Все драмы а. н. островского в одной подборке

Способен ли человек изменить общество? | Литерагуру

(357 слов) Человек – существо социальное, общество оказывает на него важное влияние, и этот факт осмыслялся в мировой литературе в рамках реализма.

Именно реалисты говорили о типичном герое в типичных обстоятельствах, а таким его делала именно среда, окружение, характерное для данной эпохи.

А может ли быть наоборот: личность менять общество? Над этой темой размышляли многие классики.

Положительный ответ на данный вопрос мы находим в драме А.Н.Островского «Гроза». Главная героиня, Катерина, имела смелость бунтовать против агрессивно настроенного общества за права любить и быть любимой.

Обратите внимание

Женщина выросла внутренне свободной, а после замужества попала под деспотичную власть свекрови и пуританской морали провинции. Этого гнета она выносить не могла, нужна была отдушина, которой стала любовь к недостойному ее, но такому притягательному Борису.

Катерина не могла долго обманывать и скрывать, поэтому призналась в своем грехе. Наказание последовало незамедлительно: оскорбление, побои, фактическое заточение.

Героиня сбежала и утопилась, тем самым освободилась и показала личным примером, что нельзя все решать силой, руководствуясь нерушимыми догмами «Домостроя». Только после ее поступка обрели голос Кулигин и Тихон, а чуть раньше сбежала Варвара. И этот ханжеский, закостенелый мир покачнулся, чтобы вскоре пасть.

Но иногда личность оказывается проигравшей. Так произошло с Чацким, героем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Вернувшийся из-за границы и полный новых идей, Александр встречает неласковый прием: для Софьи, которую он любил, становится слишком высокомерным, для ее отца Фамусова — слишком бедным, для бывших товарищей — слишком опасным.

Герой просто хочет понимания и дружелюбия, но он «вырос» из окружающего его общества, оно осталось позади. Вот почему все так легко поверили в его сумасшествие. Однако Чацкий пытается объясниться, доказать окружающим, в чем правда.

Но нужно ли это им? Софью устраивает ее покорный и смирный воздыхатель Молчалин (который ухаживает за ней ради выгоды). А ведь именно на нее больше всего надеялся главный герой, и даже в ней обманулся. Александр не смог изменить общество, формально он проиграл битву, но его мысли и чувства живы, актуальны, они еще найдут свое отражение в будущем.

Личность не способна сама по себе, внезапно поменять общество. Изменения могут совершиться только, если окружающие к этому готовы, наступило подходящее время. Однако нельзя сдаваться и опускать руки, не считая возможным что-то менять, ведь из света многих одиноких огней обязательно складывается огромный световой поток.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sposoben-li-chelovek-izmenit-obshhestvo/

Список всех трудов драматурга А. Н. Островского

compmasterekb

Времена и уличные декорации меняются, а люди в России остаются прежними. Писатели 19 века писали про своё время, но в обществе многие отношения остались прежними. Есть общемировые закономерности общественных отношений.

Мельников-Печорский описывал события в Заволжье, а про московскую жизнь 19 века писали многие, в том числе А.Н. Островский.

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Написал около 50 пьес, из которых наиболее известны “Доходное место”, “Волки и овцы”, “Гроза”, “Лес”, “Бесприданница”.

Важно

С Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Ставил спектакли в Московском Малом театре.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
  • «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Состав Полного собрания сочинений в 16 томах. Состав ПСС в 16-ти томах. М: ГИХЛ, 1949 – 1953 гг. С приложением переводов, не включенных в состав ПСС. Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1949 – 1953, тираж – 100 тыс. экз.

Том 1: Пьесы 1847-1854 гг.

От редакции. 1. Семейная картина, 1847. 2. Свои люди – сочтемся. Комедия, 1849. 3. Утро молодого человека. Сцены, 1950, ценз. разрешение 1852 г. 4. Неожиданный случай. Драматический этюд, 1850, публ. 1851. 5. Бедная невеста. Комедия, 1851. 6. Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853. 7. Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854. 8. Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855. Приложение: Исковое прошение. Комедия (1-я редакция пьесы “Семейная картина”).

Том 2: Пьесы 1856-1861 гг.

9. В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856. 10. Доходное место. Комедия, 1856, публ. 1857. 11. Праздничный сон – до обеда. Картины московской жизни, 1857, публ. 1857. 12. Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858. 13. Воспитанница. Сцены из деревенской жизни, 1858, публ. 1858. 14. Гроза. Драма, 1859, публ. 1860. 15. Старый друг лучше новых двух. Картины московской жизни, 1859, публ. 1860. 16. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861. 17. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Картины московской жизни, 1861, публ. 1861.

Том 3: Пьесы 1862-1864 гг.

18. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (1-я редакция), 1861, публ. 1862. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (2-я редакция), публ. 1866. 19. Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863. 20. Тяжелые дни. Сцены из московской жизни, 1863. 21. Шутники. Картины московской жизни, 1864.

Том 4: Пьесы 1865-1867 гг.

22. Воевода (Сон на Волге). Комедия (1-я редакция), 1864, публ. 1865. 23. На бойком месте. Комедия, 1865. 24. Пучина. Сцены из московской жизни, 1866. 25. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.

Том 5: Пьесы 1867-1870 гг.

26. Тушино. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867. 27. На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868. 28. Горячее сердце.. Комедия, 1869. 29. Бешенные деньги. Комедия, 1869, публ. 1870.

Том 6: Пьесы 1871-1874 гг.

30. Лес. Комедия, 1870, публ. 1871. 31. Не все коту масленница. Сцены из московской жизни, 1871. 32. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872. 33. Комик XVII столетия. Комедия в стихах, 1872, публ. 1873. 34. Поздняя любовь. Сцены из жизни захолустья, 1873, публ. 1874.

Том 7: Пьесы 1873-1876 гг.

35. Снегурочка.Весенняя сказка, 1873. 36. Трудовой хлеб. Сцены из жизни захолустья, 1874. 37. Волки и овцы. Комедия, 1875. 38. Богатые невесты. Комедия, 1875, публ. 1878.
Том 8: Пьесы 1877-1881 гг. 39. Правда – хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877. 40. Последняя жертва. Комедия, 1877, публ. 1878. 41. Бесприданница. Драма, 1878, публ. 1879. 42. Сердце не камень. Комедия, 1879, публ. 1880. 43. Невольницы. Комедия, 1880, публ. 1884?

Том 9: Пьесы 1882-1885 гг.

44. Таланты и поклонники. Комедия, 1881, публ. 1882. 45. Красавец-мужчина. Комедия, 1882, публ. 1883. 46. Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884. 47. Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885. 48. Воевода (Сон на Волге). (2-я редакция).

Том 10. Пьесы, написанные совместно с другими авторами, 1868-1882 гг.

49. Василиса Мелентьева. Драма (при участии С. А. Гедеонова), 1867. Совместно с Н. Я. Соловьевым: 50. Счастливый день. Сцены из жизни уездного захолустья, 1877. 51. Женитьба Белугина. Комедия, 1877, публ. 1878. 52. Дикарка. Комедия, 1879. 53. Светит, да не греет. Драма, 1880, публ. 1881. Совместно с П. М. Невежиным: 54. Блажь. Комедия, 1879, публ. 1881. 55. Старое по-новому. Комедия, 1882.

Том 11: Избранные переводы с английского, итальянского, испанского языков, 1865-1879 гг.

1) Усмирение своенравной. Комедия Шекспира, 1865. 2) Кофейная. Комедия Гольдони, 1872. 3) Семья преступников. Драма П. Джакометти, 1872. Интермедии Сервантеса: 4) Саламанская пещера, 1885. 5) Театр чудес. 6) Два болтуна, 1886. 7) Ревнивый старик. 8) Судья по бракоразводным процессам, 1883. 9) Бискаец-самозванец. 10) Избрание алькальдов в Дагансо. 11) Бдительный страж, 1884.

Том 12: Статьи о театре. Записки. Речи. 1859-1886.

Том 13: Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843-1886.

Художественные произведения. С. 7 – 136. Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг. Рассказ. Записки замоскворецкого жителя Очерк. [Биография Яши]. Очерк. Замоскворечье в праздник. Очерк. Кузьма Самсоныч. Очерк. Не сошлись характерами. Повесть. “Снилась мне большая зала…” Стихотворение. [Акростих]. Стихотворение. Масленица. Стихотворение. Иван-царевич. Волшебная сказка в 5 действиях и 16 картинах. Критика. С. 137 – 174. Дневники. С. 175 – 304. Словарь [Материалы для словаря русского народного языка].

Том 14: Письма 1842 – 1872 гг.. Том 15: Письма 1873 – 1880 гг.

Том 16: Письма 1881 – 1886 гг.

Переводы, не включенные в состав Полного собрания Вильям Шекспир. Антоний и Клеопатра. Отрывок из незаконченного перевода. [1873], первая публикация 1891 г. Старицкий М. П. За двумя зайцами. Комедия из мещанского быта в четырех действиях.

Старицкий М.П. Последняя ночь. Историческая драма в двух картинах.

Источник: https://compmasterekb.livejournal.com/175201.html

Островский как мастер драматург

Островский как мастер драматург

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями, или водевилями и чувствительными мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.

Что же дал русской драматургии Островский?

Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности.

Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», ОстроЕский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных тружеников-интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной методраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду.

Совет

Вспомните, какими приёмами охарактеризованы Манилов, Собакевич, Плюшкин и Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» или Обломов в романе Гончарова «Обломов».<\p>

Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра.

Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно . В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является главнейшим средством их типизации.

Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии.

Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого.

А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура – Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п.

Читайте также:  Как понимают счастье герои и автор поэмы «кому на руси жить хорошо»?

Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога.

Обратите внимание

Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом.

Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Необходимо отметить в пьесах Островского и искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п.

Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.

Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.

Оценивая замечательное языковое мастерство Острозского, Горький назвал его «чародеем слова».

Задаче реалистического изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается.

Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает.

Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

Важно

Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом.

Проявляется он у Островского в разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращённости дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько эго было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».

Драматургия Островского – сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.

Важнейшее достоинство творчества Островского – глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/53-ostrovskij-a-n/251-ostrovskij-kak-master-dramaturg.html

Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”

  Скачать сочинение

    Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается “Бесприданница”. Ее нередко сопоставляют с “Грозой”, и в известной мере это справедливо. “Гроза” — главное произведение дореформенной драматургии Островского, “Бесприданница” же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга.

На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.

Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира “Грозы” и “Бесприданницы”.
    “Бесприданница” — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику.

Совет

Если душа Катерины в “Грозе” вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности.

Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.

    Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга.

Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: “Сердца нет, оттого он так и смел”. И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок.

Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.
    Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.

    Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: “Что такое “жалость”, этого я не знаю.

У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только “Ласточку”, но и себя самого невесте с золотыми приисками.

В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.

Обратите внимание

    Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями.

Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать “очень дорогой вещью”. И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

    Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле “сильного драматизма” и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку нечеловеческого чувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.

    Редкий художественный эффект этой сцены А. Н. Остров- ский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма “Бесприданница” стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового театра.

10315 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”

Смотрите также по произведению “Бесприданница”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00019901184864054554/woid/00013701184773070601/

Жанр драмы в творчестве а.н. островского. печерская т.в. – pdf

УДК 82.25 ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО Чайкина Т.В. Среди многочисленных жанровых подзаголовков А.Н. Островского особо выделяется такая жанровая номинация, как «весенняя сказка». Постоянно<\p> Подробнее

Драма как род литературы Теория литературы. Литературоведческий анализ художественного произведения Драма (греч. drama букв. действие) один из родов литературы, объединяющий в себе черты таких видов искусства,<\p> Подробнее

Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание<\p> Подробнее

Сочинения на произведения Островского А.Н.: Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 91989919992 Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза 3 Душевная драма<\p>

Подробнее

Сочинение на тему обличие хозяев жизни в драме островского гроза Хозяева жизни (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. Фон пьесы, своеобразие Семейный и социальный конфликт в драме Гроза. Развитие понятия. Сочинение<\p> Подробнее

УДК 373.167.1:82 ББК 83.3(2Рос-Рус)я72 Е78 Е78 Ерохина, Е. Л. Учимся писать сочинение. 10 класс : рабочая тетрадь / Е. Л. Ерохина. М. : Дрофа, 2016. 116, [4] с. ISBN 978-5-358-17175-6 Рабочая тетрадь адресована<\p> Подробнее

УДК 82.25 ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ЭТЮДА («НЕОЖИДАННЫЙ СЛУЧАЙ А.Н. ОСТРОВСКОГО) Чайкина Т.В. А.Н. Островский давал всем своим пьесам точные жанровые определения. Одним из жанров, сформировавшихся<\p> Подробнее

Важно

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение<\p>

Подробнее

Примечания – – – – – 14 – – – – УДК 821.161.1 21.09+929Писемский РИСК НА ВОЙНЕ И В ТЫЛУ. ДРАМА А. Ф. ПИСЕМСКОГО «ВЕТЕРАН И НОВОБРАНЕЦ» (1854) В СОВРЕМЕННОМ ЕМУ ЛИТЕРАТУРНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ И<\p> Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе по теме: «А. Н. Островский. «Гроза». Символика заглавия пьесы» Подготовила:<\p> Подробнее

Школа читателя: формирование культуры интерпретации Валерий Игоревич Тюпа Сергей Петрович Лавлинский Школа читателя Школа драмы. Модуль 2. Часть 4. Сергей Петрович Лавлинский Школа драмы. Зачем читать<\p> Подробнее

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕВОДА С ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Вигель Нарине Липаритовна д-р филос. наук, профессор кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского<\p>

Подробнее

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому<\p> Подробнее

УДК 159.9 Грибенщиков Константин Владимирович Студент ФГБОУ «Кемеровский государственный университет» 2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт Кемерово. Россия НРАВСТВЕННОСТЬ<\p> Подробнее

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия<\p> Подробнее

Совет

Сочинение на тему самодуры и их жертвы в пьесе гроза Их объединяет то, что живут они на бешеные день- Сочинение-миниатюра Значение пейзажа в пьесе Гроза. 2. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?<\p>

Подробнее

Сочинения Сочинения.. Последнее сочинение добавлено: 17:44 / 03.12.12. мысль семейная островского гроза сравнение любви Тихона и Бориса. 691443235794696 Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в<\p> Подробнее

Номер занятия -ая Лекция. Содержание дисциплины и календарно-тематический план лекций (по м) Название темы и содержание занятия Жанр рассказа и повести в творчестве А.П. Чехова. Вводный кур «Новые тенденции<\p> Подробнее

23 июл 2011. Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается. роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.. Если душа Катерины в Грозе вырастает из<\p> Подробнее

1 Аннотация к рабочей программе по предмету «литература» 7-9 Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) составлена на основе Федерального<\p>

Подробнее

Сочинение гроза жизнь катерины в родительском доме Пособия для подготовки школьников к сочинению Магазин Первое Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского Гроза. Тема урока (Катерина росла<\p> Подробнее

УДК 140.8 Кениспаев Ж.К., доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул Серова Н.С., кандидат философских<\p> Подробнее

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище 17» г.. Имена героев имеют символический смысл: Катерина греч.. – Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать. от жителей города<\p> Подробнее

Обратите внимание

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ<\p>

Подробнее

P: 03: THEORY OF LITERATURE QUADRANT 01 M: 6.04:ДРАМАКАКВИД (DRAMA AS A LITERARY GENRE) P03: ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: M6.04:ДРАМА КАК ВИД PAPER 03: MODULE: 6.04:ДРАМА КАК ВИД Драма, как третий вид рода драмы,<\p> Подробнее

P: 03: THEORY OF LITERATURE QUADRANT 01 M: 6.02: ТРАГЕДИЯ (TRAGEDY) P03:ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ M6.02:ТРАГЕДИЯ В основе трагедии лежит непримиримый конфликт. Драматург показывает героя в напряжённой борьбе со<\p> Подробнее

УДК 124.2 Ясакова А.В. Студентка бакалавра, 4 курс «факультета бизнеса и рекламы» Орловский государственный университет экономики и торговли, Россия, г. Орёл Димитрова Е.В. Студентка бакалавра, 4 курс<\p> Подробнее

Смысл названия, символика в пьесе Гроза.. «Гроза». Мифопоэтические представления. Небо. Катерина: «Кабы я маленькая. По какому принципу выстроено пространство в пьесе Островского «Гроза»?. Цитаты. Катерина.<\p>

Подробнее

УДК 004 Тодуров Г.А. студент Ульяновского государственного технического университета 2 курс, факультет «Экономико-математический» Россия, г. Ульяновск ТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ. Статья<\p> Подробнее

Аннотация к рабочей программе по литературе Класс: 5 Уровень изучения учебного материала: базовый УМК, учебник: Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного<\p> Подробнее

Важно

Скачать Esther Freud the sea House pdf >>> Скачать Esther Freud the sea House pdf Скачать Esther Freud the sea House pdf And alone in her rented cottage by the sea, she begins to sense an absence in her<\p>

Подробнее

Важно

Скачать Esther Freud the sea House pdf >>> Скачать Esther Freud the sea House pdf Скачать Esther Freud the sea House pdf And alone in her rented cottage by the sea, she begins to sense an absence in her<\p>

Подробнее

Сочинение нравы и быт русского купечества в драме гроза Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Душевная драма Катерины Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского Гроза Быт и нравы Дикой<\p> Подробнее

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького<\p> Подробнее

УДК 159.942.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К РОДИ- ТЕЛЯМ И ФОРМЫ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Вишняков А.И., Артамонова М.О. ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Оренбург,<\p> Подробнее

«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал одним из лучших рассказов:… И ее волнуют серьезные нравственные вопросы, проблема выбора. 5464643233201 Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика..<\p> Подробнее

Сочинение на тему символом чего является вишневый сад Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ – символ, который объединяет и Ани – дочери Раневской. Для Пети вишневый сад является символом ужасного<\p>

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/43688501-Zhanr-dramy-v-tvorchestve-a-n-ostrovskogo-pecherskaya-t-v.html

$AlexLat$

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается «Бесприданница». Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и в известной мере это справедливо. «Гроза» — главное произведение дореформенной драматургии Островского, «Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга.

На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.

Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира «Грозы» и «Бесприданницы».    «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику.

Если душа Катерины в «Грозе» вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности.

Совет

Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.

   Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии —

торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых<\p> Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга.

Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок.

Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.    Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.

   Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю.

У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку», но и себя самого невесте с золотыми приисками.

В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.

  Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями.

Обратите внимание

Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

  Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле «сильного драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем,

что наконец-то вызвала вспышку неловеческого чувства —<\p> безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.   Редкий художественный эффект этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства

пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные<\p> и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность

появления в России нового театра.

Источник: http://alexlat.ucoz.ru/load/sochinenija_po_russkoj_literature/a_n_ostrovskij/psikhologizm_dramy_a_n_ostrovskogo_bespridannica/222-1-0-685

Творчество Островского А.Н. (общий обзор)

Творчество Островского сегодня входит в школьную программу, его знают и любят многие наши соотечественники.

Александр Николаевич Островский — драматург, уроженец Москвы, сын адвоката и внук православного священника.

Обучался он в Московском университете, на юридическом факультете (не закончил), служил в московских судах, затем стал профессиональным театральным деятелем и писателем-драматургом.

В сравнении с пьесами Тургенева или А.К. Толстого, представляющими собой прежде всего произведения литературы, драматургия Островского имеет иную природу.

Она предназначена не столько для чтения, сколько для сценического воплощения, и должна изучаться, прежде всего, в рамках истории театра.

Однако и история литературы не может недооценивать творчество крупнейшего русского драматурга второй трети XIX в.

Рассматривая творчество Островского, отметим, что среди его юношеских опытов есть очерки и стихи.

Важно

Сделавшая его известным комедия «Несостоятельный должник», которая была переименована в «Банкрут» (а впоследствии переименованная в «Свои люди — сочтемся!»), появилась в журнале «Москвитянин» (1850-й год), хотя к постановке на сцене ее тогда не разрешили.

Ложное банкротство, которое объявляет в этой пьесе купец Большов, — коллизия, основанная на фактах реальной жизни (волна банкротств, прокатившаяся по деловым кругам накануне написания комедии). Однако близкая к анекдоту сюжетная основа комедии ни в коей мере не исчерпывает ее содержания.

Сюжет претерпевает почти трагический поворот: ложный банкрот оказался покинутым в долговой тюрьме своим зятем Подхалюзиным и собственной дочерью Липочкой, отказывающимися его выкупать. Шекспировские аллюзии (судьба короля Лира) были поняты многими современниками.

После литературного успеха «Банкрута» в творчестве Островского в 1850-е годы наступил интереснейший «славянофильский» период, принесший замечательную комедию под названием «Не в свои сани не садись» (1853 год) — первую его пьесу, немедленно и с огромным успехом поставленную на сцене, — а также драму «Не так живи, как хочется» (1855 год) и одну из лучших пьес драматурга «Бедность не порок» (создана в 1854 году). Порок (образы Вихорева, Коршунова) неизменно побеждается в них высокой нравственностью, опирающейся на православно-христианские истины и народно-патриархальные устои (образы Бородкина, Русакова, Маломальского). Прекрасно написанный литературный характер — Любим Торцов из «Бедность не порок», сумевший привести к раскаянию своего брата Гордея и соединить влюбленных — приказчика Митю и Любовь Гордеевну (моментальное духовное возрождение Гордея Торцова много раз называли «неправдоподобным», однако автор явно и не стремился к правдоподобию в наивно-реалистическом смысле — изображая христианское раскаяние, которое как раз способно сразу сделать грешника «другим человеком»). Действие «Бедность не порок» разворачивается на святки, действие «Не так живи, как хочется» — на масленицу, и ликующее веселье, праздничная атмосфера интонирует обе пьесы (впрочем, в «Не так живи, как хочется» присутствует и мотив дьявольского соблазна, в который вовлекает было Петра скоморох Еремка).

Несколько особняком стоит в кон. 1850 — нач. 1860-х гг.

так называемая «бальзаминовская» трилогия, посвященная коллизиям из быта провинции: «Праздничный сон —до обеда» (1857 год), «Свои собаки грызутся — чужие не приставай» (написана в 1861 году) и «За чем пойдешь, то и найдешь», более известная под названием «Женитьба Бальзаминова» (1861).

Сближение А.Н. Островского с лагерем авторов некрасовского «Современника» ознаменовалось незамедлительным резким обострением в его творчестве социально-обличительных мотивов. Сюда следует отнести прежде всего комедию «Доходное место» (1857), драмы «Воспитанница» (1859) и «Гроза» (1859).

Сложная коллизия «Грозы», где  в центре супружеская измена героини, происшедшая в характеризующейся крайней строгостью моральных правил патриархальной купеческой семье, руководимой деспотичной свекровью, была односторонне воспринята в духе «эмансипаторских» тезисов «демократической» публицистики того времени.

Самоубийство главной героини (с точки зрения православия являющееся страшным грехом) истолковывалось как акт «благородной гордости», «протест» и своего рода духовная победа над «косными» «домостроевскими» морально-общественными (как подразумевалось, и религиозными христианскими) нормами. Когда высокоталантливый критик-демократ Н.А.

Совет

Добролюбов в одноименной статье объявил главную героиню «Лучом света в темном царстве», эта его метафора быстро превратилась в шаблон, по которому и столетие спустя данная пьеса Островского истолковывалась в российской средней школе. При этом упускалась, да и сегодня нередко упускается не менее важная составляющая проблематики «Грозы»: «вечная» для литературы тема столкновения любви и долга.

Между тем, в значительной мере именно благодаря присутствию в произведении этой темы пьеса поныне сохраняет свою драматургическую живость (впрочем, за пределами России она всегда ставилась театрами мало).

Купеческая среда, которую в период слафянофильских увлечений драматург изображал как одну из самых нравственно стабильных и духовно чистых составляющих российского общественного организма, была подана в «Грозе» как ужасное «темное царство», гнетущее молодежь, основанное на бессмысленной тирании старших, Злобное и невежественное. Катерина ощущает себя настолько затравленной, что она неоднократно говорит на протяжении пьесы о самоубийстве как единственном для себя выходе. С другой стороны, эта драма Островского, вышедшая примерно на два года ранее «Отцов и детей» И.С. Тургенева, побуждает констатировать: тема «отцов и детей» в ее остром социальном развороте как бы висела в литературной атмосфере того времени. Изображенная в «Грозе» молодежь из купеческих кругов (Катерина и Борис, Варвара и Кудряш) понимает и принимает жизненные ценности, вообще житейскую правду старшего поколения не в большей мере, чем Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Главная героиня, Катерина Кабанова, была выписана драматургом с огромной к ней симпатией. Это образ поэтичной, сентиментальной и глубоко религиозной молодой женщины, выданной замуж не по любви. Муж добр, но робок и находится в подчинении у властной матери-вдовы Марфы Кабановой (Кабанихи).

Показательно, впрочем, что влюбляется Катерина по воле автора не в какого-либо внутренне сильного человека, «настоящего мужчину» (что было бы психологически естественно), а в купеческого сына Бориса, во многих отношениях похожего на ее мужа как одна капля воды на другую (Борис робок и в полном подчинении у своего властного дяди Дикого — впрочем, он заметно умнее Тихона Кабанова и не лишен образованности).

В начале 1860-х гг. Островский создал своеобразную драматическую трилогию о Смутном времени, составленную стихотворными «хрониками» «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (в 1862), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (год создания – 1867) и «Тушино» (1867). Об этом времени в XVIII в. написал А.П.

Сумароков («Димитрий Самозванец»), а в первой половине XIX в. А.С. Пушкин («Борис Годунов»), вызвавший у современников много подражаний и в прозе, и в стихах, и в драматургии. Центральное произведение трагедии Островского («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский») посвящено периоду, хронологически незадолго до которого заканчивается сюжет пушкинского «Бориса Годунова».

Островский как бы подчеркнул их связь, избрав для своего произведения стихотворную форму, — притом белый пятистопный ямб, как в «Борисе Годунове». К сожалению, великий драматург не проявил себя как мастер стиха.

Обратите внимание

Взяв «исторический» крен в творчестве; Островский написал также комедию «Воевода» (1865) и  психологическую драму «Василиса Мелентьева» (1868), а еще через несколько лет комедию «Комик XVII столетия».

На стезю социально-обличительной драматургии Островский прочно вернулся уже в 1860-е годы, создавая одну за другой по сей день сохраняющиеся в репертуаре театров комедии, такие как «На всякого мудреца довольно простоты» (год создания – 1868), «Горячее сердце» (1869 год), «Бешеные деньги» (1870 год), «Лес» (1871 год), «Волки и овцы» (1875) и др. Давно замечено, что положительные герои есть только в одной из перечисленных пьес — в «Лесе» (Аксюша и актер Геннадий Несчастливцев) — то есть это произведения резко сатирические. В них Островский выступил новатором, применив в крупных драматургических формах условные приемы так называемой водевильной драматургии, за это он критиковался рецензентами, которые не поняли смысла его усилий. Пробовал он возобновить и творчество в духе своих комедий, печатавшихся в 1850-е годы славянофильским «Москвитянином». Это, к примеру, такие пьесы, как «Не все коту масленица» (написана в 1871), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (создана в 1876) и др. Но «народные» мотивы здесь приобрели внешне-орнаментальный, в какой-то мере искусственный характер.

Кроме «Леса» некоторые другие лучшие произведения Островского преломляют тему трудных судеб людей театра.

Таковы его поздние драмы «Таланты и поклонники» (1882) и «Без вины виноватые» (написана 1884 году), в центре каждой из которых образ талантливой актрисы, которая вынуждена в определенный момент своей жизни переступить через нечто личное, человеческое (в первой пьесе Негина рвет с любимым женихом Мелузовым, во второй Отрадина-Кручинина отдает ребенка на воспитание Галчихе). Многие из проблем, поставленных в этих пьесах, к сожалению, мало зависят от того или иного конкретного общественного устройства, хотя зрителям XIX в. могли казаться злободневными. Но, с другой стороны, извечный их характер помогает самим сюжетам пьес оставаться живыми и актуальными по сей день.

Последнее можно отнести также к драме Островского «Бесприданница» (год создания – 1878) — одной из бесспорных вершин творчества А.Н. Островского. Может быть, это лучшее его произведение.

Лариса — красивая девушка, за которой, однако, нет приданого (то есть жениться на ней, с точки зрения людей определенной психологии, было экономически «невыгодно», да и по понятиям того времени, попросту «не престижно» — кстати, такой же бесприданницей будет сделана Отрадина в «Без вины виноватых»).

В то же время Лариса явно не из тех, кто решал эту проблему, уходя в монастырь. В итоге она вызывает у мужчин, увивающихся вокруг нее и соперничающих, чисто плотский и циничный интерес. Впрочем, небогатого и не блещущего умом Карандышева, готового на ней жениться и считающегося ее женихом, она сама откровенно презирает.

Зато примитивно бьющего на эффекты Паратова с его «широкими жестами» Лариса по-девичьи наивно долгое время восторженно полагает «идеалом мужчины» и свято ему верит. Когда же он грубо обманул ее, она теряет почву под ногами.

Важно

Отправляясь на скандальную прогулку на катерах вместе с Паратовым, Лариса говорит дома на прощание: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Утопиться Ларисе, правда, не довелось — ее, успевшую запоздало разочароваться в «идеале мужчины», застрелил окончательно отвергнутый ею жених, жалкий Карандышев, чтобы она «не досталась никому».

Как резкое переключение со злободневной «современной» проблематики выглядит написание А.Н.

Островским пьесы-сказки «Снегурочка» (1873) — задуманной как феерия, но исполненной высокого символизма (перу Островского принадлежит также пьеса-сказка «Иван-царевич»). Тяга к символам вообще характерна для стиля Островского.

Даже названия его произведений либо напоминают пословицы («Не так живи, как хочется», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и др.), либо похожи на многозначительные символы («Гроза», «Лес», «Волки и овцы» и др.).

В «Снегурочке» изображено условно-сказочное царство берендеев — своеобразная фантазия на темы славянской мифологии. Сюжет народной сказки претерпел под пером мастера сложный поворот. Обреченная растаять с приходом лета Снегурочка успела узнать любовь, и ее гибель оказывается своего рода «оптимистической трагедией».

«Снегурочка» свидетельствует, конечно, не столько о глубоком фактическом знании автором славянской мифологии, старинной обрядности и фольклора, сколько об интуитивном проникновенном понимании их духа. Островский создал великолепный художественный образ славянской сказочной старины, вскоре вдохновивший Н.А.

Римского-Корсакова на его знаменитую оперу и позже неоднократно дававший толчок художественной фантазии других авторов (например, балет «Весна священная» И.Ф. Стравинского). В «Снегурочке», как и многих других пьесах («Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница» и др.

), на сцене звучат песни — подлинные народные или написанные в «народном духе».

Огромное значение А.Н. Островский придавал речевому колориту, проявляя себя сторонником того, что Достоевский именовал писанием «эссенциями».

Его персонажи обычно говорят, в обилии рассыпая словечки и обороты, призванные изображать язык определенной социальной среды, а также характеризовать личный культурно-образовательный уровень данного конкретного персонажа, особенности его психологии и сферу жизненных интересов.

Совет

Так, «прославился» в этом плане язык претенциозной и невежественной героини «Банкрута» Липочки, которая, например, упрекает мать: «Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон?». Мантилью она именует «мантельей», пропорцию «припорцией» и т.д. и т.п. Подхалюзин, за которого девушка выходит замуж, ей под стать.

Когда она, жеманясь, спрашивает его: «Для чего вы, Лазарь Елизарыч, по-французски не говорите?», тот отвечает без обиняков: «А для того, что нам не для чего». В других комедиях юродивого называют «уродливым», следствие «средствием», кадриль «кадрелью» и т. п.

А.Н. Островский — крупнейший русский драматург XIX в., давший национальному театру первоклассный репертуар, а русской литературе классические произведения, сохраняющие огромное художественное значение и для нашей современности.

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/tvorchestvo_ostrovskogo_a_n_obshhij_obzor/65-1-0-191

Своеобразие драматургии А. Н. Островского

Большинство выдающихся русских писателей, которые впервые выступили в литературе в 1840-е годы, обращались преимущественно к эпосу или лирике. Некоторые из них иногда пробовали силы также и в драматургии. Единственным писателем среди них, который посвятил себя драматическому творчеству, был Александр Николаевич Островский (1823-1886).

За сорок лет деятельности в области драматургического искусства он написал около 50 пьес разных жанров и стал создателем большого и высокохудожественного репертуара национального театра.

За исключением нескольких исторических пьес, написанных драматургом в 1860-е годы, все это были социально-бытовые пьесы, преимущественно комедии из купеческой, а также дворянской и чиновничьей жизни.

1. Идейно-художественное развитие Островского в 1840-е годы и его первая комедия

В предреформенные десятилетия Москва, где жил Островский, отличалась от официального и делового Петербурга патриархальностью дворянской и купеческой жизни. По роду службы отца, а затем и своей собственной службы в канцелярии «совестного», позднее «коммерческого» суда (свыше семи лет, до 1851г.

) начинаю- I щнй комедиограф мог хорошо разглядеть, что скрывалось под бытовой патриархальностью купцов, мещан, чиновников.

Перед ним обнаруживались «тайны» их семейной и имущественной жизни, обычно скрытые от постороннего взгляда, – обманы, спекуляции, хищения в торговле, вымогательства и взятки в канцеляриях, жестокость и деспотизм в домашнем быту и т. д.

Для выяснения идейных взглядов Островского в этот период большое значение имеет дневник, отражавший его путевые впечатления во время семейного переезда в приобретенное отцом имение Щелыково весной 1848 г.

В этом дневнике нашел ясное выражение незрелый, стихийный демократизм писателя, проявлявшийся в восприятии природы родной страны, труда, быта и искусства ее народа.

Обратите внимание

А вместе с тем в нем сказалось и сочувствие Островского всему национально-самобытному, патриархальному

1 Под «стихийным демократизмом» разумеется мировоззрение, основанное на глубоком сочувствии к угнетенным слоям общества и на враждебности к слоям привилегированным, но не отличающееся принципиальностью в осмыслении сущности социальных антагонизмов и перспектив развития общества.

Писатели, не обладающие такой принципиальностью, обнаруживали обычно неустойчивость в своих политических позициях. нравственно-бытовому складу русской жизни.

Красота природы, средней полосы России и северного Поволжья, лучшие черты национального характера ямщиков, хозяев постоялых дворов, бурлаков с их песнями, их физическое здоровье и красота, душевная простота и неиспорченность, расторопность и сметка – все это восхищает Островского, вызывает у него национально-романтические переживания.

Рекомендуем почитать ►

Тема пути в поэзии Блока

Выходец из зажиточной семьи разночинца, «ходатая по делам», молодой Островский на протяжении 1840-х годов идейно и творчески развивался довольно медленно.

От первой его повестушки «Как квартальный надзиратель пускался в пляс» (1843) до первых набросков «Банкрота» («Свои люди – сочтемся») прошло три года, а до первых публичных чтений этой большой комедии в начале 1849 г. – целых шесть лет. Но в 1847 г.

Островский напечатал без подписи небольшую комедию «Картина семейного счастья» и небольшую повесть «Записки замоскворецкого жителя», и это можно считать началом его творческого пути.

Островский не был непосредственным деятелем петербургской «натуральной школы» 1840-х годов, возглавляемой Белинским. Он не печатался ни в программных сборниках «школы», ни в «Современнике». Его первая большая комедия «Свои люди – сочтемся» была напечатана почти через два года после смерти Белинского.

Важно

И тем не менее уже в первых произведениях драматург по-своему откликался на программные требования передового литературного движения того времени.

Если новым творческим словом писателей, выступавших под знаменем Гоголя, был жанр «физиологического очерка», то об Островском можно сказать, что он явился создателем новой русской комедии – «очерковой» по композиции и «физиологической» по стилю.

Он выступил прежде всего с драматургической «физиологией» купеческой Москвы. При этом он явился писателем с уже сложившейся системой приемов комедийного изображения жизни, вполне соответствующей его содержанию. И далее Островский развивал эту систему.

Но для того чтобы все это как-то понять и оценить, нужны были определенные взгляды на общественную жизнь. В 1840-е годы в Москве оформлялась доктрина славянофильства, в «Москвитянине» печатались статьи Хомякова и Киреевских, К. Аксакова и Самарина, происходили их идейные столкновения с представителями передового движения, возглавленного Герценом и Грановским.

Все это могло оказать большое влияние и на молодого Островского. Но он не обнаружил тогда склонности к отвлеченным идеологическим проблемам. Закончив в 1840 г. гимназию, он два года состоял студентом юридического факультета Московского университета, слушал лекции Крюкова, Редкина, Грановского.

И все же в те годы, когда Островский складывался как художник, у него не было сколько-нибудь серьезных интересов к идеям боровшихся тогда течений. Такие увлечения возникали у него позднее, но никогда не были устойчивыми.

Недаром именно по отношению к Островскому Добролюбов указал на различие «миросозерцания» писателя и его «теоретических соображений».

Источник: http://www.getsoch.net/svoeobrazie-dramaturgii-a-n-ostrovskogo/

Ссылка на основную публикацию