Анализ стихотворения ф. и. тютчева «весенние воды»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.

Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времен года предстает во всей своей первозданности.

Обратите внимание

Способность выразить словами все то, о чем шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр.

Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Основная идея стиха – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется все. Описывая происходящие в окружающем мире процессы, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней.

Так, несмотря на то, что снег в полях еще лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости.

Очень скоро молодая весна придет и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления, вызывает в сердце человека радость.

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Важно

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец пейзажной лирики, которую так любил Тютчев.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально видают в воздухе. Перекрестная рифма способствует усилению этих ощущений.

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/vesennie-vody.html

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» | Литерагуру

Фёдор Иванович Тютчев — великий русский лирик и один из самых ярких представителей золотого века поэзии. Произведения поэта находят отклик в сердцах современных читателей, ведь все они проникнуты глубокой духовностью. Главное в представлении творца — человек, природа и их взаимосвязь.

Тютчевские пейзажи проникнуты особенной энергетикой, природа в них — это единый организм, живой и вечный. В этом организме происходят циклические процессы, постоянное движение, представленное сменой времен года, дня и ночи, солнца и луны – все это лишь мгновения его жизни. В стихотворении «Весенние воды» Ф.

Тютчев описывает одно из таких мгновений.

История создания

Больше 20 лет своей жизни Фёдор Иванович Тютчев провел в Германии, и именно он впервые познакомил Россию с великим Генрихом Гейне, занимаясь переводом его произведений на русский язык. Наблюдая за природными пейзажами Баварии, поэт находил гармонию в себе, в них же черпал вдохновение.

Как известно, Ф. Тютчев с особым трепетом относился к весне и написал целый цикл лирических произведений про это время года. Стихотворение «Весенние воды» поэт создает в 1830 году в Мюнхене, вдохновившись пейзажами Баварии. В этом произведении он невероятно точно передает атмосферу прихода весны, радостного оживления природы в период оттепели.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Размер, в котором оно написано – четырехстопный ямб. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. Данное произведение имеет перекрестную рифму.

«Весенние воды», как и вся тютчевская лирика, относятся к романтизму. В данном произведении весна преображает мысли лирического героя, и направляет силы всего живого на пробуждение ото сна после холодной зимы.

Образы и символы

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя  стремительность, и приносят некую радость обновления:

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Темы и настроение

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений.

Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения.

Совет

В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой,  мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Смысл

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в жизни каждого из нас есть этот весенний период. Бывает ситуации, после которых человека покидают жизненные силы, душа словно покрывается льдом и становится черствой. Но, несмотря на любые невзгоды, в сердцах людей рано или поздно наступает весна, приносящая за собой бодрящий «хоровод майских дней» и радостное ликование.

Идея произведения Ф. Тютчев связана со временем, связью прошлого и будущего. Ничто не может остановиться в пространстве, во вселенной всегда происходят изменения. Бегущие ручьи, глашатаи весны, олицетворяют наступление будущего, влекущего за собой много радостных событий.

Средства художественной выразительности

Ф.

Тютчев, с присущим ему талантом тонко чувствовать мир природы, мастерски создает образ весны через такие эпитеты, как «румяный» и «светлый», ведь именно в весенний период природа начинает играть яркими красками, появляется больше солнечных дней. «Тихие, теплые майские дни» обозначают гармонию. Последовательность метафор от «сонного брега» до «хоровода дней» описывает эмоциональное состояние человека, пробуждающегося от состояния апатии или грусти.

Для придания динамичности и ощущения постоянного движения, поэт использует олицетворения «весна идет», «воды бегут», «они гласят», для усиления используются повторы.

В стихотворении также можно наблюдать аллитерацию звука ш, с, б, г, помогающую читателю воспроизвести картину потоков бегущей воды и господства теплых весенних дней.

Скорый приход весны передают такие приемы, как нарастание интонации и восклицательные знаки.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-vesennie-vody/

«Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.

Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи.

Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла.

Обратите внимание

Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение.

Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят).

Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны.

Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание.

Важно

Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева

  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева

  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Весенние воды»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Источник: https://goldlit.ru/tutchev/389-vesennie-vodi-analiz

Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану

Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей, только где-то виднеются белые комки не растаявшего снега.

Тютчеву очень нравилась весна, в его стихотворении можно увидеть радость и душевную доброту. Когда он писал первые строки, он находился на чужой земле. Поэт мог отметить, что приход весны за границей ничем не отличается от родной земли.

В его строчках можно увидеть, как пробуждаться земля после долгой зимней спячки, как начинает зеленеть трава и по речке плывет первый лед. Все уже знают о приходе золотоволосой красавицы, но продолжают бить в колокола.

Это можно увидеть в его строчках:

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!

Эти строчки наполнены весельем. Дух красавицы заполнил деревни и родную матушку Землю. Писатель владел поразительным талантом замечать всевозможные перемены природы.

По этой причине его пейзажная чувствительность настолько изобильна метафорой, которая дает возможность воспроизвести поразительную в своей красоте и первозданности картину времен года. Его любимой порой года была зима.

Белоснежное полотно, укрывающее землю, всегда его радовало. Поэтому поэт очень бережно относится к теме перехода, с грустью он пишет о пробуждении новой жизни.

Данное чувство писатель наиболее предпочитал, думая, что весна считается знаком юности. Она неугомонна и беспокойна согласно собственной сущности, и данное волнение постоянно побуждало у создателя простую печаль и понимание этого, что его юность осталась в прошлом, и ему остается только наслаждаться весною, которая торопится войти в собственные полномочия.

Анализ стиха 2

Анализируя стихотворение Тютчева “Весенние воды”, можно увидеть творчество известного автора и писателя. Здесь присутствует сразу два мнения. Первое мнение, это радость о наступившей весне.

Весна всегда приносит много ярких и радостных впечатлений. Первый звон прилетающих птиц, теплые и согревающие лучи солнца, первые цветы и многое другое.

Как такое чудо природы может быть грустным? Второе мнение совсем отличается от первого.

Совет

Автор очень любил зиму, и если читатель этого не знал ему кажется все просто сказочным и удивительным. Но это не так, зима уходит и уступает свое место весне, это грустно для Тютчева. Зима его чарует своей красотой и белоснежностью.

Все кругом усыпано белым полотном снега, с небес на землю падают маленькие снежинки, а сам человек может наблюдать за всем этим удивительным чудом сидя дома у камина. Тютчеву очень нравилось всматриваться в даль и писать свои шедевры.

Но все не вечно, даже времена года. За каждой зимой идет весна, а за осенью снова зима. Автор это понимал и старался как можно ярче описать данное событие.

Весна вдет, весна идет. Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед.

В этих строчках можно увидеть много радости и тепла, которое излучает само творчество поэта. Каждый сам для себя выбирает личное мнение и анализирует его по-своему.

Анализ стихотворения Весенние воды Тютчев

Федор Иванович Тютчев – один из самых известных и величайших русских поэтов. В своем творчестве он раскрывал множество тем, одна из которых – мир природы. Автор видел в ней свет, божественную силу, жизнь.

То, что для других поэтов выступало как художественное олицетворение, Тютчев видел в этом веру в загадочную жизнь. Природа в поэзии Федора Ивановича наполнена настоящей жизнью: она переживает, грустить, словно как человек.

Автор также относится с непониманием к людям, которые не ценят такой невероятный дар.

К пейзажной лирике Тютчева относится и стихотворение «Весенние воды», которое автор написал в 1830 году. Мы видим прекрасную картину ранней весны. Мы чувствуем ту свежесть, тепло, которое дарит нам эта замечательная пора.

Природа просыпается после долгой, холодной зимы. Быстрый поток весенних вод символизирует окончательное пробуждение, они являются предвестниками весны. Их появление изображается очень динамично и живо.

Весенние воды весело протекают везде, звенят, шумят, наполняя жизнью и энергией все вокруг.

Как уже было сказано раннее, стихотворение относится к пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева. Произведение написано четырехстопным ямбом, а также с перекрестной рифмовкой.

Обратите внимание

Автор использует различные средства выразительности, к примеру, эпитеты(«румяный», «светлый», «теплый»), олицетворения(«весна идет»), различные метафоры, повторы.

Федор Иванович Тютчев также использовал аллитерацию, которая позволила ощутить читателю стремительные, бегущие весенние воды.

Сам Тютчев упоминал, что его любимое время – зима. Поэтому прощание с этим сезоном было достаточно грустным для него.

Однако в стихотворении «Весенние воды» совсем не ощущаются мотивы грусти, напротив, произведение наполнено радостью, теплом и светом наступающей весны.

Природа оживает и наполняется энергией, невероятный поток весенних вод пробуждает все вокруг. Весна символизирует что – то прекрасное и радостное. Федор Иванович смог ярко показать всю красоту этого времени года.

5 класс по плану

  • Анализ стихотворения Тютчева 14 декабря 1825
    Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года
  • Анализ стихотворения Баратынского Где сладкий шепот
    Евгений Абрамович Баратынский – русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский – один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых<\p>
  • Анализ стихотворения Тютчева Наш век
    Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.
  • Анализ стихотворения Маяковского Ночь
    В.В. Маяковский – известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Молитва
    Начать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы статьи одним из символов величия России

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/vesennie-vodyi-5-klass-po-planu

Анализ стихотворения Тютчева “Весенние воды

Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы.

Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года.

Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

В Творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение “Весенние воды” , созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России.

И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что “еще в полях белеет снег”, однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды “весной шумя” и весело спускаются с пригорков.

Они “будят сонный берег” и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки.

Важно

Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.

“Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!”, – пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение “Весенние воды” приобретает особую образность. Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.

Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда “румяный, светлый хоровод” солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж.

Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая.

Поэтому стихотворение “Весенние воды” наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней.

И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны, которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.

Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты.

Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни.

Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-vesennie-vody/

Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Анализ стихотворения Ф. Тютчева ” Весенние воды”

                                                                                                               Анализ лирического стихотворения<\p>

                                                                                                                      учителя второй категории

                                                                                                                   средней школы № 4 г. Заинска

Совет

                                                                                                           Александровой Елены Александровны<\p>

                                      Ф. Тютчев « Весенние воды»

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят.

Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения.

В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

                                                  Ещё в полях белеет снег,

                                                  А воды уж весной шумят-

                                                  Бегут и будят сонный брег,

                                                  Бегут, и блещу, и гласят…

                                                  Они гласят во все концы:

                                                  «Весна идёт, весна идёт!

                                                   Мы молодой весны гонцы,<\p>

                                                   Она нас выслала вперёд!»<\p>

В этой части слышим шум воды, быстрое движение,  которое вызывает бурную радость. Ф.

Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие.

Наверное, поэт  ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

                                                  Весна идёт, весна идёт!

                                                  И тихих, тёплых майских дней

                                                  Румяный светлый хоровод

                                                  Толпится весело за ней.

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные  и тёплые тона  (белый снег), (румяный,  т. е. розовый).<\p>

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Обратите внимание

                                              Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

                                  Что вижу.                   Каким вижу.                            Что слышу.

                                  снег в поле                 лежит, белый

                                     брег(земля)                  сонный

                                     воду                          бежит,  гонец                        шумит, гласит

                                     весну                            молодой

                                майские дни     дети водят хоровод, толпятся

                                                                    у них румяные щёки

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода?  (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и  ожиданием майских дней )
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2010/07/24/analiz-stikhotvoreniya-f-tyutcheva-vesennie-vody

Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс

Главный образ в стихотворении – красавица весна. Кругом весеннее оживление всех природных явлений и предметов, наконец, оживлённых после долгого зимнего сна.

Снег только начал подтаивать и сбегать ручьём с гор. В первой части говорится о морозных ночах и струящихся ручьях, пригревающих днём лучами весеннего ласкового солнца. Поэт сравнивает потоки вод с «гонцами», звонящими по всем сторонам, что идёт весна.

Они журчат, что скоро будет очень тепло. Затем, переходим к долгожданному трепетному оживлению, после пришедших майских деньков. Всё это даёт силы автору писать о душевной радости, что страшные морозы позади и вся природа ликует и кричит о наступлении нового периода – весны!

Чтобы внести более яркую окраску в описание «живых», словно человек, «бегущих» вод, автор использует глаголы движения.  Источники жизни – оживлённые струйки ручья, пробуждающие жизнь вокруг. По всем участкам земли шумно протекают и звенят весёлые, быстрые ручьи. Они вносят оживление в природе, служат распространителями известия, что прибыла прекрасная, чудная, тёплая, долгожданная весна.

Сроки стихотворения вселяют в нас радостное настроение приближающейся весны. Мы с трепетом и пробудившейся надеждой на наступление мягких, тёплых солнечных дней, после суровых, ледяных, студёных дней. Солнце пригревает. Постепенно день становится длиннее, а ночь короче.

Здесь пробуждается «молодой» организм, оживает всё вокруг после сонного, зимнего состояния. Всё вокруг поёт, птицы готовят гнёзда, прилетают грачи, начинают петь песни птицы.

Происходит обновление всех частиц. Весна только «идёт», нет признаков отступления зимнего периода, но всё «живое» в ожидании чуда, которое ждут птицы и растения, с трудом пережившие голодные, ледяные дни.

Я поддерживаю мнение поэта, что весна – ожидание чуда, пробуждение всех чувств, эмоций, пора любви и надежды на будущее.

Анализ стихотворения Весенние воды Тютчева

Сколько стихов написано о весне? Конечно, вопрос риторический… Иногда даже у одного автора больше десятка таких стихотворений. Всё-таки, весна (пробуждение природы, новое начало, свежесть и любовь) вдохновляет. Именно этому сезону должна отдать должное пейзажная лирика всех народов.

Это стихотворение Тютчева достаточно лаконично, не очень велико по размеру, но ярко по содержанию – полно радости и энергии. Начинается оно с контраста: снег белеет (в полях), а ручьи бегут.

Зима и весна опять спорят, зима не спешит уходить, но весна вступает в свои права. Если уж побежали ручьи, то скоро-скоро сойдёт снег. Тут же одушевление всей природы в стихотворении: ручьи своей песней будто пробуждают ещё сонный берег.

Их бег прекрасен, ведь ручьи сверкают, видимо, на весеннем солнце.

Важно

Во второй строфе раскрывается песня этих гонцов. Они предупреждают, что идёт сама Весна. И ручьи сообщают об этом не просто так. Это Весна их отправила объявить её приход.

Она хочет, чтобы её хорошо встретила природа. А если Зима будет упираться, не захочет так просто уходить, то молодой Весне помогут воцариться окружающие.

В конце концов, Зима должна была всем надоесть – невозможно так долго спать!

И в третьей строфе опять восклицание и повторение о том, что приближается прекрасная Весна. В начале этого сезона много надежды, но бывает ещё прохладно, промозгло. Согревает лишь надежда на те самые майские дни, которые в стихотворении толпятся за Весной. Их хоровод светел, они румяны на загляденье и радостны.

Люди любят эти майские деньки, так как уже тепло, но нет ещё летнего зноя, назойливых насекомых, осенней перспективы.

Это стихотворение полно радости и надежды. Здесь и Зима не злится, она, видимо, уйдёт, завидев прекрасную Весну, которая ещё и в окружении весёлых дней – один краше другого. Конечно, Весна ассоциируется со здоровьем, радостью, любовью. Всё, наконец-то отдохнув, просыпается полным сил и готовым к новому этапу жизни.

К слову, стихотворение было создано поэтом в Германии. Тютчев заметил, что немецкая весна не отличается от русской. Везде люди радуются Весне, хорошей погоде, грядущему Лету. И для Весны все страны и народы равны.

Конечно, сейчас это стихотворение начала девятнадцатого века звучит несколько старомодно. Здесь используются уже непривычные современникам слова: «глася», «брег» и другие. Однако это не мешает его восприятию, тем более, чувства автора понятны и близки.<\p>

5 класс. 2, 6, 10 класс

Анализ стихотворения Весенние воды по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/vesennie-vody

“Весенние воды” (Тютчев): анализ стихотворения

В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении.

В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса.

Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость. Ее загадка продолжает занимать поэта до конца жизни («Природа — сфинкс. И тем она верней…» — 1869).

Совет

В стихотворении «Весенние воды» (Тютчев), анализ которого нас интересует, лирический герой всматривается в пейзаж ранней весны, когда в поле еще лежит снег, но на подтаявших пригорках появляются шумные ручьи. Они и названы весенними водами.

Их шум напоминает возгласы герольдов (от нем. «глашатай»), зовущих на праздник. Приход весны ассоциируется с торжественной процессией, впереди которой бегут вестники. Они будят природу, блистают своим нарядом, а главное — «гласят во все концы».

В первых же определениях и действиях заметно пересечение предметного и переносного планов: брег «сонный» перед праздником, но и из-за того, что пока пуст, на нем нет ни живности, ни людей, воды «блещут», как богато одетые рыцарские вестники, и в то же время это блестит растаявшая вода.

В образе весны видна не только реальная пейзажная основа, но и метафора, позволяющая придать ему возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. Начало нового годового цикла в жизни природы для лирического героя становится проявлением божественного начала. Оно наполняет его душу восхищением перед волшебством возрождения.

Весна предстает сказочной молодой принцессой, словно вышедшей из сказки о спящей красавице, пробужденной поцелуем прекрасного королевича (Перро Ш. «Спящая красавица», 1697), что напоминало о развязке романтического конфликта в балладе В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (1810—1817) и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).

Во втором четверостишии вестники, высланные ею вперед, разглашают жизнеутверждающую новость:

«Весна вдет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Два восклицания в речи герольдов передают ощущение торжества, праздника.

В третьей строфе новость повторяет лирический герой (возглас помещается в тексте уже без кавычек). У него она вызывает сходные чувства, которые выражены тоже восклицательным знаком:

Весна вдет, весна идет!

Вслед за этим возгласом, акцентирующим, благодаря двусложным словам, составляющим стопу в ямбе (четырехстопном), маршевую отчетливость ритма, следует наблюдение за свитой весны.

Обратите внимание

Оно завершает две строфы, в которых в связи с перечислением интонация была восходящей (воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят, гласят во все концы: «Весна идет…»).

Метафора «весна ведет за собой» представлена как описание праздничного хоровода:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Мотив движения передает мысль о вечном возрождении жизни после периода зимнего сна. Неживая снежная бледность сменяется «румяным» цветом, холод зимы — теплыми днями, сон — весельем.

Рассматривая звуковые детали анализируемого стихотворения «Весенние воды» Тютчева, можно определить, что доминирует в восприятии природы: шум весенних вод (они шумят, будят, гласят) — это преддверие тишины (тихих, теплых майских дней), гармонии. Лирическому герою близки светлые, радостные настроения (светлый хоровод, толпится весело), вызванные приближением весны.

И в пейзаже, и на уровне субъективного ощущения прославляется правота жизни, что вносит философский оттенок в создание картины природы. Сочетание пейзажного и философского планов является характерной особенностью лирики Тютчева.

Природа вызывает у лирического героя его поэзии не потребность рассуждать, а волнение, пробуждение чувств, фантазии, творческих стремлений. Он ощущает себя ее частью, вглядываясь в ее тайны изнутри.

В центре стихотворений оказываются образы, прославляющие ее красоту.

Наблюдение сопряжено с возвышением, намерением приблизить счастливое переживание к читателю, превратив его в участника разворачивающегося действа, похожего на спектакль.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. – М.: Высш. шк., 2005

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/vesennie_vody_tjutchev_analiz_stikhotvorenija/112-1-0-1116

Весенние воды Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики.

К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине. Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Чем интересно творчество автора?

Федор Иванович Тютчев относится к той категории поэтов, которые способны по-особенному чувствовать своеобразную связь человеческой сущности и натуральной природы. Автор замечает мельчайшие изменения в окружающей среде и максимально красочно отображает их в строках стихотворений.

Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него.

Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Анализ произведения «Весенние воды»

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды».

При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего.

Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины.

В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Важно

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март.

Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.В произведении «Весенние воды» Ф. И.

Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий.

Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа.

Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть.

Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым.

Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Особенности структуры написания стиха

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов.

Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет».

Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств.

Совет

Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.Стоит рассмотреть основные использованные тропы:
Эпитет. Это и румяный осветленный хоровод, и молодая весна, и тихие теплые майские дни.

Метафора. Это и хоровод дневного времени, сонность берега.

Олицетворение. Здесь весна приходит, а они гласят.

Повтор.

Иносказание.

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

Стихотворение обладает скрытым философским подтекстом. Автор старается объяснить читателю, что в душе у каждой человеческой личности есть своеобразная пора весны, где сердце способно ожить. Так, скорая победа весны над зимой, может случиться в душе у каждого, и для этого есть всё предпосылки.<\p>

Источник: https://gfom.ru/vesennie_vodi_tyutchev.php

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе «Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»ставит своей целью помочь учителю проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Весенние воды», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка и т.д.

Дидактический материал<\p>

к уроку литературы в 5 классе<\p>

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева<\p>

«Весенние воды»<\p>

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,<\p>

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»<\p>

р.п.Чамзинка Республики Мордовия<\p>

Цель:<\p>

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Весенние воды», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка<\p>

Ф.И.Тютчев<\p>

«Весенние воды»<\p>

Ещё в полях белеет снег,<\p>

А воды уж весной шумят —<\p>

Бегут и будят сонный брег,<\p>

Бегут и блещут и гласят…<\p>

Они гласят во все концы:<\p>

«Весна идет, весна идёт!<\p>

Мы молодой весны гонцы,<\p>

Она нас выслала вперед!»<\p>

Весна идёт, весна идёт!<\p>

И тихих, тёплых, майских дней<\p>

Румяный, светлый хоровод<\p>

Толпится весело за ней.<\p>

Ведущей темой стихотворения является тема:<\p>

а) любви ;<\p>

г) свободы<\p>

в) природы;<\p>

б) родины ;<\p>

На сколько микротем можно поделить данное стихотворение:<\p>

Ещё в полях белеет снег,<\p>

А воды уж весной шумят —<\p>

Бегут и будят сонный брег,<\p>

Бегут и блещут и гласят…<\p>

Они гласят во все концы:<\p>

«Весна идет, весна идёт!<\p>

Мы молодой весны гонцы,<\p>

Она нас выслала вперед!»<\p>

Весна идёт, весна идёт!<\p>

И тихих, тёплых, майских дней<\p>

Румяный, светлый хоровод<\p>

Толпится весело за ней.<\p>

а) 1 ;<\p>

б) 2;<\p>

г) 4<\p>

в) 3;<\p>

Какое чувство передано в строке<\p>

«Весна идёт, весна идёт!» :<\p>

г) радость<\p>

а) ожидание ;<\p>

б) равнодушие ;<\p>

в) переживание;<\p>

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «воды уж весной шумят»,<\p>

«мы молодой весны гонцы» :<\p>

г) эпитет<\p>

а) метафора;<\p>

б) метонимия ;<\p>

в) сравнение;<\p>

Глаголы, характеризующие<\p>

весенние воды («шумят», «бегут», «будят» и т.д.), помогают передать:<\p>

г) прощание с зимой;<\p>

а) приход весны ;<\p>

в) натиск, энергию весны<\p>

б) ожидание весны;<\p>

Назовите ключевую фразу стихотворения:<\p>

«Весна идёт, весна идёт!»<\p>

Приведите примеры цветописи, используемые автором:<\p>

румяный, светлый, белеет<\p>

К какому типу лирики относится данное стихотворение:<\p>

пейзажная лирика<\p>

Определите размер, которым написано стихотворение:<\p>

Ещё в полях белеет снег,<\p>

А воды уж весной шумят —<\p>

Бегут и будят сонный брег,<\p>

Бегут и блещут и гласят…<\p>

Они гласят во все концы:<\p>

«Весна идет, весна идёт!<\p>

Мы молодой весны гонцы,<\p>

Она нас выслала вперед!»<\p>

Весна идёт, весна идёт!<\p>

И тихих, тёплых, майских дней<\p>

Румяный, светлый хоровод<\p>

Толпится весело за ней.<\p>

ямб<\p>

Прочитайте выразительно стихотворение<\p>

Ф.И.Тютчева «Весенние воды»<\p>

Ещё в полях белеет снег,<\p>

А воды уж весной шумят —<\p>

Бегут и будят сонный брег,<\p>

Бегут и блещут и гласят…<\p>

Они гласят во все концы:<\p>

«Весна идет, весна идёт!<\p>

Мы молодой весны гонцы,<\p>

Она нас выслала вперед!»<\p>

Весна идёт, весна идёт!<\p>

И тихих, тёплых, майских дней<\p>

Румяный, светлый хоровод<\p>

Толпится весело за ней.<\p>

Использованный материал:<\p>

  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2004
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2008

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/analizstikhotvorieniiafitiutchievaviesienniievody

Ссылка на основную публикацию