Сочинение: образ плюшкина в поэме «мертвые души»

Сочинение: Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь) | Литрекон

(382 слова) Образ Плюшкина в галерее помещиков, которых посещает Чичиков, занимает важное место. Изначально Н. В. Гоголь хотел создать поэму «Мертвые души», опираясь на «Божественную комедию» Данте, которая построена по принципу движения Ад-Чистилище-Рай. У автора была задумка преобразить героев и их нравы к концу произведения. Плюшкин олицетворял тот самый Ад.

Когда Чичиков въехал в поместье Плюшкина, его внимание привлекли выразительные детали: «эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз», «многие крыши сквозили, как решето», «окна в избенках были без стекол».

Ветхость, пустынность и упадок говорили о феноменальной скупости хозяина. Его крестьяне умирали особенно часто, потому что помещик ненавидел их и в каждом видел вора. Однако он был безразличен не только к судьбе крепостных, но и к себе. «Дряхлым инвалидом глядел сей странный замок», — отозвался ни о чьем-нибудь, а о господском доме Чичиков.

Барин показывал полное равнодушие к собственному жилью. Задуманное в два этажа, здание местами было одноэтажным; окна, невостребованные, закрылись или оказались заколоченными. Заброшенный сад оставался тем единственным элементом, который несколько оживлял мрачную картину запустения.

Обратите внимание

Все это выдает черты характера Плюшкина: чрезмерная экономность барина, жадность, скупость, подозрительность, корыстолюбие. Но эти пороки имеют обоснование. Степан Плюшкин, в прошлом рачительный хозяин, любил жену и детей, принимал гостей – всё находилось в изобилии, процветало. Но после смерти жены помещик стал подозрительнее, закрылся.

Одна из дочерей убежала со штабс-ротмистром, сын вопреки воле отца ушел на службу и, наконец, вторую дочь постигла участь матери – она тоже умерла. Опускаясь все больше и больше, Плюшкин постепенно превратился в «заплатанного», как его называют крестьяне между собой, или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось любви, а в уме – интереса к чему-либо, кроме стяжательства.

Старик был настолько жадным, что собирал даже мусор с дорог и прятал у себя. Эта крайняя степень человеческого падения спровоцирована подозрительностью и зацикленностью на материальных благах, которые так осуждает автор.

Плюшкин неслучайно занял место последнего продавца мертвых душ. Это самый отвратительный, безнравственный и пропащий человек, с которым пришлось столкнуться Чичикову, но в то же время он должен был преобразиться в следующих томах поэмы.

Считается, что Плюшкин — единственная, еще не умершая душа среди всех остальных помещиков, так как в его глазах мелькает огонек. Неслучайно же читатель видит подробную биографию героя (в отличие от остальных дворян).

Кроме того, существует версия: для того чтобы подняться, нужно опуститься на самое дно (куда и стремится Плюшкин), чтобы было проще оттолкнуться и преобразиться.

Многомудрый Литрекон рад предложить Вам краткое сочинение-рассуждение по литературе, но если Вам оно не подошло, напишите, пожалуйста, почему?

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-plyushkina-v-poeme-mertvye-dushi-gogol/

Яркий образ Плюшкина на страницах произведения “Мертвые души”

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

В поэме «Мертвые души» автор представляет нам целый ряд помещиков, живущих в соседних деревнях. Каждый из них занимает свое «достойное» место в этом сатирическом произведении.

Самый запоминающийся образ, на мой взгляд, это образ помещика Плюшкина, из которого скупость выжила все человеческие качества.

Жалкое впечатление производит все имение этого человека: начиная от деревенских домов его крестьян и заканчивая господским домом. «Какую то особенную ветхость заметил Чичиков во всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо, окна в них были без стекол, а иные заткнуты тряпкой…»

Важно

Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина. Господский дом тоже выглядел «дряхлым инвалидом».

Очень выразительно описал автор внутреннюю обстановка дома, который был превращен в настоящую свалку мусора: «На бюре лежало множество всякой всячины: куча исписанных бумажек, какая-то старинная книга в кожаном переплете, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресла, рюмка с какой-то жидкость и тремя мухами, кусочек сургучека, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами…» Автор делает вывод из этого описания: «Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…»

Подстать своему убогому жилищу выглядит и хозяин дома: «Лицо его не представляло ничего особенного, маленькие глазки еще не потухли и бегали, как мыши.

Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами нельзя было добиться и докопаться, из чего состряпан был его халат, полы его засалились и залоснились, назади вместо двух болтались четыре полы, из которых лезла хлопчаная бумага.

На шее у него тоже было повязано что-то такое, которое нельзя было разобрать…».

Одним словом, Плюшкин так грязен, оборван и неопрятен, что трудно разобрать, мужчина это или женщина.

А ведь было время, когда этот человек был просто бережливым хозяином, у него была жена, он имел семью и детей. Соседи с удовольствием заезжали к этому помещику в гости.

Но после смерти жены все в нем вдруг резко переменилось. Плюшкин стал беспокойнее, подозрительнее и скупее. Старшая дочь его тайно вышло замуж за военного и уехала, а младшая дочь умерла. Из-за своей жадности Плюшкин перестал интересоваться судьбой детей и на их просьбы о помощи всякий раз отвечал отказом.

Скупость и жадность помещика Плюшкина привели к полному перерождению его личности, сделали из этого человека «прореху на человечестве», скрягу, собирающего всякий хлам, от листка бумаги, ведра, старой подковы до ржавого гвоздя.

Совет

Хозяйство помещика тоже в полном упадке. Никто не хочет вести с Плюшкным дел, покупать у него товар. В результате – «сено и хлеб его гнили, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам и холстам страшно было притронуться: они обращались в пыль». А между тем сам Плюшкин все боялся умереть с голоду, пойти «на старости лет по миру».

Автор показывает, что этот человек убил в себе все живое, все хорошие качества, он испортил жизнь себе и окружающим.

В финале повествования о этом герое автор, предостерегая, призывает нас: «Забирайте с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»

Сочинения по теме:

  • Книга “Мертвые души”- описание жизни народа и помещиков сочинение
  • Владения и владельцы в описании Гоголя сочинение
  • Описание помещиков и их жизни в поэме Гоголя сочинение
  • Олицетворение Гоголем своих героев с разными характерами и личностями сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/yarkiy-obraz-plushkina-na-stranicah-proizvedeniya-mertvye

Характеристика Плюшкина (Мертвые души)

Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека. Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» – это персонаж, обделенный человеческими чертами, потерявший смысл появления его свет.

Внешность персонажа

Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:

  • Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.
  • Жесткие седые волосы, торчащие как щетка.
  • Бесчувственное и пошлое лицо.
  • Одежда героя вызывает брезгливость, на нее совестно смотреть, стыдно за человека, одетого в подобие халата.

Отношения с людьми

Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается. Много всего: дерева, посуды, тряпок.

Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником. Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.

В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:

Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.<\p>

Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.<\p>

Лицемерен.

Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.

<\p>

Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя.

Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.<\p>

Характер героя

Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.

Какие черты можно выделить в характере персонажа:

Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.<\p>

Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.

<\p>

Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.<\p>

Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью.

Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.<\p>

Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью.

Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает.

Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.

Отношение к родным

Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.

Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.

Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат.

800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.

Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.<\p>

Читайте также:  Сочинение по картине тропинина «кружевница» для 4 класса (кратко с планом)

У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства.

Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно». Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности.

Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

<\p>

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1389-harakteristika-plyushkina-mertvye-dushi.html

Сочинение «Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души»

В имении Манилова нас поражает нелепые претензии на изящество, в доме Коробочки – стремление отгородиться от мира и скрупулезная бережливость, в имении Ноздрева – разорение, у Собакевича – медвежья неуклюжесть и прочность вещей, которые здесь царствуют безраздельно, в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета. Запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, и о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». Картину «вымершего места» завершает «замок – исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах.Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь скорее всего намеренно называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью: «замок – исполин».

За/мок превратился в замо/к, наглухо заперший все живое.Кто же виновник этого страшного опустошения, омертвления? Его трудно отличить от его жертв: он грязен, оборван, сплющен. Эта искаженность, сплющенность так велики, что даже проницательный Чичиков «долго не мог распознать. Какого пола была фигура, баба или мужик».

Есть сравнение, которое господствует в этой главе, обнаруживая трагическую сущность судьбы Плюшкина.

Говоря о том времени, когда Плюшкин был бережливым хозяином и все в его доме «текло живо и совершалось размеренным ходом», Гоголь пишет: «Во все входил зоркий глаз хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно по всем концам своей хозяйственной паутины».

Когда Чичиков пошел в комнату Плюшкина, он заметил «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Паук запутался в своей паутине – и жизнь остановилась вокруг него, умерло время. Владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, становится нищим.

Скупость обратилась в расточительство.Плюшкин видит приближающуюся угрозу полного разорения и боится пойти «на старости лет по миру», но измениться не может.

Скупость выжила из его души не только все человеческие чувства, но и трезвый расчет; действовать он может только автоматически, не меняя ничего по существу, потому что внутренне мертв.

Обратите внимание

Гоголь с гневным недоумением описывает это бессмысленно вертящееся колесо скупости.

Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти. Человек убил в себе все живое и, и как паук, хотел бы затянуть весь мир омертвляющей сетью. Эта попытка страшна, ужасна.

Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-plyushkina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (первый вариант)

План

I. Поэма «Мертвые души» как сатира на российское общество.

II. Описание Плюшкина.

III. Кто такой Плюшкин?

Поэма «Мертвые души» задумывалась Николаем Васильевичем Гоголем как своеобразный безуспешный поиск положительного героя в современном писателю обществе. Форма повествования, изложенного в виде путешествия, подходила для этой цели как нельзя лучше.

Автор последовательно рассказывает читателю о типичных представителях помещичьего сословия той эпохи, а изрядная доля сатиры, добавляемая в описание того или иного персонажа, дает нам возможность понять, какими негативными качествами и характеристиками обладали эти типизированные, карикатурные образы.

Плюшкин – один из череды нелепых, неприятных и банальных образов. Он кажется неприятным не только благодаря своей фантастической жадности, скаредности, крохоборству, но и благодаря тому, что его внешность в силу такого, мягко говоря, «странного» отношения к жизни также стала карикатурной.

Он одет в какие-то лохмотья, старые и неопрятные, словно нищий на паперти, поэтому выглядит чрезвычайно неряшливо и странно. Другой персонаж поэмы, Чичиков, впервые увидев Плюшкина, даже не может сходу идентифицировать ни его возраст, ни его половую принадлежность, путая его с ключницей.

Причем автор подчеркивает, что уродливость характера Плюшкина является не врожденной, а приобретенной – сначала это был просто «крепкий хозяин», рачительный и бережливый – но еще не скопидом. Но со временем этот помещик попросту «свихнулся» на почве рациональности и бережливости, превратив эти качества в свою навязчивую идею.

Несмотря на богатство, накопленные за всю жизнь средства Плюшкин не живет в достатке – его дом поражает Чичикова ветхостью, жалкостью, старостью и неприбранностью.

Обстановка в доме – под стать его внешнему виду: везде грязно, по всему дому валяются целые кучи ненужного, бесполезного, старого барахла, которое Плюшкин подбирает по всей деревне и приносит в дом.

Важно

Деревня вокруг господского дома также несет на себе отпечаток натуры хозяина – дома в ней перекошенные и ветхие, отовсюду веет какой-то неустроенностью и нищетой.

Даже подписывая договор с Чичиковым, Плюшкин постоянно жалуется на расходы, ведет себя жалко, а диалог Чичикова с Плюшкиным оставляет неприятное «послевкусие» – настолько сильное отвращение способна вызвать человеческая скупость, мелочность, скаредность. По сути, Плюшкин представляет собой тип жадного и недальновидного помещика, который более всего беспокоится о собственном благосостоянии, и это беспокойство настолько гипертрофировано, что переходит практически в манию. Образ Плюшкина – это собирательный образ множества скупых, ограниченных, мелочных «хозяев жизни», рабов мелких страстей, которые так неприятны автору.

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (второй вариант)

План

I. Место Плюшкина в галерее образов помещиков.

II. Средства создания образа Плюшкина.

1. Имя героя.

2. Портрет.

3. Описание дома.

III. Души мертвые и живые.

Есть лица, которые существуют не как предмет, а как посторонние крапинки или пятнышки на предмете.

Н. В. Гоголь

Плюшкин завершает галерею помещиков в поэме «Мертвые души». Кого только не встретил Павел Иванович Чичиков на своем пути! Казалось, ничем его уже удивить невозможно. Но Плюшкин изумляет нашего героя в течение всего их недолгого разговора.

Как звали Плюшкина? Звали его Степаном: мы знаем, что дочь его носила имя Александра Степановна. Полное имя героя читателю неизвестно, да и все в округе его, кажется, забыли.

Встретившийся Чичикову мужик не возьмет в толк, о ком спрашивает его проезжий барин, а сообразив, о ком идет речь, воскликнул: «А! заплатанной, заплатанной!» – прибавив к этому определению «неупотребительное в светском разговоре» существительное.

Кажется, Плюшкин прячется от мира, маскируясь, буквально растворяется в нем. Чичиков видит «фигуру, которая начала вздорить с мужиком… Долго не мог он распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». На вопрос, где барин, «фигура» отвечает: «Нет дома». И в самом деле, Плюшкина трудно разглядеть в его удивительном жилище, как будто он не хозяин, а всего лишь часть захламленного дома.

Образ Плюшкина составлен как бы из отдельных фрагментов, создающих, как в мозаике, цельную картину. Как в доме Михаила Семеновича каждая вещь, казалось, заявляет: «Я тоже Собакевич!», – так и каждый предмет в доме Плюшкина создает образ своего хозяина.

Совет

Казалось бы, чего проще – назвать все, что видит гость, хламом! Но автор подробно описывает каждую ничтожную вещицу: вот стул, часы, шкаф, куча бумажек, пресс-папье, лимон, ручка кресла, картины, люстра… Все сор, дрязг, но все вместе рисует жилище странного человека, в душе которого тоже ведь когда-то было много прекрасных дум, чувств, где все давно умерло, превратилось в неузнаваемый хлам.

Но все ли умерло? Гоголь описывает лицо нашего героя: оно «не представляло ничего особенного… маленькие глазки еще не потухли и бегали… как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды,… высматривают, не затаился ли где кот». Нет, Плюшкин – не окончательно погибшая душа.

Мы видим: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось… какое-то бледное отражение чувства». И пусть этот отблеск души уподоблен автором неожиданному появлению на поверхность вод утопающего, – это все-таки признак жизни.

Плюшкин, «прореха на человечестве», оказывается, не самая мертвая из душ, изображенных в гоголевской поэме.

Потерявший человеческий облик, потративший жизнь на накопление богатств, превратившихся в прах, замучивший своих крепостных, ставший всеобщим посмешищем, отрекшийся от собственных детей из-за превратившейся в болезнь бережливости, он жив.

Он напоминает нам: сильны страсти, а человек слаб. В прах обратятся земные богатства, если не сможет человек сберечь главное свое сокровище: живую, бессмертную, вечно юную душу.



Источник: https://scribble.su/work/newest/25.html

Сочинение: Образ Плюшкина в поэме “Мертвые души”

Среди образов всех помещиков, которых посещает Чичиков, образ Плюшкина, несомненно, занимает очень важное место. Н.В.

Гоголь сначала хотел создать своё произведение по образу и подобию «Божественной комедии» Данте Алигьери. Оно стало бы таким же монументальным и было бы построено на движении из Ада через Чистилище в Рай.

Автор намеревался преобразить характеры и нравы героев к финалу произведения. Плюшкин же олицетворял самый низкий круг Ада.

Обратите внимание

Ещё до знакомства с хозяином Чичиков обращает внимание на «особенности архитектуры» его деревни: полуразвалившиеся постройки, пустые окна, дырявые крыши («эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз», «окна в избенках были без стекол»).

Все эти характерные черты разрухи и упадка указывали на чрезмерную, невероятную скупость Плюшкина. Крепостные в его деревне умирали очень часто, ведь их хозяин искренне ненавидел и в любом мужике видел разбойника. Он не заботился ни о крестьянах, ни о себе самом. Дом, в котором жил Плюшкин, был, по словам Чичикова, похож на «дряхлого инвалида» («Дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»).

Здание, являющееся вроде бы двухэтажным, во многих местах второго этажа не имело вовсе. Неиспользуемые окна заколачивались, лишние комнаты запирались. Обстановку немного оживлял давно забытый сад, но всё остальное в доме полностью отражало характер владельца. Скупость, граничащая с помешательством, подозрительность, скрытность – вот основные черты рассматриваемого героя.

Однако эти пороки не появились просто так, ведь когда-то давно герой был преуспевающим помещиком, радушным хозяином, у него была жена и дети. Но после этого на Плюшкина обрушилось несколько ударов, после которых от прежнего характера не осталось и следа.

Смерть жены и одной из дочерей, бегство другой дочери из дома, уход сына на службу вопреки воле отца – всё это ожесточило помещика, опустило его. Исчезновение из жизни Плюшкина всего, что было ему дорого, опустошило его душу. В ней не осталось ни способности любить, ни интереса к жизни, ни добродушия и гостеприимства. Господствующее положение заняла страсть к деньгам.

Герой дошёл до того, что стал подбирать с дорог мусор и прятать его у себя. Будучи зацикленным лишь на собственном обогащении, старый помещик потерял последние шансы вернуться к прежней жизни.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое счастье» по тексту бондарева

Гоголь помещает Плюшкина на место последнего помещика, которого посещает Чичиков. Его поведение показывает, как низко может опуститься человек, и в своей отвратительности он превосходит всех других помещиков. Но, по замыслу автора, именно Плюшкин должен был измениться к лучшему в следующих томах.

Ведь его душа ещё не полностью затухла, ведь в его глазах то и дело виден огонёк. Среди помещиков только Плюшкин имеет свою историю, которая показывает, как сильно он изменился.

Важно

Некоторый же придерживаются мнения, что Плюшкину легко будет поменяться к лучшему, ведь если опуститься на дно, можно будет оттолкнуться, поднимаясь вверх.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/460_obraz-plyushkina-v-poeme-mertvye-dushi-gogol/

Образ Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Среди всех помещиков образ Плюшкина – самый непритязательный и отталкивающий. Это, пожалуй, единственный из всех помещиков, в личности которого найти хоть одно мелкое положительное качество кажется подвигом.
<\p>

Характеристика личности Плюшкина

Со Степаном Плюшкиным читатель знакомится во время его солидного возраста. О его характере в молодости и причинах формирования тех или иных качеств, к сожалению, не известно ничего, поэтому читателям и исследователям не остается ничего кроме, как воспринять черты его личности как должное, особо не вдаваясь в подробности формирования его характера.

Отличительной чертой Плюшкина является его необычайная жадность и скупость. Такая характеристика его касается не только крестьян, но и ближайших родственников и даже себя лично.

Плюшкин – очень богатый человек, но он живет так, как будто бы у него нет ничего кроме того, что одето на нем.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете рассмотреть таблицу, где описаны образы и характеристики помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души”

Такого мнения о Плюшкине не только Чичиков, посетивший этого помещика, но и все окружающие. Собакевич крайне неодобрительно отзывается об этом помещике и даже не стремится скрыть свое раздражение и неодобрение его личностью: «Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему».

Плюшкин предвзято относится к офицерам – он считает, что все они бесчестные люди, спускающие все деньги за карточным столом и живущие в помощью лжи и обмана.Чем старее, тем беспокойней и подозрительней становится Плюшкин: во всем ищет подвох и обман, что значительно усложняет общение с ним.

Совет

Жизнь Плюшкина лишена смысла – большинство своих дел и действий он делает «потому, что так надо», у него нет никакой цели в жизни в результате его жизнь все больше и больше становится похожа на существование и ожидание смерти.

Степан Плюшкин – крайне негостеприимный человек, он не любит общаться с другими людьми, а гости раздражают его, даже если они приезжают по делу. Такое отношение он не скрывает и прямо говорит об этом приехавшему к его усадьбу Чичикову, как бы утверждая, что он не рад его приезду.
<\p>

Внешность Плюшкина

Плюшкин обладает необычной отталкивающей внешностью. Такое положение вещей связано не с его физическими данными, как, например, в случае с Собакевичем. Его неприятный внешний вид стал причиной игнорирования определенных гигиенических процедур и общего безразличия к своему внешнему виду.

Когда Чичиков впервые увидел Плюшкина, то долгое время пребывал в недоумении после увиденного, так как «такого он еще не видывал». Внешне Плюшкин напоминал что-то среднее между мужчиной и женщиной.

Он был очень тощий, лицо его не имело никаких отличительных элементов – оно было такое же тощее, как и его тело.

Предлагаем читателям ознакомиться с семьей Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

На лице особенно выделялся подбородок – он был очень заостренным и завернутым настолько, что время от времени приходилось его вытирать, так как во время разговора Плюшкин оплевывал подбородок.

Брови его были высоко расположены на лице, а глаза были непомерно маленькими, похожими на загнанных зверьков.

Брился Плюшкин очень редко – его подбородок «с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей».

Обратите внимание

Одежда Плюшкина также желает быть лучше. В первую очередь она не соответствует его гендерному аспекту – по ее внешнему виду сложно определить мужская она или женская. Состояние этой одежды просто ужасающее – она похожа на лохмотья однотонно грязного цвета.

В целом костюм Плюшкина сложно разделить на элементы – он кажется сплошным куском лохмотьев: «никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».
<\p>

Семья и трагические перемены в личной жизни

Образ Плюшкина – это один из тех образов, о семье и прошлом которого мы знаем больше всего (о прошлом других помещиков и их семьи мы можем догадываться только из намеков).

Судя по всему, Плюшкин никогда не отличался особой гуманностью и жизнерадостностью, но семейная жизнь необычно преобразила этого человека. Скорее всего, жена Плюшкина имела на него большое влияние и держала его в рамках.

Однако такое положение вещей не длилось вечно – после смерти жены, негативные качества характера Плюшкина стремительно начали развиваться – и он стал абсолютно негативной личностью. После смерти жены у Плюшкина осталось трое детей – сын и две дочки. Младшая дочка умирает совсем маленькой.

С другими детьми отношения у Плюшкина не заладились – вскоре оба ребенка покидают родительский дом. Дочка – Александра – выходит замуж без благословения отца, а сын сбегает в армию. С сыном у Плюшкина утрачивается всякая связь, возможно, его уже нет в живых.

С дочерью Александрой Плюшкин периодически общается, но назвать это полноценным общением невозможно – Плюшкин недоброжелательно и негостеприимно принимает дочку и ее детей, хотя простил ее за такой неблагочестивый поступок.

В целом же «человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине» и он остался в гордом одиночестве не только в своем большом доме, но и в обществе в целом.
<\p>

Усадьба Плюшкина

Исходя из такого описания внешности и характера Плюшкина, ждать отлично обустроенной усадьбы – пустое дело. И на практике это его раз доказывается. Плюшкину жалко материала для ремонта построек и строительства домов крестьян, поэтому все его постройки выглядят унылыми развалинами.

В целом же усадьба Плюшкина обширная и большая – в деревне живет много крепостных, но полноценной их жизнь нельзя назвать. В то время, когда хозяйство Плюшкина процветало, в деревне действовало две церквушки, но на момент повествования обе они не действуют и находятся в запустении.

Когда жена Плюшкина была жива, хозяйство Плюшкина процветало – крестьяне усердно работали и приносили значимый доход. После смерти жены все остановилось – крестьяне по привычке занимаются выращиванием различных культур, но они никуда не сбываются и поэтому сгнивают.
<\p>

Дом Плюшкина

Дом Плюшкина имеет такое же унылое состояние, как и все в имении этого помещика. Раньше его дом был светлый и красивый. Здесь раньше часто бывали гости, а дом полон был веселья, но со временем дом становился все больше ветхим и запустелым.

«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно.

Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера*, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски».

Дом давно не ремонтировался – природные явления и время значительно разрушили его структуру и заметно ухудшили общее состояние.

Важно

Все окна в доме Плюшкина закрыты и свет проникает только в два окна – кабинет и спальню самого Плюшкина.

Состояние внутри дома мало чем отличается от внешнего облика – из-за темноты Чичикову не удалось подробно рассмотреть детали, но общее впечатление было не радужное – дом Плюшкина напоминал нежилой дом.

В кабинете Плюшкина царит беспорядок, все вещи лежат вперемешку с мусором. Старые вещи, даже если они были неисправны и вряд ли могли быть отремонтированы все равно не выбрасываются, а складируются по углам комнаты.
<\p>

Сад и его значение в поэме

Единственным жизнерадостным местом в усадьбе Плюшкина является сад. Расположенный за домом, он олицетворяет величие и силу природы.

Как и за всеми вещами в поместье Плюшкина, за садом никто не ухаживает и он постепенно пришел в запустение, но все еще выглядит величественно и красиво: «зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев.

Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица».
<\p>

Отношение к крестьянам и состояние крестьянских домов

У Плюшкина наибольшее число крепостных, по сравнению со всеми остальными помещиками – около тысячи. У Плюшкина крайне негативное отношение к крестьянам независимо от их отношения и качества работы.

Плюшкин считает, что крепостные постоянно обкрадывают его и поэтому очень скептически и придирчиво относится ко всем своим сбережениям.

Он настолько запугал своих крестьян, что они боятся что-либо брать без спроса, даже если это необходимые для жизни вещи: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить».

На складах Плюшкина большинство продовольствия пропадает и после просто выбрасывается: «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль», но использовать даже немного испорченные продукты также крестьянам нельзя.

Дома крестьян похожи на руины и с трудом представляется, как люди могут жить в таких домах. Из-за плохого состояния жилья и еды крепостные часто болеют и умирают. Много из них сбегают он своего нерадивого хозяина в поисках лучшей судьбы. В списке «мертвых душ» Плюшкина числиться 200 человек, что значительно превышает численность «мертвых душ» остальных помещиков.

Таким образом, личность Плюшкина крайне непритязательна и отталкивающая. Исходя из фрагментарных воспоминаний, в молодости он был хорошим помещиком и вполне милым человеком. Однако смерть жены его полностью преобразила – постепенно все его хорошие черты исчезли и заменились негативными качествами.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-obraz-plyushkina.html

Образ Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» (вариант 3)

«Мертвые души»

«Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира «деятельности безделья» Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич.

Читайте также:  Смелость – это сопротивление страху

Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей «общественного характера», как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и их социальному и политическому строю. Плюшкин – это самоотрицание деятельности, преследующей какие-либо реальные цели.

Это переход действия в свою противоположность – антидействие.

«говорящей», стала нарицательным именем для людей, страдающих болезненной страстью накопительства.

Уже на пороге имения Плюшкина Чичиков встречает крестьян, очень точно охарактеризовавших этого помещика: «заплатанной, заплатанной!» Село Плюшкина представляет собой довольно жалкое зрелище: ветхие деревенские строения, избенки без стекол, некоторые из которых заткнуты тряпкой или зипуном. Имение помещика поражает воображение своей убогостью: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно».

«совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».

Таким же невыразительным было и лицо помещика: «оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков». Его глаза служили исключительно практическим целям: «высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух ».

Совет

Авторское сравнение глаз Плюшкина с маленькими хитрыми мышками становится понятным, когда мы узнаем больше о его жизни.

эти бесчисленные запасы никогда не употреблялись. Кроме того, Плюшкин ходил каждый день по улицам деревни, заглядывая под мостики, перекладины, и все, что попадалось ему на глаза (глаза-мышки), тянул домой, будь то старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок.

Мужики, увидев Плюшкина на улице, говорили: «Вон уже рыболов пошел на охоту!» Жадность Плюшкина распространялась и на потерянную офицером шпору, и на забытое какой-нибудь бабой ведро у колодца.

«Рачительный» хозяин Плюшкин в своей комнате «подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко».

«потчевал» Чичикова, совершенно незнакомого человека. Обычно человек осознает свои недостатки и стремится не демонстрировать их окружающим, тем более незнакомым.

Иногда мы долгое время общаемся с человеком, но даже не можем представить, какие качества скрываются под личиной его «доброты» и «вежливости».

Какие вздорные и бессмысленные разговоры ведет Плюшкин! Наш герой Чичиков шокирован, он искренне радуется возможности отказаться выпить «славный ликерчик», в который, по словам Плюшкина, « козявки и всякая дрянь было напичкалась…».

«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства…» Автору безвозвратно минувшие годы дороги тем, что тогда у него был свеж, остр детски любопытный взгляд, от которого ничто не ускользало.

Кого бы ни увидел юный путник, он мысленно уносился за каждым в его бедную жизнь, желая угадать, каков человек, какова его жизнь.

Заканчивается воспоминание о прошлом грустным признанием, которое звучит, как скорбь о человеке, гибнущем как личность в оковах пошлости. Не так ли погиб Плюшкин?

Много лет назад он был просто бережливым хозяином, прекрасным семьянином. « Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виденум». Везде в господском доме был порядок: дети ухожены и веселы, хозяйка славилась хлебосольством.

Обратите внимание

Но вскоре добрая хозяйка умерла, и все заботы перешли на самого Плюшкина. На старшую дочку он рассчитывать не мог: она без разрешения батюшки вышла замуж и убежала со штабс-ротмистром. Сын также не оправдал надежд отца: вместо спокойной чиновничьей жизни он выбрал военную службу.

Младшая дочь, оставшаяся с отцом в доме, умерла. Таким образом, Плюшкин «очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств ». Сытая жизнь стала толчком к развитию скупости: детям было отказано в денежном довольствии.

Постепенно старик начал забывать, сколько у него чего было, помнил только, в каком месте в шкафчике у него стоял графинчик с ликером, «на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил ».

мужество, все человеческие качества и порывы: «Не оставляйте их на дороге, не подымите потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость!» На одно мгновение во время разговора с Чичиковым о знакомых в Плюшкине просыпаются человеческие эмоции: «на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч».

Но это был лишь проблеск: «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и еще пошлее». С одной стороны, Плюшкин вызывает жалость: старость наложила на него свой жестокий, безысходный отпечаток.

На это и указывает автор в размышлениях об ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» – но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой старости».

Но с другой стороны, ужас леденит сердце, когда представишь, что в руках этой «бесчеловечной старости» оказались судьбы тысячи ни в чем не повинных людей. Подчиненные злой волей Плюшкину, они должны были выносить на своих плечах чужую душевную болезнь.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/3/2770.htm

Школьные сочинения

Р’ РїРѕСЌРјРµ Гоголя «Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель РјРёСЂР° «деятельности безделья» Манилов, картежник Рё лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый Рё настойчивый РІ преследовании своей выгоды Собакевич. РќРѕ образ Плюшкина предстает как отрицание всех Рё всяческих разновидностей «общественного характера», как РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ истории всем перечисленным выше дельцам Рё РёС… социальному Рё политическому строю. Плюшкин – это самоотрицание деятельности, преследующей какие-либо реальные цели. Это переход действия РІ СЃРІРѕСЋ противоположность – антидействие.

В первую очередь, необходимо отметить, что сама фамилия, которая является «говорящей», стала нарицательным именем для людей, страдающих болезненной страстью накопительства.

Уже на пороге имения Плюшкина Чичиков встречает крестьян, очень точно охарактеризовавших этого помещика: «заплатанной, заплатанной!» Село Плюшкина представляет собой довольно жалкое зрелище: ветхие деревенские строения, избенки без стекол, некоторые из которых заткнуты тряпкой или зипуном. �мение помещика поражает воображение своей убогостью: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно».

Первое знакомство Чичикова СЃ Плюшкиным было Рё смешным Рё печальным одновременно. РЎ первого взгляда Чичиков вообще РЅРµ РјРѕРі понять, кто перед РЅРёРј, – мужчина или женщина.

На фигуре бесполого существа было платье «совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Таким же невыразительным было и лицо помещика: «оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков». Его глаза служили исключительно практическим целям: «высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух ». Авторское сравнение глаз Плюшкина с маленькими хитрыми мышками становится понятным, когда мы узнаем больше о его жизни.

Плюшкин был довольно богатым помещиком, владельцем более тысячи душ. Его кладовые были доверху наполнены хлебом, мукою, зерном, множеством холстов, сукон, овчин, высушенной рыбой, овощами и т. д.

, но все эти бесчисленные запасы никогда не употреблялись.

Кроме того, Плюшкин ходил каждый день по улицам деревни, заглядывая под мостики, перекладины, и все, что попадалось ему на глаза (глаза-мышки), тянул домой, будь то старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок. Мужики, увидев Плюшкина на улице, говорили: «Вон уже рыболов пошел на охоту!» Жадность Плюшкина распространялась и на потерянную офицером шпору, и на забытое какой-нибудь бабой ведро у колодца. «Рачительный» хозяин Плюшкин в своей комнате «подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко».

Плюшкин находился в состоянии душевной болезни, о чем говорит и то, как он встречал и «потчевал» Чичикова, совершенно незнакомого человека.

Важно

Обычно человек осознает свои недостатки и стремится не демонстрировать их окружающим, тем более незнакомым.

�ногда мы долгое время общаемся с человеком, но даже не можем представить, какие качества скрываются под личиной его «доброты» и «вежливости».

Какие вздорные Рё бессмысленные разговоры ведет Плюшкин! Наш герой Чичиков шокирован, РѕРЅ искренне радуется возможности отказаться выпить «славный ликерчик», РІ который, РїРѕ словам Плюшкина, В« РєРѕР·СЏРІРєРё Рё всякая РґСЂСЏРЅСЊ было напичкалась…В».

Возвращаясь Рє началу главы, РјС‹ читаем: «Прежде, давно, РІ лета моей юности, РІ лета невозвратно мелькнувшего моего детства…В» Автору безвозвратно минувшие РіРѕРґС‹ РґРѕСЂРѕРіРё тем, что тогда Сѓ него был свеж, остр детски любопытный взгляд, РѕС‚ которого ничто РЅРµ ускользало. РљРѕРіРѕ Р±С‹ РЅРё увидел юный путник, РѕРЅ мысленно уносился Р·Р° каждым РІ его бедную жизнь, желая угадать, каков человек, какова его жизнь. Заканчивается воспоминание Рѕ прошлом грустным признанием, которое звучит, как СЃРєРѕСЂР±СЊ Рѕ человеке, гибнущем как личность РІ оковах пошлости. РќРµ так ли РїРѕРіРёР± Плюшкин?

Много лет назад он был просто бережливым хозяином, прекрасным семьянином. « Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виденум».

Везде в господском доме был порядок: дети ухожены и веселы, хозяйка славилась хлебосольством. Но вскоре добрая хозяйка умерла, и все заботы перешли на самого Плюшкина.

На старшую дочку он рассчитывать не мог: она без разрешения батюшки вышла замуж и убежала со штабс-ротмистром .

Сын также не оправдал надежд отца: вместо спокойной чиновничьей жизни он выбрал военную службу. Младшая дочь, оставшаяся с отцом в доме, умерла.

Таким образом, Плюшкин «очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств ». Сытая жизнь стала толчком к развитию скупости: детям было отказано в денежном довольствии.

Постепенно старик начал забывать, сколько у него чего было, помнил только, в каком месте в шкафчике у него стоял графинчик с ликером, «на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил ».

РљРѕ времени встречи СЃ Чичиковым Плюшкин дошел РґРѕ черты крайнего убожества, поэтому столь отчаянно звучит авторский призыв Рє юноше забирать СЃ СЃРѕР±РѕР№ РІ путь, выходя РёР· юношеских лет РІ СЃСѓСЂРѕРІРѕРµ ожесточающее мужество, РІСЃРµ человеческие качества Рё порывы: «Не оставляйте РёС… РЅР° РґРѕСЂРѕРіРµ, РЅРµ подымите потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость!В» РќР° РѕРґРЅРѕ мгновение РІРѕ время разговора СЃ Чичиковым Рѕ знакомых РІ Плюшкине просыпаются человеческие эмоции: «на этом деревянном лице РІРґСЂСѓРі скользнул какой-то теплый луч». РќРѕ это был лишь проблеск: «лицо Плюшкина вслед Р·Р° мгновенно скользнувшим РЅР° нем чувством стало еще бесчувственнее Рё еще пошлее». РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Плюшкин вызывает жалость: старость наложила РЅР° него СЃРІРѕР№ жестокий, безысходный отпечаток. РќР° это Рё указывает автор РІ размышлениях РѕР± ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, РЅР° могиле напишется: «Здесь погребен человек!В» – РЅРѕ ничего РЅРµ прочитаешь РІ хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой старости». РќРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, ужас леденит сердце, РєРѕРіРґР° представишь, что РІ руках этой «бесчеловечной старости» оказались СЃСѓРґСЊР±С‹ тысячи РЅРё РІ чем РЅРµ повинных людей. Подчиненные злой волей Плюшкину, РѕРЅРё должны были выносить РЅР° СЃРІРѕРёС… плечах чужую душевную болезнь.

Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Образ Плюшкина РІ РїРѕСЌРјРµ Гоголя «Мертвые души» . Это нужно, ведь РЅРµ потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-1479.htm

Ссылка на основную публикацию