительской убежденностью и с публицистическим задором. Это, несомненно, просветительская трагедия, это – восторженное похвальное слово борцу с тиранией.

По материалам работ А. Ф. Лосева

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2504-eskhil-prometej-prikovannyj-literaturnyj-analiz

Творчество Эсхила. Прометей прикованный: проблематика, сюжеты, образы

Эсхил (525-456) – отец трагедии. Родился в семье землевладельца в предместье Афин. Аристократического происхождения, одобрял демократию – певец становления демократии. Участвовал в персидской войне.

Победу принесло единство духовное – эллинский дух. Эсхил славит дух в произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров.

Эсхил – утро эллинского демократизма, единственный трагик, пьесы которого ставили после смерти.

Персонажи Эсхила монументальны, нет будничности. Ввёл 2го актёра. Для ранних пьес (Просительницы, Персы) характерны преобладание хоровых партий, малое использование второго актера, слабо развит диалог.

Средний период – появляется центральный образ героя, охарактеризованный основными чертами; развитие диалога, прологи; четкими становятся образы эпизодических фигур.

Третий этап представлен Орестеей, с более сложной композицией, нарастанием драматизма, второстепенными образами и использованием 3х актеров.

1й период: трагедия Просительницы (Умоляющие) основана на мифах о 50 данаидах –осваивает проблему брака и семьи. Славит законы греческого полиса. 50 Египтиадов хотят 50 Данаид. Данаиды вместе с отцом – в Аргос скрываются у царя Пеласга. Данаиды – хор. Пеласг – 1й трагический герой, проблема – помочь Данаидам – война с Египтиадами, бесчеловечно.

Обратите внимание

Пеласг поступает как правитель – советуется с народом. Пролога нет, пьеса открывается выходом хора в орхестру. 2й актер использован слабо; диалог развертывается между одним из актеров и корифеем В конце Просительниц к хору Данаид присоединяется хор прислужниц, которые воспевают власть Афродиты. След 2 части Просительниц восстанавливаются из мифа.

Данаида Гиперместра, спасает её Афродита.

Персы – основанна на реальных событиях (Соломинская победа 480г). Сочувствует персам, обвиняет императора Ксеркса, пошел против установленного миропорядка – осушил море, сковал Геллеспонта. Боги выбрали греков для возмездия. Хор – персидские старейшины.

Матери Ксеркса Атоссе сниться, что Ксеркс запряг в колесницу 2х женщин – Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа Дария, он предвещает поражение персов.

Эсхил хочет показать: демократия греков – причина победы, склонность Ксеркса к насилию – плохо.

Семеро против Фив – борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Партии актера преобладают над хоровой частью, яркий образ героя. Других образов в пьесе нет; 2й актер использован для роли вестника. Началом трагедии служит актерская сцена, пролог.

2й период: Прометей-огненосец (468-458г) – 1 часть. Прометей прикованный – 2ч. Прометей освобожденный – 3ч. Прометей олицетворяет творческие способности чел в борьбе с природой. Вера в олимпийских богов поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем.

Читайте также:  Важно ли уметь прощать?

3-й период: Орестея – 458г до н.э. Трилогия дра. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое.

1я трагедия – Агамемнон – возвращение из-под Трои, после окончания войны возвращается в Аргос, дома его ждет Клитемнестра. Между действиями в 1й и 2й трагедии – 7 лет.

Важно

2я – Хоэфоры – женщины, приносящие надгробные жертвы. 3я– Эвмениды – суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают.

Особенности творчества: герои появляются в момент душевного напряжения,            личность сама по себе не интересна, торжественный возвышенный стиль (значение конфликта), богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов.

Анализ трагедии Прометей прикованный – подвиг титана Прометея, подарившего огонь людям и за это наказанного. Ист основой трагедии могла послужить эволюция первобытного общества, переход к цивилизации. Эсхил убеждает в необходимости борьбы с тиранией и деспотией. В трагедии рисует образ борца, морального победителя.

Дух чел нельзя побороть. Повесть о борьбе против верховного божества Зевса (деспот, предатель, трус, хитрец). Произведение поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Драматургия слаба, жанр декламации. Характеры монолитны и статичны. В героях нет противоречий, выступают каждый с одной чертой.

Действия нет, трагедия состоит из монологов и диалогов (художественны, но не драматичны). По стилю — монументально-патетическая (действующие лица боги, патетизм ослаблен—длинные разговоры, философское содержание, спокойный характер). Тональность восхвалительно-риторическая декламация в адрес единственного героя Прометея.

Все возвышает Прометея.

Развитием действия является нагнетание трагизма личности Прометея и нарастание монументально-патетического стиля трагедии. Характеры Прикованного Прометея напоминают характеры ранних трагедий Эсхила. В образ Прометея вложен глубокий смысл.

Источник: https://students-library.com/library/read/44941-tvorcestvo-eshila-prometej-prikovannyj-problematika-suzety-obrazy

Художественное своеобразие трагедии Эсхила «Прометей Прикованный»

Художественное своеобразие трагедии Эсхила. С давних времен Эсхил по праву считается «отцом трагедии», хотя своеобразие, новаторство его трагедий не сразу было понято и по достоинству оценено современниками.

Творчество великого драматурга поражает богатством и монументальностью создан­ных образов, самым величественным из которых, бесспорно, является образ Прометея. Следует отметить, что автор трагедии во времена Эсхила являлся в одном лице и поэтом, и постанов­щиком, и музыкантом, и актером.

И чтобы оценить всю глубину и мастерство автора, приходится заглянуть «за текст», стать имен­но зрителем.

Потому что острый конфликт, поддерживающий развитие действия, непримиримое столкновение действующих лиц, их поступков и стремлений, а также постепенно затягиваю­щийся узел сюжетных противоречий, разрешаемых лишь роко­вым усилием героев, перерубающих запутавшийся узел, — все это как нельзя лучше реализуется именно в театрализованной форме.

Совет

В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил углубляет конф­ликт, выходя за рамки мифа. Его Прометей является олицетворе­нием всего человеческого прогресса. Ему люди обязаны открыти­ями в медицине, анатомии, биологии и других науках; он открыл подземные залежи сокровищ, разгадал загадки вещих снов.

А коротко сказать…

От Прометея — все людей у мент.

С другой стороны, Зевс выступает как символ неизведанных сил природы, ревностно охраняющий свои тайны. Обращают на себя внимание некоторые особенности данной трагедии, подчер­кивающие драматичность действия.

Это, в первую очередь, новая роль хора.

В отличие от других произведений, здесь хор не высту­пает участником событий, а является лишь свидетелем происхо­дящего, — сочувствующим герою и выступающим с порицанием решения Зевса.

Кроме того, автор наделяет острой эмоциональностью и кон­трастностью диалоги. Здесь и диалог гордого, смелого Прометея с пугливыми Океанидами. И наиболее яркий и напряженный диа­лог независимого Прометея, не сломленного даже цепями, с «при­служником богов» Гермесом.

Необычным представляется и образ Зевса» который сам не по­является на сцене, а остается где-то в бесконечности, там, куда направлен взгляд Прометея. Автор, тем самым, дает свободу вооб­ражению зрителя.

Еще одним интригующим моментом, усиливающим драматизм действия, является тайна, которую хранит Прометей, — ожидае­мое падение Зевса с появлением у него сына от богини Фетиды. И Зевс добивается раскрытия тайны.

Устоит Прометей или нет, смо­жет ли сохранить тайну — вот что более всего усиливает напряже­ние зрителя.

И этот «накал страстей» продолжается до последнего момента, когда скала с прикованным Прометеем проваливается в бездну под сопровождение грома и молний.

Обратите внимание

Трагедия «Прометей прикованный» является первой в трило­гии. К сожалению, смысл двух других частей — «Прометей раско­ванный» и «Прометей-огненосец» известно лишь по отдельным фрагментам и воспоминаниям античных авторов.

Через всю три­логию проходит образ непокоренного, гордого Прометея, величие которого подчеркивается временными и пространственными из­мерениями. Мы видим его и в пустынях Скифии, и, спустя трид­цать веков — в горных грядах Кавказа. В следующих частях трило­гии Прометей уступает, раскрывает тайну.

Зевс также смягчается, обещая титану его вечный культ в Афинах. Таким образом уста­навливается желанная всеми гармония.

Мастерство античных авторов наиболее ярко раскрывается в жанре трагедии. И Эсхил внес самый значительный вклад в разви­тие этого жанра. Хотя сам поэт дал своему творчеству довольно скромную характеристик; «Мои трагедии — это лишь крошки с роскошного банкетного стола Гомера».

Источник: https://www.prepodka.net/xudozhestvennoe-svoeobrazie-tragedii-esxila-prometej-prikovannyj/

10. Философское содержание трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

Эсхил.
Прометей прикованный

Герой трагедии
всегда благородный человек, даже
идеальный (короли и цари)

Зритель может
сопереживать только герою, такому же,
как он сам. А в глубине души, каждый
считает себя точкой отсчета. И каким бы
несовершенным был человек, он все равно
считает себя правым. И если у него
выходит что-то не правильно, то это
враги, мешающие совершить ему правильное
намерение. Тут реализовывается простая
детская психология.

Ребенок, рассматривая
книжку с картинками, выбирает самых
красивых и лучших и говорит – вот это я.
Взрослый мыслит так же. И что бы зритель
страдал, нужно чтоб на сцене находился
идеальный человек, с которым смог бы
отождествить себя зритель.<\p>

Прометей –
это титан (титаны и титаниты порождение
докосмического устройства, такие как
Гея(земля), Океан, Уран, Хронус).

Зевс –
порождение титанов. Он условно племянник
Прометея. Прометей украл с Олимпа
божественный огонь, огонь знания. В
греческой мифологии именно Прометей
сделал человека человеком. До этого
человек жил, как животное. Прометей
научил его приготовлению пищи на огне,
врачеванию, строительству, земледелию,
разведению скота. Все знания, что получил
человек, он получил от Прометея.

Прометей
является и носителем и воплощением
знания, которое он даровал человеку.

Герой трагедии
совершает некое действо, которое призвано
улучшить состояние дел в мире. Это
действие может быть только благородным,
но оно имеет свои отрицательные, даже
преступные стороны. В этом парадоксальность
и двойственность действия, совершаемого
героем трагедии. Он одновременно и герой
и преступник.

Но если бы это был обычный
человек, то отождествления у зрителя с
ним не произошло бы и история оказалась
бы мелкой. Мир очень гармоничен и даже
Боги полную гармонию мира не осознают.
В греческой мифологии есть 3 богини-
Мойры (одна сучит нить, другая вплетает
ее в ткань, а третья обрезает эту нить).
Эта нить и есть человеческая жизнь.

И
если нить в какой то момент окажется
гнилая, то ткань начинает рваться.

(15.30)

Человеку
никогда не дана полнота картины мира,
ему кажется, что он знает. И основываясь
на это знание, он совершает поступок.
Но человек есть часть мира и ему не дано
в полной мере просчитать последствие
своего действия. Поэтому преступником
он становится поневоле.

Важно

Что касается
Прометея, то его знание полное, потому
что он носитель знания. И поэтому его
опасается Зевс. Он приказывает приковать
Прометея к скале и насылает на него
проклятье. Каждый день к нему прилетает
орел, который выклевывает печень
Прометея, за ночь она вырастает заново
и все повторяется.

Греки считали,
печень это самый загадочный орган. Зачем
он нужен? Неслучайно всякие гадания
жрецами осуществлялись по печени. У
жертвенного животного вынималась
печень, и делалось предсказание.

Они
считали, что это средоточие жизненных
сил. А у Прометея сосредотачивается в
печени знание, которое он носит. Поэтому
наказание очень точное. А орел это один
из образов самого Зевса.

Зевс не знает
того, что знает Прометей.

Герой трагедии
всегда человек свободный и действия,
которые он совершает, он совершает
свободно. Это для героя не безвыходная,
тупиковая ситуация. Это уже тогда не
трагедия, а несчастный случай.

Трагедия
существует, если только человек действует
самостоятельно. В этом и заключается
смысл трагического. Выбор пути герой
трагедии делает свободно. Он очень умный
и с мощным интеллектом.

И совершая
поступок, он понимает какие могут быть
последствия и принимает за них на себя
ответственность.

Прометей –
носитель знания. Ему известно будущее.
Он знает что он совершит и какое наказание
за этим последует. Знает он и о том, что
придет человек- герой, который освободит
его. Но он идет на этот поступок, потому
что понимает необходимость его.

В результате
собственного страдания, герой трагедии
получает новое знание о мире. Переходит
на новую ступень восприятия мира и это
вызывает в человеке – зрителе катарсис,
удовольствие. В этом смысле у трагедии
всегда хороший финал. Во-первых, не
всегда трагедия заканчивается гибелью
героя. Но самое главное, что в конце
всегда зритель получает катарсис.

Прометей на
собственной шкуре понимает цену
мирозданию и порядку Зевса.<\p>

Это страдание
есть результат его конфликта с Богом.

Герой трагедии
всегда вступает в конфликт с Богом.

Герой драмы
вступает в конфликт с человеком.

Совет

Что бы вступить
в конфликт с Богом в него надо верить.
Поэтому трагедия появляется в 5 в. до
н.э. и в 17 веке уже европейской культуры.

Сегодня
трагедию не ставят или она превращена
в драму. Она уже не трагедия.

Сегодня катарсиса не бывает у зрителей. Иногда
даже нет взаимодействия зрителя и
спектакля (это есть еще у Фоменок в
какой-то степени). Катарсис это чувство
соучастия, сопричастности, сострадания.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5834016/page:8/

Образ Прометея прикованного, анализ Эсхила

Главный герой трагедии античного драматурга Эсхила «Прометей прикованный» – это титан Прометей. Сюжет трагедии «Прометей прикованный» основан на древнегреческой мифологии. В основе сюжета – конфликт Прометея с верховным богом Зевсом.<\p>

Прометей, наперекор воле Зевса, пришел на помощь людям.

Он научил их пользоваться огнем, приручать животных, строить корабли, находить полезные ископаемые. Прометей дал людям письменность, научил считать числа. Это вызвало гнев Зевса, который надеялся держать людей беспомощными, в темноте и невежестве, голодными и голыми.<\p>

Служители Зевса, Власть и Сила, приковывают Прометея к скале.

У героя есть шанс избавиться от мук – он только должен сказать Зевсу имя женщины, которая родит богу сына (это Ио). По пророчеству сын свергнет власть Зевса, как сами боги когда-то свергли власть титанов.<\p>

Но Прометей – это олицетворение стойкости, непримиримости, железной воли и выдержки.

Он не идет на компромисс с Зевсом и отказывается от свободы: «Я видел падение двух тиранов. Посмотрю, как и третий упадет позорно и скоро».<\p>

Прометей готов снести муки, но не смириться. Он свободолюбивый, страстный, ненавидит своих врагов. Прометей верит не в богов, а в людей, в их способности.

В то же время, веря в людей, Прометей не ждет от них благодарности или уважения. Он просто жертвует собой ради них. Прометей просто делает то, что считает нужным, что велит ему его непримиренный дух. Он говорит Гермесу, посланнику Зевса: «Свое несчастье я не променяю на недостойное рабство».

Обратите внимание

<\p>

Понятие «прометеизм» происходит от имени мужественного титана. Это слово олицетворяет силу духа, стойкость, альтруизм – бескорыстное служение людям, способность пожертвовать собой, несокрушимость и выдержку перед страданиями.

Обратите внимание

<\p>

В финале трагедии скала вместе с прикованным Прометеем под удары молнии и раскаты грома проваливается под землю – в страшный Тартар. Однако, Прометей – это бессмертный титан, его нельзя уничтожить. Сильный дух остается непобежденным, отмечает драматург.
<\p>

Образ Прометея как вечный образ в литературе

Прометей относится к категории «вечных» образов мировой литературы. Образы, которые называются «вечными» в литературе стали воплощением определенных общечеловеческих черт, стали нарицательными для определенного типа людей, явлений. Например, Дон Кихот стал воплощением бескорыстной любви к справедливости, Обломов – символом лени, а Плюшкин – олицетворением скупости, жадности. «Вечные образы» – великое достояние человеческой культуры, классической литературы.<\p>

Образ Прометея, созданный в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный», также является «вечным» для мировой художественной культуры. Он – воплощение героического самопожертвования ради других, героического, бескорыстного служения людям. Также образ Прометея является воплощением железной воли, крепкого духа, непокорности. Титан Прометей стал символом вечных стремлений и идеалов человечества. Он – сильный герой, который делает осознанный выбор – быть альтруистом, помогать другим, и идет своим путем до конца. Указанные черты характера Прометея является содержанием понятия «прометеизм», которое произошло от имени титана.<\p>

Титан Прометей вдохновляет людей быть мужественными, несокрушимыми, с честью и достоинством переносить трудности и пытки, не поддаваться на попытки противников задобрить, подкупить или запугать. Образ Прометея учит целенаправленно, не отступая, действовать во благо других людей, всего человечества.<\p>

Вечный образ Прометея, созданный древнегреческим драматургом Эсхилом, издавна вдохновляет писателей, поэтов, художников и других творцов. К образу Прометея в своем творчестве обращались Гете и Байрон.<\p>

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=42

Конфликт и образы трагедии «Прометей прикованный»

Содержание: С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Теогония». Там он — умный хитрец, который устраивает дележ жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям.

А затем, когда разозленный Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклевывать его печень.

Только через много веков герой Геракл убьет этого орла и освободит Прометея.

Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».

) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обреченность, перешел на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться еще более жестокой.

Важно

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в свое время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит.

Только когда Зевсов сын Геракл — еще не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви.

Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придет конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп.

Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у нее родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор — может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале.

Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса: «Ты к людям свыше меры был участливым». Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен.

Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты — Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.

Совет

Является хор нимф — Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! — восклицает Прометей. — Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьется и придет просить меня о своей тайне смиренно и ласково».

— «За что он казнит тебя?» — «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощен и мирно плещется по всем концам света.

Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему еще худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе:

как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!«Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды.

Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времен года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам.

Это он указал для них руды под землей, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней — он открыл им целебные травы.

Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. «Воистину был ты спасителем для людей,- говорит хор, — как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», — отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» — «И сильнее Зевса». — «Какая же судьба суждена Зевсу?» — «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поет скорбную песню.

В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса — царевна Ио, превращенная в корову. (На театре это был актер в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры.

Обратите внимание

Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на нее страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам.

Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет;

он рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придет сюда спасти Прометея — хотя бы против воли Зевса.

«А если Зевс не позволит?» — «Тогда Зевс погибнет». — «Кто же его погубит?» — «Сам себя, замыслив неразумный брак». — «Какой?» — «Я не скажу ни слова более». Тут разговору конец: Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь.

Хор Океанид поет: «Да минет нас вожделенье богов: ужасна их любовь и опасна».

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идет слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев.

«Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» — «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса».

— «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орел будет клевать твою печень».

— «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает — и действительно Прометей восклицает: «Вот и впрямь вокруг задрожала земля, / И молнии вьются, и громы гремят… / О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!» Это конец трагедии.

Эта трагедия входила в тетралогию вместе с трагедиями «Освобождаемый Прометей», «Прометей-Огненосец» и еще какой-то неизвестной нам сатировской драмой. Среди ученых есть мнение, что первое место в тетралогии занимала трагедия «Прометей-Огненосец». В ноце трилогии (тетралогии) примирение Зевса и Прометея.

Конфликт: Судьба человеческого рода. Основным содержанием этой трагедии является, таким образом, столкновение власти тирана, носителем которой представлен сам Зевс, с борцом и страдальцем за спасение и благо человечества— Прометеем.

Образы трагедии:

1) Прометей: Основные качества: мужество, стойкость, свободолюбие, сильная воля, гуманизм, самопожертвование. Эсхил придал образу Прометея совершенно новый смысл. У него Прометей — сын Фемиды-Земли, один из титанов. Когда над богами воцарился Зевс, против него восстали титаны, но Прометей помог ему.

Когда же боги задумали погубить род человеческий, Прометей спас людей, принеся им огонь, похищенный от небесного алтаря. Этим он навлек на себя гнев Зевса. Еще большей силы достигает Эсхил в образе Прометея. Это лучше всего можно увидеть, сравнивая образ трагедии с его мифологическим прототипом, например, в поэмах Гесиода, где он представлен просто хитрым обманщиком.

У Эсхила это — титан, который спас род человеческий, похитив для людей огонь у богов, хотя и знал, что за это его постигнет жестокая кара; он научил их общественной жизни, дав возможность собираться у общего, государственного очага; он изобрел и создал разные науки; он — смелый борец за правду, чуждый компромиссов и протестующий против всякого насилия и деспотизма; он — богоборец, ненавидящий всех богов, новатор, ищущий новых путей; во имя своей высокой идеи он готов принять самую жестокую казнь и с полным сознанием выполняет свое великое дело. Не мысль первобытного человека, а высокое сознание людей V в. могло выносить такой образ. Таким его создал гений Эсхила, и мы теперь называем людей такого склада титанами. Образ Прометея такой, какой он будет в веках: благородный, страдалец. Здесь появл. метафора «огонь знаний».

Важно

2) Зевс: Властителю богов в «Прикованном Прометее» приданы черты греческого «тирана»: он неблагодарен, жесток и мстителен.

3) Океаниды – слабы, но сопереживают Прометею

4) Ио – слабая, жалкая, еще одна жертва Зевса.

5) Гефест – один из тех смирившихся «рабов Зевса», наглый, нахальный. Эсхил рисует низость и угодничество смирившихся перед Зевсом богов и свободолюбие Прометея, предпочитающего свои муки рабскому служению у Зевса„ несмотря на все уговоры и угрозы

6) Гермес – показывает свои переживания за своего друга, автор изображает его сомнения, горечь и боль, но он не может противостоять воле Зевса.

Проблема авторства: Стиль и язык отличаются от Агамемнона; Эсхил религиозный человек.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s10137t2.html

Образ Прометея в трагедии Эсхила “прикованный Прометей”

… Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил и сложенье букв, Суть всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приучил к ярму, И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили Они людей от самой изнурительной Работы.

А коней, послушных поводу, Красу и блеск богатства, я в повозки впряг, Не кто иной, как я, льняными крыльями Суда снабдил и смело по морям погнал.

Вот сколько ухищрений для людей земных Придумал я, злосчастный… Эсхил “Прикованный Прометей” Древнегреческий трагик Эсхил в своем творчестве отразил целый этап становления афинского государства. В его трагедиях запечатлелись многие события того героического времени, когда греческий народ отстаивал свою свободу и независимость.

Поэтому произведения поэта насыщены конфликтами мощных страстей, и действуют в них величественные герои. Именно таким произведением является трагедия “Прикованный Прометей”, в основу которой положен старинный миф о титане Прометее, оказавшем людям неоценимые услуги.

С первых строк мы узнаем, что грозный властитель Зевс обрек героя на вечные муки за то, что он осмелился пойти против него, похитив огонь и отдав его людям. И Зевс придумал для Прометея жестокое наказание, чтобы он рассчитался за свою вину перед богами.

Чтоб наконец признал главенство Зевса И чтоб зарекся дерзостно людей любить. Слуги Зевса, грубые и бесцеремонные, с удовольствием выполняют свою работу – приковывают героя и опутывают его тело железными цепями. Но мужественный Прометей не издает ни слова, ни ропота. Он не взывает к жалости. И только оставшись в одиночестве, дает волю своим чувствам: Мученью конца я не вижу… … Я в ярме беды томлюсь Из-за того, что людям оказал почет. Однако, несмотря на невыносимые страдания, которые причиняет ему орел, выклевывая печень, Прометей не покоряется. Гермесу, посланному Зевсом, чтобы склонить героя к примирению и подчинению, а заодно выведать тайну, которой он владеет, Прометей гордо отвечает: Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье. Он не поддается ни на какие уговоры и угрозы и остается непреклонен: “Ни на один вопрос твой не отвечу я”. Свою решимость титан сохраняет до последней минуты. Когда скала с прикованным Прометеем проваливается сквозь землю, он лишь взывает к справедливости высших сил: Без вины страдаю – гляди! Эсхил называет своего героя “филантропом” – словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, друг людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Мы видим роль, которую играет в этом Прометей, сколько открытий приносит он человечеству. Перед нами словно проходит вся история человечества, история его интеллектуального и духовного роста, развития его материальной культуры. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года; он вступился за них перед Зевсом, который хотел уничтожить человечество. Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей. Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость.- Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана – бескомпромиссностью, Гермеса – чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к “тирании Зевса”. Царь богов для него – воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление.

Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX-XX веков.

(No Ratings Yet)
Loading…

Родіон раскольніков шлях від злочину до кари.

Ви зараз читаєте: Образ Прометея в трагедии Эсхила “прикованный Прометей”« Володимир Самійленко – УкраїніГрушевський Михайло – Біографія »

Источник: https://ukr-lit.com/obraz-prometeya-v-tragedii-esxila-prikovannyj-prometej/

Презентация на тему: Эсхил «Прометей прикованный»

Описание слайда:

Эсхил «Прометей прикованный» Выполнила Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь

Описание слайда:

Цели и задачи работы Целью данной работы является исследование трагедии Эсхила “Прикованный Прометей”, выяснение, чем является в данной трагедии героизм для Эсхила, в чем его смысл.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи: – рассмотреть праздники Диониса и происхождение трагедии; – рассказать миф о Прометее;-охарактеризовать сюжет произведения «Прометей прикованный»; – изучить особенности сочувствия и осуждения Прометея героями трагедии;- рассмотреть причины вызова Прометея богам;- охарактеризовать духовную силу Прометея, побеждающую физическое страдание; – ознакомиться с интерпретациями трагедии Эсхила в изобразительном искусстве и музыке;- выявить значение творчества Эсхила и образа Прометея.

Описание слайда:

Эсхил – «отец трагедий» Эсхила называют “отцом трагедии”. Главная её особенность — величавость.

“Эсхил — творческий гений огромной реалистической силы, раскрывающий с помощью мифологических образов историческое содержание того великого переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества”, – писал И.М. Тронский. Драматург писал трагедии на темы, многие из которых не теряют актуальность и сейчас.

Описание слайда:

Греческий театр.Праздники Диониса: происхождение трагедии и комедии Происхождение греческой драмы — вопрос очень сложный и трудный. Те драматические произведения, которые дошли до нас, отличаются высокими художественными достоинствами.

Дионис — бог нового происхождения. Дионис вначале выступает как бог производительных сил природы и, вероятно, только позднее — как бог винограда и виноделия. Культ Диониса возник на севере Греции, во Фракии, и в VIII—VII вв. до н. э.

распространился по всей Греции.

Описание слайда:

В честь Диониса справлялись несколько раз в году празднества. В древнейшее время праздник Вакха справляли совсем просто, но достаточно весело.

Совет

На празднествах Диониса выступали ряженые: участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из этих сельских празднеств выросли драматические представления.

Сатировская драма — это пьеса с мифологическим содержанием, в которой комическое перемешано с трагическим и хора, состоящего из сатиров.

Описание слайда:

Самое слово « трагедия » происходит из двух греческих слов: «трагос»— козел и «одэ»— песнь, и обозначает, таким образом, «песнь козлов». Ведь спутниками Диониса были сатиры, составлявшие «козлиный» хор,— да и самого Диониса нередко изображали в виде козла. Слово « комедия » также происходит из двух греческих слов: «комос» и «одэ».

Словом «комос» греки обозначали шествие на сельском празднике в честь Диониса подвыпившей ряженой толпы, осыпающей шутками и насмешками прохожих. Эволюция трагедии происходила так, замечает Аристотель: « Трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения,— так как она произошла…

из сатирического представления,— уже впоследствии достигла своего прославленного величия…».

Описание слайда:

Прометей в древнегреческой мифологии.Прометей в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея – океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, или океанида Асия).

Имя Прометей означает “мыслящий прежде”, “предвидящий” (в противоположность Эпиметею, “мыслящему после”, “крепкому задним умом”) .

Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с “чудовищами прежних времён”.

Описание слайда:

Обратите внимание

Согласно Эсхилу, “все искусства у людей от Прометея “, причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать.

Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В мифах Прометей – благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий.

Описание слайда:

Миф о Прометее Прометей – мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».

) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обреченность, перешел на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться еще более жестокой.Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в свое время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит.

Описание слайда:

Зевсов сын Геракл – убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви.

Описание слайда:

У Фетиды родится сын сильнее своего отца Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придет конец. По этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Описание слайда:

Сюжет произведения Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор – может быть, это Кавказ.

Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса.

Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Палачи уходят.

Описание слайда:

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю. Все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни. Является хор нимф – Океанид.

Важно

Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. С Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощен и мирно плещется по всем концам света.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. И Хор поет скорбную песню. В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса – царевна Ио, превращенная в корову. Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры.

Родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придет сюда спасти Прометея против воли Зевса.

Описание слайда:

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идет слуга и вестник Зевса – бог Гермес.

Прометей его презирает – и говорит: «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я – бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса».

Гермес исчезает, а Прометей восклицает: Вот и впрямь вокруг задрожала земля, И молнии вьются, и громы гремят… О Небо, о мать святая, Земля, Посмотрите: страдаю безвинно! Это конец трагедии.

Описание слайда:

Главный герой Эсхила. Эсхил называет своего героя «филантропом» — словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, ДРУГ людей.

Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации.

Совет

Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года.

Описание слайда:

Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей.Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам.

Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана — бескомпромиссностью, Гермеса — чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к «тирании Зевса». Царь богов для него — воплощение жестокости и несправедливости.

Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление.

Описание слайда:

Интерпретации трагедии Эсхила в изобразительном искусстве и музыкеБлагородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерой, Вольтер, Шелли, Байрон, Гете, Кафка, А.Жид и др.

), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.

Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла» (1752).

Описание слайда:

Образ Прометея часто возникает в русской поэзии XIX в. (Баратынский, Кюхельбекер, Бенедиктов, Полонский, Шевченко и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, сколь и безрассудный.

Встречается этот образ и в советской поэзии, служа метафорой социалистических преобразований и в частности — электрификации.

Собственно же литературным (драматическим) героем, объективированным в повествовании (действии), Прометей выступает в трагедии Иванова «Прометей» (редакция под названием «Сыны Прометея» — 1914, вторая — 1919).

Описание слайда:

Обратите внимание

Значение творчества Эсхила и образа ПрометеяВ трагедии “Прикованный Прометей” заложена “идея непримиримого конфликта между свободой и необходимостью, между титаническими притязаниями гордой личности и железными оковами, наложенными на неё судьбой”.Эсхил отражал основные исторические тенденции своего времени. В его трагедиях изображались “борьба и смена политических и моральных систем; его персонажи являются представителями нравственных и даже космических сил.

Описание слайда:

Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа, связанную с общественно-политической жизнью молодой восходящей демократии.”Прикованный Прометей” – трагедия, которая кладет начало высокой, героической трактовке образа Прометея, получившей затем важное продолжение в европейской культуре, оформившей этот образ как “вечный”, “мировой”.

Описание слайда:

Список литературыАнпеткова-Шарова Г.Г., Дурова В.С. Античная литература; под ред. А.А. Тахо-Годи.- 6-е изд. Испр.-М.: Черо, Минск: ООО Асар, 2001.Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость // Греческая цивилизация. М. 1958. кн 1.История античной литературы; Б.А. Гиленсон.- М.: Флинта: Наука, 2001.Коган П.С.

Очерки по истории древнегреческой литературы.- М., Книжный дом “Либроком”, 2009.Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции.- М., АСТ, 2008.Лосев А.Ф. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи.- 6-е изд., исправл.- М.: ЧеРо; Минск: ООО Асар, 2001.Никола М.И.Античная литература: Учебное пособие / Практикум.- 2-е изд.-М.

: Флинта: Наука, 2003.Позднев М. Хрестоматия по литературе Древней Греции.- СПб., Азбука классика, 2004.Рацдиг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1982.Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1988.Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.- М., Искусство, 1989.Эсхил. Орестея. Прикованный Прометей.- СПб.

, Азбука классика, 2006.

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Источник: https://ppt4web.ru/istorija/prometejj-prikovannyjj0.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]