Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ | Литерагуру
Данное стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году, незадолго до его гибели на дуэли. Поэт, словно предчувствуя свою участь, создаёт произведения, наполненные размышлениями о судьбе, течении жизни и предназначении человека.
Он осознанно продолжает тему, затронутую в одноименном стихотворении А.С. Пушкина.
Чем же отличается «Пророк» Пушкина от «Пророка» Лермонтова? Если у Пушкина на первый план выходят внутренние терзания лирического героя, его борьба с собственными пороками, то у Лермонтова главной темой в произведении становится противостояние пророка-поэта и толпы.
Композиция, тематика, идея в «Пророке»: о чем стихотворение?
Композиционно стихотворение делится на три части. В первых двух строфах описывается жизнь пророка среди людей, его попытки образумить толпу, принести в мир светлые начала: «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья». Заканчивается первая часть повествованием о гонениях и нападках на лирического героя со стороны сограждан и даже его близких.
Во второй части рассказывается о жизни пророка в изгнании в пустыне. Он находит утешение и приют на лоне природы, а не в городе, где лермонтовский герой не был принят окружением. Город и природа словно противопоставляются друг другу в данном произведении.
Так же создатель стихотворения в начале этой части указывает на то, что пророк сожалеет в какой-то степени о своем предназначении, и о том, что он не может донести до народа простые праведные истины. М.Ю.
Лермонтов делает отсылку в первой строчке на древнюю иудейскую традицию: в знак великой скорби и покаяния посыпать голову пеплом.
Характеристика лермонтовского Пророка – это описание типичного романтического героя: он одинок, не понят и недооценен окружением, потому что на голову выше его как в интеллектуальном, так и в моральном аспектах.
Он чувствует в себе предназначение показать людям их духовную нищету, но не может его реализовать, так как общество не хочет смотреть правде в глаза. Поэтому внутренний конфликт, порожденный невозможностью применить свои исключительные умения и знания, оборачивается для него трагедией. Герой удаляется прочь от мира, отворачивается от него, но в этом жесте теряет важнейшую часть себя.
И заключительным аккордом является последняя – третья – часть «Пророка». Здесь показана картина прямого контакта поэта-пророка и толпы. Все возраста, и стар, и млад, презирают его и отворачиваются, словно от прокаженного.
Люди не понимают пророка, считая, что раз он указывает на их пороки, то сам является гордецом, который ставит себя выше общества: «Смотрите: вот пример для вас! / Он горд был, не ужился с нами». Хотя сам М.Ю.
Лермонтов аккуратно указывает, что само старшее поколение обуяно гордыней: «То старцы детям говорят / С улыбкою самолюбивой». В итоге человек, чьими устами говорил Бог, оказывается в изоляции из-за отсутствия веры у толпы.
Пророк в лирике Лермонтова: тема поэта и поэзии
М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с лирическим героем своего произведения. Он так же абстрагируется от мира, уходит в себя в последние годы, приписывая себе гонения и непонимание со стороны окружения.
Тема противостояния поэта и общества остро стоит в «Пророке», так как самого Лермонтова тревожит данная проблема.
В конце концов, он приходит к выводу о том, что конфликт истинного предназначения поэтического дара — «глаголом жечь сердца людей» — и толпы нельзя преодолеть.
Источник: https://LiteraGuru.ru/mihail-lermontov-prorok-analiz/
Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Пророк» в 1841 году. Это стихотворение очень глубоко проникает в людские сердца т потайные мысли. Эмоции и чувства человеческих существ – это всегда что-то непредсказуемое. Никогда нельзя предсказать или предугадать мысли любого человека, можно ведь и ошибиться.
Лермонтов – человек, который не очень любил скрывать сувои мысли, он все свои мысли, будучи одиноким на самом деле человеком, проявлял в стихах и произведениях разных жанров. В этом стихотворении, автор как бы раскрывает всю правду человеческой сущности. Ведь она и вправду такова. Человек – завистлив, зол и жаден.
Ему всегда кажется, что именно он всегда должен обладать именно этим, и никто другой. Пророк – это прообраз миссионера, который появился в этом мире с хорошими намерениями, с намерениями – сделать мир лучше и хоть немного добрее. Но он встретился и столкнулся только с ненавистью и злостью.
Все люди завидовали пророку, хоть он и творил добрые дела.
Лермонтов прекрасно показал – насколько человек может быть глухим к добру, и насколько может продолжать с глухим упорством – делать злые дела. Главный герой, пророк, пытался ко всем донести тему любви и добра, но кажется не смог этого сделать. Ведь со стороны людей, не было даже хоть чуточку понимания – насколько мир грызен.<\p>
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса
План
- История написания
- О чем стихотворение?
- Жанр
- Главная идея
- Способ стихосложения
История написания
Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром.
Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно.
В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.
«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.
О чем стихотворение?
Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.
В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении.
А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения.
Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.
«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности.
Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни.
В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.
Главная идея
Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.
Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.
Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.
Способ стихосложения
Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.
Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки.
Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен».
К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.
Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.
Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).
В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинского пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пушкинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками.
Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, лишенное пушкинского оптимизма.
У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова пророк изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конфликте достойного, мыслящего человека со средой.
Пушкин в своем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно богатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек обречен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой находит созвучие своим чувствам и мыслям.
Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.
Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выделить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вторая часть — описание гармоничного, благодатного существования героя в пустыне.
Первая и вторая часть контрастны по своему настроению — миру людей автор противопоставляет мир природы. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство презрения, которое испытывают к пророку «старцы».
В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придающие речи торжественность, взволнованные интонации.
Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии поэта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к лучшим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».
Анализ стихотворения “Пророк” Михаила Юрьевича Лермонтова
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его создания. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» – это некое завещание поэта, его прощание.
Стихотворение было опубликовано только после смерти автора. Тем не менее оно является знаковым для Михаила Юрьевича.
В своем произведении поэт попытался отразить весь свой жизненный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» часто сопоставляется с анализом аналогичного «Пророка» Пушкина.
Рассмотрим жанровую принадлежность и композиционное построение стихотворения. Оно опирается на библейский текст и тяготеет к такому жанру, как легенда. Важное отличие от произведения Пушкина в том, что тот выбрал книгу Пророка Исайи, а Лермонтов избрал книгу пророка Иеремии.
Композиция одноименных стихотворений также подвергается сравнению. Дело в том, что у Пушкина – это движение от низшего к высшему: сначала «пустыня мрачная», а потом путь к людям с надеждой. У Лермонтова же наоборот: сначала энтузиазм, любовь и правда, а затем побег из города с пеплом на голове.
Анализ стихотворения «Пророк» подразумевает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, заканчивающегося обращением, оформленным в виде прямой речи. Это своего рода призыв «стариков» к молодому поколению, детям, которые должны отречься от пророка и ни в коем случае не следовать за ним.
Теперь поговорим об основных идеях стихотворения. Главное здесь – тема поэта и поэзии. Следует обратить внимание на образ пустыни. Она обладает двумя семантическими признаками:
1) пространство, которое противостоит городу, населению людей и всему миру, который создан человеком;
2) большое и открытое пространство, которое символизирует бескрайность.
Недаром именно пустыня утолила жажду пророка. Здесь он получает то, чего не хватало в городской жизни, – общение. Среди людей и городской суеты его никто не слушал, а теперь даже звезды ему внемлют. Одиночество поэта противопоставляется единению с мирозданием.
Подробный анализ стихотворения «Пророк» требует рассмотрения и художественных особенностей. Широко использована здесь библейская лексика, а также славянизмы. Приведем примеры таких слов: тварь земная, очи, пророк, глава, завет и т.д.
Поэт пользуется эпитетами, принадлежащими к высокому стилю, например, божья пища, вечный судия, чистые ученья и другие. Что интересно – Михаил Юрьевич использует еще и сатиру и иронию. Он рисует агрессивную толпу, которая не признает пророка и гонит его.
Строка «старцы говорят «с улыбкой самолюбивой» повторяется в обоих заключительных четверостишьях.
Из-за такой стилистической неоднородности Лермонтов делит стихотворение на строфы. Оно представляет собой семь катренов, каждый из которых передает определенный этап развития сюжетной линии.
Что касается стихотворного размера, то здесь мы найдем сочетание четырехстопного ямба с пиррихием.
Стихотворение изобилует словами, в которых есть взрывные согласные, например, «посыпал пеплом», «в пустыне», «бежал» и так далее. Эти слова создают атмосферу напряженности. Акцент на букве «у» обеспечивает интонацию печали и тоски, например, «в пустыне я живу», «как он угрюм и худ».
Лермонтов подводит итоги всему своему творчеству, своей жизни. Он затрагивает тему трагической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Михаил Юрьевич – один из немногих классиков, которые заложили основу правильного понимания миссии поэта и всего искусства.
Текст «Пророк» М.Лермонтов
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Анализ стихотворения №5
Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.
Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.
Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком».
Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние».
Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.
Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством.
Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.
Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.
Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.
Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.
Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца.
Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости.
Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.
Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».
Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.
9 класс
Послушайте стихотворение Лермонтова Пророк
Темы соседних сочинений
← Предсказание↑ ЛермонтовПрощай немытая россия →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/prorok
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пророк»
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.
) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта‑гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С.
Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.
В стихотворении «Пророк» свое развитие «пушкинской» темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв «гласу бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».
В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта‑пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова.
«Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.
В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.
Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»
(3 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/prorok-analiz-stixotvoreniya-mixaila-lermontova.html
Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю.Лермонтовым в 1841 году. Оно принадлежит к последним произведениям поэта, год его написания совпадаем с годом смерти Лермонтова.
В стихотворении поэт продолжает тему предназначения поэтического дара, которую несколько ранее задал А.С.Пушкин.
Пушкинский и лермонтовский «Пророк» имеют сходство не только в названии, но и в ярких христианских образах и старославянской лексики.
Стихотворения Лермонтова является продолжением истории о провидце Пушкина. После того, как «вечный судия» дал лирическому герою «всеведенье пророка», он оправился к народу, чтобы научить его любви и правде.
Но здесь он встречает неприятие моральных принципов, которые безуспешно пытается передать людям. От лирического героя отворачиваются не только незнакомые ему люди, но и ближнее окружение.
Поэтому он решается на побег:
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…
Именно здесь «завет предвечного храня», он находит своих слушателей. Ими становятся звери и звезды. Человек начинает жить в единении с природой и находит в этом спокойствие и гармонию, к которым стремился. Герой не приемлет иных ценностей, помимо любви и правды.
Иногда пророку приходится «пробираться через шумный град», где старцы ставят его в отрицательный пример детям.
Речи пожилого поколения полны оскорбительных и ироничных слов, лирического героя обвиняют в гордости, глупости и неуживчивости. Пророк не задерживается в городе, покидает его «торопливо».
Он спешит назад, к своим невольным слушателям, более добрым к человеку, нежели то общество, в котором он жил.
Лермонтовский пророк не наделен терпением. Выполняя добровольную миссионерскую роль, он очень быстро лишается надежды достучатся до сердец людей, и становится отшельником. Посыпание пеплом головы является ярким знаком отречения от общества. Пророк обременен тяжестью непонимания и неприятия людей, Он уходит в пустыню, становится «нищим», живет «как птицы, даром божьей пищи».
Однако пророк не является бедным человеком, его главное богатство – это душа, в которой помещена любовь к жизни и всему живому. Лирический герой духовно очень близок к Богу. Общество же, напротив, отвергнув пророка, обрекло себя на нищее существование души. Таким образом, стихотворение построено на противостоянии одного человека враждебному миру.
Вариант 2
В стихотворении М.Ю. Лермонтов создает образ поэта-пророка, являясь продолжателем идеи о творческом даре, заданным А.С. Пушкиным в одноименном стихотворении.
Поэтому стихотворение проникнуто аллюзиями и другими отсылками к творчеству Александра Сергеевича. Еще одной общей чертой является использование славянской лексики, библейских мотивов.
Однако у Лермонтова мы видим поэта в момент обретения дара, тогда как у Пушкина на моменте получения дара заканчивается стихотворение.
Основной конфликт стихотворения построен на взаимоотношениях поэта с обществом. И именно этому и посвящено все стихотворение. Став пророком, поэт понес “божественный глагол” людям, но не нашел в них отклика. В ответ он видит злобу, зависть и “порок”.
Толпа не внемлет призывам поэта к “любви и правде”. Более того, не только толпа, но и “ближние” оставляют поэта в одиночестве, либо закидывают его камнями.Такое поведение общества толкает героя Лермонтова уйти от людей и стать отшельником.
Герой посыпает голову пеплом, отрекаясь от всего мирского, и уходит в пустыню. Именно здесь он находит тех, кто слушает его речи – это звезды и животные. Звезды подбадривают его, играя лучами, а “твари земные” оказываются покорными ему.
Тем, самым он делает вывод о том, что мир природы ближе к Богу, чем мир людей. И именно в нем он находит успокоение.
В конце произведения мы вновь видим поэта, который оказывается в городе. И именно в этих строках автор говорит о том, что надежды на изменение общества нет. Старики, указывая детям на поэта, смеются над ним, презирают и обвиняют его в гордыне, бедности и неспособности ужиться с людьми.
Они вновь отвергают пророка, подвергая его осмеянию, тем самым обрекая себя и своих детей на безрадостное будущее.
Он горд был, не ужился с нами…<\p>
Таким образом, используя отсылки к творчеству А.С. Пушкина поэт продолжает тему поэта-пророка и показывает, на его взгляд, наиболее вероятный путь развития дальнейших событий, показав ожесточенное противостояние поэта и социума.
Данное стихотворение мне понравилось своими яркими образами, интересным языком а также оригинальностью раскрытия темы поэта и поэзии, поэта и толпы.
Анализ стихотворения Лермонтова Пророк
Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.
Произведение несет в себе глубокий смысл, который обнажает людские сердца и будоражит мысли. Не смотря ни на что, для любого живого на первом месте будут искренние эмоции и то, что человек чувствует.
Каждая личность индивидуальна и невозможно угадать то, что творится в голове у другого.
В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно таки трудно сделать.
Жанр произведения «Пророк» можно отнести к исповеди, которая плавно перетекает в лирику, также Лермонтов М.Ю. склоняется к библейскому мотиву. Борьба поэта с толпой, вот основная тема стихотворения.
По структуре композиции произведения, «Пророка» можно разделить на три части. В первой описывается жизнь главного героя с людьми, которые пытаются выжить его. Во второй части пророк пребывает в пустыне, где ему комфортно и гармонично живется в отдалении от зла и людей.
Третья часть снова возвращает читателя и главного персонажа к чувству ненависти, презрения.
В первой и второй части прослеживается противоположность окружающей обстановки, природа противопоставляется с людьми, а третья часть несет поражение пророка в донесении добра до общества.
В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.
Несмотря на то, что стихотворение было опубликовано только после смерти поэта, оно дает нам понять, на сколько пронзительны и глубоки мысли поэта, насколько он жил в свободе, не пытаясь ограничивать себя мнением окружающих его людей. «Пророком» Михаил Юрьевич подводит свою жизнь и свое творчество к логическому завершению. Он один из немногих, кто дал понять своему читателю, какова правильная миссия писателя в литературном мире.
Михаил Юрьевич никогда не скрывал своих мыслей и старался раскрывать их в своих произведениях. Именно в этом творении, автор, не скрывая ничего от зрителя, пытается открыть ему глаза на то, каким на самом деле может являться человек.
Человек – это завистливое, жадное и злое существо, которое в любом действии ищет выгоду. А образ пророка в стихотворении выступает как лицо, которое пытается творить добро, помочь другим, сделать мир лучше.
Но на пути он встречается со злом, негативом, ненавистью и завистью.
Анализ для 9 класса
Хочется начать свой анализ произведения с того, в каком веке жил автор. Лермонтова все больше волнует вопрос вечности, для чего мы здесь все живем. В «пророке» автор, будто желает выделить катастрофичность судеб одаренных личностей, не принятых населением.
Лермонтов в своей работе словно подводит итоговую черту в своей судьбе и сильно огорчается, что много что еще не успел сделать. Если сильно вникнуть в каждое слово, написанное поэтом, то можно обнаружить разлад Лермонтова с окружающим миром, ведь он вовсе не идеален.
В стихотворении поэт лишний раз приходит к тому, насколько печальна его судьба.
Стихотворение считается, чуть ли не последней работой Лермонтова, он словно чувствует, что ему немного осталось жить. Но поэт не молчит, а пишет и показывает насколько не идеально государство.
Какой смысл таит данное произведение?
В стихотворении хорошо изображена жизнь автора, его обреченность, его скорый уход из жизни. И уже в самом начале произведения чувствуется обида и досада. Лермонтов разочаровался не только как живет население, но так же и в близких своих людях. А то, что ему дано свыше, считается его наказанием.
Но, даже не смотря на это, поэт все так же пишет и закладывает в мир, что ему осталось быть на этой земле не так уж и много. По этой причине, что Лермонтов пытается писать правдиво, на его судьбу идут ужасные муки и изгнание.
Поэт не может вынести такого негатива со стороны общества и отстраняется, уже живя в своем уединенном мире и продолжая писать все в том же духе.
Данное стихотворение написано в форме лирической проповеди. Четкость увиденного, полученным Лермонтовым в своем уединении, восторгает, но так же и терзает его. Поэта терзают упреки и злые мнения высшего общества. В этом произведении отлично чувствуется не доверия автора, что завтра будет лучше, чем сегодня.
Анализ стихотворения Пророк по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/prorok-9-klass
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели Лермонтова оставались считанные недели.
Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни.
Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире.
Горечь в стихотворении ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Обобщение «людей» (ведь по размеру строфы вполне можно было написать «иных») показывает, насколько сильно его разочарование в ближних своих. Дар предвиденья, полученный от «вечного судии», может оказаться проклятием.
Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей.
В пустыне лирический герой находит мир: живёт, «как птица, даром Божьей пищи», его слушают звёзды и ему покорны твари земные. Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.
Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец». А последняя строфа полностью состоит из порицания: «угрюм, худ, бледен», «наг и беден», «презирают все его».
Горечь лирического достигает здесь своего апогея, и то, что стихотворение обрывается на высказывании самодовольного старца, не даёт никакой надежды на изменение отношения к пророку. Это же подчёркивается и преемственностью поколений: «старцы детям говорят», то есть из года в год на поэтов (пророков) смотрят и будут смотреть, как на отверженных.
Поэтому после прочтения стихотворения остаётся впечатление полной безнадёжности.
Написанное четырёхстопным ямбом, произведение насыщено устаревшими словами и формами: «судия», «в очах», «главу», «град».
Это придаёт словам пророка торжественность, вызывая ассоциации со священными текстами.
Тем большее складывается впечатление, что ясновидение не обманывает лирического героя, и жизнь земная останется такой же бездуховной, и пророческий голос не будет услышан людьми.
Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.
-
«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
-
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
-
«Демон», анализ поэмы Лермонтова
-
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Дума», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Пророк»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Источник: https://goldlit.ru/lermontov/314-prorok-analiz
Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
Молодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение, которому дает название “Пророк”.
Своим стихотворением Лермонтов подчеркивает всю трагичность жизни и творчества талантливого человека, которого в определенный момент его жизни не понял окружающий мир. Стихотворением “Пророк” автор словно подводит итог своей жизни, где сильно сожалеет обо всех делах, которые так и не успел довести до конца.
Если задуматься о тексте произведения, то между строк просматривается некий спор между обществом и самим автором. На долю Лермонтова выпало много тяжелого и горького, он словно передает это через стихотворение. “Пророк” своим замыслом может сильно зацепить даже самых черствых людей, проникнув в их души.
Данный стих написан в жанре лирической исповеди, исповеди человека, которого возненавидели и отвергли.
Будучи человеком, не умеющим скрывать от окружающих свои эмоции и чувства, Лермонтов проявляет их в своих произведениях, которые творит в абсолютно разных жанрах. “Пророк” повествует о правде жизни, описывая ее через жизнь человека.
Люди по своей натуре чаще всего встречаются жадными, иногда завистливыми и злыми. Многие обладают только этими качествами и не хотят открывать в себе что-то другое. Покопаться в глубинах своей души и найти там правильный путь добра и отзывчивости, могут, к сожалению, не все.
Произведение “Пророк” рисует перед людьми образ некого миссионера. Он приходит в наш бренный мир с чувством теплоты и добра. Целью главного героя является сделать наш бренный мир чуточку добрее и лучше.
Герой светлый, открытый и отзывчивый человек, даже не представляет, с какими преградами ему придется побороться. Придя в мир с хорошими помыслами и намерениями, миссионер встречает на своем пути только злость и ненависть, которые вызывают у него лишь чувство отчаяния и беспомощности.
Главный герой старается показать всем, что только добрые дела помогут им очистить душу и изменить свое существование. Но, несмотря на все его дела, которые он делает с добрыми мыслями в сердце, его не понимают и завидуют.
Михаил Юрьевич достаточно точно описал, что человек, слишком замкнут и глух. Люди могут быть настолько упорны и неотзывчивы, что замыкаются в своих проблемах и грехах, продолжая при этом творить злые дела. Душа героя испытывает лишь пустоту и неприятие, он отдал бы все, лишь бы донести людям добро и любовь.
Все его усилия напрасны, человечество его не слушает, оно лишь продолжает жить в своем сгнившем изнутри мире. Сам же Лермонтов, словно главные герой стихотворения, видит в своей жизни трагичность и непонимание, он понимает, что его жизнь обречена.
Как и множество талантливых людей, поэт знает, что в будущем его ждет только одиночество.
Анализ стихотворения Лермонтова Пророк
Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, живший и творивший в начале XIX столетия. Его еще в молодости начинали волновать вопросы, относящиеся к поиску смысла жизни и вечностью. В своем творчестве поэт как бы подчеркивает трагичность жизненного пути талантливого человека, которого не понимает окружающий его мир.
Написав произведение “Пророк”, Михаил Юрьевич будто подводит итог своей жизни и глубоко переживает от того, что не смог еще много чего сделать.
Читая произведение между строк, можно отыскать скрытый спор Лермонтова с обществом, где автор очередной раз убеждает в том, что на его долю выпал горький жребий.
Он считает свое дарование писать стихи проклятием, но все равно продолжает совершать бренный путь пророка в отведенное ему на земле время жизни, потому что это его истинное предназначение.
Он несет людям правду, за что его карают гонениями и создают новые испытания. Именно поэтому молодой поэт ищет уединения, все дальше отторгаясь от рода людского. “Пророк” – это лирика, это исповедь. Видения Лермонтова ясны и восхитительны, оттого он испытывает творческие мучения. Он не хочет верить в то, что придут лучшие дни, что как и ныне всех талантливых людей ждет незавидная участь.
Лермонтов использует библейские мотивы, которые основывает на откровениях Пророка Иеремии, сопоставляя его жизнь со своей. Свое стихотворение он отождествляет с донесением до рода человеческого истинности бытия, которое не хочет принимать общество. Его с позором изгоняют в пустыню, где он продолжает свои скитания, оставаясь со своими мыслями один на один.
Строки произведения пронизаны горечью, болью и страданием автора. Строки идеально зарифмованы друг с другом в стиле четырехстопного ямба, в нем используются архаизмы.
Это, бесспорно, одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.
Вариант №3
Стихотворение Лермонтова “Пророк” было написано в последние дни жизни молодого поэта. И в нем видно послание к людям, но не ко всем, а лишь тем, кого Лермонтов считает братьями. То есть товарищам “по перу”, таким же поэтам, как и он.
Большинство произведений Лермонтова пронизаны меланхолическим настроением, и стихотворение ” Пророк” тому подтверждение. В нем поэт считает себя и всех своих собратьев “пророками”, что им единственным дарован дар видеть все так, как оно есть на самом деле. И следственно, остальные люди невзлюбили поэтов, за их откровенность.
Он воспевал любовь и дружбу, те чистые чувства, которые люди научились продавать как что-то материальное.
Никто не уважал, и слушать его даже не хотел, поэтому он бежал от всех, в светлый мир музы. Это не означает, что Лермонтов в прямом смысле бежал из города и путешествовал, нет. Он потерял веру в людей, и поэтому не нуждался больше в общении с ними, он закрылся в себе.
Стал вести образ жизни отшельника и презирать людей, и их существование. И в стихотворении сказано, что ему нравилось так жить. Он на некоторое время забыл о том, какое предназначение у него в жизни и просто наслаждался тем, что он жив, и тем, что он знает и видит то, чего не видят другие. В его мире ему покорны все, и моря, и звёзды.
Лишь там он чувствует, что человек может, что-то значить в этой жизни.
Но недолго длится его безмятежная жизнь, он признаёт то, что он должен пройти через всю боль и страдания, но донести людям то, что ему велено свыше.
И поэтому он возвращается в мир жестоких и глупых людей. Лермонтов вновь пытается к ним достучаться. Открыть их души для чего-то светлого и прекрасного, но все что он вновь получает, это издевательства и ненависть.
В последних строках стихотворения, поэт показывает, что это неведение и нежелание слушать других людей передаётся с поколения в поколения. Старцы ставят его в пример детям, как неудачника лишившегося всего из-за своей гордости и упрямства.
И дети это воспринимают как правду, верят в это и живут с такой мыслью до конца дней, что тот, кто отличается от других – плох. Лермонтов, не в состоянии что-либо сделать, признаёт, что всех его последователей ждёт такая же тяжёлая участь.
9, 10 класс, кратко по плану
- Анализ стихотворения Ахматовой Последнее стихотворение
«Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью. - Анализ стихотворения Пастернака Сирень
Сирень – белая, аметистовая, лиловая – образ, любимый поэтами Серебряного века! Особое место занимает она и в творчестве Бориса Пастернака. Образ благоухающего нежно-сиреневого цветочного облака не мог оставить равнодушным - Анализ стихотворения Фета В душе измученной годами
Стихотворение Фета “В душе измученной годами” речь идет о юной красивой девушке которая свела его сума. Он описывает, как она вошла в его душу и осталась там на долгие года. Он не может забыть ее улыбку, глаза и нежный образ. - Анализ стихотворения Жуковского Приход весны
Короткое, но запоминающееся стихотворение “Приход весны”, написанное известным и любимым поэтом Жуковский Василием Андреевичем стало одним из самых прекрасных произведений поэта. - Анализ стихотворения Некрасова Надрывается сердце от муки
Когда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких
Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/prorok-9-klass
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
Один из талантливейших поэтов в истории мировой литературы, национальный поэтический гений России, Михаил Юрьевич Лермонтов вошёл в историю искусства как «певец Луны», «певец одиночества». Это действительно так.
Талантливый юноша, начавший слагать стихотворения ещё в детском возрасте, к отрочеству имел уже чётко сложившееся мнение о людях, о человеческих судьбах, отношениях.
К сожалению, общество и государство во многом обошлось с ним жестоко, так что уже в шестнадцатилетнем возрасте юный Мишель пишет стихотворение «Нищий», в котором демонстрирует разочарование в женской любви и высказывает неверие в трепетное ответное чувство.
На протяжении всей жизни поэта он будет создавать произведения, обличающие человеческое общество, поразительно несовершенное, но чаще — порочное.
Сам Лермонтов долгое время учился покаянию в храмах и монастырях, признавая собственную грешность, однако люди, среди которых он жил, духовно было гораздо, гораздо ниже, мерзостнее. Именно поэтому классик при жизни стремился к уединению.
По-настоящему комфортно он чувствовал себя только в одиночестве, на Кавказе; там он мог жить свободно, без оков светской учтивости и манер.
В последние годы жизни Михаила Юрьевича всё больше заботят проблемы смысла бытия, вечности… Не меньше он размышляет о смысле и назначении собственного дара и признаёт себя человеком талантливым, а такие люди, как известно, тяжело адаптируются в обществе.
Теме поэта и поэзии Лермонтов посвящает своего рода цикл стихотворений (1838-1841 гг.), куда входят произведения «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель». Замыкает цикл стихотворение «Пророк», ставшее, во-первых, поэтической полемикой с А.С.
Пушкиным, а во-вторых, лирическим завещанием Лермонтова, где тот подводит итог своей жизни.
«Пророк» был написан за какие-то пару месяцев до трагической гибели поэта. Некоторые исследователи, мистифицируя личность Лермонтова, даже утверждали, что он предчувствовал собственную гибель. В стихотворении, ставшим знаковым, как и «Смерть поэта», классик приходит к осмыслению собственного творческого и жизненного пути и старается дать им оценку.
Неслучайно Михаил Юрьевич выбирает в качестве заглавия слово «пророк» — одноимённое стихотворение есть и у А.С. Пушкина, а лермонтовский текст является своеобразным продолжением его тем и идей.
В целом в «Пророке» поднимаются исключительно философские вопросы. Одним из первых Лермонтов обратил внимание читателей на тему поэта и толпы. Помимо этого классик размышляет о происхождении и значении поэтического дара — и приходит к неутешительным выводам.
Рассматривать смысловую сторону произведения невозможно без обращения к «Пророку» Пушкина. Два стихотворения с одинаковыми названиями различаются даже на уровне настроения.
У Пушкина оно торжественное, возвышенное; лирический герой идёт к людям с надеждой и трепетом.
Провидец Лермонтова же несчастен в своём знании; стихотворение наполнено печалью, горечью и обидой, болью за весь несовершенный человеческий род.
Сюжет «Пророка» продолжает пушкинское произведение. Лермонтов так же обращается к библейским легендам, выбирая для построения образной основы книгу пророка Исайи. Композиционно первые строки произведения «певца одиночества» прямо продолжают повествование Александра Сергеевича: «С тех пор как вечный судия/ Мне дал всеведенье пророка…».
Пушкинский поэт бежит из пустыни к людям, наполненный надеждой, желанием служить народу; провидец же Лермонтова терпит крах в своей миссии; порочное и злое общество не принимает, отторгает его, не понимая собственной греховности, и герою приходится посыпать голову пеплом и бежать в пустыню, находя уединение и покой лишь там, среди звёзд и песков.
Лирический герой, которого смело можно отождествлять с самим автором стихотворения, убеждается, что его божественный дар, ниспосланный на землю во имя служения людям, на самом деле есть огромнейшее страдание для его носителя, ведь чёрствые люди неспособны принять нечто столь чистое, одухотворённое.
Им проще избавиться от Гения, нежели признать его и научиться жить рядом с ним. Пророк покидает город, лишь изредка возвращаясь в него, но вновь и вновь подвергается гонениям.
Он проявляет слабость, понимая, что должен служить людям несмотря на их неприязнь, но так и не находит в себе сил одному сломить бездушный народ.
Эти мотивы взяты автором неслучайно.
Сопоставив их с биографией Лермонтова и воспоминаниями современников о нём, заметим, что он был человеком, крайне близко принимавшим всё к сердцу, личностью тонкой душевной организации; поэт был чрезмерно зависим от общественного мнения, так что выдержать больше нападок со стороны общества, чем выдержал он, Михаил Юрьевич физически едва ли бы вынес — у него было слабое здоровье.
Так что Лермонтов, несущий свою поэтическую миссию, можно сказать, признавался в том, что выполнил её недостаточно, не сумел стать пастырем для неразумных овец, не сумел наставить грешников на путь истинный. Как человек глубоко религиозный, это откровение далось ему очень болезненно, пусть и в провале проповеднической миссии не было абсолютной вины поэта.
В «Пророке» лишь четвёртая строфа не проникнута настроением отчаяния. В ней поэт пишет, что мир природы, мир зверей ему приятнее, нежели жестокий людской, поскольку именно в уединении он находит покой и понимание. Остальные же строфы наполнены символами, в том числе и библейскими, наиболее ярко демонстрирующими отчаяние героя, понимающего все тяготы жизни Гения.
Особенное место занимают два последних катрена. Лермонтов неспроста обращается к образу старцев, науськивающих детей, преподающих им жестокий урок ненависти к поэту.
Старики учат молодое поколение прятать свой дар, показывая, что Гениев не принимают в обществе, и в то же время они на собственном примере прививают жестокосердие пока ещё невинным, несмышлёным агнцам.
Поэт, на протяжении жизни склонный к меланхолии, здесь особенно ярко демонстрирует своё неверие в лучший мир, в лучшее общество.
Создавая своего «Пророка», М.Ю. Лермонтов опирался на пушкинские средства художественной выразительности.
Он нарочно избирает тот же размер, что и Пушкин, — четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями, использует чередование женской и мужской рифм, перекрёстную рифмовку (кроме последней строфы), но разделяет текст на катрены.
В последней строфе автор прибегает к опоясывающей рифме, придающей композиционную и смысловую завершённость стихотворению. Так же, как и Пушкин, Михаил Юрьевич обращается к использованию слов «высокой» лексики (судия, предвечный, земная тварь, град и др.).
Всё это в совокупности придаёт стихотворению особое звучание, напоминающее по стилю тексты Священного Писания. При всём при этом пушкинское произведение звучит напевно, мелодично; у Лермонтова же больше взрывных согласных, создающих напряжённость и местами прерывистость звучания.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Лермонтов использует многочисленные метафоры («страницы злобы и порока», «посыпать пеплом главу»), эпитеты (предвечный, нагой, чистые ученья), сравнения («как птицы»), олицетворения (звёзды, играющие лучами), синекдоху («тварь покорна… земная») и т.д.
Среди стилистических приёмов особенно выделяются инверсия, придающая особое, возвышенное звучание тексту, антитеза (противопоставление действий пророка и людей), градация (наг, беден), анафора и другие.
Средства художественной выразительности в «Пророке» отличаются разнообразием и поэтической силой, яркостью, а само стихотворение необычайно образно.
Итак, подводя итог, можно сказать, что оба поэта заложили основу одной из важнейших тем в русской поэзии — тему предназначения поэта на земле.
Позже эта тема будет раскрыта другими титанами литературы, например, Львом Толстым, Николаем Некрасовым и многими другими.
Но именно Гении русской поэзии, два светила — дневное и ночное — первыми заявили о божественной сущности поэта, о его цели нести людям «любви и правды чистые ученья».
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-prorok-lermontov.html