«Демон», анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение «Демон» написано в тяжёлый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе «Мнемозина». Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А.Н.Раевского. Как и Пушкин, он был влюблён в Е.К.
Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М.С.Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин. Когда Раевский узнал о любви Пушкина, он рассказал обо всём Воронцову.
Как предполагал Пушкин, именно это явилось причиной его высылки из Одессы в Михайловское.
Пушкин даже написал и собирался дать в печати заметку-опровержение под чужим именем, в которой изъяснял смысл «Демона». Это удивительный случай, когда сам поэт объясняет идею стихотворения.
Литературное направление, жанр
«Демон» – прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон – это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию. Но лирический герой не отождествляет себя с демоном.
Жанр «Демона» – элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о тёмной стороне собственной личности, ищет в себе силы для победы над ней.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности.
Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть – одно сложное предложение.
Придаточные предложения времени, начинающиеся словом когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью – природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами. Лирический герой был полон надежд.
Предложение заканчивается главной частью тогда… Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой. В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений.
Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжёт, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу. Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого.
Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы – лучшие надежды и поэтические предрассудки.
Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества.
Если обобщить всё, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определённый период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья – демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным.
Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть.
Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.
Тропы и образы
Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный приём стихотворения – антитеза. Старославянизмы возвышают, подчёркивают серьёзность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.
Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства.
Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный (то есть странный) взгляд, хладный яд, неистощимая клевета.
Во второй части положительное отрицается: провиденье – искушением, прекрасное – пустой мечтою, вдохновение – презреньем, любовь и свобода – неверием, жизнь – насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
По произведению: «Демон(Пушкин)»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/849-demon-analiz
Анализ стихотворения «Демон» А.С. Пушкина
Пропустить и перейти к содержимому
Стихотворение «Демон» написано в 1823 году — достаточно сложный период жизни Александра Сергеевича Пушкина. Молодому человеку было всего 24 года, а он уже успел побывать в Сибирской ссылке, и благодаря друзьям и союзникам был перемещен на юг.
Напечатано произведение было только через год. Многие знакомые Пушкина утверждают, что под образом «Демона» Александр Сергеевич подразумевал своего друга Александра Николаевича Раевского. В то время Пушкин был влюблен в жену губернатора Новороссийского края, о чём тот узнал благодаря Раевскому. Александр Сергеевич тут же был выслан в Михайловское.
«Демон» был написан в романтический творческий период, тогда еще совсем молодым поэтом. И пришёлся на пик стремительно развивающегося периода жизни.
Это произведение смело можно отнести к философской лирике. Лирический герой анализирует темную сторону личности и пытается найти способы, чтобы бороться с ней.
Жанр стихотворения «Демон» — элегия.
Тема этого произведения — сомнения и искушения. Ведь они всегда идут рука об руку с верой, надеждой и становлением личности.
Первая часть стихотворения:
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,—
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Рассказывает о тех временах, когда юноша, лирический герой мог свободно наслаждаться окружающим миром, девушками, природой. О том времени, когда молодой человек был полон светлых надежд. Но уже в те замечательные времена юнца стал посещать злой гений.
Вторая же часть произведения:
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Повествует о том самом «злобном гении», который клевещет, насмехается, лжет, искушает, тем самым отравляет душу молодого человека.
Основную мысль растолковал сам автор, когда написал пояснение (стараясь обелить себя в не очень приятной ситуации, из-за которой его сослали в Михайловское), но так и не издал его. Основная мысль такова: в разные этапы жизни, человека преследуют духи сомнения и противоречия («демоны»). Они не дают человеку идти по правильному пути, делают безнравственным.
В стихотворении отсутствует какое-либо морализаторство. Пушкин только обозначает проблему (духи сомнения и противоречия — есть, и они придут и постучат в душу к каждому из нас), но не говорит, как с этим бороться.
Настроение произведения в первой части светлое, возвышенное и по мере приближения ко второй части становится все более и более угнетенным.
Для написания «Демона» Пушкин использовал 4-х стопный ямб. Стихотворение кажется естественным и простым благодаря неупорядоченным перрихиям и спондеям, которые сбивают ритм. Однако рифмовку «Демон» имеет упорядоченную, с чередованием мужской и женской рифмы.
В этом произведении Александр Сергеевич использовал многие художественно-выразительные средства:
Основной прием — антитеза. Противоставление частей стихотворения.
Он рассказал о своем чувстве, о произошедшем с Александром кризисе, используя такой прием как олицетворение.
Эпитеты : «возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злобный гений», «язвительные речи», «хладный яд», «неистощимая клевета», «прекрасная мечта», «вдохновенные искусства», «печальные встречи».;
Метафоры: «Демон», «Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд»;
Многосоюзие: «И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья»;
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Старославянизмы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.
Проведя анализ данного произведения мы можем увидеть, что ссылки и гонения отразились на творчестве Александра Сергеевича Пушкина. А цензура лишила его самого дорого — самовыражения через творчество. Однако Пушкин не сдался, о чем свидетельствует его богатое наследие!
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-demon-pushkin.html
Анализ стихотворения Пушкина «Демон» | Литерагуру
Образ демона уже многие столетия является востребованным в искусстве. Особенно обращение к этой теме было популярно в период романтизма. В числе русских писателей, интерпретировавших демона, особенно выделился А.С. Пушкин.
История создания
Пушкин написал стихотворение «Демон» в период своей южной ссылки. Тогда он интересовался религиозной литературой и творчеством Гёте. Русские варианты «Фауста» были уже известны к тому времени большому числу литераторов, но А.С. Пушкин был среди первых, кто создавал оригинальные произведения русской литературы о лукавом искусителе.
Изначально произведение называлось «Мой демон», под таким названием оно и было впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина». Позднее за стихотворением закрепилось название «Демон».
Возможно, это связано с широким пониманием сочинения, некоторые считали, что у него имеется реальный прототип. Например, лирического героя соотносили с А.Н. Раевским, близким другом Пушкина.
Однако же сам поэт отрицал наличие прообраза.
Жанр, направление и размер
«Демон» — романтическое лирическое произведение философского характера. Относится оно к жанру элегии, так как проникнуто печальными рассуждениями героя. Четырехстопный ямб, размер, близкий к разговорной речи, придаёт сочинению исповедальный характер.
Тенденция, заданная в русской поэзии Пушкиным, была весьма популярна, как в высокой литературе, так и в массовой. А. Башилов, А. Зилов, К. Бахрушин и многие другие авторы были последователями, даже в некотором роде эпигонами поэта. Вслед за Пушкиным М.Ю. Лермонтов начинает работу над своей великой поэмой «Демон», а попутно с этим создает стихотворение «Ангел».
Образы и символы
В начале стихотворения Пушкин обращается к образам, наиболее характерным для романтизма. Женские взгляды, ночное пенье соловья – всё это находит отклик в юной, полной мечтаний душе.
Ей противопоставляется «злобный гений». Он символизирует отрицание, скептицизм. Демон не знает, что такое оптимизм, и призывает отказаться от веры в лучшее свою жертву. Его образ пронизан негативом, тёмная сила отвергает любовь, вдохновение – всё, что стимулирует жить, творить и дарит радость.
Темы и проблемы
- Молодость. Эта тема представлена в стихотворении посредством упоминания чувств, свойственных для юного сердца, а также образом майской ночи, когда слышно пение соловья.
- Сомнение. Проблему сомнения иллюстрирует демон, он отрицает веру, злой дух способен погубить душу стремлением отвергнуть светлые чувства.
- Искушение. Демон провоцирует отказаться от поставленных целей, попросту сдаться. Слабый духом не способен противостоять такому соблазну: признать «прекрасное мечтою».
- Борьба темного и светлого начал. В данном произведении автор изобразил извечное противостояние тьмы и света в масштабах человеческой души.
Смысл
Пушкин в стихотворении описывает состояние, знакомое многим из нас. Иногда возникают трудности при выполнении какой-либо работы, в такой момент хочется всё оставить и признать свои стремления бессмысленными. Главная мысль заключается в том, что такое угнетённое состояние навеивает злой дух, дух сомнения. Именно демон заставляет становиться скептиком и забыть былые мечты.
Кого посещает этот дух? Разочаровавшихся, отчаявшихся людей, чьи надежды не оправдались.
Быть может, и сам автор испытывал подобные чувства, что и вдохновило его на создание столь печального произведения.
Так Пушкин показывает, насколько угнетённым может быть состояние души, утратившей веру. Основная идея стихотворения в том, чтобы напомнить человеку, как важно сохранять силу духа и жизнелюбие.
Средства художественной выразительности
Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, поэт обращается к эпитетам «возвышенные», «вдохновенные». С момента появления демона, встречаются такие определения как «язвительные», «печальны».
В этом кроется приём антитезы: поэт противопоставляет светлые мечтания юной души и коварные намерения злого духа. Демон в тексте сравнивается со злобным гением.
Описывая его речи, Пушкин обращается к олицетворению: «Его язвительные речи //Вливали в душу хладный яд».
Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.
Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-demon/
Анализ стихотворения Пушкина Демон 10 класс
Демон – часто встречающийся романтический и философский образ в поэзии. Стихотворение А. С. Пушкина не стало исключением из этого правила. Образ демона приносит совершенно новые романтические ноты, потому что с его помощью в стихотворении сразу появляется противопоставление, которое, в свою очередь, заставляет читателя задуматься о глубоком смысле слов автора.
Все начиналось хорошо. Юношеские увлечения, влюбленности и возрастающая слава окружали нашего лирического героя, он был опьянен красотой жизни, молодостью. Но со временем в его прекрасный мир начали проникать сомнения, тревоги, а затем и проблемы, которые не отпускали его до самого конца.
Стихотворение «Демон» представляет собой философское размышление об окружающем нас мире. Начинается все еще в юности лирического героя, об этом свидетельствует самое начало стихотворения: «В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия —…». Здесь видно, что герой только начал свою сознательную жизнь и позволил себе первое знакомство с ней.
Но демон появился достаточно быстро и внес свои коррективы в жизненную позицию героя. Вся человеческая жизнь является не просто бесконечным радостным праздником, а она таит в себе множество различных подводных камней. Демон, как образ, использован здесь очень интересно.
Он представляет собой не искусителя, как во многих произведениях других авторов, который предлагает еще больше веселья, а, наоборот, он вселяет в душу героя тревогу и страх.
«…Когда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи…».
Эти самые встречи приносили только разочарование нашему герою, он перестал верить в светлую и безоблачную жизнь. Как я понимаю, это все показывает душевные терзания А. С.
Пушкина, который начал узнавать тяготы судьбы.
Демон постепенно начал посещать нашего героя, но, к сожалению, Александр Сергеевич не дает никакого рецепта, чтобы бороться с демоном и сохранять свою веру и надежду в светлое будущее, а главное – любовь.
Сам автор во время написания стихотворения находился в ссылке, в которой как раз этот самый «демон сомнений» постарался проникнуть и в его душу тоже, только А. С. Пушкин не потерял самообладание и не позволил этому обольстителю разрушить его веру в хорошее будущее. Ведь наш автор, как и его лирический герой, всегда верил и продолжит верить в любовь, несмотря на уверения демона.
Анализ стихотворения Демон Пушкина
Многие ли люди страдают за любовь? Несомненно – да. А многие свои страдания изливают в стихотворениях? Только поэты. А. С. Пушкин как раз был из среды творцов, которые черпают своё вдохновение из собственной судьбы, из терний на своём пути, из душевных мук и терзаний.
Обжёгшись, одновременно дружбой и любовью, поэт создаёт стихотворение «Демон» – символ предательства его друга А. Н. Раневского и несостоявшейся любви с Е. К. Воронцовой. Многие, при прочтении произведения видят проглядывающий сквозь строчки психологический портрет Раневского.
Стихотворение условно делится на 2 части: в первой лирический герой берёт от жизни всё. Он с головой погружается во все прелести любви, упирается природой, восторгается искусством. По сути, в одном сложном предложении раскрывается целый период жизни человека, когда он был готов на всё. Он мечтал, верил и любил.
Пока однажды не произошла встреча, в корне перевернувшая его мировоззрение. Судьбоносность появления демона показана через эпитеты: «чудный взгляд», «злобный гений».
Лирический герой пытается пробиваться его «язвительным речам», но у него это плохо выходит, хотя он старается найти в себе силы для победы над демоном внутри себя.
Произведение – сплошная антитеза. Две противопоставленные части: сначала эпитеты восторженные и возвышенные с использованием устаревших слов: «новы впечатленья», сменяются отталкивающими: «неистощимой клеветою», «хладный яд». Метафоры: «волновали кровь», «вливали яд» лишь усиливают акцент на изменении настроения в стихотворении.
Произведение аллегорично: образ демона часто встречается в романтичной лирике, к которой принято причислить стихотворение А. С. Пушкина «Демон». Демон – крушитель судеб и разрушитель надежд.
Он презирает всё высокое, моментально спуская человека на землю. Он обрывает крылья и заставляет мыслить по шаблону.
Искушение всегда становится на пути к становлению личности, такую тему раскрывает поэт в своём стихотворении, которое принято относить к философской лирике.
Элегия, а это именно она, написана четырехстопным ямбом с неупорядоченными вкраплениями спондеев и пиррихиев, что с одной стороны придаёт стихотворение чёткости и ритма, а с другой «раскачивает» его, делая более глубоким и звучным. Поэтому повествования льётся естественно, ни на чём не застрял внимание. Рифма используется перекрестная, однако, она то мужская, то женская.
Разрушенный мир собственных иллюзий человек должен или забыть или выстраивать вновь. Стихотворение «Демон» – всего лишь размышление над возможностью такой ситуации. Никакого рецепта или совета, как её избежать поэт читателям не даёт, поскольку каждый должен пройти через это сам и «набить свои шишки», только тогда к нему придёт осознание.
9, 10 класс кртко по плану
- Анализ стихотворения Лермонтова Я жить хочу, хочу печали
Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский стихотворец девятнадцатого века. Лермонтов, “кит” русскоязычной поэзии, появился на свет 3 октября 1814 году в городе Пятигорск. Его творчество, в коем имеются светские, мудрые и собственные - Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь
Стихотворение “Зимняя ночь” написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении “Зимняя ночь” обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле<\p> - Анализ стихотворения Некрасова Пчелы
Произведение Некрасова « Пчелки » являться, по сути, стихотворной притчей, в которой писатель показывает нравственный пример будущему поколению. В творчестве нашего знаменитого, русского писателя, эта идея прослеживается во многих - Анализ стихотворения Лермонтова На севере диком
Произведения Михаила Лермонтова отражают многие переживания и злободневные проблемы, он писал о природе, и любви. Но одна из главных тем поэта была посвящена одиночеству, это прослеживается во многих его произведениях, - Анализ стихотворения Есенина Персидские мотивы
«Персидские мотивы» Есенин не зря считал лучшим из всего, что было им написано. Этот цикл великолепен. Есенин давно хотел посетить Персию и рвался туда, как ненормальный. Но политическое руководство теперь уже СССР постановило:
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/demon-10-klass
Анализ стихотворения Пушкина Демон 9, 10 класс
Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально.
Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии. Современники увидели в Демоне дружескую пародию на Раевского – приятеля, но в то же время соперника поэта. Однако Пушкин отрицал подобный «шарж», говоря о большей масштабности стихотворения.
Здесь чувствуется философский подход, некий пессимизм, даже цинизм пожившего человека. В первых строках взгляд в прошлое: «В те дни…».
И следует перечисления всех признаков бурной молодости – всё было ново: и чувства, и женщины, работа в сфере искусства и успехи со славой… Приходится автору прибегнуть к многосоюзию.
И вот Поэт признаётся, что уже тогда «злобный гений» стал являться к нему. Это тот (внутренний голос), который отравляет беззаботную радость, говорит, что всё пройдёт. Здесь происходит «перелом» повествования.
Поэт сравнивает демонские речи с ядом, используя метафору. Следует описание печального демона, пересказ его ядовитых речей. Эпитеты возвышены. Он убеждал юношу, что всё прекрасное – пустая фантазия, а вдохновение презренный жар. Не советовал верить в свободу и любовь. Он ничего во всем свете не благословлял, а лишь презирал.
С психологической точки зрения такое понимание может приходить к молодым людям. Со временем, видно, поэту всё наскучило – ничто не волнует кровь, то есть Демон сумел отравить его жизнелюбие. И Пушкин смеётся над своей юношеской наивностью. И хочет предостеречь новое поколение…
В философском смысле здесь говорится о двух крайностях: молодость и старость, страсть и безразличие. Опять же следует найти золотую середину: не забываться в юношеском восторге, но и не разочаровываться во всем мире.
Анализ стихотворения Демон Пушкина
У каждого человека есть те или иные страсти, о чем поэту было известно очень даже не плохо.
Еще когда он только учился в лицее, он не один раз влюблялся в девушек и ни разу, не стыдился данных ему чувств, ведь они даются свыше. Но, спустя годы, А. С.
Пушкин, вдруг осознал, что чем больше восхищается жизнью, тем чаще одолевают мрачные мысли, где нет никакой нотки романтизма, одна лишь бренность человеческой души.
Так и создалась произведение «Демон», где скептицизм и множественные разочарования, представлены в виде сказочного героя.
Поэт подметил, что это существо стало навещать его еще в молодости, когда все казалось простым и легким, когда все было удивительно и интересно.
И в то же время, его мифическое существо не искушает поэта приобретением новых блаженств, которые так огромны в молодые годы. Напротив, пытается разрушить идеалы и мечты Александра Сергеевича Пушкина.
Этому сказочному персонажу автор предал простые человеческие черты характера, благодаря его скептицизму и хладнокровию медленно, но верно разрушил идеалы мира самого автора. И по достижению двадцати четырех лет поэт очень сильно был разочарован в людях и в их поступках, где нет любви и справедливости.
9 класс, 10 класс по плану кратко
Анализ стихотворения Демон по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/demon
Анализ Стихотворения Пушкина «Демон» – Сочинение
Стихотворение А.С. Пушкина «Демон».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Демон» было написано А.С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе «Мнемозина». Читатели увидели в этом стихотворении психологический портрет А.Н. Раевского, на что поэт ответил небольшой заметкой, оставшейся неопубликованной.
Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — элегия, стиль романтический. Основная тема — вера и сомнение в жизни лирического героя.
В основе композиции стихотворения лежит прием антитезы, противопоставление веры и сомнения. Условно мы можем выделить в элегии две части. Первая часть — рассказ лирического героя о том периоде жизни, когда была сильна вера в возвышенные чувства.
По форме эта часть представляет собой некую смысловую градацию, когда перечисление прошлых чувств и духовных ценностей идет по нарастающей в соответствии со значимостью в жизни героя и, наконец, достигает своей кульминации: «Так сильно волновали кровь…».
Затем лирическая мысль как будто замирает в неожиданном «сообщении», своеобразной «развязке», раскрытии ожидаемого читателем события: «Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал часто навещать меня». Это «сообщение» становится композиционным центром стихотворения и одновременно началом второй части.
Вторая часть — это рассказ об искушении. Демон вселяет в героя дух сомнения, разрушает веру в идеалы, в «свободу, славу и любовь».
Здесь следует перечисление «разрушительных» последствий встреч с демоном, причем по значимости в жизни героя это перечисление тоже идет по нарастающей (хотя интонационного нарастания во второй части нет, в интонациях — спокойствие и удивление). Кульминацией «деяний демона» становится отрицание самой жизни — «И ничего во всей природе Благословить он не хотел». При этом первая и вторая «кульминации» в стихотворении симметричны.
Характерно, что лирический герой не отождествляет себя с демоном, считая последнего лишь временной причиной своих негативных чувств.
Тем самым он как будто приподнимается над собственным настроением, говорит о потенциальной возможности выхода из этой ситуации. Именно это было отмечено В.А. Жуковским, который писал А.С.
Пушкину: «Обнимаю тебя за твоего Демона. К черту черта! Вот пока твой девиз».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злобный гений»), метафору («Его язвительные речи Вливали вдушу хладный яд»), анафору и многосоюзие («И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья»).
Тематически произведение связано с такими стихотворениями поэта, как «Бывало, в сладком ослепленье», «Дар напрасный, дар случайный», «Безверие».
Здесь искали:
- анализ стихотворения демон пушкина
- демон пушкин анализ
- анализ стихотворения пушкина демон
Источник: https://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-demon/
Анализ стихотворения «Демона» Пушкин А. С. –
Стихотворение «Демон» А. С. Пушкин написал в 1823 году. К тому времени у него за плечами уже был богатый жизненный опыт. Детство, юность, первая любовь и первые годы творчества, первые взлёты и падения… Конфликты с цензурой, с царём, а затем южная ссылка посеяли в душе поэта семена разочарования и сомнения.
Пушкин вложил душу во все свои произведения: и в крупные, известные, и даже в самые незначительные.<\p>
Но нужно ли кому-нибудь его творчество?.. Есть ли смысл обращать к обществу «души прекрасные порывы», если за весь труд поэту лишь одна награда – ссылка?..
Ответы на эти вопросы Пушкин пытается найти в философской элегии «Демон».
Композиция стихотворения основана на антитезе. В нём вера противопоставлена сомнению, юность – зрелости, оптимизм – пессимизму.
В первой части стихотворения Пушкин вспоминает счастливую пору юности, «те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия», когда душа стремилась ко всему светлому и прекрасному, когда сладко мечталось и верилось.
Во второй же части в эту идиллию вторгается «злобный гений», демон, олицетворяющий сомнение и разочарование в жизни, равнодушие и цинизм. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Особо яркого контраста Пушкину удаётся достигнуть при помощи лексики и средств художественной выразительности.
В первой части стихотворения слова светлы и воздушны, этот эффект достигается благодаря аллитерации – в них много гласных и звонких звуков: «взоры дев», «шум дубровы», «пенье соловья», «свобода, слава и любовь», «надежд и наслаждений».
Во второй же части им на смену приходят иные, жуткие и пессимистичные эпитеты, такие как «печальны встречи», «язвительные речи», «холодный яд».
В этой части элегии поэт использует также метафоры («его язвительные речи вливали в душу хладный яд»), перифраз («злобный гений») и инверсию («печальны были наши встречи»). Размер стихосложения и рифма в стихотворении самые распространённые – 4ёхстопный ямб, перекрёстная рифмовка, что облегчает восприятие стихотворения, делает его более понятным и близким для читателя.
Стихотворение «Демон» оканчивается на печальной ноте: прекрасные годы омрачает появление демона, «часы надежд и наслаждений тоской внезапно осеня», и лирический герой жестоко разочаровывается в жизни. Однако я считаю, что А. С.
Пушкин и своей жизнью и всем своим творческим наследием доказал, что сомнения – это лишь своеобразная проверка на прочность, преодолевая которую, человек должен стремиться к свету.
Читая произведения русского гения, можно убедиться, что поэт не потерял веру в людей и в то, что вера в счастье, в свободу, несомненно, восторжествует над «злобным гением» сомнения, неверия и разочарования.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку
Опубликовал(а): Анастасия Гоц
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=21448
Александр Пушкин – Демон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Анализ стихотворения «Демон» Пушкина
Стихотворение «Демон» было написано Пушкиным в 1823 г. Оно сразу же вызвало отзывы современников, которые увидели в созданном образе портрет А. Н. Раевского.
С ним Пушкина связывали очень непростые отношения, и многие решили, что произведение является эпиграммой. В 1825 г.
поэт был вынужден написать опровержение, в котором доказывал, что образ демона – всего лишь символ, обозначающий «дух отрицающий».
В действительности в образе демона Пушкин обозначил все чаще возникающие в его душе сомнения и скептицизм. Ранние идеалистические воззрения поэта постепенно таяли. Он уже успел попасть в опалу и находился в ссылке. Многочисленные бурные романы так и не привели к желанному идеалу. У поэта осталось немного верных единомышленников.
Поэтому автор с грустью вспоминает о своей беззаботной молодости, когда будущее казалось чистым листом бумаги. Поэт испытывал настоящие сильные чувства, его ощущения и впечатления были чистыми и свежими. Это безмятежное время постепенно прошло. Частым гостем поэта становится «злобный гений». В этом зловещем образе выступает разочарование Пушкина.
Он означает преобладание холодного рассудка над горячей душой. Поэт сталкивается с бездуховным человеческим обществом и сам заражается черствостью сердца и равнодушием. Он видит крушение своих прежних идеалов, всеобщее безверие и лень. Порок приравнен к добродетели, ложь – к правде. В такой ситуации просто нет смысла продолжать бороться за свои убеждения и отстаивать истину.
<\p>
Если раньше Пушкин считал, что обязан исполнить свой гражданский долг и не бросать попыток изменить своих современников, то теперь все чаще замечает, что это не дает никакого результата. Бесполезная борьба приводит лишь к растрачиванию жизненных сил и ненужным страданиям.
Возможно, стоит окончательно распрощаться с наивными убеждениями и начать жить как все, скрывая свои истинные чувства и выставляя напоказ мнимые добродетели.
К счастью, такая крайне пессимистичная позиция не смогла полностью овладеть поэтом. Стихотворение было лишь следствием временного душевного кризиса Пушкина. Оно свидетельствует о его серьезных размышлениях на эту тему. Впоследствии поэт довольно часто подвергался резким сменам настроения, что можно объяснить повторными посещениями таинственного демона скептицизма.
Читать стих поэта Александр Пушкин — Демон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-demon/
Анализ стихотворения Пушкина «Демон»
Каждый человек подвержен тем или иным страстям, о чем Александру Пушкину было достаточно хорошо известно. Еще будучи лицеистом, он неоднократно влюблялся и нисколько не стыдился своих чувств, считая, что они являются настоящим даром небес.
Однако, взрослея, будущий поэт открыл для себя странную и пугающую закономерность: чем больше он восхищался жизнью во всех ее проявлениях, тем чаще его одолевали скептические и лишенные романтизма мысли о бренности человеческого бытия.
Пора опьяняющей молодости постепенно прошла, уступив место серой повседневности, в которой развлечениям отводилась второстепенная роль.
Пытаясь найти объяснение подобным перепадам в настроении и мироощущениях, в 1823 году Александр Пушкин написал стихотворение «Демон», в котором свой скептицизм, помноженный на первые жизненные разочарования, представил в образе мифического персонажа.
Автор отметил, что коварный искуситель стал наведываться в нему еще в юности, когда жизнь казалась восхитительно безмятежной и полной удивительных открытий. При этом демон Пушкина не искушал поэта возможностью новых соблазнов, которые так велики в юности.
Наоборот, он пытался добавить ложку дегтя в бочку меда радужных надежд автора, и его «язвительные речи вливали в душу хладный яд».
Этому таинственному посетителю Пушкин придал черты обычного человека, который своим скептицизмом и хладнокровием методично разрушал мир иллюзий поэта. «Он звал прекрасное мечтою, он вдохновенье презирал», – именно так описывает своего незваного гостя автор.
Безусловно, этот образ является вымышленным и рожденным воображением поэта.
Однако если проанализировать ранний этап творчества Пушкина, то становится ясно, что к 24 годам он уже достаточно разочаровался в окружающем его мире, где правят не любовь и справедливость, а деньги и власть.
К моменту написания стихотворения «Демон» Пушкин уже несколько лет провел в южной ссылке и сумел осознать, что его мечтам о блестящем будущем вряд ли суждено сбыться.
Чтобы добиться высокого положения в обществе, ему нужно отказаться от творчества, в котором поэт видел главный смысл своего существования.
Что касается любви, то поэт в свои 24 года уже пережил несколько бурных романов и понял, что чувства, какими бы прекрасными и возвышенными он ни были, рано или поздно разбиваются о неприглядную реальность.
Несмотря на дворянское происхождение и титул поэт не мог обеспечить своим избранницам достойную жизнь, поэтому даже не пытался просить руки у тех женщин, в которых влюблялся. И осознание собственного бессилия являлось одной из причин резких перепадов настроения поэта, которые впоследствии он объяснил появлением того самого демона, хладнокровного, расчетливого, который «на жизнь насмешливо глядел».
Однако надо отдать должное Пушкину, который все же сумел преодолеть свои внутренние разногласия и со временем научился относиться к жизни философски, не теряя при этом веры в любовь, свободу и равноправие между людьми.
Но при этом поэт неоднократно отмечал, что его молодость все же была омрачена скептицизмом, который доставил поэту множество переживаний, изо дня в день выбивая почву из-под ног и заставляя отказываться от романтических иллюзий.
Примечательно, что после публикации этого стихотворения многие из окружения поэта узнали в образе коварного демона Александра Раевского, с которым поэт подружился во время южной ссылки. По воспоминаниям очевидцев, этот молодой человек был достаточно дерзким и язвительным, а окружающий мир воспринимал исключительно в мрачных тонах.
Однако позже Пушкин опроверг предположение о том, что прототипом демона является Раевский.
Поэт отметил, что вложил в свое стихотворение гораздо более глубинный смысл, суть которого сводится к тому, что любой человек в своей жизни сталкивается с подобными искушениями, и лишь от него самого зависит, сможет ли он сохранить душевную чистоту, пылкость сердца и остроту чувств, который жестокий мир постоянно проверяет на прочность.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Пушкина «Демон»« Краткое содержание «У войны не женское лицо» АлексиевичСочинение на тему честь »
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-demon/
Демон пушкин — Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Демон» ? — 22 ответа
В разделе Школы на вопрос Анализ стихотворения А. С.
Пушкина “Демон” ? заданный автором Максим Алексеевич лучший ответ это ДЕМОНВ те дни, когда мне были новыВсе впечатленья бытия —И взоры дев, и шум дубровы,И ночью пенье соловья, —Когда возвышенные чувства,Свобода, слава и любовьИ вдохновенные искусстваТак сильно волновали кровь, —Часы надежд и наслажденийТоской внезапной осеня,Тогда какой-то злобный генийСтал тайно навещать меня.Печальны были наши встречи:Его улыбка, чудный взгляд,Его язвительные речиВливали в душу хладный яд.Неистощимой клеветоюОн провиденье искушал;Он звал прекрасное мечтою;Он вдохновенье презирал;Не верил он любви, свободе;На жизнь насмешливо глядел —И ничего во всей природеБлагословить он не хотел.Александр Сергеевич в стихотворении “Демон” описывает явление “демонизма” в психике человека на своём примере. Он встретился с демонизмом своей психики в юности:- В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия: взоры дев, пенье соловья; когда свобода, слава и любовь так сильно волновали кровь …Такие переживания человек особенно остро испытывает именно в юности. Итак, юность, ощущение свободы или её желание, ожидание славы, предвкушение неизведанного, вдохновление и конечно же любовь, надежды на будущее …Кому непонятно о чём идёт речь? Кому чужды яркие переживания юности кружащие голову; будоражащие, волнующие и переполняющие эмоционально? Но что происходит с автором в эту “прекрасную пору”?- Тогда какой то злобный гений стал тайно навещать меня.Во первых – злобный. Не зря Пушкин называет произведение “Демон”. От зла добра не ищут. Он осознал своё состояние как недоброе, негативное, нехорошее. Во вторых – гений. Каждому ребёнку, проходящему стадию “взросления” знакомо состояние “юношенского бунта”, некоего “протеста всем” и особенно взрослым, но особенно-особенно родителям: Протест! “Я знаю как нужно! “, “Нечего меня учить! “, “На себя посмотрите! ” и т. п. Ребёнку думается в эту прекрасную пору, что он уже взрослый и способен без помощи окружающих разобраться, как нужно поступать. Не редко в такой ситуации добрый совет воспринимается им как укор, на который следует реакция: “Чего привязались? Без вас разберусь! “. Это явление в психике человека и есть “демонизм”.Это тот демонизм, который посещает каждого человека, на пути формирования и развития личности. Это обязательный этап развития психики человека.Конечно прошёл через него и Пушкин. Свои переживания демонизма он описывает так (в скобках даны мои пояснения) :чудный взгляд (хитрый взгляд? отсутствие честности?) ;язвительные речи вливают в душу хладный яд (подначивание собеседника, неадекватность в беседе?) ;неистощимая клевета (враньё?) искушающая провидение (Бога?) ;он звал прекрасное мечтою (прекрасное не может быть реальностью?) ;Он вдохновенье презирал (вдохновенье основа творчества?) ;Не верил он любви, свободе; (настрой на негатив) ;На жизнь насмешливо глядел — (когда нечего сказать по существу, усмешка и высмеивание наиболее частая реакция) ;И ничего во всей природеБлагословить он не хотел. (отсутствие лада с окружающим миром) .Встречу с собственным демонизмом Пушкин называет печальной:- Печальны были наши встречи:…
Действительно, оглядываясь назад, человек преодолевший этот этап развития своей психики, думает: “эх, как я дров-то не наломал? “. А тот, кто “наломал”, не только сожалеет, но и пожинает плоды своей деятельности. Читайте о том-же у М. Ю. Лермонтовав стихотворении “Мой демон”. И Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич подчёркивают, что описывают именно свой собственный демонизм словами: “В те дни, когда МНЕ были новы …” у Пушкина и “Мой демон” у Лермонтова.
Ответ от Одинокий путник[гуру]Гоша! Что я должен сделать с Пушкиным, Демоном, или с тобой. Скажи цену. Рассмотрю варианты.
Киллер.
Ответ от Невролог[новичек]Не соглашусь. Читайте все стихотворения на эту тему. В продолжении “Moe беспечное незнанье” становится понятным: отношение Пушкина к своему Демону не так однозначно…В образе демона, навещающего поэта, олицетворен скепсис, характерный для Пушкина в тяжелый для него 1823 г. Современники узнавали в демоне сухого и язвительного Александра Николаевича Раевского, с которым во время пребывания на юге поэт был в дружественных отношениях. Пушкин думал выступить в печати с опровержением этого суждения, предполагая дать заметку (под чужим именем), объясняющую идею «Демона».Moe беспечное незнаньеЛукавый демон возмутил,И он мое существованьеС своим на век соединил.Я стал взирать его глазами,Мне жизни дался бедный клад,С его неясными словамиМоя душа звучала в лад.Взглянул на мир я взором яснымИ изумился в тишине;Ужели он казался мнеСтоль величавым и прекрасным?Чего, мечтатель молодой,Ты в нем искал, к чему стремился,Кого восторженной душойБоготворить не устыдился?И взор я бросил на людей,Увидел их надменных, низких,Жестоких ветреных судей,Глупцов, всегда злодейству близких.Пред боязливой их толпой,Жестокой, суетной, холодной,Смешон глас правды благородный,Напрасен опыт вековой.Вы правы, мудрые народы,К чему свободы вольный клич!Стадам не нужен дар свободы,Их должно резать или стричь,Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич.Стихотворение выражает глубокое разочарование, охватившее А. С. Пушкина в 1823 году, которое было вызвано подавлением войсками Священного союза (союз России, Пруссии и Австрии) революционных движений и торжеством в Европе реакции. С этим черновым текстом связаны стихотворения «Демон» и «Свободы сеятель пустынный…».«Свободы сеятель пустынный» Изыде сеятель сеяти семена своя.Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до звезды;Рукою чистой и безвиннойВ порабощенные браздыБросал живительное семя —Но потерял я только время,Благие мысли и труды…Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич.
В стихотворении выражено разочарование А. С. Пушкина в действенности политической пропаганды, которая, как он в это время думает, не в состоянии пробудить «мирные народы». Эпиграф взят из евангелия от Матфея, гл.
13, ст. 3. Оттуда же и образ первых стихов (пустынный — одинокий). «Я… написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа», — писал Пушкин А. И. Тургеневу 1 декабря 1823 г., посылая ему эти стихи.
Демон поэма на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Демон поэма
Источник: https://22oa.ru/demon-pushkin/
Анализ Стихотворения Пушкина «Демон» – Литература
Анализ Стихотворения Пушкина «Демон»
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые <\p> 0 Forget Тематически произведение связано с такими стихотворениями поэта, как «Бывало, в сладком ослепленье», «Дар напрасный, дар случайный», «Безверие».<\p> 0 Ninaarc Литературное направление, жанр<\p> «Демон» – прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон – это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию. Но лирический герой не отождествляет себя с демоном. Жанр «Демона» – элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о тёмной стороне собственной личности, ищет в себе силы для победы над ней. Тема, основная мысль и композиция<\p> Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности. Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть – одно сложное предложение. Придаточные предложения времени, начинающиеся словом когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью – природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами. Лирический герой был полон надежд. Предложение заканчивается главной частью тогда… Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой. В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений. Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжёт, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу. Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого. Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы – лучшие надежды и поэтические предрассудки. Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества. Если обобщить всё, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определённый период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья – демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным. Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть. Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз». Размер и рифмовка<\p> Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Тропы и образы<\p> Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный приём стихотворения – антитеза. Старославянизмы возвышают, подчёркивают серьёзность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить. Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства. Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный (то есть странный) взгляд, хладный яд, неистощимая клевета. Во второй части положительное отрицается: провиденье – искушением, прекрасное – пустой мечтою, вдохновение – презреньем, любовь и свобода – неверием, жизнь – насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.<\p> 0 spring Стихотворение «Демон» оканчивается на печальной ноте: прекрасные годы омрачает появление демона, «часы надежд и наслаждений тоской внезапно осеня», и лирический герой жестоко разочаровывается в жизни. Однако я считаю, что А. С. Пушкин и своей жизнью и всем своим творческим наследием доказал, что сомнения – это лишь своеобразная проверка на прочность, преодолевая которую, человек должен стремиться к свету. Читая произведения русского гения, можно убедиться, что поэт не потерял веру в людей и в то, что вера в счастье, в свободу, несомненно, восторжествует над «злобным гением» сомнения, неверия и разочарования.<\p> |
Источник: https://ingvarr.net.ru/otvet/17-1-0-49875