Во всей поэзии “серебряного века”: Сергей Александрович Есенин
Такая Смелая и неожиданная метафоризация привычных и характерных реалий деревенского быта стала вскоре одним из любимейших поэтических приемов Сергея Александровича Есенина, признанного всеми лидера “крестьянской кузницы”. С. А.
Есенин Сергей Александрович Есенин вобрал, впитал в свое творчество едва ли не все достижения как классического, “золотого века”, так и современного ему “серебряного века” русской поэзии.
По значимости же влияния на его поэтический мир трудно поставить кого-либо рядом с Блоком, так как “именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органичной темой является судьба русской деревни, России, что его малый (“ситцевый”) мир вбирает в себя мир большой”.
Следуя традициям русского символизма, “вещности” и реальной предметности акмеизма, поэт обновляет свой поэтический язык прежде всего за счет использования “диалектизмов”, что нашло яркое выражение в стихотворении “Черная, потом пропахшая выть…”.
Обратившись к словарю Вл. Даля, легко можно установить все те значения лейтмотивного словообраза “выть” (“земельный участок, доля, судьба” и т. д.), которые обогащают и раскрывают его смысл. Интересна в стихотворении смыслонесущая роль и других диалектизмов, также обогащающих своими значениями основной словообраз.
Но еще более интересна оппозиция строк: если первые из них создают в основном зрительный словообраз, построенный на предметно-загадочных, семантически не очень ясных для читателя диалектизмах с их символистским “мерцанием смысла”, а также на богатых светоощущениях (“черная выть”, “синяя гать”, “серое вере-тенье”, “красный костер окровил таганы” и т.
д.), то вторые – строятся на чувственно-слуховом восприятии поэта (“Как мне тебя не ласкать, не любить?”, “К сердцу вечерняя льнет благодать”, “Глухо баюкают хлюпь камыши” и т. д.).
Художественно-диалогическая рифменная созвучность строк, постепенно разворачиваясь от строфы к строфе, создает к последней из них ТОТ неповторимый образ “выти”, в котором отразилась вся деревенская Русь.
Для раннего С. Есенина характерна и религиозная лексика, богато представленная в его первом поэтическом сборнике “Радуница” (1916).
Однако она свидетельствует не о мистической, а о народно-бытовой, освященной крестьянской традицией вере, выше которой С. Есенин ставит свою родину.
Об этом говорится в его программном стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…”, строфы которого также построены на диалого-семантической оппозиции, оттеняющей нравственный выбор поэта:
Если крикнет рать святая: “Кинь ты Рись, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.
Так в альтернативно-семантической оппозиции “рай-родина” обнаруживаются высшие нравственные ценности поэта. А разве не о тех же ценностях идет речь в стихотворении “Шел господь пытать людей в любви”, где “старый дед” не уступает в доброте, любви и милосердии самому богу?
Подошел господь, скрывая скорбь и муку; Видно, мол, сердца их не разбудишь И сказал старик, протягивая руку: “На, пожуй… маленько крепче будешь”.
Любовь поэта к простым людям, родине, природе естественна и глубока. Отсюда и его частое желание “затеряться” в ней, слиться с нею воедино.
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвенных. (“Край любимый! Сердцу снятся…”)
Последний эпитет, заимствованный явно из религиозной лексики, очень хорошо вписался в поэтический язык С. Есенина, придав ему необходимую здесь приподнятость.
В противоположность этой лексике поэт мастерски владеет повседневной, порой даже намеренно сниженной лексикой, выражающей нехитрые, но щемящие душу мелочи и детали деревенского быта.
Вот как он описывает избу, в которой все пробуждает дорогие сердцу воспоминания:
Пахнет милыми драценами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. (“В хате”)
Вероятно, во всей поэзии “серебряного века” трудно отыскать еще одно такое же “вещное”, материально сочное и выразительное акмеистическое стихотворение, как это.
В его основе несомненно лежит глубоко жизненный реализм, восходящий своими корнями к традиционным мотивам деревенского избяного мира крестьянских поэтов XIX в. (Ср. стих “Изба” Ф. Н. Слепушкина, “В избе” С. Д. Дрожжина и др.).
Часто в установке на неожиданную образность литературоведы усматривают влияние символизма. У С. Есенина же “неожиданная образность” чаще всего предметна, акмеистична, даже реалистична, как в разностилевой “Радунице”.
И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари”. (“Выткался на озере алый свет зари”) “Как метель, черемуха Машет рукавом”, (“Край ТЫ мой заброшенный…”)
Так, через усвоение богатейших традиций русской поэзии, ее разнообразных направлений и стилей, вбирая все достижения современных ему поэтов, в том числе и “новокрестьянских”, Вбирая все богатство жизни, природы и деревенского мира, оттачивал С. Есенин свой неповторимый художественный стиль, став бесспорным лидером поэтической “крестьянской купницы”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Во всей поэзии “серебряного века”: Сергей Александрович Есенин
Другие сочинения по теме:
- Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт. Его родная стихия народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса….
- Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным…
- Иосиф Бродский – творец поэзии “Серебряного века” “Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди них наиболее тяжелыми являются не преследования авторов,…
- Чувство Родины основное в моем творчестве. (С. Есенин) Насколько устойчивой была у Есенина мечта об “Инонии”, отражавшая патриархальные представления крестьянства, показывает его очерк “Ключи Марии” (1918), в котором…
- Композиция, посвященная Сергею Есенину. Есенин, Маяковский, Маклашевская Маклашевская. С Маяковским я встречалась раза три, почти мельком. Но у меня осталось чувство, что он умеет внимательно и доброжелательно…
- Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта “серебряного века” Через все многообразное творчество поэта и его тяжелую жизнь проходит поиск ответа на вопрос, который вынесен в эпиграф сочинения. Осип…
- За что любил родину такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что для него родина – прежде всего поля, деревни, леса: словом, все то, что входит в плоть и…
- Поэты “Серебряного века”: Николай Гумилев В русской литературе “Серебряный век” – это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом…
- Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Есенин С. А Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется…
- На Парнасе серебряного века …Юноша был тонок, строен, в элегантном университетском сюртуке с очень высоким, темно-синим воротником (тогдашняя мода), и причесан на пробор тщательно….
- Русская поэзия серебряного века Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как…
- Русская литература серебряного века, как блестящее созвездие ярких индивидуальностей Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере…
- Последний поэт из серебряного века (Творчество Георгия Иванова) Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в “терновый венец революций”. Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности….
- Фольклор в поэзии Есенина Поэзия С. Есенина – яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание…
- Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века” Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает…
- Русская литература серебряного века, как блестящее созвездие ярких индивидуальностей (окончание) Такое использование ассоциативных значений слова побуждает читателя к встречной лирической активности. “В поэзии важно только исполняющее понимание – отнюдь не…
- Композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина. Есенин и имажинисты Ведущий. 17 ноября 1920 года. Большой зал Политехнического музея. Вечер “Суд имажинистов над литературой”. Председательствующий. Издох футуризм. Давайте грянем дружнее;…
- В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина? Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник “Радуница” складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался…
- Цыганские мотивы и кабацкие мотивы в поэзии Есенина В поэме “Анна Снегина” герой – сам поэт – говорит героине: Я вам прочитаю немного Стихи Про кабацкую Русь… Отделано…
- Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились…
Источник: https://ege-russian.ru/vo-vsej-poezii-serebryanogo-veka-sergej-aleksandrovich-esenin/
Сергей Есенин
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925,Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.
Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.
Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм.
Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари…”, “Дымом половодье…”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима – аукает…
”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится…” и др.)
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта – самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 – 1915 годах. Творчество поэта 1914 – 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус – младенец”, “Голубень” и др.).
Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню.
А деревня, ограниченная околицей, – это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.
Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.
В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные”.
В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь – “царевну сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереба…
” (1916) поэт как будто предсказывает революцию – “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.
Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам).
Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы. Он Очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью.
Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”.
В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, – “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916).
Но уже отчетливей проступают приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916).
Меняется герой есенинской лирики – он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т.д. (“наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей.
В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец – то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 – 1917 годов.
Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918). В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели.
Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 – 1918 годах.
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.
Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку.
Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Издания
Прижизненные
1917:
- Есенин С. А. Радуница. — Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1915. — 62 с.
1918:
- Есенин С. А. Иисус-младенец. — П.: Сегодня, 1918. — 6 с.
- Есенин С. А. Голубень. — М.: Революционный социализм, 1918.
- Есенин С. А. Радуница. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — ??? с.
- Есенин С. А. Сельский часослов. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 28 с.
- Есенин С. А. Преображение. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 68 с.
1920:
- Есенин С. А. Голубень. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — ??? с.
- Есенин С. А. Ключи Марии. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — 42 с.
- Есенин С. А. Трерядница (издательство, год и место издания не обозначены)
- Есенин С. А. Триптих. Поэмы. — Берлин: Скифы, 1920. — 30 с.
- Есенин С. А. Россия и Инония. — Берлин: Скифы, 1920. — ??? с.
1921:
- Есенин С. А. Иисус-младенец. — Чита, 1921
- Есенин С. А. Исповедь хулигана. — М.,1921. — 14 с.
- Есенин С. А. Преображение. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
- Есенин С. А. Трерядница. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
- Есенин С. А. Радуница. — 3-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
- Есенин С. А. Пугачев. — М.: Имажинисты, 1922. — 54 с. (год издания указан ошибочно)
1922:
- Есенин С. А. Автобиография // Современное обозрение : Журнал нового типа (Литература — искусство — жизнь). — Петроград: Изд-во «Ars». — 1922, ноябрь. — № 2. — С. ??? (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России).
- Есенин С. А. Пугачев. — 2-е изд. — Петроград: Эльзевир, 1922. — 64 с.
- Есенин С. А. Пугачев. — 3-е изд. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — ??? с.
- Есенин С. А. Избранное. — М.: Госиздат, 1922. — 116 с.
- Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. — Т. 1. — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 178 с. (Второй том не выходил.)
- Esenin S. Confession d’un voyou. — Paris, 1922. — ??? (переводы на фр. яз. Франца Элленса и Марии Милославской)
1923:
- Есенин С. А. Стихи скандалиста. — Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. — 232 с.
1924:
- Есенин С. А. Москва кабацкая. — Л., 1924. — 44 с. (издательство не обозначено)
- Есенин С. А. Стихи (1920-24). — М.: Круг, 1924. — 86 с.
- Есенин С. А. Русь советская. — Баку: Бакинский рабочий, 1924. — 80 с.
1925:
- Есенин С. А. Страна советская. — Тифлис: Советский Кавказ, 1925. — 62 с.
- Есенин С. А. Песнь о великом походе. — М.: Госиздат, 1925. — 32 с.
- Есенин С. А. О России и революции. — М.: Современная Россия, 1925. — 96 с.
- Есенин С. А. Березовый ситец. — М.: Госиздат, 1925. — 100 с.
- Есенин С. А. Избранные стихи. — М.: Огонек, 1925. — 44 с. (Библиотека «Огонька» № 40)
- Есенин С. А. Персидские мотивы. — М.: Современная Россия, 1925. — 48 с.
Основные
- Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3-х тт. — М.: Госиздат, 1926.
- Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. — ??? с.
- Есенин С. А. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1953. — 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
- Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М.: ГИХЛ, 1960—1962.
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1966—1968.
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 3-х тт. — М.: Библиотека „Огонёк“, 1970.
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Худож. лит., 1978.
- Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
- Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы)
Международные проекты
- Есенин С. А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (рус., англ., болг., венг., итал., нем., рум., сербск., словенск., словацк., хорв., чешск.). — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010. — ??? с.
О поэте
- Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920). — М.: Сов. Россия, 1969. — 303 с.
- Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. (1921—1925). — М.: Сов. Россия, 1970. — 446 с.
- Бухарин Н. Злые заметки. — М., ГИЗ, 1927. — 20 с.
- Виноградская Н. Как жил Есенин. — Л.: Огонек, 1926. — 36 с.
- Епифанов П. Поединок при свете луны. Ещё раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина // Крылья голубиные : Альманах. — 2007. — № 1. — С. 50—79.
- Есенин и современность. Сборник. — М.: Современник, 1975. — 406 с.
- Куняев Ст. Ю., Куняев С. C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005. — 593(13) c.: ил. (ЖЗЛ; вып. 922) 5000 экз.
- Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011. — 608 с. 5000 экз. I
- Мариенгоф А. Роман без вранья (1927)
- Марченко А. М. Есенин: Путь и беспутье. — М.: Астрель, 2012. — 606 с. 5000 экз.
- Сергей Александрович Есенин / Сост. С. С. Куняев. М.: Русскiй Мiръ, Жизнь и мысль, 2013. — 736 с., ил. — (Русскiй Мiръ в лицах). — 5000 экз.
- Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. — М.: Новый индекс, 2012. — 640 с., ил., 3000 экз.
Стихи Сергея Есенина
Источник: https://poetrysilver.ru/bio/156
Сочинение на тему «Мой любимый поэт серебряного века»
Сочинение на тему «Мой любимый поэт серебряного века»
Мой любимый поэт серебряного века – это Сергей Есенин. Его стихи выделяются своей мелодичностью и живостью по сравнению с другими поэтами данной эпохи.
Есенин – это человек с широкой русской душой, который ни на миг не забывал о своей любви к Родине, о том, что главное в жизни – это в любой ситуации оставаться самим собой.
У него была короткая, но удивительно насыщенная жизнь, наполненная и взлетами и падениями, и чистой любовью и коварным предательством.
При этом каждый период жизни этого великого человека оставлял неизгладимый след и на его творчестве. Стихи Сергея Есенина такие красивые, мелодичные и близкие любому человеку. Когда я их читаю, то иногда мне кажется, что эти стихи написаны именно для меня. Его строки могут и развеселить, и утешить в тяжелых жизненных ситуациях, и вселить веру в лучшее будущее.
Большинство поэтов серебряного века выбирали для своих стихов очень мрачные картины. Да, они побуждают в душе высокие чувства, но они очень тяжелые, как и думы поэтов данной эпохи. Совершено другой Сергей Есенин. Он живой, с яркой и заразительной улыбкой, светлыми волосами цвета пшеницы.
От строк его стихотворений исходит мягкий солнечный свет, который проникает ранним утром в настоящую деревянную русскую избу.
Так и хочется выйти на крыльцо, вздохнуть бодрящий, свежий, утренний воздух, а потом босиком пробежаться по мягкой зеленой траве до прохладного ручья, напиться ключевой водой, и как упасть в мягкий стог сена и любоваться величайшей красотой нашей Родины. Ее яркими рассветами.
На мой взгляд, никто не может так описать русскую природу, как Сергей Есенин. Он был истинным патриотом, и никакие политические передряги не могли выбить из него это чувство. Даже когда он был в Америке, единственное, что он хотел – это вернуться на Родину, на родную землю, опять наслаждаться широтой и красотой лесов и полей.
Особой нитью через творчество Сергея Есенина проходит любовная лирика. У него было три официальных брака. Не спорю, что он был любимцем женщин. Но и это не умоляет его таланта. Да, его жизнь была насыщена не только творчеством, но и вполне мирскими удовольствиями. Он умел ценить все то, что его окружало.
И любовь женщин определенно привносила в творчество Есенина особую новизну и те неповторимые чувства, о которых можно прочитать только в самых лучших книгах. При этом удивительно, как он чувствовал свою и чужие души. Читая его стихи, удивляешься насколько тонко и правдиво Сергей смог описать те чувства, которые переполняли его сердце и душу.
На мой взгляд, для этого нужен особый поэтический дар, которым Есенин непременно обладал.
Его стихотворения легко и приятно читать. Они не перегружены своеобразными метафорами и пробивным слогам, как у Маяковского. Сергей Есенин обращается всегда к душе читателя, к тому, что его волнует и беспокоит.
Он как бы говорит, что и я через это проходил, и у меня были такие же эмоции, давай вместе найдем ответы на интересующие нас вопросы внутри себя самих. Ведь все что требуется – это Родина и любовь к ней. Любовь может быть разная и приносить, как счастье, так и страдание.
Но главное – помнить, где ты родился, какая великая у тебя держава, как многое еще ты можешь сделать для нее. Любовь к женщинам, безусловно, прекрасное чувство. Но оно опустошает душу поэта. Взамен наполняет его тетрадь самыми пронзительными стихотворениями, о которых еще долго будут помнить, и учить наизусть последующие поколения.
Сергей Есенин удивительный человек и замечательный поэт. Ни у одного поэта стихотворения не проникают в душу настолько глубоко, как его. Поэтому мой любимый поэт серебряного века – это Сергей Есенин.
Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-moy-lyubimyiy-poet-serebryanogo-veka/
Серебряный век. Творчество поэтов серебряного века. Маяковский, Блок, Есенин, Ахматова, Гумилев. Сборники произведений
Есенин! Гений земли Русской! Ни до, ни после него, никто из поэтов не обладал такой глубинной любовью к Отечеству, любви до боли, до иступления, великой духовной силой и вместе с тем детской открытостью и нравственной чистотой!
Стихи Есенина вызвали столько слёз, столько людских переживаний! Поэтому любовь народа к его творчетсву вполне заслуженна. Портрет Есенина ставят в один ряд с иконами, вешают на стены в семейные фотографии, с его стихами идут в бой во вторую мировую войну…
Поэзия ЕсенинаФилософия поэзии Есенина вылита и растворена в словесных образах его героев.В поэзии Есенина ставится и решается проблема индивидума в свете его взаимосвязи с миром, взаимоотношений человека, общества и природы. В стихах создается собственное виденье концепции человека.
Образы творчества Есенина
Главными образами из которых соткана поэзия Есенина являются земля, небо и время. Связью между небом и землей служит деревенская изба и присущие ей незамысловатые атрибуты – божница, окно, печь, порог…Сначала это реальная изба.
Но по мере творческого пути она постепенно превращается сначала в храм, а потом и в небесное жилище – райский терем, золоченая хата.
В центре земли стоит изба с крестьянскими постройками. Между избами – дорога, которая связывает их образует деревни, слободки, села. Всё это вкупе с полями и лесами и есть есенинская «голубая Русь».
В поэзии Есенина видно проникновение и взаимозаменяемость мира небесного и земного: в небе «голубая трава», там растут деревья, бродят небесные стада, а на земле – небесная «синь, упавшая в реку».
Время у Есенина это акт выбора. И оно необратимо и неостановимо: «Да… Не вернуть, что было. Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»). Время это движение, оно летит, течет, плывет, бежит и везде оставляет свой след.
Время разворачивается и материализуется в памяти тем самым создавая будущее.
Есенин позволяет себе играть со временем – растягивать, ускорять, останавливать, сжимать, окрашивать его в различные цвета, в зависимости от настроения поэта и его героев.
Путь лирического героя
Будучи ярко выраженным романтиком, Есенин хотел видеть своего героя красивым и добрым, сильным и нежным, находящегося в гармонии с самим собой.
Творчество Есенина автобиографично. По сути это единый лирический роман, где главный герой сам автор.
Источник: https://serebrovek.ucoz.ru/index/sergej_esenin/0-5
Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумилёв, А. Ахматова, М. Цветаева и др.
Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее. Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России.
Но каждому из них пришлось испить из чаши сираданий, выпавших в то время на долю Родины и народа. Талантливые стихи М. Цветаевой долго не публиковались.
А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну.
Жалость и печаль переполняли её сердце. Бессонница меня толкнула в путь. О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!- Сегодня ночью я целую в грудь- Всю круглую воюющую землю!…
Бедствия народа – вот что пронзило её душу. Чем прогневали тебя эти серые хаты,- Господи!-и для чего стольким простреливать грудь! Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий в путь… В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.
М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.
Два на миру у меня врага, Два близнеца – неразрывно – слитых: Голод – голодных – и сытость сытых! Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М. Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре.
На всю жизньсохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится – чем на всей земле!
» Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас – судили… по двум разным концам земли…» В 1925г. с какой грустью пишет она: Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине». А дальше признание: Настолько родина и сталь Рок, что повсюду, через всю Даль – всю ее с собой несу!
Тема родины звучит и в последним цикле стихов – антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом: «Езжай, мой сын, в свою страну…» Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе… Естественно, что в поэзии А. Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М. Цветаева, тема родины раскрывается иначе.
Таева, тема родины раскрывается иначе. Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» (1905г.). Здесь высказано самое дорогое – убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!
» Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом»(1908г.) Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.
Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:»И вечный бой! Покой нам только снится…» Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!» Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира».
Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос».
Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли. Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока.
Ведь им написана прекрасная ода «Скифы», в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России.
Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова–о родине. А Есенин, как бы перекликающийся в своём признании с другим великим поэтом – с Лермонтовым: Но люблю тебя, родина кроткая А за что – разгадать не могу. Выходец из народной среды, Есенин отдал своё сердце поэта русской деревне, русской природе: «Всё равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы».
Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая». Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с её зелёными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени. Эта муза не пришлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу, писал Н. Рубцов о Музе Есенина. Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/tema-rossii-v-tvorchestve-poetov-serebryanogo-veka-2/
Доклад: Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
Автор: Сочинения на свободную тему<\p>
Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Гумилёв, А.Ахматова, М.Цветаева и др.
<\p>
Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям ,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее.<\p>
Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долю Родины и народа.
<\p>
Талантливые стихи М.Цветаевой долго не публиковались. А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце.<\p>
Бессонница меня толкнула в путь.
<\p>
О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой !-<\p>
Сегодня ночью я целую в грудь-<\p>
Всю круглую воюющую землю!…<\p>
Бедствия народа- вот что пронзило её душу.
<\p>
Чем прогневали тебя эти серые хаты,-<\p>
Господи!-и для чего стольким простреливать грудь!<\p>
Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,<\p>
И запылил, запылил отступающий в путь…<\p>
В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.<\p>
М.
Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.<\p>
Два на миру у меня врага,<\p>
Два близнеца- неразрывно -слитых:<\p>
Голод -голодных – и сытость сытых!<\p>
Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М.
Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре.
На всю жизнь сохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится- чем на всей земле!»<\p>
Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас -судили… по двум разным концам земли…»<\p>
В 1925г.
с какой грустью пишет она:<\p>
Русской ржи от меня поклон,<\p>
Ниве, где баба застится.<\p>
Друг! Дожди за моим окном,<\p>
Беды и блажи на сердце…<\p>
Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине».
А дальше признание:<\p>
Настолько родина и сталь<\p>
Рок, что повсюду, через всю<\p>
Даль – всю ее с собой несу!<\p>
Тема родины звучит и в последним цикле стихов- антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом: «Езжай, мой сын, в свою страну…»<\p>
Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г.
, в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе…<\p>
Естественно, что в поэзии А.Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М.Цветаева, тема родины раскрывается иначе.<\p>
Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» (1905г.).
Здесь высказано самое дорогое- убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!»<\p>
Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом»(1908г.)<\p>
Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим.
Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием:<\p>
Но узнаю тебя, начало<\p>
Высоких и мятежных дней!<\p>
Над вражьим станом, как бывало,<\p>
И плеск и трубы лебедей.
<\p>
Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:»И вечный бой! Покой нам только снится…»<\p>
Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!»<\p>
Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира».
<\p>
Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди -Иисус Христос». Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли.<\p>
Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока.
Ведь им написана прекрасная ода «Скифы», в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова–о родине.<\p>
А Есенин, как бы перекликающийся в своём признании с другим великим поэтом- с Лермонтовым:<\p>
Но люблю тебя, родина кроткая<\p>
А за что- разгадать не могу.<\p>
Выходец из народной среды, Есенин отдал своё сердце поэта русской деревне, русской природе: «Всё равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы». Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая».<\p>
Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с её зелёными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.<\p>
Эта муза не пришлого дня.<\p>
С ней люблю, негодую и плачу.<\p>
Много значит она для меня,<\p>
Если сам я хоть что-нибудь значу,<\p>
писал Н.Рубцов о Музе Есенина.<\p>
Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.
Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/800738/
Сочинение на тему «О поэтах «серебряного века»»
Истинная поэзия — это любовь,
мужество и жертва.
Ф. Гарсия Лорка
Эти слова одного из величайших испанских поэтов, по моему мнению, больше всего подходят к той блестящей плеяде поэтов конца XIX — начала XX века, которых Анна Ахматова так проницательно назвала «серебряным веком русской поэзии». И действительно, после Александра Пушкина и Лермонтова это был самый яркий «всполох» в литературной жизни русского общества — Ахматова, Цветаева, Пастернак, Ходасевич, Есенин, Гумилев и многие, многие другие.
В России всегда было много талантливых людей, но удивительно то, что к началу XX века выделился большой ряд по-настоящему хороших поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе.
Это были люди высокообразованные, знакомые не только с культурой своей страны, но и историей, литературой, мифологией и различными искусствами других стран и народов.
Может быть, поэтому сразу же замечаешь, что почти все поэты обращаются к древнему эпосу.
А в произведениях Максимилиана Волошина красной нитью проходит тема Бога:
Вначале был Мятеж,
Мятеж был против Бога,
И Бог был Мятежом.
И все, что есть, началось чрез Мятеж.
И как различно каждый из поэтов воспринимает Христа. Гумилев представляет Иисуса в белых одеждах, со светящимся нимбом над головой, идущим к людям и дающим им радость:
Он идет путем жемчужным
По садам береговым…
А страдающая душа Бунина раскрывается Христу, чтобы найти у него покой:
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кроткость синей дали.
Любовь… Без нее, наверное, не смог бы жить ни один человек, тем более творец. Но и здесь каждый поэт по-своему видит мир любви, в котором суждено ему жить.
Любовь! Любовь!И в судорогах, и в гробе.
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь, —
пишет Марина Цветаева, надолго разлученная с мужем, но пронесшая любовь к нему через всю свою жизнь. Мир любви Анны Ахматовой совсем другой:
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Александр Блок навсегда остался для читателей певцом 3 неразгаданной тайны Прекрасной Дамы:
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но самая большая любовь в жизни каждого из этих людей — это любовь к России. Именно ей во все времена посвящали самые прекрасные строки все русские поэты: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Белый, Клюев и Гумилев…
Игорь Северянин склоняет голову, воспевая родину:
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
А рядом звучат задумчивые родниковые струи поэзии Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Сергей Есенин принял русскую революцию, как Блок и Маяковский, и в семнадцатом году он пишет:
О, Русь! Взмахни крылами,
Поставь иную крепь.
С иными именами
Встает иная степь.
Но зпоследствии он смотрит на все происходящее в России совершенно другими глазами. Многие люди приняли революцию 1917 года, если не с восторгом, то, по крайней мере, без ужаса, но вместе с большевиками приходят голод, разруха и еще долгие годы войны.
Войны гражданской, где брат идет на брата и отец на сына. Если сначала все мечтали о переустройстве общества, о лучшей жизни, то потом появляется страшное слово — эмиграция. Один за другим уезжают талантливые люди: ученые, писатели, музыканты.
А вместе с ними уезжает, исчезает, раскалывается на кусочки русская культура, складывавшаяся веками, которая мощным потоком вылилась в произведениях писателей «серебряного века».
Марина Цветаева пишет Борису Пастернаку из Берлина:
Расстояние, версты, мили…
Нас расставили, рассадили,
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров
Расселили нас, как орлов —
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
Эти строки дышат горечью. В Германии, Франции, Швейцарии в русских кафе, где собираются эмигранты, звучали стихи Есенина, Белого, Ходасевича, Блока.
Но кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные назад в Россию:
Идет по луговинам летия.
Таинственная книга бытия,
Российского —
где судьбы мира скрыты —
Дочитана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи
— Россия! — Мученица! —
С миром спи!
(Марина Цветаева)
А те, кому удалось вернуться или каким-то образом остаться в России, какие «награды» готовила им «обновленная Родина»! Ссылки, лагеря, голод, письма, никогда не отправленные друзьям и родным, находившимся за границей, и огромнейшую работу… в стол. Произведения ходили в списках, тайно вывозились за границу, чтобы мы, сегодняшние читатели, получили истинное представление о том времени, хотя многие лучшие произведения читатели не увидели и по сей день.
Дмитрий Мережковский пишет 11 февраля 1918 года:
…Да будут прокляты слова,
Дела и люди. Да будут прокляты.
Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю…
А в ответ, как взрыв, гордо, пророчески-победоносно звучат строки Зинаиды Гиппиус:
Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся — верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, — верьте!
Но что нам наше спасенье!
Россия спасется — знайте!
И близко ее воскресенье.
Как много пережили эти люди, как много они испытали, сколько потерь! Но все их чаянья, беды и расставания — без жалоб, смерти — без упреков сливаются в «Молитве» Анны Ахматовой:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар.
Так молюсь за своей литургией
После стольких мучительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
<\p>
Источник: https://schoolsochinenie.ru/o-potah-serebryanogo-veka.html
Во всей поэзии «серебряного века»: Сергей Александрович Есенин – Школьное сочинение
Такая смелая и неожиданная метафоризация привычных и характерных реалий деревенского быта стала вскоре одним из любимейших поэтических приемов Сергея Александровича Есенина, признанного всеми лидера «крестьянской кузницы». С. А.
Есенин Сергей Александрович Есенин вобрал, впитал в свое творчество едва ли не все достижения как классического, «золотого века», так и современного ему «серебряного века» русской поэзии.
По значимости же влияния на его поэтический мир трудно поставить кого-либо рядом с Блоком, так как «именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органичной темой является судьба русской деревни, России, что его малый («ситцевый») мир вбирает в себя мир большой».
Следуя традициям русского символизма, «вещности» и реальной предметности акмеизма, поэт обновляет свой поэтический язык прежде всего за счет использования «диалектизмов», что нашло яркое выражение в стихотворении «Черная, потом пропахшая выть…».
Обратившись к словарю Вл. Даля, легко можно установить все те значения лейтмотивного словообраза «выть» («земельный участок, доля, судьба» и т.д.), которые обогащают и раскрывают его смысл. Интересна в стихотворении смыслонесущая роль и других диалектизмов, также обогащающих своими значениями основной словообраз.
Но еще более интересна оппозиция строк: если первые из них создают в основном зрительный словообраз, построенный на предметно-загадочных, семантически не очень ясных для читателя диалектизмах с их символистским «мерцанием смысла», а также на богатых светоощущениях («черная выть», «синяя гать», «серое вере-тенье», «красный костер окровил таганы» и т.д.
), то вторые – строятся на чувственно-слуховом восприятии поэта («Как мне тебя не ласкать, не любить?», «К сердцу вечерняя льнет благодать», «Глухо баюкают хлюпь камыши» и т. д.).
Художественно-диалогическая рифменная созвучность строк, постепенно разворачиваясь от строфы к строфе, создает к последней из них ТОТ неповторимый образ «выти», в котором отразилась вся деревенская Русь.
Для раннего С. Есенина характерна и религиозная лексика, богато представленная в его первом поэтическом сборнике «Радуница» (1916).
Однако она свидетельствует не о мистической, а о народно-бытовой, освященной крестьянской традицией вере, выше которой С. Есенин ставит свою родину. Об этом говорится в его программном стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…
», строфы которого также построены на диалого-семантической оппозиции, оттеняющей нравственный выбор поэта:
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Рись, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Так в альтернативно-семантической оппозиции «рай-родина» обнаруживаются высшие нравственные ценности поэта. А разве не о тех же ценностях идет речь в стихотворении «Шел господь пытать людей в любви», где «старый дед» не уступает в доброте, любви и милосердии самому богу?
- Подошел господь, скрывая скорбь и муку;
- Видно, мол, сердца их не разбудишь
- И сказал старик, протягивая руку:
- «На, пожуй… маленько крепче будешь».
Любовь поэта к простым людям, родине, природе естественна и глубока. Отсюда и его частое желание «затеряться» в ней, слиться с нею воедино.
- Край любимый! Сердцу снятся
- Скирды солнца в водах лонных
- Я хотел бы затеряться
- В зеленях твоих стозвенных.
- («Край любимый! Сердцу снятся…»)
Последний эпитет, заимствованный явно из религиозной лексики, очень хорошо вписался в поэтический язык С. Есенина, придав ему необходимую здесь приподнятость.
В противоположность этой лексике поэт мастерски владеет повседневной, порой даже намеренно сниженной лексикой, выражающей нехитрые, но щемящие душу мелочи и детали деревенского быта.
Вот как он описывает избу, в которой все пробуждает дорогие сердцу воспоминания:
- Пахнет милыми драценами;
- У порога в дежке квас,
- Над печурками точеными
- Тараканы лезут в паз…
- А в окне на сени скатые,
- От пугливой шумоты,
- Из углов щенки кудлатые
- Заползают в хомуты.
- («В хате»)
Вероятно, во всей поэзии «серебряного века» трудно отыскать еще одно такое же «вещное», материально сочное и выразительное акмеистическое стихотворение, как это.
В его основе несомненно лежит глубоко жизненный реализм, восходящий своими корнями к традиционным мотивам деревенского избяного мира крестьянских поэтов XIX в. (Ср. стих «Изба» Ф. Н. Слепушкина, «В избе» С. Д. Дрожжина и др.).
Часто в установке на неожиданную образность литературоведы усматривают влияние символизма. У С. Есенина же «неожиданная образность» чаще всего предметна, акмеистична, даже реалистична, как в разностилевой «Радунице».
- И пускай со звонами плачут глухари.
- Есть тоска веселая в алостях зари».
- («Выткался на озере алый свет зари»)
- «Как метель, черемуха Машет рукавом»,
- («Край ТЫ мой заброшенный…»)
Так, через усвоение богатейших традиций русской поэзии, ее разнообразных направлений и стилей, вбирая все достижения современных ему поэтов, в том числе и «новокрестьянских», Вбирая все богатство жизни, природы и деревенского мира, оттачивал С. Есенин свой неповторимый художественный стиль, став бесспорным лидером поэтической «крестьянской купницы».
Портретная характеристика персонажей
Источник: https://schooltask.ru/vo-vsej-poezii-serebryanogo-veka-sergej-aleksandrovich-esenin/