Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».
И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.
Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы.
Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова.
Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.
Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси».
Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.
Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:
«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»
Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете.
Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь.
Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.
Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака.
Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора.
Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.
Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».
Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.
Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами».
Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку».
В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.
Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых.
А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа.
И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…
В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена.
Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой.
Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.
Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.
В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.
Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье.
Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья.
Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними.
Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/kak-ponimayut-schaste-geroi-i-avtor.html
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? | Литерагуру
Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
«Кому на Руси жить хорошо» — одна из самых непонятных поэм школьного курса, так как автор затронул очень важную и неоднозначную тему – тему счастья человеческого. Об этом очень сложно говорить объективно, тем более, говорить от имени всей Руси, ведь понимание счастья у каждого свое.
Однако Некрасов нашел выход из положения и создал такую многоликую систему образов, которая смогла вместить точки зрения всех основных сословных представителей. Они по-разному понимают жизнь, их позиции иногда противоречат авторской, поэтому читать становится еще интереснее.
Как же все они представляют счастье?
Сам автор, Николай Некрасов, соглашается с точкой зрения единственного счастливца на Руси, Гриши Добросклонова: счастье в том, чтобы помогать своему народу «становиться гражданином», у которого есть права, а не только обязанности. Служение своему народу ценой самопожертвования – вот, что приводит душу к истинной гармонии.
Звучит, конечно, парадоксально: как самоотречение может сулить счастье? Но в этом и заключается истинная природа того блаженства, которого мы все хотим достичь.
Личное, эгоистическое удовольствие от жизни автор противопоставляет народному, общечеловеческому счастью и приходит к выводу, что забота о своем благосостоянии не принесет духовного удовлетворения, а без него человек деградирует и, как следствие, живет неполноценно. Дело в том, что духовную жажду можно заглушить только службой чему-то большему, чем ты сам.
Например, осчастливить всю Русь – это глобальная идея, она заберет всего человека, зато не оставит ему сомнений, одиночества и внутренней пустоты. Люди на такой службе чувствуют свою нужность и принадлежность к общему делу, поэтому находятся в состоянии гармонии с миром, несмотря на мрачные перспективы «чахотки и Сибири».
Что же случится, если человек будет заботиться только о своем личном счастье? Эта деятельность принесет минутное удовлетворение, но смысла жизни она не придаст. Слишком широка душа человеческая, ее не обуздать и не исчерпать такой мелкой и суетной мыслью, как обеспечение собственного блага.
Ответ на этот вопрос дает нам понять, почему же остальные герои поэмы не счастливы. Перед нами люди, симпатичные автору, но неспособные на служение глобальной идее, которая могла бы объяснить им смысл бытия и придать сил на борьбу с жизненными трудностями. Они мыслят, как рабы: если горе оказалось не таким страшным, каким могло быть, это уже счастье.
У них нет высших духовных запросов, нет идеалов и целей, кроме самых простых бытовых потребностей.
Однако нельзя обобщать. Герои Некрасова, на мой взгляд, делятся на две категории: люди, не смирившиеся с рабской долей, — это Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — и их антиподы — слуги богатых помещиков, которые продают свое достоинство за уютное место.
Савелий, Матрена и Ермил – не холопы, у них есть воля к свободе. Они имеют право на личное счастье, они пытаются его добиться, однако дальше своих изб, которые «с краю», они не идут и «ничего не знают».
Однако мы, как и семеро мужиков, хотя бы сочувствуем их незавидной крестьянской доле. Может, они еще не созрели для служения народу. Но вот барское самодурство и замашки холопского сословия отвратительны как искателям правды, так и читателям.
Эти люди – закоренелые рабы своих предрассудков, им недоступно само понятие счастья, и, как следствие смысл счастья, заложенный Некрасовым.
Давно известно, что жить хорошо тому человеку, который чувствует себя нужным, и хорошо ему только там, где в нем нуждаются.
На Руси испокон веков процветала несправедливость, поэтому народу нужен был заступник, нужен был Гриша Добросклонов – честный, самоотверженный народный характер, которому люди верили, за которым могли пойти и бороться за свои права.
Счастье героев – это его счастье, он не отделяет себя от них. Вот почему счастлив именно он, вот почему на Руси жить хорошо: его жизнь приобрела смысл не только для него, но и для всех его сограждан.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kak-ponimayut-schaste-geroi-i-avtor-poemy-komu-na-rusi-zhit-horosho/
Сочинение «Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? | Сайт об истории и культуре России
Н.А.Некрасов посвятил своё творчество народу. В этом он признаётся в своей «Элегии»:
Я лиру посвятил народу своему.<\p>
Быть может, я умру неведомый ему,<\p>
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Некрасову очень близка тема страданий народа, потому что он с детства видел бесправие крестьян, угнетаемых жестоким тираном — отцом будущего поэта.
Некрасов через всю жизнь пронёс в своём сердце боль за тяжёлую судьбу русских крестьян. Его творчество обращено к темам освобождения крепостных, обличения помещичьей России.
Писатель не только задумывался о народном счастье, но и посвятил его достижению свою жизнь.
Читая поэму, я вспомнила рассказ В.Г.Короленко «Парадокс». В нём безрукий «феномен» говорит: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». С этим вполне можно согласиться, так как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё.
Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», мужики, сначала думают, что счастье у богатых господ. Для обездоленных крестьян материальное благосостояние — это один из признаков счастья. Их можно понять, деньги во все времена давали человеку свободу и лучший уровень жизни.
После отмены крепостного права только люди, имеющие средства к существованию, стали свободными.
Что же оставалось делать тем, которые не могли выкупить себя из господской кабалы? А куда могли уйти от помещика безземельные крестьяне? Чтобы прокормить семью, большинство русских мужиков оставались у своих хозяев. Голодный человек счастливым быть не может.
Но и деньги, как выяснили герои поэмы, не дают счастья. Поп, оказывается, тяжело зарабатывает на свой хлеб, постоянно видя горе крестьянское. Помещики жалуются на обеднение деревни, а солдаты «шилом бреются«, «дымом греются».
В главе «Счастливые» описывается, как понимает счастье русский народ. Стоило только пообещать водки, нашлось много «счастливых». Выслушав истории людей, мужики поняли:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Не похож на всех мельник, бурмистр Ермила Гирин. Он бросает вызов миру своей честностью, несмотря на свой проступок. Когда ему понадобилась помощь, люди откликнулись на его просьбу, дали денег на мельницу. Может, доверие и любовь народа — это и есть счастье?
Совершенно другое понимание счастье у помещика Оболта-Оболдуева: деньги, покорность крестьян, неограниченная власть над людьми:
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
За этим представлением счастья можно разглядеть примитивную, неразвитую духовно личность.
В главе «Крестьянка» странники спрашивают у Матрёны Тимофеевны о её счастье. Несмотря на тяжёлую, полную бед и лишений жизнь многие считают её счастливой. Но так ли это на самом деле?
Если считать счастьем безмятежную жизнь без горя, то судьба солдатки, конечно, несчастна:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Матрёна Тимофеевна вызывает восхищение своей волей к жизни. Она не впадает в уныние от выпавших на её долю страданий. Эта мудрая женщина умеет находить счастливые минуты. Искренне радуется она освобождению мужа Филиппа, рождению сына Лиодорушки. Красота природы не оставляет её равнодушной:
Хорошо, светло
В мире божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.
Счастье богатыря Савелия, мне кажется, заключается в его человеческом достоинстве, любви к свободе. Он не смиряется с положением раба, совершив достойный поступок. Богатырь убивает душегуба Фогеля, не боясь последствий.
Савелий выделяется из людей даже своим внешним видом. Он похож на Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Савелий и Флягин напоминают обликом богатырей русских. Оба героя — раскаявшиеся грешники, ушедшие в монастырь.
Святорусский богатырь не согласен с бесправием крестьян. На слова сына, что Савелий «клейменый каторжный»:
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
«Клейменый, да не раб!»
В лице Гриши Добросклонова автор изобразил народного заступника. Некрасов верит, что наступит счастливое время, хотя знает, что на пути этом будет ещё много страданий.
Гриша готов бороться за счастье народа:
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.
Все герои, все образы поэмы выражают понимание счастья самого поэта. Некрасов незримо присутствует в их словах и поступках. Используя народный язык, писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова счастье народа невозможно без свободы:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Источник: https://samarus-school.ru/sochinenie-kak-ponimayut-schaste-geroi-i-avtor-poehmy-komu-na-rusi-zhit-khorosho.html
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Скачать сочинение |
Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.
Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить.
Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека.
Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти “счастье мужицкое”.
В поэме решается самый главный вопрос современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?
С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права.
Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной “Пир на весь мир”.
Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. …
А у Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.
В семинарии семинаристов “недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.
Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”.
И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
…и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного
Родного уголка.
Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.
Иди к униженным,
Иди к обиженным
-Будь первый там!
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Гриша — поэт, создавший песню “Русь”.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка Русь!
Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается…
Рать подымается –
Нейсчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо.
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Смотрите также по произведению “Кому на Руси жить хорошо”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00075801184864110808
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ? (вариант 3)
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ?
Поэму Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» принято называть поэмой- эпопеей. Эпопея – это художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты и объективности целую эпоху в жизни народа. В центре этого произведения – изображение порефор- менной России. Некрасов писал свою поэму в течение 14 лет, собирая для нее материал «по словечку».
Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от порабощенного крестьянства до процветающего дворянства во главе с царем.
Гражданственность лирики Некрасова определялась, прежде всего, назначением поэта в жизни, его способностью в отдельных эпизодах увидеть основные законы жизни и не остаться равнодушным к народным чаяниям. Основной темой произведения стала жизнь народа, жизнь крестьян.
С необычайной яркостью и точностью описываются все беды и невзгоды, которые приходится терпеть народу, все трудности его существования. Несмотря на реформу 1861 г.
, «освободившую» крестьян, они оказались в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу, и через всю поэму проходит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Сюжет поэмы похож на народную сказку, здесь семь крестьян путешествуют в поисках счастья.
Об их положении свидетельствуют названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: «уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож». В начале поэмы у них возникает вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Странники ищут счастливого человека среди всех сословий, но главная цель их путешествия – найти «счастье мужицкое».
Некрасов не может не показать низкий уровень жизни народного сознания, его ограниченность. Я Мужики понимают счастье примитивно, сводят к материальной обеспеченности, к покою, богатству Я и чести.
Но встречи с разными людьми меняют взгляды странников. Они знакомятся с попом, который опровергает крестьянскую формупу счастья.
Для него покой – равнодушие, честь человека – отношение окружающих к нему, а оно не всегда бывает положительным и объективным.
Странники знакомятся с Якимом Нагим, чья история тоже внесла изменения в мировоззрение путников. Для него богатство не критерий жизни, ведь во время пожара он с женой бросается спасать не накопленное богатство, а картиночки и иконы, что свидетельствует об их духовности, возвышенном отношении к жизни и непрактичности.
Примечателен и Ермил Гирин. Он был писарем, прославился на всю округу умом, справедливостью, бескорыстной преданностью народу и заслужил его уважение.
На аукционе Ермилу не хватило денег на покупку мельницы, и все люди помогли, собрали нужную сумму, зная о честности Гирина.
Но он не идеален: Ермил, пожалев своего брата, назначил в рекруты сына Власьевны. Затем он раскаивается о совершенном поступке:
Судил я вас по совести,
Теперь я сам грешнее всех.<\p>
Судите вы меня!
Гирин «имен все, что надобно для счастья», но он принес это в жертву ради народной правды и попал в тюрьму за свое выступление во время бунта.
Другой яркий представитель протестующего крестьянства – Савелий Корчагин.
Убийство немца, притесняющего крестьян, произошло незапланированно, оно олицетворяет крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокость со стороны помещиков.
В Савелии живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются такие человеческие качества, как искренняя любовь, сила духа, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других.
Особой темой становится судьба русской крестьянки, потому что она оказывается еще тяжелее, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами счастливую искать», – говорит Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка».
Матрена Тимофеевна,<\p>
Осанистая женщина,<\p>
Широкая и плотная,<\p>
Лет тридцати осьми,<\p>
Красива, волос с проседью,<\p>
Глаза большие, строгие,<\p>
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
наказание за проступок ее сына Федотушки. Но после известия о том, что ее мужа забирают в армию, она решает бороться за свое счастье до конца. Ей помогает сама губернаторша. Оказывается, счастье крестьянки просто не стать солдаткой.
Гриша Добросклонов. Он борец, заступник крестьян и свое предназначение осознал в 15 лет – «будет жить для счастия… родного уголка».
Слышал он в груди своей<\p>
Силы необъятные,<\p>
Услаждали слух его<\p>
Звуки лучезарные<\p>
Гимна благородного –<\p>
Пел он воплощение<\p>
Добросклонова не пугают испытания, ибо он свято верит в торжество дела, которому посвятил свою жизнь. Гриша пошел по трудному, тесному пути, но именно на нем ждет человека счастье, потому что оно несет людям свет и радость жизни.
После столь долгого и продолжительного путешествия путники вернулись домой, так и не найдя счастье «мужицкое». Для Некрасова счастье- это освобождение народа от рабства. Именно через образ Гриши Добросклонова автор доносит до читателя эту идею:<\p>
Несокрушимая.
Для Некрасова плач народный являлся набатом, призывающим всех порядочных интеллигентов и демократов к решению проблем послереформенной Руси.
Уничтожение или отмена крепостного права сами по себе еще не несут в себе освобождения крестьян.
Признание их прав произошло только на юридическом уровне, осмысление же себя как полноправного члена общества произошло лишь в некоторых представителях крестьянства.
По косогору тянется,<\p>
Потом в овраг спускается,<\p>
Как грязи тут не быть?<\p>
Две церкви в нем старинные,<\p>
Дом с надписью: училище,<\p>
Пустой, забитый наглухо,<\p>
Изба в одно окошечко,
С изображеньем фельдшера,<\p>
Пускающего кровь…
Описание природы тоже не вызывает радостных чувств:<\p>
Не греет землю солнышко,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам,<\p>
Складывается такое впечатление, что все настроено против народа, но, несмотря на все преграды, встречающиеся на пути к счастью, каждый борется за него, надеется на лучшее.
сыну Демушке:<\p>
Носила я Демидушку,<\p>
По поженкам… лелеяла…
В работу муж отправился<\p>
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное<\p>
«Тогда и было счастьице!» Крестьянка чувствовала себя счастливой, когда жила в родном доме, когда в ее жизнь пришла любовь. Я считаю это важным для каждой женщины. Но счастливые времена в жизни этой женщины промелькнули как сладкий сон:
Семья была большущая,<\p>
Сварливая… попала я
С девичьей прямо в ад!
Ад… Это слово вызывает у меня страх, а ведь именно такую характеристику Матреёна Тимофеевна дает своей жизни. Но все же крестьянка борется за свое счастье, используя все возможные средства.
С помощью собирательною образа Матрёны Тимофеевны Некрасов описывает жизнь всех русских женщин. В заключение Матрёна говорит:
Обидно, молодцы!
К вельможному боярину,<\p>
Идите вы к царю,<\p>
А женщин вы не трогайте, –
Вот бог! Ни с чем проходите
До гробовой доски.
Другой не менее яркий образ поэмы – Яким Нагой. Яким – честный труженик с чувством собственного достоинства. Он умен, прекрасно понимает, почему крестьянин так плохо живет:<\p>
Душа что туча черная –<\p>
Гневна, грозна и надо бы<\p>
Громам греметь оттудова,<\p>
Кровавым лить дождям,
Яким призывает народ к борьбе, верит в лучшее, в свободный труд. Он не может смириться с такой беспросветной жизнью, борется, ищет свою правду.
Примечателен и Ермил Гирин, который прославился справедливостью, умом, преданностью народу, именно поэтому его избирают старостой, но Ермил – простой человек, которому свойственны ошибки Гирин совершил ошибку, из-за которой чуть не кончил жизнь самоубийством.
Был случай, и Ермил-мужик<\p>
Свихнулся из рекрутчины.<\p>
Меньшого брата Митрия<\p>
Повыгородил он.
Ермил преданно служил народу. В главах о Матрёне Тимофеевне, Якиме Нагом, Ермиле Гирине мы чувствуем, как нарастает недовольство крестьян, их протест. Но лишь в главе «Савелий – богатырь святорусский» крестьянский протест превратился в бунт, который завершился убийством.
Я в землю немца Фогеля<\p>
Христьяна Христианыча<\p>
Живого закопал….
Значит, крестьянское терпение не вечно, ведь невозможно бесконечно терпеть издевательства помещиков, их насмешки.
Какие же возможны дороги к счастью?
Средь мира дальнего<\p>
Для сердца вольного<\p>
Есть два пути…<\p>
Итак, к счастью можно идти двумя дорогами. Во-первых:<\p>
Одна просторная
Дорога – торная,<\p>
Страстей раба,
По ней громаднёя,<\p>
К соблазну жадная,<\p>
Идет тропа.<\p>
О жизни искренней,<\p>
О цели выспренней.<\p>
Там мысль смешна…
К людям, которые избирают этот путь, автор относится сатирически. У меня же они вызывают caмые отрицательные чувства.
Но ведь есть и другая дорога:<\p>
Другая тесная,<\p>
Дорога честная,<\p>
По ней идут<\p>
Лишь души сильные,
Любвеобильные,<\p>
Неисчислимая!
А что же такое счастье? И кому на Руси жить хорошо? Это один из «вечных вопросов», своевременный и для нашей сегодняшней жизни.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/54/53560.htm
Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова “Элегия”:
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления.
Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.
Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью.
Уже зачин поэмы “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай”, не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле.
Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож.
В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняка, узнают о том, что от неурожая “целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут…”.
Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой обрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается…
Центральный вопрос поэмы: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа:
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву
А Пров сказал: царю…
В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:
В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, друга милые?
Они сказали: “Так”.
Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие “счастье”. Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков.
Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который “сам нуждается и рад бы дать, да нечего”.
Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии:
Французу не привидится
Во сне — какие праздники,
Не день, не два — по месяцу
Мы задавали тут.
Свои индейки жирные,
Свои наливки сочные,
Свои актеры, музыка,
Прислуги — целый полк!
Пять поваров, два пекаря…
в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Богатство “прогрессивного” помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из “Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою”. Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.
Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему.
Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях “был, а не убит”, “нещадно бит я палками” — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как “родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни.
Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.
Покой — внутренняя гармония и чистая совесть. Честь — уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.
Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:
Да, был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,лл
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: “Не дело между бабами счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, “Бог сибирской язвою” трижды наградил.
Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.
Матрена называет деда Савелия — “богатыря святорусского”, который двадцать лет провел на каторге. Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда!
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.
Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе “Доброе время — добрые песни”, и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя.
Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:
Судьба ему готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Песня “Русь” гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение:
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.
Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/125-2010-01-11-07-00-03/2183———q—-q
Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», над которой автор трудился около 20 лет.
Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности произведения, определившей жанровое своеобразие — поэма-эпопея. В ней Н. А.
Некрасов, опираясь на фольклорную основу, попытался отразить глазами разных представителей народа все важнейшие события пореформенной России.
Герои поэмы и их представление о счастье.
Найти ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы, пытаются 7 мужичков из деревень с «говорящими» названиями: «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка…» Спор, возникший между героями («Роман сказал: помещику, // Демьян сказал: чиновнику, // Лука сказал: попу».), заставляет их отправиться в дорогу. Мотив дороги становится сквозным и расширяет пространство поэмы, позволяя автору показать всю Русь.
Первоначальное представление мужичков о счастье как о «покое, богатстве, чести» подвергается пересмотру. Встреченный ими священник развеивает миф о собственном благополучии:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы,
Кормилицы,поилицы,
Рабыни, богомолицы И труженицы вечные,
Господь, прибавь им сил!
С таких трудов копейками Живиться тяжело!
Душевная щедрость, широта и доброта народа в «Сельской ярмонке» фокусирует внимание мужичков на крестьянской душе. «Пьяная ночь» представляет «счастливца» — Якима Нагого, который становится символом духовности: этот мужичок из горящей избы вынес картиночки, а жена его спасала иконы, все же материальные ценности, что нажили, сгорели.
К «счастливым» относит народная молва Ер- милу Гирина («В остроге он сидит…»), Матрену Тимофеевну Корчагину («Не дело — между бабами // Счастливую искать!..»), Савелия — «богатыря святорусского» («Счастливец тоже был…»). Но судьба каждого из них тяжела.
Счастье их имеет нравственное содержание: «почет… не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой», «лад в семье», свобода, за которую не страшно и на каторгу пойти.
Не многим лучше оказывается в новом времени и житье помещика: усадьбы переводятся, сады вырубаются, кругом царит запустенье:
Поля — недоработаны,
Посевы — недосеяны,
Порядку нет следа!
О матушка! О родина!
Болезненный слом эпохи прошелся и по дворянскому сословию:
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Счастливый в поэме. Но кому же на Руси «живется весело» и «вольготно»? Путь народного заступника, по мысли автора, есть путь к счастью. Некрасов выступает на стороне бунтарей во имя справедливости и свободы. Воплощением
этой авторской идеи становится образ Гриши Добросклонова. Сын крестьянки, знающий все тяготы жизни простых людей, выступает за счастье народное:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода Прежде всего!
Песенка Гриши «Русь» о «сердце народном», сохранившем свою свободу даже в рабстве, о силе, спокойной совести, о правде становится «воплощением счастия народного».
Глава «Пир на весь мир», в которой странники и встречают Гришу Добросклонова, демонстрирует постепенно просыпающееся самосознание крестьян (от главки «Горькое время — горькие песни» к главке «Доброе время — добрые песни»). Именно после пира Гриша слагает песню, в которой звучат слова «вольного сына»:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином…
В финале поэмы авторское представление о счастье соединяется выбором сынов Руси, «отмеченных печатью дара божьего». Выбор «тесной, честной» дороги, по которой идут заступники «за обойденного, за угнетенного», по мнению Н. А. Некрасова, и есть путь к счастью
На этой странице искали :
- как понимают счастье герои и автор поэмы кому на руси жить хорошо
- как понимают счастье герои и автор Кому на Руси жить хорошо
- как понимают счастье герои и автор поэмы некрасова
- как понимают счастье герои и автор поэмы некрасова кому на руси жить хорошо
- сочинение на тему как понимают счастье герои и автор поэмы кому на руси жить хорошо
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/kak-ponimayut-schaste-geroi-i-avtor-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html
Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
1. Понятие счастья.
2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
3. Типы счастья.
4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.
Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных.
Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими.
Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.
В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М.
Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть.
Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.
Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.
Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников.
У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось.
Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.
Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор. описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.
Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека.
По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят.
Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.
Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам.
Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания.
Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшным, каким могло быть.
Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин
— вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.
Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».
Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:
…А у Григория Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.
В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:
… в сердце мальчика
С любовью к бедной матери,
Любовь ко всей вахлачине
Слилась…
Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:
.,. и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи.
В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян.
Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:
Иди к униженным,
Иди к обиженным
— Будь первый там!
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается…
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».
Сочинения » Сочинение » Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/kak-ponimayut-schaste-geroi-i-avtor-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/