Человек и общество в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Что писать, примеры, тезисы
В своём бессмертном произведении «Старуха Изергиль» Алексей Максимович Горький размышляет и даёт пищу для размышлений читателям о месте человека в обществе, о нравственных идеалах, о самопожертвовании и жажде свободы.
В рассказе присутствуют два героя, Ларра и Данко, о которых рассказывает старушка с именем Изергиль. Сначала она рассказывает о гордом и самовлюблённом Ларра, который не уважает даже старших по возрасту людей.
За это его выгнали из племени и обрекли на вечное одиночество и невозможность умереть. Страшнее наказания придумать нельзя.
Совсем другой Данко. Автор подводит нас к мысли, что для того, чтобы люди и общество относились к тебе с уважением, надо что-то сделать для общества полезное.
Данко ведёт своё племя через лес в ночное время. А чтобы освещать путь, он вырывает из груди своё сердце. Данко умирает, но при этом получает свободу и благодарность, которую не может получить Ларра. Данко настоящий герой, который жертвует собой ради своих соплеменников.
Сам рассказ довольно сложный для восприятия. В рассказе как бы присутствуют три рассказа. Рассказ о самовлюблённом и горделивом Ларре, рассказ старушки Изергиль о своей жизни и любви и рассказ о смелом и бесстрашном Данко.
Итоговое сочинение по литературе, ЕГЭ-2018. Направление «Человек и общество»
Тема человека является лейтмотивом этого рассказа. Горький исследует природу человека, его место в обществе.
В этом произведении противопоставлены два героя — Ларра и Данко.
Ларра живет только для себя, он очень одинок, поэтому такая величайшая ценность как жизнь для него становится наказанием. Горький отмечает, что человек будет свободным только тогда, когда он тесно связан и взаимодействует с обществом.
Каким бы ни был человек — он живет в обществе, поэтому должен учиться уживаться с другими людьми.
Данко — совсем другой. Он готов отдать свою жизнь ради блага других людей. При этом он ничего не ждет и не требует взамен. По словам Горького Данко — это идеал человека.
Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
В сочинении по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль» можно написать о следующем.
В рассказе «Старуха Изаргиль» писатель представляет читателю два образа, двух героев, это Данко и Ларра.
Они оба молоды, красивы, полны сил и энергии.
Но они отличаются друг от друга своим отношением к себе и к людям.
Данко любит людей, желает сделать их жизнь счастливой и радостной, он видит смысл своей жизни ради общего счастья и улучшения мира.
Когда приходит роковой момент и люди не понимают его, он всё равно жертвует собой ради них и превращается в красивую легенду в благодарной памяти людей навсегда.
Ларра, напротив, самовлюблён и горд.
Он также живёт среди людей, но они кажутся ему недостойными его, он считает, что лучше всех и презирает остальных.
Он считает, что он может обойтись без людей ив своём холодном эгоизме даже убивает предназначенную ему в жёны красавицу. И люди изгнали его, обрекая на одиночество, к которому он так стремился.
Тень Ларры , его душа обречены на вечное скитание и невозможность найти счастье и покой вне общества, которое он так презирал.
Максим Горький на стороне Данко, его идеал — это жизнь ради людей, ради преобразования общества, ради общего добра и света.
В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» сама Изергиль рассказывает о Данко, который пожертвовал собой, не испугавшись смерти. Он вырвал свое сердце из груди, и оно освещало дорогу людям. Смелость Данко прославила его в веках. Но люди неблагодарны, и потому они забыли о подвиге Данко и наступили на его сердце. Здесь общество губит личность, потому что серой массе не нужны индивидуальности.
Гордый Ларра противопоставил себя племени, убил лучшую девушку, которую хотели отдать ему в жены, отчего превратился в тень и вынужден скитаться вечно. Так показано, что человек неотделим от общества и не может жить без него, а только существовать.
Источник: https://faston24.ru/chelovek-i-obshhestvo-v-rasskaze-gorkogo-staruha-izergil-chto-pisat-primery-tezisy/
Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» » Шпоры для студентов
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.
Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.
Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.
Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека.
От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви.
Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.
Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена.
«Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость.
Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!
Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко.
В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным.
Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.
Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/romanticheskij-ideal-cheloveka-v-rasskaze-m-gorkogo-staruxa-izergil.html
Урок-исследование по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”
-
Сегодня на уроке мы продолжим изучение раннего творчества М.Горького.
М.Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века остались нереализованными; до предела обостряются социальные противоречия.
Современники сравнивали изображённую писателем Россию с огромной больницей, где в лютых муках корчатся люди, раздавленные жизнью, где обнаруживается множество различных болячек и недугов. Но сам писатель чувствует себя в этой больнице врачом.
В своих произведениях он не ставит точку после констатации фактов, а пытается подсказать средство излечения, единственно необходимое лекарство.
—– Какой же из них он считает спасительным в рассказе «Старуха Изергиль»
Итак, тема нашего урока: <\p>
Трагедия позднего прозрения в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».
Цели урока: <\p>
- Познакомиться с рассказом « Старуха Изергиль» как романтическим произведением и выявить роль интонации в раскрытии замысла писателя.
- Совершенствовать умение анализировать текст произведения и обобщать полученные знания.
- Оценить степень актуальности трагедии Изергиль для современной жизни.
План урока: <\p>
- История создания рассказа « Старуха Изергиль».
- Романтизм М.Горького.
- Пейзажные зарисовки в рассказе.<\p>
- Исследование текста ( роль интонации в раскрытии авторского замысла).
- Нравственные уроки жизни Изергиль.
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как выразитель эстетики романтизма.
( Сообщение учащегося «Романтизм М.Горького»)
— Назовите черты романтизма в этом рассказе?
(культ необыкновенной личности, романтический портрет, романтическое двоемирие, статичность романтического характера. романтический сюжет, ром. пейзаж, ром. стилистика)
-
Мы сегодня постараемся приблизиться к замыслу писателя, обращаясь к тексту произведения. Итак, посмотрим на заглавие произведения, которое звучит подчёркнуто просто – «Старуха Изергиль».
<\p>
— Какие варианты заглавия можете предложить вы? <\p>
Очевидно, у горьковского заглавия есть какие-то преимущества перед нашими.
В чём же они? Может, смысловой акцент сделан на первом слове. Уточним его значение.
Старуха
Женщина, много Женщина, Женщина
видевшая много испытавшая познавшая мудрость<\p>
жизни
Значит, смысл чтения – приобщиться к этой мудрости. Однако, наши предположения нуждаются в доказательствах, для этого необходимо обратиться к тексту.
-
Изучая произведения русской классической литературы, мы отмечаем афористичность высказываний героев, свидетельствующих об их умении мыслить глубоко и ёмко.
— Присуще ли это умение Изергиль?
( Да. Она использует в своей речи образные выражения. Проверка дом. задания: выписать из текста эти выражения)
Нет сомнения, перед нами личность, несущая свое понимание жизни, опыт. Это осмысление жизни мы видим на фоне романтичного пейзажа. Пейзаж зарисовки занимает особое место в рассказе. О них нам расскажет Ваня.( сообщение о пейзажных зарисовках в рассказе «Старуха Изергиль»)
-Почему Изергиль не спится в эту ночь, такую тёплую и ласковую? Прямого ответа в тексте нет, но по словам самого писателя: не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят. Может быть, интонация подскажет нам причину её бессонницы.
— Найдите строки, подсказывающие внутренне состояние Изергиль.
( « Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, и всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нотка») <\p>
Наверное, не случайно эти строки завершают легенду о Ларре.
Не связан ли этот персонаж с самой рассказчицей какими-то невидимыми нитями. <\p>
– Дадим ему краткую характеристику? <\p>
Лара
Ловок, силён, хищен, жесток, гордый, эгоист, безграничная свобода
Животное<\p>
Разве нельзя назвать гордой преступницей и Изергиль. Она горда, и на её совести преступление, но в отличие от Лары ей удалось уйти от ответственности за свои грехи. Редкое везение!
— Почему же не спится ей по ночам в старости? Что таит в себе эта бессонница?
Обратимся вновь к интонации. Речи Изергиль неоднократно прерывается паузами. Расположение которых не произвольно.<\p>
— Чем может быть продиктована пауза?( человек затрудняется высказать мысль, намеренно прекращает разговор т .д.)
Чем же можно объяснить молчание Изергиль? Наверное, она прерывает рассказ, задумавшись о чём-то своём. Разве это не приглашение к размышлению для читателя. Исследуем текст. Выделим паузы в рассказе и попытаемся дать им толкование, т.е мы должны понять не только то, что она говорит, но и о чём молчит.
<\p>
— Как обозначена может быть пауза? ( указанием автора, пейзажной зарисовкой )<\p>
4. ( Работа по группам: Мы приступаем к исследованию текста. Отметим границы каждой паузы и проанализируем предшествующие ей слова героини, раскрывающие причину молчания Изергиль)<\p>
1 пауза: прерывает повествование о девушке, которую унёс орёл.
Паузу предваряют слова Изергиль: «И забыли о ней, как забывают обо всём на свете»
— Чем объяснить внезапно наступившее молчание? Связано ли оно с содержанием легенды?
( скорее всего, не о девушке думает Изергиль в этот момент, а о себе: ведь о ней тоже забыли. Кто поверит, что когда-то она была гордой красавицей. Вспомним описание её немощной старости. Итак, всё в прошлом)
Что же остаётся взамен красоты, унесённой временем? Есть ли ответ на этот вопрос? Продолжим наше исследование.
2 пауза: После убийства Ларрой девушки даётся пейзажная зарисовка – знак очередной паузы. Предшествующие слова: «Убийца был горд…,- не опустил своей головы, как бы вызывая на неё кару»<\p>
—К каким размышлениям могут подвергнуть эти слова?
( Она саима бросала всю жизнь вызов судьбе. Может быть, эта смелость и придавала особый блеск её очарованию.)
— Что же было источником этой смелости?
3 пауза: Завершает историю Лары: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…Вот как был поражён человек за гордость!» В этот момент и появляется»боязливая, рабская» нотка в её повествовании.
— Что это? Предчувствие наказания или осознание его? Что утешит её в старости?
( Ни семьи, ни близких, тянутся долгие дни и ночи, некуда уйти от дум. Но неужели нет воспоминаний, согревающих её сердце? « А скольких любила! Сколько поцелуев взяла и отдала!» Восклицательная интонация- лучший ответ на наш вопрос. Наступает время говорить о любви Изергиль . Вновь обратимся к тесту.)
4 пауза: идёт след за рассказом о смерти когда-то любимых ею гуцула и рыбака. Многоточие и пейзажная зарисовка подтверждают это.<\p>
— О чём же думает Изергиль? <\p>
( жалеет гуцула и рыбака. А ведь любовь стала главным смыслом её жизни. Казалось, она была счастлива. Любила, кого хотела, наслаждаясь жизнью и свободой, выбрасывая из памяти всех надоевших)
— Почему же сейчас память настойчиво возвращает её в молодость, заставляя осмысливать давно прошедшее?
( потребность облегчить душу)
5 пауза: после смерти маленького турка. Очень длинная.<\p>
— О чём же так долго думает Изергиль?
( о судьбе загубленного ею мальчика: « Кто скажет? Может, ведь это я убила его». Нет признания своей вины. Как же случилось, что прекрасная женщина стала источником яда, воплощением зла? Да не опаснее ли она Ларры? <\p>
Итак, реальной женщине было уготовлено судьбой наказание и дарована долгая жизнь, чтобы осмыслить свои грехи.
6 пауза: вслед за расправой над маленьким полячком. « Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых…любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками».<\p>
— Какую опасность несли встречи с близкими когда-то людьми?
( они могли растревожить, пробудить горькие воспоминания, нарушить душевный покой. Чтобы отдаваться своей жадной жини, Изергиль нужно было забывать свое прошдолое, привязанности. Постепенно она научилась жить, пресекая любую попытку к осуждению.)
7 пауза:«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать. Я ничего не умела и за это платила собой».
— Можете ли вы возразить Изергиль? <\p>
(платила чужими муками и страданиями Может быть, секрет долголетия Изергиль основан на философии самосохранения)
8пауза: после рассказа Изергиль о торговле ею. Пришлось пережить это, чтобы сохранить себя. Но и тогда бог милостив к ней. Она любила «одного достойного пана с изрубленным лицом». И эта любовь оказалась короткой. Пан ушёл сам. Как страшно остаться покинутой. Горечью потери проникнута эта пауза.
следует за рассказом о последнем увлечении Изергиль. « Я сыграла свою последнюю игру» Тешить себя самообманом невозможно всегда. Наступает новый период её жизни, несёт потери, бросил очередной возлюбленный.
Пришлось поступиться собственной гордостью.
Чтобы удержать его: « Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время, и я за человеком поползла змеёй по земле…» Правда, она пытается смягчить признание: « я ведь любила его…чёрта…»
Значит, любовь привела к рабству?<\p>
— Почему Изергиль не испылала радость материнства?
(материнство ограничило бы её свободу, потребовало бы определенных жертв. А она слишком берегла себя, не отдавать, а брать привыкла Изергиль) <\p>
« Последние это были минуты – хорошие минуты моей», – скажет она.
«Жадная жизнь» –как вы понимаете это необычное сочетание?Определите вид тропа? (оценочный эпитет)
( человек спешит жить, всё испытать.
9 пауза: Но жадность всегда сопровождается неразборчивостью, влекущей опасные последствия. Во и финал истории: « Тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше… Да!…»
Обратите внимание на многоточие. За ним желание ощутить поддержку молодого собеседника, но он молчит, как бы мысленно подводя итог : « Мне грустно было рядом с ней».( грусть о бесполезно растраченной жизни – этим объясняется уже молчание автора.)
Далеко не всегда сила и огонь вызывают восхищение, огонь может согреть, а может и испепелить, и сила может быть использована не только для созидания, но и для разрушения.<\p>
Может быть, легенда о Данко и есть ответ Изергиль на молчание собеседника?
10 пауза: открывает рассказ о Данко. В предшествующих ей словах безжалостное подведение итогов собственной жизни, окончательное освобождение о самообмана: « И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начинают жаловаться на судьбу. Что ж тут – судьба! Каждый сам себе судьба».
— Каким изображён Данко?
( Данко чтил заветы племени)
11 пауза: после его решения вывести людей из тёмного леса.<\p>
— Какой нравственный закон определяет поступок Данко?
( жалость к людям, любовь к ним, потребность всё сделать для их спасения: « Он любил людей думал, что, может быть, они без него погибнут. И в его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их… и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня». Самопожертвование во имя любви.)
12 пауза: ( последняя) ей предшествует эпизод о затоптанном сердце Данко.
— Чем объяснить этот факт?
( память ко многому обязывает, связана с воплощением нравственных законов, ведь велик соблазн жить без них!)
Чтение закончено. Последние строки предельно лаконичны: « В степи было тихо темно. По небу ползли тучи медленно и скучно…Море шумело глухо и печально». Мы видим ритмическую прозу.
— О чём эта печаль? <\p>
( Наверняка, многократное повторение судьбы Изергиль в будущем. Ведь если люди не желают смотреть старину, то цепь ошибок Изергиль бесконечна. Об этом тоже должен задуматься читатель).
5. Подведём итоги:<\p>
— Чему учит история жизни Изергиль?
( как не надо жить, реальное предупреждение для каждого из нас)
В этом рассказе звучат и оптимистическм нотки. Осмысление собственной жизни – благотворный процесс, т.к. человек не утрачивает возможности оставить свой след на земле. Важно желание. На исходе жизни и Изергиль пришло сознание своей нужности молодым:<\p>
« Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо… и мне хорошо с ними».
Предостеречь молодых о ошибок, которые когда-то совершила сама – единственное. Что остаётся ей. В каждом рассказе осознаёт горький итог, она слишком берегла себя. Читатель становится свидетелем трагедии позднего прозрения.
Возможность повторения её вполне реальна, поэтому важно как можно раньше прикоснуться к мудрости поколений, к общечеловеческим ценностям, чтобы вопрос Данко «Что я сделаю для людей?»отозвался и в собственном сердце.
<\p>
Каждый выбирает по себе:
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пороку
Каждый выбирает по себе!
Хочется надеяться, чтобы опасность утраты исторической памяти, ведущая к разрушению заветов и всеобщему озверению, не коснулась и нас.
6. Домашнее задание:<\p>
( письменный ответ на вопрос)
Какова роль композиции в раскрытии
авторской идеи рассказа «Старуха Изергиль»?
7. Подведение итогов урока.
Министерство Образования и Науки Республики Бурятии
Челутаевская средняя общеобразовательная школа №1
План-конспект урока
Тема: Трагедия позднего прозрения в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».
Класс:11
Выполнила: <\p>
Кондратьева Надежда Степановна
2006 год
Источник: https://infourok.ru/urokissledovanie-po-rasskazu-mgorkogo-staruha-izergil-1485345.html
Анализ «Старуха Изергиль» Горький
М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу.
Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе.
Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.
Год написания – 1894.
История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.<\p>
Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.
Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.
Направление – Романтизм.
История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.<\p>
Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М.
Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
<\p>
Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души.
Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.
Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла.
Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений.
Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.
В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.
Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий.
В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет.
Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.
Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества.
Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами.
Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.
Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины.
Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей.
Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.
Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.
Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.
Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.
Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».
Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.
Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
В рассказе «Старуха Изергиль» сама старуха рассказывает «проходящему» о своей жизни, как на исповеди она раскрывает всю свою душу. Сквозь все свои страдания, испытания и радостные события Изергиль сохранила, то великое стремление к свободе, которое свойственно почти всем героям М. Горького.
Композиция самого рассказа очень необычна, она состоит как бы из трех самостоятельных эпизодов: Первый эпизод — это легенда о Ларре, второй — рассказ старухи о своей жизни и третий — легенда о Данко.
Причем обе легенды о Ларре и о Данко абсолютно противопоставлены друг другу, они как бы показывают разное мировосприятие и представления о жизни.
Структура рассказа, соединяющая две легенды и историю жизни старухи, подчеркивает существование связи между легендой и реальной жизнью. Еще одна особенность этого рассказа заключается в том, что повествование ведется от двух лиц.
Один из рассказчиков это сам автор, он выступает со своими рассуждениями, дает определенные оценки героям и событиям. Вторым же рассказчиком является старуха Изергиль, которая повествует о добре и зле в человеческой жизни.
Ларра — это гордец, эгоист, индивидуалист и себялюбиц. Он рожден от отца орла и земной женщины, поэтому он ставит себя выше всех, противопоставляет себя всему обществу. Он чрезмерно высокомерен и неуважительно относится к простым людям. В легенде Ларра убивает девушку, которая отвергла его, за что в ответ получает презрение со стороны людей.
Получеловек Ларра стремился к свободе и в итоге он все же ее получает, но в виде изгнания из общества. Завоевание свободы за счет несчастья других людей является преступлением, и то одиночество, которое получает в итоге Ларра, есть самое страшное наказание в жизни. Он остался один, а в тоске и пустоте все сразу же вокруг обесценивается и теряет смысл.
Судьба Ларры и наказание, которое он получил, абсолютно справедливо. Нравственно-философская основа этой легенды заключается в том, что прежде чем требовать каких либо благ себе необходимо вначале сделать, что-то полезное для других.
Именно эту точку зрения высказывает старая и мудрая Изергиль, когда оценивает Ларру: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».
По мнению М. Горького, подлинным героем является не тот, кто ставит себя выше других, а тот, кто способен пожертвовать самим собой и своей жизнью ради народа.Таким героем является Данко. Это человек, который способен на подвиг: он готов отдать всего себя без остатка, пойти на все ради блага народа. Через всю легенду прослеживается идея верного служения народу.
Путь главного героя тяжелый и очень сложный. Мужественный юноша повел свой народ через тьму и непреодолимые препятствия. Устав от всех испытаний этого пути, люди уже были готовы повернуть назад, как вдруг Данко разорвал руками грудь, и вынул свое сердце: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освященный этим факелом великой любви к людям…
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Так героической смертью Данко показал бессмертие подвига в памяти народа, он смог доказать всем, что он действительно свободен. Основная идея этой легенды — безграничная любовь к народу и готовность к самопожертвованию ради счастья народа.
В рассказе важную роль играет и сама старуха Изергиль. Героиня рассказывает о своей жизни, которая на первый взгляд состоит из многих любовных похождений. Изергиль — это героиня, по словам самого М. Горького «мятежной жизни», которая стремиться найти свое счастье и свободу. Она прошла через многие жизненные невзгоды и трудности, но все же осталась верной свободе.
Изергиль с восхищением говорит о людях, которые способны к подвигу, и имеют сильную волю и характер: «…он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Героиня знает, что она оставила свой след на земле, он сохраниться в памяти людей, которым она дарила свою любовь.
Ради достойного человека Изергиль так же была готова пожертвовать собой — это и есть главный смысл жизни героини.
Во многих произведениях М. Горького для описания волевых характеров героев, эмоционального напряжения различных жизненных ситуаций писатель использует описание самой природы. Вот каков пейзаж, на фоне которого Старуха Изергиль ведет свой рассказ о Ларре и о Данко: по небу гуляют тучи «пышных, странных очертаний и красок». М.
Горький в своих пейзажах одновременно пытается показать красоту, возвышенность и необычайность, как самой природы, так и человека в целом: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Через пейзаж писатель как бы объединяет природу и человека, реальность перемешивается с вымыслом.
Обе легенды о придуманных писателем героях Ларе и Данко, ведутся на фоне яркой и сказочной природы. Здесь М.
Горький как бы очеловечивает саму природу, наделяет ее человеческими качествами: Могучие деревья, огромные великаны плотно стоят друг к другу, чтобы не пропустить человека «великаны-деревья скрипели, и гудели сердитые песни», «деревья, охваченные холодным огнем молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть…». Такими же сильными, могучими и одновременно почти сказочными выглядят и реальные люди, которые окружают старуху Изергиль. Но главное, что мрачные картины природы всегда сменяется радостными: «…сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…».
В результате М. Горький своим рассказом «Старуха Изергиль» показал необходимость в сильной и волевой личности, которая возникает в период социальных перемен.
2. В. Я. Брюсов как теоретик русского символизма. Худ. совершенство поэзии Брюсова. (1 стихотворение.)В литературе «серебряного века» важное место занимала поэзия. Наступила эпоха бурного развития лирики, в поэзии появились яркие творческие индивидуальности, среди которых одно из первых мест принадлежит В. Я. Брюсову.
Валерия Брюсова называют вождем русского символизма. Для его творчества были характерны беззаветная преданность своему призванию поэта, страстное служение литературе, невзирая на общественный строй. Он утверждал, что мастерство — важнейший элемент художественного творчества.
В 1894—1895 гг. вышли три сборника стихотворений «Русские символисты». Как выяснилось позже, автором большинства стихотворений был Брюсов, выступивший под разными псевдонимами, чтобы создать впечатление существования большого объединения поэтов-единомышленников. Мистификация удалась — читатели и критики заговорили о русском символизме.
В. Я. Брюсов был одним из теоретиков русского символизма. Свое понимание искусства он выразил в статье «Ключи тайн» (1904). Для него искусство — «постижение мира иными, не рассудочными путями».
В момент творческого озарения, считал Брюсов, поэты интуитивно постигают окружающий мир. Рационально передать созерцаемые тайны нельзя, поэтому поэт вынужден прибегать к помощи образов-символов.
Поэзия Брюсова и передает это его понимание искусства, в ней выражено сложное и утонченное восприятие мира «новым человеком» XX века.
Первые стихотворения Валерия Брюсова были опубликованы в 1894—1895 годах и сразу привлекли внимание читателей своей необычностью, дерзостью, экзотичностью. Молодой поэт стремится увидеть необычное в повседневном, зафиксировать преходящие чувства в ярких образах. Отсюда непривычные слова, странные картины, необычные сравнения.
В своих поэтических сборниках начала XX века В. Брюсов затрагивает множество исторических тем: древняя Ассирия, Египет, Греция, Рим, средневековье и Возрождение, наполеоновская эпоха. Обращаясь к героям истории, Брюсов пытается найти в их мыслях и поступках то, что созвучно современности.
Героев Брюсова объединяет целеустремленность, преданность избранному пути, вера в свое историческое предназначение. Брюсова привлекает сила ума и духа, позволяющая встать над будничными заботами, открыть неведомое. Но они всегда одиноки, они не способны на самопожертвование, в них нет чувства служения людям.
Разъединенность героев с окружающими людьми, отчужденность приводят Брюсова к некоторой картинности, риторичности, холодности стихов. Посвящая свои стихи «всем богам», автор, по существу, остается безразличным к содержанию их дела.
Брюсов всегда тяготел к урбанистической лирике — был певцом города, который представлялся ему центром цивилизации и вместе с тем неким спрутом. Брюсов предчувствовал, что на этот город-спрут обрушится Рок. Это предчувствие поэта символически выражено в стихотворении «Конь блед».
Темой одиночества, жизненного неустройства, беззащитности и слабости человека окрашены строки, посвященные городской жизни. В воображении поэта все чаще возникает «близ яркой звезды умирающий город». «Унылый и усталый мир» близится к концу. За роковой чертой возможна либо рабская покорность установленным порядкам, либо взрыв стихийных сил протеста.
Брюсов ощущает обреченность цивилизации. Он считает приближающуюся революцию неизбежной, исторически закономерной, поэтому в нем нет страха, нет ненависти.
Силы будущей революции представляются ему стихией, валом, который движется «по еще не открытым Памирам». Будущий мир станет «общим даром идущих поколений».
Но как будет он построен, на каких основах, кто будет тот «вольный человек», который будет в нем жить, — все это для Брюсова в высшей степени туманно и неопределенно.
С первых своих поэтических шагов Брюсов тщательно работал над «отточенной и завершенной фразой». Человек энциклопедической образованности и высокой культуры поэт побуждает читателя расширять свои знания, учит уважению к человеческой мысли, дает наслаждение уму.
Источник: https://infopedia.su/10x5cd2.html
Образ Героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Образ Героического человека. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде Повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель — быть полезным народу.
Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним.
Но утомленнее трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. «Идем! — крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они пошли за ним, очарованные… И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека — гуманиста и личность большой духовной красоты.
Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры — образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги..
, а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще». За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство иеимрп.шмоп тоски. «В его глазах, — говорит Изергиль, было < мчи.
ко тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мири» Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал дли ееОя лишь смерть.
Идейный смысл рассказа дополняется обрааом старухи Ивер- гиль. Ее воспоминания о своем ЖиаионмоМ пути тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине Стпрукн Ииер- гиль выше всего ценит свободу. Они с гордостью пая ил лот, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».
В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.
Источник: https://www.prepodka.net/obraz-geroicheskogo-cheloveka-v-rasskaze-m-gor-kogo-staruha-izergil/
По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»
По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»
В каждом человеке живет герой. Но для того, чтобы лучшие качества смогли проявиться, необходимы соответствующие условия. Русская литература редко обращала свое внимание на героические поступки.
Более интересными для русских классиков оказывались душевные переживания и внутренние страдания обычного человека. Героическое поведение обусловлено не только ситуацией, но и тем светлым, что есть в душе человека.
Максим Горький создал образ героя, отдающего жизнь ради своего народа.
Данко – один из главных героев рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Он жил в непроходимых лесах, где с трех сторон людей окружали деревья, а с четвертой – степь. Данко был молод, но, несмотря на молодость, он был настоящим лидером. Молодой человек показан смелым героем, который всегда шел вперед, преодолевая трудности и опасности на своем пути.
Это очень красивый юноша, глаза его пылали силой и живым огнем, как и сердце. Говорил он пламенно, но не всегда его речи действовали на окружающих. В его высказываниях видна любовь к людям, преданная и бесконечная.
Горький так описывает своего персонажа: «Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
Из за любви к людям Данко и совершил два героических поступка: сначала он решился вывести людей из непроходимых лесов, а затем вырвал из своей груди сердце и осветил путь людям, поплатившись за это собственной жизнью. Этот поступок можно смело назвать подвигом, ведь самопожертвование ради других и есть настоящий подвиг.
Данко любил людей, любил, даже когда они решили убить его, поэтому он и не противился их воле. Герой легенды знал, что без него людям не выйти из леса. Красивый, смелый, он не боялся ответственности и был полон решимости помочь своему народу. Данко решается вывести отчаявшихся людей из тьмы леса на широкие степные просторы. Он дает людям своего племени надежду.
и провел людей через лес, те сначала с благоговением пошли за ним, а затем забыли о нем, а один осторожный человек даже наступил на пылающее сердце Данко, и оно погасло. Взявшись вывести людей к свету, герой не преследовал никаких личных выгод или корысти. Он не ждал благодарности.
Данко был упрям и горд, но горд за свой народ, который еще недавно был смелым и сильным. Юноша не был ни честолюбивым, ни себялюбивым, ведь перед смертью он не прокричал: «Смотрите, это я вас спас!», а просто смотрел вперед, восхищаясь прекрасным зрелищем – свободной землей, наполненной красотой освеженной дождем природы.
Он смотрел на это в последний раз, он умирал, но был полон счастья за себя, за свой народ, который спас ценой своей жизни.
а спасенные им люди быстро забыли о герое. Их не опечалило и растоптанное благородное горячее сердце Данко, отданное людям. Рассказчица заключает: перед грозой в степи появляются голубые искры – это смелое сердце Данко.
Печален конец этой легенды, рассказанной старухой Изергиль, но автор заставляет нас задуматься о своем будущем, о назначении в жизни, о том, сможет ли хоть кто то из нас быть немножечко похожим на Данко.
Но мы знаем, что пройдет много времени и люди сложат легенды о храбром герое, а когда придет беда, они будут с надеждой ждать прихода своего Данко, своего спасителя.
В другой легенде старухи Изергиль повествуется о Ларре – гордом и злом человеке, презревшем законы общества. Ларра при всех его достоинствах не был готов к служению людям. Этот герой совершил преступление – убийство – и был изгнан из своего племени.
Нет места такому человеку среди людей. Наказанием для Ларры стали не только изгнание, одиночество, но и бессмертие. Так был поражен человек за гордыню, за пренебрежение к людям, законам и правилам жизни в обществе.
Одиночество и изгнание – страшнейшее наказание, которое может постигнуть человека.
Можно быть Ларрой, считать себя выше и лучше других, принять любое зло, нести его вечно, при этом самого себя казнив страшной казнью. Но можно стать и пламенным Данко, человеком, ставящим интересы людей выше своих собственных. Пожертвовать собой, вырвать из груди свое сердце и отдать людям жизнь – на такое способен только герой, любящий свой народ и все человечество.
герой легенды.
Рассказ старухи Изергиль – это красивая сказка, несущая в себе народную мудрость, сказка о героическом юноше Данко, который вырвал из своей груди горящее сердце и, освещая им путь, вывел свой народ из темного леса.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/8/7795.htm
Проблематика рассказа Старуха Изергиль Горького сочинение
Максим Горький (А.М. Пешков) вызывал большой диссонанс в литературной среде своего времени. Кто-то воспринимал его исключительно как певца революции и доверенное лицо власти. Другие ценили его талант прозаика. Третьи считали его новатором.
В ранних же своих произведениях Горький предстает читателю совсем в другом свете – романтическом. Сюда относятся рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие. В этих новеллах поднимаются темы смысла человеческой жизни, самопожертвования, любви и подвига.
Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1894 году. Одним из первых его читателей стал приятель автора В.Г. Короленко. Критика была беспощадна: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поёте не своим голосом». Но рассказ друга всё равно отправил издателю.
Произведение имеет необычную композицию. Рассказ состоит из трёх частей: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о собственной жизни, легенда о Данко. Три составляющих гармонично образуют единое целое. Две легенды обрамляют историю рассказчицы и оттеняют её.
Все части объединены общими темами: смысл жизни, человек в обществе, любовь, свобода. Ларра ценил только личную свободу и любил лишь себя. За что его покарали небеса и отвергли люди.
Данко же хотел свободы и счастья для всего племени, ничего не просив взамен. Для Ларры человеческая жизнь ничего не значит, ценность имеют только личные потребности: «Я убил её, потому, что она меня отвергла. А мне было её нужно».
Данко жертвует собственной жизнью, чтобы спасти других.
История самой Изергиль поднимает те же проблемы. И также в форме сравнения. Её первый молодой человек был весел, ласков, обходителен. Второй – угрюм, иногда ласков, а бывало дрался. Рыбак ценил свою жизнь и шёл на казнь со слезами. Гуцул погибал за идею и шел на смерть, весело покуривая трубку.
Сама же старуха видела смысл жизни только в любви. Её носило по свету вслед за возлюбленными. Она отдавалась этому чувству без остатка, иногда, невзирая на отсутствие взаимности. Она любила смелых людей, способных к самопожертвованию. Это выражается в ее выборе возлюбленных. И в отношении к Ларре и Данко.
Она осуждает Ларру и вдохновляется подвигом Данко.
Тема подвига звучит и в ее собственном рассказе. Говоря про поляка, которого любила, она утверждает, что «в жизни всегда есть место для подвига». Поднимается также тема мелких, опасливых людей. Один из таких растоптал пылающее сердце Данко, остерегаясь чего-то. Такие люди сами не способны на подвиг, и смелый поступок другого человека им неприятен. Но выгоду они всегда готовы принять.
Смысл человеческой жизни в подвиге, в готовности к самопожертвованию. Это главная идея рассказа. Контраст добра и зла, света и тьмы. От Ларры осталась только тень, которая до сих пор не может найти покоя. Тогда как о Данко людям напоминают голубые искры над лесом. Будто там по-прежнему пылает его сердце.
← Три правды в пьесе На дне
← Композиция и сюжет пьесы На дне↑ ГорькийАнализ рассказа Горького Челкаш →
Характеристика и образ Челкаша →
- Анализ рассказа Шолохова Коловерть
Произведение является одной из составных частей прозаического сборника писателя под названием «Донские рассказы», повествующих о событиях в истории России, происходящих в период Гражданской войны.
- Анализ и мораль басни Волк на псарне Крылова 5 класс
Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.
- Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.
- Сочинение по картине Свежий ветер. Волга Левитана описание
Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом
- Сочинение на тему Честность, что такое честность? рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс
Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/problematika-rasskaza-staruha-izergil