Анализ произведения чехова «мальчики»

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Мальчики»

Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой?

Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматическое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хотелось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ.

Опишите внешность и поведение Володи Королева и его приятеля Чечевицына.

Володя Королев был “пухл и бел”. Его приятель “худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив”.

Почему отец Володи называет приятеля сына то Черепицыным, то Чибисовым? Как мальчик сам себя называл?

Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влияние этого мальчика на своего сына. Путаницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Удалось ли вам представить себе путь, которым друзья планировали добираться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый маршрут. Что вы можете сказать о его реальности?

Обратите внимание

На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали посетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем – через Берингов пролив (“самоеды перевезут”) в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы уговорить Володю отправиться в путь?

Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоуверенности. Но все же Чечевицыну удалось уговорить Володю.

Вот как это описано в рассказе: “И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры”.

Он рычал так, “что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев”.

Попробуйте сравнить характеры друзей. Подходит ли при разговоре об этих мальчиках слово “смелый”? Может быть, было бы точнее говорить о том, кого из них можно назвать безрассудным?

При оценке мальчиков слово “смелый” не подходит ни к одному из них. Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было. Точнее, речь идет о безрассудстве, порожденном буйной фантазией увлеченных читателей приключенческой литературы.

В рассказе (в начале и в конце) повторяются такие фразы: ” – Володя приехал, – крикнул кто-то на дворе”; “- Володечка приехали! – завопила Наталья, вбегая в столовую”.

Что подсказывают такие повторы читателю? Предложим возможные ответы: все повторяется; теперь все будет в порядке; приезд единственного сына всегда радость в доме; это событие – мелочь в привычном течении жизни семьи; жизнь семьи течет по привычному руслу, и ничто не в силах ее изменить.

Выберите один из вариантов или предложите свой.

Ученики разных школ чаще всего выбирали первый ответ. Но бывали и дополнения, когда ученики вспоминали, что в семье наконец-то восстановится прежняя счастливая жизнь, а Чечевицын перестанет сбивать с толку Володю своими фантазиями.

Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: “- Гав! Гав! – ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.

Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две”. При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи.

“И Милорд залаял басом: “Гав! гав!” Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?

Важно

Финальная сцена происходит после того, как беглецов удалось вернуть в родной дом. Взрослые участники сцены наверняка вздохнули с облегчением. Но о радости речи быть не может. Недаром папаша говорит: “Не дай Бог, узнают в гимназии, вас исключат”. Мальчики не пострадали из-за необдуманной выдумки. Но от фантазий они не отказались, неизвестно, что еще им придет в голову.

Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми событиями? Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие?

То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично.

Совет

А его приятель Чечевицын не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Трудно сказать, что ждет его впереди. Интересно, что он вызывает симпатию у тех подростков, которых раздражает необходимость отвечать за свои поступки.

Кто из героев прочитанных вами произведений пытался бежать в Америку? Чем завершился этот побег? Как эти события отразились на их характерах?

В Америку пытались бежать Володя и Чечевицын из рассказа “Мальчики”. Конечно, этих беглецов быстро поймали и доставили домой. Читателям ясно, что Володя едва ли решится на еще один побег, а Чечевицын будет пытаться повторить свое путешествие. Недаром же он “…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный Коготь”. Именно этими словами и завершается рассказ.

Источник: http://geum.ru/opus/os-index-550.php

4 класс Лит.чтение А.П.Чехов Мальчики.docx – Урок литературного чтения по теме: «А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики» ». УМК «Школа «России»

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Лецких Л.А.

учитель начальных классов, МАОУ СОШ №21, г.КунгурУрок литературного чтения по теме: «А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики» ». УМК «Школа «России»Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. П.

Чехова «Мальчики»; совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; развивать аналитико­синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельностиП л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ыПредметные:п о з н а к о м я т с я с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»;н а у ч а т с я : раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведенияМетапредметные:Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведенииЛичностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные сточки зрения моральных<\p>

ценностей

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к аЭтап урокаСодержание деятельности учителяI. Актуализация опорных знаний.Проверка домашнего задания. Речевая разминкаПроверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.– Проговорите индивидуально, хором.

– Произнесите 3­е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее.– Произнесите 2­е предложение с восторгом, вопросительно.– Произнесите 5­е предложение грустно, возбужденноII. Сообщение темы урока. Определение целей урокаЗадает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.– Как вы думаете, о ком этот рассказ?– Да, этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда – мы узнаем, прочитав рассказ до концаСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Пересказывают басню Л. Толстого.Выполняют интонационную разминку. 1. Чехов – мой любимый писатель.2. Володя любил своих близких.3. Девочки следили за братом.4. Мальчики мечтали о Калифорнии.5. Чечевицын шептался с Володей.6. Приезд Володи вызвал суматохуОбсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтенияФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяВыделять существенную информацию.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опытаПринимать и сохранять учебную цель и задачу. Строитьвысказывание в<\p>

устной форме

Совет

Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Слушают учителя. Отвечают на вопросы.Самостоятельно читают статью в учеб­нике.– Знание биографии автора поможет лучше понять произведения писателяЭтап урокаСодержание деятельности учителяIII. Рассказ отворчестве писателя. Чтение статьиРассказывает биографию писателя.

– Более 150 лет назад, может, в такой же зимний денек, родился мальчик. У него еще не было имени, и никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов.С творчеством этого замечательного писателя мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем сбиографии писателя.

Как вы думаете почему? – XIX век подарил нам прекрасных писателей. Однимиз них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю забольшие деньги, скопленные им за много лет.

В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Там было холодно, здоровье Антона страдало. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, апотом до позднего вечера он находился в лавке.

Неудивительно, что в младших классах Антон училсяплохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно; подзатыльники, порка –все это было привычным и узаконенным явлением.Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов ФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяАргументировать свою точку зрения.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать<\p>

мнение соседа

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Формируемыеспособыдеятельностиучащегосяпо парте. Осуществлять контроль по результатупоступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву.

Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.– Что помогло Чехову хорошо закончить гимназию?– Итак, мы познакомились с биографией А. П.

Чехова.– Каким он был человеком? Что о нем говорили друзья?– За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька», «Каштанка».

Обратите внимание

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детяхРассказ читает учитель или заранее подготовленные ученики.– Чтобы лучше понять содержание рассказа, познакомимся с трудными словами. Помогите мне IV. Первичное чтение рассказаСлушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют значения слов:Башлык – это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконныйкапюшон с длинными концами.Осуществлять анализ произведения. Осознанно и<\p>

произвольно

Этап урокаСодержание деятельности учителяобъяснить их значения.

– Итак, куда же хотели сбежать мальчики?– Что взволновало вас при чтении рассказа?– К какому жанру относится это произведение?– Понравился ли вам этот рассказ?– Мечтал ли кто­нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?Формируемыеспособыдеятельностиучащегосястроить речевоевысказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнениюпри работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Розвальни – сани.Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос.Самоеды – это старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.Бизон – животное.Майн Рид – английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.Пампасы – это название южноамериканских равнинных травянистыхстепей.Мустанги – потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.Термиты – насекомые.Москиты – насекомые.– Мы испытали страх за мальчиков и в то же время восхищение, взволновали<\p>

переживания мамы

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)V. Анализ произведения– Давайте еще раз перечитаем этот рассказПеречитывание текста произведения с предварительным заданием.

– Выберите правильный ответ на вопрос: «Герои решились на побег, потому что…»:а) были смелыми и решительными;б) были глупыми и самонадеянными;в) мало знали и плохо представляли трудности пути;г) не любили своих близких;д) хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;е) любили путешествовать и узнавать новое?– Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.– А что вы можете сказать о характере мальчиков?– Можно ли Володю назвать трусом?– Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? – Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте покажите маршрут движения мальчиков. Сначала Пермь…– Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?– Прочитайте отрывок, в котором говорится, что происходило в семье после побега.Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.Составляют словесный портрет мальчиков:Володя – пухлый…Чечевицын – худой, смуглый, с веснушка­ми…– Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.– Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать.Работают с географической картой.ФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяОсуществлять анализ объектовс опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою<\p>

позицию

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Формируемыеспособыдеятельностиучащегося– Можно ли так поступать?– Как вы относитесь к мальчикам? – А как писатель относится к мальчикам? – Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?Задает вопросы о главных героях рассказа.– Как появился Чечевицын в доме Королёвых?– Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. – Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? VI. Характеристика героев рассказа– Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?– Как он себя называет? – А еще в рассказе кто­нибудь так его называет? – С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши?– Каким казался Чечевицын Кате и Соне? – Почему он казался Кате и Соне героем? – Чехов относится к мальчикам по­доброму, с пониманием, хотя и дает нам понять, что мальчики поступили плохоВыполняют выборочное чтение. Отвечают на вопросы учителя.– Чечевицын для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами. – Чечевицын хочет казаться важным, умным.– Он себя называет Монтигомо ЯстребиныйКоготь.– Не называют, так как в нем видят просто только друга Володи господина Чечевицына. – С кашей из чечевицы, так как для нее Чечевицын просто мальчик, а не «Монтигомо Ястребиный Коготь». – Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Выразительно читать. Пони­мать на слух ответы обуча­ющихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне­ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить<\p>

монологические

Этап урокаСодержание деятельности учителя– А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. Прочитайте, как вел себя Володя накануне побега? – Как вы думаете, Володя трусил? – Прочитайте диалог Чечевицына с Володей и ответьте на вопрос: «Почему Володя Королёв все же согласился бежать в Америку?».

– Какими чертами характера обладал Володя?– А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? – Зачитайте план побега. – Что они приготовили для побега? Зачитайте.

– Как вы думаете, достаточно ли этого для их путе­шествия?– Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? – Могли ли сбыться их мечты?– Чем закончился побег мальчиков? Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?– Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?– Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Америку и добывать там золото и слоновуюкость, охотиться на львов и тигров. А еще он рычал, как тигр. Формируемыеспособыдеятельностиучащегосявысказывания– Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил.– Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи. – Побег мальчиков закончился постыдным<\p>

возвращением

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)ФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяОсознавать, принимать, сохранять учебные задачиVII. Домашнее заданиеVIII. Итог урока. Рефлексиячувство беспокойства за свой поступок перед своей семьей? Почему?Объясняет домашнее задание.

– Какое домашнее задание вы бы хотели получить сегодня? Я предлагаю записать план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ (в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе), составить тест или кроссворд по произведению, придумать начало рассказа и продолжение (20 лет спустя)Оценка результатов выполнения заданий на уроке, втом числе и чтения.

Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С творчеством какого писателя мы познакомились? Что из жизни Чехова вам запомнилось. Назовите произведение, с которым познакомились.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?– Что нового узнали на уроке?– Как вы относитесь к мальчикам?– Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?– Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы чуть­чуть приблизились к Внимательно слушают, задают уточняющие вопросыОтвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности– Рассказ учит нас ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать<\p>

свою жизнь опасности.

Важно

Этап урокаСодержание деятельности учителяцелеустремленным людям.– Какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремленными? Подумайте над этим вопросом дома. – Выразите свое мнение об уроке, дорисовав улыбку клоуну.

Пусть на его лице отразится ваше настроениеФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)– Уметь отвечать за свои поступки.

На парте у каждого ученика рисунок<\p>

клоуна, у которого не нарисован рот

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_apchehov_rasskaz_malchiki__umk_shkola_rossii-19326/23826

Сочинение по рассказу “Мальчики” Чехов

Приехал Володя с другом домой. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный черный пес.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привез его погостить.

Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша – самой старшей из них было одиннадцать лет, – сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совет

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, – все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками.

Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.

Себя Чечевицын называл при этом так: “Монтигомо Ястребиный Коготь”, а Володю – “бледнолицый брат мой”.

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный Коготь”.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-rasskazu-malchiki-chexov/

Тема: А.П.Чехов «Мальчики»

Поиск Лекций

Цели урока:анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:Предметные:продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к поступкам и характером героев литературных произведений различный жанров и форм;

Метапредметные– способствовать формированию УУД :

Регулятивные:развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Коммуникативные:воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1.Организационный момент. -Сегодня мы продолжим работу с произведением А.П.Чехова «Мальчики» Психологический настрой.
2. Сообщение темы урока, постановка целей. – Чтобы узнать, что именно мы будем делать, вы должны вспомнить всех героев произведения. – Какие герои являются главными действующими лицами? – Говорить мы сегодня будем о главных героях. -В конце урока постараемся ответить на вопрос: Чему учит автор произведения? – Мальчики: Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник. – Володя и Чечевицын. Формулирование темы урока. Преобразование информации из символической в речевую.   Формулирование учебной задачи.  
3. Проверка домашнего задания. – Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно. – Каким словарём вы пользовались? -Проверим, как вы с этим справились. – Мы пользовались толковым словарём. Розвальни, башлык, сюртук, кучер, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, урядник.(Слова записаны на доске, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах доски. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим ему словом.)   Поиск необходимой информации из различных источников.
4.Планирование учебной деятельности.     5. Практическая деятельность учащихся. Работа с текстом. -Сегодня, как вы правильно определили, мы будем говорить о главных героях. – Кто они? – Они похожи? – Значит, мы можем их сравнить. -Как мы можем сравнивать героев литературного произведения?   – Посмотрите на план, по которому мы будем работать.   План характеристики героев произведения: (написан на доске) 1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения). 3. Речь героя 4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя? 5. Что общего между героями. 6. Что отличает двух героев. 7. Ваше отношение к данным персонажам 8. Отношение автора к героям. 9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?     1.- Ответьте на первый пункт плана.     2.- Найдите описание мальчиков в тексте.   – У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые по вашему мнению подходят мальчикам.     – Из представленных иллюстраций выбери мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения .   3.- Какова речь героев? – Какие это слова? (Найди в тексте)   – Теперь вы знаете значение этих слов.   4.- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя? (найди отрывок в тексте)   5.- Что же общего между героями?   6.- Чем герои отличаются друг от друга? 7. – Как вы относитесь к мальчикам? – Почему герои решились на побег? Выбери:   Герои решились на побег, потому что: · Были смелыми и решительными · Были глупыми и самонадеянными · Мало знали и плохо представляли трудности пути · Не любили своих близких · Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными · Любили путешествовать и узнавать новое. – Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли? – Правильно ли они поступили?     8. – Как автор относится к своим героям?     9. – На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?   -Володя и Чечевицын. – В чём-то похожи, но и различаются.   – По внешности, одежде, поведении. Работа по плану: 1.Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру.     2. Володя с.125,128, Чечевицын с.126, 128,130. Работа в парах. Володя: Чечевицын: пухл худ бел смугл весёлый угрюмый разговорчивый малообщительный странный некрасив странный Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями.   3. Речь героев загадочна, много непонятных слов. Монтигомо Ястребиный коготь Пампасы Мустанги Бледнолицый Майн-Рид     -Это слова из произведений известного английского писателя Майн-Рида.   Володя очень добрый, любит родителей, поэтому он нерешителен Чечевицын решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый.     – Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают.     Высказывания детей.     Выбор учащихся     – Могло случиться что-нибудь страшное. – Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе.     – Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие. (Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам.)   Ответы детей.     Работа по плану. Проговаривать последовательность действий.   Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.   Работа в парах. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение вырабатывать совместные решения.     Осуществлять контроль с заданным эталоном. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.     Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других. Формулировать собственное мнение.     Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.     Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке.   Формулировать собственное мнение.   Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других. Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других.  
6. Подведение итогов урока. -Чему учит автор произведения?   – Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками? – Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться? (положительные и отрицательные качества)   – Какой вывод сделаем по уроку?   – Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. -Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. – Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. Ответы детей.     – Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их. – Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других. Формировать мотивацию к учению.
7. Домашнее задание. – Составить план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ.
8. Рефлексия. – Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение. Оценка собственной деятельности.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1551t1.html

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Мальчики”

Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой?

Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматическое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хотелось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ.

https://www.youtube.com/watch?v=zwAaYvd9btM

Опишите внешность и поведение Володи Королева и его приятеля Чечевицына.

Володя Королев был “пухл и бел”. Его приятель “худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив”.

Почему отец Володи называет приятеля сына то Черепицыным, то Чибисовым? Как мальчик сам себя называл?

Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влияние этого мальчика на своего сына. Путаницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Обратите внимание

Удалось ли вам представить себе путь, которым друзья планировали добираться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый маршрут. Что вы можете сказать о его реальности?

На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали посетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем – через Берингов пролив в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы уговорить Володю отправиться в путь?

Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоуверенности. Но все же Чечевицыну удалось уговорить Володю.

Вот как это описано в рассказе: “И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры”.

Он рычал так, “что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев”.

Попробуйте сравнить характеры друзей. Подходит ли при разговоре об этих мальчиках слово “смелый”? Может быть, было бы точнее говорить о том, кого из них можно назвать безрассудным?

При оценке мальчиков слово “смелый” не подходит ни к одному из них. Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было. Точнее, речь идет о безрассудстве, порожденном буйной фантазией увлеченных читателей приключенческой литературы.

Важно

В рассказе повторяются такие фразы: ” – Володя приехал, – крикнул кто-то на дворе”; “- Володечка приехали! – завопила Наталья, вбегая в столовую”.

Что подсказывают такие повторы читателю? Предложим возможные ответы: все повторяется; теперь все будет в порядке; приезд единственного сына всегда радость в доме; это событие – мелочь в привычном течении жизни семьи; жизнь семьи течет по привычному руслу, и ничто не в силах ее изменить.

Выберите один из вариантов или предложите свой.

Ученики разных школ чаще всего выбирали первый ответ. Но бывали и дополнения, когда ученики вспоминали, что в семье наконец-то восстановится прежняя счастливая жизнь, а Чечевицын перестанет сбивать с толку Володю своими фантазиями.

Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: “- Гав! Гав! – ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.

Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две”. При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи.

“И Милорд залаял басом: “Гав! гав!” Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?

Финальная сцена происходит после того, как беглецов удалось вернуть в родной дом. Взрослые участники сцены наверняка вздохнули с облегчением. Но о радости речи быть не может. Недаром папаша говорит: “Не дай Бог, узнают в гимназии, вас исключат”. Мальчики не пострадали из-за необдуманной выдумки. Но от фантазий они не отказались, неизвестно, что еще им придет в голову.

Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми событиями? Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие?

То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично.

Совет

А его приятель Чечевицын не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Трудно сказать, что ждет его впереди. Интересно, что он вызывает симпатию у тех подростков, которых раздражает необходимость отвечать за свои поступки.

Кто из героев прочитанных вами произведений пытался бежать в Америку? Чем завершился этот побег? Как эти события отразились на их характерах?

В Америку пытались бежать Володя и Чечевицын из рассказа “Мальчики”. Конечно, этих беглецов быстро поймали и доставили домой. Читателям ясно, что Володя едва ли решится на еще один побег, а Чечевицын будет пытаться повторить свое путешествие. Недаром же он “…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный Коготь”. Именно этими словами и завершается рассказ.

Источник: https://home-task.com/voprosy-i-otvety-k-rasskazu-a-p-chexova-malchiki/

Рассказ а.п. чехова «мальчики» и творчество писателя как гипертекст

А.В. Кубасов<\p>

РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «МАЛЬЧИКИ»<\p>

И ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ КАК ГИПЕРТЕКСТ<\p>

При попытке определить место рассказа «Мальчики» в творчестве писателя его обычно относят к разряду «детских», отталкиваясь от возраста главных героев. Исследовательская традиция такого рода насчитывает уже сто лет .

Естественно, что рассказ, наряду с «Каштанкой», «Детворой», «Ванькой» и другими подобными произведениями, постепенно сместился в об-<\p>

1 См.: Голъцее В. Дети и природа в рассказах А.П.Чехова и<\p>

В.Г. Короленко. М., 1904.

<\p>

Александр Василъевич Кубасов — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания в спецшколе Уралъского государственного педагогического университета.<\p>

ласть «детской литературы» и соответствующим образом стал прочитываться и интерпретироваться. Однако возможны и другие варианты подхода к произведению.

Новый ракурс видения текста может задать, например, место его публикации. Чехов всегда учитывал контекстное окружение своих произведений, а также характер читательской аудитории. «Мальчики» — это образец чеховской «газетной прозы».

Современный читатель привык к газетным жанрам очерка, проблемной или аналитической статьи, заметки, интервью, памфлета, фельетона, но не рассказа, тогда как в девятнадцатом веке читателя газет в определенные дни угощали и беллетристикой.<\p>

Место и время публикации позволяет увидеть некоторые грани художественного своеобразия «Мальчиков».

Обратите внимание

Рассказ был опубликован в «Петербургской газете» 21 декабря 1887 года, то есть всего за четыре дня до Рождества. Рождество и Пасха — величайшие из так называемых «двунадесятых» христианских праздников, к которым, как правило, приурочивались публикации беллетристических произведений в газетах.

Показательно и то, что при первой публикации в газете рассказ имел подзаголовок «сценка» и был подписан известным псевдонимом писателя — «А. Чехонте». Все это позволяет априорно утверждать, что рассказ является юмористическим по своей природе и носит праздничный характер.

Помимо газетно-журнального контекста, задаваемого «газетной» беллетристикой и жанром рождественского рассказа, «Мальчики» могут быть вписаны и в контекст творчества самого Чехова.<\p>

Некоторые сюжетные линии, детали, кажущиеся на первый взгляд излишними подробности раскрывают дополнительный смысл при помещении их в контекст творчества писателя.

При этом мы отвлекаемся от историко-хронологического подхода: в контекстное окружение включаются произведения, написанные как ранее анализируемого произведения, так и позже него. Творчество писателя в таком случае предстает как гипертекст.<\p>

Понятие «гипертекст» активно разрабатывается применительно к литературе постмодернизма.

В одной из последних работ встречается такое его определение: «…

это особого рода нелинейная система, которая характеризуется дисперсной организаций образующих его самостоятельных текстовых элементов и отсутствием иерархических связей, за счет чего обеспечивается возможность множественных внутритекстовых и внетекстовых связей и создание вторичных семиотических структур, играющих определяющую роль в функционировании всей систе-мы»2.

В данной статье мы будем исходить из понимания всей совокупности произведений автора как гипертекста. Рабочее определение его такое: гипертекст — это текстовое единство, скрепленное однонаправленными творческими интенциями автора (или авторов), пронизанное сквозными мотивами и образами, дополняющими и объясняющими друг друга.

<\p>

Важно

Главные герои рассказа «Мальчики» — два друга гимназиста, приехавшие на рождественские каникулы к одному из них в поместье. Какова предыстория гимназиста второго класса Володи? В тексте она не дана, однако отчасти ее<\p>

можно восстановить по другому произведению, которое создавалось параллельно с «Мальчиками».

Речь идет о повести «Степь», в которой главный герой, подросток Егорушка, едет из степного хутора в город учиться. Егорушка — это будущий гимназист. Можно только догадываться о том, что Володя, живший когда-то «в родном углу» (заглавие рассказа Чехова 1897 года), повторил путь другого героя из другого произведения.

Второй мальчик из рассказа, Че-чевицын, представляет собой тип «кухаркиного сына». В прошлом у него, вероятно, была судьба, похожая на ту, что была у Ваньки Жукова (рассказ «Ванька»). Наверное, была та же барыня-благодетельница, желавшая помочь «безродному» устроиться в жизни. Чечевицын реализует «благополучный» вариант судьбы Ваньки Жукова.

К другу Володе он едет, видимо, просто потому что его никто нигде не ждет.<\p>

Герои рассказа «Мальчики» отражаются не только в «зеркале» других произведений, вдобавок к этому они обращены и друг к другу. Обратим внимание на необычную номинацию главных персонажей. Один из них имеет только имя<\p>

— это Володя, в доме которого происходит событие подготовки к побегу в Америку.

Второй герой называется лишь по фамилии — Чечеви-цын. Только объединившись, номинация обретает традиционную цельность и завершенность (имя + фамилия). К такому именованию героев Чехов прибегает в тех случаях, когда они представляют собой две стороны одной медали, т.е. имеют несомненные различия и неявное сходство. Обращаясь к чеховскому гипертексту, мы можем найти подобный прием.

В рассказе «Гусев» (1891), написанном после возвращения писателя с каторжного Сахалина, один из главных героев зовется только по фамилии (Гусев), а другой только по имени и отчеству (Павел Иваныч). Несмотря на очевидное несходство «Мальчиков» и «Гусева», произведения имеют элемент общности, проявляющийся в их поэтике3. В «Мальчиках» реализована антиномическая пара «герой-трус».

Фамилия «Чечевицын» смоделирована на основе поговорки «чечевичная похлебка», символизирующей бедность и скудость жизни. Фамилия героя носит стратификационный характер и определяет его место в мире взрослых. Так что фамилия не только намекает на прошлое героя, но и определяет вектор его потенциального будущего.<\p>

В рассказе есть еще один важный оним, играющий роль отсылки.

Совет

Речь идет об американском писателе Майн Риде. К чему же отсылает это имя? Естественно, в первую очередь к текстам этого автора, причем не столько к каким-то<\p>

2 Умбрашко Д.Б. Роман В.Г. Сорокина «Голубое сало» как гипертекст. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2004.<\p>

С. 12.<\p>

3 Подробнее о смысле такой номинации см.: Кубасов А.В.

Проза Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 262.<\p>

конкретным произведениям, сколько к гипертексту под названием «Майн Рид», обладающим определенным ассоциативно-коннотативным потенциалом («индейцы», «приключения», «подвиги», «предательства», «любовь» и т.п.).

Имя американского певца прерий может выступать в качестве «поискового пароля» по отношению и к чеховскому гипертексту. Есть смысл посмотреть, в каких произведениях и в каких контекстах встречается оно.

<\p>

Но прежде зададимся вопросом: кто и когда читает Майн Рида в обыденной жизни? Читают мальчики, а не девочки, и читают в определенный период становления личности, как правило, это время, когда мальчик находится на перевале от одной эпохи развития к другой. Чтение Майн Рида связано с инициацией подростка, вхождением его в мир взрослых.

Происходит это на первых порах на уровне фантазии, воображения, а не поступка. Обращение к Майн Риду знаменует очередной этап взросления. Вслед за «проективным» чтением, когда подросток выбирает себе по книге определенную «роль» и модель поведения, должны последовать действия и поступки. Свое будущее поведение ясно определил для себя только один герой.

Он-то и будет в большей степени готов к побегу. «Себя Чечеви-цын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат<\p>

„ 4<\p>

мой» .<\p>

Заговорив об обряде инициации, обратим внимание на заглавие рассказа Чехова. Смысл его не сводится к обобщенному обозначению лишь данных двух героев.

Обратите внимание

Заглавие символично в том плане, что связано с неким жизненным русским законом и обозначает не только возраст, но и определенный тип личности. Точно так же слова «девица» и «девушка» для Чехова являются словами-характеристиками, означающими<\p>

разные типы. Чеховские «мальчики» разительно отличаются от «мальчиков», например, Достоевского.

У Чехова на первый план при характеристике этого возраста выступает указание на значимость фантазии, отдаленность от мира взрослых с его ценностной иерархией. В мире взрослых положение человека определяется чином и рангом. В детской и отроческой среде ценятся личностные качества. «Кухаркин сын» Чечеви-цын, с точки зрения взрослого сознания, находится в самом низу социальной лестницы.

Недаром по приезде в гости к другу первые две минуты взрослые его вообще не замечают. Согласно другой, детской иерархии, Чечевицын — это лидер, а более состоятельный Володя — всего лишь ведомый.<\p>

Мальчики замышляют побег в Америку, чтобы жить там по законам, отличным от тех, что царят в окружающей их привычной жизни.

«Побег» для героев и «побег» для автора — существенно разные явления. Следует иметь в виду, что побег можно рассматривать как факт жизни и как факт литературы. Для Чехова на первом плане всегда литературное начало, поэтому важны художественные «прецеденты» этого явления. Прежде всего, вспоминаются замышляющие или совершающие «побег» романтические герои.

То, что для романтиков было нормой, то в современной Чехову литературе мало-помалу обрело характер шаблона. Бежать оказывается некуда, да и невозможно. Многие герои Чехова мечтают о побеге из серой повседневности. Вспомним только одного, учителя словесности Никитина, который в своем дневнике приходит к выводу: «Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!» (8, 332). Мальчики замышляют свой первый побег из реальной действительности в другую, смоделированную по литературным образцам. В отличие от взрослых, им еще только предстоит узнать, как трудно, как почти невозможно совершить побег. Те немногие, кому удается вырваться из механически повторяющихся будней, признаются Чеховым настоящими героями, совершившими великий подвиг. Однако в чеховском гипертексте таких людей практически нет. В определенной мере побег удалось совершить героине последнего чеховского рассказа «Невеста». В реальной действительности был человек, признанный Антоном Павловичем героем, также сумевший вырваться из пут обыденности. Это выдающийся путешественник и ученый Николай Михайлович Пржевальский. Чехов посвятил ему некролог, в котором вскользь упоминается коллизия рассказа «Мальчики», только в другой, неиронической тональности: «Недаром Пржевальского, Миклу-ху-Маклая и Ливингстона знает каждый школьник и недаром по тем путям, где проходили они, народы составляют о них легенды. Изнеженный десятилетний малъчик-гимназист мечтает бе-жатъ в Америку или Африку совершатъ подвиги<\p>

— это шалостъ, но не простая . Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига» (16, 236). Следовательно, доминирующая юмористическая, ироническая интонация в «Мальчиках» допускает и даже предполагает другой взгляд, другой тон при передаче сходных реалий.<\p>

Так раскрывается смысловой потенциал рассказа при погружении его в «проявляющий» контекст гипертекста.<\p>

4 Чехов А.П. Полн. собр. соч.: В 18 т. Т. 6. М., 1984. С. 427. Далее ссылки на это издание даются в тексте в круглых скобках.

Источник: https://psibook.com/linguistics/rasskaz-a-p-chehova-malchiki-i-tvorchestvo-pisatelya-kak-gipertekst.html

«А.П.Чехов. «Мальчики». Характеристика героев»

 Конспект урока литературного чтения в 4 классе

По теме: «А.П.Чехов. «Мальчики». Характеристика героев».

Цели урока: Анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока: Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие:развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию(смысловую догадку) детей, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи(выразительность).

Воспитательные:воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Готовятся к уроку

Психологический настрой.

2. Актуализация знаний

— Посмотрите на доску.  Над каким рассказом мы будем работать?

(Открывается правильный ответ)

На доске: гимназия, Калифорния, географический атлас, Майн Рид, Монтигомо Ястребиный Коготь, побег, компас.

2. Сообщение темы урока, постановка целей.

 А чтобы узнать, что именно мы будем делать, вы должны вспомнить всех героев произведения.

— Какие герои являются  главными действующими лицами?

— Говорить мы сегодня будем о главных героях.

-В конце урока постараемся ответить на вопрос: Чему учит автор произведения?

 Учащиеся читают слова и анализируют, сообщают тему урока

Чехов «Мальчики».

— мальчики: Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка,  Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.

— Володя и Чечевицын.

Формулирование темы урока.

Преобразование информации из символической в речевую.

Формулирование учебной задачи.

3. Проверка домашнего задания.

— Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно. Каким словарём вы пользовались? Проверим, как вы с этим справились.<\p>

Мы пользовались толковым словарём.

Розвальни, башлык, сюртук, кучер, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, урядник.  

Поиск необходимой информации из различных источников.

4.Планирование учебной деятельности.

5. Практическая деятельность учащихся.

Работа с текстом.

6. Подведение итогов урока.

-Сегодня, как вы правильно определили, мы будем говорить  о главных героях.

— Кто они?

— Они похожи?

— Значит, мы можем их сравнить.

-Как мы можем сравнивать героев литературного произведения?

— Посмотрите на план, по которому мы будем работать. У вас на столах лежат таблицы. По ходу урока мы будем их заполнять. Начнем с общего.<\p>

–  какие общие признаки вы можете назвать?

  — Найдите описание мальчиков в тексте.

Заполните таблицы в парах.

Как будите работать, чтобы справиться быстрее?

 Сделайте вывод о  характерах Чечевицына и Володи.

Вывод: Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.

<\p>

Володя:       Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем,  какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

<\p>

Давайте подумаем почему герои решились на побег, потому что:<\p>

·        Были смелыми и решительными

·        Были глупыми и самонадеянными

·        Мало знали и плохо представляли трудности пути

·

Источник: http://miredu.edu22.info/articles/314-a-p-chehov-malchiki-harakteristika-geroev.html

Ссылка на основную публикацию