Что такое толерантность?

Что означает “толерантность”?

Краткое содержание статьи:

Человек в своей повседневной жизни иногда слышит по телевизору, радио или читает в глобальной сети, печатных изданиях незнакомые ему слова и выражения.

Сегодня вы сможете узнать, что такое толерантность и как данный термин применяется в медицине. На радио и телевидении, в интернете часто встречается понятие – толерантность. Не всем ясно, о чем здесь идет речь.

Рассмотрим подробно этот термин, в каких случаях возможно его применить.

Социологическая теория

Терпение, принятие или толерантность – термин, обозначающий снисходительное отношение к другому, непривычному основной массе людей мировоззрению, жизненной позиции и поведению.

Теория понимания не предусматривает принятие иного как своего, она состоит в предоставлении права жить так, как может и умеет каждый из нас, независимо от особенностей.

Наиболее часто данное понятие используют в следующем виде:

  • Национальная толерантность.
  • Религиозная толерантность.
  • Сексуально-ориентационная толерантность.
  • Медицинская толерантность.

Проблемы уважительного отношения к каждому члену общества стоят в современном мире крайне остро.  Расизм, религия, классовые разногласия и сексуальные меньшинства – вот камень преткновения среди людей вынужденных жить бок о бок, делить социальные структуры: образование, медицину и другие.

Данную проблему нужно решать не только на улице, но и на государственном уровне. Учитывая развитие средств массовой информации, широкое освещение получил вопрос о предоставлении свобод и прав людям, относящим себя к сексуальным меньшинствам. Ведь раньше, об их существовании, мы просто не догадывались. Что это за проблема?

Сексуальные меньшинства, кто это?

Этот термин является комплексным, так как используется для характеристики людей, которые в силу своих особенностей, предпочитают другие сексуальные связи, отличные от гетеросексуальных. Таких в нашем обществе, согласно исследованиям – меньшинство. Обычно это отношения, складывающиеся между людьми одного пола либо сразу двух полов одновременно.

Причины появления такого эротического поведения человека разнообразны и до конца точно не определены, но выделяют основные:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Неврогенная теория нарушения функциональных процессов женских и мужских центров головного мозга, отвечающих за половую принадлежность и ее направленность.
  3. Эндокринные нарушения, связанные с неправильной выработкой половых гормонов щитовидной железой.
  4. Рефлекторные или приобретенные отклонения, обусловленные приемом гормональных препаратов.

Что такое толерантность в более широком смысле, рассуждать можно долго, перебирая все ее стороны. Это понятие в настоящее время находит применение все в новых направлениях.

В этом ролике профессор Духовной Академии Алексей Осипов расскажет о толерантности, все значения этого термина – что означают они для человека в современном мире:

Что такое толерантность в медицине: определение

Толерантность в медицине – это резкое уменьшение реакции на последующее введение наркотических, нейротропных и лекарственных средств. Из-за адаптации организма ему необходимо колоссальное увеличение дозы для достижения положительного результата.

Существует возвратная толерантность – это когда нужно уменьшение дозы для достижения желаемого результата, и кросс-толерантность – это когда приём одного лекарственного препарата резко увеличивает толерантность к приёму иных медицинских средств.

Привыкание к лекарствам

Чем выше у человека толерантность к лекарственным препаратам, которые он употребляет, тем больше лекарств ему нужно для достижения положительного результата.

В большинстве случаев толерантность постепенно формируется при длительном приёме лекарственных средств, а после прекращения приёма лекарств постепенно снижается.

Чрезвычайно быстро вырабатывается толерантность к различным опиатам и матеину.

Общий тип толерантности вызывают данные лекарственные средства:

  • ЛСД;
  • Псилоцибин;
  • Мескалин.

При приеме хотя бы одного из данных препаратов, толерантность повышается спустя несколько часов, а полностью спадает спустя почти семь суток. Многим психоделикам присуща кросс-толерантность.

Например, если человек принял псилоцибин на следующие сутки после приема мескалина, в зависимости от дозы и чувствительности, то либо препарат вообще не подействует, либо эффект будет кратковременным.

Кросс-толерантность психоделических препаратов спадает, через семь дней.

Британские учёные провели многочисленные исследования и пришли к выводу, что у некоторых препаратов отмечается возвратная толерантность – это когда при продолжительном приеме одного лекарственного препарата для достижения положительного эффекта требуется уменьшить его количество.

Иммунологическая толерантность

Это когда организм человека, иммунная система которого постоянно воспринимает инородное тело, как своё и не даёт ответную реакцию на него. У человека полностью отсутствуют различные устройства защиты от введения в него инородных тел.

Аутотолерантность – это природная иммунная толерантность организма человека, к тканям образовывающихся в результате внутриутробного формирования. В первый раз данный термин сформулировал Бёрнет Фрэнк Макфарлейн.

Нарушение иммунитета может привести к развитию данных аутоиммунных заболеваний:

  1. Аутоиммунный тиреоидит;
  2. Болезнь Бехтерева;
  3. Симпатическая офтальмия;
  4. Синдром Шегрена;
  5. Склеродермия;
  6. Узелковый периартериит;
  7. Аутоиммунный хронический гастрит;
  8. Билиарный цирроз печени;
  9. Синдром Гудпасчера;
  10. Системная красная волчанка;
  11. Смешанное заболевание кожных покровов.

Толерантность к глюкозе

Человеческий организм ежедневно нуждается в декстрозе (глюкозе). Медик после введения инъекции содержащей декстрозу в вену пациента чертит искривлённые графики содержания декстрозы в крови, которые охарактеризовывают толерантность к декстрозе. Если у пациента проблемы с поджелудочной железой, то толерантность к декстрозе у него понижена.

Толерантность к декстрозе резко снижается не только лишь при проблемах с поджелудочной железой, но и при иных заболеваниях:

  • Нарушениях работы печении;
  • Инфекционных болезней;
  • Лишнем весе;
  • Из-за некоторых медицинских препаратов;
  • Атеросклерозе.

Также толерантность к декстрозе снижается при серьёзных нарушениях функции коры надпочечников или гипофиза.

Тест на толерантность к глюкозе

Как описано выше, доктора чертят искривлённые линии содержания декстрозы в крови у человека страдающего сахарным диабетом и у здорового индивида, после того как он примет 50 грамм декстрозы.

Если у пациента проблемы с поджелудочной железой, то уровень декстрозы в крови у него постоянно повышен.

Если у человека оптимальная толерантность к декстрозе, то ее уровень в крови восстановится по истечении двух часов.

Обратите внимание

Резко поднимает толерантность к декстрозе инсулин. При введении инъекции инсулина уровень декстрозы в крови резко уменьшается, а ее содержание в мускулах и печени увеличивается.

Если ввести избыточное количество инсулина, то у человека может начаться гипогликемия со спазмами. И если в кратчайшие сроки не вколоть человеку инсулин, то возможна даже смерть.

Гипогликемические спазмы возникают у пациента при резком понижении уровня декстрозы в крови. Увеличенная толерантность к декстрозе отмечается при плохой работе коры надпочечников или гипофиза. Это говорит о том, что снижается антагонистический гормональный эффект, секретируемыми данными железами, по отношению к инсулину.

Толерантность и сексуальные меньшинства

Каждый имеет право выбирать, какую одежду носить и на чем ездить. Аналогично получается и с выбором партнеров. Но многие люди остаются нетерпимыми к такому поведению. И их тоже можно понять, учитывая тот факт, что сегодня такая информация находится в широком доступе на сайтах и в передачах по телевизору. Не все хотят, например, посвящать в это своих детей.

Но что делать противоположной стороне, как жить в обществе, учитывая их особенности. Вопрос возможно разрешить лишь компромиссом.

  Любите друг друга так, как можете, но, не выставляя это на показ, например, не устраивая маршей с характерными лозунгами в парках у фонтанов. А наша социальная среда должна стать более лояльной, понимающей и толерантной в этом отношении.

Только так мы сможем сохранить дружелюбный баланс на стыке двух разнонаправленных слоев нашего общества.

Люди должны относиться толерантно по отношению к друг другу. Врач должен толерантно относиться к больным людям, ведь он давал клятву Гиппократу.

В данной статье вы узнали, что такое толерантность и как этот термин применяется в медицине и социуме. Вопрос о приемлемости нетрадиционных людей обществом остается дискуссионным.

Важно

Несомненно, члены этой группы хотят иметь доступные нам всем права: создавать семьи, заводить детей, учиться в школе и работать.

Здесь и встает проблема уважения и понимания их прав на жизнь в определенной нестандартной форме.

Видео о толерантности

В этом видео Надежда Вяткина расскажет, что на ее взгляд означает понятие «толерантность», во всех его смыслах:

Источник: http://1-vopros.ru/653-chto-takoe-tolerantnost.html

Что такое толерантность

Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: “Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся”.

Толерантность – это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами – членами ЮНЕСКО.

Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года, толерантность понимается как “уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира”. Толерантность определяется Декларацией как “гармония в многообразии”.

Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Совет

Толерантность не означает только признание факта существования “Другого”. Толерантность означает возможность “Другого” чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам – это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг “Никакой толерантности к нетолерантности!”.

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Основные принципы толерантности

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей. 2. Уважение различий. 3. Понимание индивидуальной неповторимости. 4. Взаимодополняемость как основная черта различий. 5. Взаимозависимость как основа совместных действий. 6. Культура мира.

7. Сохранение памяти.

Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

–  отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

– умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

– толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

– принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Мы должны быть всегда готовы устранять стереотипы и искаженные представления и выступать в защиту жертв дискриминации.

В Международный день терпимости необходимо находить подтверждение идее о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой. Необходимо стремиться к созиданию более терпимых общин, в жизни которых укоренится этот основополагающий идеал.

Материал подготовила Белорусова В.А.

Обратите внимание

При подготовке материала использованы статьи с сайтов: http://www.calend.ru/holidays/0/0/102/

http://boomerang-kdm.ru/calendar.php?s1=42

28 ноября 2014 <\p>

Источник: https://ozgdou5.edumsko.ru/activity/4parents/post/71727

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

терпимость к другому мнению, образу жизни, признание за другими права быть иными.<\p>

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

1) терпимость, снисходительность к чему – либо; 2) принцип политического плюрализма.<\p>

Источник: Политико-терминологический словарь

лат. toierantia терпение) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; одна из базовых ценностей демократии.<\p>

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

лат.— терпение) — терпимое отношение к «чужому» образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям.

Источник: Политологический словарь-справочник

позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае если эти силы находятся у власти, Т. проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции.<\p>

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение)

1) позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах. В случае если эти силы находятся у власти, проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции;

2) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (как основа идеологии политкорректности в либерально-демократическом движении).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

лат. toleranfia терпение) – терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип Т.

начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп.<\p>

В политической сфере Т.

выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества.<\p>

Источник: Политология: Словарь-справочник

Важно

от лат. tolerantia — терпение) — терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий. Т.

— важный признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства, подлинной демократии и гуманизма, идеологического и политического плюрализма. В политике Т., в частности, означает допущение и терпимое отношение к оппозиции. Т.

— необходимое условие решения социально- политических и идеологических проблем не на пути обострения противоречий, бескомпромиссности, а посредством учета и согласования интересов, терпеливых переговоров, нахождения компромиссов. Вместе с тем Т.

было бы неправильно понимать как беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности, в том числе и к антиконституционным, незаконным действиям.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

от лат. tolerantia – терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.<\p>

Т.

– важный признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства, подлинной демократии и гуманизма, идеологического и политического плюрализма. В политике Т., в частности, означает допущение и терпимое отношение к оппозиции Т.

– необходимое условие решения социально- политических и идеологических проблем не на путях обострения различных противоречий, бескомпромиссности, а на путях взаимного учета и согласования интересов, терпеливых переговоров, нахождения компромиссов и т.д. Вместе с тем Т.

было бы неправильно понимать как беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности, в том числе и к антиконституционным, незаконным действиям.<\p>

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

англ., фр. tolerance – терпимость от лат. tolerantia – терпение) – терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к культурному явлению.

Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства.

<\p>

Низкий уровень толерантности характерен для традиционного общества. Его основной принцип “делай, как делали все и всегда” позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала.

Динамичность интересов, которые могут вмещаться в позитивную часть политического пространства, подрывает основу традиционности. Неукоснительное следование социальной схеме называется ригоризмом. Переход от традиционного общества к открытому можно интерпретировать как противоборство ригоризма и нетерпимости с толерантной мировоззренческой ориентацией.

В политике возможность для толерантности создает появление оппозиционности, которая становится легальной.<\p>

Совет

Развитие демократии в Европе приводит к укоренению толерантности и институционализации этого феномена политической культуры в политическую практику середине XX в.

В развитых странах Запада появилась возможность для равноправного взаимодействия ряда политических сил в рамках целостной политической системы. Этот процесс был значительно продвинут тем воздействием, которое оказали на демократию тоталитарные режимы.<\p>

Чрезмерная идеологизация исключает толерантность из политических отношений.

В СССР, других социалистических странах, в странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, т. е. в условиях тоталитарных политических систем, толерантность отсутствовала. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала политическая нетерпимость к политическому инакомыслию.

Так, в СССР практически любая политическая позиция, отличная от официальной, могла квалифицироватся как антисоветская. Политико-государственная система подвергала наказанию людей, ориентированных диссидентски, самым безжалостным образом, вплоть до политического террора и смертной казни.

<\p>

Толерантность может быть формальной, содержательной, абстрактной, реальной и т.д. Естественное основание явление толерантности обретает в политическом плюрализме. Практика индивидуализации политической ориентации и свободная деятельность в границах закона – условие, которое толерантность превращает в элемент повседневной коммуникативной практики в политике и в иных социальных сферах.<\p>

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

лат. tolerantia — терпение) в либерально-демократическом, насквозь пропитанным идеологией политкорректности, под толерантностью понимается терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Однако на самом деле под словом толерантность сегодняшняя власть и ее подпевалы подразумевает пропаганду терпимости коренных народов России к разрастанию этнической преступности (террор мирных жителей, торговля наркотиками, работорговля, грабежи, изнасилования и т. д.

), завоеванию иммигрантами всех жизненно-важных сфер, в том числе вытеснению с законных земельных территорий. Этот тайный смыл помогает понять исконное значение слова, которое пришло из медицины.

В этой области знания под толерантностью понимается такое иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

Обратите внимание

Таким образом при распространении смысла на общество, как организм более высокого порядка, видно, что это — отсутствие способности общества противостоять внедрению вражеских идеологий .<\p>

Отличным лекарством от толерантности общества является национализм.

То, что рост этой идеологии неизбежен, показывают последние события, когда власть начинает бороться с фантомом «русского фашизма», не позволяя Русским объединяться по национальному признаку. Такое поведение, по всей видимости, является знаком обострения всех этих болезней современного общества — либеральной демократии, толерантности и т. д.

При этом происходит именно обострение, т. е. кризис, который всегда предшествует выздоровлению. Уместность именно такого использования слова «обострение» подтвердит большинство граждан России. Именно «обострение демократии» в России наблюдается последние 15 — 20 лет. А в последние годы еще добавилось «обострение толерантности».

Это именно обострение болезни, с соответствующим комплексом симптомов: геноцидом коренного населения, вывозом из страны материальных ценностей, уничтожением армии (см. армейская реформа), захватом власти и средств массовой информации лицами некоренных национальностей и т. д. Налицо упадок государства, то есть его болезнь.

Национализм же, напротив, есть здоровая защитная реакция общества, ответ его иммунной системы на болезнь, так как национализм противостоит упадку и разрушению. Именно националисты выступают против «болезни государства», ставя своей целью его возрождение, включая увеличение рождаемости коренного населения, восстановление обороноспособности, конфискацию награбленного и т. д. Нынешняя же власть считает, по-видимому, наоборот — возрождение России является болезнью. Поэтому она и проводит последние 15 лет интенсивную терапию России «демократией» и «толерантностью», и, к сожалению, надо констатировать, что такое «лечение» уже достигло определенных успехов.<\p>

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

может быть определена как терпимость, как состояние четкой ориентации на диалог и компромисс в ситуации корректного уважения к разным особенностям его участников; к различным чертам в убеждениях верования другого человека в свои цели, идеалы и ценности; к другим способам удовлетворения своих потребностей; к другим нормам, традициям и образу жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфессий. Это принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. В качестве международно-правового принципа она закреплена в Уставе ООН, в котором Объединенные Нации взяли на себя обязательство «проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается необходимость «содействовать взаимопониманию, терпимости, и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами». В утвержденной ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности Т. характеризуется как понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека. Т. необходима как в отношениях между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. Ее утверждение на государственномуровне требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных, и административных норм, а также предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В Российской Федерации осуществлялась Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ № 629 от 25 августа 2001. Целью Программы являлось формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Ее реализация была призвана обеспечить возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социально-политической напряженности. 19 ноября 2004 Правительство РФ приняло Постановление № 665 о завершении реализации этой программы. По решению ЮНЕСКО 16 ноября ежегодно отмечается как день, посвященный Т. Лит.: Декларация принципов толерантности: Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Толерантность и агрессивность в истории и современности: Материалы круглого стола, Иваново, 25 июня 2002 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 109 с.; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. М., 1997. № 11. С. 46—54; Толерантность / Под ред. М.Б. Хомякова. Екатеринбург, 2000; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; Публичная сфера и культура толерантности. М., 2002.

Источник: Геокультурная энциклопедия

от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя.<\p>

Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».

<\p>

Важно

Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).<\p>

В 1950-х гг.

понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.

<\p>

Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.<\p>

В 1995 г.

на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».<\p>

Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.<\p>

Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.<\p>

Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.<\p>

Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.<\p>

Совет

В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков.<\p>

С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности.<\p>

С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.<\p>

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Источник: http://politike.ru/termin/tolerantnost.html

Что такое толерантность

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание.

Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе.

В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Психологические аспекты.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…».

«Толерантность» – один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.

Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют.

Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования.

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.

Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности.

Дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:

естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

Обратите внимание

моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);

нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

Остановимся на этих типах толерантности подробнее.

Толерантность типа «А» – это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу.

Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Данный тип толерантности, как показывают современные социобиологические исследования, имеет отчетливые эволюционно-генетические предпосылки в животном мире. Такая толерантность достаточно хорошо исследована также в детской психологии и детском психоанализе.

Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам – он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем – тем инструментом, что ему доступен.

Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался (данный феномен Л.Выготский называл «детским солипсизмом»).

В этом смысле, действительно – родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам.

Для З.Фрейда детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя. Все стадии психосексуального развития по Фрейду связаны не в последнюю очередь с обретением новых навыков терпения (есть не когда хочется, а когда научили, не писаться в штанишки, и так далее).

Важно

Терпение – это по сути первый рубеж встречи физиологических потребностей индивида и собственно человеческого способа их удовлетворения, встреча природного индивида с культурой в широком смысле слова.

Но такое терпение иноприродно и не имеет отношения к толерантности типа «А», изначально присущей ребенку.

Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия.

С одной стороны, наличие у детей толерантности типа «А» обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная «асимметричность» толерантности типа «А» ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом, осуществляющееся как правило в форме инволюции (обратного развития) естественной толерантности.

Толерантность типа «Б» характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей.

«Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость – нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию.

Можно утверждать, что толерантность типа «Б» по сути дела есть квази-толерантность – неподлинная, частичная, видимая, условная, искусственная толерантность: «мы терпим вас потому, что…

»; «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…»; «в данный момент я не могу быть полностью самим собой и вынужден играть в терпимость…»; «я не думаю о другом, а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя».

Толерантность типа «Б» – это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия (здесь можно в качестве примера привести родителя, который одобрительно кивает в ответ на бесчинства детей, но внутренне напряжен и негативен по отношению к такому поведению).

Хотя такая «терпимость» выглядит на первый взгляд лучше, чем «нетерпимость», и то, и другое являются, тем не менее, однопорядковыми и одноприродными явлениями. Различия между ними – лишь количественные, а не качественные, поскольку их психологическая основа идентична.

В этом смысле можно сказать, что толерантность типа «Б» – это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.

Толерантность типа «В» построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере.

Совет

В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.

Для человека, обладающего толерантностью типа «В», напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность.

Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная (в отличие от толерантности типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.

В своих проявлениях толерантность типа «В» ассоциируется с триадой К.Роджерса – безусловным принятием, безоценочностью и конгруэнтностью.

Такая толерантность обнаруживается также в межличностном (точнее, транс-персональном) общении персонифицированной личности, в структуре которой элиминированы персональный и теневой компоненты, тогда как проявления сущности (лика), напротив, предельно выражены.

Толерантность типа «В» является характерной особенностью ряда практик общения, обладающих отчетливым психотерапевтическим эффектом. Во-первых, это, прежде всего, практика подлинно духовного отношения к человеку.

Так, многие положения мировых религий и, в частности, многие притчи Нового завета, основаны на толерантности типа «В», совершенно непонятной для здравого смысла, выходящей за рамки той или иной морали, но каждый раз преисполненной подлинной мудростью, глубоким психологическим, психотерапевтическим и жизненным смыслом.

Во-вторых, это практика подлинно нравственного отношения к человеку, всегда преодолевающая узкий горизонт любой морали, поддерживающая в любом человеке его свободу, достоинство и самоценность. Прекрасные примеры такого нравственного и толерантного отношения к человеку дает классическая, художественная литература (В.Гюго, Ф.Достоевский, Л.Толстой и др.).

В-третьих, это практика подлинного психотерапевтического отношения к человеку, основанная на личностной зрелости и профессионализме терапевта.

В частности, психопрофилактика и коррекция интолерантности во внутрисемейных отношениях – это одна из фундаментальных задач семейной терапии, где можно и нужно культивировать толерантность типа «В». Работая с проблемной семьей, психотерапевт является (в идеале) моделью толерантности типа «В».

Обратите внимание

Сам способ семейно-терапевтического взаимодействия строится по принципам, ориентированным на такую толерантность терапевта и принятие им мира клиентов.

Очень важно в ходе семейно-психотерапевтической сессии услышать голоса всех членов семьи, в том числе детей, стариков, физически и психически больных людей, и подтвердить, что их бытие самоценно и в этом смысле имеет позитивное значение для других членов семьи, для сообщества в целом.

А.Б. Орлов, А.З.Шапиро  

Источник: https://www.b17.ru/blog/41221/

Толерантность – что это такое и какие бывают виды и крайности

Оглавление:

  • 1 Определение
  • 2 Виды
  • 3 Хотите оценить свой уровень толерантности?

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Спокойно ли вы относитесь к людям с другим вероисповеданием? Как вы смотрите на человека, который придерживается совершенно другого мировоззрения? Легко ли вам общаться с людьми разных культур? Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет про толерантность, что это такое, какие бывают виды и в чем заключается опасность всепоглощающей терпимости.

Если вы хотите углубиться в изучение этого понятия, разрешить для себя некоторые вопросы, понять нужно ли воспитывать это чувство в ребенке с самого начала, то вам обязательно пригодится книга Дмитрия Колесова и Светланы Бондыревой «Толерантность. Введение в проблему».

Определение

Сегодня о толерантности не говорит только ленивый, ее преподают в школах, устраивают мероприятия, даже существует международный день толерантности. Но все ли мы понимаем истинное значение этого понятия?

Слово толерантность происходит о созвучного латинского слова, которое означает терпимость и терпение. В науке мы можем встретить это понятие в 18 веке. В нашей стране слово толерантность употреблялось в либеральной печати в 19 веке, но исчезло, по понятным причинам, аж до 90-х годов прошлого столетия.

Сегодня это слово встречается в разных сферах: социология, политика, международное право, межэтнические взаимоотношения и так далее. Даже в медицине используется слово толерантность, что в общем значении предполагает привыкание организма.

Наш мир велик. все мы не похожи друг на друга, верим в разных богов, у нас отличная культура, совершенно неповторимые обряды. Толерантность в широком смысле означает восприятие других людей, их формы самовыражения, их мысли, поведение и образ жизни, без агрессии.

Толерантность предполагает свободу выбора каждого человека, открытость. Это не значит всепрощающее терпение, это доброжелательность и понимание. Например, когда перед нами преступник, убийца, насильник или террорист, то к нему относиться толерантно невозможно.

Если речь идет о нарушении человеческой свободы, правах, манипуляции или нарушению морали, то ни о какой толерантности и речи быть не может. Хотя многие политики очень умело пользуются этим удобным термином, например, для поддержки беженцев.

Виды

На сегодняшний день в личностной психологии можно различить три вида толерантности.

Первый — натуральная или естественная. Здесь речь идет о таких свойствах, как любознательность, доверчивость, открытость всему новому и интересному. Этот вид скорее относится к маленьким деткам, у которых еще не произошло разделение своего истинного «Я» и социума.

Он не различает опыт личный и общественный. Для него все едино. Очень важно научиться не подавлять такие качества в ребенке, а наоборот, воспитывать любознательность и открытость миру.

Важно

Этот вид толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде. Пусть они даже жестокие. Исследования показали, что ребенок все равно тянется к матери, как бы она себя с ним ни вела.

Второй вид — моральная. Самая распространенная толерантность среди взрослых людей. Здесь мы говорим про подавление внутреннего неприятия человека или ситуации в целом. Например, я вас терплю, потому что так складываются обстоятельства.

Это скорее внешнее проявление терпимости. Сдерживание своих эмоций, показная доброжелательность и лояльность, хотя внутри человек испытывает совершенно другие эмоции.

Третий вид — нравственная. Это вид толерантности можно назвать самым зрелым и адекватным. Когда человек воспринимает свое «Я», спокойно относится к окружающим, не пытается переделать мир под себя. Здесь мы говорим про уважение к другому, чужому. Но и уважению к самому себе.

Хотите оценить свой уровень толерантности?

Тогда предлагаю вам проанализировать себя относительно следующих позиций:

1. Чувство юмора. Толерантный человек легко и живо реагирует на шутки, способен смеяться над собой. Интолератный не воспринимает юмор, категорично относится к шуткам над собой, даже агрессивно.

2. Ответственность. Толерантный человек смело берет на себя ответственность за поступки, слова, не перекладывает ее на других людей. Интолерантый же всегда считает, что ситуация никак не зависит от него, все перекладывает на других людей или же обстоятельства.

3. Чувство безопасности. Толерантный человек чувствует себя защищенным, он не сомневается в себе и не воспринимает окружающий мир как угрозу. Интолерантный во всем видит опасность, боится других людей, сомневается в себе.

4. Самореализация. В первом случае человек творит, занимается своим развитием, познает новое. Во втором случае мы видим человека не заинтересованного в своем самосовершенствовании, у него нет потребности в самоопределении и нет сопереживания другим.

5. Оценка себя. Первый — адекватно воспринимает себя, у него нормальная самооценка, прекрасно понимает и знает свои недостатки. Второй — обвиняет всех, выставляет напоказ свои достоинства и акцентирует внимание на чужих недостатках.

Толерантность имеет и свои подводные камни. Например, проблема крайней формы толерантности. Когда человек всепрощающий, забывает о себе самом. Есть и оборотная сторона: полное неприятие чужого, не своего.

Как и везде, необходимо не переходить границы и соблюдать разумность. Конечно, нужно стараться понимать других людей, помнить про их право свободного выбора. Но при этом нельзя относиться безразлично, прикрывая это толерантностью, ко всему, что происходит вокруг.

Совет

Как вы определяете для себя это понятие? Какие крайние формы проявления толерантности вы можете назвать?

Любите себя и окружающий мир.
Всего вам наилучшего!

Интересные статьи по теме:

Источник: https://ezy-life.ru/lichnost/tolerantnost-chto-eto-takoe.html

Толерантность, что это простыми словами и языком

«Толерантность» – это, простыми словами, понятие обозначающее терпение, терпеливость и принятие, которое широко применяется в социологии по отношению к определению терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, сексуальной ориентации и обычаям. Надо отметить, что толерантность не равнозначна безразличию. Она также не означает принятие иного мировоззрения или образа жизни, ее сущность состоит в предоставлении другим людям права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство.

Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Социологические теории толерантности

Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма.

Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации.

При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: права человека, демократия, мир.

Какая бывает толерантность:

  1. Гендерная.
  2. Расовая и национальная.
  3. По отношению к инвалидам.
  4. Религиозная.
  5. Сексуально-ориентационная.
  6. Политическая.
  7. Образовательная.
  8. Межклассовая.

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  1. насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;
  2. в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  3. проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  4. причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  5. возможности формирования толерантных установок.

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества.

Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие.

В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.

Что такое толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И.

Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В.

Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.

Семантическое поле слова толерантность в целом можно считать сегментом семантического поля слова терпимость, с некоторым сдвигом в сторону понятия «принять». В современный язык оно пришло из англ. tolerance — «терпимость, готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их».

Обратите внимание

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае и кандидат психологических наук Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то.

Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Как развивается толерантность в России

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.

Как известно, «новое мышление» было предложено всему миру в качестве стратегической ориентации М. С. Горбачевым. Парадигму «нового мышления» можно представить, как попытку подчинить эмпирические данные о наличии глобальных угроз задаче формирования всеобщего братства народов мира.

Горбачев был совершенно уверен в том, что перестройка старого сознания и утверждение «нового мышления» позволят решать ключевые глобальные проблемы «в духе сотрудничества, а не враждебности». Мир, таким образом, должен был вступить в качественно новую эру — эру всеобщей толерантности. Горбачев утверждал, что концепция перестройки — это не звонкая фраза, а тщательно подготовленная программа.

Горбачев был вынужден придать идее перестройки содержание многофункциональной панацеи.

Перестройка была призвана сыграть роль волшебной силы, позволяющей обеспечить решительное преодоление застойных процессов, опору на живое творчество масс, всестороннюю интенсификацию экономики, решительный поворот к науке, соединение плановой экономики с достижениями научно-технической революции, приоритетное развитие социальной сферы, последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости. Соответственно и «новое мышление» рассматривалось как универсально действующий рычаг оздоровления всей международной обстановки.

Исходя из специфической логики «нового мышления», Горбачев утверждал, что образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, «утратили всякое разумное основание».

Фильтр «нового мышления» подтверждал лишь те истины, которые формировались в его структурах. Среди них можно отметить вывод, согласно которому «безопасность неделима.

Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Важно

Горький опыт, однако, показал, что при распаде Варшавского договора, вызванного перестройкой, безопасность США, стран НАТО значительно окрепла, тогда, как безопасность России существенно ослабла.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантностиКонституция.

В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст.

136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов.

СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.

Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО.

Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

Организация объединенных наций: определение толерантности

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:

Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Совет

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Толерантность в религии Буддизм

Будда указывал, что по отношению к другим религиям необходима веротерпимость. Исследователи М. С. Уланов, В. Н. Бадмаев считают, что это стало практически первым в истории провозглашением данного принципа.

Также Будда призывал не навязывать собственное учение тем, кто ещё не достиг духовной зрелости и не пришёл к учителю самостоятельно. Будда считал, что каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности.

Среди индийских буддистов толерантность являлась «религиозным идеалом».

Правитель Ашока, известный распространением буддизма, в своём указе заявлял: «Следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой».

В буддизме также существует терпимое отношение к раскольникам, что позволило создать большое количество школ буддизма. Подобная толерантность, как считает буддолог и профессор В. П. Андросов, «делает самую древнюю религию самой современной».

Кроме того, как отмечает буддолог и профессор В. Г. Лысенко, последователь буддизма может быть также одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии».

Далай-лама XIV отмечал, что христианам и иудеям желательно брать из буддизма только те медитативные и философские части учения, которые не противоречат их религиям, потому что отказ от иудаизма или христианства не является необходимым условием для практики буддизма. Критики оценивают этот феномен как «слабость» буддизма, в свою очередь учёные указывают, что именно такая толерантность привлекает в буддизм множество последователей, особенно на Западе.

Учёные, рассматривая буддийскую толерантность, часто имеют в виду то, что буддизм не приемлет насильственного распространения учения. Распространение буддизма в другую культуру происходит ненасильственно и постепенно. Насильственное же «навязывание» учения буддизм считает «преступлением и насилием над личностью».

Обратите внимание

Кандидат исторических наук и старший научный сотрудник ДНЦ РАН Г. И. Юсупова, рассматривая буддийскую школу дзэн, прогнозировала, что в будущем распространение этой школы в мире будет усиливаться, в том числе по той причине, что учение школы содержит в себе «неиссякаемые возможности для развития толерантного сознания, терпимости, приятия человеком самого себя и окружающих».

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность<\p>

Источник: https://alcostad.ru/tolerantnost-chto-eto-prostymi-slovami-i-yazykom/

Ссылка на основную публикацию