Аргументы: верность и измена в пьесе «гроза» (а. островский)

Верность и измена в пьесе Гроза Островского

 Пример итогового сочинения по направлению “Верность и измена” (2018 учебный год).

Сочинение на тему:

Измена – антоним понятий верность, обет или клятва. Материальные и физические последствия измены очевидны, но её корень всегда в помыслах. 

Верность – это непоколебимость чувств, принципов и мыслей, выражающаяся в словах и делах.

Обратите внимание

Цельность личности, крепкие моральные принципы и порядочность не позволяют человеку предать надежды и обмануть ожидания окружающих.  Отсутствие же этих качеств рано или поздно приводит к моральному упадку.

Островский в своей пьесе “Гроза” ярко демонстрирует любовь главной героини Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эти чувства становятся первыми и потому особенно сильными и трепетными.

Несмотря на то, что Катерина уже замужем за Тихоном Кабановым, чувство любви было ей ещё незнакомо. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у неё явного отторжения.

Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.

И всё же она полюбила. Действительно, подлинно, по-настоящему. И это сподвигло её на измену. По крайней мере, в её представлениях сама мысль о чувствах к другому мужчине уже отождествлялась с изменой.  Катерина чувствует себя виноватой в том, что полюбила Бориса.

Так или иначе, в итоге она сдалась и поддалась своим чувствам. Перед нами предстаёт эмоциональная и слабо совладеющая с собой особа, погрязшая в пучине своих чувств и нерешительности.

Впрочем,  Тихон, её супруг, удивляет не меньше:  он готов простить супругу, а её любовника ему даже жалко. Умение прощать, да ещё и измену – особая черта характера, если не сказать уникальная.

Любовник Катерины, Борис – классический дамский угодник: любовную связь скрывает, возлюбленную с собой брать не собирается. 

Важно

Самым обстоятельным и последовательным персонажем оказывается героиня вне любовного треугольника – мать Тихона. За измену невестки Кабаниха решительно вознамерилась от неё избавиться. При этом мать Тихона подмечает, что виной всему  излишняя свобода, которую её сын предоставлял жене. 

Затравленная окружающими и разочаровавшаяся сама в себе, главная героиня расстаётся с жизнью.

Что же стало причиной трагедии? Измена? Верность? Глупость? Думается, что всё-таки любовь. Именно она, её невидимые чары рождают верность, толкают на измену, заставляют совершать глупости и трагические ошибки. 

Источник: http://referatwork.ru/sochineniaya_na_svobodnie_temi/groza-vernost-izmena-sochinenie.html

Как написать сочинение Верность и Измена в произведении Гроза?

Верность – замечательное понятие. Как хорошо, что человек может довериться кому-то, как прекрасно, что другие могут вверить ему свою судьбу, свой секрет, свои проблемы и открыть душу, зная, что есть в этом мире хоть что-то стабильное и надёжное, есть кто-то, кто не предаст. Ощущение защищённого тыла ни с чем не сравнишь. Оно даёт уверенность. А эта ценность – на вес золота!

Изменив и предав тех, кому пообещал, поклялся, человек подрывает то непередаваемое ощущение постоянства, стабильности, которое сравнимо разве только с душевным равновесием. В обществе всегда и всюду презирали предателей, в личных отношениях – тоже.

Эти бесконечно интересные проблемы человеческого сосуществования и взаимодействия с себе подобными, бесспорно, всегда находятся в центре внимания любого писателя. Проблемы эти и психологические, и моральные, и этические, и политические.<\p>

Общечеловеческие явления измены и верности прекрасно раскрыты автором пьесы “Гроза”.

Островский предлагает нам задуматься над судьбой Катерины, которая не определилась в чувствах и жизненных принципах. Они находятся у неё в зачаточном состоянии, и только жизнь заставляет молодую женщину задуматься над тем, что она творит.<\p>

Ещё один подобный герой – Тихон.

Как это ни покажется кому-то странным, а он Катерине очень близок, они похожи, но не внешне, а тем, что личности обоих неполноценны в плане взрослости как умения отвечать, брать на себя ответственность, принимать решения. Недозрелые личности, которые только формируются, детскость обоих персонажей рассматривается автором как под микроскопом.

Островский – психолог, человековед, изучает проблему предательства и его истоки. Вот появляется Борис – и Катерина готова предать. Вот она, затравленная Кабанихой, ищет спасения от всех проблем в смерти физической, предав теперь и своё чувство к Борису. Позвольте, да это же эгоисты! Вот, в принципе, кто герои пьесы.

Совет

Зачем автору нужно было рисовать такие образы? Он заставляет нас ужаснуться мысли, что человек способен сделать со своей жизнью, если он не имеет твёрдых убеждений и принципов, если его ответственность недоразвита.<\p>

Пьеса написана давно, но актуальна сегодня. Она не утратит своего значения и завтра. Тема вечная. Проблема вечная.

Люди, как бы взывает автор, взрослейте душой, цените свою жизнь, уважайте своё слово и чтите веками выработанные правила, согласно которым верность – лучший тест на зрелость – это единственный критерий, с которым нужно сверять свои слова и дела, а в конечном итоге и свою жизнь.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2642085-kak-napisat-sochinenie-vernost-i-izmena-v-proizvedenii-groza.html

Верность и измена – аргументы

Верность и измена – аргументы

* Верность другу:

** Фёдор Достоевский «Преступление и наказание» (Дмитрий Разумихин поддерживает своего друга, Родиона Раскольникова, несмотря ни на что)

** Владимир Короленко «В дурном обществе» (Дети из подземелья: Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни)

* Измена другу:

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева , а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил)

** Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (Грушницкий из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы.

Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг – бесчестную дуэль.

Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.)

** Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» («Мы больше не хотим тебя видеть» — и никакого объяснения.

Четыре его лучших друга в одночасье отрезали его от себя — и от его прежней жизни.

Через 16 лет уже повзрослевшему Цукуру придется вновь встретиться со своими друзьями, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло. Оказалось, Белая обвинила его в изнасиловании и друзья поверили этому)

* Верность профессии/своему делу:

** Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о событиях, который произошли в жизни советского лётчика Алексея Мересьева в годы Великой Отечественной войны. Во время боя самолёт подбили немцы. Он спасся, но у него были раздроблены пальцы ног.

Восемнадцать суток Мересьев пробирался по лесу. В госпитале ему сделали ампутацию. В результате настойчивых тренировок и огромной силы воли Алексей добился возможности летать, как раньше.

В невероятно трудных условиях жизни он остался предан выбранной профессии, выбранному делу.)

** Андрей Платонов «Песчаная учительница» (Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться.

В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками.

Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на

Обратите внимание

уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных.

Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета.

Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога.)

* Верность любимому

** Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (дети воинствующих кланов против указов родителей встречаются друг с другом. Джульетта решает притвориться мёртвой и избежать свадьбы с другим. Не зная, что его любимая спит, Ромео принимает яд. Проснувшись, Джульетта видит мёртвого Ромео и убивает себя кинжалом)

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.)

** Александр Куприн «Гранатовый браслет» (Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И.

Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств.

Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.)

* Неверность (измена) любимому

** Александр Островский «Гроза» (главная героиня Катерина влюбилась в Бориса, изменив своему мужу (Кабанов Тихон), и затем совершает самоубийство)

** Николай Карамзин «Бедная Лиза» (богатый дворянин Эраст соблазняет Лизу, а затем, получив желаемое, бросает её, уезжая «в армию», но затем они встречаются через 2 месяца и он объявляет ей, что помолвлен (ему пришлось жениться на богатой вдове, т.к. он проиграл в карты своё состояние). В финале героиня совершает самоубийство)

** Лев Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова духовно изменила Андрею Болконскому с Анатолем Курагиным) /примеч.: + причины предательства + когда измена оправдана – Ростова, в силу своего возраста и неопытности, не смогла подумать о последствиях своего выбора)

* Верность своему слову

** Леонид Пантелеев «Честное слово» (говорится о мальчике лет семи-восьми, которому во время игры старшие мальчишки доверили охранять воображаемый пороховой склад и взяли с него честное слово, что он не оставит поста. Заигравшись и забыв о часовом, мальчишки давно разбежались по домам, но наш герой остался.

В парке уже темнело, когда рассказчик увидел маленького часового, который ни за что не хотел оставлять вверенный ему пост, так как боялся нарушить обещание. И только разрешение майора, которого рассказчик случайно находит на трамвайной остановке, освобождает мальчика от его слова и позволяет идти домой.

Рассказчик говорит, что не знает ни имени, ни фамилии, ни родителей этого мальчика,

но одно он знает точно: из него вырастет настоящий человек с сильной волей и сознанием верности слову.)

** Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина была воплощением нравственной силы и искренности. Поэтому она отвергла любовь Онегина и осталась верной супружеской клятве, несмотря на то, что любила его.)

* Верность самому себе

** Иван Бунин «Тёмные аллеи» (героиня сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви — к Николаю.

Важно

Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной, но она осталась одинока.

Верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.) /примеч.: верность своим принципам + верность любви + прощение предательства/

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.)

* Верность/измена Родине

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность, когда Швабрин предаёт Родину, честь офицера, друзей, спасая свою жизнь) /примеч.: + причины предательства/

** Николай Гоголь «Тарас Бульба» (младший сын Тараса – Андрий – влюбился в панночку и предал Родину) /примеч.: + непрощение предательства со стороны Тараса)

** Михаил Шолохов «Судьба человека» (Главный герой Андрей Соколов проявил патриотизм, самоотверженность и мужество не только во время военной службы, но и в плену.

Герой, будучи очень голодным и усталым, отказывается пить и есть в честь победы немцев. Ведь Андрей до конца верен своему вонскому долгу, он не боится расстрела за свой отказ фашисту. Андрей Соколов – человек с большой буквы.

Именно такие люди, преданные Родине, и спасли страну, защитили её.)

Источник: vk.com

Источник: https://vopvet.ru/news/vernost_i_izmena_argumenty/2017-10-21-7153

Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

  Скачать сочинение

    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” .

Читайте также:  Женщины достоевского

Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви.

Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей.

Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком.

Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует.

Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.

    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Совет

    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде.

Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям.

После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит.

Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни.

Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ.

Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша.

Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”.

Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

157846 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00027001184864068733

Верность – измена в отношениях между людьми

Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы.

Обратимся к трагедии В. Шекспира «Гамлет». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства. Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена.

Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой проблемой, ведь перед принцем неразрешимая дилемма: остаться верным памяти отца, выполнить его просьбу и отомстить, либо уподобиться изменщице-матери и жить, закрыв глаза на правду.

Сомнения и метания Гамлета находят свое воплощение в известном монологе:

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Обратите внимание

Свой выбор принц все же делает. Окруженный изменниками Гамлет идет до конца, чтоб вывести вероломных на чистую воду.

Не менее яркий пример измены в дружбе рисует А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Эдмон Дантес, преданный друзьями, через всю жизнь пронес мысль о мести, о возмездии.

Но герою не чужда справедливость. Верный другу капитан Моррель получает неожиданную помощь в самую трудную минуту.

Его семья, оказавшаяся на грани разорения, снова получает возможность жить безбедно, спокойно, не уронив ни чести, ни достоинства.

Примеры верной дружбы в зарубежной литературе должны быть знакомы школьникам. Здесь и герои романа А. Дюма «Три мушкетера», и команда «Дункана», посвятившая себя поискам капитана Гранта (роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта»), и многие другие произведения.

Верность и измена в любви

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит…

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы»).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Важно

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

(Татьяна. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Роман А. С. ПушкинаЕвгений Онегин” содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки.

Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому.

У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама.

А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда-то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их.

Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным.

Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна: «Я вас люблю (к чему лукавить?). / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Совет

Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену.

Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери.

Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь?

Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний.

И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви.

О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Обратите внимание

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи тем не менее постоянно неверным в отношениях с женщинами.

«Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза»)

Верность и измена — это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба — Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания.

Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли.

И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все…». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все-таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Темные аллеи»).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях.

Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту».

А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни.

Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести».

Важно

Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен.

Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему.

Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви.

Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз.

Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность.

Совет

Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи…

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия»).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной.

Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу.

Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись Обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен…

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична.

Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных.

Обратите внимание

Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из таких произведений, как «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии» М. Горького; «Анна Каренина» Л. Толстого; «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» А. Куприна; «Сотников» В. Быкова; «Тихий Дон» М. Шолохова и др.

Источник: https://cyberpedia.su/9x7cda.html

Аргументы к сочинению “Верность и измена”

Презентацию на тему Аргументы к сочинению “Верность и измена” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайдов.

Слайд 1

Аргументы к сочинению «Верность и измена»

Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г. Реж

Слайд 2

Цель ресурса: подготовка к успешному написанию итогового сочинения по проблеме «Верность и измена».

Слайд 3

«Гроза» А.Н. Островский

В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви.

Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».

Слайд 4

«Тёмные аллеи» И.А.Бунин

«Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А.

Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства.

Важно

Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.

Слайд 5

«Война и мир» Л.Н. Толстой

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей.

Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость.

А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.

Слайд 6

«Гранатовый браслет» А.И.Куприн

Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И.

Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств.

Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.

Слайд 7

«Евгений Онегин» А.С.Пушкин

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье.

Совет

Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки.

Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.

Слайд 8

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем.

Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести.

Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.

Слайд 9

«Обломов» И.А.Гончаров

В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии.

Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке.

Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели.

Обратите внимание

Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.

Слайд 10

«Уроки французского» В.Распутин

Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г.

Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи.

Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.

Слайд 11

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью.

Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой.

Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.

Слайд 12

«Тихий Дон» М.А. Шолохов

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье.

Важно

Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие.

Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться.

Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и долгу – ещё одна трагедия личности в романе.

Слайд 13

Автор аргументов – Валерия Пронина. http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-vernost-i-izmena/

Слайд 14

Интернет-источники

https://aviator.aero/img/hero-bg.png http://saf-school.moy.su/1111/0_6fae1_e8823b77_XL.png http://900igr.net/up/datai/102758/0015-003-.png http://library.gimn172.kiev.ua/theme/css/images/rabota.gif

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/47742-argumenty-k-sochineniyu-vernost-i-izmena.html

Гроза

Нравственные проблемы
в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое
время назвали «Колумбом Замоскворечья»,
подчеркивая художественное открытие
мира купечества в пьесах драматурга,
однако сегодня такие произведения, как
«Бесприданница», «Свои люди – сочтемся»,
«Таланты и поклонники», «Лес» и другие
пьесы, интересны не только
конкретно-исторической проблематикой,
но и нравственной, общечеловеческой.
Более подробно мне хотелось бы рассказать
о пьесе «Гроза».

Символично,
что в 1859 году, накануне общественного
подъема, который приведет в 61 году к
отмене крепостного права, появилась
пьеса с названием «Гроза». Подобно тому
как символично название пьесы, многогранна
и ее нравственная проблематика, в центре
которой – проблемы внешней и внутренней
свободы, любви и счастья, проблема
нравственного выбора и ответственности
него.

Проблема
внешней и внутренней свободы
становится
в пьесе одной из центральных. «Жестокие
нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»,
– уже в начале пьесы говорит Кулигин.

Лишь
одному человеку дано выделяться на фоне
унижающих и унижаемых – Катерине. Уже
первое появление Катерины открывает в
ней не робкую невестку строгой свекрови,
а человека, имеющего достоинство и
ощущающего себя личностью: «Напраслину-то
терпеть кому ж приятно», – говорит
Катерины в ответ на несправедливые
слова Кабанихи.

Совет

Катерина – одухотворенная,
светлая, мечтательная натура, она, как
никто в пьесе, умеет чувствовать
прекрасное. Даже ее религиозность –
это также проявление духовности.
Церковная служба наполнена для нее
особой прелестью: в лучах солнечного
света она видела ангелов, ощущала
сопричастность к чему-то высшему,
неземному.

Мотив света становится одним
из центральных в характеристике Катерины.
«А от лица-то как будто светится», –
достаточно было Борису произнести это,
как Кудряш тут же понял, что речь – о
Катерине. Ее речь напевна, образна,
напоминает русские народные песни:
«Ветры буйные, перенесите вы ему мою
печаль-тоску».

Отличает Катерину
внутренняя свобода, страстность натуры,
не случайно в пьесе появляется мотив
птицы, полета. Неволя кабановского дома
гнетет ее, душит. «У вас все как будто
из-под неволи. Завяла я у вас совсем», –
говорит Катерина, объясняя Варваре,
отчего она не чувствует счастья в доме
Кабановых.

<\p>

С
образом Катерины связана и еще одна
нравственная проблема пьесы – право
человека на любовь и счастье
.
Порыв Катерины к Борису – это порыв к
радости, без которой не может жить
человек, порыв к счастью, которого она
была лишена в доме Кабанихи. Как ни
пыталась Катерина бороться со своей
любовью, эта борьба изначально была
обречена.

В любви Катерины, как в грозе,
было что-то стихийное, сильное, свободное,
но и трагически обреченное, не случайно
свой рассказ о любви она начинает
словами: «Я умру скоро».

Уже в этом первом
разговоре с Варварой появляется образ
пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь!
Такой на меня страх, такой-то страх!
Точно я стою над пропастью, и меня кто-то
туда толкает, а удержаться мне не за
что».<\p>

Наиболее
драматичное звучание приобретает
название пьесы, когда мы чувствуем, как
назревает «гроза» в душе Катерины.

Центральной нравственной проблемной
пьесы можно назвать проблему
нравственного выбора.

Столкновение
долга и чувства, подобно грозе, разрушило
ту гармонию в душе Катерины, с которой
она жила; уж не снятся ей, как прежде,
«храмы золотые или сады необыкновенные»,
уже невозможно облегчить душу молитвой:
«Думать стану – мыслей никак не соберу,
молиться – не отмолюсь никак». Без
согласия с собой Катерина не может жить,
она никогда не смогла бы, подобно Варваре,
довольствоваться воровской, потаённой
любовью. Сознание своей греховности
тяготит Катерину, мучит больше, чем все
попреки Кабанихи. Героиня Островского
не может жить в мире разлада – этим
объясняется ее гибель. Она сама сделала
выбор – и сама за него платит, не обвиняя
никого: «Никто не виноват – сама на то
пошла».

Обратите внимание

Можно
сделать вывод, что именно нравственная
проблематика пьесы Островского «Гроза»
делает и сегодня это произведение
интересным для современного читателя.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3493935/

«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве» | Сайт об истории и культуре России

«Уж сколько раз твердили миру…» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского. Да, «замылили» произведение и учителя, и хрестоматийные русские критики Д. Писарев и Н. Добролюбов.

Да и я взглянула на это произведение по-другому совсем недавно. Потому давайте попробуем найти в пьесе все, что приблизит ее к современному читателю, откроет ее немного с другой стороны, хотя и без хрестоматийных выражений (о спасибо, великие!) мы не обойдемся.

О чем пьеса? (Конфликт и сюжет)

В маленьком провинциальном городишке Калинове живет семья купцов Кабановых: мать, сын Тихон, дочь Варвара и жена сына Катерина (обратите внимание на написание имени, очень часто я встречаю в сочинениях ЕКАТЕРИНА, что неправильно, так как нарушает стилистику пьесы).

Мать, властная и сильная, совершенно подавила свое семейство и хочет, чтобы все подчинялись правилам Домостроя (XVI век, если кто не знает), свода законов, регулирующих жизнь семьи.

Тихон подчиняется матери, но находит отдушину в частых отъездах по делам, где пьянствует без просыпу, Варвара живет по принципу «делай, что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Встречается с приказчиком Кудряшом.

Катерине очень тяжело примирить свое желание быть счастливой в семье с пониманием счастья в доме мужа, она хочет любить и быть любимой. Борис, племянник купца Дикого, становится для Катерины отдушиной, она бросается в любовь как в омут. Но терзания совести заставляют ее признаться в грехе и покончить с собой.

Вот такая история, в моем пересказе похожая на мыльную оперу.

Поводом создания пьесы послужила история, услышанная Островским в поездке по Волге. Молодая купчиха покончила с собой, бросившись в омут. Но! Писатель увидел в этой мелодраматической коллизии намного больше, чем просто жестокий романс, и создал произведение-обвинение.

Конфликтов в пьесе два: между Катериной и «темным царством» и внутренний конфликт в душе главной героини.

Идем дальше.

Стороны конфликта: Материалы к сочинению

Начнем с общества Калинова, которое Н.А. Добролюбов назвал «темным царством».

Проблема: каковы законы «темного царства»? Кто его столпы? Как устроена его жизнь?

Ответим на все вопросы последовательно.

Важно

И еще. Обычно в школе (и правильно!) рассматривают Калинов в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Но давайте обратим внимание и на другие вещи.

  1. Пьеса начинается со сцены с Кулигиным и Кудряшом. Первый восхищается красотой Волги и говорит, что уже пятьдесят лет смотрит на нее и наглядеться не может. А Кудряш отвечает: «Ништо», то есть ерунда, блажь. Вот вам и начало конфликта: Кулигин ощущает течение времени, может любоваться красотой природы, а Кудряш ничего этого не видит, он примитивен, хоть и смел, и хитер. Тот же Кулигин говорит: «Бульвар сделали, а не гуляют… В шесть часов вечера по домам сидят, ворота заперты и собаки спущены». Во как! От чего отгородились? Часы не могут починить с тех пор, когда ударила в них молния. Вот и характеристика: отгородились ото всех, замкнулись, время там остановилось. Темные.
  2. Есть в пьесе интересный персонаж – Феклуша. Эта особа — странница, но далеко от Калинова не уходила, так, вокруг да около бродит. Все знания о мире калиновцы черпают от этой дамы. Ну, например, «в одной земле сидит на троне султан Махнут турецкий, в другой – Махнут персидский. И суд они творят по всей земле…». Дикость полная! Но вот калиновцы ее уважают, а она считает город «землей обетованной». Вот потому это «царство» из страшной сказки: ничего с реальностью общего Калинов не имеет.
  3. Кто является столпом общества в Калинове? Двое: Кабаниха и Дикой. Это богатые купцы, одна из них ханжа, считающая, что все должно быть правильно: если муж уезжает, то надо в голос выть, свекровь надо уважать до подобострастия, а если изменила жена – живьем в землю закопать. Но сама таких правил не придерживается, готова полюбезничать с Диким на досуге. Дикой – самодур. Что это такое? Это психологический тип. Он говорит про себя: «Очень я дикий сердцем». Как это понять? Сколько вы можете находиться в состоянии гнева? Минуту? Час? Не больше, я думаю. А он в таком состоянии ВСЕГДА. И жизни от него нет никому. Еще и трус: гусар его обругал, а весь дом потом день по чердакам прятался, Дикой же не мог ответить обидчику, а на семье отыгрался.
  4. И законы в царстве соответствующие: можно обманывать неимущих, наживаться на чужом горе, руки распускать, честно заработанное не отдавать, нельзя любить, учиться, тянуться к знаниям – нельзя жить по-человечески. Законы эти обходят, как могут. Варвара живет по принципу «делай что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Из нее со временем вырастет вторая Кабаниха. Кулигин ушел в себя, замкнулся, живет в своем мире. А Катерина – не может! Не та натура.

Идея: в «темном царстве» остановилась жизнь, атмосфера затхлости поглотила человеческие чувства и желания. Самое страшное, что это быт человека, его повседневность, окружающая его каждый день, час, минуту. Быт становится убийцей.

Для ЕГЭ! Материал о «темном царстве» можно использовать в сочинении по проблеме «человек и быт», «влияние общества на человека».

Надо показать, что общество способно изменить человека как в лучшую, так и в худшую сторону («темное царство»).

Можно протестовать и сохранить свои принципы, а можно приспособиться, но потерять себя, и тогда человек или сломается, или станет таким же.<\p>

Образ Катерины

Проблема: какой она предстает перед нами? Как изображена? В чем ее трагедия?

  1. Катерина рассказывает о своем детстве. Она любила поливать цветы, вышивать золотом по бархату (представьте, какая красота!), вставала рано. Она говорит: «Маменька меня любила, работать не заставляла». Но она не выросла лентяйкой! Напротив, выросшая в любви, она открыта для такой же любви в новой семье. В девичестве любила ходить в церковь, и Бог для нее был не карающей силой, как для калиновцев, а добром, благодатью.
  2. Если применить к героине модное нынче слово «образ» (в смысле вид), то это птица. Она говорит о желании полететь, о том, что в детстве, обидевшись, села в лодку, оттолкнула ее от берега и уплыла. Она натура цельная и решительная.
  3. Удушающая атмосфера убивает Катерину, а она просто хочет жить в соответствии со своими понятиями о любви и семье. Поэтому появляется Борис, не похожий на Тихона, которого она готова была любить, и бросается героиня в любовь как в омут, и это ее протест против страшного быта «темного царства».
  4. Внутренний конфликт героини порожден ее натурой: она не может простить себе грех измены. Она мучается, мечется. Во время страшной грозы признается во всем Тихону. В последней надежде на любовь обращается к Борису, но тот слаб, отказывает ей в помощи… и вот тогда для нее совсем конец – смерть.
  5. Я каждый раз, изучая это произведение с ребятами, объясняю им, молодым и сильным, почему Катерина покончила с собой. Они вместе с Д. Писаревым осуждают ее самоубийство. Но она не могла иначе! Почему? Ее внутренний конфликт, угрызения совести привели к трагическому концу. Главный признак трагедии – внутренний неразрешимый конфликт в душе героя. А Катерина его испытывает. Вот поэтому «Гроза» — это трагедия, и страшно то, что трагедия порождена бытом. Островский и называет свое произведение «драма», снижая градус напряжения, как-то не принято, что ли, что ужас существов
    ания пробрался в самое близкое человеку. Но еще страшнее делается от таких мыслей.
  6. Идею, заложенную в образ, лучше всех сформулировал Н.А. Добролюбов: «Самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых». И это конец «темного царства». Смерть Катерины стала грозой, предвещающей окончание власти самодуров. В этом смысл названия пьесы.

Внимание, ЕГЭ! Образ Катерины – прямая иллюстрация проблемы унижения человека, или проблемы свободы человека. Человек должен быть свободен внутренне, это его естественное право – вот тезис, который надо проиллюстрировать с помощью драмы «Гроза».<\p>

Вот такая пьеса, грустная, но заставляющая подумать о своей свободе, любви, жизни. Спасибо, А.Н. Островский!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Источник: http://samarus-school.ru/groza-a-n-ostrovskogo-tragediya-svetlojj-dushi-v-temnom-carstve.html

Ссылка на основную публикацию