Что такое эпоха просвещения?

Эпоха просвещения

Содержание статьи

Эпоха просвещения Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке.

Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.

Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах.

Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Обратите внимание

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.

Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.

Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав.

Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве.

В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.

Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II).

Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

Важно

Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства.

В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества.

В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей.

Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства.

Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Совет

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль.

Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803).

Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей.

Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В.

Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать.

Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер.

Обратите внимание

Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук.

Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.

Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов.

Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе.

Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731).

В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.

Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.

Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума.

Важно

В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе.

В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии».

Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж.

Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д.

Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров.

Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792).

Совет

В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.

Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.

Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791).

Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Читайте также:  Проблема человеческого счастья в рассказе «крыжовник»

Английское Просвещение

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального.

Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение.

Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах).

Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки.

Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки.

Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790).

Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания.

Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.

Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии,1766; И.Винкельман История искусства древности,1764).

Людмила Царькова

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/EPOHA_PROSVESHCHENIYA.html

§ 24. Эпоха Просвещения (учебник)

§ 24. Эпоха Просвещения

Вспомните:

1.Какими были
основные идеи гуманистов?

2.Какие процессы
в жизни церкви происходили накануне эпохи Просвещения?

1. Начало эпохи Просвещения

Во второй половине
XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное
объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не
опирались на религию.

По человеческим разумом признавалась способность полностью
познавать и объяснять мир.

Мировоззрение, согласно которому основным средством познания
и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт,
называется рационалистическим.

Обратите внимание

Доминирование
рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению
знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на
математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих
отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука
получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.

Популярность науки
возросла настолько, что в Англии создали специальное общество под руководством самого
короля, а во Франции по инициативе правительства – Академию наук. Оказывалась поддержка
научным изданием.

Рост
авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В
XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует
прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с
помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку
изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым.

Просвещением стали называть распространения
ума.
Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение
приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди
верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от
несправедливого устройства к справедливому обществу.

Человек XVIII века, как
никогда в прошлом, считала себя хозяином собственной судьбы.

Родиной
Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и
знаний. Выдающиеся английские
ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем
Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент
идей Просвещения.

2. Природа человека и естественное право

Эпоха Просвещения
утвердила в сознании людей понятие “естественного права”. Просветители считали,
что все люди от природы наделены естественными правами, в частности право на жизнь,
свободу и равенство.

Из этого следовало, что все существующие в обществе
различия (между бедными и богатыми, правителями и подчиненными, дворянами и
простыми людьми) были установлены не Богом, а самими людьми, с учетом этого
они должны были изменить то, что сами создали.

Намерениях изменить
государство и общество в эпоху Просвещения выглядели не как посягательство на
мировой порядок, а как законное право человека. Общество считалось справедливым
только при условии, что в нем соблюдены естественных прав человека.

Важно

По мнению
просветителей, чтобы сделать людей счастливыми, прежде следует всех их обеспечить
естественными правами, открытыми с помощью разума.

Просветители в реализации
своих идей возлагали надежды на монархов, которые должны были установить “разумный” порядок
в государствах, спертый на естественное право.

Примером воплощения
в жизнь идей просветителей стали реформы “просвещенных монархов” – короля Пруссии
Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II,
российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.

3. Просвещение и церковь

К религии и
церкви просветители основном относились равнодушно, а то и враждебно. Богословские
проблемы их больше не интересовали. Они думали, что мироздания было или
деистический (Бог создал мир и спустя уже не вмешивался в историю человечества), или
атеистическим (полное отрицание существования Бога).

Ответом церкви
на эти новые умонастроения стало убеждение, что должна доминировать убежденность в
вере, а не формальное исполнение церковных правил. Однако церковь уже не могла
достойно ответить на критику просветителей, потому религиозный подъем XVII в.
иссякло.

С падением
авторитета церкви ее богатства и привилегии стали объектом притязаний со стороны
государства. Открывались светские школы. Папе Римському даже
пришлось распустить орден иезуитов (впоследствии его восстановили. В большинстве стран
прекратились суды инквизиции.

4. Образование

Эпоха Просвещения
дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский
император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции
протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения.

Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к
социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть
образованных людей порой не могла поладить с остальным населением.

Совет

Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную
часть населения, преимущественно просвещенного.
Просветители самоуверенно считали
верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что
базируются на традициях и народной мудрости.

Народные верования считались
предрассудками, а народная жизнь – проявлением отсталости и косности.

5. Энциклопедисты

Философ Дени Дидро (1713-1784) считал своей задачей
сделать современные знания как можно более доступными для всех. Замысел состоял в
том, чтобы заключить общую картину знаний, которые накопили европейцы на середину
ХVIII века, объединить их в специальный словарь. Такие попытки имели место и
раньше, но они не имели такого размаха.

Издание получило название “Энциклопедии”.
Организаторам задуманного Д. Дидро и Жану Д`Аламберу (1717-1783) удалось привлечь к работе всех
великих философов и писателей того времени: Вольдер, Монтескье, Гольбах, Руссо
и др. Однако большая часть “Энциклопедий” была написана менее известными людьми
но не менее образованными.

Так где Жокур написал 17 тысяч статей.

Во введении, написавший Д`Аламбер говорилось, что читатель самостоятельно должен думать и
искать истину.

Издание поддержала королевская фаворитка маркиза Помпадур,
что облегчило выход издания в обход цензуры в 1751 г. Однако уже в 1759 г.
выдавать “Энциклопедию” было запрещено. Существующие тома изымались и уничтожались.

Однако издание продолжало выходить подпольно. Несмотря на все усилия
полиции, способ как это делалось, так и не было разрыто. До 1782 г. вышло 22
статей и 13 томов иллюстраций и таблиц.

<\p>

Эта масштабная работа оказала огромное влияние на тогдашнее
общество.

6. Общественное мнение. Масоны

В эпоху
Просвещения появилась новая весомая сила в обществе – общественное мнение. Она
стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и
оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с
помощью которого формировалось общественное мнение, были слухи, газеты.

Обратите внимание

Средой проявления
общественного мнения были светские салоны. XVIII в. стал веком салонов,
объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах
велись разговоры о науке, философию, политику.

Здесь узнавали новости,
плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых
салонах существовали четкие правила поведения.

Просветители постоянно посещали
салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед.

Кроме салонов,
возникали литературные, философские, научные общества и кружки. Они ставили
перед собой задачу воздействовать на общественное мнение и способствовать прогрессу
просвещения.

Эти кружки и общества играли роль, подобную роли
нынешних политических партий.

Особенностью кружков и обществ было то, что в
обществе, разделенном сословными привилегиями, они объединяли людей независимо
от происхождения.

Масонство
(Франкмасонство) своими задачами и характером деятельности напоминало
философское общество. Но, в отличие от товариществ, оно было тайным
братством, закрытым для непосвященных.

Масон в переводе с французского –
“Каменщик”, франкмасон – “свободный каменщик”. Первые масонские ложи (так назывались
масонские организации) в XVIII в.

основали английские просветители, которые
позаимствовали названия и обряды средневекового цеха каменщиков.

Важно

Масонство стало
модной, даже влиятельной, течением. К ложам поступали лица, которые стремились изменить
существующий несправедливый мир. Они проповедовали свободу и братство всех
людей, распространяли идеи Просвещения, не чурались благотворительности. Членами
масонских лож было много знаменитых людей того времени (Вольтер, Гете, Моцарт и
др.).

7. Театры, концерты, выставки

Ранее театры
основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали
только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших
городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и
относились везде.

Изменилась и роль
музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников,
спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно.

Клавесин, фортепиано, скрипка,
флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в
центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах,
Й. Гайдн, В.

Читайте также:  Сочинение 15.3 на тему: что такое подвиг? (по тексту катаева)

Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и
исполнители.

Доступным для
широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем
обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида
пользовались наибольшей популярностью.

8. Барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм

Во второй половине
XVIII в. в большинстве европейских стран – Италии, Испании, германских государствах,
Польши и др. – Доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции утверждался
новый стиль – классицизм. Искусство
классицизма ориентировалось на античные образцы.

Драматурги писали пьесы на сюжеты из
греческой и римской мифологии и истории. Художники изображали на своих
полотнах древних богов и героев. Архитекторы последовали треугольные фронтоны
и колоннады античных храмов.

В отличие от мастеров барокко писатели и художники
классицизма в своем творчестве сознательно стремились подражать установленные нормы
прекрасного. Классицисты разработали целую теорию, каким должен быть произведение
искусства, как надо писать стихи, пьесы, рисовать картины.

Совет

Классицисты
считали, что произведение искусства должно быть величественным, ясным, строгим, понятным,
соответствовать установленным правилам. Никаких крайностей, непродуманного,
ложного, несуществующего.

Появившись в
Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы.

Пьесы, написанные в
этом стиле, имели логичный и понятный сюжет и язык. В основе пьесы всегда
была некая идея, которая на протяжении пьесы раскрывалась и освичувалася всех сторон. События,
изображены в пьесе, всегда происходили в одном месте, в один день. Никаких
второстепенных сюжетных линий не допускалось.

В литературе и искусстве
классицизма существовала иерархия жанров. Трагедия стояла выше комедии. Герои
трагедий могли разговаривать только поднятой языке.

Учредителем
французской классической трагедии был Пьер
Корнель
(1606-1684). Он писал пьесы и труды по истории искусств. Судьба
героев его пьес была тесно связана с политической борьбой. Сюжет разворачивался
на фоне исторических событий.

Своими пьесами Корнель пытался доказать необходимость
укрепления абсолютной монархии. А вот Жан
Расин
(1639-1699) свои пьесы посвящал миру человеческих чувств.

Хотя
комедия в классицизме, как мы только отметили, считалась низшим
жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист
Поклен (Мольер;
1622-1673) своими произведениями сумел доказать обратное. Его
комедии остаются популярными и сейчас.

Художник Никола Пуссен (1594-1665) считал, что
сюжет художественного произведения должен быть благородным, величественным и возвышенным, а
композиция – логичной и простой.

Всемирно
прославленным образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в
Версале. Над ее созданием работали лучшие архитекторы, художники,
садоводы.

Обратите внимание

В первой половине
XVIII в. распространился новый стиль – рококо(Декоративные мотивы в виде раковины). Этот стиль особенно проявился в
декоративно-прикладном искусстве. Ему свойственны интим и комфорт.

Мастера
рококо создавали изящные вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить.
Для этого стиля характерны богатство украшений, необычность и изысканность форм.

Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские
павильоны в парках.

Во второй половине
XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль
назвали неоклассицизмом, То есть новым
классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских
городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия.

Строгость застройки
римских городов натолкнула архитекторов XVIII в. на мысль, что города следует
строить по простым и разумным планом. Примером такой архитектуры является ансамбль
площади Людовика XV (теперь это площадь Согласия) в Париже.

Художники-неоклассики
считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали
героя, готового к подвигу и достойного подражания.

Новый стиль принес
с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили
легкие, похожие на древнегреческие хитоны.

9. Идеи просвещения в литературе

Все крупные
просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их
обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер,
Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.

Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732—1799), Фридрих Шиллер (1759—1805), Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) …

Важно

Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе
– От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом
(Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете.

Дефо утверждал в
литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего.
Другой английский писатель Дж. Свифт в романе “Путешествие Гулливера” пытался
показать недостатки идей Просвещения.

Герои Бомарше и Шиллера – простые люди,
своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы
утверждали естественные права человека.

Гете своими литературными произведениями пытался
воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему
несправедливом строя.

10. И. Кант

Самым известным
представителем немецкого Просвещения был Иммануил
Кант
(1724-1804), сын мелкого ремесленника. Всю свою жизнь, в отличие от
других просветителей, он безвыездно прожил в Кенигсберге (ныне Калининград).
Здесь получил образование, стал профессором университета, а впоследствии и ректором.

Кант
читал лекции по философии, филологии, географии, права, математики, физики и других
наук. Он разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской
туманности, которая и до сих пор остается одной из основных научных идей в
астрономии. Ему также принадлежит идея правового государства.

Но главная проблема,
его волновала, была связана с возможностями человека познавать мир.

Кант пришел
выводу, что человек может получить знания лишь об ограниченном количестве
окружающих вещей. Наряду с ними существуют “вещи в себе”, их опознать
невозможно, ибо невозможно доказать их существование, и наоборот. Из этого следует, что
познать мир до конца невозможно. Таким образом мыслитель подверг критике идею
о безграничной силе человеческого разума.

11. Чувства против разума

Совет

Во второй половине XVIII ст. стало расти недовольство
сухим рационализмом философии и неоклассического искусства, отвергали чувственное
познания мира. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед
загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные
пейзажи, развалины старинных замков и т.п.

Так в литературе и
искусстве зародилась новое течение – сентиментализм(От франц. Sentiment – чувство). Романы Сэмюэла Ричардсона Порсенса Стерна,
Жана-Жака Руссо вызвали значительный интерес светской публики. В Англии зародился
“Готический роман” с фантастическими
сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов.

Изменение вкусов
отразилась и на садово-парковом искусстве. В моду вошли романтические уголки с
“Дикой” природой.

В светском
обществе приобрели популярность мистика, магия – все, чего нельзя объяснить, и
сверхъестественное. Публику шокировали опыты французского врача Месмера, исследование
которого легли в основу учения о гипнозе.

Мода на сверхъестественное
создала условия для процветания авантюристов и проходимцев. Это были люди,
выдавали себя за ясновидящих, способных вращаться на духов, превращать
любые металлы в золото. Они утверждали, что имеют эликсир молодости и
философский камень. Им верили, их принимали в высшем свете. Одним из
известнейших авантюристов был Джузеппе Бальзамо, известный под именем Калиостро.

Источник: https://geomap.com.ua/ru-wh8/1206.html

Общая характеристика эпохи Просвещения

За сто лет — с 1689 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца XVII – начала XIX вв. в Европе и Северной Америке.

Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение».

Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер в Германии, Т.

Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России.

Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.

Обратите внимание

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Д. Локка (1632–1704) и его последователей Г. Болингброка (1678–1751), Д. Аддисона (1672–1719), А.Э.

Шефтсбери (1671–1713), Ф.

Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер/

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).

Период позднего Просвещения (конец XVIII – нач. XIX в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С. Баха (1685–1750) и В.А. Моцарта (1756–1791).

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Новое естествознание влечет за собой изменение картины мира. В центр интереса становится эмпирическое исследование окружающего мира. Лишь в XVIII веке становится общепринятым понимание солнечной системы, предложенное Коперником еще в XVI веке. Земля — больше не центр мироздания; человек в новом мировоззрении становится лишь песчинкой во Вселенной, но в то же время, благодаря своему разуму, он подчиняет себе эту Вселенную. Аристотелианское понятие формы сменяется механико-атомистическим миропониманием: мир состоит из неизменного пространства, вещи состоят из частиц, механически взаимодействующих друг с другом. Человек больше не воспринимает субстанциональные формы, но лишь материальные единицы, которые являются основными элементами мироздания. Следствием этого механистического объяснения природы становится принципиальное противопоставление между конечным и бесконечным, между материей и духом, чувственным и сверхчувственным. Тем самым оно далеко отходит не только от прежней схоластической метафизики, но и от картины мира в первоначальном лютеранстве (с его «ftnitum capax infmiti»). За этой новой картиной мира стоит убеждение в способности человеческого разума охватить мир и овладеть им, установить законы миропорядка, а также правила человеческого общежития. Рационалистическое объяснение природы и рационалистическое нравственное учение возникают как последствия нового отношения. Для эпохи Просвещения характерна наивная вера в человека и его возможности.

Важно

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии.

Читайте также:  Краткая биография а. н. островского: жизнь и творчество великого драматурга

Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму.

Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.

Для культуры эпохи Просвещения характерна тенденция к быстрой секуляризации. Естествознание в новом облике способствует имманентному объяснению мира. Светская культура вырастает независимо от церкви и конфессий. Государство также освобождается от религиозных целей и связи с христианскими конфессиями.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях.

Совет

Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др.

, а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных.

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность.

Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко.

Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.

Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызвали ярость реакционных кругов.

Многие мыслители эпохи Просвещения жестко преследовались. Их сочинения сжигались.

Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилось и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/38846.html

Характеристика эпохи Просвещения: кратко

Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII – XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:<\p>

– Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

<\p>

– Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.<\p>

– Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей – это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

<\p>

– Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.<\p>

– Осуждение политической тирании.

<\p>

– Идея просвещенного абсолютизма – правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)<\p>

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями.

В центре литературных произведений, написанных просветителями – образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества.

Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.<\p>

Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.

<\p>

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.<\p>

Основные черты романтизма в литературе<\p>

Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе

Гуманистические идеи эпохи Возрождения

Краткая характеристика культуры Средневековья

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=24

Просвещения эпоха

Главная страница -> П -> Просвещения эпоха

Просвещения эпоха, интеллектуальное и духовное движение в Европе и Северной Америке в 17— 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества.

Движение охватило все сферы социально-политической и культурной жизни (см. ст. Просвещённый абсолютизм, Наука в эпоху Просвещения, Архитектура и искусство в эпоху Просвещения).

Было антитезой средневековой теологии и схоластики и одновременно развитием христианской традиции противопоставления света (свет разума) и тьмы. Термин «Просвещение» употреблял Вольтер, название за эпохой закрепилось после выхода статьи И.

Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784).

Источником идей просветителей являлись гуманизм и рационализм Ренессанса, воспринятые от него наследие Античности, оптимизм и свободомыслие.

На формирование идеологии Просвещения повлияло существенное приращение знаний, необходимых для производства, торговли и мореплавания. Философские воззрения просветителей формировались в соответствии с наукой того времени.

Обратите внимание

Первыми в новую эпоху вступили в кон. 17 в. Нидерланды и Англия, за ними — Франция.

Просвещение выразилось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях: в стремлении к свободе, благосостоянию и счастью людей, к миру и ненасилию, веротерпимости и вольнодумству, в критическом отношении к авторитетам и неприятии догм.

В центре внимания идеологов Просвещения находился разум как инструмент познания естественного порядка, развития человека в соответствии с его природой и создания общества, построенного на разумных основаниях.

Наивысшей формой деятельности разума просветители считали научное познание.

Идеи освобождения личности от власти догм нашли выражение в теории разумного эгоизма, убеждении в природном равенстве способностей, в ориентации на здравый смысл.

Исходя из них, просветители выступали поборниками равенства всех перед законом и гуманизации права, самоограничения личности в интересах общего блага. Решающим фактором воспитания они считали влияние среды. Для формирования личности нового типа Дж. Локк и Д.

Дефо в Англии, Вольтер во Франции предлагали прагматические модели обучения (изучение полезных для развития мышления предметов — математики, физики, совр. иностранных языков).

Просветители сформулировали идеи прогресса (как подчинённого естественным законам движения из тьмы неведения в царство разума) и общественного договора. По этой идее, государство возникло путём заключения договора между людьми для обеспечения общего блага. Если оно нарушало условия договора, народ имел право лишить государя власти.

Средневековое общество просветители считали неразумным: в нём господствовали невежество, предрассудки, тирания. Его следовало переустроить на началах гражданского равенства, отмены сословных привилегий, лишения Церкви светской власти.

В этом деле они рассчитывали на просвещённых монархов.

Важно

В области экономики просветители выступали за неприкосновенность собственности, справедливое налогообложение, соревнование частных интересов, свободу торговли и отказ от меркантилизма и протекционизма, за аграрную реформу.

В каждой стране просветительское движение имело отпечаток национальной самобытности. С победой Нидерландской революции 16 в. Нидерланды стали центром притяжения для мыслителей из других стран. Здесь получило признание учение Р. Декарта, работали Г. Гроций и Б. Спиноза. Система этических взглядов Й. Люлофса и Ф. Хемстерхёйса (18 в.) повлияла на становление нем. романтизма.

В Англии идеология Просвещения, порождённая Английской революцией 17 в., была проникнута социальным оптимизмом. Дж. Локк (1632—1704) обозначил свод неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность), отверг существование врождённых идей. А. Шефтсбери разработал учение о всеобщей гармонии.

Во Франции Просвещение достигло своей высшей точки и сыграло важную роль в подготовке Великой французской революции 1789-1799 гг. Вольтер, энциклопедисты, А. Р. Тюрго и др.

критиковали французский абсолютизм и ратовали за новую мораль и создание общества, основанного на разуме, за просвещённого монарха и разделение властей.

В Германии ранее всего Просвещение заявило о себе в философии. X. Вольф систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница, И. Кант сформулировал концепцию морального и интеллектуального освобождения индивида, Г. Э.

Лессинг высказал идею прогресса морали и движения к высшим ступеням духа; получил развитие принцип национального своеобразия в искусстве. Во 2-й пол. 18 в. сформировался веймарский классицизм Г. Гёте и Ф. Шиллера.

В Италии Просвещение было связано с борьбой за её объединение, центральным являлся вопрос о едином литературном итальянском языке.

Совет

Под знаменем Просвещения шла Война за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг.; ведущими его деятелями стали Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Идеи народного суверенитета получили правовое оформление в Декларации независимости (1776).

В кон. 18 в. наметился кризис просветительской идеологии. Появились сомнения в возможностях разума и прогресса, мировоззрение и эстетические идеалы Просвещения подверглись критике. В 1-й пол. 19 в. господствующим стало новое идейное и художественное течение — романтизм. С идеями Просвещения был генетически связан утопический социализм.

Просвещения эпоха. Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо». Художник Ж. Гранвиль.

Просвещения эпоха. Г. Э. Лессинг.

  • Недорогое SEO-продвижение пакет эконом недорогое iqad.ru.

Источник: http://www.history-names.ru/p/prosvesheniya_epoha.shtml

Ссылка на основную публикацию