Идейно-художественное своеобразие повести «судьба человека»

Художественные особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

    Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни.

Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.

    Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М.

Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.

    Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей. Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.

Обратите внимание

    Рассказ можно разделить на три части. Первая – это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая – основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя. Третья часть – концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.

    Безусловно, подобная композиция – рассказ в рассказе – оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.

    В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне. Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя – Андрея Соколова.

    Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику.

Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

По моему мнению, глаза – зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.

    Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования. Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя. Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.

    Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.

Важно

    Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание – плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но «беда не ходит одна». Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь. А в последние дни войны убит и его единственный сын.

    Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, «со светлыми, как небушко, глазами».

Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов. Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга.

Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.

    Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

    Нельзя оставить без внимания и то состояние «тяжелой грусти», которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти – и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/sudba-cheloveka/9893-khudozhestvennye-osobennosti-rasskaza-m-sholokhova-sudba-cheloveka

Конспект урока литературы на тему: «Идейно-художественное своеобразие рассказа Михаила Шолохова « Судьба человека»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 города Ноябрьска ЯНАО

Конспект урока литературы на тему: <\p>

«Идейно-художественное своеобразие рассказа Михаила Шолохова « Судьба человека»

учителя высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска

Танкина Кульзираш Шаехметовна

2017 год

Тема урока. « Идейно-художественное своеобразие рассказа М.А.Шолохова « Судьба человека»

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя :<\p>

Здравствуйте! Сегодня на наш урок пришло много гостей, давайте поприветствуем их и будем работать.

Итак, сегодня на уроке мы рассматриваем рассказ М.Шолохова « Судьба человека», его идейно-художественное своеобразие.

Наша основная задача определить в чем же проявилось мастерство Шолохова-рассказчика, его умение в небольшом по объему произведении обозначить важные проблемы.

– Ну, что ж, начнем.

– Однажды, находясь на охоте, Шолохов встретился с шофером у степной речушки, он был не один, а с приемным сынишкой. Шофер поведал писателю печальную повесть своей жизни. Рассказ случайного знакомого захватил писателя. Возвратившись с охоты и находясь под впечатлением от встречи, Шолохов сказал, что обязательно напишет об этом.

Совет

Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через 10 лет в 1956 году.

Толчком к этому был случай в Москве. Шолохов, находясь по своим делам в столице, случайно прочел повесть Э.Хемингуэя « Старик и море», и свое произведение он определил как полемику вокруг повести Хемингуэя.

Мы прочли повесть Э.Хемингуэя раньше.

Вопрос: Почему считается рассказ «Судьба человека» полемикой вокруг повести « Старик и море»?

Ответ: Лейтмотив повести – человек, который не сдается. Смирение и гордость в старике Сантьяго. Смирение, которое пришло с возрастом.Старик ведет титаническую борьбу в одиночестве. Воля к победе « Я все равно ее одолею, я докажу ей, на что способен человек, и что он может вынести».

Счастье, завоеванное в тяжелой борьбе с рыбой, у него украли акулы. Старик не одинок в этом жестоком мире. Он терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, торжествует его человеческое достоинство.

Звучат пафосные слова : « Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

Прошло 10 лет и материал жизни откристаллизовался и приобрел обобщающий характер. И, наверное, поэтому перед нами не талантливая запись одного житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации.

– 2 –

Некоторые мотивы рассказа содержались в другом рассказе Шолохова «Наука ненависти» (1942).

Вспомните, о чем этот рассказ Шолохова?

Обратите внимание

О воинах, попавших в плен, совпадают сцены проводов на фронт, что видели в плену и тылу Герасимов и Соколов. Но рассказ уступает на порядок и поэтому в « Судьбе человека» Шолохов обрел полновесную художественную выразительность.

2. Анализ рассказа

Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ М.А.Шолохова назван « Судьба человека», а не « Судьба Андрея Соколова» или « Жизнь Андрея Соколова» ?

«Человека» – это коллективный портрет, а не портрет одного героя, более того, это означает портрет любого, а, может, и целого поколения. <\p>

Слово «человек» по Горькому. »Все для человека и все от человека и добро и зло, существует только человек». Он способен все вынести, всех победить. Существует ли предел человеческим возможностям?

Вывод: заглавие указывает на программность. История случайного прохожего претендует на широкое обобщение, содержит в себе нечто типичное и значительное .В судьбе одного человека видится судьба целого народа.

Вопрос: Как построен рассказ?

Открытая в пространство композиция, открытый финал рассказа, эпическая широта, монолог, переходящий в диалог. Композиция кольцевая.

Экспозиция – автор-повествователь, вступающий в разговор с Соколовым о его жизни.

Рассказ в рассказе.

Произведение четко делится на 3 рассказа о жизни Соколова:

– 1 часть – жизнь до войны;

– 2 часть – жизнь во время войны;

– 3 часть – жизнь после войны.

До – во – после ( формула)

– 3 –

Лирическое начало, пронизывающее весь рассказ, является композиционно – художественной основой рассказа: весь рассказ пронизан прямым лиричным отношением автора, в конце рассказа приобретает лирико –философское звучание.

Вопрос: Определите, где кульминация произведения?

Сцена усыновления Ванюшки. Жизнеутверждающий мотив.

Основная идейная нагрузка рассказа: через судьбу, характер одного человека, показать силу характера целого народа с его силой духа, жаждой жизни.

Кто главный герой рассказа?

Человек, в биографии которого не было ничего внешне примечательного, олицетворил красоту идеалов своей эпохи.

Андрей Соколов – биография ( обращаемся к тексту )

Почему ничего примечательного, всё, оценивает сам герой, «обыкновенно».

С самого начала рассказа о своей жизни нет ничего такого, что бы отделяло его от народа. Горе горевал со всеми вместе. С самого начала жизнь его ничем не баловала.

Жил, как многие в те годы. Родился и рос в деревне, работал в разных городах, был по-своему счастлив. Обо всем этом Соколов рассказывает скупо, как говорится, без лишнего красного словца.

А зачем автору понадобилось этот рассказ до войны вводить в повествование жизни Соколова? Не проще ли было сразу войну показать, ведь именно там разворачиваются главные и яркие моменты рассказа?

Шолохов с неповторимой силой показал, что могучие силы, народное жизнелюбие , а главное – любовь к своей Земле – все эти качества неслучайно возникли и проявились особо в годы испытаний и потерь, когда людям свойственно объединяться и быть сильнее.

Шолохов стремится показать истоки этой силы духа, невероятной выносливости.

– 4 –

Слово учителя.

Вообще персонажи Шолохова – яркие, жизненные, рельефные, вымышленные, но в произведениях они теряют свою нереальность и приобретают свойства живой человеческой личности.

Вопрос : Ребята, а чувствовали ли вы себя во время чтения рассказа соучастниками событий? Почему?

Важно

Действительно, читатель вместе с героем проживает его жизнь: вместе с ним горюет, страдает, радуется. И это вовсе не случайно: рассказ пронизан необыкновенной правдой жизни, он чрезвычайно реалистичен.

Шолохов достиг в рассказе классической высоты в создании национального характера, охваченного в своем историческом развитии.

Вопрос. В каких произведениях мы касались темы русского национального характера?

1. Ф.И.Тютчев<\p>

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

2. Н.С.Лесков « Очарованный странник « Иван Северьянович Флягин. Иван – это Россия. Несчастная, постоянно сражающаяся со злым роком, романтическая Россия как очарованный странник.

3.Л.Н.Толстой на страницах « Войны и мира « раскрывает два замечательных образа, ярких представителей народа, воплотивших в себя национальный характер-это простой русский мужик Платон Каратаев, возродивший Пьера к жизни. Всегда в трудах и заботах, и только ночью мог раскрыть свою душу и по простому философствовать.

Тихон Щербатый -народный мститель, партизан., а до войны деревенский шут и клоун, но именно он поднял в трудную годину народ против врага.

В изображении национального характера Шолохов достигает классической высоты. ( Параллельно в тетради ведется запись « Черты национального характера»)

Слово учителя

В 1959 году режиссер и актер Сергей Бондарчук обратился к этому рассказу и решил снять фильм.

После встречи с Шолоховым Бондарчук вспоминал: « Шолохов говорил о правде искусства, о том, что писать правду чрезвычайно трудно, но этим не ограничивается писательское предназначение – сложнее писать истину.»

Совет

Истина по – шолоховски связана прежде всего с глубинным постижением народного характера, с необычайной зоркостью взгляда, прозорливым

– 5 –

проникновением в поэзию земного, с удивительным познанием того, о чем Шолохов писал.

Вопрос

Откуда в Соколове концепции национального характера ?

В прошлом, в глубинах России.

Сам Шолохов считал самой лучшей чертой национального характера – готовность защищать Родину( древнейшая черта).

Пришла беда, не его личная беда, а общая. Не задумываясь, отправляется Соколов защищать свою землю. Поведение Соколова на войне объясняется его внутренней готовностью и преданностью Родине.

Вопросы:

– Страницы, посвященные войне, самые яркие и отличаются от мирного повествования. Чем?

Реалистичностью, точностью повествования, эмоциональным накалом событий.

– Рассмотрим небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом эпизоде?

Человек один – ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех , даже ценю своей жизни.

– Эпизод в плену с предателем. На какие мысли он вас наталкивает ?

Читайте также:  Почему стихи есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»?

Непримиримость.

– Соколов попадает в плен. Его поведение в плену?

– Как относится герой рассказа к голоду, смерти. окружающим людям?

– Какие простые слова подбирает простой русский солдат, чтобы описать тяжесть плена? Найдите эти слова.

– Какие слова в произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе.

Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести.

Сила характера у Шолохова в рассказе – в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала.

Сила в преодолении.

– Что человеку для этого так необходимо ?

Конечно же, высокая нравственная закалка.

Экспресс анализ эпизода.

Эпизод с Мюллером .( Просмотр эпизода по телевизору)

Вопросы:

1. О чем думает в начале эпизода Соколов?

– 6 –

2. Соколов готов к смерти?

3. Как ведет себя герой перед немцами?

4. Немцы заметили, что Соколову страшно от мысли о смерти?

5. Почему немцы его пощадили?

6. Кто, по-вашему, одержал победу в этом противостоянии?

Соколов одержал над немцами победу – нравственную.

Выводы : Место эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой обнажает силу национального характера.

– В чем же составляющая сила характера Соколова? ( В поступках, в вере, в умении противостоять).

Слово учителя: мы не раз отмечали при изучении художественных произведений особенность речи того или иного героя. Что можно сказать о речи Андрея Соколова?

Она проста, понятна, по – народному колоритна.

Проверка домашнего задания.

Обратите внимание

Учащиеся дома должны были просмотреть по тексту речь героя рассказа. Были созданы три группы, первая – работала с пословицами, которые использует Соколов; вторая – со сравнениями, которые проводит герой рассказа; третья – с просторечиями, которые использует в своей речи Соколов.

Слово учителя. Нельзя не заметить, как автор обостряет свое внимание на особой детали в рассказе – сердце героя.

Я предлагаю вам проследить , как Соколов в тексте говорит о сердце.

1. « Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут « ( тупая боль в сердце – есть такое выражение).

2. « Сердце сжалось в комок и не разжимается «.Сжалось – метафора.

3. « Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать»

4. «Сердце раскачалось – поршня надо менять. Схватит и прижмет».

5.Автор в рассказе: « Мягкая, но когтистая лапа сжала мое сердце – я поспешно отвернулся».

Сердце способное к возрождению.

Через жест. Малозаметную деталь Шолохов показывает внутренние переживания героя.

Вопрос : Какая деталь в портрете Соколова наиболее яркая? ( Глаза)

Словесное рисование глаз героя в рассказе.

– 7 –

Сам Шолохов писал: Две – три черты и человек живет».

Много раз ломала жизнь героя, но не смогла сломать.

Отсюда учащиеся должны вывести основную проблему рассказа: сохранить человеческое в человеке в бесчеловечных условиях, трагических обстоятельствах.

Вспомните слова Соколова: « За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что исказнила?»

Что стоит за этими словами?

Боль , страдания , ИСПЕПЕЛЁННАЯ войной душа.

Казалось всё! Баста! Вот он предел! Иссякли силы!

Когда наступает этот момент? ( Убили единственного сына)

Но есть ещё силы!!!

Слово учителя. Нашел силы для возрождения старый солдат. И опять же не пустые слова, а дело – протягивает руку помощи осиротевшему, такому, как он, мальчонке.

Вывод: нет, неисчерпаема сила духа у настоящего человека, переполненного жаждой жизни, стремления к человеческому общению, действенной жизни.

Английский писатель Дж. Линдсей писал: « В « Судьбе человека» всё сгущено Шолоховым до основных черт трагедии, и всё-таки как бы находит простое, земное завершение то, что осталось символом в последней сцене « Тихого Дона».

Жизнь, окоченелая, изломанная, нагая. бездомная, снова пускает корни; из безжалостного и бесчеловечного утверждает себя человеческая близость на более широкой полной и более надежной основе.

Вопрос. Каков же характер рассказа? ( Антивоенный )

Слово учителя. Отношение М.Шолохова к войне общеизвестно, но в рассказе звучит ещё и предостережение относительно её повторения.

Важно

Подумайте, всегда ли мы внимательны к людям, может, за неприглядною внешностью – трагическая судьба.

Мы всегда должны помнить о том, что и мы ответственны за то ,что происходит вокруг нас.

Понятие двусторонней ответственности : ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ОБЩЕСТВА ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ. <\p>

– 8 –

Важно, чтобы человек был отзывчивым, был сопричастным, умел выслушать и понять, а главное – принять часть чужой боли на себя – это основное свойство русского национального характера.

Заключительная часть урока.

Ну вот и закончился ещё один этап работы над идейно-художественным своеобразием художественного произведения.

Попробуем сделать общие выводы.

Слово учителя.

Шолохов как мастер – художник, умело, просто, легко и доступно донёс до нас главное: как в нечеловеческих испытаниях жизни , потеряв всё, человек выстоял, победил и возродился, потому что он вместе со своим народом. И боролся он против такого гиганта, как фашизм, в отличие от старика у Хемингуэя

Источник: https://urokirusskogojazyka.ru/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-ideynohudozhestvennoe-svoeobrazie-rasskaza-mihaila-sholohova-sudba-cheloveka-183.html

Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»

Вторая мировая война — это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на

вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами.

Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил.

За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.

Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее.

«Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… — рассказывает Соколов.

— Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! — отвечаю ему. — Я должен проскочить, и баста!»

В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека — чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.

Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Совет

Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль.

Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество.

Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле.

Обратите внимание

На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца.

Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.

«Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» — признается Соколов своему собеседнику.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное — свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому.

Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это — не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова — судьба человеческая, судьба народная.

И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.

Источник: https://school-essay.ru/xudozhestvennye-osobennosti-rasskaza-mixaila-sholoxova-sudba-cheloveka.html

Композиционная особенность рассказа «Судьба человека»

В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов – военный корреспондент, автор очерков – в их числе “Наука ненависти” (1942), получивших большой общественный резонанс, главы незаконченного романа “Они сражались за родину” печатались на протяжении послевоенных десятилетий. В 1957 г. Шолоховым написан рассказ “Судьба человека”, вошедший в золотой фонд произведений о борьбе народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Рассказ посвящен Е.Левицкой. На письма к ней Шолохова мы уже неоднократно ссылались, и это посвящение как бы подчеркивает преемственность рассказа и предшествующего творчества писателя.

Читайте также:  Родина в стихотворениях блока и есенина

Принципиально новым в рассказе Шолохова было то, что писатель показал как положительного героя времени человека, прошедшего немецкий плен. (Кстати, таким был путь и лейтенанта Герасимова в “Науке ненависти”). Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места на страницах литературных произведений. Поэтому, повстречавшись еще в 1946 г.

Важно

с тем, кто стал прототипом образа Андрея Соколова, Шолохов не мог реализовать свой замысел. Он не принадлежал к тому типу писателей, кто мог заведомо писать “в стол”, не надеясь на публикацию. Он выступил со своим рассказом на страницах “Правды” только в период “оттепели” – после ХХ съезда партии, положившего конец культу личности Сталина и связанной с ним системой запретов.

Частная жизнь главного героя Андрея Соколова включена в конкретное время реальных исторических событий; герой (он родился в 1900 г.) – ровесник ХХ века, принявший на свои плечи все его социальные катаклизмы. Он выстоял в трагических испытаниях – немецкий плен, гибель семьи – которые послала ему судьба.

Самая заметная композиционная особенность “Судьбы человека” – построение по принципу “рассказа в рассказе”.

Оно связано с наличием в произведении двух субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события: собственно повествователя, персонально не обозначенного, и героя – Андрея Соколова.

В основе структуры рассказа лежит прием композиционного обрамления: исповедь героя заключена в рамки речи повествователя. Рассказ Соколова выделен в особое художественное единство несколькими способами.

Он отличен от речи повествователя по своей внешней форме, поскольку последняя представляет из себя типичный Ich-Erzahlung, а слово героя дано как сказ. Речь Соколова маркирована стилистически, его рассказ относится к прошлому, имеет иной объект изображения, ритм и тональность.

В силу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особую значимость, он становится текстом в тексте, произведением в произведении, приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховского творения.

Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость.

Помещение же рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между ними сложные отношения: герой и его жизнь становятся объектом эмоционального осмысления со стороны повествователя, в которое включается и читатель.

Совет

Мотивировка рассказа Соколова носит очерковый характер, повествователь сообщает читателю то, что он услышал от героя во время их случайной встречи на берегу реки, когда Соколов принял писателя за “своего брата” шофера. Разумеется, функция этого приема у Шолохова сложнее. Соколов видит в слушателе человека и своего поколения, и своей судьбы.

Это определяет естественность, предельную откровенность и полифункциональность его монолога. Зарубежная критика обратила внимание на то, что в “Судьбе человека” сочетаются исповедальность как элемент стиля и исповедь как жанр (13, 123-129). Речь Соколова становится исповедью, обращенной к повествователю и к себе.

Это диалог с собой, раздумье о своей жизни и жизни вообще, в которых нужно разобраться. Это рассказ о своем горе и душевном мучении, от которого нужно освободиться, стремление и показать себя, и утвердиться в своей правоте. В процессе рассказа происходит в какой-то мере освобождение Соколова от тяжелых душевных мук.

Местами монолог Соколова превращается в суд героя над собой. Таким образом он двунаправлен: обращен к повествователю, у которого Соколов ищет поддержки, понимания, и к самому себе, становясь осмыслением своей судьбы. Пользуясь термином М.М.Бахтина, его можно назвать диалогическим монологом.

Характерно и то, что рассказ Соколова идет почти без всяких пояснений, комментариев с его стороны: он считает, что повествователю все понятно, что их жизненный опыт и сознание едины.

Специфична в шолоховском творении и форма сказа.

Он сохраняет все свои признаки, воссоздавая безыскусную, естественную речь героя и подавая ее именно как чужую индивидуальную речь, как изображенное слово. И в то же время это хоровой, многоголосый сказ, не ограниченный сугубо профессиональной или диалектной лексикой.

Источник: https://www.rlspace.com/kompozicionnaya-osobennost-rasskaza-sudba-cheloveka-2/

Особенности авторского повествования в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Дата: <\p>

Класс:

Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.

Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.

<\p>

Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода. <\p>

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению. <\p>

Тип урока: комбинированный.

Ход урока. <\p>

1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей. <\p>

2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.

1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова. <\p>

– Где и когда родился писатель?

– Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)

– Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)

– Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов? <\p>

– В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)

– Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).

– Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»? <\p>

(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).

(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).

<\p>

– Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять? <\p>

(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).

– Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)

– Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его. <\p>

(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).

– В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»? <\p>

(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).

– Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей? <\p>

(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).

– Как выражена в рассказе позиция автора? <\p>

(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье – разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).

– Какова роль пейзажа в рассказе?

(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова.

Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.

Обратите внимание

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно- выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,

сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).

– Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?

(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования). <\p>

3. Подведение итогов. Рефлексия: – Сегодня мне очень понравилось.

– Сегодня я не совсем понял….

-Сегодня я могу оценить себя на….

4. Выставление оценок.

5. Д/з: <\p>

Рабочие материалы

Содержание диктанта и грамматического задания

1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.

6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.

Грамматическое задание

I вариант <\p>

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера. <\p>

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

<\p>

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

<\p>

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме <\p>

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант <\p>

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения. <\p>

Важно

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

<\p>

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме <\p>

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

<\p>

I вариант <\p>

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера. <\p>

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

<\p>

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. <\p>

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант <\p>

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения. <\p>

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его. <\p>

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению). <\p>

I вариант <\p>

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами.

Укажите их номера. <\p>

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его. <\p>

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

<\p>

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант <\p>

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения. <\p>

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его. <\p>

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению). <\p>

Источник: https://infourok.ru/osobennosti_avtorskogo_povestvovaniya_v_rasskaze_m._sholohova__sudba_cheloveka.-488326.htm

Композиция – Рассказ «Судьба человека» – М. А. Шолохов – Из литературы первой половины XX века – Сочинение по русской литературе – Подготовка к ЕГЭ – универсальный справочник

Композиция

В начале произведения дается описание первой послевоенной весны. Затем автор сообщает о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть произведения — это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица.

Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это придает повествованию эмоциональность, убедительность и достоверность.

Произведение завершают размышления рассказчика о дальнейшей судьбе его случайных знакомых.

Тема и идея. Тема рассказа — история жизни главного героя Андрея Соколова. Тема Великой Отечественной войны 1941—1945 годов — одна из ведущих в литературе XX века, однако авторы раскрывают ее по-разному. Как правило, сначала делался акцент на героизме русского народа, на его подвигах в этой войне.

Позже, уже в послевоенные годы, стали появляться размышления о том, какова же цена этой победы, какова судьба человека на войне. Именно о том, что пришлось пережить в то сложное время, рассказывается в произведении Шолохова «Судьба человека» .

Автор сделал смелый шаг, решившись рассказать всю правду о простой человеческой жизни, о страшной цене, которая была заплачена за победу, хотя еще была жива память о сталинских репрессиях, концлагерях, травле инакомыслящих.

Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином: «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали…

» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала». Наиболее ярко характер Соколова раскрывается в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

Совет

Эпизод с фашистом Мюллером можно рассматривать как духовное единоборство, в котором русский солдат, едва не падающий в обморок от голода, побеждает сытого самодовольного немца. Это, кстати, понимает и сам Мюллер, признавая в Соколове настоящего солдата.

В плену герой демонстрирует лучшие стороны человеческого характера: чувство собственного достоинства, смелость, стойкость, готовность в любой момент прийти на помощь и т. д. С первых

минут плена Соколова не покидала мысль о побеге. Первый раз побег не удался, но во второй раз Андрей не только сам вырвался из плена, но и привез с собой «немца, инженера в чине майора армии» с очень важными документами.

После бегства из плена Соколова ожидает еще более страшный удар, самое серьезное испытание: герой узнает, что его жена и дочери погибли. Довершает трагедию гибель сына, его последней радости и гордости.

У героя не осталось даже дома: его разрушила немецкая авиабомба.

Более того, он лишен последнего утешения — погоревать на могиле родных, потому что от жены и дочерей ничего не осталось, а сын остался лежать в чужой земле.

Сам герой прекрасно осознает тяжесть испытаний, выпавших на его долю: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «А за что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» Но Соколов не злится на весь мир, не замыкается в своем горе.

В его исстрадавшемся сердце находится достаточно тепла и доброты, чтобы усыновить сироту и трогательно заботиться о нем. Заменяя Ванюшке отца, герой сам понемногу возвращается к жизни: «Ночью — то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя».

Главная идея произведения состоит в том, что все эти события не сломили героя и не ожесточили его.

Обратите внимание

Смысл названия. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.

Страшные испытания, выпавшие на долю Андрея Соколова, — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека, это — судьба целого поколения людей, у которых война отняла самое дорогое.

Не случайно в названии звучит не конкретное имя, а обобщающее слово «человек».



Источник: https://scribble.su/ege/universal/248.html

Шолохов «Судьба человека» — сочинение «Художественное своеобразие рассказа Судьба человека Шолохова М.А.»

Вы находитесь в разделе Шолохов Здесь вы можете скачать Шолохов «Судьба человека» — сочинение «Художественное своеобразие рассказа Судьба человека Шолохова М.А.» по главам, действиям и частям.

Сочинение и краткое содержание Шолохов «Судьба человека» — сочинение «Художественное своеобразие рассказа Судьба человека Шолохова М.А.» поможет вам в выполнение домашней работы. Успехов в учебе.

_____________________________________________________________________________________________________<\p>

При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» — рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа.

Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки.

Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки.

Важно

Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ — от лица главного героя.

Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру.

Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя.

Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования.

В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок — война, смерть; человечность — изуверство; порядочность — предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья — жизненная трагедия Андрея Соколова.

На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин — драматическая исповедь — лирическая концовка.

Совет

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику.

Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской.

Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может.

Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово.

Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя).

В-третьих, исповедь Андрея Соколова — чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.

Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах.

Обратите внимание

В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора).

Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий.

Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова.

Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена — прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут.

Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера — подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти — отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным.

Важно

Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.

), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр.

Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу — создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека.

Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя. Все приёмы гармонично соединяются в небольшом рассказе и образуют целостное и весьма сильное по эмоциональному воздействию на читателя произведение.

Источник: https://sochinenie-class.ru/sholohov-sudba-cheloveka-sochinenie-hudozhestvennoe-svoeobrazie-rasskaza-sudba-cheloveka-sholohova-m-a/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]