Анализ рассказа «чудесный доктор» (а. куприн)

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн) | Литерагуру

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

История создания

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла.

Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо.

Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь.

Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух.

Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить.

Обратите внимание

О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника.

Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются.

Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве.

Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег.

Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

Темы

Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь.

Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь.

Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

Проблемы

А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом».

Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость.

Важно

В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

Смысл

Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается.

С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают.

И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

Чему учит?

Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям.

В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние.

Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

Совет

Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-chudesnyj-doktor-a-kuprin/

Анализ произведения Чудесный доктор Куприна

В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении, конец декабря – время предпраздничного переполоха. Все готовятся к Новому году. Покупают диковинные продукты.

И в этот мир изобилия и ярких огней, попадают бедные, голодные, изнеможённые и больные дети. Им хочется попробовать вкусные фрукты и  диковинные продукты. Они смотрят на всё жадными, голодными глазами.  Холодный ветер пронизывает их насквозь. Одеты они в старые, застиранные до дыр одежды.

Но, старший брат толкает младшего брата, и они продолжают путь домой. С отрицательным ответом. Швейцар прогнал их, не дав поговорить Внутренняя, душевная боль, подступившая внутрь при виде уставшей матери, больной сестры, разрывает уже не детскую душу.

Противоречие между миром богатых и бедных ранят их.

Семья долгое время голодает. Одна дочь умерла, другая долгое время болеет, так как семья не может купить лекарств. Отца выгнали с работы, потому, что он долгое время болел тифом. Каждый день, бедный Мерцалов ходит в поисках работы, но приходит ни с чем. Он пробовал просить милостыню. Но, получал в ответ нравоучительные слова, чтобы шёл работать.

И он решается на отчаянный поступок: покончить жизнь самоубийством. Он, не осознавая, что происходит вокруг, бродит и усаживается на лавочку. И тут рядом садится старичок. У него в руках подарки. Которые он показывает и рассказывает, что подарит их детям.

Отец начинает отчаянно кричать, что ему не до подарков и старичок внимательно выслушивает и помогает его семье.

В главной роли, данного произведения, выступает «пожилой доктор». Он словно добрый «Дедушка Мороз» одаривает дошедшую до отчаяния семью. Помогает лекарствами, оставляет деньги. А также говорит, что на следующий день придёт доктор и скажет, что дальше делать.

Обратите внимание

Добрый врач помогает бедным людям, не называя даже своего имени. Он вселяет в них надежду. После его появления жизнь налаживается. Историю рассказывает, теперь всем известный и богатый, порядочный банкир, бывший маленький, голодный  Гриша. Пережив страдания, он помогает бедным и не стыдится своего прошлого. А рассказывает людям.

Рассказ даёт нам возможность осознать: Какова доля страданий может попасть на семью, если болеет «главный кормилец». Жестокость и бесчувственность встречается и сейчас.

Мало людей, которые безвозмездно, не требуя ничего, взамен могут протянуть руку помощи. А ещё страшней видеть, как умирают ни в чём, ни повинные дети.

В наше время также можно увидеть, хотя очень редко «добрых людей», как Пирогов. И всё чаще, как швейцар.

Анализ рассказа Куприна Чудесный доктор

В 1897 году Александр Куприн проживал в Киеве. От знакомого банкира он услышал одну жизненную историю, произошедшую около тридцати лет назад.  И услышанная история натолкнула автора на написание рассказа «Чудесный доктор».

С самых первых строк Куприн демонстрирует, что произведение «не есть плод досужего вымысла». И это заставляет читателей постигать рассказ с интересом. Само название рассказа сразу же говорит нам, о ком пойдет речь, кто главный герой.

Автор в произведении описывает город накануне Нового года, это время праздничной суматохи. Горожане ведут подготовку к декабрьским праздникам, украшают дома и скупают разнообразные вкусности. Автор в произведении раскрывает перед читателем две стороны медали. Как граничит безмятежная, сытая жизнь с убогой и нищей. 

Куприн повествует о двух братьях из бедной семьи, которые долгое время голодовали. Они забрели на богатые улицы города. Прохаживаясь улицами с красивыми витринами и ярко украшенными домами. Они столкнулись с жестокостью со стороны богачей, которые гнали их прочь.

С обидой и разочарованием в душе дети возвращаются домой в убогий и мрачный подвал. В этом подвале они жили с матерью и отцом, с больной сестричкой и плачущим от голода младенцем. Глава семейства, Мерцалов, был беспомощным неудачником. Накануне праздника ничем не мог помочь своей семье. Осознавая это Мерцалов хотел облегчить свою участь и покончить собой, искавши умиротворение.

Читайте также:  Нужна ли человеку правда? (по пьесе горького «на дне»)

<\p>

Но всё кардинально изменила случайная встреча с врачом, который помог вылечить нездоровую девочку и заодно помог всей семье. Доктор Пирогов, для семьи Мерцаловых был как глоток свежего воздуха, луч солнца, озаривший их мрачное бытие.  И самое главное он зарождает в их душах надежду на лучшую жизнь.

Пожилой врач помогает бедолагам так бескорыстно, и даже не называя сначала своего имени.

Важно

Эту историю повествует тот самый голодранец, которому в своё время протянули руку помощи, а теперь он успешный банкир. Пройдя через все трудности, голода, холода, став успешным, он сам протягивает руку помощи бедным.

 Рассказом «Чудесный доктор» Куприн показывает такое человеческое качество ка милосердие, такое чистое и бескорыстное.

6 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/analiz-proizvedeniya-chudesnyj-doktor-kuprina-6-klass

Критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы (анализ, суть, смысл, идея)

А. И. Куприн

Трогательный рассказ “Чудесный доктор” был создан Куприным в 1897 году и с том же году опубликован в газете “Киевское слово”.
В этой статье представлена критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа).


Смотрите:
Все материалы по рассказу “Чудесный доктор”
Все материалы по творчеству Куприна
А. А. Волков:


“Напряженные поиски положительного начала, острое внимание к проблескам хорошего, доброго проявились… в ряде… произведений, созданных Куприным во второй половине 90-х годов.

Однако эти поиски положительного никогда не приводят его к примирению с действительностью, к утверждению или воспеванию сложившихся общественных отношений… Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру.

В рассказе «Чудесный доктор» изображена бедная семья, живущая в сыром подвале. Тут все обычно: отец без работы, больная девочка, голод, холод, уныние. Но вот бедняк Мерцалов случайно сталкивается с некиим стариком и рассказывает ему о своих страданиях.

Старик отправляется с бедняком в подвал, выписывает рецепт больной девочке и незаметно оставляет на столе несколько кредитных билетов. С этого дня все меняется к лучшему в семье Мерцаловых.

В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», неожиданно понявший, что надо дать какую-то радость и обездоленному. Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна.

Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души. Благотворитель в рассказе «Чудесный доктор» — светило русской медицины Пирогов.

(А.А.Волков, “Творчество А. И. Куприна”, 1962 г.)

В. Лилин:



“В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как “Чудесный доктор”, “Тапер”, есть отпечаток “благотворительного, рождественского жанра”, но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе “Чудесный доктор” является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе “Тапер” – замечательный пианист Антон Рубинштейн.”
(В.Лилин, “А. И.Куприн. Биография писателя. Пособие для учащихся”, 1975 г.)

Т. Л. Александрова:



“…многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил.”
(Т. Л.Александрова, “Александр Куприн”)


Это была критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа).


Смотрите:
Все материалы по рассказу “Чудесный доктор”
Все материалы по творчеству Куприна

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/06/kritika-chudesnyj-doktor-kuprin-otzyvy-analiz-sut-smysl-ideja.html

Сочинение Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Чудесный доктор соответствует традиции так называемых святочных или рождественских рассказов, которые выстраиваются по определенной структуре. В таком жанре рассказ ставит главных героев в трудные обстоятельства. Помимо этого довольно четко прослеживается моральный аспект, читателю понятно где располагается добро и зло, каким характером обладают герои.

Далее следует позитивная развязка, которая приводит к позитивному исходу сюжета, зачастую благодаря какому-то удивительному стечению обстоятельств. Чудесный доктор – даже само название немного намекает на жанр таких рассказов, так как содержит в себе слово чудо.

Композиция рассказа довольно проста и не содержит каких-либо реверсов, зацикливаний или чего-то подобно. Повествовательная канва свободно течет как речка с разными участками. Сначала мы видим праздничный и немного волшебный Киев, далее плавно «стекаем» ближе в сторону городской клоаки, фактически «утекаем» под землю в подвал к Мерцаловым.

Совет

Безусловно, многие беды этой семьи связаны с характером главы семьи, который не может противостоять жизненным обстоятельствам и не может существовать в этих трудных условиях. Он отправляется гулять и размышляет о том, чтобы оставить этот мир самостоятельно. Конечно, подобное поведение не внушает уважения, ведь у него остаются дети, о которых нужно заботиться.

Далее встречается доктор Пирогов, который отличается добротой и порядочностью. Он чутко может ощущать страдание другого человека и единственным вариантом видит тут – избавить другого от страдания. Собственно, этим посылом определяется и его профессия доктора, которая и заключается в том чтобы избавлять других от страданий.

В рассказе мы видим рождественское чудо, а также воспевание Куприным фигуры знаменитого хирурга Пирогова. Для развлечения такой рассказ вполне интересен, но для того чтобы сделать какие-то жизненные выводы не совсем пригоден.

Ведь некоторые люди, прочитавшие этот рассказ, будут также продолжать надеяться на какое-то чудо, помощь других людей, но ведь нужно понять, докторов Пироговых на всех не хватит и в этом мире вполне логично и актуально стараться становиться доктором для самого себя.

Вариант 2

Рассказ напоминает классический святочный со счастливым концом, но, по уверению автора, основан на событиях, которые произошли в реальности. С большой вероятностью можно утверждать, что Куприн не лукавил, так как, в произведении не содержится ничего неправдоподобного.

Семья Мерцаловых оказалась в ужасной нищете, из-за того, что Емельян (муж и отец) лишился работы вследствие болезни. Затем стали болеть его дети.

Пытаясь найти денег на лекарство и еду, глава семьи посылает своих детей просить помощи у знакомых и малознакомых людей и делает это сам.

Однако его усилия не увенчиваются успехом, никто не хочет помочь несчастной семье, а система социальной защиты в России конца девятнадцатого века находилась в зачаточном состоянии.

Емельян Мерцалов, дочь которого может умереть, вступает в разговор со случайным знакомым, встреченным им в городском саду.

Рассказ старика о купленных рождественских подарках вызывает вспышку ненависти у отчаявшегося человека. Однако и сам Мерцалов и его новый знакомый врач Пирогов смогли сдержаться и не дать конфликту разгореться.

Оба они сохранили в себе человеческие качества, которые оказались сильнее обиды одного и раздражения другого.  

Обратите внимание

Доктор Пирогов сохраняет спокойствие и просит рассказать своего собеседника о проблемах его семьи. Он видит сложность положения и без всякой просьбы идет помочь больной девочке. Врач, выступивший в роли благодетеля, не только не бесплатно ставит диагноз, выписывает рецепт и незаметно оставляет деньги, но принципиально отказывается назвать свое имя.

Он показан не просто приверженцем медицинской этики или лицемером, готовым жертвовать своим временем и деньгами рад и благодарности и повышения репутации. В его действиях также не прослеживается религиозная мотивация или следованием принципам абстрактного гуманизма.

Чудесный доктор оказался просто хорошим человеком, который помог попавшим в тяжелую ситуацию.

Мерцаловы также показаны с положительной стороны. Они не предпринимают чрезвычайных усилий, чтобы отплатить тем или иным образом за оказанное благодеяние. При этом они не просто приняли помощь, как должное, чувство искренней благодарности сохранилось на многие годы.

Описав реальную (или несколько приукрашенную историю) Куприн напомнил своим читателям о доброте и милосердии, о которых люди должны забывать, если не желают потерять человеческий облик.  

← Анализ рассказа Allez!
← Анализ рассказа Листригоны↑ КупринАнализ рассказа Юнкера →
Образ и характеристика Трилли в рассказе Белый пудель →

  • Сочинение Как я провел весенние каникулы
    Свои весенние каникулы я провёл очень интересно и весело. Большую часть моего отдыха составляли увлекательные экскурсии, поездки и прогулки с друзьями.<\p>
  • Сочинение Необычный день в школе 5 класс
    Мои дни в школе чаще всего проходят, в принципе, довольно однообразно, скучно и весьма заурядно: долгие уроки, коротенькие перемены, не всегда вкусный обед в школьной столовой и т.д. Но сегодня был особенный, яркий, веселый и запоминающийся день.
  • Характеристика и образы чиновников в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс
    В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.
  • Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение
    За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.
  • Про школу
    Школа – это, пожалуй, самый долгий и самый важный этап в жизни каждого человека. Мало кто любит вставать в 7 утра, учиться до ночи, делать домашние задания и писать контрольные работы.<\p>

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-chudesnyj-doktor

“Чудесный доктор”: анализ. Рассказ о том, как важно быть добрым :

А. Куприн писал истории не только о любви, но и о том, как важно оставаться добрым, человеколюбивым, и что нужно помогать другим людям. Это рассказ о том, что в жизни каждого есть место для чуда, которое может оказаться помощью и добрыми словами от другого человека. Ниже вы сможете познакомиться с анализом рассказа “Чудесный доктор”.

История написания

Анализ “Чудесного доктора” следует начать с того, что писатель в самом начале своего произведения просит читателя воспринимать эту историю серьезно. Потому что она не выдумка, а случай, произошедший на самом деле с одним знакомым Куприна.

https://www.youtube.com/watch?v=Xf4OApmPBEk

Это произведение было написано в 1897 году, когда писатель находился в Киеве. Банкир, с которым был знаком Куприн, рассказал эту рождественскую историю, которая произошла почти 30 лет назад.

Семья находилась на грани отчаяния: у них не было денег ни на еду, ни на огонь, и приходилось им ютиться в каморке. Когда заболела маленькая сестра рассказчика, родители просили помощи у более состоятельных людей, но им всюду отказывали. И когда глава семейства уже отчаялся, он встретил одного доктора. Доктора, который изменил всю их дальнейшую жизнь. Это был Пирогов Николай Иванович.

Те, кто был с ним знаком, отмечали, что он всегда был готов помочь ближнему, все делал бескорыстно и был очень добрым человеком. С его приходом в эту семью пришло счастье: жизнь их стала постепенно налаживаться. Эта добрая и волшебная история поразила Куприна, и он написал этот рассказ, который получился красивой рождественской историей.

Композиционные особенности рассказа

В анализе “Чудесного доктора” один из пунктов – это особенности композиции рассказеа. Все произведение построено на противопоставлении. В Рождество все покупают подарки, все дома сияют праздничными огнями, украшают елки, а витрины магазинов яркие, так и манят покупателей.

И всей этой обеспеченности и роскоши противопоставляется семья Мерцаловых. Им приходилось жить в каморке, у них не было денег для того, чтобы купить еду и огонь, не говоря о подарках. И вот на этом контрасте появление чудесного доктора кажется еще большим чудом в жизни этой семьи.

Также противопоставляются и герои произведения. Если глава семейства Мерцалов показан как человек слабый, который отчаялся настолько, что готов покончить с жизнью, то Пирогов Николай Иванович – сильный, добрый и деятельный человек. Именно он показал героям, что никогда не нужно терять веру в чудо и добрых людей.

Главная мысль

Анализируя “Чудесного доктора”, следует выделить главную мысль рассказа. А. Куприн хотел показать читателям, что такие человеческие качества, как доброта, милосердие, умение сопереживать и бескорыстие, стали очень редкими. Настолько, что они кажутся людям чудом. И на примере Пирогова Н. И. писатель показал, что одно доброе дело может изменить жизнь людей к лучшему.

Смысл названия рассказа

В анализе “Чудесного доктора” также нужно объяснить, почему рассказ так называется. Это связано не с каким-то волшебством, а с тем, что Пирогов Николай Иванович был удивительным человеком. Для него совершать добрые дела совершенно бескорыстно, стараться помочь ближнему было абсолютно естественно.

Пирогов Н. И. обладал такими качествами, которые высоко ценил в людях А. Куприн. Это человеколюбие, милосердие, сострадание, готовность помочь и поддержать человека. Эти качества стали очень редкими, и если они есть у человека – это настоящее чудо.

Это был краткий анализ “Чудесного доктора” Куприна. Недаром писатель отнес этот рассказ к жанру рождественских историй. Потому что особенно в Рождество сильна вера в чудо. И делать добрые дела нужно не только тогда, когда наступает этот праздник, но и каждый день. Ведь даже просто сказанное доброе слово может изменить жизнь человека к лучшему. И это и станет для него настоящим чудом.

Источник: https://www.syl.ru/article/377345/chudesnyiy-doktor-analiz-rasskaz-o-tom-kak-vajno-byit-dobryim

Куприн “Чудесный доктор” анализ произведения как сделать?

Давайте проанализируем прочитанный рассказ Куприна по универсальному плану, который состоит из 9 пунктов.<\p>

  1. Главная тема рассказа. В произведении “Чудесный доктор” рассказывается о встрече Мерцалова с неким господином, чудесным доктором, который помог его семье спастись от болезней и нищеты.
  2. Идейная направленность (что автор старался донести). Смысл этой истории показать людям чудодейственную силу сострадания и милосердия по отношению к обездоленным, нищенствующим, оказавшимся в плачевном состоянии людей. Порой не огромные деньги, а искреннее участие в судьбе кого-либо, способно совершить чудо преображения в человеке, который уже потерял веру не только в себя, но и вообще в жизнь, считая себя самым последним неудачником на земле.
  3. Место действия. События, происходящие в рассказе о семействе Мерцалова и встрече с Пироговым происходят в Киеве, где и сам писатель некоторое время жил.
  4. Кратко об основных событиях. Двое ребятишек рассматривают витрину гастронома, на которой в период рождественских деньков красуются кулинарные деликатесы. Но скоро сказочный мир отступает, разбившись о стекло, и они возвращаются в свою реальность, где отец остался без работы, мать и маленькая сестра больны, а они сами живут с постоянным чувством голода. Вернувшись домой, ребята вместе с мамой и сестрой ждут возвращения отца. Однако, когда тот возвращается, так и не найдя работы, то не может более выносить скорбных лиц своих родных и уходит вновь на улицу. Там его одолевают тяжелые мысли, и мужчина решает уже свести счеты со своей горестной жизнью, но ему встречается необыкновенный человек, который выслушав страстный монолог Мерцалова, тотчас велит везти его к больной девочке. В доме Мерцаловых чудесный человек делает девочке компресс, выписывает лекарства, дает дельные советы по уходу за ребенком и, оставляя несколько банкнот, покидает дом Мерцаловых. Скоро жизнь семьи налаживается.
  5. Все действующие лица. Главные герои: отец семьи – Мерцалов и доктор, его спасший – Пирогов. Второстепенные персонажи: два сына, одного из которых зовут – Гриша, их сестренка Маша, и мама (жена Мерцалова) – Елизавета Ивановна.
  6. Внимание (отношение) автора к духовному миру своих героев. Куприн сопереживает трагедии, которая разыгрывается в семье Мерцаловых. Однако, проводя главного героя до крайнего состояния, Куприн заставляет читателя подумать о том, что никакая нищета не вправе отказываться от долга перед семьей. Нельзя быть малодушным, надо продолжать бороться с обстоятельствами и верить в помощь людей. А вот доктором автор любуется, и мы восхищаемся вместе с ним, ибо открытость, искренняя заинтересованность в человеке и скромность – вот тот малый перечень добродетелей, коим наделен спаситель Пирогов.
  7. Какую роль играет описание пейзажей в рассказе? Цель автора подчеркнуть дополнительными картинами блеск или нищету разных сред обитания людей. Показать насколько разительны условия существования. Показать бездну, пропасть между богатством и бедностью. Неравность распределения благ, равнодушие и безразличие между людьми разных классов.
  8. Какова роль автора в этой истории? В целом, писатель показывает себя в роли летописца, который услышав сей интересный рассказ от Гриши, того самого мальчика, сына Мерцалова, который уже будучи взрослым творит добро по примеру своего спасителя, решил поведать миру о том, что рождественские чудеса мы можем творить сами, если будем чуть внимательнее и чутче относится к окружающим.
  9. Мое отношение к произведению. Захватывающая история, которая, то обнадеживает, то кидает в печаль, то снова воодушевляет, оставляя в итоге ощущение надежды на то, что в мире хороших людей гораздо больше, нежели бездушных, и что чудеса в жизни человека случаются.

система выбрала этот ответ лучшим Если предложить краткий анализ этому произведению, то можно предложить такой: Рассказ написан в 1897 году. История его создания – правдивая история, сюжет которой основан на реальных событиях, которые автору поведал его знакомый банкир в Киеве. Тема рассказа – доброта и милосердие, необходимость борьбы с безнадежностью и отчаянием оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Композиция рассказа построена на контрасте.<\p> В экспозиции описывается праздничное рождественское великолепие. Завязка рассказа, это тяжелое материальное положение семейства Мерцаловых. Кульминацией рассказа является тяжелое состояние здоровья дочери Мерцалова и её спасение доктором, случайно встретившийся в парке.<\p> Развязка произведения, это те изменения в лучшую сторону, которые в дальнейшем произошли в семье Марцепановых. Жанр произведения – рассказ, где-то напоминающий рождественскую сказку. Знаете ответ?

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3079401-kuprin-chudesnyj-doktor-analiz-proizvedenija-kak-sdelat.html

Анализ рассказов “Последний лист”,”Зелнаю лампа”,”Старик в станционном буфете”,”Чудесный доктор”

“Чудесный доктор”

Александр Иванович Куприн.

В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году.Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. После смерти мужа мать переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.

Чудесный доктор-этот рассказ основан на реальных событиях.

Жанр-рассказ.

 Два мальчика из семьи Мерцаловых рассматривают богатую витрину,потом бегут домой,они живут в сыром подвале.Мальчики носили письмо барину с просьбой о помощи,но швейцар выгнал их.Одна их младшая сестра умерла,вторая чажело болеет.Мама стирает богатым за деньги.Папа ищет работу.

Пока дети едят холодный борщ,отец бродит по городу.В парке к нему потсаживается господин,который рассказывает что он подарит своим детям.Их отец очень злится и рассказывает всё.Незнакомец оказывается доктором.Он осматривает больную Машу и помогает с едой и оставляет деньги.Вскоре их сестра выздоровела.

а дела семьи улучшились. 

Главные герои-семья Мерцаловых,доктор Пирогов.

Важно

Пейзаж-уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье.Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым,плачущим от сырости стенам,и к мокрым отрепкам,сушившимся на протянутой через комнату веревке,и к  этому ужасному запаху керосинового чада,детского грязного белья и крыс-настоящему запаху нищеты.

Автор вводит описание пейзажа чтобы показать как плохо жила семья и передать те чувства и эмоции которые они переживали каждый день в подземелье.

Тема-то что нужно помогать человеку в какой критической ситуации он ни был,потому что добро как бумеранг.

“Зелёная лампа”

Александр Грин.

Александр Грин (настоящее имя:Александр Степанович Гриневский).

Александр научился читать в 6 лет, первой его прочитанной книгой стали “Путешествие Гуллевера”. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. Воспитание мальчика было непоследовательным — его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра.
Жанр-рассказ/притча.
В Лондоне в 1920 году,зимой,на углу Пикадилли остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста.Они ужинали в дорогом ресторане.На улице они  наткнулись на лежащего без движений плохо одетого человека.Этот человек упал в обморок от голода. Беднягу звали Джон Ив.Он приехал в Лондон из Ирланлии .Стильтону было сорок лет.Он владел состоянием в двадцать милkионов фунтов. Испробовал все виды развлечений,он томился скукотой.Он предложил Иву выдать ему ежемесячно десять фунтов с условием,что “вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц,на втором этаже,с окном улицу.”Ив предложили каждый вечер зажигать лампу,прикрытая зелёным обажуром у себя в комнате.Джон Ив согласился. Стильтон хвастается Реймеру,что задешево купил дурака,который “сопьётся от скуки или сойдёт с ума”
 Прошло восемь лет.В больницу привезли пьяного,неопрятного старика,который сломал ногу.Это был Стильтон,который разорился и стал нищим.Над ним наклонился врач-это был Джон Ив.Джон предложил Стильтону работу.
Главные герои-Джон Ив,Стильтон и Реймер.
Стильтон и Реймер два хорошо одетых людей среднего возраста.
Джон Ив сирота.
Тема-то что не надо важничать и в жизни всё переменчиво как богатство,так и нищета.

“Старик в станционном буфете”

Константин Георгиевичь Паустовский.
Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье.Родословная писателя по линии отца связана с именем прославленного запорожского гетмана П.К.Сагайдачного.
Жанр-проза.

За столом сидела компания молодых людей, которая увлеченно обсуждала футбол. Юноши не заметили, как к ним подбежала собачка и начала просить кусочек бутерброда, которые они кушали. Собака, несмотря на запреты своего хозяина, продолжала заискивающе прыгать вокруг стола молодых людей.Один из сидящих посмотрел на животное, после чего оскорбил ее хозяина.

Его друг все же протянул собачке кусок колбасы, но так же не удержался от язвительных оскорблений в сторону пожилого мужчины, назвав его нищим старцем, который даже не может прокормить домашнее животное.Старик забрал свою собаку обратно и не принял угощения молодого человека. Он достал из кармана последние несколько монет и заказал у буфетчицы бутерброд.

Женщина, наблюдавшая за этой ситуацией, пожалела мужчину, и дала ему бесплатно еще один бутерброд, подчеркнув, что не обеднеет, если угостит маленькую собачку.Когда старик вышел на улицу, он накормил свою собачонку.

Смотря на то, как она жадно кушает, он горестно начинает корить ее за поведение, не произнося ни одного оскорбительного слова в адрес своих обидчиков. 

Главные герои-старик и его собачка,компания молодых людей и продавщица.

Старик был беден.

Пейзаж-был ливень,ситуация разворачивалась в маленьком городке Латвии.

Автор хотел подчеркнуть что пейзаж был очень тоскливый,унылый и серый.

Тема-автор хочет сказать нам о том, какими жестокими иногда бывают люди. Вместо того чтобы помочь обездоленному мужчине они принялись его оскорблять.

Идея-то что люди бывают разные и не надо оценивать их по внешности,т.к. у него может быть богатая душа.

“Последний лист”

О.Генри.

 Признанный мастер американского рассказа.. В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался своей тёткой по отцу, которая являлась владельцем частной школы. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке у дяди. Через три года уехал в Техас, пробовал разные профессии — работал на ранчо, разносил воду и горячие лепёшки, служил в земельном управлении.

Жанр-новелла.

Совет

Две девочки-художницы, Сью и Джонси, снимают комнату, под окном которой стоит огромное дерево. Одна из девочек тяжело заболела, она в отчаянии, не хочет бороться, придумала себе, что как только упадет последний осенний листок с дерева под окном, она умрет, лежит и тихонько ждет смерти.

А листок все не падает, не падает, не падает… Оказывается последний лист давно упал, как и должно было случиться, а сосед-художник, старик Берман, не очень талантливый, но очень добрый, нарисовал точно такой же лист в своей картине, простудился и умер.

Его первый и последний шедевр спас девочку, потому что она вдруг пошла на поправку.

О.Генри затрагивает две серьезные проблемы, первая из которых: никогда не сдавайся, борись за свою жизнь! Вторая проблема: искусство и доброта способны творить чудеса.

Главные герои-берман,Сью,Джоанна.

Тема- автор хочет сказать что нельзя терять надежду на лучшее, даже если она последняя.

<\p>

Выводы-все рассказы связывает поступки людей-все люди выбирают сами какие они будут в этом мире”отзывчивые и добрые”,”злые и глупые”,”быть подобным животным или с человеческим достоинством”Все эти рассказы связывают то что ты если в самой яме ты можешь из неё вылезти,благодаря силе воле и человеческому упорству или всё потерять и упасть на самое дно.

Источник: http://aleksandradanilina1234.blogspot.com/2015/05/blog-post.html

глава 2. гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. куприна «чудесный доктор» и «слон»

А.И. Куприн, по справедливому замечанию А.А. Волкова, является достойным продолжателем «гуманистических идей великой русской литературы XIX века»[]. Целью данной главы является анализ купринских рассказов «Чудесный доктор» и «Слон» в свете авторского гуманизма.

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (1897) основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла.

Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь.

Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» [15, т.1, с. 163](Здесь и далее в целях экономии места цитаты из рассказов А.И. Куприна будут оформляться в виде затекстовых ссылок. – А.К.).

После этого предварения начинаются собственно события рассказа. Перед нами двое голодных мальчиков, братьев, Гриша и Володя, которым поручено передать письмо для влиятельного лица: возможно, этот человек поможет трудоустроиться их отцу. Изголодавшиеся дети стоят перед витриной продовольственного магазина, мечтательно созерцают горы снеди, продуктов, которые недоступны для них.

С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых трудоустроиться, найти свою социальную нишу.

Братья подавив тяжелый вздох и кинув последний жадный взгляд на праздничные столы, огни возвращаются с нарядных улиц домой в подвал: «Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его – собственно подвал – был каменный, а верх – деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Обратите внимание

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты» [15, т.1, с. 164].

Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец:

« В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно.

Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок.

Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель» [15, т.1, с. 164].

Далее в рассказе появляется сам Мерцалов: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош . Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен , точно у мертвеца» [15, т.1, с.166 ].

Видя свою семью в таком состоянии, от безысходности Мерцалов уходит из дома. Его мучает мысль о том, что в праздничный вечер он не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство: «Вот лечь бы и заснуть, – думал он, – и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке.

Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» [15, т.1, с.

167].

На это ему так же оказывает влияние сама природа: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.

Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви.

Важно

Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины» [15, т.1, с. 167].

Но в самый неожиданный момент появляется главное действующее лицо рассказа – чудесный доктор: «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее.

Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» [15, т.1, с. 168]..

Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я…

а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел… Подарочки! » [15, т.1, с. 169]

Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» [15, т.1, с.

169] Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, “другой” жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню.

Совет

А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!» [15, т.1, с.

170]

Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, “праздничную” реальность – посредством доброго деяния чудесного доктора.

Эту историю автор услышал от одного из братьев Мерцаловых, который стал крупным сотрудником банка. И каждый раз вспоминая о чудесном докторе, он говорил со слезами на глазах: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось.

В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор – это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню.

Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» [15, т.1, с.171].

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. И самое главное в жизни – никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.

Следующий рассказ А.И. Куприна «Слон», несмотря на то, что писался для детского журнала, содержит серьезные проблемы общечеловеческого характера.

Обратите внимание

Прежде всего, это проблема любви к ближнему, которая решается в позитивном гуманном ключе, почти так же, как в рассказе «Чудесный доктор», где проблема милосердия решена писателем через образ доктора Пирогова, его можно рассматривать как своеобразный авторский идеал. В рассказе «Слон» основную идейную и художественную нагрузку несет на себе образ животного, слона.

Это своего рода открытие А.И. Куприна, поскольку о доброй, гуманизирующей силе анималистических образов в русской литературе говорится не часто. Представляется важным подробно рассмотреть это произведение. Рассказ состоит из 6 частей.

В первой части мы узнаем, что маленькая девочка по имени Надя сильна больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Даже во сне она видит что-то серое и скучное, как осенний дождик» [18,т.4, с. 399].

Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку. Она видит как волнуются за нее родители: «Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги.

Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит…

И кабинет от табачного дыма делается весь синий» [18,т.4, с. 399]. Но сама не понимает что с ней творится, ей все скучно.

В 3-й части вдруг девочка проснувшись утром захотела слона, что приснился ей во сне. Радостный отец быстро исполняет желание своей дочери, но этот слон был игрушечный: « большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков» [18,т.4, с. 400].

Надя с равнодушием смотрела на игрушечного слона, и не хотела огорчить отца: «Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез» [18,т.4, с. 400].

Важно

Не зная что делать, отец Нади уходит из дома, чтоб как-нибудь исполнить желание своей дочери

Далее в 4-й части идет разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе.

Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте.

Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.

В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые» [18,т.4, с. 405]. Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.

И наконец кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты – момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла.

Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть на что и животное отвечает ей взаимностью: «Она и ему протягивает руку.

Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются» [18,т.4, с. 405].

Так и играя весь день Надя с слоном засыпает около него. Утром проснувшись «бодрая, свежая и, как в прежние времена», она ищет слона Томми. «Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

– Передайте Томми, что я уже совсем здорова!» [18,т.4, с. 408].

Совет

Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади – это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне.

Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей.

Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок.

Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник.

И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак.

Обратите внимание

И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» А.И. Куприна получились добрыми , светлыми , наполненными безграничной любовью к детям.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/6637

Ссылка на основную публикацию